Кто является главой судебной власти в великобритании

Обновлено: 24.04.2024

В Великобритании судебная власть независима. Высшая судебная инстанция Великобритании — Судебная коллегия Палаты лордов, состоящая из лорда-канцлера и судебных лордов. Лорд-канцлер (ни одна женщина никогда не занимала этот пост) — высшее судебное должностное лицо, главный советник правительства по правовым вопросам, член кабинета, спикер палаты лордов. Судебная коллегия рассматривает апелляции на постановления по гражданским и уголовным делам, вынесенные апелляционными инстанциями Англии и Уэльса, а также (только по гражданским делам) — Шотландии. Заключение, принятое большинством голосов, передаётся в суд, вынесший обжалованное постановление, который и выносит окончательное постановление по делу в соответствии с рекомендациями Палаты лордов. Далее на иерархической лестнице располагается Апелляционный суд, Высокий суд правосудия и 90 коронных судов (или Судов короны), где разбираются серьёзные уголовные дела с участием судьи и присяжных. Все вместе эти суды образуют Верховный суд Англии и Уэльса.

Апелляционный суд состоит из гражданского и уголовного отделений и рассматривает в коллегиях из трёх или более судей апелляции на постановления других судов. В него входят лорд-канцлер, бывшие лорды-канцлеры, лорд — главный судья (возглавляет гражданское отделение) и другие высшие судебные деятели, а также до 18 лордов — апелляционных судей.

Высокий суд правосудия состоит из 78 судей и подразделяется на три отделения: королевской скамьи (возглавляет лорд — главный судья), канцелярское отделение (возглавляется вице-канцлером) и отделение по семейным делам (возглавляет председатель отделения). Распределение дел между отделениями определяется специализацией судей и особенностями процедуры; теоретически каждое отделение может рассматривать любое дело, входящее в компетенцию этого суда. Жалобы на решения Высокого суда подаются в Апелляционный суд.

Коронные суды заняты рассмотрением, обязательно с участием присяжных, дел о преступлениях, преследуемых по обвинительному акту (то есть о наиболее серьёзных преступлениях), а также апелляции на приговоры и решения судов низшей инстанции. Коронные суды регулярно проводят заседания по своим округам, центры которых расположены в крупнейших городах Англии и Уэльса. Заседание суда присяжных проводится под председательством судьи с участием обычно 12 присяжных, но ныне допускается участие в процессе 10 или 11 присяжных.

Огромное значение имеет институт мировых судей, существующий более шестисот лет. Мировые судьи формально назначаются лордом-канцлером и подбираются из самых разных слоев населения, в том числе не из числа профессиональных юристов. Большая часть из них работает в качестве мировых судей бесплатно. Они слушают (без присяжных) самые мелкие уголовные дела (в среднем 98 % всех уголовных дел), наказание по которым — штраф или лишение свободы на срок до 6 месяцев. Если обвиняемый заслуживает более серьёзного наказания, дело передаётся в Коронный суд. Мелкие гражданские дела (более 90 % всех гражданских дел) слушаются в судах графств, где председательствуют профессиональные судьи.

Судебная система Шотландии обладает своей спецификой. По уголовным делам высшей инстанцией является Высокий суд юстициариев. Возглавляет его лорд — генеральный судья Шотландии, в состав входят также лорд — судья-клерк и лорды — члены Высокого суда юстициариев. Судья этого суда вместе с 15 присяжными по первой инстанции слушает дела о наиболее серьёзных преступлениях, преследуемых по обвинительному акту. Также Высокий суд юстициариев в составе трёх или более его членов рассматривает жалобы на приговоры любых шотландских судов, в том числе вынесенные судьёй этого же суда. Сессионный суд Шотландии — высшая судебная инстанция по гражданским делам. В состав суда входят лорд — генеральный судья Шотландии, называемый в качестве его главы лордом — президентом Сессионного суда, лорд — судья-клерк (он стоит во главе одного из отделений Сессионного суда) и сессионные лорды, одновременно являющиеся членами Высокого суда юстициариев. Постановления Сессионного суда, в отличие от постановлений Высокого суда юстициариев, могут быть обжалованы в Палате лордов.

Серьёзные уголовные дела рассматриваются шерифскими судами с участием 15 присяжных. Единолично без присяжных рассматриваются дела о преступлениях, преследуемых в порядке суммарной юрисдикции. Шерифы — профессиональные судьи. Низшей инстанцией по уголовным делам выступают окружные суды, в которых либо платные магистраты единолично, либо двое и более мировых судей рассматривают дела о малозначительных правонарушениях. Некоторые категории гражданских споров, чаще всего семейного характера, также разбирают платные магистраты и мировые судьи.

В Великобритании принято прецедентное право с элементами римского и современного европейского права. Решение о возбуждении серьёзного уголовного дела принимается Коронной прокуратурой под председательством главы прокурорской службы. Существует поддерживаемая государством система юридической помощи и консультаций по гражданским и уголовным делам.


Верхо́вный су́д Великобрита́нии (англ. Supreme Court of the United Kingdom ) — один из высших судов Великобритании, учреждённый на основании Акта о конституционной реформе 2005 года для рассмотрения всех апелляционных жалоб на решения судов Англии, Уэльса и Северной Ирландии, и апелляционных жалоб только по гражданским делам из судов Шотландии. По уголовным делам в Шотландии последней инстанцией является Высший уголовный суд. Верховный суд также обладает юрисдикцией по разрешению споров, связанных с передачей отдельных полномочий центральных органов Соединенного Королевства местным правительствам и законодательным органам Уэльса, Северной Ирландии и Шотландии.

Верховный суд получил все судебные функции Палаты лордов, которые осуществлялись через его Апелляционный комитет, а также некоторые полномочия связанные с рассмотрением вопросов о делегирования власти составным частям Великобритании, ранее рассматривавшихся в Судебном комитете Тайного совета.

В соответствии с теорией парламентского суверенитета Верховный суд в отличие от судов других стран не имеет права признать закон, принятый парламентом, некоституционным и не применять его в деле или своим решением отменить его действие [1] . Такое может сделать только сам парламент. Вместе с тем Верховный суд может признавать недействительными подзаконные акты, если, например, они были приняты с превышением полномочий и в нарушение действующего законодательства. Кроме того в соответствии с Актом о правах человека 1998 он может вынести заявление о несовместимости с основными положениями Европейской конвенции о правах человека как закона принятого парламентом, так и любого подзаконного акта или законов Уэльса, Северной Ирландии и Шотландии. В этом случае органы, принявшие противоречащий нормативный правовой акт, обязаны внести в него поправки и устранить такую несовместимость [2] .

Содержание

История создания

Верховный суд был создан в соответствии с Актом о конституционной реформе (2005) и начал функционировать 1 октября 2009 года [3] . Он полностью заменил Апелляционный комитет Палаты лордов, а также получил некоторые полномочия Судебного комитета Тайного совета. Долгое время (с 1399 года) функции последней судебной инстанции для судов общей юрисдикции исполняла верхняя палата британского парламента, впоследствии специально организованный для этого в 1876 году Апелляционный комитет Палаты лордов. Он состоял из 12 лордов-судей и возглавлялся лордом-канцлером, который одновременно занимал должность главного судьи Англии и Уэльса.

Судебную реформу инициировала Лейбористская партия в 2003 году во главе с тогдашним премьер-министром Тони Блэром. Изменения уже назрели давно и были мотивированы, главным образом, желанием создать полностью независимую судебную систему и обеспечить её открытость и прозрачность деятельности. Наличие тесной связи между законодательной и судебной властью и существование в рамках парламента высшей судебной инстанции нарушало принцип разделения властей и вступало в противоречие с требованиями Европейской конвенции о защите прав человека [4] . На лицо сложилась абсурдная ситуация, когда парламент, обладавший ко всему прочему высшими судебными функциями, имел возможность интерпретировать нормы закона, изданного им самим же, в свою пользу.

У реформы также нашлись свои противники, к примеру, нынешний председатель Верховного суда Лорд Дэвид Нойбергер был самым ярым противником его создания и обосновывал это тем, что традиционная судебная система работала исправно, не требовала больших финансовых затрат и являлась в целом эффективной, также он был обеспокоен тем, что судьи нового суда получат сразу слишком много властных полномочий [5] [6] .

Юрисдикция

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским делам для всего Соединенного Королевства. По уголовным делам является высшим судом только для Англии, Уэльса и Северной Ирландии. Шотландия пользуется более широкой автономией в сфере уголовного права, поэтому исключительно для неё существует свой самостоятельный Высший уголовный суд, рассматривающий апелляции по уголовным делам в качестве последней инстанции.

Кроме того Верховному суду был передан ряд функций Судебного комитета Тайного совета, связанных с рассмотрением вопросов о делегировании части государственных полномочий местным органам власти Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса, в том числе разрешения споров между ними и британским правительством, также он контролирует соответствие их местного законодательства праву Соединённого Королевства и Европейской конвенции о правах человека. При этом деятельность Судебного комитета Тайного совета в отличие от судебного органа Палаты лордов не прекратилась, он по-прежнему является высшей апелляционной инстанцией в нескольких независимых странах Содружества, заморских территориях Великобритании и британских коронных территориях, также он рассматривает апелляции на решения церковных и морских судов и некоторые другие дела.

Заседания Верховного суда должны транслироваться по телевидению [7] .

Судьи

Суд состоит из двенадцати судей. В первоначальный состав вошли все на тот момент действующие члены расформированного Апелляционного комитета Палаты лордов с сохранением своих мест в верхней палате парламента, но без права голоса.

Всех последующих судей назначает британская Королева по рекомендации Премьер-министра. Ему в свою очередь кандидатуры предлагаются лордом-канцлером совместно со специальной отборочной комиссией, в состав которой входят Председатель Верховного суда, его заместитель и один из членов трёх комитетов по отбору судей в Англии и Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии.

Судьёй Верховного суда может стать любое лицо, которое не менее двух лет занимало высокую судебную должность (в должности судей Высокого суда Англии и Уэльса, и Северной Ирландии; либо судей Апелляционного суда Англии и Уэльса, и Северной Ирландии, а также судей Сессионного суда Шотландии) и проработало в течение 15 лет в качестве адвоката. Судьи должны быть подобраны таким образом, чтобы в равной пропорции представлять все части Соединённого Королевства. Они осуществляют свои полномочия пожизненно, но должны уйти в отставку по достижению 70 лет (судьи первоначального состава уходят в отставку по достижении 75 лет). В отличие от предыдущих лордов-судей они больше не являются членами Палаты лордов.

Современный состав [8]

Здание

Верховный суд заседает в здании бывшей Мидлсексской ратуши (Middlesex Guildhall) на Парламентской площади в центре Лондона, где также находится Судебный комитет Тайного совета. Реконструкция здания под размещение в нём судебных органов была завершена в октябре 2009 года.

Символика


Официальная эмблема Верховного суда была разработана Королевской геральдической палатой (College of Arms) в 2008 году. Она представляет из себя окружность, в которой изображена греческая буква омега, имеющая некое сходство с весами правосудия, поверх неё сделана надпись «The Supreme Court»; в центре круга изображены четыре цветочных символа Соединённого Королевства: роза Тюдоров, представляющая Англию, соединённая с листьями лука-порея, представляющая Уэльс, цветок льна символизирующего Северную Ирландию и цветок чертополоха — Шотландию. Поверх окружности расположена британская корона.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 19 ноября 2011.

  • Лорд-спикер: Френсис Д'Суца
  • Спикер: Джон Беркоу
  • Вопросы Премьер-министра
    : Дэвид Кэмерон : Джордж Янг
  • Лорд-председатель Тайного совета: Ник Клегг : Джордж Осборн : Уильям Хейг и министр юстиции: Кеннет Кларк
  • Министр внутренних дел: Тереза Мэй
  • Официальная оппозиция
    • Лидер оппозиции: Эд Милибэнд
    • Суды Англии и Уэльса
    • Суды Северной Ирландии
    • Суды Шотландии
    • Выборы 1999, 2003, 2007, 2011
      • Исполнительная власть Шотландии
      • Выборы 1999, 2003, 2007, 2011
        • Правительство ассамблеи Уэльса
          , 2003, 2007, 2011
          • Исполнительная власть Северной Ирландии
          • Местное правительство
          • Власти Большого Лондона
          • Выборы: 2001 — 2005 — 2010
          • Права человека
          • Международные отношения

          Политическая структура Великобритании основана на принципе унитарного государства и конституционной монархии. Её система правительства (известная как Вестминстерская система) принята и в других государствах Содружества, таких как Канада, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия и Ямайка.

          Британская Конституция не кодифицирована и имеет как письменные, так и неписьменные источники. К первым относятся Акты Парламента, а также судебные решения. Вторые именуются конституционными обычаями (конвенциями).

          Глава государства и источник исполнительной, судебной и законодательной власти в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии — британский монарх, ныне — Королева Елизавета II. По конвенции монарх назначает лидера партии, имеющей большинство в Палате общин, премьер-министром, хотя теоретически имеет право утвердить на этот пост любого британского гражданина, даже не парламентария или члена Палаты лордов. Монарх даёт королевское согласие на билли парламента, при этом формально имеет право отказать (последний случай был 11 марта 1708). Монарх может также распустить парламент по совету премьер-министра (не наблюдается на практике), но де-юре обладает властью распустить парламент по собственной воле, без согласия премьера. Прочие королевские полномочия, называемые королевскими прерогативами (назначать министров, объявлять войну), принадлежащие исполнительной власти, осуществляются от имени Короны премьер-министром и Кабинетом. Роль Монарха в публичной политике ограничена церемониальными функциями.

          Монарх еженедельно встречается с премьер-министром и другими членами Кабинета. Фактическим политическим лидером СК является Премьер-министр, в настоящее время — глава Консервативной партии Дэвид Кэмерон (с 11 мая 2010 г.). Носителем суверенитета является «Королева в Парламенте».

          В настоящее время Великобритания является постоянным членом Совета Безопасности ООН, членом Европейского союза, Большой восьмёрки (G8), Организации экономического сотрудничества и развития.

          Содержание

          Исполнительная власть

          Функции исполнительной власти принадлежат Правительству.

          Высшей инстанцией Правительства является Кабинет, назначаемый монархом. Главой Кабинета является Премьер-министр, который выбирается монархом с учётом неписанных конвенций (кандидат на пост должен быть членом Палаты общин и иметь поддержку Общин, достаточную для назначения). Затем премьер-министр выбирает остальных министров, которые и составляют Правительство и являются политическими главами Департаментов. Примерно 20 главнейших министров составляют Кабинет министров.

          Как и в других системах правления, исполнительная власть (собственно и называемая коллективно «правительством») несет ответственность перед Парламентом: получив от парламента вотум недоверия, правительство будет вынуждено либо уйти в отставку, либо попытаться распустить Парламент и провести всеобщие выборы. На практике члены всех основных партий Парламента строго контролируются на предмет соответствия их голосов политике их партий. Если правительство обладает подавляющим большинством, то маловероятно, что они не смогут провести законопроект через голосование.

          В ноябре 2005 года правительство Блэра потерпело первое поражение (предложение о продлении срока задержания террористов до 90 дней). До этого в последний раз законопроект не прошёл через Палату общин в 1986 году (один из трёх случаев в XX столетии). Правительства с незначительным перевесом — а также коалиционные — более подвержены риску потерпеть поражение. Иногда они вынуждены обращаться к крайним мерам, например, привозить на больничной кушетке заболевших членов Парламента, чтобы получить большинство. Маргарэт Тэтчер в 1983 и Тони Блэр в 1997 пришли во власть с таким перевесом, что при несогласии с остальными партиями они гарантированно выигрывали практически все голосования Парламента и могли реализовать радикальные программы реформы выборов.

          Законодательная власть

          Палата общин

          Территория Великобритании разделена на округа (constituencies), примерно равные по численности населения (определяемой Комиссией по границам), в каждом из которых выбирается один парламентарий в палату общин.

          В наши дни все премьер-министры и главы оппозиции выбираются из членов палаты общин, а не палаты лордов. Александр Дуглас-Хьюм отказался от пэрства через несколько дней после вступления на пост премьер-министра в 1963 году, а последний премьер-министр-лорд до него был в 1902 году (Роберт Гасконь-Сесиль, 3-й маркиз Салисбери).

          Почти всегда есть партия с большинством в палате из-за использования мажоритарной системы с одним туром голосования, которая в соответствии с законом Дюверже привела к созданию двухпартийной системы. Беспартийным (иногда в русском называемый «индепендент») в настоящее время является только один парламентарий, а представителями мелких партий — два. Обычно монарх спрашивает назначаемого для образования правительства, сможет ли он выжить в Палате общин (глава большинства может). В исключительных случаях монарх просит «сформировать правительство» с парламентским меньшинством 1 , что требует образования коалиционного правительства. Такое бывает редко. Этого просили в 1916 у Эндрю Бонар Лоу, а когда он отказался, у Ллойд Джорджа. Заметим, что правительство формируется не по голосованию палаты общин, а просто по поручению монарха. Палата общин имеет первый шанс выразить своё доверие к новому правительству во время голосования по поводу Speech from the Throne, предлагаемой правительством программе.

          Палата лордов

          Раньше это была наследственная, аристократическая палата. После реформы Мейджора и до сих пор она представляет собой «смесь» наследственных членов, епископов англиканской церкви и назначаемых членов (пожизненных пэров). В наши дни эта палата рассматривает законопроекты из Палаты общин без права на внесение поправок, а также имеет право наложить удерживающее вето — отсрочить срок действия закона на год (если это не «денежные билли» и не предвыборные обещания).

          Палата лордов является также самым последним апелляционным судом Великобритании, на практике дела слушают только лорды-законники. По Акту о конституционной реформе 2005 года планируется заменить лордов на Верховный суд Великобритании.

          Избирательные системы и реформа

          В Великобритании используются разные системы

          • First Past the Post используется для всенародных выборов, а также при выборе местного самоуправления в Англии и Уэльсе (раньше и в Шотландии).
          • Additional Member System была введена после введения региональной автономии (devolution) в 1999 для Шотландского парламента, Уэльского собрания и Лондонского собрания.
          • Система Single Transferable Vote используется для выборов в Ассамблею Северной Ирландии и местные советы.
          • Партийные списки используются для выборов в Европейский парламент.
          • Supplementary Vote используется для выбора мэров городов, например, Лондона.

          Судебная власть

          В состав верховных судов входят: Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд.

          Высокий суд

          Высокий суд состоит из 78 судей и подразделяется на три отделения: королевской скамьи (возглавляет лорд — главный судья), канцелярского (возглавляется вице-канцлером), по семейным делам (возглавляет председатель отделения). Распределение дел между отделениями определяется специализацией судей и особенностями процедуры; в принципе, каждое отделение может рассматривать любое дело, входящее в компетенцию этого суда. Судьи назначаются из числа барристеров. Дела, которые слушаются в первой инстанции, рассматривает один судья. Отделению королевской скамьи подсудны дела, регулируемые нормами общего, торгового права и т. п. Канцлерскому отделению подсудны дела, не регулируемые общим правом (например, дела по авторскому, изобретательскому праву). Жалобы на решения высокого суда подаются в Апелляционный суд. [1]

          Апелляционный суд

          В составе Апелляционного суда 18 судей, именуемых лорд — джастистами и возглавляемых хранителем судебных архивов. Дела рассматривает коллегия в составе трех судей. Одна из коллегий суда занимается лишь уголовными делами. Это — уголовное отделение Апелляционного суда. В отличие от коллегий, рассматривающих гражданские дела, здесь не принято, чтобы мнение судей, оставшихся в меньшинстве, становилось известным. Решения Апелляционного суда могут быть обжалованы в Апелляционный комитет палаты лордов (в отдельных случаях стало возможным прямое обжалование решений Высокого суда). Такое обжалование носит исключительный характер: палата лордов выносит не более 30-40 решений в год. Дела рассматриваются минимум тремя лордами по апелляции. Каждый отдельно высказывает свое мнение по делу. Судьи палаты лордов как таковые или совместно с судьями заморских территорий образуют Судебный комитет Тайного совета. На таком уровне рассматриваются жалобы не решения верховных судов заморских территорий и государств — членов Содружества, поскольку эти государства не исключают подачи такой жалобы.

          Суд короны

          Суд короны — это новое образование, созданное актами о суде 1971 г. Он рассматривает уголовные дела. Его состав многообразен. В зависимости от вида преступления дело может рассматривать:

          1. окружной судья (судья специального судебного округа в графстве или группе графств);

          2. судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют выездные сессии суда);

          3. адвокат, имеющий специальное образование и полномочия (барристеры или солиситор);

          4. исполняющий обязанности судьи. [2]

          Барристеры

          Барристеры — юристы, имеющие исключительное право выступать в высших судебных инстанциях (также вправе выступать в судах низших инстанций). Солиситоры — более многочисленная категория юристов, дают консультации своим клиентам, готовят к слушанию гражданские и уголовные дела в интересах своих клиентов, выступают от имени обвинения или защиты, а также в качестве представителей интересов сторон в судах низших инстанций. Если обвиняемый не признает себя виновным, в рассмотрении дела участвуют жюри присяжных.

          Суды графств

          Помимо высоких судов в Англии действуют разнообразные нижестоящие инстанции, которые рассматривают около 90 % всех дел. Важнейшие низшие суды по гражданским делам — это суды графств. Они рассматривают дела с суммой иска до 1000 ф.ст. Малозначительные дела (цена иска менее 11 ф.ст.) могут рассматриваться помощником судьи. Малозначительные уголовные дела подлежат ведению магистратов — простых граждан, на которых возложена роль мировых судей. Их общее число около 20 000; это не профессиональные юристы, вознаграждения они не получают.

          Административные суды (трибуналы)

          В Великобритании есть административные суды (трибуналы), но они действуют при органах исполнительной власти и не являются органами административной юстиции. Трибуналы специализированы в соответствии с профилем «своего» органа исполнительной власти: они рассматривают вопросы, связанные с налогами, здравоохранением, трудовыми спорами, другие дела, включая некоторые гражданские. Состоят не из государственных служащих (судей), а из общественных деятелей, юристов. Деятельность трибуналов существенно ускоряет решение текущих и неотложных вопросов (например, о зарплате). Их решения не окончательны и могут быть обжалованы в суд. В Шотландии действует своя система права и судов. [3]

          Гражданская служба

          Гражданская служба Великобритании — постоянная политически нейтральная организация, которая поддерживает министерства правительства при исполнении их обязанностей, независимо от политической партии. В отличие от прочих демократий, служащие остаются после смены правительства.

          Ядро гражданской службы организовано в виде множества Государственных департаментов. Каждый департамент политически возглавляется одним значимым и небольшой командой малозначимых министров. В большинстве случаев министр называется государственным секретарем и членом Кабинета. Административное управление департамента возглавляется ведущим гражданским служащим, в большинстве департаментов называемым постоянным секретарем. Большинство персонала гражданской службы работают на самом деле в исполнительных агентствах, отдельных организациях, подотчётных Департаменту государства.

          «Уайтхолл» часто является синонимом ядра Гражданской службы, потому что у большинства департаментов штаб-квартиры находятся по этому или близлежащим адресам на улице Уайтхолл.

          Региональное самоуправление (devolution)

          Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
          Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

          Политическая структура Великобритании основана на принципе унитарного государства и конституционной монархии. Её система правительства (известная как Вестминстерская система) принята и в других государствах Содружества, таких как Канада, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия и Ямайка.

          Британская Конституция не кодифицирована и имеет как письменные, так и неписьменные источники. К первым относятся Акты Парламента, а также судебные решения. Вторые именуются конституционными обычаями (конвенциями).

          Глава государства и источник исполнительной, судебной и законодательной власти в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии — британский монарх, ныне - Королева Елизавета II. По конвенции монарх назначает лидера партии, имеющей большинство в Палате общин, премьер-министром, хотя теоретически имеет право утвердить на этот пост любого британского гражданина, даже не парламентария или члена Палаты лордов. Монарх даёт королевское согласие на билли парламента, при этом формально имеет право отказать (последний случай был 11 марта 1708). Монарх может также распустить парламент по совету премьер-министра (не наблюдается на практике), но де-юре обладает властью распустить парламент по собственной воле, без согласия премьера. Прочие королевские полномочия, называемые королевскими прерогативами (назначать министров, объявлять войну), принадлежащие исполнительной власти, осуществляются от имени Короны премьер-министром и Кабинетом. Роль Монарха в публичной политике ограничена церемониальными функциями.

          Монарх еженедельно встречается с премьер-министром и другими членами Кабинета. Фактическим политическим лидером СК является Премьер-министр, в настоящее время - глава партии Лейбористов Гордон Браун (с 27 июня 2007 г. ). Носителем суверенитета является "Королева в Парламенте".

          В настоящее время Великобритания является постоянным членом Совета Безопасности ООН, членом Европейского Союза, Большой Восьмёрки (G8), Организации Экономического Сотрудничества и Развития.

          Содержание

          Исполнительная власть

          Функции исполнительной власти принадлежат Правительству, называемому также Кабинетом. Монарх назначает Премьер-министра с учётом конвенции (кандидат на пост должен быть членом Палаты общин и иметь поддержку, достаточную для назначения). Затем премьер-министр выбирает остальных министров, которые и составляют Правительство и являются политическими главами Департаментов. Примерно 20 главнейших министров составляют Кабинет министров.

          Как и в других системах правления, исполнительная власть (собственно и называемая «правительством») несет ответственность перед Парламентом: получив от парламента вотум недоверия, правительство будет вынуждено либо уйти в отставку, либо попытаться распустить Парламент и провести всеобщие выборы. На практике члены всех основных партий Парламента строго контролируются на предмет соответствия их голосов политике их партий. Если правительство обладает подавляющим большинством, то маловероятно, что они не смогут провести законопроект через голосование.

          В ноябре 2005 года правительство Блэра потерпело первое поражение (предложение о продлении срока задержания террористов до 90 дней). До этого в последний раз законопроект не прошёл через Палату общин в 1986 году (один из трёх случаев в XX столетии). Правительства с незначительным перевесом - а также коалиционные - более подвержены риску потерпеть поражение. Иногда они вынуждены обращаться к крайним мерам, например, привозить на больничной кушетке заболевших членов Парламента, чтобы получить большинство. Маргарэт Тэтчер в 1983 и Тони Блэр в 1997 пришли во власть с таким перевесом, что при несогласии с остальными партиями они гарантированно выигрывали практически все голосования Парламента и могли реализовать радикальные программы реформы выборов.

          Законодательная власть

          Палата общин

          Территория Великобритании разделена на округа (constituencies), примерно равные по численности населения (определяемой Комиссией по границам), в каждом из которых выбирается один парламентарий в палату общин.

          В наши дни все премьеры-министры и главы оппозиции выбираются из членов палаты общин, а не палаты лордов. Алек Дуглас-Хоум отказался от пэрства через несколько дней после вступления на пост премьер-министра в 1963 году, а последний премьер-министр-лорд до него был в 1902 году (Роберт Гасконь-Сесиль, 3-й маркиз Салисбери).

          Почти всегда есть партия с большинством в палате из-за использования мажоритарной системы с одним туром голосования, которая в соответствии с законом Дюверже привела к созданию двухпартийной системы. Беспартийным (иногда в русском называемый «индепендент») в настоящее время является только один парламентарий, а представителями мелких партий — два. Обычно монарх спрашивает назначаемого для образования правительства, сможет ли он выжить в Палате общин (глава большинства может). В исключительных случаях монарх просит «сформировать правительство» с парламентским меньшинством 1 , что требует образования коалиционного правительства. Такое бывает редко. Этого просили в 1916 у Эндрю Бонар Лоу, а когда он отказался, у Ллойд Джорджа. Заметим, что правительство формируется не по голосованию палаты общин, а просто по поручению монарха. Палата общин имеет первый шанс выразить своё доверие к новому правительству во время голосования по поводу Speech from the Throne, предлагаемой правительством программе.

          Палата лордов

          Раньше это была наследственная, аристократическая палата. После реформы Мейджора и до сих пор она представляет собой "смесь" наследственных членов, епископов англиканской церкви и назначаемых членов (пожизненных пэров). В наши дни эта палата рассматривает законопроекты из Палаты общин без права на внесение поправок, а также имеет право наложить удерживающее вето — отсрочить срок действия закона на год (если это не «денежные билли» и не предвыборные обещания).

          Палата лордов является также самым последним апелляционным судом Великобритании, на практике дела слушают только лорды-законники. По Акту о конституционной реформе 2005 года планируется заменить лордов на Верховный суд Великобритании.

          Избирательные системы и реформа

          В Великобритании используются разные системы выборов:

          • First Past the Post используется для всенародных выборов, а также при выборе местного самоуправления в Англии и Уэльсе (раньше и в Шотландии).
          • Additional Member System была введена после введения региональной автономии (devolution) в 1999 для Шотландского парламента, Уэльского собрания и Лондонского собрания.
          • Система Single Transferable Vote используется для выборов в Ассамблею Северной Ирландии и местные советы.
          • Партийные списки используются для выборов в Европейский парламент.
          • Supplementary Vote используется для выбора мэров городов, например, Лондона.

          Судебная власть

          В состав верховных судов входят: Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд.

          Высокий суд

          Высокий суд состоит из 78 судей и подразделяется на три отделения: королевской скамьи (возглавляет лорд – главный судья), канцелярского (возглавляется вице-канцлером), по семейным делам (возглавляет председатель отделения). Распределение дел между отделениями определяется специализацией судей и особенностями процедуры; в принципе, каждое отделение может рассматривать любое дело, входящее в компетенцию этого суда. Судьи назначаются из числа адвокатов. Дела, которые слушаются в первой инстанции, рассматривает один судья. Отделению королевской скамьи подсудны дела, регулируемые нормами общего, торгового права и т.п. Канцлерскому отделению подсудны дела, не регулируемые общим правом (например, дела по авторскому, изобретательскому праву). Жалобы на решения высокого суда подаются в Апелляционный суд. [1]

          Апелляционный суд

          В составе Апелляционного суда 18 судей, именуемых лорд – джастистами и возглавляемых хранителем судебных архивов. Дела рассматривает коллегия в составе трех судей. Одна из коллегий суда занимается лишь уголовными делами. Это – уголовное отделение Апелляционного суда. В отличие от коллегий, рассматривающих гражданские дела, здесь не принято, чтобы мнение судей, оставшихся в меньшинстве, становилось известным. Решения Апелляционного суда могут быть обжалованы в Апелляционный комитет палаты лордов (в отдельных случаях стало возможным прямое обжалование решений Высокого суда). Такое обжалование носит исключительный характер: палата лордов выносит не более 30-40 решений в год. Дела рассматриваются минимум тремя лордами по апелляции. Каждый отдельно высказывает свое мнение по делу. Судьи палаты лордов как таковые или совместно с судьями заморских территорий образуют Судебный комитет Тайного совета. На таком уровне рассматриваются жалобы не решения верховных судов заморских территорий и государств – членов Содружества, поскольку эти государства не исключают подачи такой жалобы.

          Суд короны

          Суд короны – это новое образование, созданное актами о суде 1971 г. Он рассматривает уголовные дела. Его состав многообразен. В зависимости от вида преступления дело может рассматривать:

          1. окружной судья (судья специального судебного округа в графстве или группе графств);

          2. судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют выездные сессии суда);

          3. адвокат, имеющий специальное образование и полномочия (барристеры или солиситор);

          4. исполняющий обязанности судьи. [2]

          Барристеры

          Барристеры – юристы, имеющие исключительное право выступать в высших судебных инстанциях (также вправе выступать в судах низших инстанций). Солиситоры – более многочисленная категория юристов, дают консультации своим клиентам, готовят к слушанию гражданские и уголовные дела в интересах своих клиентов, выступают от имени обвинения или защиты, а также в качестве представителей интересов сторон в судах низших инстанций. Если обвиняемый не признает себя виновным, в рассмотрении дела участвуют жюри присяжных.

          Суды графств

          Помимо высоких судов в Англии действуют разнообразные нижестоящие инстанции, которые рассматривают около 90% всех дел. Важнейшие низшие суды по гражданским делам – это судыграфств. Они рассматривают дела с суммой иска до 1000 ф.ст. Малозначительные дела (цена иска менее 11 ф.ст.) могут рассматриваться помощником судьи. Малозначительные уголовные дела подлежат ведению магистратов – простых граждан, на которых возложена роль мировых судей. Их общее число около 20000; это не профессиональные юристы, вознаграждения они не получают.

          Административные суды (трибуналы)

          В Великобритании есть административные суды(трибуналы), но они действуют при органах исполнительной власти и не являются органами административной юстиции. Трибуналы специализированы в соответствии с профилем «своего» органа исполнительной власти: они рассматривают вопросы, связанные с налогами, здравоохранением, трудовыми спорами, другие дела, включая некоторые гражданские. Состоят не из государственных служащих (судей), а из общественных деятелей, юристов. Деятельность трибуналов существенно ускоряет решение текущих. Неотложных вопросов (например, о зарплате). Их решения не окончательны и могут быть обжалованы в суд. В Шотландии действует своя система права и судов. [3]

          Гражданская служба

          Гражданская служба Великобритании — постоянная политически нейтральная организация, которая поддерживает министерства правительства при исполнении их обязанностей, независимо от политической партии. В отличие от прочих демократий, служащие остаются после смены правительства.

          Ядро гражданской службы организовано в виде множества Государственных департаментов. Каждый департамент политически возглавляется одним значимым и небольшой командой малозначимых министров. В большинстве случаев министр называется государственным секретарем и членом Кабинета. Административное управление департамента возглавляется ведущим гражданским служащим, в большинстве департаментов называемым постоянным секретарем. Большинство персонала гражданской службы работают на самом деле в исполнительных агентствах, отдельных организациях, подотчётных Департаменту государства.

          «Уайтхолл» часто является синонимом ядра Гражданской службы, потому что у большинства департаментов штаб-квартиры находятся по этому или близлежащим адресам на улице Уайтхолл.

          Региональное самоуправление (devolution)

          Ссылки

          1. ↑ Конституционное право зарубежных стран [Текст] : учебник / В.Е. Чиркин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2000. - ISBN 5-7975-0267-4, C. 349-370
          2. ↑ Иностранное конституционное право/Под редакцией И67 проф. В.В. Маклакова. - М.: Юристъ, 1996. - ISBN 5-7357-0102-9, C. 39-68
          3. ↑ Правовые системы стран мира :Энциклопедический справочник /Авт. кол. : Ф. М. Решетников, У, З. Батлер, В. В. Бойцова и др. ; Отв. ред. А. Я. Сухарев. -2-е изд. изм. и доп. -М. :Норма, 2001. - ISBN 5891235277, C. 24-45

          Австрия | Азербайджан¹ | Албания | Андорра | Армения¹ | Белоруссия | Бельгия | Болгария | Босния и Герцеговина | Ватикан | Великобритания | Венгрия | Германия | Греция | Грузия | Дания | Ирландия | Исландия | Испания | Италия | Казахстан¹ | Кипр¹ | Латвия | Литва | Лихтенштейн | Люксембург | Македония | Мальта | Молдавия | Монако | Нидерланды | Норвегия | Польша | Португалия | Россия¹ | Румыния | Сан-Марино | Сербия | Словакия | Словения | Турция¹ | Украина | Финляндия | Франция | Хорватия | Черногория | Чехия | Швейцария | Швеция | Эстония

          Зависимые территории: Акротири и Декелия | Аландские острова | Гернси | Гибралтар | Джерси | Остров Мэн | Фарерские острова | Шпицберген | Ян-Майен

          Непризнанные и частично признанные государства (де-факто независимые): Абхазия | Косово | Нагорно-Карабахская Республика | Приднестровье | Южная Осетия

          Герб • Флаг • Гимн • Государственный строй • Конституция • Парламент • Административное деление • География • Города • Столица • Население • Языки • История • Экономика • Валюта • Культура • Религия • Литература • Музыка • Праздники • Спорт • Образование • Наука • Транспорт • Почта • Интернет • Вооружённые силы • Внешняя политика
          Портал «Великобритания»

          Законодательная власть в Великобритании принадлежит парламенту (старейший в мире, создан в 1265 году). Парламент состоит из монарха, Палаты лордов (750 человек) и Палаты общин (в настоящий момент 646 депутатов). В действительности под парламентом понимаются лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении — нижняя, которая осуществляет законодательные функции. Король подписывает все законы, на основании конституционного обычая почти 300 лет не применяет принадлежащего ему права вето. Вето Палаты лордов может быть преодолено нижней палатой простым большинством голосов, но на другой сессии парламента, что означает, что при созыве сессии раз в год верхняя палата может на год отсрочить вступление закона в силу. На практике Палата лордов, как правило, возражения против законопроектов, принятых Палатой общин, выдвигает крайне редко.

          Основная функция парламента — законотворчество. Законопроекты (билли) проходят три чтения. Как правило, законопроекты должны быть приняты обеими палатами. Прежде чем обрести силу законов, они должны получить королевскую санкцию. Хотя проект закона может быть внесён в любую палату, на практике законопроект сначала рассматривается Палатой общин, затем передаётся в Палату лордов.

          В целом право голоса имеют более 44 миллионов человек. Голосование проводится по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства. С 1998–1999 годы при избрании новой законодательной власти в регионах, а также на выборах мэра Лондона применяются варианты системы голосования с пропорциональным элементом: на выборах парламента Шотландии, ассамблей Уэльса и Большого Лондона — «дополнительного голоса», на выборах мэра Лондона — «замещающего» голоса, на выборах ассамблеи Северной Ирландии — «единого переходного голоса». Пропорциональная система голосования (региональных партийных списков) по методу д’Ондта применялась с 1999 года на выборах в Европейский парламент.

          Аэрокосмические методы географических исследований
          В учебнике изложены основы аэрокосмических методов исследования Земли. .

          Основы физики земли
          Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1939 года .

          Зоогеография
          Зоогеография — наука о закономерностях распространения животных на поверхности .

          2022. Политический атлас современности. Экономика, социология, история, внешняя и внутренняя политика, особенности функционирования различных ветвей власти, партий и других политических институтов, а также угрозы и вызовы, с которыми сталкиваются современные государства.

          Оценка качества размещённой на Сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в Вашем ведении и компетенции. Сайт не является средством массовой информации. Аудитория — 16+.

          Автор статьи

          Куприянов Денис Юрьевич

          Куприянов Денис Юрьевич

          Юрист частного права

          Страница автора

          Читайте также: