Налоги государственные займы обслуживание государственного долга дотации предприятий

Обновлено: 25.04.2024

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ статья 119 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

Статья 119. Обслуживание государственного (муниципального) долга

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 119 БК РФ

1. Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

2. Выполнение Центральным банком Российской Федерации, кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) Правительства Российской Федерации по обслуживанию долговых обязательств Российской Федерации, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению осуществляется на основе агентских соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации.

3. Центральный банк Российской Федерации осуществляет функции генерального агента, указанные в пункте 2 настоящей статьи, безвозмездно.

4. Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных агентскими соглашениями, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации, производится за счет средств федерального бюджета.

Информация об изменениях:

5. Выполнение кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по размещению, выкупу, обмену долговых обязательств субъектов Российской Федерации осуществляется на основе государственного контракта, заключенного с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственные заимствования от имени субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

6. Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных государственными контрактами, заключенными с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственные заимствования от имени субъекта Российской Федерации, производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

7. Выполнение кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) местной администрации по размещению, выкупу, обмену муниципальных долговых обязательств осуществляется на основе муниципального контракта, заключенного с местной администрацией.

Информация об изменениях:

8. Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных муниципальными контрактами, заключенными с местной администрацией, производится за счет средств местного бюджета.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

2. Выполнение Центральным банком Российской Федерации, кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) Правительства Российской Федерации по обслуживанию долговых обязательств Российской Федерации, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению осуществляется на основе агентских соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации.

3. Центральный банк Российской Федерации осуществляет функции генерального агента, указанные в пункте 2 настоящей статьи, безвозмездно.

4. Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных агентскими соглашениями, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации, производится за счет средств федерального бюджета.

5. Выполнение кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по размещению, выкупу, обмену долговых обязательств субъектов Российской Федерации осуществляется на основе государственного контракта, заключенного с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственные заимствования от имени субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных государственными контрактами, заключенными с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственные заимствования от имени субъекта Российской Федерации, производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Выполнение кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) местной администрации по размещению, выкупу, обмену муниципальных долговых обязательств осуществляется на основе муниципального контракта, заключенного с местной администрацией.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Оплата услуг агентов по осуществлению ими функций, предусмотренных муниципальными контрактами, заключенными с местной администрацией, производится за счет средств местного бюджета.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой источники доходной части государственного бюджета.

1) налоги 2) государственные займы 3) обслуживание государственного долга

4) эмиссия 5) государственные пошлины 6) дотации предприятий

3 .Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К функциям государственного бюджета относят содержание институтов государства.

2) К доходам государственного бюджета относятся дотации государственным предприятиям.

3) Государственный бюджет может быть сбалансированным, дефицитным или профицитным.

4) Доходная часть бюджета показывает источники поступления его денежных средств.

5) В структуру расходной части бюджета входят налоги с физических и юридических лиц.

4. Установите соответствие между видами статей в государственном бюджете и конкретными примерами.

А) акцизный сбор

Б) обслуживание госдолга

В) подоходный налог с граждан

Г) выплата жалования служащим

Д) процент по государственным облигациям

1) расходные статьи

2) доходные статьи

5 .Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одна из функций государственного бюджета — финансовое обеспечение функционирования государственного аппарата.

2) Дефицит государственного бюджета может привести к сокращению социальных расходов государства.

3) К доходам бюджета относится обслуживание государственного долга.

4) Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда планируемые расходы превышают доходы государства.

5) Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

6 .Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государственный бюджет — это принятый высшим законодательным органом годовой финансовый план.

2) Государство перераспределяет через бюджет полученные доходы и направляет средства на обеспечение внутренней и внешней политики.

3) К доходам государственного бюджета относят таможенные пошлины и сборы.

4) Социальные выплаты — одна из статей доходов государственного бюджета.

5) Бюджет называют дефицитным, если доходы государства равны его планируемым расходам.

7 .Установите со­от­вет­ствие между ви­да­ми ста­тей бюд­же­та и кон­крет­ным их выражением

КОНКРЕТНОЕ ВЫ­РА­ЖЕ­НИЕ СТА­ТЕЙ БЮДЖЕТА

ВИДЫ СТА­ТЕЙ БЮДЖЕТА

А) акцизные сборы

Б) об­слу­жи­ва­ние го­су­дар­ствен­но­го долга

В) личный по­до­ход­ный налог

Г) вы­пла­та пенсий

Д) про­да­жа го­су­дар­ствен­ных облигаций

1) расходные статьи

2) доходные статьи

8 .Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о го­су­дар­ствен­ном бюд­же­те и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Го­су­дар­ствен­ный бюд­жет — это свод до­хо­дов и рас­хо­дов го­су­дар­ства.

2) Го­су­дар­ствен­ный бюд­жет, как пра­ви­ло, утвер­жда­ет­ся пра­ви­тель­ством.

3) Раз­ни­ца между до­хо­да­ми и рас­хо­да­ми го­су­дар­ства на­зы­ва­ет­ся саль­до го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та.

4) Сба­лан­си­ро­ван­ным на­зы­ва­ет­ся го­су­дар­ствен­ный бюд­жет, в ко­то­ром до­хо­ды пре­вы­ша­ют рас­хо­ды.

5) Фор­ми­ро­ва­ние до­ход­ных и рас­ход­ных ста­тей бюд­же­та со­став­ля­ет бюд­жет­ную по­ли­ти­ку го­су­дар­ства.

9 .Выберите из приведённого ниже списка источники доходов государственного бюджета.

1) содержание государственных учреждений

2) средства от приватизации предприятий

3) дивиденды по акциям, принадлежащим фирмам

4) поступления по штрафам и санкциям

5) обслуживание и погашение государственного долга

6) субсидии государства на жилищно-коммунальные услуги населению

10 .Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одна из статей доходов государственного бюджета — развитие инфраструктуры.

2) К расходам бюджета относится обслуживание государственного долга.

3) Государственный бюджет финансово обеспечивает экономическую политику государства.

4) Рост дефицита государственного бюджета может привести к снижению инвестиционной активности в стране.

5) Дефицит государственного бюджета характеризуется превышением доходов над расходами государства.

11 .Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда доходы государства превышают его планируемые расходы.

2) Государственный бюджет — это смета доходов и расходов государства на определённый период времени.

3) Государственный бюджет составляется с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

4) Государственный бюджет в РФ разрабатывается и принимается Президентом РФ.

5) Предоставление дотаций предприятиям — одна из статей доходов государственного бюджета

12 .Установите соответствие между примерами и статьями государственного бюджета:

ПРИМЕР СТАТЬЯ ГОСБЮДЖЕТА

А) содержание органов власти

Б) образование госрезервов

В) пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством

Г) национальная оборона

Д) средства от использования государственной собственности

1) доходная статья

2) расходная статья

13 .Выберите верные суждения о государственном долге и запишите цифры, под которыми они указаны.

2) Государственный долг делится на внешний и внутренний.

3) Одной из причин возникновения государственного долга является дефицит государственного бюджета.

4) Наличие государственного долга всегда свидетельствует о кризисе в национальной экономике.

5) Кредиторами по государственному долгу могут являться государства, юридические и физические лица.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведёт к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объёма производства, то эта мера приведёт к ещё более глубокому спаду. И наоборот, если в экономике бум, т. е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя ещё больший перегрев экономики и, следовательно, ещё более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума, когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии, когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток.

Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла.

21 .Автор приводит три концепции состояния государственного бюджета. Какую концепцию он считает наиболее распространённой? Кто является её автором? Как автор определяет традиционное отношение к проблеме дефицита государственного бюджета?

22. В чём, по мнению автора, заключается концепция ежегодного сбалансированного бюджета? На основании знаний обществоведческого курса назовите три любые расходные статьи бюджета.

23 .Автор пишет о проблеме дефицита государственного бюджета. Приведите три примера решения государством проблемы роста дефицита государственного бюджета.

24 .Какие три инструмента государственного бюджета, оказывающие влияние на стабилизацию экономики, согласно концепции Кейнса, называет автор? На основании текста и обществоведческих знаний назовите и обоснуйте применение двух любых способов государственного вмешательства в регулирование рыночной экономики на разных стадиях экономического цикла.

25 . Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния,

1) рас­крой­те смысл по­ня­тия «го­су­дар­ствен­ный долг»;

2) со­ставь­те два пред­ло­же­ния:

− одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию видах го­су­дар­ствен­но­го долга;

− одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее любую при­чи­ну роста го­су­дар­ствен­но­го долга.

26. Каким экономическим понятием характеризуется ситуация, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы? Приведите три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации.

г) долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, субъектами РФ, муниципальными образованиями и т.д., возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ

  1. Полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга, называется:

а) обслуживанием долга

б) погашением долга

в) управлением государственным долгом

г) осуществлением заимствований

  1. Какому типу бюджетного федерализма соответствует следующая модель: признание высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов?

а) высокая степень самостоятельности региональных бюджетов

б) разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, без наделения достаточными собственными источниками доходов

в) федеративное устройство государства

г) разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов РФ и органами местного самоуправления в области финансов

  1. Для какого типа бюджетного федерализма характерно нахождение соответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с его доходными источниками и компенсирование дисбаланса за счет трансфертов?

г) ни для одного из перечисленных

  1. Как называются отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов?

а) бюджетный федерализм

б) межбюджетные отношения

г) бюджетная система

а) средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий использования на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ

б) бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов

в) средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов

г) средства, предоставляемые на возмездной основе, на определенные цели

  1. Бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов, называются:
  1. Средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов, называются:
  1. Средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий использования на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, называются:
  1. Как называется регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению, контролю за исполнением, осуществлению бюджетного учета, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности?

а) бюджетный процесс

б) бюджетная система

в) бюджетное законодательство

г) финансовая система

  1. На какой стадии бюджетного процесса производится сбор информации о социально - экономическом состоянии той или иной территории, ее потенциале, о потребностях субъектов в финансировании, о принятых расходных обязательствах государства и муниципальных образований?

а) рассмотрение законов о бюджете

б) утверждение законов о бюджете

в) исполнение законов о бюджете

г) составление проектов бюджетов

  1. На какой стадии бюджетного процесса финансовые планы государства воплощаются в жизнь?

а) рассмотрение законов о бюджете

б) утверждение законов о бюджете

в) исполнение законов о бюджете

г) составление проектов бюджетов

  1. На какой стадии бюджетного процесса отражаются результаты исполнения законов о бюджете?

а) рассмотрение законов о бюджете

б) составление и утверждение бюджетной отчетности

в) исполнение законов о бюджете

г) составление проектов бюджетов

  1. Что является объектом бюджетного планирования?

а) фонды денежных средств

б) доходы бюджета

в) расходы бюджета

г) сбалансированность бюджета

  1. Кто составляет проект федерального бюджета РФ?

а) Комитет Государственной Думы по бюджету

б) Правительство РФ

в) финансовые организации

г) Председатель Правительства

  1. Как называется баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов?

а) перспективный финансовый план

б) прогноз социально – экономического развития страны

в) проект бюджета РФ

г) сводный финансовый баланс

а) комплекс вероятностных оценок возможных направлений формирования доходной и расходной частей бюджета

б) баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов

в) проект бюджета

г) перспективный финансовый план

  1. Что является заключительным этапом бюджетного планирования?

а) составление перспективного финансового плана

б) составление сводного финансового баланса

в) составление проекта бюджета

г) составление прогноза социально – экономического развития страны

  1. Что готовит Комитет Государственной Думы по бюджету при представлении ему Правительством РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете?

б) предложения о принятии проекта федерального бюджета

в) рекомендации по вопросам рассмотрения проекта федерального бюджета

г) все перечисленное

  1. В скольких чтениях Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете?

а) в одном, если нет разногласий

  1. Если законопроект о федеральном бюджете отклонен в первом чтении его:

а) передают в согласительную комиссию

б) передают на экспертизу

в) передают в Комитет Государственной Думы по бюджету на доработку

г) разрабатывают новый законопроект

  1. С какого момента начинается исполнение бюджета?

а) с момента внесения законопроекта о бюджете в Государственную Думу РФ

б) с момента принятия закона о бюджете

в) с момента одобрения ФЗ о бюджете Государственной Думой РФ

г) с момента утверждения законопроекта о бюджете во втором чтении

62. Документ, в котором детально отражаются показатели доходов и расходов утвержденного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией называется:

а) бюджет федерации

б) финансовый план государства

г) бюджетная роспись

63. Принцип единства бюджетного счета означает:

а) зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех расходов с него

б) зачисление всех доходов на счета доходов, расходов – на счета расходов

в) разнесение операций по поступлению и расходованию бюджетных средств по разным счетам

г) зачисление всех доходов на счета исполнителей бюджета

64. Кто составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета?

а) Государственная Дума РФ

г) Инспекция Федеральной налоговой службы

65. Кому на исполнение передается сводная роспись?

а) Федеральному казначейству

в) Государственной Думе РФ

г) Правительству РФ

66. В какой форме осуществляется расходование бюджетных средств?

а) зачисления денежных средств на счета бюджетополучателей

б) списания денежных средств с единого бюджетного счета

в) по Постановлениям Правительства РФ

г) списания денежных средств со счетов бюджетополучателей в пользу лиц, предоставивших им услуги

67. Как называется система согласно которой классифицируются доходы и расходы по определенным признакам и сводятся в соответствующие группы?


Государственный называется займ, где в качестве получателя средств выступает непосредственно государство. Такой формат привлечения денежных ресурсов используется для финансирования бюджетного дефицита или определенных расходов бюджета. Как и любой другой финансовый инструмент, государственные займы могут как приносить положительный эффект, так и способствовать попаданию страны в так называемую «долговую яму».

  1. Что говорит закон?
  2. Общие сведения о государственных займах
  3. Плюсы и минусы государственных займов
  4. Классификация и виды госзаймов
  5. Обеспечение госзаймов
  6. Оформление договора государственного займа
  7. Управление госдолгом
  8. FAQ
    1. Кто выступает кредитором и заемщиком при государственном заимствовании?
    2. Какие виды госзаймов бывают?
    3. Кто занимается управлением государственным долгом?

    Особенностью этого вида заимствования выступает оформление посредством эмиссии ценных бумаг, в качестве которых выступают облигации и векселя. Рассмотрим основные формы государственных займов, их классификацию, а также особенности оформления.

    Что говорит закон?

    Базовым документом, который регламентирует порядок осуществления государственных заимствований, выступает Бюджетный кодекс РФ. Он принят после подписания №145-ФЗ (датируется 31.07.1998). Наиболее важные положения по рассматриваемой теме содержит статья 103 БК РФ.

    Важной особенностью Бюджетного кодекса страны, как и большей части других принципиально важных законодательных актов, выступает постоянное и масштабное внесение изменений. Например, только в 2020 году было принято 13 Федеральных законов, содержащих корректировки к БК РФ. Даже в наступившем 2021 году законодатели уже успели принять еще один подобный ФЗ.

    Конечно же, что далеко не все изменения касаются непосредственно государственных займов. Но общая тенденция очевидна и наглядно демонстрирует актуальность бюджетных процессов, происходящих в государстве.

    Общие сведения о государственных займах

    Как было отмечено выше, государственным называется займ, в статусе заемщика по которому выступает государство. В подавляющем большинстве случаев речь идет о денежных средствах, хотя допускаются и иные формы заимствования. Деньги могут быть получены как внутри страны, так и из внешних источников.

    Государственный займ, как и традиционный, носит возвратный характер и предусматривает выплату кредитору процентов. Аналогичным образом применяются и другие базовые условия сделки, в числе которых: сумма и длительность финансирования. По окончании срока действия долг возвращается, а проценты выплачиваются или на регулярной основе, или также по окончании заимствования – вместе с погашением задолженности.

    Плюсы и минусы государственных займов

    Как было отмечено выше, заимствование со стороны государства способно как сыграть важную положительную роль в стабилизации или повышении эффективности бюджетной системы страны, так и выступить явно негативным фактором финансовой политики. Результат привлечения денежных средств определяется грамотностью их последующего практического применения.

    Ключевыми достоинствами государственных займов выступают такие:

    • снижение активности инфляционных процессов, которое достигается изъятием части свободных средств с последующим вложением в наиболее важные отрасли экономики;
    • сокращение бюджетного дефицита простым, доступным и надежным способом, которое носит легко предсказуемый результат;
    • возможность быстрого реагирования со стороны государства на любые кризисные явления, намного превосходящая по оперативности любые альтернативные варианты;
    • очевидная выгодность для всех участников заимствования, каждый из которых решает собственные задачи: государство получает нужные ему средства, кредитор – возможность гарантированно заработать.

    Но решение о государственном заимствовании на любом уровне предполагает обязательный учет недостатком такого способа финансирования потребностей бюджета.

    Наиболее значимыми из них выступают:

    • прямая зависимость объема привлекаемых государством средств и уровня процентных ставок на банковском рынке;
    • большой государственный долг нередко сам становится причиной кризиса или усугубляет уже возникший;
    • полученные таким образом средства не являются доходом бюджета, а потому должны расходоваться аккуратно и взвешенно - иначе вместо снижения инфляции весьма вероятен прямо противоположный процесс;
    • погашение государственных займов происходит за счет бюджета, другими словами – из налогов граждан и организаций, как следствие – чрезмерный рост долга страны вызывает аналогичные изменения в плане фискальной нагрузки на население.

    Приведенные списки достоинств и недостатков наглядно показывают. Государственные займы, как и большую часть масштабных экономических категорий, нельзя отнести к положительным или отрицательным явлениям. В разных ситуациях они могут быть и тем, и другим. Поэтому крайне важно грамотно использовать плюсы при одновременном нивелировании или полном исключении минусов. Конечный результат зависит исключительно от качества и эффективности государственного управления страной.

    Классификация и виды госзаймов

    Важной особенностью рассматриваемого способа заимствования выступает разнообразие. Наиболее наглядно его демонстрирует классификация государственных займов, которая производится по нескольким критериям. Некоторые наиболее значимые из них имеет смысл рассмотреть подробнее.

    По месту размещения и источникам средств различают следующие разновидности государственного займа:

    1. Внешние. Деньги привлекаются из-за пределов страны, причем – в иностранной валюте. Последнее обстоятельство делает такой вариант финансирования более рискованным для заемщика.
    2. Внутренние. Ориентированы на резидентов государства – физические и юридические лица.

    По способу размещения государственные займы делятся на добровольные и принудительные. Первый вариант используется намного чаще и гораздо эффективнее. Второй характерен для чрезвычайных ситуаций, например, военного времени или масштабной техногенной катастрофы.

    Классификация гос. займов по типу кредиторов предусматривает деление на четыре категории:

    • физлица;
    • юрлица;
    • универсальные;
    • специализированные, которые рассчитаны на определенные государственные организации, пенсионные или страховые фонды.

    По эмитентам различают такие виды гос. займов:

    • федеральные, которые осуществляются на уровне страны;
    • субфедеральные, когда средства занимает правительство субъекта РФ для финансирования регионального бюджета;
    • муниципальные, в рамках которых заемщиком выступает городские или другие местные власти.

    Перечень критериев для классификации приведенными выше вовсе не ограничивается. Например, по длительности заимствования различают краткосрочные, долгосрочные и среднесрочные государственные займы. Первые берутся на срок до года, вторые – свыше пяти лет, третьи – вполне логично - от года до пяти. Другие параметры для разделения госзаймов на виды – способ и порядок выплаты дохода, возможность досрочного погашения займа, способ обращения, цели расходования, метод размещения и т.д.

    Обеспечение госзаймов

    Еще один критерий для классификации, из-за важности выделенный в отдельный подраздел. По этому параметру госзаймы делятся на закладные и беззакладные. Первые предусматривают предоставление заемщиком залога в виде имущества. Такой вариант финансирования активно используется на муниципальном и – несколько реже – на субфедеральном уровне.

    Если речь идет о федеральном масштабе такой вариант финансирования попросту не применяется. Дело в том, что государство считается надежным заемщиком, а потому его финансовые обязательства обеспечиваются ценными бумагами.

    Речь идет об облигациях, самым известным видом которых выступают ОФЗ или облигации федерального займа. Они выпускаются на уровне государства и заслуженно считаются одним из самых защищенных способов инвестирования, причем с относительно высокой доходностью.

    Аналогичные по сути ценные бумаги выпускают и другие органы власти - региональные и муниципальные. Такие облигации уступают ОФЗ по надежности, но нередко превосходят по размеру получаемого дохода.

    Другой вариант обеспечения обязательств государства с помощью ценной бумаги предусматривает выпуск векселей. Последние делятся на простые и переводные. Они представляют больший интерес в качестве платежного, а не инвестиционного инструмента, что при грамотном использовании предоставляет кредитору немало преимуществ.

    Оформление договора государственного займа

    Порядок составления договора госзайма регламентированы положениями статьи 817 ГК РФ. Основным требованием к правильности оформления документа становится обязательное включение в текст существенных условий, к числу которых относятся такие:

    • предмет договора;
    • сумма займа;
    • срок финансирования с указанием даты погашения;
    • процент за пользование заемными средствами;
    • санкции за нарушение условий соглашения;
    • порядок оспаривание договора и урегулирования конфликтных ситуаций.

    Оформление договора государственного займа обычно занимаются квалифицированные юристы федеральных и региональных органов власти. А потому проблем с правильности составления обычно не возникает.

    Управление госдолгом

    Величина государственного долга относится к числу базовых показателей, демонстрирующих уровень развития и финансовой стабильности государства. Основные функции управления госдолгом возложены на профильные федеральные ведомства – Минфин и Центробанк РФ. Основными рычагами воздействия на текущее и прогнозируемое значение параметра выступают такие:

    • изменение ключевой ставки;
    • разработка государственных кредитных программ;
    • корректировка нормативов банковской деятельности;
    • организация и проведение новых заимствований;
    • направление бюджетных средств на погашение существующих задолженностей;
    • перераспределение заимствований между внешними и внутренними;
    • предоставление дополнительных гарантий кредиторам и множество других.

    Важно понимать, что потенциальную опасность несет и слишком большой, и чрезмерно низкий уровень государственного долга. В этом вопросе особенно важное значение приобретает умение найти баланс между стабильностью финансовой системы и созданием возможностей для роста экономики.

    Кто выступает кредитором и заемщиком при государственном заимствовании?

    Кредитором может стать как физлицо, так и организация, причем и резидент, и нерезидент страны. Заемщиком становится государственные структуры разного уровня – федерального, регионального, муниципального.

    Какие виды госзаймов бывают?

    Классификация государственных займов осуществляется по большому количеству критериев. Чаще всего: по источнику заимствования (внешние, внутренние), по сроку финансирования (кратко-, средне-, долгосрочные) и т.д.

    Кто занимается управлением государственным долгом?

    Основные функции управления госдолгом страны возложены на две структуры – Минфин и ЦБ РФ.

    Вместо вывода

    Государственный займ – это один из эффективных, доступных и быстрых способов финансирования бюджетного дефицита. При грамотном использовании он предоставляет в распоряжении государства удобный инструмент для ликвидации кризиса или активизации роста экономики.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: