Данные правовой статистики как государственный информационный ресурс

Обновлено: 28.03.2024

Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2020 года №2113 утверждено «Положение о государственной автоматизированной системе правовой статистики».

Среди принципов создания и функционирования системы правовой статистики (п.5) - использование электронных документов учета, юридическая значимость которых подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью, наравне с документами в бумажном виде, подписанными собственноручной подписью.

Участниками информационного взаимодействия являются (п.6):

Оператором системы является Генеральная прокуратура Российской Федерации (п.7).

Обладателями информации являются (п.8):

    Федеральные государственные органы и федеральные органы исполнительной власти, обладающие соответствующими первичными статистическими данными;

Для формирования информационных ресурсов системы правовой статистики документированная информация предоставляется (п.10):

    В электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи участниками информационного взаимодействия.

Информация, подлежащая обработке в закрытом контуре системы правовой статистики, предоставляется обладателями информации оператору системы на бумажных носителях, подписанных собственноручной подписью.

Информационное взаимодействие оператора с обладателями информации осуществляется посредством предоставления ими информации:

    По каналам связи с применением средств криптографической защиты информации;

Информационное взаимодействие оператора системы и обладателя информации в электронном виде осуществляется на основе заключенного в соответствии с настоящим Положением соглашения.

В случае необходимости получения обладателем информации сведений, предоставляемых в систему правовой статистики из иных источников, перечень таких сведений подлежит согласованию с другим обладателем информации.

Пользователями информации являются государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица (п.11).

Информационное взаимодействие оператора с пользователями информации осуществляется посредством предоставления санкционированного удаленного доступа.

Структура системы правовой статистики включает в себя (п.12):

    Портал системы правовой статистики

Информация, содержащаяся в системе, является информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами (п.13)

Оператор обеспечивает круглосуточный доступ к системе правовой статистики с использованием ее программно-технических средств (п.14):

    К порталу системы правовой статистики - обладателям информации к предоставленной ими информации и общедоступной информации путем предоставления санкционированного доступа в соответствии с полномочиями, которыми они наделены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Портал правовой статистики уже начал работу

Не допускается распространение или иное ненадлежащее использование участниками информационного взаимодействия информации, содержащейся в системе правовой статистики, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Лица, допустившие распространение полученной из системы информации, а равно ее использование в не предусмотренных настоящим Положением целях, несут административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Мой комментарий: Создание таких сложных информационных систем ставит перед архивной отраслью много интересных вопросов. Прежде всего, необходимо провести экспертизу ценности такого ресурса и оценить, будет ли он представлять ценность как архивный объект, нужно ли устанавливать для него постоянный срок хранения и предпринимать усилия по обеспечению его долговременной сохранности.

Делать это нужно уже сейчас – в частности, нужно заранее определиться с тем, какая документация по такому ресурсу должна сохраняться вместе с ним и передаваться на государственное хранение.


В современном мире во всех странах функционируют свои статистические службы, которые создают системы информационных статистических ресурсов.

Создание системы информационных ресурсов Госкомстата России осуществляется на основе ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации Федеральной программы статистических работ. В Госкомстате России эксплуатируется интегрированная база данных федерального уровня, содержащая значения статистических показателей. База данных представляет собой инструментарий, обеспечивающий автоматизацию статистических работ Госкомстата России на основе использования интегрированных информационных ресурсов и программно-технологических средств. Интеграция данных информационных ресурсов основана на использовании каталога статистических показателей и фонда нормативно-справочной информации.

Информационные ресурсы Госкомстата России включают в себя статистические данные по всем аспектам социально-экономического развития России. Источником информации являются данные, полученные органами государственной статистики от предприятий, организаций, населения путем проведения переписей, выборочных обследований и других форм статистического наблюдения; данные министерств и ведомств Российской Федерации; а также сведения, полученные от организаций, которые проводят обследования и опросы; материалы международных организаций.

Информационные ресурсы регионального уровня формируются региональными комитетами государственной статистики на основе средств электронной обработки данных с последующей загрузкой в региональные базы данных, регистры и субрегистры по основным направлениям статистики. На федеральном уровне обеспечивается формирование информационных ресурсов, характеризующих макроэкономические показатели и экономические балансы, основные показатели деятельности отраслей экономики, институциальные преобразования в экономике и развитие негосударственного сектора, инвестиции, цены и тарифы, трудовые ресурсы, заработную плату и занятость населения, финансы, внешнеэкономическую деятельность, доходы и уровень жизни населения, демографические показатели, правонарушения, природные ресурсы и охрана окружающей среды, социально-экономическое положение регионов Российской Федерации, статистическую информацию федеральных органов исполнительной власти.

В локальной вычислительной сети Госкомстата России представлены интегрированная база федерального уровня, содержащая значения статистических показателей и Банк готовых документов (БГД), содержащий официальные публикации (документы) Госкомстата России федерального и регионального уровней. Актуализация БГД осуществляется посредством телекоммуникаций через компьютерный узел связи Госкомстата России.

В основу создания информационных ресурсов положены 10 принципов, утвержденных Европейской экономической комиссией 15 апреля 1992 г.

Принцип 1.Актуальность, объективность и равный доступ. Официальные статистические данные, имеющие практическую ценность, подготавливаются и распространяются на объективной основе государственными статистическими ведомствами для обеспечения уважения прав граждан.

Принцип 2. Профессионализм в выборе методов и процедур сбора, обработки, хранения и представления статистических данных.

Принцип 3. Отчетность для обеспечения правильности интерпретации статистических данных в соответствии с научными стандартами в отношении источников, методов и процедур в области статистики.

Принцип 4. Меры, направленные на предотвращение неправильного использования статистических данных. Статистические ведомства имеют право комментировать неверную интерпретацию или неправильное использование статистических данных.

Принцип 5. Экономическая эффективность. Статистические ведомства должны выбирать источник с учетом качества, своевременности, затрат и нагрузки, которая ложиться на респондентов.

Принцип 6. Конфиденциальность информации и использование ее исключительно для статистических целей.

Принцип 7. Законодательство. Законы, нормы и меры, в рамках которых функционируют статистические системы, должны предаваться гласности.

Принцип 8. Координация на национальном уровне предполагает координацию деятельности статистических ведомств на уровне страны.

Принцип 9. Координация на международном уровне. Использование статистическими ведомствами в каждой стране международных концепций, классификаций и методов способствующих обеспечению согласованности и эффективности статистических систем на всех официальных уровнях.

Принцип 10. Международное статистическое сотрудничество, способствующие улучшению систем официальной статистики во всех странах.

Наиболее фундаментальными статистическими публикациями, характеризующими социально-экономические явления в стране за ряд лет, являются статистические сборники. Большим спросом у широкого круга читателей пользуются сводные статистические сборники, издаваемые ежегодно: краткий статистический сборник «Россия в цифрах» и «Российский статистический ежегодник». В этих публикациях широко представлены статистические данные о социально-экономическом положении Российской Федерации в длительной динамике. Публикуемая информация охватывает весь круг явлений, происходящих в стране, в том числе в сопоставлении с зарубежными странами.

Начиная с 1997 г., Госкомстат России выпускает сборник «Регионы России», где представлена информация о развитии регионов в условиях перехода к рыночной экономике. Кроме того, Госкомстат России выпускает отраслевые и тематические статистические сборники, издаваемые как ежегодно, так и с большей периодичностью: «Промышленность России», «Сельское хозяйство России», «Демографический ежегодник России», «Социальная сфера России», «Семья в России», «Цены в России», «Труд и занятость в России» и т.д. Такие публикации содержат более подробную статистическую информацию о состоянии отдельных отраслей экономики. Например, в «Демографическом ежегоднике России» более детально рассматриваются тенденции изменения рождаемости, смертности и миграции населения с учетом крупных явлений последних лет, делается попытка оценить варианты возможного демографического развития России в ближайшем будущем. В статистических публикациях подобного рода более широкий круг показателей представлен не только в целом по России, но и в разрезе регионов. Госкомстат России издает статистические публикации по результатам переписей, единовременных и выборочных обследований. Отдельные публикации выходят в свет на английском языке («Россия'95», «Россия в цифрах», журнал «Статистическое обозрение» и ряд других). Большое место в системе официальных статистических публикаций Госкомстата России отводится периодическим изданиям. Среди них ежеквартальный журнал «Статистическое обозрение». В журнале приводится развернутая картина макроэкономической ситуации в России в течение года. Начиная с 1994 г., Госкомстат России выпускает также ежемесячный научно-информационный журнал «Вопросы статистики», содержащий статьи видных отечественных и зарубежных экономистов, известных и начинающих ученых и практиков; информацию о практической и научной деятельности Госкомстата России и другие материалы.

Среди периодических статистических публикаций Госкомстата России важное место занимает ежемесячный доклад «Социально-экономическое положение России», содержащий текущую информацию об изменениях, происходящих в экономике России за последний месяц, а также характеристику основных тенденций в течение года.

Госкомстатом России издаются информационно-аналитические материалы по какому-либо конкретному вопросу или проблеме за определенный период или на данный момент времени. Например, «Информационный статистический бюллетень» содержит отдельные информационно-аналитические материалы об экономическом и социальном развитии страны и выпускается по мере накопления этих материалов. Самой оперативной публикацией Госкомстата России являются пресс-выпуски, представляющие собой краткие материалы по наиболее актуальным вопросам (об уровне инфляции, производстве отдельных видов продукции, состоянии взаиморасчетов на предприятиях и т.д.), выпускаемые ежедневно для средств массовой информации.

Официальная статистическая информация распространяется в основном тремя путями:1) средства массовой информации; 2) общественные и вузовские библиотеки;, 3) веб-майты в Интернете.

Существуют каталоги статистических ресурсов в Интернет.

Каталог ресурсов официальной статистики (Official Statistics on the Web) один из наиболее удобных сайтов для поиска информационных ресурсов статистической информации.

NationMasterна сайте представленаинформация, из различных источников, таких как Всемирный банк, ООН. ВОЗ, ФАО и др.

StatisticInsightсайт с предоставлением свободного доступа в статистическую базу данных.

MarkenAcceonDatabase предлагает информацию по торговле между странами.

В настоящее время практически все национальные статистические службы имеют веб-сайты и используют статистическую информацию.

1. Антопольский, А. Б. Информационные ресурсы России /А. Б. Антопольский. – Москва: «Информрегистр», 2004. 320 с.

3. Хорошилов, А. В. Управление информационными ресурсами: учебник / А. В. Хорошилов, С.Н. Селеткова, Н.В.Днепровская; под ред. А. В. Хорошилова. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 272 с.

Статистика – одна из древнейших отраслей знаний, возникшая и развивающаяся в связи с потребностями общества в различного рода количественных данных, без которых невозможно управлять государством, изучать происходящие в обществе явления и процессы.

Термин “статистика” произошел от слова status (лат.) - состояние, положение дел (отсюда итал. stato – государство и statista– знаток государства). В научный обиход этот термин ввел в середине XVIII в. немецкий профессор философии и права Готфрид Ахенваль, назвав статистикой совокупность сведений о политическом устройстве и достопримечательностях государств. Именно в таком понимании он начал в 1746 г. преподавать курс статистики сначала в Марбургском, а затем в Геттенгенском университетах, положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.

В настоящее время термин статистка употребляется в различных значениях. Наиболее часто под статистикой понимают статистические данные, статистическую деятельность, отрасль научных знаний, учебную дисциплину.

Статистические данные как информационный ресурс общества

С точки зрения общественных потребностей, статистика это прежде всего статистические данные, т.е. совокупность цифровых сведений, характеризующих различные стороны общественной жизни. Это могут быть, например, статистические сведения о населении (численность и состав населения, показатели рождаемости и смертности, данные о миграции населения и пр.); сведения об уровне жизни населения (доходы и расходы домашних хозяйств, среднемесячная заработная плата, размеры пенсий, величина прожиточного минимума и др.); данные о производстве продукции (число промышленных предприятий, их отраслевая структура и распределение по формам собственности, объем произведенной продукции, размер прибыли, численность занятых и пр.) и аналогичные им. Так, табл. 1.1 представляет статистические данные о том, как изменилась численность населения России за столетие, а также как изменилась численность и соотношение между двумя группами населения – городским и сельским.

Изменение численности населения России (в современных границах)

в 1897 – 2002 гг.

Год Численность населения Доля населения в общей численности, %
всего городского сельского городского сельского
67,5 92,7 108,4 107,5 130,0 137,6 147,4 145,2 9,9 16,4 36,3 61,6 81,0 95,4 108,4 106,4 57,6 76,3 72,1 55,9 49,0 42,2 39,0 38,8

Источник: По данным переписей населения на даты их проведения.

Статистические сведения являются важнейшим информационным ресурсом общества. Многие явления становятся точно определенными, значимыми, лишь будучи статистически выраженными, т.е. представленными в форме количественных статистических показателей. Сила статистических данных в том, что они дают яркую и объективную картину развития экономики и социальной сферы, порою говорят значительно больше и убедительнее слов.

Статистические данные публикуются в специальных сборниках и справочниках, издаваемых в системе государственной статистики, в отраслевых и ведомственных информационно-аналитических изданиях, научных журналах, периодической печати, на сайтах сети Internet.

В системе государственной статистики к числу основных ежегодных статистических изданий (издательство Росстат) относятся:

· Российский статистический ежегодник,

· Россия в цифрах,

· Регионы России,

· Россия и страны мира,

Потребителями различного рода статистических данных являются органы государственного и муниципального управления, научные учреждения, информационные агентства, аналитические службы корпораций и банков, маркетинговые отделы фирм, физические лица.

1.2.Статистическая деятельность, принципы её организации в РФ. Международные статистические службы

Статистическая деятельность (нередко называемая статистикой) - это особая отрасль практической деятельности людей по сбору, обработке, анализу и публикации статистической информации о социально-экономическом развитии страны, её регионов, отраслей экономики, отдельных хозяйствующих субъектов.

Статистическая деятельность, с определенными различиями в используемой методологии, осуществляется во всех странах мира. Для этой цели создаются специальные органы, образующие в совокупности статистическую службу страны. В Российской Федерации функции статистической службы выполняют органы государственной статистикииведомственной статистики.

Система государственной статистики находится в ведении Правительства РФ и подчинена ему, что обеспечивает ее неразрывную связь с органами государственного управления. Она организована в соответствии с административно-территориальным делением страны и имеет иерархическую структуру, включающую 3 уровня – федеральный, субъектов РФ и муниципальный.

Федеральный уровень представляют Федеральная служба государственной статистики (официальное сокращение - Росстат), её центральный аппарат и подведомственные учреждения[1]. Росстат осуществляет методологическое и практическое руководство всеми работами по формированию и распространению официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом, экологическом положении страны и ее регионов, а также надзор и контроль в области государственной статистической деятельности на всей территории РФ.

Установленные Росстатом методология проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, формы и методы сбора и обработки статистических данных являются государственными статистическими стандартами РФ.

В субъектах РФ (республиках, краях, областях) действуют территориальные органы государственной статистики, являющиеся федеральными органами исполнительной власти соответствующего уровня. Они осуществляют руководство официальным статистическим учетом на подведомственной территории, координируют статистическую деятельность в регионе, участвуют в межрегиональных статистических исследованиях.

В отделах статистики муниципального уровня (районных и городских) осуществляется сбор, первичный контроль и обработка данных, передача их в вышестоящие звенья. В некоторых субъектах РФ созданы межрайонные отделы статистики, которые занимаются сводом и предварительной обработкой информации, а также подготовкой отчетов по заказам потребителей.

Помимо Росстата отдельные виды статистических работ осуществляются и другими органами государственного управления – Банком России, Минфином, МВД и др.

Наряду с государственной статистикой существует и ведомственная статистика, которая ведется в министерствах и ведомствах различных отраслей экономики, в корпорациях и фирмах, на отдельных предприятиях. Ведомственная статистика занимается сбором, обработкой и анализом статистической информации, необходимой для принятия руководящими органами управленческих решений, планирования экономической деятельности. На крупных предприятиях и корпорациях для сбора и анализа статистической информации организуются отделы и управления, на небольших фирмах статистической работой занимаются обычно в бухгалтерии.

Развитая статистическая служба существует в рамках Организации Объединенных Наций (ООН), где функционируют международные органы статистики такие, как Статистическая комиссия ООН, Статистический отдел в составе Секретариата ООН, Международный статистический институт, статистические службы специальных учреждений ООН (Всемирного банка, Международного валютного фонда, Всемирной торговой организации, ЮНЕСКО и др.).

В число задач международных органов статистики входит:

- обеспечение всех органов системы ООН необходимой статистической информацией, собираемой от национальных статистических служб и от статистических подразделений международных организаций;

- анализ социально-экономического развития стран и человечества в целом;

- анализ и обобщение статистического опыта отдельных стран;

-разработка методики, обеспечивающей сопоставимость данных по различным территориям, периодам и организациям;

- разработка международных статистических стандартов;

- координация статистических работ учреждений ООН и пр.

Рекомендации Статистической комиссии ООН не являются обязательными для национальных статистических служб, однако при передаче статистических данных в ООН они должны представляться в соответствии с действующими международными стандартами.

Результаты статистической деятельности ООН освещаются в специальных изданиях:

· Статистический ежегодник ООН,

· Ежемесячный статистический бюллетень,

· Демографический ежегодник,

· Ежегодник мировой торговли,

· Ежегодник статистики национальных счетов

и др. В региональных статистических изданиях системы ООН дается более подробная и детализированная информация, посвященная определенным регионам или какой-либо отрасли (например, Статистический ежегодник для стран Азии и Тихого океана, Ежегодный бюллетень европейской статистики транспорта).

Международные службы статистики существуют, помимо ООН, в Европейском Союзе (Евростат), СНГ (Межгосударственный статистический комитет), Организации экономического содружества и развития (ОЭСР) и других межгосударственных организациях.

Понятие и предмет правовой статистики как отрасли социальной статистики.-Отрасли (разделы) правовой статистики и ее место в системе юридических наук.- Научно-практическое значение материалов правовой статистики.

Понятие и предмет правовой статистики как отрасли социальной статистики

Правовая статистика - это основанная на общих принципах и содержании юридических наук система положений и приемов общей теории статистики, применяемых к области изучения правонарушений и мер социального контроля над ними.

Правовая статистика имеет два научных обоснования: с одной стороны, общую теорию статистики, с другой - правоведение как совокупность юридических наук. Именно правоведение исследует качественные особенности, природу правонарушений как статистическую совокупность, объекты исследования правовой статистики и мер социального контроля над ними, реализуемых правоохранительными органами.

Правовая статистика - понятие собирательное потому, что к ней могут быть отнесены статистические сведения, содержащиеся в статистике многих ведомств, в том числе и те которые не относятся к правоохранительным, например различных контролирующих органов.

Правовая статистика отражает своими показателями, как охраняется личность, защищаются гарантированные Конституцией России права и свободы человека и гражданина, все формы собственности и свобода экономической деятельности физических и юридических лиц, общественный порядок и безопасность, конституционный строй Российской Федерации. Из этого следует, что основной целью правовой статистики является учет нарушений законности, рассматриваемых судами, а также органами МВД, прокуратуры, службы федеральной безопасности, ФТС России, ФСКН России, Минюста России и другими контрольными органами, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством вправе возбуждать уголовные дела, производить предварительное следствие и дознание, а также осуществлять государственные меры социального контроля над этими правонарушениями.

Исследуемые правовой статистикой правонарушения - это категория конкретно-временная, социальная характеристика которой проявляется, в четырех моментах:

§ во-первых, это их историческое происхождение;

§ во-вторых, это деяния (действия и бездействия) конкретных людей, их сознательные волевые поступки;

§ в-третьих, тот урон, который они наносят интересам общества,

§ в-четвертых, количественно-качественные параметры правонарушений, как индивидуального противоправного поведения, так и всей совокупности правонарушений - не статические, а процессы, которые развиваются в пространстве и времени, существенно изменяются в зависимости от изменений, происходящих в условиях социальной жизни людей[1].

Количественные и качественные характеристики массива (множества) правонарушений связаны с тремя признаками статистической совокупности: 1) иррегулярностью, т.е. внешней независимостью отдельных фактов (элементов) - правонарушений, совершенных на данной территории за определенный отрезок времени, 2) относительной устойчивостью и 3) массовостью.

В этом качестве правонарушения могут рассматриваться как во временной плоскости (например, когда изучаемое явление исследуется за квартал, год, ряд лет и т.д.), так и применительно к отдельной территории, региону (скажем, когда количественно-качественные параметры правонарушений фиксируются и изучаются в масштабе страны, в масштабах территории субъекта федерации, города, района). Во всех случаях элементами изучаемой совокупности выступают правонарушение, лицо, виновное в его совершении, и избранная мера государственного контроля.

Судебная статистика, которая сегодня трансформировалась в правовую статистику, берет начало в концепции судебного права как совокупности норм, устанавливающих и регулирующих организацию и осуществление правосудия, т.е. судоустройство - гражданское, административное и уголовное, и теоретически обосновывающих их. По аналогии с судебным правом и статистика, отражавшая количественную сторону отправления правосудия, именовалась судебной.

Исходя из этого следует констатировать, что правовая статистика как отрасль социальной статистики количественно исследует разнообразные стороны правовых нарушений - уголовных, гражданских, административных, их уровень, структуру, динамику и направление развития, причины и условия, им способствующие, всю совокупность мер социального контроля, осуществляемых государством и обществом за этими правонарушениями.

Учитывая то обстоятельство, что правовая статистика исследует не только количественно-качественные параметры правонарушений (состояние, уровень, динамика, структура), но и детерминирующие их факторы, следует отметить, что сведения о подобного рода явлениях, относящиеся к правовой статистике, содержатся и в различных отраслях экономической и иной социальной статистике (например, медицинской, демографической и др.).

Отсюда предметом правовой статистики и будет количественная сторона (в неразрывной связи с качественными особенностями), во-первых, тех правовых явлений, которые входят в сферу деятельности правоохранительных органов и судов, и, во-вторых, сама многогранная деятельность этих органов.

Таким образом, правовая статистика- это количественная сторона: во-первых, преступлений, лиц, совершивших преступления, и потерпевших от преступлений лиц, а также мер государственного контроля за преступностью; во-вторых, гражданских споров и правонарушений, ставших предметом разбирательства в суде, арбитраже или нотариате; в-третьих, административных правонарушений и мероприятий по их предупреждению со стороны административных и других контролирующих органов.

Показатели правовой статистики играют весьма серьезную роль в улучшении деятельности указанных органов, так как именно они наряду с другими источниками дают возможность установить, как осуществляется правосудие (по уголовным, административным, гражданским и арбитражным делам) и утверждается судебная власть в государственном механизме как самостоятельная и влиятельная сила, независимая в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной, как защищаются основные права и свободы человека, соблюдаются конституционные права граждан в судопроизводстве, как работают органы внутренних дел, прокуратура, следственные, уголовно-исполнительные, а также органы юстиции и другие административные учреждения и контрольные органы.

Далее важно подчеркнуть, что данные правовой статистики учитывают лишь те преступления, которые стали предметом рассмотрения органов уголовной юстиции (в широком смысле), а также те из возникших гражданских правоотношений (жилищных, трудовых, семейных и др.), которые послужили основанием для обращения в суд или арбитраж с гражданским иском о принудительном осуществлении нарушенного права о защите охраняемого законом интереса, о признании права или были подтверждены в порядке нотариального производства. То же самое, соответственно, относится и к административным правонарушениям.

Природа значительной части правонарушений - их латентность (скрытый характер) - не позволяет правовой статистике полностью (на 100%) учесть совершенные правонарушения. В этом одна из специфических черт данной отрасли статистики по сравнению с другими отраслями социальной статистики. Последние позволяют охватывать учитываемые объекты с исчерпывающей полнотой (например, данные демографической статистики, статистика народнохозяйственной деятельности, капитального строительства, транспорта и связи и т.д.).

Отрасли (разделы) правовой статистики и ее место в системе юридических наук

Различный характер правонарушений, которые призвана учитывать правовая статистика, а также специфические особенности деятельности учреждений, осуществляющих практические меры контроля над ними, обусловливают выделение в ее системе следующих трех самостоятельных отраслей (разделов):

1) уголовно-правовая статистика, имеющая своим объектом количественную сторону преступности и мер государственного социального контроля над ней (наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений);

2) гражданско-правовая статистика, непосредственным объектом которой является количественная сторона гражданских правоотношений, рассматриваемых судом, арбитражем, нотариатом, и вынесенных ими решений;

3) административно-правовая статистика, объектом которой является количественная сторона административных правонарушений и государственных мер социального контроля над ними (меры административного наказания).

Практически правовая статистика отражает своими показателями все стадии уголовного, гражданского и административного процессов, причем все они характеризуют, с одной стороны, статистику принимаемых правоохранительными органами решений (объем проделанной работы соответствующими органами, и результатов их исполнения, с другой - объективную действительность - социальные явления (процессы и события - абсолютные и относительные размеры тех или иных правонарушений), по поводу которых принимаются эти решения и оцениваются результаты действий.

Каждая отрасль правовой статистики - уголовно-правовая, гражданско-правовая и административно-правовая -- подразделяется на несколько разделов в соответствии с основными стадиями уголовного, гражданского и административного процессов.

В зависимости от стадий уголовного процесса, уголовно-правовая статистика, отражающая своими показателями основные этапы деятельности органов уголовной юстиции по отправлению уголовного правосудия (в широком смысле), подразделяется на:

а) статистику органов уголовного преследования. Это статистика досудебного производства по уголовному делу, отражающая деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры.

б) статистику судебного производства по уголовному делу, отражающую работу судов всех инстанций по отправлению уголовного правосудия. В этом разделе производится учет, с одной стороны, количественных показателей (число поступивших в суды уголовных дел, их движение, количество осужденных и оправданных лиц, штатную численность и дислокацию судов и т.д.), с другой - качественных показателей (сроки рассмотрения уголовных дел, виды и размеры наказания и т.д.);

в) статистику исполнения приговоров, отражающую деятельность органов уголовно-исполнительной системы по реализации назначенного судом уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера за совершение преступлений. (См. таблица 1, 2.)

Таблица 1.

Распределение осужденных по основным мерам наказания, назначенным судами
(в процентах к итогу)

Осуждено - всего
в том числе:
к лишению свободы 34,2 34,5 29,9 31,0 32,5 32,5 34,9 34,5 33,0
к исправительным работам без лишения свободы 18,3 8,9 4,3 5,1 5,2 4,6 4,9 4,6 4,4
к условному осуждению к лишению свободы и к иным мерам наказания 11,2 21,5 45,9 54,5 55,0 52,4 48,4 46,3 44,7
к штрафу 9,5 11,4 5,3 6,1 6,5 9,9 10,3 10,8 12,8
к другим мерам наказания 6,5 5,5 14,6 3,3 0,8 0,6 1,5 3,8 5,1

Таблица 2.

Число лиц, содержавшихся в местах лишения свободы
(на конец года; тысяч человек)

Содержалось в местах лишения свободы – всего 1017,9 925,1 980,2 877,4 847,0 763,7 823,4 871,6
в том числе:
в исправительных колониях 702,0 671,4 749,5 721,1 681,3 600,4 644,7 696,9
по полу:
Женщин 32,4 39,7 47,7 40,8 39,5 35,0 40,8 47,6
Мужчин 669,6 631,7 701,8 680,2 641,8 565,4 603,9 649,3
по возрасту, лет:
От 18 до 25 включительно 346,9 218,7 238,8 217,2 197,5 180,2 186,9 201,5
От 26 до 55 включительно 329,4 438,0 493,8 488,1 467,2 405,0 441,6 478,1
От 56 до 60 включительно 18,6 8,3 9,3 8,6 9,8 9,4 11,0 11,9
старше 60 7,1 6,4 7,5 7,1 6,8 5,8 5,2 5,4
в воспитательных колониях 20,8 17,2 18,7 11,0 16,5 13,4 14,5 12,8
по полу:
женского пола 1,2 1,0 1,1 0,7 0,9 1,0 1,0 0,8
мужского пола 19,7 16,2 17,5 10,3 15,5 12,4 13,5 11,9
по возрасту, лет:
от 14 до 15 включительно 4,3 1,5 2,3 1,2 1,9 1,0 1,0 0,9
от 16 до 17 включительно 13,7 11,4 11,7 7,1 11,4 9,2 9,7 8,4
18 и старше 2,8 4,3 4,6 2,6 3,2 3,2 3,8 3,5
в СИЗО и тюрьмах, а также в помещениях, функционирующих в режиме СИЗО и тюрем 295,2 236,5 212,0 145,4 149,2 149,9 164,1 162,0
в том числе содержалось несовершеннолетних 19,7 11,1 7,3 8,1 8,8 8,3 8,2 6,5
Осуждены к лишению свободы 3 раза и более 270,0 164,0 175,7 160,6 154,5 125,7 132,9 144,0

Показатели уголовно-правовой статистики характеризуют, с одной стороны, деятельность органов предварительного расследования, судов и уголовно-исполнительных учреждений, а с другой стороны - состояние преступности.

Вторым элементом правовой статистики является гражданско-правовая статистика. Ее основная цель - учет гражданско-правовых споров, находящихся на разрешении судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также учет результатов их деятельности по рассмотрению споров. К ней относится учет и таких гражданских правоотношений, которые, не будучи связаны с правонарушением и не являясь предметом гражданского спора, удостоверяются в административном, нотариальном порядке или в порядке бесспорного судебного производства (например, выдача нотариусом свидетельства о праве наследования, удостоверение завещаний и пр.).

Гражданско-правовая статистика подразделяется на два раздела:

1) статистику гражданского судопроизводства, отражающую работу судов всех инстанций по рассмотрению гражданских споров. Этот раздел включает, во-первых, учет основных процессуальных действий суда: сроки рассмотрения, вынесение решений, рассмотрение дел в кассационной и надзорной инстанциях и пр. Сюда же относится учет деятельности органов прокуратуры в области надзора за работой судов по рассмотрению ими гражданских дел (ст. 376, 377ГПК).

В данном разделе отражается также деятельность арбитражных судов и нотариата;

2) статистику исполнения судебных решений, освещающую деятельность судебных исполнителей по приведению в исполнение решений судов по гражданским делам.

Правовая статистика

В системе социального управления обществом особое место занимает правовое регулирование. Оно требует формирования широкой информационной базы, раскрывающей состояние общественных отношений. Правовая статистика позволяет выявить эффективность социального управления с помощью количественных и качественных характеристик общественной безопасности.

Правовая статистика это

В данном случае речь идет о прикладной юридической науке. Она охватывает сферы деятельности человека, которые регулируются правом. Статистика изучает показатели, характеризующие изменение правовых процессов, отображает социальные явления, связанные с применением и реализацией правовых норм.

Особое значение статистика приобретает в борьбе с правонарушениями, способствуя улучшению деятельности судов и прокуратуры.

Кому и зачем нужна статистика

Статистические данные позволяют установить уровень правопорядка в обществе. Органы власти могут дать объективную оценку деятельности полиции, судов и прокуратуры. Статистика позволяет выявить недостатки в их работе и осуществлении правосудия, способствует выработке действенных мер по ее улучшению.

Опираясь на официальные данные, общество может судить, как охраняется общественный порядок и государственный строй, насколько защищены гарантированные Конституцией страны права и интересы граждан и организаций.

Располагая достоверной и актуальной информацией о нарушениях законности и правопорядка, результатах борьбы с подобными преступлениями, органы юстиции эффективнее осуществляют возложенные на них задачи.

Основные отрасли

Показатели, отображающие уровень безопасности в обществе, свидетельствуют о степени эффективности деятельности правоохранительных органов и позволяют при необходимости ее скорректировать. Учет ведется по отраслям права. Виды правовой статистики включают следующие отрасли:

    -правовая. Сюда входит количественное изучение преступности и мер по борьбе с ней.
  1. Учет гражданско-правовых споров и итогов их разрешения.
  2. Количественная характеристика административных правонарушений по характеру причиненного ущерба, видам взысканий, итогам деятельности арбитражных судов.

Виды правовой статистики

Правовая статистика охватывает все стадии процесса, начиная с момента регистрации до исполнения судебного решения. Она отображает:

  • количество правонарушений или гражданских споров;
  • объем проведенной работы правоохранительными органами;
  • принятые решения и результаты их исполнения;
  • оценку итогов их деятельности.

Роль в юридической науке

Значение правовой статистики определяется ее функциями и местом в системе юридических наук. Анализ данных о структуре, динамике правонарушений и борьбе с ними позволяет:

  • более эффективно планировать работу правоохранительных органов;
  • выявлять и устранять недостатки их деятельности;
  • осуществлять контроль над следственной и судебной практикой;
  • использовать полученные материалы для развития законодательства.

Правовая статистика РФ играет значительную роль в юридической науке и практике. Она является не только важнейшим источником информации, но и одним из способов выявления причин и закономерностей развития преступности. Ее виды и показатели служат индикатором адекватности норм законодательства по отношению к обществу. Объект правовой статистики представляет собой совокупность явлений, подлежащих учету, и зависит от той области, в которой ведется исследование. В качестве объекта наблюдения выступает также деятельность государственной правоохранительной системы.

Объекты правовой статистики

Главное направление

Наиболее развитой из всех отраслей является уголовно-правовая статистика. Она характеризуется тремя направлениями:

  • учетом количественных данных о преступности – числе и форме правонарушений, судимостей, заключенных, отбывающих наказание;
  • практической работой, которая выражается в сборе и обработке данных;
  • научной составляющей, являющейся подотраслью права.

Методы правовой статистики основаны на приемах сравнения количества и качества, составления динамических рядов, использования таблиц и графиков. Статистическое исследование состоит из трех этапов. Изначально происходит сбор информации методом массового наблюдения. Затем происходит систематизация и обработка первичных данных и дальнейший их анализ, позволяющий установить определенные закономерности.

Разделы количественного учета

Разделы правовой статистики охватывают:

Гражданские споры

Гражданско-правовая статистика имеет следующие разделы:

  • количественный учет гражданских или экономических споров, находящихся на рассмотрении судов всех уровней, сроки принятия решений;
  • раздел гражданских правоотношений, удостоверяемых в нотариальном или административном порядке;
  • анализ показателей по работе судебных исполнителей, обеспечивающих исполнение принятых решений.

Учет административных взысканий

Административно-правовая статистика включает в себя:

  • раздел учета правонарушений, которые относятся к деятельности органов административной юрисдикции на всех видах транспорта, надзорных структур по пожарной или экологической безопасности, таможенному контролю;
  • учет деятельности по исполнению решений об административных взысканиях.

Количество заключенных

Статистика включает также количественный учет заключенных в местах лишения свободы. Количество заключенных в России на 100 тыс. населения:

  • 2015 год – 439 человек;
  • 2016 год – 450 человек.

Высокий процент судимостей эксперты связывают с низким уровнем работы правоохранительной системы.

Прокурорский надзор

Самостоятельным разделом выступает правовая статистика генеральной прокуратуры. Она отображает:

  • состояние оперативно-розыскной деятельности;
  • эффективность работы следствия;
  • качество исполнения наказаний в местах заключения.


Особое внимание генеральная прокуратура уделяет надзору за соблюдением прав и свобод граждан. В 2012 году было создано главное управление правовой статистики, которое курирует внедрение информационных систем в региональных отделениях.

Прокурорский надзор

Причины создания новой структуры

Необходимость создания независимой структуры по сбору правовой информации вызвана низким качеством организации первичного учета правонарушений. На практике часть заявлений о преступлениях не регистрируется, что повышает уровень их латентности и снижает доверие населения к полиции.


С 2011 года выявлено более 1,5 млн. подобных нарушений. К дисциплинарной ответственности привлечено около 35 тыс. сотрудников МВД.

Пилотный проект

Автоматизированная система правовой статистики была первоначально запущена в нескольких регионах для отработки деталей инновационной технологии. Пилотный проект заработал в 2013 году. Однако первичным учетом преступлений занимаются информационные центры при управлениях МВД, которые давно устарели.

Электронный портал

Начальная информация фиксируется в карточках первичного учета в районных отделах УВД. Затем передается на официальный сайт генеральной прокуратуры. Портал правовой статистики является общедоступным электронным ресурсом. Он содержит несколько разделов, посвященных:

  • месту России в мировом рейтинге по состоянию преступности;
  • области правовой статистики, изучающей социальный облик преступности;
  • состоянию преступности по субъектам Российской Федерации;
  • справочной информации, содержащей нормативные акты и список терминов и их определений.

Десять российских регионов с самым высоким уровнем преступности в 2017 году:

Регион Общее количество преступлений Число жителей в субъекте РФ Количество преступлений на 100 тыс.
Республика Тыва 11668 318550 3662
Забайкальский край 26992 1078983 2501
Республика Бурятия 23610 984134 2399
Сахалинская область 11449 487344 2349
Амурская область 18505 801752 2308
Еврейская АО 3612 164217 2199
Республика Хакасия 11528 537668 2144
Республика Алтай 4631 217007 2134
Кемеровская область 57058 2708844 2106
Курганская область 11874 854109 2092

Казахстанский опыт

При проведении реформы был использован опыт Казахстана. Здесь более 10 лет функционирует комитет по правовой статистике и специальным учетам генпрокуратуры. Ведомству подчиняются территориальные органы, расположенные в крупных городах и областях страны. Комитет обеспечивает:

  • получение статистических данных от правоохранительных органов;
  • проверку их полноты, достоверности и объективности;
  • защиту прав субъектов малого бизнеса от незаконных проверок.

Комитет по правовой статистике

Судебный департамент

Хорошо налаженной автоматизированной системой сбора информации обладает судебно-правовая статистика России. Все органы судебной власти, кроме мировых судей, имеют федеральное подчинение. С 2009 года судебный департамент осуществляет сбор данных и формирует отчетность. Благодаря автоматизированной системе «Правосудие» возможет обмен информацией между всеми судами страны.

Правовую статистику судебного департамента можно считать достоверной и актуальной. Статистические карточки содержат полные сведения о подсудимом:

  • социальный статус;
  • демографические характеристики;
  • экономическое положение;
  • наличие судимости;
  • суть правонарушения и назначенное наказание.

Информация, которую предоставляют органы правовой статистики судебного департамента, позволяет дать детальную оценку состоянию преступности в стране. Однако статистические карточки не раскрывают полную картину. Здесь отображаются только те уголовные дела, которые прошли цепочку отбора в других информационных системах.

Нарушения в системе учета

По данным генпрокуратуры правовая статистика МВД занижена в 8 раз по сравнению с реальной ситуацией. Только за 2012 год было выявлено более 450 тыс. нарушений, допущенных в организации учета преступлений. Правовая статистика России показывает, что изменились и статистические показатели. Выросло количество правонарушений:

  • в общественных местах – на 12,4%;
  • под влиянием алкоголя – на 19,6%;
  • под действием наркотиков – на 36,2%;
  • рецидивного характера – на 9,3%.

В последующие два года сохранялась положительная динамика с небольшим снижением темпов прироста. В карточках первичного учета не до конца отображается размер причиненного материального ущерба:

  • 2012 год – 6,1 млрд. руб.;
  • 2013 год – 13,6 млрд. руб.;
  • 9 месяцев 2014 – 12,2 млрд. руб.

Причины недостоверности статистических данных:

  • латентная преступность;
  • фальсификация данных.

По данным прокуратуры, из 26 млн. криминальных случаев регистрируется всего 2 млн. преступлений.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: