Порядок осуществления кодификации законодательства в арбитражных судах рф

Обновлено: 18.04.2024

АПК РФ Статья 13. Нормативные правовые акты, применяемые при рассмотрении дел

1. Арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.

Арбитражные суды в случаях, предусмотренных федеральным законом, применяют обычаи делового оборота.

2. Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

3. Если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, арбитражный суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, арбитражный суд применяет правила международного договора. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Арбитражный суд в соответствии с международным договором Российской Федерации, федеральным законом, соглашением сторон, заключенным в соответствии с ними, применяет нормы иностранного права. Данное правило не затрагивает действие императивных норм законодательства Российской Федерации, применение которых регулируется разделом VI Гражданского кодекса Российской Федерации.

6. В случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.

2. Порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Информация об изменениях:

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах, применяются правила международного договора. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

ГАРАНТ:

О действии международных договоров РФ применительно к вопросам арбитражного процесса см. постановление Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. N 8

ГАРАНТ:

4. Судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела (далее - рассмотрение дела), совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 195-ФЗ статья 3 настоящего Кодекса дополнена частью 5

5. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства в арбитражных судах, арбитражные суды применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 8)
    • Статья 1. Арбитражные суды в Российской Федерации
    • Статья 2. Законодательство об арбитражных судах в Российской Федерации
    • Статья 3. Система арбитражных судов в Российской Федерации
    • Статья 4. Осуществление правосудия арбитражными судами в Российской Федерации
    • Статья 5. Основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации
    • Статья 6. Основные принципы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации
    • Статья 7. Обязательность судебных актов
    • Статья 8. Судьи арбитражных судов в Российской Федерации
    • Статья 24. Арбитражные суды округов
    • Статья 25. Состав арбитражного суда округа
    • Статья 26. Полномочия арбитражного суда округа
    • Статья 27. Президиум арбитражного суда округа
    • Статья 28. Полномочия президиума арбитражного суда округа
    • Статья 29. Порядок работы президиума арбитражного суда округа
    • Статья 30. Судебные коллегии арбитражного суда округа
    • Статья 31. Судебные составы арбитражного суда округа
    • Статья 32. Председатель арбитражного суда округа
    • Статья 33. Заместители председателя арбитражного суда округа
    • Статья 33.1. Арбитражные апелляционные суды
    • Статья 33.2. Состав арбитражного апелляционного суда
    • Статья 33.3. Полномочия арбитражного апелляционного суда
    • Статья 33.4. Президиум арбитражного апелляционного суда
    • Статья 33.5. Полномочия президиума арбитражного апелляционного суда
    • Статья 33.6. Порядок работы президиума арбитражного апелляционного суда
    • Статья 33.7. Судебные коллегии арбитражного апелляционного суда
    • Статья 33.8. Судебные составы арбитражного апелляционного суда
    • Статья 33.9. Председатель арбитражного апелляционного суда
    • Статья 33.10. Заместители председателя арбитражного апелляционного суда
    • Статья 33.11. Постоянные судебные присутствия арбитражного апелляционного суда
    • Статья 34. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
    • Статья 35. Состав арбитражного суда субъекта Российской Федерации
    • Статья 36. Полномочия арбитражного суда субъекта Российской Федерации
    • Статья 37. Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации
    • Статья 38. Полномочия президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации
    • Статья 39. Порядок работы президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации
    • Статья 40. Судебные коллегии арбитражного суда субъекта Российской Федерации
    • Статья 41. Судебные составы арбитражного суда субъекта Российской Федерации
    • Статья 42. Председатель арбитражного суда субъекта Российской Федерации
    • Статья 43. Заместители председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации
    • Статья 43.1. Постоянные судебные присутствия арбитражного суда субъекта Российской Федерации
    • Статья 43.2. Суд по интеллектуальным правам
    • Статья 43.3. Состав Суда по интеллектуальным правам
    • Статья 43.4. Полномочия Суда по интеллектуальным правам
    • Статья 43.5. Президиум Суда по интеллектуальным правам
    • Статья 43.6. Полномочия президиума Суда по интеллектуальным правам
    • Статья 43.7. Порядок работы президиума Суда по интеллектуальным правам
    • Статья 43.8. Судебные коллегии Суда по интеллектуальным правам
    • Статья 43.9. Судебные составы Суда по интеллектуальным правам
    • Статья 43.10. Председатель Суда по интеллектуальным правам
    • Статья 43.11. Заместители председателя Суда по интеллектуальным правам
    • Статья 44. Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в Российской Федерации
    • Статья 45. Аппарат арбитражного суда
    • Статья 46. Финансирование арбитражных судов
    • Статья 47. Численность, структура, штатное расписание арбитражных судов
    • Статья 48 (утратила силу)
    • Статья 49 (утратила силу)
    • Статья 50. Печать арбитражного суда
    • Статья 51. Символы судебной власти арбитражного суда
    • Статья 52. Местопребывание арбитражных судов

    Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ
    "Об арбитражных судах в Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г., 12 июля 2006 г., 29 ноября 2007 г., 28 апреля 2008 г., 7 мая, 9 ноября 2009 г., 29 марта, 30 апреля 2010 г., 6 декабря 2011 г., 4, 23 июня, 22 декабря 2014 г., 15 февраля 2016 г., 29 июля 2018 г., 18 июля 2019 г., 8 декабря 2020 г., 16 апреля 2022 г.

    Принят Государственной Думой 5 апреля 1995 года

    Одобрен Советом Федерации 12 апреля 1995 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному конституционному закону

    Президент Российской Федерации

    28 апреля 1995 года

    Устанавливается система арбитражных судов в Российской Федерации и порядок судопроизводства. Определяются основные задачи, принципы деятельности и порядок назначения на должность судей арбитражных судов.

    Высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, является Высший Арбитражный Суд, который осуществляет судебный надзор за их деятельностью, дает разъяснения по вопросам судебной практики. Определяется его состав, полномочия и порядок работы.

    Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях.

    Арбитражными судами субъектов федерации рассматриваются в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда, рассматриваются в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в судах субъектов в первой инстанции. Арбитражные суды субъектов могут обращаться в Конституционный Суд с запросами о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом ими в любой инстанции.

    Также устанавливается численность работников аппаратов арбитражных судов.

    Федеральный конституционный закон вступает в силу с 1 июля 1995 года.

    Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"

    Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу с 1 июля 1995 г.

    Текст Федерального конституционного закона опубликован в "Российской газете" от 16 мая 1995 г. N 93, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 мая 1995 г. N 18 ст. 1589

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Изменения вступают в силу с 27 апреля 2022 г.

    Изменения вступают в силу с 19 декабря 2020 г.

    Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

    Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

    Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 года N 2-ФКЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу с 4 мая 2010 г.

    Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу со дня образования Арбитражного суда Забайкальского края

    Изменения вступают в силу со дня образования Арбитражного суда Камчатского края

    Изменения вступают в силу со дня образования Арбитражного суда Пермского края

    Федеральный конституционный закон от 4 июля 2003 г. N 4-ФКЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    1. Арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.

    Арбитражные суды в случаях, предусмотренных федеральным законом, применяют обычаи делового оборота.

    2. Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

    3. Если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, арбитражный суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона.

    4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, арбитражный суд применяет правила международного договора. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

    5. Арбитражный суд в соответствии с международным договором Российской Федерации, федеральным законом, соглашением сторон, заключенным в соответствии с ними, применяет нормы иностранного права. Данное правило не затрагивает действие императивных норм законодательства Российской Федерации, применение которых регулируется разделом VI Гражданского кодекса Российской Федерации.

    6. В случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).

    Судебная практика и законодательство — АПК РФ. Статья 13. Нормативные правовые акты, применяемые при рассмотрении дел

    В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить. Заявитель считает, что судами неправильно применены нормы процессуального права, а именно статьи 6, 13, 65, 71 АПК РФ. Полагает, что суды неверно применили нормы материального права, в частности, статьи 53, 182, 190, 199, 202, 203, 314, 421, 431, 743, 746 ГК РФ.

    Следовательно, учитывая, что заявления о выдаче исполнительного листа на решение третейского суда рассматриваются только судами первой и кассационной инстанций, принятие судом дополнительных доказательств от Банка в порядке применения нормы части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для рассмотрения дел в апелляционной инстанции (по аналогии на основании части 6 статьи 13 Кодекса) способствовало бы обеспечению равной судебной защиты прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле, при этом суд оказал бы содействие в реализации прав сторон, а также создал бы условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и справедливого судебного разбирательства.

    При рассмотрении спора суды руководствовались положениями статей 208, 209, 217, 226 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 315, 316, 317 Трудового кодекса, Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". При этом суды не усмотрели предусмотренных статьей 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации.

    Вместе с тем оснований для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации в порядке статьи 101 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и части 3 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с запросом о проверке статей 1252 и 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации на соответствие нормам Конституции Российской Федерации не имеется.

    Также О.В. Ханова просит признать противоречащими статьям 1 (часть 1), 2, 10, 11 (часть 1), 15 (части 1, 2 и 4), 18, 19 (часть 1), 21 (часть 1), 45, 46 (части 1 и 2), 47 (часть 1), 55 (части 2 и 3), 56 (часть 3), 118 (части 1 и 3), 120 и 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации часть 3 статьи 13 "Нормативные правовые акты, применяемые при рассмотрении дел" и пункт 1 части 1 статьи 143 "Обязанность арбитражного суда приостановить производство по делу" АПК Российской Федерации.

    Довод заявителя о том, что решением Балаковского районного суда от 26.08.2014 по делу N 2-3426/2014 признано недействующим и не подлежащим применению Решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования от 26.01.2007 N 197 с момента вступления в законную силу данного определения Верховного Суда РФ от 16.09.2015 N 32-ГК15-12 подлежит отклонению, поскольку согласно части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или его отдельные положения, признанные судом недействующими, с момента принятия решения суда, не подлежат применению, в том числе, при разрешении споров, которые возникли из отношений, сложившихся в предшествующий такому решению период.

    Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает правовой неопределенности в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации положений пункта 3 статьи 3 Закона об инвестиционной деятельности, в связи с чем не находит предусмотренных частью 3 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации.

    Как считает заявитель жалобы, если бы вышеназванные обстоятельства были известны суду, то в силу требований части 2 статьи 13 АПК РФ суд обязан был не применять при принятии решения по настоящему делу положения ГОСТ 15845-80 в отношении определения марки кабеля.

    В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество "Инвест-Втормет" просило отменить постановление суда округа, ссылаясь на нарушение статей 164, 218, 407, 429, 431, 539 - 548 ГК РФ, статей 3, 4, 26 Закона об электроэнергетике, статей 5 - 10, 13, 64 - 69, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

    Довод заявителя о необходимости применения по аналогии общих норм Гражданского кодекса Российской Федерации о регистрации юридических лиц суд находит несостоятельным, поскольку в силу пункта 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации применение закона по аналогии возможно лишь в случае пробелов в правовом регулировании тех или иных отношений.

    14. Постановлением от 14 июля 2015 года N 21-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений статьи 1 Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

    Такой вывод применим и при разрешении вопроса о возможности принятия к рассмотрению жалобы ООО "Венский Бал", оспаривающего конституционность аналогичной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данный Кодекс позволяет арбитражным судам в случаях, когда спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует соответствующий обычай делового оборота, применять к таким отношениям - если это не противоречит их существу - нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривать дела, исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права). Это подтверждено Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации со ссылкой на часть 6 статьи 13 АПК Российской Федерации (пункт 1 Информационного письма от 22 декабря 2005 года N 96).

    Суд считает возможным применение в рассматриваемом деле по отношениям, связанным с исчислением налога, не перечисленного налоговым агентом, аналогии закона в соответствии со ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

    Налоговый орган сослался на то, что при проверке установлены все основания, указанные в подпункте 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ, которые давали налоговому органу право определить расчетным путем суммы налогов, подлежащие внесению обществом в бюджет.

    Кроме того, в силу части 1 статьи 13 АПК Российской Федерации при рассмотрении споров, возникающих в сфере налогов и сборов, арбитражные суды не связаны разъяснениями, содержащимися в письмах Министерства финансов Российской Федерации, которые не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел. Со ссылкой на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и статью 4 Налогового кодекса Российской Федерации на это указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в определении от 6 августа 2007 года по делу N 4000/07 по заявлению о признании недействительными отдельных положений письма Министерства финансов Российской Федерации от 17 июля 2006 года N 03-06-03-03/31.

    рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

    Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков (налоговых агентов). Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, также не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.

    При осуществлении правосудия не только Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, но все арбитражные суды независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации и выступают для судов в роли критерия при оценке иных нормативных актов, которые всегда должны применяться в системной взаимосвязи с другими нормами в соответствии с их иерархическим положением в системе права. Соответствующие правила непосредственно закреплены в статьях 4 (часть 2), 15, 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации, в статье 5 (части 1 и 3) Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", в статьях 3 и 13 АПК Российской Федерации.

    Кроме того, при рассмотрении заявления о признании недействующими писем Минфина России (от 05.08.2004 N 01-02-01/03-1625 и от 03.03.2006 N 03-06-01-02/09), данных налогоплательщикам в пределах его полномочий, предусмотренных статьей 34.2 Кодекса, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 16.01.2007 N 12547/06 указал, что названные письма не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц. Следовательно, содержащиеся в оспариваемых письмах Минфина России положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков (налоговых агентов). Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, также не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.

    Обязанность применять законы субъектов Российской Федерации установлена и в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" (статья 3; части первая и вторая статьи 5), а также в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (часть первая статьи 11) и Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (часть 1 статьи 13).

    Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отменяя постановление суда кассационной инстанции пришла к выводу, что ссылаясь на те же доказательства, что и суды нижестоящих инстанций, суд кассационной инстанции дал этим доказательствам иную оценку, признав установленным отсутствие реальности спорных финансово-хозяйственных операций общества по приобретению работ (услуг) у поставщиков, в то время как нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установление фактических обстоятельств дела и оценка доказательств отнесена к полномочиям судов первой и апелляционной инстанций. При этом мотивированного обоснования неправильного применения судами нижестоящих инстанций норм материального права судом кассационной инстанции не приведено.

    2.5. Руководствуясь положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и разъяснениями, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", суд пришли к верному выводу об отсутствии оснований для возложения на регистрирующий орган судебных расходов по спору о признании недействительным решения о государственной регистрации.

    Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном данным Кодексом.

    Положения АПК РФ, предусматривающие подачу в арбитражные суды Российской Федерации (далее - суды) документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - документы в электронном виде), посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", реализуются путем применения настоящего Порядка подачи документов.

    4. Судебное обжалование актов территориального органа страховщика, действий (бездействия) его должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

    4.1. Вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делу об административном правонарушении, решения, принятые ими по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений), пересматриваются Верховным Судом Российской Федерации, если были исчерпаны все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством способы их обжалования в арбитражных судах. Указанные решения пересматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

    Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

    "4.1. Вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делу об административном правонарушении, решения, принятые ими по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений), пересматриваются Верховным Судом Российской Федерации, если были исчерпаны все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством способы их обжалования в арбитражных судах. Указанные решения пересматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.".

    Частью 2 ст. 27, ст. 28 АПК РФ установлено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке; случаи рассмотрения арбитражным судом дела с участием гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, должны быть предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом РФ или федеральным законом.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: