Налоги и повинности в пользу государства

Обновлено: 25.04.2024

Налоги - одно из самых древних изобретений человеческого общества, уже при первобытнообщинном строе существовали отдельные мононормы, регулирующие зачатки будущих налоговых отношений. Известно, что в догосударственном обществе отсутствовал специальный аппарат управления, а деятельность членов рода, регулируемая мононормами была направлена на совместное выживание. Как свидетельствуют историки и археологи, в первобытно-общинный период существовал прообраз "налогов", так как часть полученного от земледелия, охоты или скотоводства продукта члены рода отдавали в общую "казну" (прообраз бюджета), которая расходовалась на общие нужды, содержание жрецов, воинов, т.е. тех членов рода, которые не занимались добычей материальных благ, а также выступала гарантом благополучия и выживаемости рода, на случай различных природных катаклизмов. Для сравнения, в настоящее время часть бюджета расходуется в случае чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера.

Одновременно с появлением государства появилась и необходимость содержать специальный аппарат управления, чиновников, армию, судебные органы и т.п. Возникла потребность в организованном и упорядоченном сборе части доходов с проживающего на территории страны населения, а также с контролируемых территорий. Ни одно государство не может существовать без взимания налогов и одновременно система налогов - один из признаков государства. Конечно, сами системные признаки появились не сразу, а по мере развития государства, но даже краткий исторический обзор доказывает наличие налогов как обязательного атрибута государства.

По дошедшим до настоящего времени данным в Киевской Руси с середины X в. нормирование повинностей с населения во время "полюдья" осуществлялось обычным правом, и, судя по необъятности территории Руси, местные князья участвовали в сборе дани для себя и киевских князей. При этом феодальная зависимость крестьян была двух видов: разовые контрибуции и регулярные отчуждения сельскохозяйственной продукции в пользу господствующего класса.

Первые зачатки законодательного закрепления норм, связанных со сборами и повинностями, появляются в Русской Правде, автором которой считают Ярослава Мудрого. Например, в ней была предусмотрена одна из древнейших повинностей, так называемый корм, т.е. поставка пищевого довольствия чиновнику, ездившему по волостям для суда. В 1024-1026 гг. Ярослав Мудрый развивает нормы Русской Правды, принимая "Покон вирный" (следующую часть Русской Правды), где определяются размеры денежных взносов и натурального корма, идущих с населения административным лицам и княжеским судьям. Из Русской Правды вытекало, что юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общники, которые уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства. По Русской Правде большинство штрафов (виры, продажи), налагаемые за гражданские и уголовные проступки поступали в государственную казну. В период зарождения и становления государства налоги появлялись как случайные или временные платежи, но с развитием государства налоги превращаются в его стабильный атрибут (признак), без которого немыслимо само существование государства. Причем установление, распределение, взимание налогов становится исключительной прерогативой государства.

В определенный исторический период налоги выступали не только как признак государства, но и показывали экономическую, политическую, военную и иную зависимость одного государства от другого. Так, после завоевания Руси, Золотой Ордой осуществлялось взимание дани. В настоящее время историкам известно свыше десятка "ордынских тягостей": выход ("царева дань"), дань монгольскому хану, торговые сборы ("мыт" и "тамка"), извозные повинности ("ям", и "подводы") и т.д. Иван Грозный в период своего правления ввел стрелецкую подать на создание регулярной армии, а также полоняничные деньги для выкупа захваченных в плен ратных и других людей. В этот период распространяется такая форма прямых налогов, как посошное обложение. Единицей измерения стала соха, размер которой не был унифицирован и зависел от статуса землевладельца и от возможности крестьян платить налоги государству. Объектом прямого обложения в то время являлось право пользования землей, а совокупность платежей, взимаемых с земельного участка, а также натуральных повинностей именовалась "тягло".

Наиболее крупномасштабные государственные преобразования в России, затронувшие сферу финансов связывают с именем Петра Великого. В период его правления взимались: стрелецкая подать, драгунские деньги, корабельные деньги, подать на покупку драгунских лошадей. Петр I ввел новую податную единицу - ревизскую душу. Существовали винные и таможенные сборы, сборы с перевозок, водопоя, хомутов, гробов, рыболовства и т.д. Налоговые преобразования того периода имели целью централизовать и упорядочить сбор налогов, а в 1718 г. была проведена подушная перепись, и финансовые службы перешли к подушному обложению населения. С точки зрения фискалитета разные группы населения отличались друг от друга только степенью платежеспособности. До середины XVIII в. государственные сборы именовались податями, а впервые термин "налог" был употреблен в 1765 г. известным русским историком А. Поленовым и впоследствии стал общеупотребительным.

Краткий исторический обзор показывает, что налоги появились одновременно с возникновением государства, права , и были призваны обеспечить становление и укрепление государства и государственной власти, которая нуждалась в аппарате управления и защиты, на что в тот период и расходовались собранные налоги. Конечно, в ранние этапы развития государства (и не только российского) налоги выступали и как признак рабства, и как средство угнетения одного класса другим и т.п., но с развитием демократии они начинают выполнять иные функции.

Связь государства и налогов, отражающая их предназначение, раскрывается в различных экономических теориях налога: обмена, атомистической, наслаждения, страховой премии, классической и др., которые по -разному отражают роль налога в государственном механизме. Теорией обмена, появившейся в Средние века, налог рассматривается как средство платежа граждан за покупаемые у государства различные услуги. Атомистическая теория (XVI-XVIII вв.) видела в налоге плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности. Ее смысл заключается в обмене одних ценностей на другие, что производится на особых основаниях, поскольку граждане не могут отказаться ни от уплаты налогов, ни от пользования общей охраной. Одним из авторов этой теории был представитель естественно-правовой доктрины Ш. Монтескье, а смысл налога в данном случае четко согласуется с теорией общественного договора (теория происхождения государства). Разновидностью этой теории выступает и теория наслаждения, согласно которой налог рассматривался как цена, уплачиваемая гражданами за полученные им наслаждение от общественного порядка, справедливого правосудия и т.п. Дореволюционным русским финансистам было свойственно рассматривать налоги как принудительные денежные взносы частных хозяйств, расходуемые на нужды государства. Представители классической теории (А. Смит и Д. Риккардо) видели в налогах государственные доходы, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. Ими же были сформулированы справедливые принципы налогообложения, которые делали налоги не признаком рабства, а свободы.

Каждая из теорий налога несет в себе рациональное зерно, а чем выступает налог - признаком государства, средством угнетения, необходимым атрибутом свободного экономического развития и выражением свободы - зависит уже от самого типа государства и от определенного этапа его развития. Налоги первоначально появились как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения его функций, но с течением времени изменились функции и роль налогов. При этом они изменялись не произвольно, а в связи с изменениями сущности государства, его функций и задач. Однако, не вызывает сомнений, что и в прошлом, и в настоящее время налоги выступали и выступают необходимым атрибутом (признаком) государства.

В настоящее время под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Как следует из современного законодательного определения налога, он и в настоящее время взимается для обеспечения деятельности государства или муниципальных образований, но эта деятельность уже не связана с удовлетворением только нужд самого государства, а собранные средства не расходуются только исключительно на содержание государственного аппарата. В цивилизованном и правовом государстве средства, полученные от сбора налогов, обеспечивают реализацию государством социальной и экономической функций. Идеально в налоге должны сочетаться как интересы государства, так и интересы всего общества, его групп и отдельных индивидов, а уплата налога должна давать налогоплательщику доступ к общественным благам. Конечно, полного эквивалента ( по принципу, сколько заплатил, столько и получил) здесь не получится, но в правовом государстве налогообложение обусловлено потребностями общества в нормальном и гармоничном развитии, обеспечивающем человеку достойную жизнь. Налог должен выступать разумным компромиссом между индивидуальными возможностями и общими потребностями.

Согласно ст. 12-15 НК в РФ закреплена трехуровневая система налогов и сборов, куда входят федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также государственные и таможенные пошлины, отнесенные по своему статусу к федеральным налогам и сборам. В настоящее время в Российской Федерации установлены налог на добавленную стоимость , налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций , налог на добычу полезных ископаемых, налоги на имущество, земельный налог и другие виды налогов.

Налоги выполняют фискальную функцию, а их основное назначение - пополнение доходной части бюджета для удовлетворения потребностей самого государства и общества в целом. Без установления и сбора налогов не может нормально существовать ни одно государство. Наличие налогов и их фискальной функции является не временным, а стабильным признаком государства. При этом важно подчеркнуть, что налоги отражают не только перечень поступлений, но и механизм этих поступлений, действующий на постоянной, стабильной основе, обеспечивающий взимание налогов и соотношение с расходами бюджетов.

Фискальная функция налогов в современном государстве не является единственной. Наполнить казну (бюджет) не считается единственной целью налогов. После ее наполнения начинается стадия распределения (перераспределения) полученных средств. Сами налоги начинают расходоваться на осуществление, образовательной, культурной, экономической, миграционной, жилищной, пенсионной, экологической, военной, экономической и других разновидностей политики, осуществляемой государством. Поэтому налоги считаются средством экономических реформ и обеспечения стабильного экономического роста ( функция экономического регулирования), социальным регулятором ( функция социального регулирования). Например, посредством изменения налоговых ставок можно стимулировать или дестимулировать различные виды деятельности (нулевая ставка НДС по экспортным операциям, упрощенная система налогообложения в отношении малого бизнеса и т.п.). Кроме того, государство может при помощи налогообложения решать и социальные задачи: поощрение отдельных категорий граждан, защита малоимущих слоев населения и т.п. Например, по уплате ЕСН для работодателей предусмотрены определенные льготы в случае, если они принимают на работу инвалидов; льготы по уплате НДФЛ для героев СССР и РФ; изъятие из объекта налогообложения НДФЛ стипендий и пенсий и т.п.

Очень упрощая, можно сказать, что если бы в России волшебным образом исчезла половина населения, то власть от этого только выиграла бы. Но это не означает, что граждане России имеют меньше прав требовать от власти отчета об использовании всех налоговых поступлений. Потому что государство – это придуманное нами понятие. Оно придумано для нашего удобства и должно нам служить, других задач у них нет и быть не может

Как показали последние обсуждения в соцсетях, тема взаимных обязательств российского государства и общества оказалась для самого общества не такой очевидной, как могла бы быть. Вслед за заявлениями сотрудницы регионального правительства: «Российское государство ничего не должно детям» – и доверенного лица Владимира Путина Игоря Ашманова (автора фразы «"Гугл" – это идеологическое оружие США»): «Нет никакого "на мои налоги", источник денег не вы, а государство», – прозвучало немало высказываний существенно более разумных и менее ангажированных людей, суть которых сводится к следующему: подоходный налог в России составляет лишь небольшую долю бюджета.

Действительно, получается, что российское государство как-то обходится без населения в деле формирования своих доходов. А значит, нам, наверное, не стоит так выпендриваться – раз не на наши налоги, то какое право мы имеем высказываться?

Государство и его бенефициар

В отличие от ситуации с чиновницей или Ашмановым здесь речь идет об аберрации сознания и непонимании конструкции социальной системы, в которой мы живем. Авторы таких высказываний выделяют термин «государственный» в противовес «нашему», «народному», «частному». Но «государственное», «принадлежащее государству» – что это?

«Государственное» – это прилагательное, отвечающее на вопрос «какое? чье?». В толковых словарях (Ожегова, Шведовой и прочих) слово «государственный» определяется достаточно полно. Вот определение из словаря Ефремовой: «(1) Соотносящийся по значению с существительным государство, связанный с ним; (2) а) осуществляемый государством, находящийся в его ведении, б) устанавливаемый государством; (3) а) связанный с деятельностью государства, его функционированием, б) принимающий непосредственное участие в управлении государством, в) способный действовать и принимать решения, руководствуясь интересами государства; (4) имеющий значение для всего государства, учитывающий его интересы».

Обратите внимание – в списке значений нет «принадлежащий государству». И это неспроста.

Ведь государство – это (тот же словарь): «(1) Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; (2) а) страна с определенной политической системой, б) система органов управления; (3) а) перен. Что-либо крупное, значительное, занимающее большую территорию и отличающееся определенной обособленностью, самостоятельностью, б) место обитания, распространения, преобладания кого-либо, чего-либо».

То есть государство – это «система органов», «форма». Ментальная конструкция, договорной миф, а не реальный субъект. Поэтому логично, что словарь не наделяет государство функцией «владения».

Логично, но не совсем точно. Развитие цивилизации пошло по пути создания договорных конструкций и наделения их ограниченной субъектностью. Подобные конструкции (самые известные среди них даже не государства, а юридические лица – компании) могут владеть имуществом, распоряжаться им, использовать его и еще много чего другого.

Конечно, делают они это не сами. За них это делают специальные люди, тем или иным образом уполномоченные на такие действия и статусы. Так что сказать «государственное имущество» можно.

Другое дело, что факт такого владения не дает нам возможности видеть в «государстве» полноценного владельца. Согласно современному пониманию права, владение бывает двух видов – номинальное и бенефициарное. Бенефициарное владение – это владение, осуществляемое реальным лицом, которое от этого владения может извлекать выгоду или терпеть убытки (отсюда само название; benefits), нетранслируемые далее на третьих лиц. Номинальное владение – это «промежуточное» владение в пользу кого-то, в результате которого бенефициируют (получают конечную прибыль и убытки) другие лица.

Так вот, никакое юридическое лицо, никакой договорной конструкт не могут быть бенефициарными владельцами – они всегда номиналы, работают в пользу реальных живых лиц – бенефициаров.

Кто в это не верит, попробуйте убедить западный банк открыть счет компании, не сделав комплаенс на ее владельцев: вам быстро объяснят, что номиналы никого не волнуют – всех волнует бенефициар. У номиналов есть управляющие, но управляющие, естественно, тоже не бенефициары – они наняты на работу, они не владеют ни активами, ни результатами деятельности такого конструкта.

Теперь можно вернуться к государству. «Государственная собственность» как собственность конструкта, конечно, номинальна по природе. У государства есть бенефициары – в разных моделях государств разные.

В государстве средневековой модели это чаще всего суверен государства, король или царь. Он единственный, кто в конечном счете имеет право на бенефиты, формируемые активами государства.

Подданные такого короля – это клиенты, которые получают от короля права на долю государственных бенефитов в обмен на обязательства по отношению к королю, в основном сводящиеся к лояльности, производству продукта, часть которого идет королю, и обеспечению безопасности государства. У этих подданных есть свои подданные, отношения с которыми строятся аналогичным образом.

В стороне от этой пирамиды находятся свободные от вассальных отношений немногочисленные ремесленники/горожане/наемники/специалисты. Их экономика строится на границе государственной системы – они продают свой труд и платят налоги. Налоги являются их платой за право продажи своего труда.

Более современная модель государства – это государство, в котором бенефициаром является большая группа людей или все за редким исключением население. Западные государства устроены именно так – уже давно там законодательно закреплено, что бенефициаром государства являются граждане страны.

Россия в этом смысле находится недалеко от стран Запада. В российской Конституции, в частности, записано: «Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (то есть не «государство», не какая-то конкретная личность, а любой и каждый человек. – А.М.). Статья 3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

Таким образом, сувереном государства России является ее народ. Народ (граждане) России выступает коллективным бенефициарным собственником всего, что принадлежит государству как номинальному держателю. Граждане России должны государству много различных вещей (это записано в той же Конституции) – платить налоги, соблюдать закон, проходить срочную службу и прочее. Только не надо забывать, что должны они это государству лишь как номиналу, а бенефициарно они должны это самим себе и другим гражданам России – государство только регулирует и аккумулирует эти долги.

А вот государство должно гражданам России все, что имеет, что получает и что может получить. Оно же номинал, а народ – суверен, бенефициар. Так что разговор дамы из регионального правительства на тему «государство вам ничего не должно» смешон – оно должно, причем не «что-то», а ровно все, что имеет. Как именно и кому это «все» оно должно отдавать, решают органы государственного управления, избранные народом – смотри Конституцию.

Нефть или граждане

Теперь к вопросу «на ваши налоги ничего не сделаешь». Доходы консолидированного бюджета России – единый источник государственного финансирования почти всего на ее территории, аналог выручки, если говорить корпоративными терминами.

Сюда не включаются только сборы в Пенсионный фонд, которые идут целевым образом на пенсии, и иногда сборы в социальные фонды, также имеющие целевое назначение. Но и те и другие сборы уплачиваются населением, и вместе с подоходным налогом это 40% бюджета.

Ашманов утверждает, что граждане вносят только подоходный налог (13% от дохода), которого не хватает ни на что, а остальное – это «государственные деньги». В реальности граждане платят не только подоходный налог (примерно 10% совокупных доходов бюджета), но еще и НДС (20%), налоги на совокупный доход и имущество (5%), часть акцизов и таможенных пошлин (всего их 20–22%, около 10% – платежи граждан), соцвзносы (20%) – вместе это уже 60% бюджета. Далее, граждане являются бенефициарами частных компаний, которые платят налог на прибыль – еще примерно 5% бюджета.

Итак, 65% доходов бюджета – это напрямую «наши налоги», без каких бы то ни было оговорок. Так что даже если бы у нашего государства сувереном был не народ, а некий царь (а так, похоже, многие сегодня думают), то и здесь получалось бы, что более половины налогов в бюджете «наши».

Но и остальное – тоже наши налоги. Остальное – это доходы государства от добычи и реализации полезных ископаемых (НДПИ & Co), налоги на прибыль госкомпаний и «прочие доходы». Да, мы не платим эти налоги – половину НДПИ платят частные компании, половину – государственные компании, то есть компании в номинальном держании государства в пользу всех нас. Но в любом случае мы – бенефициары.

Можно спорить, кто платит больше налогов, кто – меньше, но олигарх-нефтяник, чья компания уплачивает НДПИ, не может похвастаться тем, что платит огромный налог в отличие от нас. Государство передало ему в эксплуатацию недра, которые по закону находятся в федеральной собственности, то есть это наши недра он эксплуатирует, и его налог – это всего лишь плата нам за наши недра.

По сути источником почти всех налогов является народ России (малое исключение – налоги иностранцев, зарабатывающих в России, их совсем немного). И именно он является бенефициаром всех источников этих налогов. Государство – посредник в процессах платежа, и ничего более.

Но как же тогда быть с высказываниями о том, что российское государство практически не зависит от налогов, собираемых с частных лиц? И это тоже правда. Одно дело, кому принадлежит собственность по праву, а другое – кто ею распоряжается и как распоряжается.

Российская власть (не государство, заметьте; государство – это договорной фантом, а власть – это группа реальных людей) сконцентрировала в своих руках и централизовала на федеральном уровне беспрецедентные возможности контроля над государственной собственностью, налоговыми потоками и управлением бюджетом.

Сделать это ей было достаточно просто, благодаря тому что основная масса доходов бюджета действительно порождается выручкой от продажи полезных ископаемых. 25% консолидированного бюджета (за вычетом социальных сборов) составляют нефтегазовые доходы, которые собираются помимо населения.

Доходы от продажи полезных ископаемых идут в основном на закупку импорта, обеспечивающего более половины потребления в России (а если исключить из потребления те самые полезные ископаемые и энергию в широком смысле, которую контролирует та же власть, то и все 70%). Таможенные пошлины и НДС мы как потребители вынуждены платить, а власть их собирает: больше нефти – больше пошлин и НДС; меньше нефти – меньше налогов.

Дальше, государство нанимает почти 38% трудовых ресурсов в России. Соответственно, власть решает, сколько платить этим работникам. А их налоги – это возврат в государство части налогов, потраченных на оплату их труда. То есть как бы не налоги, а возвраты. Их объем тоже зависит от нефти: больше нефти – больше у государства денег, больше зарплаты и налоги бюджетников.

Очень упрощая, можно сказать, что если бы в России волшебным образом исчезла половина населения (даже не «более бедная» или «менее занятая», а просто ровно половина от каждой группы и страты), то власть от этого только выиграла бы. Почти 35% консолидированного бюджета никак не изменились бы, то есть доходы бюджета ориентировочно упали бы на 32,5%, а подушевой уровень доходов бюджета вырос бы где-то на 35% (это случайное совпадение цифр, а не математическая закономерность). При этом расходы бюджета (за вычетом некоторой доли военных и инфраструктурных расходов) сократились бы примерно в два раза – то есть бюджетная ситуация в стране стала бы существенно лучше.

Говорит ли это о том, что граждане России имеют меньше прав требовать от власти отчета об использовании всех налоговых поступлений? Разумеется, нет. Если в большом доме на первом этаже построен магазин, председатель ТСЖ не может заявить, что поскольку плата за аренду магазина составляет большую часть от поступлений ТСЖ, ему плевать на мнение жильцов и он сам себе хозяин (хотя, конечно, если бы дом был поменьше и жильцов было меньше, а магазин был бы таким же, то финансы ТСЖ были бы только лучше).

Председатель ТСЖ всего лишь приказчик, поставленный жильцами, а плата за аренду магазина принадлежит жильцам так же, как и любые другие их доходы – только коллективно. Чиновников ТСЖ, считающих, что деньги за аренду – их, а не жильцов, надо последовательно выгонять; жильцов, считающих так же, – переубеждать; подрядчиков ТСЖ, которые хотят на такой вседозволенности заработать (даже если они великие патриоты дома и защитники его интернета от «Гугла» и прочих врагов), – отстранять от кормушки.

И если мы хотим однажды оказаться жителями страны, которая развивается хотя бы так же быстро, как мир в среднем, мы должны научиться и научить всех ее жителей, что в реальном мире существуют только люди – граждане страны, ее население, народ, общество.

«Страна» и «государство» – это придуманные нами понятия; они придуманы для нашего удобства и должны нам служить – других задач у них нет и быть не может. Те, кто полагает, что ментальные конструкты могут жить сами по себе и еще требовать чего-то от реальных людей, серьезно задержались в социальном развитии – где-то на уровне примитивных родоплеменных религий с их антропоморфическими анимизмами.

Повинности крестьян — это обязанности крестьян по отношению к их хозяину — помещику или государству.

Крепостное право на Руси существовало на протяжении нескольких сотен лет. Помещики и государство имели право распоряжаться личностью, трудом, имуществом крепостных крестьян. Зависимые крестьяне несли повинности в пользу государства или господ и были прикреплены к земле феодала.

Повинности, которые несли крепостные крестьяне, рассчитывались от формы феодальной зависимости. Выделяли следующие виды феодально-зависимых людей:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Государственные крестьяне имели право менять место жительства и даже переходить в другие сословия. Все повинности и налоги они платили государству.
  2. Для помещиков крепостные были полной собственностью. Они обладали правами продажи, дарения, заклада, завещания, обмена на людей. Подневольные люди могли быть сосланы на каторгу, избиты без суда, просто по приказу хозяина, проданы в рекруты. Имуществом зависимых также полностью распоряжался барин.
  3. Экономические крестьяне появились после того, как церковные земли были секуляризированы и переведены в ведомство коллегии экономии. Эта категория крепостных не переселялась насильно в иные регионы, но несла рекрутские повинности и зависела от государства. После ликвидации коллегии экономические крестьяне стали государственными.
  4. Посессионные крестьяне были приписаны к промышленным предприятиям (мануфактурам) и работали в основном там. Их нельзя было переводить в сельскохозяйственную отрасль и отправлять в рекруты.
  5. Дворцовые крепостные (они же удельные) находились в подчинении императорской семьи. Основной их обязанностью была уплата оброка в пользу государя.

Так или иначе, крепостные крестьяне выполняли барщину, платили оброк, подушную подать, несли различные повинности:

  • рекрутскую;
  • дорожную;
  • постойную;
  • подводную и др.

Характер повинностей различался от принадлежности крестьян и требований помещиков.

Какие несли обязанности крестьяне в пользу государства

Крепостные люди платили в пользу государства подушную подать и ряд установленных налогов.

Другие обязанности накладывались в пользу государства в основном на государственных крестьян. Подневольные иной принадлежности несли повинности своим хозяевам (помещикам, владельцам мануфактур, императорской семье).

Государство предоставляло крепостным земельные наделы. За пользование землей они должны были платить подати и сборы, денежный и натуральный оброк, вносить средства на нужды земств. Государственные крестьяне имели право выкупа земельного участка, право выбора занятий: помимо земледелия могли заниматься изготовлением и продажей ремесленных изделий, извозом и другими занятиями.

Обязанности в пользу государства различались в разных регионах России. Например, на плодородных землях крепостные подолгу работали на пашне, в неплодородных районах платили денежный оброк или оброк хлебом, в северных и таежных — оброк пушниной.

В любом случае, за пользование государственными землями подневольное население исполняло условленные обязанности в пользу собственника — государства.

Поборами государство облагало и ремесла, которыми занимались на селе. Отдельными сборами облагались:

  • мельницы;
  • мыловарни;
  • кузницы;
  • кожевенные мастерские;
  • рыбные промыслы.

Усиленные сборы приходились на сборы средств для служилых людей, в частности обеспечение их экипировкой и полное содержание, зарплату местным властям, охрану слободских въездов.

В годы, когда Россия вела активную внешнюю политику и вступала в военные действия, размер налогов и подушной подати в пользу государства увеличивался. Казну необходимо было пополнять, а делать это с помощью налогов было быстрее и удобнее.Нередко люди поднимали бунты и локальные восстания, выражали недовольство повышением налогов и сборов, но эти выступления всегда подавлялись властями жестоко и кроваво. Для усмирения населения в некоторые районы вводились военные части.

Существовал и общественный сбор, средства от которого тратились на ремонт дорог, содержание сельских и волостных управ, оплату срочных расходов.

В пользу государства крестьяне несли и такие повинности, как несение караулов, сопровождение ссыльных, ремонт дорог и мостов, предоставление жилья служащим, содержание лошадей и гоньба.

Какие обязанности крестьяне выполняли за пользование землей в XVII-XIX веке

За право пользования землей крепостные должны были выполнять определенные обязанности. В первую очередь подневольный народ работал на господской пашне бесплатно, используя собственные орудия труда. Люди пахали землю, засеивали семенами, ухаживали за всходами, собирали урожай.

В лугах косили траву и работали на заготовке сена. Помещики могли заставить принадлежащих им людей рыбачить, заниматься собирательством, охотой, полностью отдавая добытое. Нередко труд подневольных применялся в строительстве, ремонте.

Отношение к крестьянам как к бесплатной рабочей силе было развито в большинстве регионов.

У представителей сословия формально был выбор — отработать определенное количество времени, отдать часть выращенных продуктов или деньги. Господину было удобнее получить вознаграждение деньгами, но у крестьян такой возможности чаще всего не было. Поэтому нередко они отдавали выращенные сельскохозяйственные продукты, хоть и не лучшего качества.

Нередко помещик заставлял крепостных работать на своей земле постоянно, не давая возможности и времени обрабатывать собственную. При этом часть урожая подневольный человек все равно был обязан отдать хозяину.

Какие повинности несли крестьяне в пользу господина

В пользу господ крепостные крестьяне несли любые повинности, установленные хозяевами. Самыми обычными были отработка барщины и уплата оброка, самыми нелепыми — оплата за дым, сбор со двора. Помещик по умолчанию был и владельцем всего имущества, принадлежавшего крестьянину. В любое время он мог забрать все, что потребуется, себе, без спроса и разрешения крепостных и членов их семей.

Одним из обычаев, который крепостные крестьяне в числе многих относили к дурным, был обычай на «право первой ночи». Женщина, выходившая замуж, первую брачную ночь проводила с барином, а не с мужем.

Половая вседозволенность со стороны помещика была распространена повсеместно, причем закон никогда не вставал на сторону пострадавших крепостных. Всегда в любых спорах победу одерживал помещик, а подневольный человек, посмевший пожаловаться на господина, карался еще больше.

К концу XVIII века крепостные крестьяне перешли в полную собственность господ. Закон предписывал помещикам помогать крепостным в тяжелое время, но происходило такое крайне редко. Помещики могли поощрять только крестьян, занимавшихся какой-либо деятельностью, приносящей деньги. Ведь чем больше крепостной крестьянин заработает, тем больше доход будет и у помещика.

Барщина

Барщина — даровой, принудительный труд зависимого крестьянина, работающего с личным инвентарем в хозяйстве земельного собственника.

Барщина является основным видом феодальной повинности, возникшим в XVI веке. В основе барщины лежит труд крепостного крестьянина на земельном наделе господина. Право определять количество времени, отведенное на отработку, принадлежало помещику.

Первоначально барщина являлась добровольной повинностью, крестьянин мог отказаться от ее выполнения. За использование помещичьей земли крестьянин мог отдать часть выращенного урожая.

Со временем крепостнические устои становились сильнее, помещики уже самостоятельно распоряжались подневольным людьми, их временем, трудом и имуществом. Соборное Уложение ввело бессрочный розыск беглых крепостных крестьян. Этим крестьяне были окончательно прикреплены к помещичьим землям.

В XVIII веке не было закона, устанавливающего срок барщины, поэтому крепостные люди работают на помещичьих землях почти постоянно, не имея возможности обрабатывать собственные угодья. Таким образом, положение представителей данного сословия в XVIII веке становится все хуже. Лишь изданный Павлом I в 1797 году манифест о 3-дневной барщине ввел ограничение на использование помещиками крестьянского труда и запрет на работу в воскресенье.

После публикации указа об отмене крепостного права (1861 г.) барщина оставалась повинностью для временнообязанных крестьян, но срок ее должен был определяться договором между помещиком и принадлежащим ему человеком. Господин мог продлить или сократить срок по своему усмотрению.

Некоторые помещики разрешали крестьянам выбирать между барщиной и уплатой денежного оброка. Это было выгодно обеим сторонам, так как отдать часть продуктов или деньги было проще, чем работать на пашне или в лугах продолжительное время.

Барщина имела двоякое значение. Помещику было выгодно использовать бесплатную рабочую силу на своих угодьях, но было невыгодно кормить крестьян в дни отработки. Кроме того, крестьяне не всегда добросовестно относились к работе, трудились вполсилы, так как вовсе не были заинтересованы в этом.

Оброк

Оброк является особым видом повинности крепостных крестьян, при котором помещику отдается часть денег или продукты. На размер оброка влиял размер земельного надела крестьян, но по факту все определял землевладелец.

Оброк выплачивался как по сроку, так и по требованию. Например, помещик мог спросить в качестве оброка продукты к праздникам (хлеб, яйца, молоко), часть урожая (пятый сноп, пятое ведро ягод, пятый пуд зерна или другого продукта и т.д.). Такие ситуации растягивались по времени, так как помещик не позволял убрать урожай, пока не осмотрит его и не посчитает. Нередко помещик затягивал выбор, тогда развивался худший для крестьян сценарий. Непогода в это время губила выращенное, и крестьянин, отдав помещику лучшие продукты из оброка, оставался ни с чем.

Решить, чем и когда крестьянин будет платить оброк, мог только помещик. Помимо натурального и денежного сбора, он мог обложить крестьян сборами с дыма, двора. Определение размера оброка составлялось феодалом.

Церковная десятина

Крепостные крестьяне также несли повинность в пользу церкви — десятую часть урожая отдавали в приход. Взнос имел название «церковная десятина» и должен был направляться на строительство, содержание церквей, приходов, покрывать расходы духовенства. Натуральные продукты, уплачиваемые в качестве десятины, шли напрямую духовенству.

Сбор церковной десятины был в ведении «десятильников» — специально назначаемых для этих должностных лиц при храмах и приходах. Со временем часть обязанностей десятильника были переданы десятским священникам.

Рекрутская повинность

Помимо натуральных повинностей и оброка, крестьяне несли повинность рекрутскую. Мужчины в возрасте от 20 до 35 лет призывались в рекруты и составляли костяк российской армии. Термин «рекрут» узаконен в России в 1705 году.

Первоначально в рекруты забирали пожизненно, затем срок службы сократили до 25 лет, а в 1804 году — до 20 лет. Дальнейшие изменения в сроках службы рекрутов произошли с вступлением на трон Александра II.

Рекруты переходили в военное сословие, далее обязанность служить передавалась по наследству. Отработка рекрутской повинности зачастую являлась единственной возможностью выйти из крепостного состояния. Люди, вышедшие в отставку, получали право владения наделами, землей либо могли стать членом какого-либо податного сословия. По данным первой половины XIX века свободу путем отбывания рекрутской повинности получило больше крепостных, чем получивших иными путями.

Отставные рекруты нанимались сторожами, надзирателями, дворниками на участок, швейцарами. Рекрутская повинность была отменена в 1874 году. Сам термин «рекрут» был упразднен и заменен на «новобранец».

Сословия в России

Сословия – это социальные группы, обладавшие определенными правами и обязанностями, которые были закреплены в обычае или законе.

Когда появились сословия

Сословия в России стали появляться после объединения русских земель в единое государство. При этом происходило ослабление влияния местной удельной феодальной аристократии и рост влияния дворянства в посадской верхушке.

С началом проведения Земских соборов расширяется и круг участников. Здесь вместе с боярско-дворянским сословием и духовенством принимает участие и верхушка посада. На собор 1613 года были приглашены представители черносошного крестьянства. В это время сословное деление отличалось большой пестротой и разнообразием.

Сословия в России

Разрядные списки XVI века и Бархатная книга (1687 год) привели к тому, что дворяне из служилого превратились в наследственное сословие. Некоторые изменения наследственных принципов сословных организаций произошли при Петре I с введением Табели о рангах.

Тем не менее сложившееся сословное деление на дворян, духовенство, городских и сельских обывателей просуществовало до Октябрьской революции 1917 года.

Сословия, их права и обязанности

Сословие

Внутрисословные группы

Права и привилегии

Обязанности

Дворянство

Потомственные и личные.

– Владение населенными землями.

– Освобождение от налогов.

– Освобождение от земских повинностей.

– Освобождение от телесных наказаний.

– Освобождение от обязательной службы.

– Поступление на госслужбу и получение образования.

Личные дворяне не могли передавать свое достоинство по наследству.

Без особых обязанностей.

Духовенство

Духовенство освобождалось от рекрутской повинности и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование.

Представители духовенства были обязаны посвятить свою жизнь церкви.

Были обязаны проповедовать Слово Божие.

Почетные граждане

Потомственные и личные.

Свобода от рекрутской повинности, подушного налога и телесных наказаний. Право выбора на общественные должности, но не на государственные.

Без особых обязанностей.

Купечество

1-, 2- и 3-й гильдий.

Купцы 1-й гильдии имели крупный внутренний и внешний торговый оборот. Были освобождены от многих налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Купцы 2-й гильдии были заняты ведением крупной внутренней торговли.

Купцы 3-й гильдии вели городскую и уездную торговлю.

Купечество имело право сословного самоуправления и доступ к приличному образованию.

Купцы 2- и 3-й гильдий обязаны были нести рекрутскую, земские и налоговые повинности.

Казачество

Казаки владели землей, освобождались от выплаты податей.

Казаки обязаны были нести военную службу (срочную и в запасе) с собственным снаряжением.

Мещанство

Ремесленники, мастеровые и мелкие торговцы.

Мещане занимались городскими промыслами и уездной торговлей. Имели право сословного самоуправления и ограниченный доступ к образованию.

Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность. К тому же они не владели землей, обладали урезанными правами и широкими обязанностями.

Крестьянство

Государственные и крепостные до 1861 года (помещичьи, посессионные и удельные).

Государственные крестьяне имели права общинного владения землей и сословного самоуправления.

Крепостные прав не имели вообще. После 1861 года крестьянское сословие унифицировалось, получив минимум гражданских и имущественных прав.

Крепостные крестьяне должны были отрабатывать барщину, платить оброк и нести другие повинности в пользу владельцев. Все крестьянство до 1861 года и после несло рекрутскую повинность (до 1874 года) и большую часть тягла в пользу государства.

Сословия в России

Сословия – это социальные группы, обладавшие определенными правами и обязанностями, которые были закреплены в обычае или законе.

Когда появились сословия

Сословия в России стали появляться после объединения русских земель в единое государство. При этом происходило ослабление влияния местной удельной феодальной аристократии и рост влияния дворянства в посадской верхушке.

С началом проведения Земских соборов расширяется и круг участников. Здесь вместе с боярско-дворянским сословием и духовенством принимает участие и верхушка посада. На собор 1613 года были приглашены представители черносошного крестьянства. В это время сословное деление отличалось большой пестротой и разнообразием.

Сословия в России

Разрядные списки XVI века и Бархатная книга (1687 год) привели к тому, что дворяне из служилого превратились в наследственное сословие. Некоторые изменения наследственных принципов сословных организаций произошли при Петре I с введением Табели о рангах.

Тем не менее сложившееся сословное деление на дворян, духовенство, городских и сельских обывателей просуществовало до Октябрьской революции 1917 года.

Сословия, их права и обязанности

Сословие

Внутрисословные группы

Права и привилегии

Обязанности

Дворянство

Потомственные и личные.

– Владение населенными землями.

– Освобождение от налогов.

– Освобождение от земских повинностей.

– Освобождение от телесных наказаний.

– Освобождение от обязательной службы.

– Поступление на госслужбу и получение образования.

Личные дворяне не могли передавать свое достоинство по наследству.

Без особых обязанностей.

Духовенство

Духовенство освобождалось от рекрутской повинности и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование.

Представители духовенства были обязаны посвятить свою жизнь церкви.

Были обязаны проповедовать Слово Божие.

Почетные граждане

Потомственные и личные.

Свобода от рекрутской повинности, подушного налога и телесных наказаний. Право выбора на общественные должности, но не на государственные.

Без особых обязанностей.

Купечество

1-, 2- и 3-й гильдий.

Купцы 1-й гильдии имели крупный внутренний и внешний торговый оборот. Были освобождены от многих налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Купцы 2-й гильдии были заняты ведением крупной внутренней торговли.

Купцы 3-й гильдии вели городскую и уездную торговлю.

Купечество имело право сословного самоуправления и доступ к приличному образованию.

Купцы 2- и 3-й гильдий обязаны были нести рекрутскую, земские и налоговые повинности.

Казачество

Казаки владели землей, освобождались от выплаты податей.

Казаки обязаны были нести военную службу (срочную и в запасе) с собственным снаряжением.

Мещанство

Ремесленники, мастеровые и мелкие торговцы.

Мещане занимались городскими промыслами и уездной торговлей. Имели право сословного самоуправления и ограниченный доступ к образованию.

Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность. К тому же они не владели землей, обладали урезанными правами и широкими обязанностями.

Крестьянство

Государственные и крепостные до 1861 года (помещичьи, посессионные и удельные).

Государственные крестьяне имели права общинного владения землей и сословного самоуправления.

Крепостные прав не имели вообще. После 1861 года крестьянское сословие унифицировалось, получив минимум гражданских и имущественных прав.

Крепостные крестьяне должны были отрабатывать барщину, платить оброк и нести другие повинности в пользу владельцев. Все крестьянство до 1861 года и после несло рекрутскую повинность (до 1874 года) и большую часть тягла в пользу государства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: