На каком озере началась постройка судов потешной флотилии

Обновлено: 25.04.2024

Итак, сегодня у нас суббота, 13 мая 2017 года и мы традиционно предлагаем вам ответы на викторину в формате «Вопрос — ответ». Вопросы нам встречаются как самые простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине — На каком озере царь Петр I построил Потешную флотилию?

Правильный ответ С — Плещеево

В юности Петр тяготел к разным военным игрушкам и хотя и вырос вдали от моря в нем проснулась страсть к мореплаванию, а случилось это после того, как он однажды попробовал прокатиться на боте по реке Яузе. А свой “Потешный флот” Петр Первый построил на озере Плещеево, которое расположено недалеко от Переяславля-Залесского, поэтому правильным будет третий вариант ответа.

Есть в Переславле-Залесском Плещеево озеро. На нём была построена “потешная флотилия” Петра I, ботик (лодка) царя до сих пор хранится в музее. Само озеро – по колено, купаться там невозможно. Однако именно это место считается колыбелью российского флота. История создания Петром I потешной флотилии на Переславском озере
С древнейших времен большую роль в истории Переславского края играло Плещеево озеро. Жемчужина России – один из самых больших и глубоководных водоемов европейской равнины, оно издавна было собственностью московских государей.
В первые посетив в 1688 году Переславль, юный Петр был очарован красотою и размерами Плещеева озера. Впоследствии он писал в предисловии к “Морскому уставу”: ”А охота стала от часу быть более, того для стал я проведовать, где более воды, мне объявили Переславское озеро, яко наибольшее, куды я под образом обещания в Троицкий монастырь у матери выпросился, а потом уже стал ее просить и явно, чтобы там двор и суды сделать“.
Остановившись в Переславских монастырях: сначала в Никитском, а потом в Горицком, шестнадцатилетний отрок приступает к созданию «потешной флотилии» . Первоначально судоверфь располагалась в устье реки Трубеж. Обучали его строительству военных кораблей «по типу морских» голандские мастера: Карштен Брант, Корт и Класс.
К апрелю 1689 года “суды все, кроме большого корабля в отделке… ” “ и удались все зело хороши” – писал Петр матушке. Стрелецкий мятеж отрывает Петра от любимого занятия. Лишь в ноябре 1691 года он возвращается к “корабельной потехе”. Царский “потешный двор” и “деловой двор” расположились теперь на высоком холме Гремяч, за монастырским селом Веськовым. Вниз к озеру был прорыт канал, по которому малые корабли, построенные на судоверфи, спускались в озеро. Большие же суда строились непосредственно на берегу.

Переславль-залесский музей-заповедник

Переславль-залесский музей-заповедник

История Потешной флотилии

Музей-усадьба «Ботик-ПетраI» отличается не только красотой окружающей природы и восхитительным видом на озеро, но и особым историческим статусом.



Плещеево озеро

Весной 1688 года юный царь Петр, натешившись «марсовыми забавами» в подмосковных селах Семеновское и Преображенское, вспомнил о «нептуновой потехе»: в амбаре села Измайлово он обнаружил английский бот и загорелся желанием строить корабли.
Голландский корабельный мастер Карстен Брант отремонтировал судно, и Петр получил возможность лавировать под парусом по реке Яузе и Просяному пруду. Но эти водоемы царю показались маловаты. Много лет спустя, в предисловии к Морскому Уставу он напишет:
« …охота стала от часу быть более, того для я стал проведовать, где более воды. То мне объявили Переяславское озеро, яко наибольшее, куда я, под образом обещания в Троицкий монастырь, у матери выпросился».



Устав морской. - Санкт-Петербург, 1720 г.

Так, втайне от матушки, в начале июля 1688 года шестнадцатилетний царь впервые посетил Плещеево озеро. Оно восхитило Петра своими размерами: по Писцовым книгам конца XVII века его площадь тогда составляла около 70 кв. км.
Возвратившись в Москву, он признался матери Наталье Кирилловне в истинной цели своей поездки в Переславль и стал просить ее «явно здесь двор и суды сделать». После настойчивых просьб разрешение было получено, и Петр поспешил в Переславль, где вместе с Карстеном Брантом начал подготовку к постройке судов.
На берегу реки Трубеж, впадающей в озеро, было выбрано место для судоверфи, на которой зимой 1689 года под руководством голландских корабелов и приступили к строительству кораблей.


Письмо Петра Алексеевича матушке Наталье Кириловне из Переславля
"Вселюбезнейшей и паче живота телесного дражайшей моей матушке государыне царице и великой княгине Наталье Кирилловне сынишка твой, в работе пребывающий Петрушка, благословения прошу, а о твоем здравии слышать желаю, а у нас молитвами твоими здорово все. А озеро вскрылось сего 20 числа, и суды все, кроме большого корабля в отделке: только за канатами станет: и о том милости прошу, чтобы те канаты, по семи сот сажен из Пушкарского приказу не мешкав присланы были. А за ними дело станет и житье наше продолжится. По сем паки благословения прошу. Из Переславля апреля 20-го дня 1689 г."

Наталья Кирилловна, стремясь отвлечь сына от его странных, на ее взгляд, увлечений, 27 января 1689 года женила Петра на Евдокии Федоровне Лопухиной. Но и это не помогло: едва миновал месяц и стали вскрываться реки, Петр, забыв о молодой жене, заторопился к любимому озеру. На воду были спущены два небольших фрегата и три яхты. Юный царь писал в своем послании к матушке: «суда удались все зело хороши». Но насладиться плаванием на этих кораблях не удалось: борьба с сестрой Софьей за престол заставила его покинуть Переславль.
К мысли о кораблестроении Петр вернулся лишь глубокой осенью 1691 года. 3 ноября он отдал приказ строить у озера в Переславле–Залесском дворец «для пришествия великих государей». Местом для «потешного двора» выбрали холм Гремяч за монастырским селом Веськово. К весне следующего года здесь возникает целый городок с царским дворцом, церковью Вознесения Господня, деловым, остожным и дровяным двором.



К маю 1692 года на озере была подготовлена значительная флотилия, состоящая из различных по типу и величине судов. Кроме того, еще зимой Петр распорядился привезти в Переславль яхты и баркасы с Москва-реки.
1 мая был спущен на воду 30-ти пушечный фрегат «Марс» и состоялись маневры потешного флота во взаимодействии с пехотой и артиллерией, которые в августе царь повторил для приглашенного Московского двора. Залпы корабельных пушек и звон колоколов переславских храмов возвестили о рождении Российского военного флота.
В 1693 году, перед отъездом в Архангельск, Петр выменял село Веськово с потешным и деловым двором в государственную собственность. Надзор за флотилией был возложен на рыбаков государевой Рыбной слободы и посадских людей, но со временем он стал ослабевать.


В феврале 1722 года Великий Преобразователь, проезжая через Переславль, обнаружил, что корабли находятся в плачевном состоянии. Царь издал специальный указ, которым повелел местным воеводам «беречь остатки кораблей, яхт и галер». Петровские суда собрали под навесы в центре города, на левом берегу Трубежа, составили опись, назначили охрану. Окончательную точку в печальной судьбе потешной флотилии поставил пожар 1783 года, уничтоживший детище юного царя.


К середине XVIII века совсем обветшали и постройки петровского времени на холме Гремяч. Оставшиеся от строений предметы и детали судов были собраны в амбаре бывшего делового двора. Среди них в 1802 году владимирский гражданский губернатор, князь Иван Михайлович Долгоруков, обнаружил бот «Фортуна» - единственное уцелевшее судно. По его инициативе с переславцев собрали средства на постройку каменной палатки для хранения ботика и «остатков дома Петрова». 1 августа 1803 года бот торжественно перенесли в новое здание и открыли один из первых провинциальных музеев России – Ботный дом.

11 мая. Потешная флотилия Петра I

В этот день 11 мая 1692 года спущена на воду Плещеева озера города Переславля-Залесского потешная флотилия Петра I. Знаменитый ботик Петра Великого считается «дедушкой» всего русского флота.

Маленький ботик Петра I

В мае 1688 года в амбаре подмосковного села Измайлово будущий Государь Петр I обнаружил маленький ботик голландской работы. Он принадлежал когда-то двоюродному брату царя Михаила Федоровича. Ботик мог ходить под парусами не только по ветру, но и против ветра. Узнав об этом, Петр был поражен. Он решил починить судно и испытать его на воде.

Петр Первый управляет парусным ботиком на Яузе

Судостроительное дело Петра Великого

С молодых лет будущий император интересовался и владел разнообразными ремеслами: он был искусным плотником, умел столярничать, работал в кузнице.

Петр был не только главным организатором всех судостроительных работ, но и с любопытством вникал в тонкости корабельного дела и учился у мастеров. В помощь себе Петр разыскал столяра голландца – Карштена Брандта. В начале лета, когда мачта и паруса были готовы, Петр стал учиться управлять судном на московской Яузе. Но для маневров эта река оказалась тесноватой, поэтому ботик перевезли на Плещеево озеро.

Здесь молодой Петр Алексеевич затеял нечто грандиозное. Строительство велось всю зиму, без перерывов, с таким расчетом, чтобы корпуса будущих судов оказались готовы к весне.

Франц Тиммерман объясняет Петру устройство ботика

В апреле 1689 года написал Петр матери:

«… суды все, кроме большого корабля в отделке…», «и удались все зело хороши».

Вместе с Петром в Переславле постигали науку кораблестроения и бывшие «потешные» – солдаты Преображенского полка. Царь Алексей Михайлович стремился окружить сына верными людьми и создал из его четырехлетних (на тот момент) сверстников «потешный полк». Теперь же потешный полк превращался в потешную флотилию.

Переславская потешная флотилия

Вниз к озеру был прорыт канал, по нему малые корабли, построенные на верфи, спускались в озеро. К лету 1692 года было построено до ста судов различных типов. Затем на воду Плещеева озера была спущена флотилия, вооруженная артиллерией и укомплектованная экипажем. Это был первый русский военный флот, предвестник могущества Российской империи. В течение месяца эскадра совершала маневры, отрабатывала различные приемы. Она до сих пор называлась потешной, хотя была уже серьезной силой.

Новое в России дело

Петра увлекла мечта увидеть настоящее море и большие морские корабли. 4 июля 1693 года он отправился на Север, в Архангельск – единственный морской в то время порт в России, куда приходили корабли из Западной Европы. После плаваний по Белому морю Петр окончательно решает начать создание в Архангельске военного и торгового флота. Переславская «потешная флотилия» оказалась не у дел, но именно она стала вдохновением и толчком в трудном пути к настоящему военно-морскому флоту. Сначала появился Азовский флот, а в 1703 году Балтийский – сильнейшее морское соединение.

Строительство флота

В феврале 1722 года Петр в последний раз посетил Переславль-Залесский. Он хотел посмотреть на свои прежние юношеские «игрушки», но обнаружил корабли в плохом состоянии.

«Воеводам Переславским. Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших сей указ. Петр, в Переславле, в 7 день февраля 1722 года».

«Дедушка русского флота»

В 1783 году произошел пожар, который уничтожил остатки «потешной флотилии» в Переславле. Однако ботик Петра Великого «Фортуна» оказался цел.

Флот Петра Великого

Император с любовью называл судно «дедушка русского флота» и, готовясь к празднованию второй годовщины Ништадтского мира, завершившего Северную войну, Петр I решил перевезти ботик в Петербург. На параде Государь сам был у руля ботика, а его адмиралы сидели на веслах. Весь Балтийский флот приветствовал своего «прадеда».

Военно-морской флот, который прочно увязывают с именем Петра Великого, вообще-то, существовал и до него. Отец Петра, Алексей Михайлович, приложил усилия к тому, чтобы военные суда появились на Волге и Западной Двине, ещё в середине ХVII столетия. Но именно Пётр Первый способствовал всемерному развитию флота, его укрупнению и приданию ему прочной, регулярной основы.

Д. Н. Кардовский, «Петровская потешная флотилия на озере Плещеево 25 августа 1692 года»

По этой причине многие историки и считают именно Петра основателем военно-морского флота России. Но началось всё не сразу.

Известно, что Пётр Первый рос любознательным и склонным к различным наукам, в том числе и точным. В возрасте 14 лет у него уже были астролябия и готовальня, которыми его быстро научили пользоваться голландцы, проживающие в Москве.

В 1688 году в возрасте 16 лет Пётр обнаружил в селе Измайлово, в большом амбаре, голландский ботик. Это судно когда-то принадлежало одному из Романовых. Пётр выяснил, что ботик — довольно интересное судно, потому что под парусами может ходить как по ветру, так и против него. Это заинтересовало юного самодержца.

Тогда судно перевезли в Измайлово, на Просяной пруд. Но и там просторы были не те, что хотелось бы. Тогда будущий император испросил у матери разрешения посетить Троицкий монастырь близ огромного Переяславского (Плещеева) озера. Тут Пётр немного схитрил, так как он хотел, помимо монастыря, посетить ещё и Плещеево озеро, которое было весьма обширным для плаваний ботика.

На означенном озере Петру всё понравилось, и он, воодушевлённый, вернулся в Москву. Там ему удалось получить разрешение у своей матери строить в Переяславле различные суда. И работа по строительству кораблей, пусть и небольших, началась в августе 1688 года.

Первые пять судов флотилии Петра были готовы в июне 1689 года. Они были тотчас же опробованы на озере.

Вскоре на южном берегу Плещеева озера соорудили отдельную слободу для кораблестроителей. Тут были мастерские, хозяйственные помещения, место для ночлега и столовая. Для строительства слободы даже ввели на местных жителей временный налог.

Интересно, что в этой слободе находились и многие из так называемого «потешного» (Преображенского) полка. Полк этот был сформирован ещё отцом Петра — Алексеем Михайловичем. В эту особую военную единицу набрали детей буквально четырёхлетнего возраста из семей придворных конюхов.

Эти «потешные» солдаты, тем не менее, росли и постигали с взрослеющим Петром азы военной науки. Ну, а когда началась постройка судов в Переяславле, многие «потешные» выдвинулись и туда. Тем более что каждого из них Пётр Первый хорошо знал и мог доверять им в полной мере.

В общем, работа на Плещеевом озере продолжалась несколько лет.

Интерес к Плещееву озеру остыл у Петра к концу 1692 года. И тогда же «потешная» флотилия вроде как перестала существовать.

Однако не следует забывать, какое огромное значение имела она для становления русского флота и военно-морских кадров. Собственно говоря, сам Пётр о своём юношеском увлечении не забыл. Например, готовясь к Азовскому походу (случившемуся в 1696 году), Пётр Первый лично приехал в Переяславль, дабы выбрать там подходящие для своего военного мероприятия морские пушки.

В 1697 году будущий император решил было даже доставить один из кораблей «потешной» флотилии на Волгу. Однако эта затея не осуществилась.

Года через три царь издал указ, предписывающий хранить суда переяславской флотилии в надлежащем виде. Поначалу всё было хорошо, но потом началось обычное разгильдяйство, пока в 1722 году уже зрелый Пётр не посетил Переяславль. Обнаружив, что суда его юности местами сгнили, император сурово отчитал местного воеводу и повелел корабли восстановить.


Музей-усадьба «Ботик-Петра I» отличается не только красотой окружающей природы и восхитительным видом на озеро, но и особым историческим статусом. Весной 1688 года юный царь Петр, натешившись «марсовыми забавами» в подмосковных селах Семеновское и Преображенское, обратился к новой «нептуновой потехе»: в амбаре села Измайлово он обнаружил английский бот и загорелся желанием строить корабли.

Голландский корабельный мастер Карстен Брант отремонтировал судно, и Петр получил возможность лавировать под парусом по реке Яузе и Просяному пруду. Но эти водоемы царю показались маловаты. Много лет спустя, в предисловии к Морскому Уставу он напишет: « …охота стала от часу быть более, того для я стал проведовать, где более воды. То мне объявили Переяславское озеро, яко наибольшее, куда я, под образом обещания в Троицкий монастырь, у матери выпросился».

Так, втайне от матушки, в начале июля 1688 года шестнадцатилетний царь впервые посетил Плещеево озеро. Оно восхитило Петра своими размерами: по Писцовым книгам конца XVII века его площадь тогда составляла около 70 кв. км.

*«В 1688 году лето было жаркое, и в окрестностях Переславля-Залесского озимые хлеба поспели до Казанской. Крестьянка села Веськова Устинья Аронова рассказывала:

«Я жала рожь. Вдруг я вижу прямо от Горицкого монастыря, по горе, хлебом кто-то едет верхом на карем коне. За ним, не в дальнем расстоянии, тоже на конях едут ещё три человека. Тот, что ехал впереди, остановился недалеко от меня и стал пристально смотреть на озеро. Долго он смотрел, и я досыта насмотрелась на него. Он был велик ростом и статен, в одежде, похожей на охотничью. Из-под шляпы с навесом видны были кудри русых волос. Лицо у него было несколько смугловато; глаза карие, быстрые; ус только пробивался. На бедре его висел меч; за поясом торчал охотничий нож; при нём был небольшой огнестрел. Вид его был строг; но я, заметивши на лице его какую-то радость, да не зная, кто он таков, а полагая, что он какой-нибудь барин охотник, сказала ему: эхче, барин, зачем хлебушко-то мнёшь! Он мне

на это отвечал: не брюзжи, старуха, хорошо вам будет. И поехал далее по скату горы к Соломидину; за ним последовали и другие, в числе которых я узнала нашего Переславского наместника. Впоследствии я узнала, кто был таков этот барин. »

Именно так рисуется в народной передаче первый приезд царя Петра Алексеевича на Плещеево озеро, и нужно сказать, что этому факту приданы черты художественной

Возвратившись в Москву, Петр признался матери Наталье Кирилловне в истинной цели своей поездки в Переславль и стал просить ее «явно здесь двор и суды сделать». После настойчивых просьб разрешение было получено, и Петр поспешил в Переславль, где вместе с Карстеном Брантом начал подготовку к постройке судов. На берегу реки Трубеж, впадающей в озеро, было выбрано место для судоверфи, на которой зимой 1689 года под руководством голландских корабелов и приступили к строительству кораблей.

Наталья Кирилловна, стремясь отвлечь сына от его странных, на ее взгляд, увлечений, 27 января 1689 года женила Петра на Евдокии Федоровне Лопухиной. В «Гистории о Петре I и ближних к нему людях 1682-1695 годах» Борис Иванович Куракин писал: «А именовалась царица Евдокия Федоровна и была принцесса лицом изрядная, токмо ума посредняго и нравом несходная к своему супругу…». Едва миновал месяц после свадьбы и стали вскрываться реки, Петр, забыв о молодой жене, заторопился к любимому озеру. На воду были спущены два небольших фрегата и три яхты.

Сохранились письма юного царя, адресованные матери, царице Наталье Кирилловне Нарышкиной, – редкие и потому необычайно ценные свидетельства пребывания Петра на переславской земле: «Вселюбезнейшей и паче живота телесного дражайшей моей матушке, государыне царице и великой княгине Наталье Кирилловне. Сынишка твой, в работе пребывающий, Петрушка, благословения прошу, а о твоем здравии слышать желаю, а у нас молитвами твоими здорово все. А озеро все вскрылось сего 20 числа, и суды все, кроме большого корабля в отделке; только за канатами станет: и о том милости прошу, чтоб те канаты, по семи сот сажен, из Пушкарского приказу, не мешкав, присланы были. А за ними дело станет и житье наше продолжится. По сем паки благословения прошу. Из Переславля. Апреля 20. 1689» .

*Цит. по: Б. В. Иваненко, М. И. Смирнов. Историческая усадьба «Ботик» близ Переславля-Залесского//Труды Переславль-Залесского Историко-Художественного и Краеведного Музея. — Т. 9. 1928.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: