Начисления пеней на налоговую задолженность взыскание которой приостановлено арбитражным судом

Обновлено: 26.04.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Приостановление исполнения требования об уплате налога (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Приостановление исполнения требования об уплате налога

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 46 "Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY") Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств на счетах, так как ранее суд принял обеспечительные меры в виде приостановления исполнения решения налогового органа, на основании которого выставлено требование об уплате налога. Налогоплательщик ссылался на то, что оспариваемым решением налоговый орган нарушил право налогоплательщика на добровольное исполнение требования, поскольку полагал, что течение срока на добровольное исполнение требования прерывается на период действия принятых судом обеспечительных мер и возобновляется после их отмены. Суд отметил, что под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в ч. 3 ст. 199 АПК РФ понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением (п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83). При этом действие обеспечительных мер не исключает возможности добровольного исполнения налоговой обязанности, не распространяется на срок добровольного исполнения требования об уплате налога и не прерывает его. Таким образом, налогоплательщик не получает права на какую-либо отсрочку, приостановление течения срока, установление нового срока для добровольного исполнения требования об уплате налога в случае приостановления исполнения решения налогового органа. Учитывая, что в течение всего периода приостановления исполнения решения налогового органа налоговый орган не принимал каких-либо мер, направленных на взыскание налога, принятие решения о взыскании налога за счет средств на счетах налогоплательщика сразу после отмены обеспечительных мер является законным.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Приостановление исполнения требования об уплате налога

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2019 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2020, N 4) (-) 4. По мнению налогоплательщика, принятие судом обеспечительных мер в виде приостановления исполнения решения налогового органа, на основании которого выставлено требование об уплате налога, влечет приостановление срока исполнения такого требования не только для налогового органа, но и для налогоплательщика.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: ИФНС больше не сможет взыскивать налоги с личного счета ИП
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2022, N 3) С организаций и ИП налоговая инспекция может взыскивать недоимку в бесспорном (внесудебном) порядке. Для того чтобы обеспечить исполнение требования об уплате налога, пеней и штрафов, ИФНС может приостановить расходные операции по счету организации или ИП. При этом приостановление производится только на сумму налогового долга .

Нормативные акты: Приостановление исполнения требования об уплате налога

Приказ ФНС России от 14.01.2014 N ММВ-7-6/8@
(ред. от 27.02.2015)
"О вводе в промышленную эксплуатацию подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица"
(вместе с "Планом мероприятий ввода в промышленную эксплуатацию подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица", "Регламентом эксплуатации подсистемы "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" налоговыми органами и ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России", "Рекомендациями для налогоплательщика по работе с "Личным кабинетом налогоплательщика юридического лица") - получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, об исполненных налоговым органом решениях на зачет и на возврат излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм, о наличии невыясненных платежей, о принятых решениях об уточнении платежа, об урегулированной задолженности (отсроченной, рассроченной, реструктуризированной, инвестиционному налоговому кредиту), о суммах НДС, заявленных к возмещению, о платежах, списанных с расчетного счета налогоплательщика и не поступивших в бюджет, по которым обязанность налогоплательщика признана исполненной, о неисполненных налогоплательщиком требованиях на уплату налога и других обязательных платежей, о мерах принудительного взыскания задолженности (неисполненные решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика и имущества, неисполненные инкассовые поручения, решения о приостановлении операций по счетам);

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019) Согласно положениям ст. 76 НК РФ приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 76 НК РФ. Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба РФ поручила налоговым органам приостановить в отношении малого и среднего бизнеса применение мер взыскания со счетов задолженности по налогам, сборам и страховым взносам.

Как отмечается в письме ФНС, данное решение принято в целях снижения рисков неплатежеспособности для налогоплательщиков, связанных с уменьшением деловой и потребительской активности в результате угроз распространения коронавирусной инфекции.

Налоговым органам поручено приостановить до 1 мая 2020 года применение мер взыскания, а также принятие решений о приостановлении операций по счетам для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа в отношении налогоплательщиков, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов МСП, передает ТАСС .

Напомним, ранее ФНС приостановила мероприятия налогового контроля в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции.

По общему правилу в случае несвоевременной уплаты налога обязанность по его уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках. Для этого в банк направляется поручение на списание и перечисление в бюджет денег со счетов плательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока.

При пропуске 2-месячного срока решение о взыскании налога за счет средств на счетах считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае ИФНС может обратиться в суд с заявлением о взыскании налога. Заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В свою очередь решение о приостановлении операций по счетам плательщика в банке принимается в случае несвоевременного исполнения требования об уплате налога.

Приостановление операций по счетам возможно не ранее вынесения решения о взыскании налога, а сам счет блокируется в пределах суммы, указанной в решении ИФНС. При этом инспекция обязана передать копию решения о приостановлении операций по счетам лично плательщику под расписку, либо заказным письмом. Счет разблокируют после погашения налоговой задолженности в полном объеме.

Согласно абзацу второму п. 3 ст. 75 НК РФ пени не начисляются на сумму недоимки, которая, в частности, не могла быть погашена в силу того, что по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам в банке. Пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.

При применении данной нормы следует обратить внимание на следующие условия:

1) Приостановление операций по счетам в банке должно быть произведено по решению суда (ст. 91 АПК РФ). Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, вынесенное налоговым органом (ст. 76 НК РФ), не является обстоятельством, исключающим начисление пени на недоимку*(1).

2) Необходимо наличие причинно-следственной связи между вынесением решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и невозможностью уплатить недоимку. То есть пени не начисляются только в том случае, если принятие судом такой обеспечительной меры объективно препятствует налогоплательщику исполнить обязанность по уплате налога. Само по себе принятие обеспечительных мер, в том числе в виде приостановления операций по счетам в банке, не может служить безусловным основанием неначисления пеней. См., например, постановления ФАС Уральского округа от 26.07.2013 N Ф09-6369/13, от 06.02.2012 N Ф09-105/12, АС Уральского округа от 08.10.2014 N Ф09-5487/14, Седьмого ААС от 27.05.2013 N 07АП-3049/13 и др.

Внимание

До внесения Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-Ф изменений в п. 3 ст. 75 НК РФ редакция данной нормы предусматривала возможность неначисления пеней в случае, если приостановление операций по счетам в банке произведено как по решению суда, так и по решению налогового органа. В связи с чем суды, рассматривающие дела, относящиеся к соответствующему периоду , не ставят под сомнение правомерность применения указанной нормы НК РФ в случае применения такой обеспечительной меры по решению налогового органа.

Вместе с тем приостановление операций на счетах налогоплательщика в банке по решению налогового органа означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, но при этом не распространяется (п. 1 ст. 76 НК РФ, письмо Минфина России от 31.03.2014 N 03-02-07/1/14115):

- на платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов (ст. 855 ГК РФ);

- на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.

Кроме того, операции по счетам налогоплательщика-организации приостанавливаются в пределах суммы, указанной в решении налогового органа (п. 2 ст. 76 НК РФ).

*(1) См. также постановление Президиум ВАС РФ от 19.06.2012 N 7/12, в котором проанализированы аналогичные п. 3 ст. 75 НК РФ нормы ч. 4 ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ, исключающие начисление пеней на сумму просроченной задолженности по страховым взносам . Исходя из их буквального толкования сделан вывод, что только решение суда о приостановлении операций в банке позволяет освободить плательщика страховых взносов от начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок " Энциклопедия решений. Налоги и взносы " - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на декабрь 2020 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Возможно ли в период действия моратория на банкротство, введенного постановлением Правительства от 28.03.2022 N 497, взыскивать неустойку (недоимку, начислять проценты)?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По общему правилу не могут быть начислены и взысканы финансовые (штрафные) санкции с должников, на которых распространяется действие рассматриваемого моратория, в период с 1 апреля до 1 октября 2022 года.
Вместе с тем кредитор не лишен возможности требовать в судебном порядке взыскания с указанных должников штрафных санкций, начисленных за период действия моратория. Если при рассмотрении спора о взыскании неустойки или иных финансовых санкций, начисленных за период действия моратория, будет доказано, что ответчик, на которого распространяется мораторий, в действительности не пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для его введения, и ссылки данного ответчика на указанные обстоятельства являются проявлением заведомо недобросовестного поведения, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий поведения ответчика может удовлетворить иск полностью или частично, не применив возражения о наличии моратория.

Обоснование вывода:
Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2022 г. N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497), в соответствии с п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), с 1 апреля 2022 года на 6 месяцев был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Как следует из Постановления N 497, мораторий на банкротство не применяется только в отношении застройщиков домов-долгостроев, которые уже включены в реестр проблемных объектов. Иных ограничений по субъектам данным актом Правительства РФ не установлено.
Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 2020 г. N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление N 44) в соответствии с п. 1 ст. 9.1 Закона о банкротстве на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства РФ о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
В соответствии с п. 3 ст. 9.1 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (абзац десятый п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).
Согласно п. 4 Постановления N 44 предусмотренные мораторием мероприятия предоставляют лицам, на которых он распространяется, преимущества (в частности, освобождение от уплаты неустойки и иных финансовых санкций) и одновременно накладывают на них дополнительные ограничения (например, запрет на выплату дивидендов, распределение прибыли)*(1).
Как разъяснено в п. 7 Постановления N 44, в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ), неустойка (ст. 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (ст. 75 НК РФ), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подп. 2 п. 3 ст. 9.1, абз. десятый п. 1 ст. 63 Закона N 127-ФЗ)*(2). В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.
Вместе с тем, если при рассмотрении спора о взыскании неустойки или иных финансовых санкций, начисленных за период действия моратория, будет доказано, что ответчик, на которого распространяется мораторий, в действительности не пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для его введения, и ссылки данного ответчика на указанные обстоятельства являются проявлением заведомо недобросовестного поведения, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий поведения ответчика может удовлетворить иск полностью или частично, не применив возражения о наличии моратория (п. 2 ст. 10 ГК РФ).
Таким образом, по общему правилу не могут быть начислены и взысканы финансовые (штрафные) санкции с должников, на которых распространяется действие моратория, введенного Постановлением N 497 (фактически со всех должников, за исключением застройщиков домов-долгостроев), за период с 1 апреля до 1 октября 2022 года. Однако это не исключает возможность кредитора потребовать в судебном порядке взыскания штрафных санкций, начисленных за период действия моратория, и рассчитывать на удовлетворение его требований полностью или частично при условии эффективного доказывания необоснованности возражений должника, связанных с распространением на него моратория на банкротство.

21 апреля 2022 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Отказ от моратория вступает в силу со дня опубликования соответствующего заявления и влечет неприменение к отказавшемуся лицу всего комплекса преимуществ и ограничений со дня введения моратория в действие, а не с момента отказа от моратория. Однако если названное лицо докажет, что отказ от моратория вызван улучшением его экономического положения, произошедшим вследствие использования мер поддержки, предусмотренных мораторием, то последствия введения моратория к нему не применяются с момента отказа от моратория (абзац третий п. 1 ст. 9.1 Закона N 127-ФЗ, абзац второй п. 4 Постановления N 44).
*(2) При этом проценты, подлежащие уплате за пользование денежными средствами, предоставленными по договору займа (ст. 809 ГК РФ), кредитному договору (ст. 819 ГК РФ) либо в качестве коммерческого кредита (ст. 823 ГК РФ), не являются финансовыми санкциями, поэтому в период действия моратория эти проценты по общему правилу продолжают начисляться (в отсутствие дела о банкротстве, возбужденного в трехмесячный срок, судебной рассрочки) (абзац четвертый п. 7 постановления ВС РФ N 44).

ФНС продлила срок приостановления применения мер взыскания задолженности и соответствующих обеспечительных мер, установленных НК РФ, до 1 июля 2020 года. Об этом сообщается в письме от 26.05.2020 № ЕД-20-8/71@.

Напомним, ранее ФНС в своем письме от 27.04.2020 № ЕД-20-8/53@ сообщила, что применение мер взыскания задолженности и соответствующих обеспечительных мер, установленных НК РФ, приостановлено до 31.05.2020 включительно.

Теперь ведомство продлило срок действия данного решения до 1 июля 2020 года.

Соответственно, как и ранее данная мера будет действовать в отношении всех юридических лиц и ИП, в том числе в отношении налогоплательщиков, сведения о которых внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также осуществляющих деятельность в сферах, наиболее пострадавших из-за распространения коронавируса.

Исключение составляют случаи, когда будет установлено, что непринятие мер взыскания задолженности может повлечь сокрытие активов и (или) возможность совершения иных действий, препятствующих взысканию.

При этом в подобных случаях меры взыскания и соответствующие обеспечительные меры могут быть применены только по согласованию с руководителем вышестоящего налогового органа.

По общему правилу в случае неуплаты налога в установленный НК РФ срок обязанность по его уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках. Решение о взыскании принимается, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей.

Решение о взыскании налоговой недоимки принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока. Само требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты его получения. В противном случае налоговики примут решение о приостановлении операций по банковским счетам плательщика.

В целях взыскания долга по налогам в банк направляется поручение на списание и перечисление в бюджет денег со счетов плательщика. При пропуске 2-месячного срока решение о взыскании налога за счет средств на счетах считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае ИФНС может обратиться в суд с заявлением о взыскании налога. Заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: