На каких судах устанавливается аис

Обновлено: 28.04.2024

регистрационный N 52959

УТВЕРЖДЕН

приказом Минсельхоза России

от 15 ноября 2018 года N 525

Порядок оснащения судов техническими средствами контроля, их виды, требования к их использованию

(с изменениями на 6 октября 2020 года)

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с частью 2 статьи 43.4 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст.5270; 2006, N 1, ст.10; N 23, ст.2380; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.23; N 17, ст.1933; N 50, ст.6246; 2008, N 49, ст.5748; 2011, N 1, ст.32; N 30, ст.4590; N 48, ст.6728, ст.6732; N 50, ст.7343, ст.7351; 2013, N 27, ст.3440; N 52, ст.6961; 2014, N 11, ст.1098; N 26, ст.3387; N 45, ст.6153; N 52, ст.7556; 2015, N 1, ст.72; N 18, ст.2623; N 27, ст.3999; 2016, N 27, ст.4282; 2017, N 50, ст.7562).

2. Настоящий Порядок определяет обязательные для исполнения судовладельцами процедуры по оснащению техническими средствами контроля (далее - ТСК) самоходных судов с главным двигателем мощностью более пятидесяти пяти киловатт и валовой вместимостью более восьмидесяти тонн, которым предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, осуществляющих прибрежное и/или промышленное рыболовство (далее - суда).

3. В качестве ТСК используется комплекс судового оборудования со встроенным приемником, функционирующий с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, обеспечивающий точность определения горизонтальных координат местоположения судна не более 100 метров (с вероятностью не менее 95%) и передачу некорректируемых данных в региональный центр мониторинга (далее - РЦМ) в автоматическом режиме, функционирующий на основе космических спутниковых систем, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации в области связи, в состав которого входят:

а) судовая земная станция или радиомаяк спутниковой системы связи (далее - СЗС);

б) судовая аппаратура автоматической идентификационной системы (далее - аппаратура АИС), обеспечивающая передачу данных о местоположении судна.

4. Оснащение судна ТСК включает в себя выполнение комплекса мероприятий и процедур по установке на судне ТСК, обеспечивающего автоматическую передачу информации о местоположении судна в период нахождения судна в эксплуатационном состоянии.

5. Установка СЗС, указанных в приложении N 1 к настоящему Порядку, и аппаратуры АИС, указанной в приложении N 2 к настоящему Порядку (далее - оборудование), для использования в качестве ТСК допускается при соблюдении следующих условий:

а) соответствия оборудования требованиям Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620 (Собрание законодательства Российской Федерации 2010, N 34, ст.4475; 2012, N 37, ст.5002; 2014, N 14, ст.1627; 2017, N 32, ст.5078);

6. В случае выявления контролирующими органами фактов преднамеренного искажения данных о местоположении судна оборудование, указанное в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Порядку, к применению в качестве ТСК не допускается.

7. Запрещается использование СЗС, выполняющих функции судовой системы охранного оповещения (ССОО).

8. При нахождении судов, оснащенных ТСК, в районах Мирового океана выше 75° северной широты и выше 75° южной широты допускается поступление в РЦМ данных о местоположении судна, передаваемых только СЗС "Гонец" и аппаратурой АИС.

9. ТСК признается обеспечивающим автоматическое формирование и постоянную передачу из любых районов Мирового океана некорректируемых данных, включающих в себя данные о текущих географических координатах судна, его курсе, скорости (в узлах), дате и универсальном координированном времени (UTC) их определения (далее - рапорт о позиции судна), идентификационные данные ТСК, при условии функционирования входящей в его состав аппаратуры в период нахождения судна в эксплуатационном состоянии.

10. Допускается оснащение судов, осуществляющих рыболовство, дублирующим ТСК, прошедшим процедуру тестирования. Дублирующее ТСК включается в случае выхода из строя основного ТСК.

11. Судовладелец при оснащении судна ТСК обеспечивает:

а) автоматическое формирование и передачу сведений в РЦМ отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов (далее - ОСМ), осуществляющей сбор, обработку, хранение и передачу данных, указанных в пункте 9 настоящего Порядка;

б) защиту от несанкционированного доступа к установленному оборудованию ТСК, в том числе путем опломбирования СЗС, с целью исключения возможности искажения передаваемых данных, указанных в рапорте о позиции судна, изменения идентификаторов и режимов работы ТСК;

в) бесперебойную работу ТСК от двух независимых источников питания (основного и резервного).

12. РЦМ (федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" и его филиалы) обеспечивают функционирование ОСМ.

13. В целях проверки возможности использования установленного на судне ТСК для определения местоположения судна и автоматической передачи в РЦМ данных, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, РЦМ в соответствии с пунктом 17 настоящего Порядка проводится тестирование ТСК.

14. Установку, пуско-наладку, диагностику, ремонт, замену, модернизацию, программирование, смену версии (обновление) программного обеспечения, техническое обслуживание ТСК и опломбирование СЗС с помощью пломб (с гарантией надежности крепления в специальных проушинах, а при их отсутствии, с гарантией крепления пломб на стыке пломбируемых поверхностей), обеспечивающих исключение возможности несанкционированного доступа к установленному оборудованию ТСК с целью искажения передаваемых данных, осуществляет юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее - сервисная организация).

15. Тестирование ТСК проводится на основании подаваемой в РЦМ судовладельцем Заявки, содержащей следующие сведения:

а) об оборудовании:

наименование оборудования ТСК;

наименование изготовителей оборудования ТСК;

идентификационные номера оборудования ТСК (для СЗС "Инмарсат", в том числе девятизначный номер IMN);

серийные номера оборудования ТСК;

б) данные о судне, судовладельце и (или) собственнике судна:

контактная информация судовладельца (почтовый адрес, адрес электронной почты, телефон, факс, телекс);

наименование судовладельца, его адрес и место нахождения (для юридических лиц);

фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для индивидуальных предпринимателей);

наименование собственника судна, его адрес и место нахождения (для юридических лиц) или фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства собственника судна (для индивидуальных предпринимателей) (в случае, если собственник судна не является судовладельцем);

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) судовладельца;

номер Международной морской организации (ИМО) судна;

номер MMSI судна (опознаватель морской подвижной службы);

регистровый номер судна (номер PC, РРР и иные);

технические характеристики судна (максимальная скорость, численность экипажа);

условия радиосвязи (телеграфный и телефонный радиопозывной);

условия спутниковой связи (вызывные и рабочие частоты цифрового избирательного вызова).

16. Заявка подается судовладельцем непосредственно в РЦМ посредством почтового отправления, факса, электронной почты или в электронной форме через сайт www.osm.gov.ru в информационно-телекомуникационной сети "Интернет", с приложением копий (сканов) следующих документов:

а) свидетельство о праве собственности на судно;

б) акт сервисной организации, подтверждающий выполнение работ по установке на судне ТСК, проверку его работоспособности, состав и целостность оборудования, опломбировки и отсутствие нарушений элементов ТСК, с приложением фотографий установленных пломб и опломбированных блоков СЗС, на которых пломба отчетливо видна (далее - фотографии СЗС);

в) копия договора бербоут-чартера в случае фрахтования судна без экипажа (при наличии).

17. Тестирование ТСК осуществляется на основании поданной Заявки в срок от двух до десяти суток. С момента подачи Заявки ТСК должно находиться во включенном состоянии до момента прекращения тестирования ТСК. При положительных результатах тестирования ТСК выдается Свидетельство соответствия ТСК требованиям, установленным настоящим Порядком (далее - Свидетельство), неотъемлемой частью которого являются фотографии СЗС. Свидетельство сшивается, заверяется печатью и подписью уполномоченного должностного лица РЦМ.

Судовладелец может оформить (переоформить) Свидетельство в электронной форме. В случае оформления (переоформления) Свидетельства в электронной форме Заявка подается судовладельцем только через сайт www.osm.gov.ru в информационно-телекомуникационной сети "Интернет" с указанием о необходимости выдачи Свидетельства в электронной форме.

Свидетельство в электронной форме выдается в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица РЦМ.

18. Уведомление судовладельца об отрицательном результате тестирования осуществляется в следующих случаях:

Автоматическая Идентификационная Система (АИС) призвана улучшить безопасность мореплавания, помогая в эффективной навигации судов, в вопросах защиты окружающей среды, и для взаимодействия со Службами Управления Движения Судов (VTS) и отвечает следующим функциональным требованиям:

1. работа в режиме «судно-судно», для предотвращения столкновения;

2. как средство передачи информации о судне и его грузе для береговых служб;

3. как инструмент для систем СУДС, т.е. в режиме «судно-берег».

Автоматическая Идентификационная Система (АИС) состоит из транспондера и контроллера управления (Дисплей с минимальным количеством клавиш управления). Транспондер АИС способен обеспечивать другие суда и компетентные органы информацией о судне в автоматическом режиме с заданной точностью и частотой, способствуя точному отслеживанию. Передача данных осуществляется с минимальным участием судовой команды и с высоким уровнем достоверности.

Увеличение числа судов, оборудованных транспондерами АИС и объектов, связанных с навигацией, может увеличить безопасность судоходства. Поэтому IMO постановила, что постепенно все суда, находящиеся под регулированием конвенции по безопасности SOLAS, должны быть оборудованы оборудованием Автоматической Идентификационной Системы (АИС) в соответствии с определенным графиком. Начало оснащения судов этим оборудованием - 1.07.2002, в зависимости от класса судов и их размеров (обязательно для всех вновь строящихся судов) до 1.07.2008 для всех судов, построенных до 1.07.2002, но не участвовавших в международных рейсах. Все суда водоизмещением более 300 тонн и занятые на международных рейсах должны быть оборудованы АИС с 1.07.2004, до первой сертификации на безопасность или, по крайней мере, не позже 31.12.2004.

Морская автоматическая идентификационная система (АИС) представляет собой систему оповещения о местоположении и систему представления сведений о судне. Она позволяет судам, оборудованным АИС, автоматически обмениваться информацией в динамическом режиме и регулярно обновлять данные о своем местоположении, скорости, курсе и т.п. (например, данные о принадлежности судна) с судами, оборудованными аналогичным образом. Местоположение определяется с помощью систем ГЛОНАСС или GPS и связи между судами, осуществляемой в УКВ-диапазоне (диапазоне ОВЧ).

  • Приемопередатчики класса А. Они предназначены для установки на торговые суда, такие как грузовые суда и крупные пассажирские суда. Приемопередатчики класса А передают данные с большей мощностью УКВсигнала, чем приемопередатчики класса В, поэтому эти сигналы могут быть получены на более удаленных судах. Кроме того, эти сигналы ретранслируются чаще. Наличие приемопередатчиков класса А является обязательным на всех судах водоизмещением более 300 т брутто на международных рейсах и на некоторых видах пассажирских судов, действующих по мандату СОЛАС.
  • Станции АИС для внутреннего судоходства. Аналогичны приемопередатчикам класса А, но имеют дополнительные функции для использования на внутренних водных путях
  • Приемопередатчики класса В. Во многих отношениях аналогичны приемопередатчикам класса А, но, они, как правило, имеют более низкую стоимость за счет менее строгих требований к характеристикам. Приемопередатчики класса B передают данные с меньшей мощностью сигнала и с более низкой скоростью передачи данных, чем приемопередатчики класса А.
  • Базовые станции АИС. Базовые станции АИС используются системами управления движением судов для мониторинга и контроля передач приемопередатчиков АИС.
  • Приемопередатчики Средств Навигационного Оборудования (СНО, AtoN). СНО представляют собой приемопередатчики, устанавливаемые на буи или в других опасных для судоходства местах. Эти приемопередатчики передают данные о своем местоположении окружающим судам.
  • Приемники АИС. Приемники AIS получают передачи от приемопередатчиков класса А, класса B, СНО и базовых станций АИС, но не передают никакой информации о судне, на котором они установлены.
  • AIS-SART передатчик автоматической идентификационной системы для поиска и спасения.
  • Идентификатор морской подвижной службы (ИМПС, MMSI)
  • Название судна
  • Позывной судна (если имеется)
  • Тип судна
  • Размеры судна

В большинстве стран эксплуатация приемопередатчика АИС разрешена при условии предоставления лицензии на УКВсвязь. Поэтому судно, на которое должен быть установлен приемопередатчик АИС, должно иметь лицензию на современный радиотелефон УКВдиапазона, в которой указываются тип АИС, позывной судна и номер MMSI. Для получения дополнительной информации по требованиям лицензирования радиосвязи судна свяжитесь, пожалуйста, с соответствующим органом в вашей стране.

Приемопередатчик АИС T105 поддерживает эксплуатацию приемопередатчиков как Класса А (открытое море / СОЛАС), так и эксплуатацию в режиме для внутреннего судоходства (под ЕПСВВП).

Переключение между классом А и АИС для внутреннего судоходства возможно в меню системы, и такие настройки необходимо осуществлять при установке в зависимости от места эксплуатации судна. При эксплуатации АИС в режиме внутреннего судоходства необходима дополнительная информация по судну и рейсу.

Приемопередатчик сохраняет данные по судну и рейсу для судов Класса А (открытое море) и АИС для внутреннего судоходства раздельно, то есть требуется две независимые конфигурации настройки, одна для судов Класса А и другая – для АИС для внутреннего судоходства. Если приемопередатчик устанавливается на судно для внутреннего судоходства, то до дополнительной настройки для внутреннего судоходства, описанной ниже, следует осуществить стандартную настройку данных судна и данных рейса.

Переключение между режимами «Класс А» и «АИС для внутреннего судоходства»

Для переключения режимов эксплуатации нажмите кнопку ‘Меню’ и выберите подменю ‘Установка', затем ‘АИС для внутр.судоходства’ , затем выберите опцию ‘Конфигурация для внутреннего

судоходства’. Затем задайте для «АИС для внутреннего судоходства» режим «Включено» или «Выключено» перед тем, как сохранить настройки. Если приемопередатчик настроен на эксплуатацию в режиме «АИС для внутреннего судоходства», в строке состояния будет постоянно отображаться значок ‘IL’.

Ввод настроек идентификации судна для внутреннего судоходства

Для эксплуатации в режиме внутреннего судоходства наряду с некоторыми изменениями в стандартных настройках АИС необходимо внести дополнительную информацию по идентификации судна. В АИС приемопередатчика должна быть введена следующая дополнительная информация:

  • Код ЕИН судна (уникальный европейский идентификатор), представляющий собой число из 8 цифр, присвоенный судну.
  • Тип судна в виде кода МЭО (4 цифры), выбранный из таблицы, прилагаемой в разделе 9.
  • Длина судна, округленная до 10 см (с большей точностью, чем стандартная настройка АИС).
  • Ширина судна, округленная до 10 см (с большей точностью, чем стандартная настройка АИС).
  • Требуется выполнить настройку качества для источников данных по скорости, курсу и направлению, подключенных к АИС. Настройки качества для каждого источника данных могут быть «высокими» и «низкими». Если не используется типовой утвержденный датчик (например, гирокомпас, предоставляющий информацию по курсу), подключенный к приемопередатчику АИС, следует использовать низкие настройки.

В АИС для внутреннего судоходства необходимо обновить следующую стандартную информацию идентификации судна для АИС:

  • Для судна внутреннего судоходства номер ИМО должен быть установлен на ‘0’ или ‘00000000’.
  • Стандартный тип судна для АИС необходимо задавать в соответствии с самым близким к нему типом судна – см. таблицу типов в статье Назначение АИС


Размеры судна внутреннего судоходства ) при работе в режиме АИС для внутреннего судоходства длина и ширина судна вводятся с точностью до ближайших 10 см. Это в дополнение к размерам судна, полученным от места расположения антенны ГНСС, вводимым во время стандартной настройки (см. раздел 4.5), ввод в метрах. Размеры длины и ширины для внутреннего судоходства должны округляться в большую сторону до следующего целого значения метров при осуществлении стандартной настройки. Оба набора размеров должны относиться к максимальному прямоугольному размеру транспорта.

Ввод настроек рейса судна для внутреннего судоходства

При эксплуатации устройства в режиме внутреннего судоходства необходима дополнительная информация о рейсе, а также некоторые изменения в стандартной конфигурации АИС. В АИС приемопередатчика должна быть введена следующая дополнительная информация:

  • Состояние загруженности судна: «в грузу» или «порожнем».
  • Количество синих конусов или синих флагов для обозначения состояния груза (1, 2 или 3 синих конуса или синих флага).
  • Статическая осадка судна с точностью до ближайшего сантиметра.
  • Надводный габарит судна с точностью до ближайшего сантиметра.
  • Количество экипажа, пассажиров и иного плавсостава.
  • Количество вспомогательных буксиров (от 0 до 6).

Прочие настройки АИС для внутреннего судоходства

При эксплуатации в режиме внутреннего судоходства можно подключить к приемопередатчику АИС переключатель « синий знак», а также вручную настроить периодичность передачи АИС о местоположении. Процедура подключения переключателя «синий знак» описана ниже. Настройка переключателя «синий знак» и частоты отчетов может быть произведена через главное меню, посредством выбора команды ‘Установка’ и перехода в подменю 'Конфигурация для внутреннего судоходства’. Для настройки переключателя синего знака выберите опцию ‘Настройки синего знака’.

Переключатель можно настроить на ‘Доступен’, если переключатель синего знака подключен, или на 'Недоступен’ , если переключатель не подключен. Для установки интервала отчета о положении АИС вручную выберите опцию‘Выбор периодичности передачи’. Доступные настройки интервалов передачи включают:

  • Один раз в 10 секунд
  • Один раз в 5 секунд
  • Один раз в 2 секунды

В ручном режиме изменения периодичности передачи необходимо вносить аккуратно и, как правило, по инструкции местных регулирующих органов

Подключение переключателя синего знака

Для индикации состояния синего флага в режиме АИС для внутреннего судоходства к приемопередатчику АИС можно подключать внешний переключатель. Если переключатель синего знака установлен, то переключателю следует задать режим ‘Доступ.', как это описано выше.


Внешний переключатель должен быть запирающегося однополюсного типа и подключаться к клеммам «Переключатели» клеммной коробки, как это показано на рисунке

При замыкании (коротком замыкании) переключателя, устанавливается и соответственно передается в отчетах (передачах) АИС для внутреннего судоходства статус синего знака.

ГМССБ. Автоматическая идентификационная система (АИС)

В соответствии с требованиями новой главы V "Навигационная безопасность" Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (Конвенция СОЛАС-74) установка автоматической идентификационной системы (АИС) на судах должна проходить поэтапно, начиная с 1 июля 2002 года.

Требования Конвенции СОЛАС-74 с поправками по оснащению судов аппаратурой АИС сведены в табл. 29.1.

Сроки оборудования судов аппаратурой АИС

АИС прежде всего предназначена для использования на судах при решении задач предупреждения столкновений, а также для автоматического обмена с другими судами и компетентными береговыми службами навигационной, рейсовой и другой информацией, связанной с безопасностью.

В соответствии с правилом 19 СОЛАС-74 АИС должна:

  • автоматически предоставлять соответствующим образом оборудованным береговым станциям, другим морским и воздушным судам информацию, включая идентификацию судна, тип, координаты, курс, скорость, эксплуатационное состояние судна и другую связанную с безопасностью информацию;
  • автоматически принимать такую информацию от подобным образом оборудованных судов;
  • вести сопровождение наблюдаемых судов и
  • обмениваться данными с береговыми средствами.

АИС должна способствовать повышению безопасности (safety) мореплавания, эффективности судовождения и эксплуатации систем регулирования движением судов (СРДС), а также защите окружающей среды. Указанные общие задачи решаются путем использования АИС в качестве:

  • средства предупреждения столкновений в режиме судно-судно:
  • средства получения компетентными береговыми службами информации о судне и грузе;
  • инструмента СРДС в режиме судно-берег для управления движением судов;
  • средства мониторинга и слежения за судами, а также в операциях по поиску и спасанию (SAR).

АИС выполняет следующие функции:

Следует отметить, что АИС как средство радиосвязи является также объектом в общей системе обеспечения безопасности (security) в соответствии с Международным кодексом по охране судов и портовых средств. Информация, передаваемая по каналам АИС, может использоваться пиратскими судами и террористами, так как она передается в широковещательном режиме без каких-либо средств защиты информации от несанкционированного доступа.

Преимущества и ограничения АИС

Совместное использование АИС на судах и в береговой инфраструктуре позволяет реализовать следующие преимущества в сравнении с существующими средствами навигации:

  • получить надежную и достоверную идентификацию судов, исключив при этом необходимость радиотелефонного обмена;
  • увеличить дальность обнаружения, особенно небольших целей;
  • автоматически получать от судна необходимые данные (координаты, скорость, направление движения и др.), причем с большей точностью, чем у радиолокационных станций, что позволяет уменьшить задержку в распознавании маневра судна;
  • практически свести к нулю влияние помех от морской поверхности и атмосферных явлений, а также избежать влияния рефракции, имеющего место в радиолокации;
  • снять ограничения в обнаружении цели за препятствиями и устранить возможность переключения сопровождения судов при их сближении.

Применение АИС в системах регулирования движением судов позволяет дополнительно получить такие преимущества:

  • автоматизировать получение от судов информации, необходимой для работы СРДС (тип судна и перевозимого груза, длина, ширина, осадка, порт назначения и др.), а также другую информацию в интерес других служб;
  • автоматизировать передачу судам в зоне действия СРДС навигационной и гидрометеорологической информации, предупреждений об опасных явлениях;
  • реализовать возможность передачи по каналам АИС информации о судах, которые не оборудованы транспондерами, но сопровождаются радиолокационными станциями СРДС;
  • повысить точность определения судовых координат путем передачи дифференциальных поправок по каналам АИС;
  • значительно расширить зону мониторинга при использовании режима дальней связи АИС, например, по спутниковым каналам ИНМАРСАТ.

Аппаратура АИС не заменяет другое судовое навигационное оборудование. АИС следует применять только как средство, дополняющее радиолокационную станцию и другие средства наблюдения за навигационной обстановкой, а также как средство обмена информацией с береговыми службами.

Ограничения, которые необходимо учитывать при использовании АИС, связаны со следующими факторами:

Таким образом, установка на судне АИС не подменяет и не снимает требований к радиолокационной станции и другим навигационным средствам, а также не изменяет требований в отношении несения вахты на ходовом мостике.

Принцип функционирования АИС

Принцип функционирования АИС

Одновременно каждым судном, оборудованным АИС, принимается аналогичная информация от других судов, находящихся в радиусе действия, ограниченном распространением радиоволн УКВ диапазона (20 - 30 морских миль). Принятая информация автоматически обрабатывается и отображается на судовом навигационном дисплее. Синхронизация работы всех станций АИС, как судовых, так и береговых обеспечивается глобальной навигационной спутниковой системой. По сигналам ГНСС в судовых навигационных приемниках рассчитываются текущие координаты судна и вектор скорости.

Для существенного расширения зоны действия базовой станции АИС может использоваться режим дальней связи, когда судовые данные передаются по каналам ИНМАРСАТ-С. В этом режиме обеспечивается автоматическая передача информации от судов в адрес береговых служб в целях мониторинга судоходства в территориальных водах, исключительных экономических зонах и районах ответственности морских спасательно-координационных центров (МСКЦ).

Аппаратура АИС может также устанавливаться на летательных аппаратах, участвующих в поисково-спасательных операциях на море, и на средствах навигационного оборудования (СНО) морских путей (плавучих и стационарных). Лоцманские службы могут использовать портативную аппаратуру АИС, доставляемую на борт судна и работающую автономно или с подключением к судовому оборудованию АИС.

Передаваемая и принимаемая информация АИС

  • идентификационный номер судна IMO (если он имеется);
  • идентификационный номер морской подвижной службы MMSI;
  • позывной сигнал и название судна;
  • длина и ширина судна;
  • тип судна;
  • расположение антенн GNSS (внешнего и встроенного приемника) на судне.

Все статические данные вводятся при установке оборудования.

  • координаты судна с признаком точности и состоянием целостности (автоматически обновляются, признак точности - менее или более 10 метров);
  • время в UTC, час., мин., с. (автоматически обновляются);
  • курс относительно грунта (COG) (автоматически обновляется);
  • скорость относительно грунта (SOG) (автоматически обновляется);
  • курс судна по гирокомпасу (автоматически обновляется);
  • навигационное состояние судна (на якоре, неуправляемое и другие) - выбираются вручную;
  • скорость поворота (ROT) (автоматически обновляется, может быть недоступна);
  • углы качки и дифферента (если они доступны).
  • осадка судна (вводится в начале рейса, исправляется по мере необходимости);
  • наличие (тип) опасного груза (вводится в начале рейса);
  • порт назначения и время прибытия (вводится в начале рейса, исправляется но мере необходимости).
  • метеорологические и гидрологические данные по какой-либо географической точке;
  • подробные сведения об опасных грузах;
  • сведения о прохождении фарватера;
  • сведения о приливах;
  • расширенная статическая и рейсовая информация и количество человек на борту;
  • данные по псевдо-АИС целям.

Система АИС в настоящее время продолжает развиваться и является открытой для внедрения новых информационных приложений в границах пропускной способности каналов передачи данных УКВ АИС.

В зависимости от вида передаваемой информации и режима плавания АИС обеспечивает интервалы передач в соответствии с табл. 29.2 и 29.3.

Интервалы передач АИС

Такая адаптация интервала передач к динамике судна позволяет в максимальной степени отследить перемещение и все маневры судна и в то же время не перегружать эфир излишними передачами при медленном перемещении судна.

Интервал передач динамической информации

Станции АИС обмениваются данными между собой по умолчанию на двух УКВ каналах с временным разделением сигналов (TDMA): 87В (161,975 МГц) и 88В (162,025 МГц). Станции АИС используют TDMA каналы на одинаковых частотах с разделением передач по времени. В качестве источника единого времени станции АИС используют внешний и внутренний GPS или ГЛОНАСС/GPS приемники.

Сущность временного разделения каналов заключается в том, что каждая станция АИС передает в строго определенном ей временном интервале - слоте. Длительность одного слота составляет 27,6 мс. Так как один слот занимает по времени 26,7 мс, то при скорости передачи данных 9600 бит/сек в одном слоте может быть размещено 256 бит информации.

9600 бит/сек х 26,7 мкс = 256 бит

Для точного задания начала слота используются сигналы времени ГНСС, которая обеспечивает точность синхронизации по времени не хуже 10 мкс. Таким образом, каждая станция как бы вклинивается для передачи в определенный слот.

Такой алгоритм называется SOTDMA - Self Organizing TDMA. Алгоритм SOTDMA используется судами в открытом море, когда все станции АИС являются равноправными.

В зоне действия базовой (береговой) станции назначения слотов для передач каждого судна осуществляем сама базовая станция. Такой алгоритм называется FATDMA - fixed access TDMA, множественный фиксированный доступ с временным разделением каналов.

Организация радиосвязи с временным разделением каналов

В регионах, где осуществляется мониторинг береговыми станциями, могут использоваться другие частотные каналы АИС, если каналы 87В и 88В заняты иными службами.

Кроме двух TDMA каналов станция АИС одновременно работает па канале DSC. (канал 70). По этому каналу производится назначение рабочих каналов АИС со стороны береговой станции.

Минутный интервал представляет собой кадр (или фрейм), включающий 2250 слотов.

26,7 мкс х 2250 = 60 сек

Для повышения надежности системы и повышения пропускной способности используются два канала АИС, обеспечивая передачу/прием по 2250 слот/мин па каждом канале.

Таким образом, пропускная способность АИС на двух УКВ каналах составляет 4500 слот/мин.

2250 слот/мин х 2 = 4500 слот/мин.

Принцип временного разделения передач отдельных судов поясняется рис.29.2.

Функционирование АИС основываются на модели взаимодействия открытых информационных систем (Open System Interconnection, OSI), разработанной международной организацией но стандартизации (International Standard Organisation, ISO). Данному стандарту отвечают большинство компьютерных и информационных систем.

В модели ISO/OSI предусмотрено семь уровней и определен порядок информационного обмена на каждом уровне. В АИС определены требования к четырем уровням: физическом), канальному, сетевому и транспортному.

Литература

Глобальная морская система связи для безопасности мореплавания ГМССБ (GMDSS) - А.В. Шишкин, В.И. Купровский, В.М. Кошевой [2007]

ГМССБ. Судовая аппаратура АИС

Станции АИС устанавливаются на подвижных и стационарных объектах.

К подвижным (или мобильным) станциям относятся:

  • судовые станции класса А;
  • судовые станции класса В;
  • воздушные станции на поисково-спасательных судах;
  • станции, устанавливаемые на навигационных объектах;
  • портативные носимые станции, используемые лоцманами на борту судна.

К стационарным станциям относятся:

Станции класса А полностью отвечают всем международным требованиям и должны устанавливаться на конвенционных судах в соответствии с требованиями Главы 5 СОЛАС. Станции класса В не имеют минимального дисплея для отображения информации, не требуют ввода рейсовой информации. Такие станции предназначены для установки на не конвенционных судах (прогулочные, яхты, рыболовецкие суда).

Станции АИС могут устанавливаться на воздушных судах для поисково-спасательных операций.

Для расширения зоны действия береговой базовой станции, например для мониторинга акватории, скрытой береговым рельефом, используют ретрансляторы - репитерные станции.

Состав судовой аппаратуры АИС

Станция АИС (или транспондер) состоит из двух функциональных узлов: основного блока и пульта управления и отображения (ПУО).

Основной блок обеспечивает все функции АИС и может работать автономно без ПУО. ПУО предназначен для взаимодействия с оператором. ПУО получает от основного блока команды управления и передает основному блоку команды ручного ввода. Обмен между основным блоком и ПУО осуществляется через последовательный интерфейс RS-422 со скоростью 9600 бит/сек.

Структурная схема судовой АИС класса А приведена на рис. 29.10.

В состав основного блока судовой станции АИС класса А входят:

  • два приемника каналов AIS-1 и AIS-2 с декодерами TDMA с возможностью переключения на региональные каналы;
  • передатчик, переключаемый на каналы AIS -1 и AIS-2 и на региональные каналы;
  • приемник н декодер ЦИВ (канал 70);
  • антенный переключатель прием/передача;
  • встроенный приемник ГНСС;
  • кодеры сигналов ЦИВ и TDMA;
  • микропроцессорный контроллер, управляющий работой аппаратуры;
  • встроенное устройство интегрального контроля работоспособности (ВИТ - Built-In Integrity Test).

Структурная схема судовой АИС класса А

Встроенный приемник ГНСС обеспечивает временную синхронизацию аппаратуры АИС и является резервным источником информации о местоположении судна. Основным источником информации о местоположении судна в АИС является внешний судовой приемник ГНСС, используемый в навигационных целях и сопрягаемый с АИС. Дифференциальные поправки, передаваемые береговыми опорными станциями ДГНСС в радиомаячном диапазоне, могут передаваться от внешнего приемника дифференциальных поправок во внутренний приемник ГНСС. Дифференциальные поправки могут также передаваться береговой станцией по каналу связи АИС и передаваться во внутренний приемник ГНСС.

АИС использует информацию о координатах от внешнего и встроенного приемников ГНСС. АИС постоянно передает информацию о текущих координатах и времени. При передаче информации о местоположении судовая станция АИС автоматически выбирает доступный источник информации с высшим приоритетом в соответствии с табл. 29.6.

Оборудование АИС должно автоматически выбирать источник определения местоположения с высшим приоритетом. Если источник изменяется, АИС должна автоматически переключаться на источник, имеющий более высокий приоритет (после 5 с при уменьшении приоритета, и после 30 с при увеличении приоритета).

В течение этого периода времени должно использоваться последнее достоверное значение местоположения.

Приоритет в выборе источника определения местоположения

Параметр (флаг) RAIM (Receiver Autonomous Integrity Monitoring, Автономный контроль целостности приема) автоматически рассчитывается в соответствии со специальным алгоритмом определения достоверности координат. При хорошем разведении спутников навигационные данные считаются достоверными и отвечают требуемой точности. В этом случае параметр RAIM устанавливается в состояние "present" (или RAIM = 1). Если же RAIM = not present (или RAIM = 0), то навигационные данные имеют ограниченную точность.

Среди судовых станций класса А выделяется аппаратура ограниченного класса А, устанавливаемая по решению национальных или местных морских Администраций на судах, где установка АИС прямо не предусмотрена в требованиях Главы 5 SOLAS. Это могут быть малые рыболовные суда, оперирующие во внутренних морских водах, лоцманские, буксирные и другие типы судов. Для станций АИС ограниченного класса А допускаются некоторые отступления от международных требований и стандартов в отношении сопрягаемых судовых приборов, использования режимов ЦИВ, управления частотными каналами и дальней связи.

Для неконвенционных судов используются судовые станции АИС класса В. Судовые станции класса В представляют собой упрощенную аппаратуру, устанавливаемая на прогулочных, спортивных и других судах, не попадающих под требования Конвенции SOLAS, например, на речных судах, выходящих в прибрежные морские воды. Использование мобильных станций класса В на соответствующих судах позволяет уменьшить загруженность канала связи АИС, а также затраты судовладельцев па оборудование судов.

Основными отличиями судовых станций класса В являются:

Особым видом судовых станций АИС является портативная (носимая) аппаратура, доставляемая на борт судна и используемая лоцманами. Лоцманская аппаратура АИС выполняется в двух вариантах. Если па судне установлен полный комплект оборудования АИС, лоцманская аппаратура выполняется в виде портативного компьютера (ноутбука) с электронной картой района лоцманского обслуживания, который подключается к судовой станции АИС.

Второй тип лоцманской аппаратуры предназначен для использования на судах, не оснащенных АИС, и включает все необходимые элементы судовой станции. Приемопередающая часть аппаратуры оформлена в виде прибора защищенного исполнения, снабжена встроенными в крышку антеннами ГНСС и УКВ и устанавливается на крыле мостика или на верхнем мостике. Индикаторная часть аппаратуры в виде портативного компьютера (ноутбука) размещается на ходовом мостике и взаимодействует с приемопередающей частью посредством беспроводного канала связи. В качестве источника информации о местоположении используется встроенный приемник ГНСС в дифференциальном режиме. Связь с гирокомпасом и датчиком угловой скорости в большинстве случаев отсутствует.

Кроме данных автоматически поступающих от датчиков информации (координаты, курс и другие динамические данные) АИС передает также статические и рейсовые параметры судна. Статические данные (MMSI, название и позывной сигнал судна) вводятся при установке аппаратуры АИС на судне и в дальнейшем оператором без особых требований изменяться не должны. Эти параметры следует только контролировать, обращая внимание на полное соответствие MMSI, позывного сигнала, названия судна, указанным в лицензии на радиооборудование. Не следует перед названием судна приписывать символы типа M/V, F/V, RMS, FPV или какие-либо другие приставки. Использование таких приставок в автоматических базах данных береговых служб может привести к недоразумениям.

Особое внимание следует обратить на корректность указания точки расположения антенны ГНСС, т.е. параметров А, В, С, D (рис. 29.11). Расстояния А, В, С, D задаются в метрах и соответствуют положению антенны относительно носа, кормы, левого и правого борта судна как это показано на рис. 29.11. Необходимо помнить, что в АИС для получения информации о текущих координатах используются два приемника ГНСС - внешний и встроенный приемник. Каждый из этих приемников имеет свою собственную антенну. Приоритет использования координат от того или иного приемника указан в табл. 29.6. В первую очередь используются координаты от внешнего приемника ГНСС, а при невозможности получения данных от внешнего приемника координаты поступают от встроенного приемника.

Параметры точки привязки антенны ГНСС

В АИС должны быть правильно введены две разные точки привязки антенн внешнего и встроенного приемника ГНСС.

Ввод параметров А, В, С, D осуществляется в разных меню операторского пульта управления. Не следует их изменять без подробного ознакомления с инструкцией пользователя АИС и достоверной информации о расположении антенн внешнего и встроенного приемников ГНСС. Точки привязки антенн приемников ГНСС должны быть указаны в техническом проекте на установку оборудования АИС.

Некоторые данные АИС защищены паролем, задаваемым оператором. Пароль следует хранить в надежном месте.

Рейсовые параметры (тип судна и перевозимого груза и осадка судна) вводятся в начале каждого рейса и корректируются по мере необходимости. Тип судна и характер перевозимого груза задаются двузначным числом по таблицам 29.7 - 29.9.

Типы судов и перевозимых грузов

Другие типы судов и Специальные суда

Например, для грузового судна, не перевозящего опасных грузов, следует установить код 70.

В аппаратуре АИС предусмотрены средства встроенного контроля работоспособности (ВИТ). Эти средства обеспечивают постоянный контроль правильности функционирования АИС одновременно с выполнением стандартных функций. В случае обнаружения серьезного функционального сбоя или неисправности в работе оборудования АИС должна срабатывать тревожная сигнализация и информация о неисправности с индикацией кода неисправности должна отображаться на минимальном дисплее. Коды неисправностей приведены в табл. 29.10.

Коды неисправностей АИС

Для обеспечения независимого и простого способа включения внешней тревожной сигнализации, оборудование АИС имеет сигнальное реле с нормально замкнутыми свободными от "земли" контактами.

При выключении питания сигнальное реле также должно активироваться.

После подтверждения оператором тревожной сигнализации средствами минимального дисплея (внутреннее подтверждение), или после получения соответствующего АСК предложения (внешнее подтверждение) сигнальное реле должно переходить в исходное состояние.

Коды изменений функционирования АИС

Литература

Глобальная морская система связи для безопасности мореплавания ГМССБ (GMDSS) - А.В. Шишкин, В.И. Купровский, В.М. Кошевой [2007]

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: