Неподсудность государства суду другого государства это иммунитет сга

Обновлено: 28.04.2024

СУДЕБНЫЙ ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА – неподсудность одного государства судебным органам другого государства. С. и. г. является следствием принципа суверенитета государства, исключающего какое-либо подчинение одного государства другому. Согласно общепризнанной норме международного права, государство не отвечает перед судами другого государства, кроме случаев добровольно и прямо выраженного согласия на подчинение местной юрисдикции. Для принудительного исполнения вынесенного судебного решения требуется специальное согласие заинтересованного государства. С. и. г. распространяется на действия всех органов государства, его представляющих, а также на любое государственное имущество, как служащее для дипломатических целей, так и используемое государством для его торговой деятельности.

С. и. г. неоднократно нарушался империалистическими государствами в делах, касавшихся иммунитета Советского государства и его имущества. Пытаясь ликвидировать последствия установления социалистической собственности в СССР, суды этих государств не признавали советских декретов о национализации, представляли СССР как «торгующее государство», не обладающее С. и. г., и т. д. Постояннэ растущая политическая и экономическая мощь СССР привела к провалу этих неправомерных действий, являющихся формой вмешательства zo внутренние дела Советского государства. Капиталистические государства были вынуждены признать иммунитет СССР в отношении любой его собственности, хотя попытки нарушить этот принцип не прекращаются (случай с арестом советского судна «Россия» в нью-йоркском порту в марте 1948 г.).

В законодательной и договорной практике СССР принцип С. и. г. наиболее полно разработан в отношении торговых представительств Советского Союза за границей.

Пределы, в которых СССР допускает предъявление исков к торгпредствам как органам Советского государства, указаны в советском законодательстве и в заключённых СССР международных договорах (см. Торговое представительство СССР). Там, где советский закон или заключённый СССР международный договор не устанавливает совершенно ясно возможности предъявления иска к торгпредству СССР в иностранном суде, должно действовать общее правило о С. и. г. Принудительное исполнение допускается лишь в случаях, указанных в договоре; распространительное толкование случаев обращения принудительного взыскания недопустимо. По советскому законодательству наложение ареста и обращение взыскания на имущество, принадлежащее иностранному государству, может быть произведено лишь с предварительного в каждом отдельном случае разрешения Советского правительства.

Неподсудность иностранного государства местному суду имеет применение лишь тогда, когда к государству предъявляется иск, т. е. когда государство является ответчиком. Но государство вправе предъявлять иск в суде другого государства. Если государство предъявляет иск, то тем самым оно уже выражает согласие подчиниться иностранному суду по данному конкретному делу, но это ещё не означает согласия на применение мер принудительного исполнения судебного решения.

Юридический словарь. — М.: Госюриздат . Главный редактор С.Н. Братусь и др. . 1953 .

Полезное

Смотреть что такое "СУДЕБНЫЙ ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА" в других словарях:

Иммунитет государства — (суверенный иммунитет) в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств. Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе … Википедия

Судебный иммунитет — (англ. judicial immunity) иммунитет государства в узком смысле. В силу Си. государство не может быть привлечено в качестве ответчика в суде др. государства, кроме случаев доброво … Энциклопедия права

Иммунитет государства — (англ. immunity of the state) закрепленный в Уставе ООН общепризнанный принцип международного права, в силу которого ни одно государство не может осуществлять свою власть в отношении другого. И.г. распространяется на каждое государство и… … Энциклопедия права

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА — принцип международного права, основанный на принципе государственного суверенитета. И.г. состоит в том, что в силу равенства всех государств одно государство не может осуществлять власть в отношении другого государства («равный не имеет власти… … Юридическая энциклопедия

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА — в самом общем смысле неподсудность одного государства суду другого государства (см. Суверенное равенство государств). Иммунитетом пользуются само иностранное государство, его органы и принадлежащее ему имущество. В теории международного права и в … Юридический словарь

иммунитет государства — в самом общем смысле неподсудность одного государства суду другого государства (см. суверенное равенство государств). Иммунитетом пользуются само иностранное государство, его органы и принадлежащее ему имущество. В теории международного права и в … Большой юридический словарь

Судебный иммунитет — (англ. judicial immunity) иммунитет государства в узком смысле. В силу Си. государство не может быть привлечено в качестве ответчика в суде др. государства, кроме случаев добровольно и прямо выраженного согласия на подчинение местной юрисдикции.… … Большой юридический словарь

Юрисдикционный иммунитет государства — исключительное право государства не подчиняться некоторым национальным процессуальным правилам других государств (выделяют судебный иммунитет, провозглашающий неподсудность одного государства судебному органу иного государства; иммунитет от… … Большой юридический словарь

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА — в общем смысле неподсудность государства суду иностранного государства. Генезис И.г. восходит к обычной норме, выраженной в латинских максимах: par in parem non habet imperiiim, par in parem non habet jurisdictionen ( равный над равным власти не… … Энциклопедия юриста

1. Судебный иммунитет международных организаций определяется международным договором Российской Федерации, федеральным законом.

2. Отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном правилами международной организации. В этом случае арбитражный суд рассматривает дело в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Комментарии к ст. 251 АПК РФ

1. Иммунитет иностранного государства представляет собой исключение одного государства из юрисдикции другого, основанное на суверенитете каждого государства и их суверенном равенстве.

Судебный иммунитет иностранного государства означает неподсудность одного государства суду другого государства и, как следствие, недопустимость предварительного обеспечения иска, принудительного исполнения принятого в отношении его судебного решения.

Уточняя общее правило, законодатель не допускает предъявление в суде Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение его к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, которое принадлежит иностранному государству и находится на территории Российской Федерации, принятие иных обеспечительных мер, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения судебного акта.

Иммунитетом обладает всякое имущество иностранного государства, в том числе находящееся во владении российской организации.

Все названные процессуальные действия (перечень не является закрытым) по отношению к иностранному государству допускаются не иначе как с согласия последнего, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором с участием Российской Федерации.

Действие в Российской Федерации принципа абсолютного иммунитета иностранного государства не свидетельствует об отказе в правосудии.

Заинтересованное лицо может предъявить иск к иностранному государству, используя предварительное согласие последнего, имеющее место в оговорке или пророгационном соглашении (соглашении о подсудности) как составной части контракта либо иного документа.

В противном случае заинтересованное лицо может обратиться только к собственному государству в целях инициирования дипломатических переговоров с иностранным государством и урегулирования конфликта на межгосударственном уровне.

Если предъявление в суд иска к иностранному государству не сопровождается предъявлением документов, подтверждающих согласие последнего на рассмотрение дела в суде, то производство по делу не возбуждается.

Арбитражный процессуальный закон не предусматривает необходимости обращения иностранного государства в лице полномочного органа или полномочного представителя к суду с заявлением об иммунитете. Однако такое обращение не воспрещается, если имеется в нем необходимость. В ответ на обращение с иском могут последовать нота посольства иностранного государства, заявление полномочного департамента иностранного государства, если вопросы иммунитета носят дискуссионный характер.

Многие государства (например, Австрия, Великобритания, Германия, США и др.) предоставляют иммунитет лишь там, где иностранные государства осуществляют публично-правовые функции.

В последние десятилетия в мировом сообществе широко используется ограниченный иммунитет, который не распространяется на гражданско-правовые сделки, совершаемые иностранными государствами.

Аналогичная тенденция наблюдается во взглядах российских специалистов, когда они анализируют двусторонние международные договоры и судебную практику. Ограничение иммунитета иностранного государства при таком подходе может иметь место тогда, когда решается вопрос о его гражданско-правовой ответственности при совершении сделки не в целях обеспечения выполнения публичных функций, а для извлечения прибыли. Последний вывод всегда носит оценочный характер.

Определенность в вопросе абсолютного или относительного иммунитета иностранного государства может наступить только после присоединения Российской Федерации к многосторонним международным договорам.

Государства, их органы и обособленные подразделения, принадлежащая им собственность пользуются иммунитетом в соответствии с названной Конвенцией только при осуществлении суверенных функций. То есть ограничения свидетельствуют об отсутствии абсолютного иммунитета, хотя в юридической доктрине такая концепция наряду с концепцией ограниченного иммунитета имеет место.

Поэтому наличие у государства иммунитета не является безусловным основанием для освобождения его органов от ответственности по принятым на себя обязательствам.

Если лицо, обладающее международным иммунитетом, участвует в судебном заседании, исследует доказательства, представляет суду отзыв и при этом не ссылается на наличие у него иммунитета, то оно добровольно ограничивает иммунитет, выражая свое согласие на разбирательство дела в российском суде конклюдентными действиями.

Российская Федерация не участвует в Европейской конвенции об иммунитете от 16 мая 1972 г. с участием Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Швейцарии и других стран, но содержащиеся в ней критерии представляют интерес для судебной практики, поскольку она ориентирует на то, что сторона в заявленном споре не может ссылаться на принадлежащие ей льготы и привилегии, если выступает в суде в качестве истца, заявляет встречный иск, ссылается на иммунитет после принятия судом решения по существу спора.

Международное частное право: Сборник документов. М.: БЕК, 1997. С. 41 - 55.

2. Международные организации являются межправительственными, а потому обладают некоторыми изъятиями, которые имеют отношение к сфере действия национального законодательства, в том числе о судопроизводстве.

Наделение международных организаций судебным иммунитетом необходимо для беспрепятственного осуществления ими своих функций. Поэтому иммунитет международных организаций является не суверенным, а функциональным.

Если международные иммунитеты государств основаны на их суверенитете ("равный над равными власти не имеет"), то международные иммунитеты межправительственных организаций возникают только на договорной основе.

Функциональная природа иммунитетов иностранных организаций предопределяет необходимость их защиты от контроля со стороны отдельных государств-участников, обеспечения неподконтрольности их имущества по месту нахождения международной организации и освобождения от налогов.

Иммунитет межправительственных организаций закрепляется, как правило, в их уставах, иных учредительных документах. Уточнение иммунитетов имеет место в соглашениях (международных договорах), положениях уставов межправительственных организаций, в постановлениях их органов, которые, как правило, включают несколько видов иммунитетов. Среди них следует различать иммунитеты от применения национального законодательства, от судопроизводства, собственности.

Иммунитет от применения национального законодательства имеет отношение к сделкам межправительственных организаций с юридическими и физическими лицами, к документам этих организаций и имеет значение для установления в спорных отношениях применимого права.

Например, в первые годы существования ООН ее учреждения использовали ссылки на национальное законодательство государств по месту своего нахождения. В настоящее время, напротив, все ее учреждения избегают национального законодательства. Сделки заключаются на основе внутренних правил межправительственных организаций.

Правила и процедуры, принятые в международной организации, не могут быть подвергнуты цензуре законодательных, исполнительных и судебных органов государств-участников.

Иммунитет от судопроизводства означает запрет на принятие иска к рассмотрению в связи с наличием у межправительственной организации международного иммунитета от рассмотрения исков в национальных судах.

В то же время международные организации обладают правом искать и отвечать в суде (ст. 104 Устава ООН).

Международные организации почти не обращаются в национальные суды, поскольку у них имеется собственная процедура разрешения споров.

Международная практика свидетельствует о том, что иммунитеты от применения национального законодательства и от судопроизводства не знают нарушений. Иначе обстоят дела с иммунитетом собственности. Несмотря на то что имущество международных организаций не подлежит обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации, имеют место аресты их банковских счетов, ограничения, принимаемые таможенными службами. При таких обстоятельствах международные организации по дипломатическим каналам обращаются с заявлениями, и конфликты разрешаются на межправительственном уровне без судебной процедуры.

3. Наряду с широким использованием права на иммунитеты международные организации могут в силу тех или иных обстоятельств отказаться от них.

На отказ от иммунитета уполномочены только высшее должностное лицо международной организации или его заместитель, действующий на основании специальной доверенности.

Отказ от международных иммунитетов производится в целях обеспечения безупречной репутации международных организаций, их готовности к добросовестным действиям в тех случаях, когда использование иммунитета являлось бы свидетельством негуманного отношения к пострадавшим людям, нуждающимся в возмещении вреда. В этих целях международным организациям рекомендовано заключать договоры страхования транспортных средств на случай причинения внедоговорного вреда. В случае возникновения вреда от источника повышенной опасности международные организации выражают готовность к рассмотрению гражданского спора в национальном суде. При других обстоятельствах международные организации тщательно оценивают обращение к ним по поводу отказа от международных иммунитетов и согласия на участие в судебном разбирательстве.

Отказ от судебного иммунитета как иностранного государства, так и международной организации влечет беспрепятственное рассмотрение дела арбитражным судом в общеустановленном порядке.

в общем смысле неподсудность государства суду иностранного государства. Генезис И.г. восходит к обычной норме, выраженной в латинских максимах: par in parem non habet imperiiim, par in parem non habet jurisdictionen ("равный над равным власти не имеет", "равный над равным не имеет юрисдикции"). Юридическим фундаментом И.г. выступает суверенитет государства, закрепленный в Уставе ООН: "Под суверенным равенством понимается следующее:

в) личность государства пользуется уважением, правом на территориальную целостность и политическую независимость; г) каждое государство должно честно выполнять свой долг и обязанности". Ни одно государство не может быть подчинено ни в каком отношении, в том числе и юрисдикционном, другому государству.

а) от действий законодательства иностранного государства, в силу которого без явно выраженного на то согласия государства в контракте, заключаемом с его участием,нельзя подчинить договорные отношения праву другого государства (поэтому в условиях, когда в каком-либо гражданско-правовом договоре,\'стороной по которому выступает иностранное государство, отсутствует положение о применимом праве, действует презумпция подчинения такого договора праву этого государства): б) судебный, или юрисдикционный, И.г. в узком смысле слова. На основании судебного иммунитета невозможно привлечь государство в качестве ответчика в иностранном суде или арбитраже без его согласия. Если государство в каком-то конкретном случае выступает истцом в судебном разбирательстве, данное обстоятельство не может считаться правовым основанием, в частности, для автоматического предъявления ему встречного иска. В такой ситуации также требуется его специальное согласие: в) И.г. от предварительного обеспечения иска. В случае судебного иска и согласия государства на его рассмотрение в иностранном суде последний тем не менее не вправе принять меры к обеспечению иска в отношении судебных или иных расходов посредством обращения к имуществам (денежным средствам) государства (казны) в виде наложения ареста или других подобных мер:

г) И. от принудительного исполнения судебного решения. Содержание этого вида И. сходно с вышеуказанным - различие только в том, что первый направлен на обеспечение какого-либо действия суда в предварительном порядке, а второй - на обеспечение окончательных мер, т.е. принудительного исполнения судебного решения: д) иммунитет собственности государства. Рассматриваемый вид иммунитета охватывает оба ранее перечисленных вида, поскольку обеспечить в предварительном или принудительном порядке иск или решение суда можно только через обращение взыскания на имущество (собственность) конкретного государства.

В зависимости от меры признания объема И.г. можно выделить теорию абсолютного иммунитета, долгое время сохранявшую значение незыблемой основы: в той или иной форме она была закреплена в законодательстве и поддерживалась судебной практикой значительного числа государств, в том числе СССР. Китая (до 70-х гг.). Великобритании, США. многих европейских и иных государств. В последние годы принцип абсолютного иммунитета более подвержен колебаниям. Так. в ФЗ РФ от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" закреплена легально возможность отказа государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения. Это

связано с тенденцией - все более активно проявляющейся в настоящее время - отказа государств от теории абсолютного иммунитета. Другая теория - теория "функционального" иммунитета (ее разновидность - теория "торгующего государства"), смысл которой состоит в том, что, если государство ведет деятельность, которую может осуществлять любое "частное" лицо, оно тем самым отказывается от иммунитета. Имеется в виду, что общее содержание И.г. должно зависеть от функций, которые выполняет государство:деятельность в порядке осуществления властных полномочий сопровождается действием иммунитета:

выполнение же действий "купца", коммерсанта не может быть сопряжено с иммунитетом. В Европейской конвенции 1972 г., заключенной в Базеле, отражена еще одна теория И.г. - "теория ограниченного иммунитета", в соответствии с которой в определенных случаях (при наличии соответствующих условий) И.г. может быть ограничен. Например не признается И.г., если государство само предъявило иск, если спор возник по трудовому контракту, в связи с недвижимостью. охраной прав промышленной собственности, а также иной деятельностью в стране суда. Однако обеспечение иска в силу конвенции вообще не допускается, т.е. И.г. от предварительного обеспечения иска признается категорически. Ануфриева Л.Л.

в самом общем смысле неподсудность одного государства суду другого государства (см. суверенное равенство государств). Иммунитетом пользуются само иностранное государство, его органы и принадлежащее ему имущество. В теории международного права и в международной практике обычно выделяются несколько видов И.г. Судебный И.г. состоит в том, что государство не может быть привлечено к суду другого государства в качестве ответчика, кроме случаев, прямо выраженного им согласия на это. И.г. от предварительного обеспечения иска состоит в том, что имущество государства не может быть предметом обеспечения иска. И.г. от исполнения состоит в том, что на имущество государства не может быть обращено взыскание в порядке принудительного исполнения судебного или арбитражного решения. Точно так же не должны осуществляться принудительные меры (в т.ч. арест в порядке обеспечения иска или в порядке принудительного исполнения уже вынесенного судебного решения) к государственным морским судам. Принцип И.г. отражен в законодательстве РФ (ст. 435 ГПК).

(англ. immunity of the state) — закрепленный в Уставе ООН общепризнанный принцип международного права, в силу которого ни одно государство не может осуществлять свою власть в отношении другого. И.г. распространяется на каждое государство и принадлежащее ему имущество (см. Иммунитет государственного имущества). Иностранное государство не может быть привлечено к суду др. государства в качестве ответчика, кроме случаев прямо выраженного им на это согласия (см. Судебный иммунитет). Государство может быть истцом в суде др. государства, но к иностранному государству-истцу не может быть предъявлен встречный иск без его согласия. Имущество иностранного государства не может подвергаться в порядке обеспечения иска аресту, секвестру и др. принудительным мерам; на него не может быть обращено взыскание на основании иностранного судебного акта. Применение этих мер возможно лишь с согласия государства-собственника. И.г. распространяется на его органы (напр., торговое представительство за границей) и морские торговые суда. И.г. основывается на Европейской конвенции о государственном иммунитете 1972 г., принятой странами-членами ЕЭС; в США (1976 г.), Англии (1978 г.) и Канаде (1982 г.) были приняты законы об иммунитете иностранных государств, которые содержат нормы, ограничивающие И.г. Процессуальное законодательство РФ исходит из принципа признания И.г. (ст. 435 ГПК*, ст. 213 АПК РФ*).

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "иммунитет государства" в других словарях:

Иммунитет государства — (суверенный иммунитет) в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств. Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе … Википедия

Иммунитет государства — (англ. immunity of the state) закрепленный в Уставе ООН общепризнанный принцип международного права, в силу которого ни одно государство не может осуществлять свою власть в отношении другого. И.г. распространяется на каждое государство и… … Энциклопедия права

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА — принцип международного права, основанный на принципе государственного суверенитета. И.г. состоит в том, что в силу равенства всех государств одно государство не может осуществлять власть в отношении другого государства («равный не имеет власти… … Юридическая энциклопедия

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА — в самом общем смысле неподсудность одного государства суду другого государства (см. Суверенное равенство государств). Иммунитетом пользуются само иностранное государство, его органы и принадлежащее ему имущество. В теории международного права и в … Юридический словарь

Иммунитет Государства — в международном праве принцип, согласно которому государству и его органам не может быть предъявлен иск в суде иностранного государства. Кроме того, взыскание не может быть обращено на имущество этого государства. Словарь бизнес терминов.… … Словарь бизнес-терминов

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА — от иностранной юрисдикции в международном праве принцип, согласно которому государству и его органам не может быть предъявлен иск в суде иностранного государства. Имущество иностранного государства не может быть подвергнуто мерам принудительного… … Большой Энциклопедический словарь

иммунитет государства — от иностранной юрисдикции, в международном праве принцип, согласно которому государству и его органам не может быть предъявлен иск в суде иностранного государства. Имущество иностранного государства не может быть подвергнуто мерам принудительного … Энциклопедический словарь

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА — в общем смысле неподсудность государства суду иностранного государства. Генезис И.г. восходит к обычной норме, выраженной в латинских максимах: par in parem non habet imperiiim, par in parem non habet jurisdictionen ( равный над равным власти не… … Энциклопедия юриста

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА — принцип международного права, основанный на принципе государственного суверенитета. И.г. состоит в том, что в силу равенства всех государств одно государство не может осуществлять власть в отношении другого государства ( равный не имеет власти… … Энциклопедический словарь экономики и права

Иммунитет государства — от иностранной юрисдикции, общепризнанное положение международного права, вытекающее из принципа государственного Суверенитета и признания суверенного равенства государств. Заключается в неподсудности государства судам другого государства … Большая советская энциклопедия

Иммунитет государства – это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т. е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов данного государства.

Виды иммунитета государства:

- материальный иммунитет (в отношениях с участием государства применяется право только этого государства; если государство начинает участвовать в гражданско-правовых отношениях, то для государства применяются те же коллизионные принципы, что и для других субъектов – ст. 1204 ГК РФ);

- процессуальный иммунитет (неподсудность, неподчинённость одного государства суду другого и наоборот, чужое государство не подсудно этому государству). В праве выделяют 3 варианта такого иммунитета:

• судебный иммунитет (невозможность привлечения в наш процесс другой страны, без согласия этой страны в качестве ответчика – в силу принципа суверенитета);

• иммунитет от принудительного обеспечения иска (нельзя накладывать арест на имущество другого государства, без его согласия);

• иммунитет от принудительного исполнения решения (мало получить решение, нужно чтобы государство согласилось исполнить такое решение в отношении себя).

Все 3 варианта самостоятельны и друг с другом не связаны.

Раньше был абсолютный иммунитет, а сейчас сформировался функциональный иммунитет (т. е. всё зависит от того, для чего государство вступает в гражданско-правовые отношения).

Всё сводится к тому, что если государство участвует в отношениях как частное лицо, то никто, кроме суда этого государства не вправе разрешить спор. Если государство участвует в частноправовых отношениях, то иммунитета у государства нет и к нему можно предъявлять иски.

Есть 2 источника, касающихся иммунитета государства:

- Конвенция об иммунитете, Базель 1992 г.;

- Конвенция ООН о юрисдикционном иммунитете государств и их собственности, Гаага.

Обе конвенции не действуют.

Смысл этих конвенций – начало функционального иммунитета, т. е. в том, что иммунитет государства не абсолютен. Существует 2 критерия отграничения публичных начал от частных:

- критерий цели (какую цель преследует государство – публичную или частную);

- критерий предмета, характера деятельности (более эффективный критерий, поскольку определяется природа самих отношений, т. е. сама организация может выполнять какие-то действия, какие выполняет государство – если государство заключает договор поставки, то это будет являться разновидностью поставки вообще, а если организация может выполнять те же действия, что и государство, то это частный случай; облигации, закупка из-за рубежа).

ГПК РФ и АПК РФ по-другому говорят об иммунитете, по ним иммунитет абсолютен (у нас не принимаются иски к Германии, другим странам). Но АПК РФ придерживается функциональной доктрины (иски не принимаются, если государство выступает как представитель власти, однако во всех остальных случаях – принимаются).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: