Над какими человеческими пороками и преступлениями творит данте суд помещая грешников в ад

Обновлено: 26.04.2024

Итальянский поэт и богослов Данте Алигьери в своей поэме «Божественная комедия» описал подробное устройство загробного мира. После смерти грешники попадают на один из 9 кругов ада по Данте, где несут вечное наказание, не надеясь на помилование. Мертвые души распределяются по уровням кругов ада в зависимости от тяжести своих прегрешений.

9 кругов ада по Данте: что это

Поэма вобрала в себя всю религиозную мораль и представления о жизни после смерти средневекового христианства. Герой произведения – сам Данте, отправляется в путь к Раю, но прежде ему надо пройти через Ад и Чистилище.

Ад описывается как немыслимая пропасть, сужающаяся к центру Земли. Нисхождение в ад происходит по уровням – девяти концентрическим кругам, на каждом из которых отбывают свое вечное наказание грешники.

Ад

Ад по Данте

Зачем нужны круги ада

9 кругов ада по Данте соответствуют девяти главным грехам, на каждый из которых отводится свое наказание. В верхние уровни попадают люди, совершившие меньшие провинности, в нижний ад спускаются с тяжкими грехами, а на самом дне ада закован Дьявол.

Через ад протекает река, которая берет начало из рыдающих глаз библейского старца–истукана, его слезы являются средоточием мирового зла. Река стекает по всем девяти кругам и на каждом круге меняет свой вид и название, превращаясь у центра земли в ледяное озеро.

Страж уровня

На каждом уровне следит страж

На каждому уровне за грешниками следит страж. Стражи описываются чудовищными и свирепыми, они с жадностью и злостью принимают души грешников, отправляют их на вечные страдания. Души будут нести свои мучения без всякой надежды на прощение до наступления Страшного суда. Тогда они вернутся в плотские оболочки, восстанут из могил и после свершения суда их страдания приумножатся.

1 круг ада: безгрешные нехристиане, вечная печаль

В преддверии в криках и стонах блуждают бесчисленные толпы душ, которых отвергли Рай и Чистилище, но и не принял Ад. За жизнь они не совершили никаких важных земных дел, за которые их можно осудить, не отличились ни благодетелью, ни грехом. Эти души страдают от того, что нигде в загробном мире им нет места. С ними бродят ангелы, которые во время восстания Люцифера не поддержали Бога и не приняли сторону падших, пытаясь придерживаться середины.

Харон

Страж Харон

Чтобы попасть в первый круг, мертвые души переправляются через реку Ахерон. Грешников на своей ладье перевозит древний старик Харон с горящим взглядом – страж первого круга.

Переплыв реку, грешники попадают в Лимб. Сюда отправляются добродетельные, но некрещеные души, атеисты, ученые и мыслители, невинные люди, жившие до прихода Христа, благодетели, исповедующие другие религии, младенцы, умершие без обряда крещения. Мертвые здесь не несут жестоких наказаний, но бесконечно пребывают в безвольной скорби и печали. Здесь же находились ветхозаветные праведники, которых потом вывел в Рай Иисус.

2 круг ада: похоть, пытка ураганом

У входа во второй круг души мертвых встречает страж Минос – при жизни критский справедливый царь-судья. После смерти он был обращен в беса и отправлен в ад допрашивать и судить, распределяя грешников по девяти кругам. Оскалившись, он выслушивает каждую прибывшую душу и устанавливает наказание, обвивая свой длинный хвост вокруг нее столько раз, на сколько кругов ей предстоит спуститься.

Минос

Страж Минос

Во второй круг попадают люди, которые при жизни неудержимо предавались плотским наслаждениям и вожделению. Здесь страдают мужчины и женщины, прожившие жизнь в разврате, прелюбодействе, похоть и влечение для которых были превыше морали и добродетели. Толпы душ бесконечно терзаются ураганным ветром. Они крутятся, вьются в холодной буре, с криками и стонами бьются о скалы, на которых восседает Минос.

3 круг ада: чревоугодие гниение под дождем, солнцем

В третьем круге страдают осужденные за обжорство, жадность к пище. Хранитель обители чревоугодников – злобный, трехголовый пес Цербер с человеческими когтистыми руками. Его косматая борода измазана черным жиром, три пасти рвут, грызут и терзают мертвых.

Цербер

Страж Цербер

Здесь стеной льет вечный ледяной дождь, смешанный с градом, снегом и гноем. Грешники нескончаемыми грядами лежат и ворочаются в гниющей топи. Всюду разносится вой и стенания, души пытаются прикрыть спины и лица от дождя, утопая в грязи. В вечном гниении они потеряли свой облик, ослепли, превратились в тени, смешанные с грязью и дождем. Громадный бес–страж не замолкая лает на осужденных, которые мечтают оглохнуть.

4 круг ада: скупость и расточительство, вечный спор

Четвертый круг – пристанище душ, осужденных за неумение распоряжаться деньгами. Тут за противоположные грехи несут наказание расточители и скупцы. Их охраняет Плутос, который был когда-то богом богатства на греческом Олимпе, а затем низвергнут в ад и обращен в беса.

Плутос

Страж Плутос

На входе Плутос встречает всех хриплыми угрозами. В этом круге транжиры и скупердяи обречены на вечное противостояние. От порочной жизни лица их стали не узнаваемы. Они бредут с воплями в громадном круговороте, толкая перед собой тяжелые глыбы. Толпы сталкиваются друг с другом в коротком бою и разбредаются в противоположные стороны. Выкрикивая на ходу и продолжая перебранку, грешники доходят до противоположной точки полукруга, снова вступают в драку. Так они движутся по кругу, толкают тяжести, сшибаясь в схватку и бесконечно споря.

5 круг ада: гнев и уныние, драка в грязном болоте

В пятый круг стекает бурный ручей с багрово–черными водами и разливается в широкое Стигийское болото. Болото простирается до каменных стен города Дита, откуда за душами на челне выплывает перевозчик Флегий – страж пятого круга. Флегий – сын бога Ареса, греческий царь жестокого племени грабителей, был обращен в беса и низвергнут в ад.

Стигийское болото

Пятый круг ада

В темном омуте не переставая дерутся осужденные за несдержанность в гневе. Увязшие нагие грешники, захлебываясь тиной, рвут друг друга в клочья, в свирепом гневе бьются ногами и головами. В дно болота втоптаны души, настолько глубоко затаившие в себе ненависть, что способны только на уныние, лень и вялую скуку. Утопленные в темных водах, они заметны только по пузырям воздуха, которые поднимаются от их вздохов.

9 кругов ада по Данте разделяются на верхний и нижний ад. Пятым кругом завершается верхний, где мучаются души, повинные в грехах несдержанности.

6 круг ада: распространение ложных учений, раскаленные могилы

Город Дита

Стены города Дита

За воротами крепостных стен находится некрополь с горящими могилами. Все надгробия раскрыты и в раскаленных ямах страдают еретики, последователи ложных учений.

Шестой круг завершается скалами и глубоким обрывом, из которого доносится едкое зловоние.

7 круг ада: тираны, садисты, самоубийцы, три пояса наказания

Спуск в седьмой круг пролегает по скалам. Его охраняет Минотавр – чудовище с головой быка и человеческим телом. Здесь расположен красный город Дит, в котором несут наказание насильники. Седьмой круг разделен на три пояса по видам насилия, совершенного грешниками.

Минотавр

Страж Минотавр

По первому поясу течет кровавый, кипящий поток Флегетон. В нем варятся заживо тираны, деспоты, завоеватели и люди, совершившие насилие над ближним или его достоянием. Вдоль берегов носятся толпы кентавров, которые пускают стрелы в тех, кто выныривает из потока.

Во второй пояс отправляются души, совершившие насилие над собой или своим достоянием – самоубийцы, азартные игроки, моты и расточители. Души самоубийц после суда Миноса семенами падают в седьмой круг и прорастают там, превращаясь в деревья. Лес самоубийц терзают гарпии – птицы с когтистыми лапами и женскими лицами. Они рвут листья деревьев, ломают ветви. Из трещин и обломов сочится кровь, деревья стонут от боли. Нагие души игроков и расточителей гоняют по лесу и разрывают на куски стаи черных псов.

Третий пояс – выжженная пустыня, в которой мучаются души, совершившие насилие над божественным. Под огненным дождем в песках лежат навзничь богохульники, сидят съежившись ростовщики, снуют содомиты и нарушители естественного порядка.

Из леса самоубийц вытекает кровавым ручьем Флегетон, течет сквозь пески раскаленной пустыни и обрушивается водопадом с обрыва.

8 круг ада: обманщики, 10 каменных рвов

Спуск в темную пропасть, где находится восьмой круг, охраняет Герион – крылатый великан, олицетворяющий порок обмана. Его лицо приветливо и привлекательно, туловище покрыто пятнами и узорами, на лапах острые когти, а длинный змеиный хвост заканчивается отравленным жалом.

Герион

Страж Герион

Восьмой круг ада – каменный выступ в пропасти с десятью кольцевыми впадинами, которые как рвы окружают бездну в центре. Эта местность в аду называется Злые Щели. Сюда отправляются души обманщиков.

Каждой из десяти каменных впадин восьмого круга соответствует по одному виду обмана.

  • В первой круговой впадине наказываются соблазнители и сводники. Грешники бегут двумя встречными рядами, подгоняемые плетками бесов. В одном потоке двигаются обольстители, обманом соблазнявшие женщин для себя, в другом – сводники, которые обольщали и продавали женщин другим.
  • Второй ров наполнен зловонным калом. В нем увязли льстецы, которые, хрюкая, скребутся и хлещут себя ладонями.
  • В третью впадину отправляются святокупцы – духовные сановники, которые продавали или покупали священные чины и должности. В каменном дне рва высечены круглые ямы, в которых вверх ногами заключены грешники, а их стопы обжигаются пламенем.
  • По четвертому рву неспешной процессией бредут, лишенные голоса, прорицатели, гадалки, колдуны, астрологи, предсказатели. Их головы усажены на тела задом на перед, так, что взоры, пытавшиеся заглянуть слишком далеко, теперь устремлены на пятки, а по спинам стекают молчаливые слезы.
  • Пятый ров наполнен кипящей смолой, в которой несут наказание мздоимцы – взяточники. Впадину стерегут черные бесы с баграми и крюками, следящие, чтобы грешники не выныривали из смолы.
  • В круге пятой впадины бредут лицемеры в тяжелых, свинцовых мантиях, покрытых сверху позолотой. Там же к каменному дну пригвожден Каифа и все фарисеи, которые участвовали в казни Христа. Все грешники в своих неподъемных одеждах проходят по их телам.
  • Седьмой ров наполнен клубками змей, которые обвивают, душат и жалят виновных за воровство. От укусов змей души воров истлевают в пепел, из которого снова восстают, либо сами превращаются в змееподобных чудовищ, сливаясь телами с другими грешниками.
  • В восьмом рве наказываются лживые, лукавые советчики. Каждый грешник заключен внутри пламени, в котором вечно горит.
  • В девятую впадину попадают зачинщики вражды. Они бредут окровавленные и изувеченные по кругу. Черный демон ножами рассекает и рубит их тела, не пропуская ни одного грешника. Пройдя круг, их раны заживают, пока демон опять не изувечит их.
  • В последнем кольце восьмого круга лжецов от болезней мучаются поддельщики. Люди, выдававшие себя за других обессилены и страдают зудом, раздирая кожу и плоть, фальшивомонетчики раздуваются от водянки, клеветники страдают от лихорадки и мигреней.

9 круг ада: предатели, вечная мерзлота

9 кругов ада по Данте нисходят к ледяному озеру Коцит, куда отправляются души предателей, обманувшие доверившихся им людей.

На спуске в темный колодец девятого круга закованы гиганты–богоборцы, пытавшиеся захватить Небо, за что и были свергнуты под землю.

Ледяное озеро ада

Озеро Коцит

Ледяная поверхность озера состоит из четырех сужающихся колец, в которые по шею вмерзли грешники.

Их лица обезображены холодом и устремлены вниз.

  • Пояс Каина – души предателей и убийц родственников.
  • Пояс Антерона – изменники родины, предатели единомышленников.
  • Пояс Толомея – предатели и убийцы друзей, близких, разделивших с ними трапезу.
  • Пояс Иуды – души, предавшие своих покровителей и заступников.

Центр озера – это центр Вселенной и девяти кругов ада. Здесь по пояс в лед закован Дьявол, который охраняет проход в Чистилище. Данте описывает его с тремя лицами и шестью крыльями. Из глаз Люцифера льются слезы, замораживающие озеро Коцит. Три его пасти грызут трех грешников – предателей человеческого и божественного величия: Иуду, Брута и Кассия.

Архитектоника Ада в «Божественной комедии» Данте и значение иерархии наказаний грешников

Божественная комедия - гениальное произведение, вобравшее в себя знания из области теологии, естественных наук, истории, психологии и, по сути, являющееся энциклопедией загробного мира. Поэма Данте, в частности, кантика «Ад» поэтапно рассказывает о грехах и наказаниях, которые неразделимы с участью грешников. Справедливо замечание С. Аверинцева: "Систематизированная "модель" ада в "Божественной комедии" со всеми ее компонентами – четкой последовательностью девяти кругов, дающей "опрокинутый", негативный образ небесной иерархии, обстоятельной классификацией разрядов грешников, логико-аллегорической связью между образом вины и образом кары, наглядной детализацией картин отчаяния мучимых и палаческой грубостью бесов - представляет собой гениальное поэтическое обобщение и преобразование средневековых представлений об аде"[1, цитируется по Д. Пивоварову «Онтология религии»].

Актуальность работы обусловлена не только всемирным интересом литературоведов к произведению, но и его проблематикой и оформлением. Изображённые в комедии пороки современного Данте общества находят отражение и в настоящее время, а особенности композиционного решения автора не могут не заинтересовать своей исключительностью.

Выявить принцип расселения грешников по кругам Ада и определить закономерность между преступлением и наказанием, заложенную в комедии.

Для достижения цели мне потребуется выполнить следующий ряд задач:

· Проанализировать каждый из кругов ада, рассмотрев наказания грешников с помощью принципа иерархии;

· Назвать основные критерии, которые определяют судьбу грешника в аду;

· Проследить особенности композиционного построения произведения;

· Рассмотреть труды критиков по вопросу классификации Ада Данте;

· Использовать исторические и теологические сведения как базис для анализа архитектоники Ада.

Часть 1. Принципы композиционного построения поэмы

Архитектоника - это композиция художественного произведения, его построение. В основе архитектоники комедии лежат два принципа - соразмерность и вертикальность.

1.1. Соразмерность

Этическая соразмерность: казнь грешников соразмерна их грехам. Грехи в Аду «Божественной комедии» караются строго символично: грех сладострастия предполагает в Аду казнь в виде вихря, который аллегорически обозначает вихрь страсти влюблённых; тирания, деспотизм карается бесконечным кипением в крови; предатели вынуждены вечно мучаться от холода, который символизирует их холодное и бесчувственное сердце; ростовщики приговорены к бесконечному волочению на шее непомерно тяжёлого кошелька, который тянет их к земле. Числовая соразмерность в произведении выражается следующим образом: произведение делится на 3 части («кантики»), в каждой из которых содержится по 33 песни, Ад состоит из 34 частей (что символично выбивается из общей числовой структуры и напоминает о хаосе, который царит в нём). В целом получается 100 глав. Трехстрочные строфы в произведении - терцины - также напоминают о числовой соразмерности поэмы, главной особенностью которой является повторение неизменного числа 3, связанного с христианской идеей о троице [2].

2.2. Вертикальность

Принцип вертикальности выражен в расположении грехов: от менее тяжких к более тяжким по ниспадающей. Так, соотношение Ада и Рая также отражает вертикальную компоненту произведения. Свет, чистота, гармония - наверху, а грязь, хаос, раздор, соответственно, внизу.

Часть 2. Архитектоника «Божественной комедии» как синтез античных и средневековых представлений о грехе

В «Божественной комедии», несмотря на её исключительность и оригинальность, можно проследить немало обращений к литературному наследию предшественников Данте. Так, фабула поэмы напоминает по своей форме жанр средневековой клерикальной литературы «хождение по мукам» - рассказчику, как и героям «хождений» дано увидеть подноготную загробного мира. Более того, по мере развития сюжетной линии раскрывается всё больше античных имён - литературных, государственных деятелей и т.д. Наиболее примечательным в этом плане становится труд античного писателя Аристотеля «Никомахова Этика», согласно которому существует три вида страшных пороков, которые влекут за собой остальные. Устами Вергилия Данте ссылается на сочинение античного поэта, указывая на значение распределения грешников по различным кругам Ада:

«Ужели ты не помнишь изреченья

Из Этики, что пагубней всего

Три ненавистных небесам влеченья:

Несдержность, злоба, буйное скотство?» [3].

Тем не менее, Данте, распределяя грешников по кругам ада, во многом действует вольно, отходя от классификации пороков, предложенной античным автором. Например, гнев, который Аристотель считает не столь тяжким прегрешением, Данте относит к числу наиболее страшных и требующих жестокого порицания пороков.

Также в поэме находят своё отражение некоторые детали сюжета «Энеиды» Вергилия. Автор не только ссылается на творческое наследие поэта - личность Вергилия помещена в первую кантику комедии и выполняет роль путеводителя, который наставляет, подбадривает и помогает Данте двигаться дальше. Чётко продуманная структура произведения – результат обработки средневекового, в частности, церковного видения загробного мира и обращения к трудам Аристотеля, его классификации пороков.

Часть 3. Классификация грехов

3.1. Строение Ада

Свойство мира грешников – «Оставь надежду всяк сюда входящий» –означает, что течение жизни и правила, царящие в загробном мире, не подвластны воли человека, а судьба, на которую обречён грешник, неизбежна; страдания здесь нескончаемы [3].

Архитектоника ада, представленная в виде воронки, обусловлена истоками его происхождения. Люцифер, изначально бывший в сонме ангелов и символизировавший свет (« Lucifer » - светоносец), возгордился своим могуществом и воспылал ненавистью к Богу, за что был изгнан из рая и превращён в уродливое и устрашающее создание. [4, Иезекииля 28: 12-15]. Падая с неба, он проторил глубокую воронку, которая достигает центра земли. Люцифер находится в самом низу пространства Ада – символ, что невозможно пасть ниже.

3.2. 9 кругов Ада по Данте

Данте располагает грешников в Аду согласно классификации грехов, заложенной в труде Аристотеля «Этика» [7]. Таким образом, в основе произведения центрическая структура ада: каждый круг символизирует грех определённой тяжести, и чем глубже рассказчик продвигается в ад, тем более тяжким является порок и соответствующее ему наказание. Стоит отметить, что грешник карается лишь за один грех, который, по-видимому, был наиболее присущ его естеству и являлся составляющей частью его земного обличия. Так, например, Паоло и Франческа, обвиняемые в сладострастии, подвержены бесконечным мукам исключительно за этот грех и находятся на втором кругу ада.

Итак, первый круг ада - Лимб (в католицизме - место для тех душ, которые не смогли попасть в рай). Страдания здесь безболезненны; наказание - вечная скорбь, но без тяжести телесных мук. Причины, по которым люди были помещены именно сюда - не были крещены или были «добродетельными» язычниками (иными словами, находились в поиске истины; например, Аристотель, Платон, Плутарх). Страж первого круга – перевозчик душ Харон.

Второй круг - сладострастники, невоздержанные в любви (страж - царь Минос, справедливый судья). Пара, олицетворяющая круг: Паоло и Франческа (папа девушки, красавицы от природы, хотел заключить брак с противоположным кланом, «брак по доверенности»). Франческа, выходившая замуж, была убеждена, что ее будущий муж - Паоло, но в действительности жених оказался совершенно другим человеком, который был не мил девушке. Между Паоло и Франческой продолжала развиваться невинная дружба, пока однажды они, проводя вместе время, не склонились к книге о рыцарской истории любви, после чего влюблённые больше не читали. Муж, застав Паоло и Франческу, убил их. Наказание, как уже было мною отмечено, символично – грешники убиваются о скалы силой бесконечного вихря, аллегорически обозначающего страсть влюблённых. Автор горячо сопереживает персонажам и лишается чувств, выслушав рассказ Франчески – вечная казнь, на которую обречены эти двое, заложники суровых жизненных обстоятельств, кажется Данте слишком жестоким наказанием (песнь V ).

Третий круг ада - чревоугодие, невоздержание в еде. Обжор поливает холодный вечный дождь, под ногами - грязь (страж - Цербер, который пожирает грешников).

Стоит отметить, что стражи кругов безобразны и жестоки, их пыткам над грешниками нет конца. Таким образом, этическая и эстетическая составляющая в романе пересекаются:

«Шесть глаз точило слезы, и стекала

Из трех пастей кровавая слюна.

Oни все три терзали, как трепала,

Четвертый круг ада олицетворяет жадность и уготован для скупцов и расточителей. Души грешников толкают навстречу друг другу огромные камни, а когда линии сталкиваются, приходится начинать работу заново (страж - Плутос, греческий бог богатства). Два образа: скупец, который находится в плену своих богатств, и расточитель, который тратит деньги без меры.

Пятый круг - поле гневливых и унывающих (как и в четвёртом кругу, здесь изображены две грани одной сущности). Казнь - Широкое болото, в котором грешники беспрестанно дерутся (страж - Флегий).

Согласно задумке автора, самые страшные грехи, заслуживающие соразмерное им наказание – насилие, расточительство, ложь, предательство. Повествование об этих пороках начинается с шестого круга. Так, в восьмой и девятый круг помещены грешники, чьи пороки, согласно иерархии наказаний, являются наиболее тяжелыми и требующими мучительной кары [2].

Шестой круг предназначен для еретиков и злоучителей, которые мучаются в открытых горячих как печи могилах (стражи - мифические фурии).

Седьмой круг – насилие, которое нередко совершается при помощи обмана. Ввиду того, что насилие может быть трояко, круг делится на три части, или «пояса», в каждом из которых определённый тип наказаний.

Итак, первый пояс отведён грешникам, которые совершали насилие против ближних (воры, убийцы). Казнь – кипение в вечном огне. Поток реки мелеет по мере наказания грешников, но за жестокое насилие (в частности, насилие, совершаемое правителями) грешников ожидает полное погружение в кипящую воду. Второй – для тех, кто преступил через свою жизнь, совершив насилие над самим собой (моты, терзаемые адскими гончими, и самоубийцы). Такие грешники превращены в деревья, и после страшного суда, когда души других преступников оденутся в своё обличие, самоубийцы не смогут этого сделать, ведь они сняли с себя свои тела добровольно. Внешняя форма грешников будет висеть на ветках деревьев. Третий пояс уготован для богохульников, отвергших имя Бога, и людей с нетрадиционной ориентацией. Казнь для них – нескончаемые хождения по пустыни под огненным дождём.

Восьмой круг, который представлен из 10 ущелий, или «щелей», уготован обманщикам и сводникам. Здесь томятся обольстители и сводники (наказание – ходить двумя встречными потоками и быть истязаемыми бесами); льстецы (быть погружённым в зловонный кал); святокупцы (заточены в скалах вниз головой, ступни опаляет огонь); прорицатели и звездочёты (голова вывернута назад - символизирует жизненную деятельность предсказателей будущего); мздоимцы и взяточники (вечное кипение в смоле, невозможность выбраться); алхимики (расслаблены или мучаются о чесотки); выдающие себя за других (кусают друг друга в бешенстве); зачинщики смуты (наказание – потрошение); воры (мучение гадами); лицемеры (закованы в свинцовые мантии – символ их циничного прижизненного отношения к окружающим); лукавые советчики (горение внутри огоньков); лжесвидетели (казнь – лихорадка, бесконечная головная боль); фальшивомонетчики (мастер Адам, который подмешивал медь в золотые монеты) и вообще лгуны (например, древний грек Синон, обманувший троянцев; казнь - водянка и нескончаемая жажда). Страж круга – Герион – трёхглавый и трёхтелый великан, убитый Гераклом. При жизни он был гнусным обманщиком: «образ омерзительный обмана» [3].

Девятый круг являет собой ледяное озеро, в которое вмёрзли грешники, при жизни предавшие близких, родину или Бога. Властитель 9 круга и самого ада – Люцифер – находится в центре земли и имеет 3 лика. Его образ – уродливая пародия на Троицу (так, например, число крыльев Люцифера совпадает с шестью крыльями Херувима). В одной пасти находится Иуда, в другой - Брут, в третьей – Кассий. Люцифер терзает и грызёт грешников, их мучения не знают конца. Каждый из них олицетворяет предательство. Иуда является самым страшным грешником, предателем своего учителя, Христа, и повергшего его на страшные мучения. Именно поэтому он, головой полностью погружённый в пасть терзателя, «страдающий всех хуже». Брут и Кассий, при жизни имевшие расположение Гая Юлия Цезаря и оказавшиеся зачинщиками его убийства, страдают наряду с Иудой.

Характерно, что страдания грешников соизмеримы с тяжестью их прижизненных грехов. Как уже было мною отмечено, казнь символична и олицетворяет греховную сущность человека, преступившего моральные принципы.

Интересна следующая закономерность: именно падший с небес ангел Люцифер, возгордившийся своим величием и предавший Бога, терзает Иуду, Кассия и Брута. Причина грехопадения каждого из них, в том числе Люцифера – зависть, ревность и гордость. Такая параллель между пороками грешников и их мучителей прослеживается в каждом круге ада.

«Божественная комедия» - величайший памятник мировой культуры, незабвенный труд Данте Алигьери, подаривший писателю всемирную известность и обобщивший в себе средневековые представления о загробном мире. Часть комедии «Ад» даёт читателю детализированное описание страданий грешников. Мастерски преобразованные автором в чёткую структуру, уровни ада являют собой воронку, сужающуюся к центру земли по мере тяжести прегрешений и соответствующей им кары. Интересно распределение наказаний грешников и тем, что пороки, обусловленные плотской невоздержанностью («Верхний Ад»: обжорство, сладострастие, гнев), наказываются менее сурово, чем те, что совершаются намеренно против ближнего («Нижний Ад»: обман, насилие, предательство). Так, во второй песни «Ада» Беатриче наставляет путников: «Зло ближнему – вот где источник бед» [3]. Присутствие автора в качестве действующего лица в поэме усиливает впечатление от картины, разворачивающейся перед глазами путников. Заслуга Данте и в том, что поэт описывает происходящее простым, доступным средневековому обывателю языком. Автор хотел, чтобы главная мысль произведения была понятна массам, и поэтому, несмотря на многочисленные осуждения современников, он писал на простом языке, «на котором говорят между собой даже женщины», и смог достичь своей цели – «Божественная комедия» стала энциклопедией загробного мира не только для жителей средних веков, но и для современного читателя.

Библиография:

1. Даниил Пивоваров. Онтология религии / Д. В. Пивоваров. - СПб. : Владимир Даль, 2009.

2. Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С.С., Смирнов А. А. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. Изд.5-е. М., 2000.

3. Данте Алигьери. Божественная комедия / А. Данте / [перевод М. Лозинского]. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1967.

4. Библия. Ветхий Завет: Книга пророка Иезекииля, 28: 12-15.

5. Назаров В.Н. Аллегорический смысл Ада в «Божественной комедии» Данте. Журнал «Наука. Искусство. Культура», 2015.

6. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

7. Аристотель «Никомахова Этика», книга 7, глава 1.

Социально-педагогический вестник

Сетевое издание "Социально-педагогический вестник" приглашает учителей, преподавателей, иных педагогических работников, аспирантов, студентов и учащихся старших классов (под научным руководством педагога) к публикации результатов проведенных научно-практических исследований, педагогических и методических разработок и проектов. По запросу авторам выдается электронное свидетельство о публикации работы.

Архитектоника Ада в «Божественной комедии» Данте и значение иерархии наказаний грешников

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова

Кафедра зарубежной журналистики и литературы

Исследовательская работа

на тему: Архитектоника Ада в «Божественной комедии» Данте и значение иерархии наказаний грешников

Студентка 1 курса очного отделения (гр. 114)

Кандидат филологических наук

Часть 1. Принципы композиционного построения поэмы

Часть 2. Архитектоника «Божественной комедии» как синтез античных и средневековых представлений о грехе

Часть 3. Классификация грехов

3.1. Строение Ада

3.2. 9 кругов Ада по Данте

Божественная комедия - гениальное произведение, вобравшее в себя знания из области теологии, естественных наук, истории, психологии и по сути являющееся энциклопедией загробного мира. Поэма Данте, в частности, кантика «Ад» поэтапно рассказывает о грехах и наказаниях, которые неразделимы с участью грешников. Справедливо замечание С. Аверинцева: "Систематизированная "модель" ада в "Божественной комедии" со всеми ее компонентами – четкой последовательностью девяти кругов, дающей "опрокинутый", негативный образ небесной иерархии, обстоятельной классификацией разрядов грешников, логико-аллегорической связью между образом вины и образом кары, наглядной детализацией картин отчаяния мучимых и палаческой грубостью бесов - представляет собой гениальное поэтическое обобщение и преобразование средневековых представлений об аде"[1, цитируется по Д. Пивоварову «Онтология религии»].

Актуальность работы обусловлена не только мировым интересом литературоведов к произведению, но и его проблематикой и оформлением. Изображённые в комедии пороки современного Данте общества находят отражение и в настоящее время, а особенности композиционного решения автора не могут не заинтересовать своей исключительностью.

Цель: выявить принцип расселения грешников по кругам Ада и определить закономерность между преступлением и наказанием, заложенную в комедии.

Для достижения цели мне потребуется выполнить следующий ряд задач:

1. Проанализировать каждый из кругов ада, рассмотрев наказания грешников с помощью принципа иерархии;

2. Назвать основные критерии, которые определяют судьбу грешника в аду;

3. Проследить особенности композиционного построения произведения;

4. Рассмотреть труды критиков по вопросу классификации Ада;

5. Использовать исторические и теологические сведения как базис для анализа архитектоники Ада.

Часть 1. Принципы композиционного построения поэмы

Архитектоника - это композиция художественного произведения, его построение. В основе архитектоники комедии лежат два принципа - соразмерность и вертикальность.

1.1. Соразмерность

Этическая соразмерность: казнь грешников соразмерна их грехам. Грехи в Аду «Божественной комедии» караются строго символично: грех сладострастия предполагает в Аду казнь в виде вихря, который аллегорически обозначает вихрь страсти влюблённых; тирания, деспотизм карается бесконечным кипением в крови; предатели вынуждены вечно мучиться от холода, который символизирует их холодное и бесчувственное сердце; ростовщики приговорены к бесконечному волочению на шее непомерно тяжёлого кошелька, который тянет их к земле. Числовая соразмерность в произведении выражается следующим образом: произведение делится на 3 части («кантики»), в каждой из которых содержится по 33 песни, Ад состоит из 34 частей (что символично выбивается из общей числовой структуры и напоминает о хаосе, который царит в нём). В целом получается 100 глав. Трехстрочные строфы в произведении - терцины - также напоминают о числовой соразмерности поэмы, главной особенностью которой является повторение неизменного числа 3, связанного с христианской идеей о троице [2].

2.2. Вертикальность

Принцип вертикальности выражен в расположении грехов: от менее тяжких к более тяжким по ниспадающей. Так, соотношение Ада и Рая также отражает вертикальную компоненту произведения. Свет, чистота, гармония - наверху, а грязь, хаос, раздор, соответственно, внизу.

Часть 2. Архитектоника «Божественной комедии» как синтез античных и средневековых представлений о грехе

В «Божественной комедии», несмотря на её исключительность и оригинальность, можно проследить немало обращений к литературному наследию предшественников Данте. Так, фабула поэмы напоминает по своей форме жанр средневековой клерикальной литературы «хождение по мукам» - рассказчику, как и героям «хождений», дано увидеть подноготную загробного мира. Более того, по мере развития сюжетной линии раскрывается всё больше античных имён - литературных, государственных деятелей и т.д. Наиболее примечательным в этом плане становится труд античного писателя Аристотеля «Никомахова Этика», согласно которому существует три вида страшных пороков, которые влекут за собой остальные. Устами Вергилия Данте ссылается на сочинение античного поэта, указывая на значение распределения грешников по различным кругам Ада:

«Ужели ты не помнишь изреченья

Из Этики, что пагубней всего

Три ненавистных небесам влеченья:

Несдержность, злоба, буйное скотство?» [3].

Тем не менее, Данте, распределяя грешников по кругам ада, во многом действует вольно, отходя от классификации пороков, предложенной античным автором. Например, гнев, который Аристотель считает не столь тяжким прегрешением, Данте относит к числу наиболее страшных и требующих жестокого порицания пороков.

Также в поэме находят своё отражение некоторые детали сюжета «Энеиды» Вергилия. Автор не только ссылается на творческое наследие поэта - личность Вергилия помещена в первую кантику комедии и выполняет роль путеводителя, который наставляет, подбадривает и помогает Данте двигаться дальше. Чётко продуманная структура произведения – результат обработки средневекового, в частности, церковного видения загробного мира и обращения к трудам Аристотеля, его классификации пороков.

Часть 3. Классификация грехов

3.1. Строение Ада

Свойство мира грешников – «Оставь надежду всяк сюда входящий» –означает, что течение жизни и правила, царящие в загробном мире, не подвластны воли человека, а судьба, на которую обречён грешник, неизбежна; страдания здесь нескончаемы [3].

Архитектоника ада, представленная в виде воронки, обусловлена истоками его происхождения. Люцифер, изначально бывший в сонме ангелов и символизировавший свет (« Lucifer » - светоносец), возгордился своим могуществом и воспылал ненавистью к Богу, за что был изгнан из рая и превращён в уродливое и устрашающее создание. [4, Иезекииля 28: 12-15]. Падая с неба, он проторил глубокую воронку, которая достигает центра земли. Люцифер находится в самом низу пространства Ада – символ, что невозможно пасть ниже.

3.2. 9 кругов Ада по Данте

Данте располагает грешников в Аду согласно классификации грехов, заложенной в труде Аристотеля «Этика» [7]. Таким образом, в основе произведения центрическая структура ада: каждый круг символизирует грех определённой тяжести, и чем глубже рассказчик продвигается в ад, тем более тяжким является порок и соответствующее ему наказание. Стоит отметить, что грешник карается лишь за один грех, который, по-видимому, был наиболее присущ его естеству и являлся составляющей частью его земного обличия. Так, например, Паоло и Франческа, обвиняемые в сладострастии, подвержены бесконечным мукам исключительно за этот грех и находятся на втором кругу ада.

Итак, первый круг ада - Лимб (в католицизме - место для тех душ, которые не смогли попасть в рай). Страдания здесь безболезненны; наказание - вечная скорбь, но без тяжести телесных мук. Причины, по которым люди были помещены именно сюда - не были крещены или были «добродетельными» язычниками (иными словами, находились в поиске истины; например, Аристотель, Платон, Плутарх). Страж первого круга – перевозчик душ Харон.

Второй круг - сладострастники, невоздержанные в любви (страж - царь Минос, справедливый судья). Пара, олицетворяющая круг: Паоло и Франческа (папа девушки, красавицы от природы, хотел заключить брак с противоположным кланом, «брак по доверенности»). Франческа, выходившая замуж, была убеждена, что ее будущий муж - Паоло, но в действительности жених оказался совершенно другим, абсолютно безобразным человеком, который был не мил девушке). Между Паоло и Франческой продолжала развиваться невинная дружба, пока однажды они, проводя вместе время, не склонились к книге о рыцарской истории любви, после чего влюблённые больше не читали. Муж, застав Паоло и Франческу, убил их. Наказание, как уже было мною отмечено, символично – грешники убиваются о скалы силой бесконечного вихря, аллегорически обозначающего страсть влюблённых. Автор горячо сопереживает персонажам и лишается чувств, выслушав рассказ Франчески – вечная казнь, на которую обречены эти двое, заложники суровых жизненных обстоятельств, кажется Данте слишком жестоким наказанием (песнь V ).

Третий круг ада - чревоугодие, невоздержание в еде. Обжор поливает холодный вечный дождь, под ногами - грязь (страж - Цербер, который пожирает грешников).

Стоит отметить, что стражи кругов безобразны и жестоки, их пыткам над грешниками нет конца. Таким образом, этическая и эстетическая составляющая в романе пересекаются:

«Шесть глаз точило слезы, и стекала

Из трех пастей кровавая слюна.

Oни все три терзали, как трепала,

Четвертый круг ада олицетворяет жадность и уготован для скупцов и расточителей. Души грешников толкают навстречу друг другу огромные камни, а когда линии сталкиваются, приходится начинать работу заново (страж - Плутос, греческий бог богатства). Два образа: скупец, который находится в плену своих богатств, и расточитель, который тратит деньги без меры.

Пятый круг - поле гневливых и унывающих (как и в четвёртом кругу, здесь изображены две грани одной сущности). Казнь - Широкое болото, в котором грешники беспрестанно дерутся (страж - Флегий).

Согласно задумке автора, самые страшные грехи, заслуживающие соразмерное им наказание – насилие, расточительство, ложь, предательство. Повествование об этих пороках начинается с шестого круга. Так, в восьмой и девятый круг помещены грешники, чьи пороки, согласно иерархии наказаний, являются наиболее тяжелыми и требующими мучительной кары [2].

Шестой круг предназначен для еретиков и злоучителей, которые мучаются в открытых горячих как печи могилах (стражи - мифические фурии).

Седьмой круг – насилие, которое нередко совершается при помощи обмана. Ввиду того, что насилие может быть трояко, круг делится на три части, или «пояса», в каждом из которых определённый тип наказаний.

Итак, первый пояс отведён грешникам, которые совершали насилие против ближних (воры, убийцы). Казнь – кипение в вечном огне. Поток реки мелел по мере наказания грешников, но за жестокое насилие (в частности, насилие, совершаемое правителями) грешников ожидает полное погружение в кипящую воду. Второй – для тех, кто преступил через свою жизнь, совершив насилие над самим собой (моты, терзаемые адскими гончими, и самоубийцы). Такие грешники превращены в деревья, и после страшного суда, когда души других преступников оденутся в своё обличие, самоубийцы не смогут этого сделать, ведь они сняли с себя свои тела добровольно. Внешняя форма грешников будет висеть на ветках деревьев. Третий пояс уготован для богохульников, отвергших имя Бога, и людей с нетрадиционной ориентацией. Казнь для них – нескончаемые хождения по пустыни под огненным дождём.

Восьмой круг, который представлен из 10 ущелий, или «щелей», уготован обманщикам и сводникам. Здесь томятся обольстители и сводники (наказание – ходить двумя встречными потоками и быть истязаемыми бесами); льстецы (быть погружённым в зловонный кал); святокупцы (заточены в скалах вниз головой, ступни опаляет огонь); прорицатели и звездочёты (голова вывернута назад - символизирует жизненную деятельность предсказателей будущего); мздоимцы и взяточники (вечное кипение в смоле, невозможность выбраться); алхимики (расслаблены или мучаются о чесотки); выдающие себя за других (кусают друг друга в бешенстве); зачинщики смуты (наказание – потрошение); воры (мучение гадами); лицемеры (закованы в свинцовые мантии – символ их циничного прижизненного отношения к окружающим); лукавые советчики (горение внутри огоньков); лжесвидетели (казнь – лихорадка, бесконечная головная боль); фальшивомонетчики (мастер Адам, который подмешивал медь в золотые монеты) и вообще лгуны (например, древний грек Синон, обманувший троянцев; казнь - водянка и нескончаемая жажда). Страж круга – Герион – трёхглавый и трёхтелый великан, убитый Гераклом. При жизни он был гнусным обманщиком: «образ омерзительный обмана» [3].

Девятый круг являет собой ледяное озеро, в которое вмёрзли грешники, при жизни предавшие близких, родину или Бога. Властитель 9 круга и самого ада – Люцифер – находится в центре земли и имеет 3 лика. Его образ – уродливая пародия на Троицу (так, например, число крыльев Люцифера совпадает с шестью крыльями Херувима). В одной пасти находится Иуда, в другой - Брут, в третьей – Кассий. Люцифер терзает и грызёт грешников, их мучения не знают конца. Каждый из них олицетворяет предательство. Иуда является самым страшным грешником, предателем своего учителя, Христа, и повергшего его на страшные мучения. Именно поэтому он, головой полностью погружённый в пасть терзателя, «страдающий всех хуже». Брут и Кассий, при жизни имевшие расположение Гая Юлия Цезаря и оказавшиеся зачинщиками его убийства, страдают наряду с Иудой.

Характерно, что страдания грешников соизмеримы с тяжестью их прижизненных грехов. Как уже было мною отмечено, казнь символична и олицетворяет греховную сущность человека, преступившего моральные принципы.

Интересна следующая закономерность: именно падший с небес ангел Люцифер, возгордившийся своим величием и предавший Бога, терзает Иуду, Кассия и Брута. Причина грехопадения каждого из них, в том числе Люцифера – зависть, ревность и гордость. Такая параллель между пороками грешников и их мучителей прослеживается в каждом круге ада.

«Божественная комедия» - величайший памятник мировой культуры, незабвенный труд Данте Алигьери, подаривший писателю всемирную известность и обобщивший в себе средневековые представления о загробном мире. Кантика «Ад» даёт читателю детализированное описание страданий грешников. Мастерски преобразованные автором в чёткую структуру, уровни ада являют собой воронку, сужающуюся к центру земли по мере тяжести прегрешений и соответствующей им кары. Интересно распределение наказаний грешников и тем, что пороки, обусловленные плотской невоздержанностью («Верхний Ад»: обжорство, сладострастие, гнев), наказываются менее сурово, чем те, что совершаются намеренно против ближнего («Нижний Ад»: обман, насилие, предательство). Так, во второй песни «Ада» Беатриче наставляет путников: «Зло ближнему – вот где источник бед» [3]. Присутствие автора в качестве действующего лица в поэме усиливает впечатление от картины, разворачивающейся перед глазами путников. Заслуга Данте и в том, что поэт описывает происходящее простым, доступным средневековому обывателю языком. Автор хотел, чтобы главная мысль произведения была понятна массам, и поэтому, несмотря на многочисленные осуждения современников, он писал на простом языке, «на котором говорят между собой даже женщины», и смог достичь своей цели – «Божественная комедия» стала энциклопедией не только для жителей средних веков, но и для современного читателя.

Библиография:

1. Даниил Пивоваров. Онтология религии / Д. В. Пивоваров. - СПб. : Владимир Даль, 2009.

2. Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С.С., Смирнов А. А. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. Изд.5-е. М., 2000.

3. Данте Алигьери. Божественная комедия / А. Данте / [перевод М. Лозинского]. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1967.

4. Библия. Ветхий Завет: Книга пророка Иезекииля, 28: 12-15.

5. Назаров В.Н. Аллегорический смысл Ада в «Божественной комедии» Данте. Журнал «Наука. Искусство. Культура», 2015.

Данте Алигьери.

Точная дата рождения Данте Алигьери неизвестна. Впрочем, есть сведения, что 26 мая 1265 года он был крещён во Флоренции под именем Дуранте.

Данте — итальянский поэт, один из основоположников литературного итальянского языка. В своём творчестве поэт неоднократно затрагивал вопросы морали и веры в Бога.


9 кругов ада в «Божественной комедии»

По мнению Данте Алигьери, перед самым входом в ад можно встретить людей, которые провели скучную жизнь — не делали они ни зла, ни добра.

1 круг

Первый круг ада называется Лимб. Стражем его является Харон, который перевозит души усопших через реку Стикс. В первом круге ада мучения испытывают младенцы, которых не крестили, и добродетельные нехристиане. Они обречены на вечное страдание безмолвной скорбью.


2 круг

Второй круг ада охраняет Минос — несговорчивый судья проклятых. Страстных любовников и прелюбодеев в этом круге ада наказывают кручением и истязанием бурей.

3 круг

Цербер — страж третьего круга, в котором обитают чревоугодники, обжоры и гурманы. Все они наказаны гниением и разложением под палящим солнцем и проливным дождём.

4 круг

Плутос властвует в четвёртом круге, куда попадают скупцы, жадины и расточительные личности, неспособные совершать разумные траты. Наказание им — вечный спор при столкновении друг с другом.

5 круг

Пятый круг представляет мрачное и угрюмое место, охраняемое сыном бога войны Ареса — Флегием. Чтобы попасть на пятый круг ада, нужно быть очень гневным, ленивым или унылым. Тогда наказанием будет вечная драка на болоте Стикс.

6 круг

Шестой круг — это Стены города Дита, охраняемого фуриями — сварливыми, жестокими и очень злыми женщинами. Глумятся они над еретиками и лжеучителями, наказание которым — вечное существование в виде призраков в раскалённых могилах.

7 круг

Седьмой круг ада, охраняемый Минотавром, — для тех, кто совершил насилие.

Круг разделён на три пояса:

Семь смертных грехов и Четыре последние вещи, Иероним Босх. Мадрид, Прадо.

  • Первый пояс носит название Флагетон. В него попадают совершившие насилие над своим ближним, над его материальными ценностями и достоянием. Это тираны, разбойники и грабители. Все они кипят во рву из раскалённой крови, а в тех, кто выныривает, стреляют кентавры.
  • Второй пояс — Лес самоубийц. В нём находятся самоубийцы, а также те, кто бессмысленно растрачивал своё состояние, — азартные игроки и моты. Транжир истязают гончие псы, а несчастных самоубийц рвут на клочки Гарпии.
  • Третий пояс — Горючие пески. Здесь пребывают богохульники, совершившие насилие над божествами, и содомиты. Наказанием служит пребывание в абсолютно бесплодной пустыне, небо которой капает на головы несчастных огненным дождём.

8 круг

Восьмой круг ада состоит из десяти рвов. Сам круг носит название Злые щели, или Злопазухи.

Стражем является Герион — великан с шестью руками, шестью ногами и крыльями. В Злых щелях несут свою нелёгкую судьбу обманщики.

  • Первый ров наполнен обольстителями и сводниками. Все они идут двумя колоннами навстречу друг другу, при этом их постоянно истязают бесы-погонщики.
  • Во втором томятся льстецы. Их наказанием являются зловонные испражнения, в которых любители лести погрязли навеки.
  • Третий ров занят высокопоставленными духовными лицами, которые торговали должностями церкви. Наказанием для них служит заточение туловища в скалу, головою вниз, по ступням струится раскалённая лава.


9 круг

Девятый круг ада — это Ледяное озеро Коцит. Этот круг охраняют суровые стражи-гиганты по имени Эфиальт, сын Геи и Посейдона — Антей, полубык, полузмея — Бриарей и Люцифер — стражник дороги к чистилищу. Этот круг имеет четыре пояса — Пояс Каина, Пояс Антенора, Пояс Толомея, Пояс Джудекка.

В этом круге томятся Иуда, Брут и Кассий. Кроме них, также попасть в этот круг обречены предатели — родины, родных людей, близких, друзей. Все они вмёрзли в лёд по шею и испытывают вечные муки холодом.


Харон — в греческой мифологии перевозчик душ умерших через реку Стикс (Ахерон). Сын Эреба и Нюкты.

Минос — у Данте демон со змеиным хвостом, обвивающим новоприбывшую душу и указывающим круг ада, в который предстоит душе спуститься.

Цербер — в греческой мифологии порождение Тифона и Ехидны, трёхголовый пёс, у которого из пастей течёт ядовитая смесь. Охраняет выход из царства мёртвых Аида, не позволяя умершим возвращаться в мир живых. Существо было побеждено Гераклом в одном из его подвигов.

Плутос — звероподобный демон, охраняющий доступ в четвёртый круг Ада, где казнятся скупцы и расточители.

Флегий — в древнегреческой мифологии сын Ареса — бога войны — и Хрисы. Флегий сжёг храм бога Аполлона и в наказание за это был умерщвлён его стрелами. В подземном царстве был осуждён на вечную казнь — сидеть под скалой, готовой каждую минуту обрушиться.


Дит — город Аида, бога подземного царства.

Минотавр — чудовище с телом человека и головой быка, происшедшее от неестественной любви Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном.

Герион — в древнегреческой мифологии великан с острова Эрифия, у которого было шесть рук, шесть ног и крылья, а тело состояло из трёх человеческих тел. Держал три копья в трёх правых руках и три щита в трёх левых, на головах три шлема.

Эфиальт — сын Посейдона и Ифимедеи, имел нечеловеческую силу и буйный нрав.

Гея — древнегреческая богиня земли, мать всего, что живёт и растёт на ней, а также мать Неба, Моря, титанов и гигантов.

Посейдон — в древнегреческой мифологии бог морей, один из трёх главных богов-олимпийцев вместе с Зевсом и Аидом.

Бриарей — в греческой мифологии сын бога неба Урана и богини земли Геи. Чудовищное существо с 50 головами и сотней рук.

Люцифер — падший ангел, отождествляемый с Дьяволом.

Брут Марк Юний — в Древнем Риме возглавил (вместе с Кассием) заговор в 44 г. до н. э. против Юлия Цезаря. По преданию, одним из первых нанёс ему удар кинжалом.

Кассий Гай Лонгин — убийца Юлия Цезаря, организовал покушение на его жизнь.

FISHKINET

Поэма вобрала в себя всю религиозную мораль и представления о жизни после смерти средневекового христианства. Герой произведения – сам Данте, отправляется в путь к Раю, но прежде ему надо пройти через Ад и Чистилище.
==Ад описывается как немыслимая пропасть, сужающаяся к центру Земли. Нисхождение в ад происходит по уровням – девяти концентрическим кругам, на каждом из которых отбывают свое вечное наказание грешники.

Ад по Данте

Ад по Данте

Зачем нужны круги ада

Зачем нужны круги ада

9 кругов ада по Данте соответствуют девяти главным грехам, на каждый из которых отводится свое наказание. В верхние уровни попадают люди, совершившие меньшие провинности, в нижний ад спускаются с тяжкими грехами, а на самом дне ада закован Дьявол.
==Через ад протекает река, которая берет начало из рыдающих глаз библейского старца–истукана, его слезы являются средоточием мирового зла. Река стекает по всем девяти кругам и на каждом круге меняет свой вид и название, превращаясь у центра земли в ледяное озеро.

На каждом уровне следит страж

 На каждом уровне следит страж

На каждому уровне за грешниками следит страж. Стражи описываются чудовищными и свирепыми, они с жадностью и злостью принимают души грешников, отправляют их на вечные страдания. Души будут нести свои мучения без всякой надежды на прощение до наступления Страшного суда. Тогда они вернутся в плотские оболочки, восстанут из могил и после свершения суда их страдания приумножаться

1 круг ада: безгрешные нехристиане, вечная печаль

1 круг ада: безгрешные нехристиане, вечная печаль

В преддверии в криках и стонах блуждают бесчисленные толпы душ, которых отвергли Рай и Чистилище, но и не принял Ад. За жизнь они не совершили никаких важных земных дел, за которые их можно осудить, не отличились ни благодетелью, ни грехом. Эти души страдают от того, что нигде в загробном мире им нет места. С ними бродят ангелы, которые во время восстания Люцифера не поддержали Бога и не приняли сторону падших, пытаясь придерживаться середины.

Страж Харон

 Страж Харон

Чтобы попасть в первый круг, мертвые души переправляются через реку Ахерон. Грешников на своей ладье перевозит древний старик Харон с горящим взглядом – страж первого круга.
=Переплыв реку, грешники попадают в Лимб. Сюда отправляются добродетельные, но некрещеные души, атеисты, ученые и мыслители, невинные люди, жившие до прихода Христа, благодетели, исповедующие другие религии, младенцы, умершие без обряда крещения. Мертвые здесь не несут жестоких наказаний, но бесконечно пребывают в безвольной скорби и печали. Здесь же находились ветхозаветные праведники, которых потом вывел в Рай Иисус.

2 круг ада: похоть, пытка ураганом. Страж Минос

2 круг ада: похоть, пытка ураганом. Страж Минос

У входа во второй круг души мертвых встречает страж Минос – при жизни критский справедливый царь-судья. После смерти он был обращен в беса и отправлен в ад допрашивать и судить, распределяя грешников по девяти кругам. Оскалившись, он выслушивает каждую прибывшую душу и устанавливает наказание, обвивая свой длинный хвост вокруг нее столько раз, на сколько кругов ей предстоит спуститься.
==Во второй круг попадают люди, которые при жизни неудержимо предавались плотским наслаждениям и вожделению. Здесь страдают мужчины и женщины, прожившие жизнь в разврате, прелюбодействе, похоть и влечение для которых были превыше морали и добродетели. Толпы душ бесконечно терзаются ураганным ветром. Они крутятся, вьются в холодной буре, с криками и стонами бьются о скалы, на которых восседает Минос.

3 круг ада: чревоугодие гниение под дождем, солнцем. Страж Цербер.

3 круг ада: чревоугодие гниение под дождем, солнцем. Страж Цербер.

В третьем круге страдают осужденные за обжорство, жадность к пище. Хранитель обители чревоугодников – злобный, трехголовый пес Цербер с человеческими когтистыми руками. Его косматая борода измазана черным жиром, три пасти рвут, грызут и терзают мертвых.
==Здесь стеной льет вечный ледяной дождь, смешанный с градом, снегом и гноем. Грешники нескончаемыми грядами лежат и ворочаются в гниющей топи. Всюду разносится вой и стенания, души пытаются прикрыть спины и лица от дождя, утопая в грязи. В вечном гниении они потеряли свой облик, ослепли, превратились в тени, смешанные с грязью и дождем. Громадный бес–страж не замолкая лает на осужденных, которые мечтают оглохнуть.

4 круг ада: скупость и расточительство, вечный спор. Страж Плутос.

4 круг ада: скупость и расточительство, вечный спор. Страж Плутос.

Четвертый круг – пристанище душ, осужденных за неумение распоряжаться деньгами. Тут за противоположные грехи несут наказание расточители и скупцы. Их охраняет Плутос, который был когда-то богом богатства на греческом Олимпе, а затем низвергнут в ад и обращен в беса.
===На входе Плутос встречает всех хриплыми угрозами. В этом круге транжиры и скупердяи обречены на вечное противостояние. От порочной жизни лица их стали не узнаваемы. Они бредут с воплями в громадном круговороте, толкая перед собой тяжелые глыбы. Толпы сталкиваются друг с другом в коротком бою и разбредаются в противоположные стороны. Выкрикивая на ходу и продолжая перебранку, грешники доходят до противоположной точки полукруга, снова вступают в драку. Так они движутся по кругу, толкают тяжести, сшибаясь в схватку и бесконечно споря.

5 круг ада: гнев и уныние, драка в грязном болоте.

5 круг ада: гнев и уныние, драка в грязном болоте.

В пятый круг стекает бурный ручей с багрово–черными водами и разливается в широкое Стигийское болото. Болото простирается до каменных стен города Дита, откуда за душами на челне выплывает перевозчик Флегий – страж пятого круга. Флегий – сын бога Ареса, греческий царь жестокого племени грабителей, был обращен в беса и низвергнут в ад.

Пятый круг ада

Пятый круг ада

В темном омуте не переставая дерутся осужденные за несдержанность в гневе. Увязшие нагие грешники, захлебываясь тиной, рвут друг друга в клочья, в свирепом гневе бьются ногами и головами. В дно болота втоптаны души, настолько глубоко затаившие в себе ненависть, что способны только на уныние, лень и вялую скуку. Утопленные в темных водах, они заметны только по пузырям воздуха, которые поднимаются от их вздохов.
===9 кругов ада по Данте разделяются на верхний и нижний ад. Пятым кругом завершается верхний, где мучаются души, повинные в грехах несдержанности.

6 круг ада: распространение ложных учений, раскаленные могилы. Стены города Дита.

6 круг ада: распространение ложных учений, раскаленные могилы. Стены города Дита.

9 кругов ада по Данте. Описание устройства загробного мира

За воротами крепостных стен находится некрополь с горящими могилами. Все надгробия раскрыты и в раскаленных ямах страдают еретики, последователи ложных учений.
==Шестой круг завершается скалами и глубоким обрывом, из которого доносится едкое зловоние.

7 круг ада: тираны, садисты, самоубийцы, три пояса наказания.

7 круг ада: тираны, садисты, самоубийцы, три пояса наказания.

Спуск в седьмой круг пролегает по скалам. Его охраняет Минотавр – чудовище с головой быка и человеческим телом. Здесь расположен красный город Дит, в котором несут наказание насильники. Седьмой круг разделен на три пояса по видам насилия, совершенного грешниками.

Страж Минотавр.

 Страж Минотавр.

По первому поясу течет кровавый, кипящий поток Флегетон. В нем варятся заживо тираны, деспоты, завоеватели и люди, совершившие насилие над ближним или его достоянием. Вдоль берегов носятся толпы кентавров, которые пускают стрелы в тех, кто выныривает из потока.
=Во второй пояс отправляются души, совершившие насилие над собой или своим достоянием – самоубийцы, азартные игроки, моты и расточители. Души самоубийц после суда Миноса семенами падают в седьмой круг и прорастают там, превращаясь в деревья. Лес самоубийц терзают гарпии – птицы с когтистыми лапами и женскими лицами. Они рвут листья деревьев, ломают ветви. Из трещин и обломов сочится кровь, деревья стонут от боли. Нагие души игроков и расточителей гоняют по лесу и разрывают на куски стаи черных псов.
=Третий пояс – выжженная пустыня, в которой мучаются души, совершившие насилие над божественным. Под огненным дождем в песках лежат навзничь богохульники, сидят съежившись ростовщики, снуют содомиты и нарушители естественного порядка.
=Из леса самоубийц вытекает кровавым ручьем Флегетон, течет сквозь пески раскаленной пустыни и обрушивается водопадом с обрыва.

8 круг ада: обманщики, 10 каменных рвов.

8 круг ада: обманщики, 10 каменных рвов.

Спуск в темную пропасть, где находится восьмой круг, охраняет Герион – крылатый великан, олицетворяющий порок обмана. Его лицо приветливо и привлекательно, туловище покрыто пятнами и узорами, на лапах острые когти, а длинный змеиный хвост заканчивается отравленным жалом.

Страж Герион.

Страж Герион.

Восьмой круг ада – каменный выступ в пропасти с десятью кольцевыми впадинами, которые как рвы окружают бездну в центре. Эта местность в аду называется Злые Щели. Сюда отправляются души обманщиков. Каждой из десяти каменных впадин восьмого круга соответствует по одному виду обмана.

==В первой круговой впадине наказываются соблазнители и сводники. Грешники бегут двумя встречными рядами, подгоняемые плетками бесов. В одном потоке двигаются обольстители, обманом соблазнявшие женщин для себя, в другом – сводники, которые обольщали и продавали женщин другим.
==Второй ров наполнен зловонным калом. В нем увязли льстецы, которые, хрюкая, скребутся и хлещут себя ладонями.
==В третью впадину отправляются святокупцы – духовные сановники, которые продавали или покупали священные чины и должности. В каменном дне рва высечены круглые ямы, в которых вверх ногами заключены грешники, а их стопы обжигаются пламенем.
==По четвертому рву неспешной процессией бредут, лишенные голоса, прорицатели, гадалки, колдуны, астрологи, предсказатели. Их головы усажены на тела задом на перед, так, что взоры, пытавшиеся заглянуть слишком далеко, теперь устремлены на пятки, а по спинам стекают молчаливые слезы.
==Пятый ров наполнен кипящей смолой, в которой несут наказание мздоимцы – взяточники. Впадину стерегут черные бесы с баграми и крюками, следящие, чтобы грешники не выныривали из смолы.
В круге пятой впадины бредут лицемеры в тяжелых, свинцовых мантиях, покрытых сверху позолотой. Там же к каменному дну пригвожден Каифа и все фарисеи, которые участвовали в казни Христа. Все грешники в своих неподъемных одеждах проходят по их телам.
==Седьмой ров наполнен клубками змей, которые обвивают, душат и жалят виновных за воровство. От укусов змей души воров истлевают в пепел, из которого снова восстают, либо сами превращаются в змееподобных чудовищ, сливаясь телами с другими грешниками.
==В восьмом рве наказываются лживые, лукавые советчики. Каждый грешник заключен внутри пламени, в котором вечно горит.
==В девятую впадину попадают зачинщики вражды. Они бредут окровавленные и изувеченные по кругу. Черный демон ножами рассекает и рубит их тела, не пропуская ни одного грешника. Пройдя круг, их раны заживают, пока демон опять не изувечит их.
В последнем кольце восьмого круга лжецов от болезней мучаются поддельщики. Люди, выдававшие себя за других обессилены и страдают зудом, раздирая кожу и плоть, фальшивомонетчики раздуваются от водянки, клеветники страдают от лихорадки и мигреней.

9 круг ада: предатели, вечная мерзлота.

9 круг ада: предатели, вечная мерзлота.

9 кругов ада по Данте нисходят к ледяному озеру Коцит, куда отправляются души предателей, обманувшие доверившихся им людей.
==На спуске в темный колодец девятого круга закованы гиганты–богоборцы, пытавшиеся захватить Небо, за что и были свергнуты под землю.

Озеро Коцит.

Озеро Коцит.

Ледяная поверхность озера состоит из четырех сужающихся колец, в которые по шею вмерзли грешники. Их лица обезображены холодом и устремлены вниз.

==Пояс Каина – души предателей и убийц родственников.
==Пояс Антерона – изменники родины, предатели единомышленников.
==Пояс Толомея – предатели и убийцы друзей, близких, разделивших с ними трапезу.
==Пояс Иуды – души, предавшие своих покровителей и заступников.
Центр озера – это центр Вселенной и девяти кругов ада. Здесь по пояс в лед закован Дьявол, который охраняет проход в Чистилище. Данте описывает его с тремя лицами и шестью крыльями. Из глаз Люцифера льются слезы, замораживающие озеро Коцит. Три его пасти грызут трех грешников – предателей человеческого и божественного величия: Иуду, Брута и Кассия.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: