На какие органы государственной власти возложена обязанность по охране конституции рф

Обновлено: 25.04.2024

Особая правовая охрана Конституции РФ установлена законодательством в целях обеспечения неизменности и постоянства основополагающих принципов организации российского общества: верховенства Конституции как Основного Закона государства, сущности и гарантий прав и свобод человека и гражданина, политического, религиозного и идеологического плюрализма, разделения властей, парламентаризма, всеобщего избирательного права, федеративного устройства и других демократических принципов.

Особенности правовой охраны Конституции РФ состоят в том, что вся система государственных органов РФ, в том числе Президент рФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, а также судебная система РФ, призвана обеспечивать соблюдение конституционным норм, безусловно, органы местного самоуправления также обеспечивают соблюдение конституционных норм в отдельных населенных пунктах РФ.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, обеспечения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в РФ, а также суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

Федеральное Собрание РФ принимает федеральные законы во исполнение Конституции РФ, заслушивает отчеты Правительства РФ об их исполнении и соблюдении конституционных норм в РФ, осуществляет иные полномочия по обеспечению соблюдения Конституции РФ всеми субъектами правоотношений.

Правительство РФ осуществляет контроль за соблюдением Конституции РФ и конституционных прав и свобод федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов.

Особое место в охране конституционных норм принадлежит Конституционному Суду РФ. Он осуществляет следующие полномочия по контролю за соблюдением Конституции РФ: 1) издает акты официального толкования конституционных положений; 2) проверяет принимаемые законы и подзаконные акты различных органов власти на соответствие их Конституции РФ; 3) в случае обнаружения несоответствия нормативных актов федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ признает этот акт не соответствующим Конституции РФ и отменяет его действие; 4) проверяет международные договоры РФ на соответствие нормам Конституции РФ и признает их соответствующими или не соответствующими Конституции РФ, причем в последнем случае такие международные договоры не подлежат ратификации, а значит, не подлежат применению на территории РФ.

Иные суды РФ вправе отменять действие нормативных актов органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в случае их несоответствия положениям Конституции рФ по запросу правомочных органов. Правовой охране Конституции РФ служит особый усложненный порядок ее принятия, внесения в ее текст изменений или поправок.

Все субъекты конституционно-правовых отношений, включая и дипломатические, и консульские представительства иностранных государств, представительства международных организаций, их сотрудников, пользующихся дипломатическим и консульским иммунитетом, а также иных законно находящихся на российской территории иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), обязаны соблюдать Конституцию РФ.

Охрана конституции характеризуется закреплением в ней и прочих нормативных правовых актах (НПА) мероприятий в области профилактики, поиска и исключения нарушений. Она предполагает использование средств защиты норм конституции.

Охрану Конституции обеспечивают предписания самих конституционных норм. Они призваны для закрепления обязанностей Российской Федерации в общем, органов государственной власти и местного самоуправления, включая совокупность должностных лиц и граждан, в сфере соблюдения конституционных положений.

Во второй статье содержится информация о том, что любой человек, в том числе его права и свободы, должны являться высшей ценностью. Они признаются, соблюдаются и защищаются с помощью государства. В ч. 4 ст. 3 отражено положение о том, что захват власти или присвоение властных полномочий необходимо преследовать по федеральному закону.

На охране конституционных норм сконцентрировано содержание всего федерального законодательства, актов органов власти государства и местного самоуправления (например, в 5 главе КоАП РФ установлена административная ответственность за посягательства на гражданские права).

Для защиты Конституции используются активные действия государственных властных органов, органов местного самоуправления. В этом принимают участие должностные лица этих органов, общественные объединения и физические лица, которые устраняют нарушения конституционных положений, восстанавливают основные права и свободы граждан.

Нормы Конституции, в первую очередь, защищаются с помощью Федерального Собрания РФ. Оно наделено обязанностью обеспечивать соответствие принимаемых им НПА Конституции России.

Органы государства, участвующие в защите Конституции

В качестве гаранта Конституции РФ, лицом, которое в соответствии с ней выбирает основные направления внутренней и внешней политики страны, является Президент РФ (80 статья). За реализацию основных направлений в этой сфере отвечает Правительство РФ, которое на основе и для исполнения Конституции, ФЗ, президентских указов занимается изданием постановлений и распоряжений, обеспечивает их исполнение. Если один из актов противоречит вышеназванным, то он может быть отменен Президентом РФ. Данное предписание рассматривается в 115 статье и является важнейшей мерой, с помощью которой происходит обеспечение верховенства Конституции в системе НПА РФ.

Также в защите положений главного закона страны участвуют субъекты РФ, органы власти в которых отвечают за различные нарушения в этой сфере, обеспечивая соответствие принимаемых ими актов и положений Конституции.

Ответственность за защиту основного закона возлагается также на органы местного самоуправления. Когда один из них считает, что ФЗ или другой нормативный правовой акт РФ, субъекта РФ не соответствует положениям Конституции РФ, то возможно обращение в суд.

Законодательное регулирование субъектов, осуществляющих защиту Конституции

ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предполагает ответственность органов МО перед государством. Если соответствующий суд установит, что представительный орган муниципального образования принял НПА, который вступает в противоречие с Конституцией РФ, при этом орган МО в течение 3 месяцев с момента вступления в силу судебного решения не принял мер в пределах своих полномочий (например, не произвел отмену НПА), то высшим должностным лицом субъекта РФ в течение 1 месяца вносится в законодательный (представительный) орган законопроект о роспуске представительного органа МО.

Прекращение полномочий представительного органа МО происходит с момента, когда в силу вступает закон о роспуске, принятый субъектом РФ.

Прокуратура РФ является специализированным органом, осуществляющим контроль соблюдения предписаний Конституции РФ в работе органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и др. Она же является надзорным органом в области проверки соответствия НПА и действий перечисленных субъектов.

Специфический, активно действующий орган государства, который контролирует соблюдение конституционных норм, касающихся прав и свобод человека, представлен Уполномоченным по правам человека в РФ, включая аналогичные органы в субъектах РФ.

В нашей стране растет значение судебных органов в процессе охраны и защиты Конституции РФ. В первую очередь, это Конституционный Суд РФ.

В качестве субъектов охраны и защиты Конституции выступают также граждане нашего государства. Они могут подавать обращения в суд, прокуратуру, полицию в связи с нарушением конституционных положений. Особое значение имеет возможность обращения граждан России в Конституционный суд РФ с жалобами за нарушенные конституционные права и свободы.

Большинство направлений и типов органов государственной власти привлечены к охране Конституции РФ. Конституция включает в себя информацию относительно режима правовой охраны. На основании ст.80 ее гарант – это Президент РФ. Когда он вступает в должность, он дает обязательства относительно соблюдения и защиты Конституции РФ. Присяга главы страны, которая происходит в момент вступления Президента в должность, содержит информацию о том, что он будет защищать Конституцию РФ, охранять и уважать свободы и права гражданина и человека, верно нести службу перед народом.

Конституция РФ содержит ряд норм, которые служат для развития и наполнения реальным содержанием института президентства. Сюда же относятся нормы, которые обозначают статус Президента РФ в качестве гаранта Конституции РФ.

Для Президента РФ свойственно иметь абсолютное право законодательной инициативы, которое дает ему возможность в определенное правовой форме обозначать ряд вопросов относительно реализации в законах ряда конституционных положений, привести законодательство РФ в соответствие с Конституцией РФ.

Для Президента РФ на основании Конституции РФ допустимо использовать право вето на этапе подписания федеральных законов, а также как гарантию того, что будет обеспечена их конституционность. В ситуациях, когда существуют противоречия постановлений и распоряжений Правительства РФ Конституции РФ, для федеральных законов и указов Президента РФ допустимо применить отмену к указанным актам. Также для Президента РФ на основании Конституции РФ допустимо приостановить, тем самым обеспечив единство исполнительной власти в стране, работу актов органа исполнительной власти субъекта РФ, прежде всего в ситуациях, когда данные акты противоречат Конституции РФ. Помимо этого для Президента РФ на основании Конституции РФ допустимо давать распоряжения необходимым органам и ряду должностных лиц относительно строго следования Конституции РФ.

Контролирует то, как исполняется и соблюдается Конституция в субъектах РФ, полномочный представитель Президента страны в федеральном округе, который обеспечивает осуществление ряда конституционных полномочий главы страны. Для данного лица важно вносить Президенту РФ ряд предложений относительно приостановления действия актов органа исполнительной власти субъекта РФ, который находится в рамках границ федерального округа, в ситуациях, когда данные акты противоречат Конституции РФ.

Статус Президента РФ в качестве гаранта Конституции обуславливает его обязанности в обеспечении включения в конституционный текст ряда правок и изменений Конституции при помощи опубликования актов, которые приняты на основании ст.136 и 137 Конституции РФ в официальном порядке.

Для Президента РФ допустимо отправлять в Конституционный Суд РФ ряд запросов относительно конституционности федеральных законов, ряда нормативных актов Совета Федерации, Государственной Думы, некоторых законов и иных нормативных актов субъекта страны, делать обращения в Конституционный Суд РФ относительно вопросов толкования Конституции. Как правило, глава страны в практике часто прибегает к использованию данных полномочий, которые предоставлены ему Конституцией и особым Федеральным конституционным законом.

Роль Конституционного Суда в правовой охране Конституции РФ

Важное значение при правовой охране Конституции РФ отведено Конституционному Суду РФ. На основании ст.125 Конституции РФ данный суд рассматривает дела о том соответствует ли Конституция РФ федеральным законам, нормативным актам Президента РФ, ряда других нормативно-правовых актов субъекта РФ, которые изданы по темам, которые имеют отношение к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и т.д.

Рассматривая акты федерального уровня, уровень конституционности которых может проверить Конституционный Суд РФ, особое внимание следует уделить контролю за законами, которые включают в себя ряд федеральных конституционных законов, обычных федеральных законов и т.д. Основываясь на современной практике, можно сказать, что большинство дел относительно конституционности имеет отношение к контролю Конституционного Суда РФ за рядом обычных федеральных законов. А это отвечает реальным потребностям правовой охраны Конституции РФ.

Вместе с рядом федеральных законов для данного суда допустимо заниматься разрешением дел относительно конституционности различных нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, не принимая во внимание их форму и наименование. Сегодня Конституционным Судом РФ часто используется это полномочие.

Данный суд проверяет конституционность большой сферы нормативно-правовых актов субъектов Федерации. Прежде всего, в качестве объекта конституционного контроля выступает конституция республик и устав другого субъекта РФ. Помимо этого, для Конституционного Суда важно проверять на соответствие Конституции РФ ряд законов и иных нормативных актов субъектов страны, изданных относительно вопросов, которые имеют отношение к ведению органа государственной власти РФ и совместному ведению органа государственной власти РФ и ряда ее субъектов.

В качестве нормативных актов субъекта РФ выступают нормативно-правовые акты, которые принимает орган законодательной или исполнительной власти субъектов Федерации.

Среди правомочий Конституционного Суда РФ выделяют проверку договоров, которые заключаются между органом государственной власти РФ и его субъектом. В качестве такого договора в направлении отношений конституционно-правового характера можно, к примеру, назвать договор о разграничении предметов ведения и полномочий. Все перечисленные выше нормативно-правовые акты служат основой для Конституционного Суда РФ в осуществлении последующего конституционного контроля. Иными словами, контроля за актами, которые вступили в силу. В качестве исключения выступают законы относительно конституционных поправок.

Полномочия Конституционного Суда РФ в конституционном контроле

Также, следует отметить, что для Конституционного Суда РФ свойственно обладать рядом полномочий в осуществлении предварительного конституционного контроля, который имеет отношение к разрешению дел относительно конституционности договоров РФ, которые еще не вступили в силу.

В юрисдикции данного суда находится ряд договоров с иностранными странами или международными компаниями, не принимая во внимание то, был заключен данный договор от имени России, Правительства РФ или федерального органа исполнительной власти. Если говорить о виде и наименовании, то речь может идти о договоре, соглашении, конвенции, протоколе и др.

На основании ч.3 ст.125 для Конституционного Суда РФ допустимо разрешать споры относительно компетенции между рядом федеральных органов государственной власти, в состав которых входит и Президент РФ и ряд федеральных судов и министерств, между рядом органов государственной власти и органов государственной власти ее субъектов. При рассмотрении данных споров, для Конституционного Суда важно обеспечивать реализацию органом государственной власти компетенции только со стороны соответствия нормам Конституции РФ.

В обеспечении правовой охраны важную роль играет полномочие данного суда в проверке конституционности закона, который был применен или подлежит применению в определенных делах, относительно жалоб на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросу суда.

Право на то, чтобы обратиться с жалобой индивидуального или коллективного характера на нарушения конституционных свобод и прав, имеют ряд граждан, права и свободы которых были нарушены законом, который был применим или подлежал применению в ряде конкретных дел, а также ряд объединений граждан и ряд иных органов и лиц, которые указаны в федеральном законе.

Сегодня защита ключевых свобод и прав гражданина и человека – это один из основных векторов в работе Конституционного Суда РФ.

Проявление особого положения Конституционного Суда РФ в структуре государственной власти в общем и в структуре судебной власти в частности ознаменовано не только его полномочиями, но и юридической силой его решений, в также правовыми последствиями их принятия. После того как рассмотрено дела для данного суда допустимо признать ряд нормативных актов или договоров или отдельных их положений как соответствующие или не соответствующие Конституции, а в вопросах компетенции допустимо заверить или, напротив, не засвидетельствовать полномочия необходимого органа, которое стало причиной спора относительно компетенции.

Важно отметить, что ряд актов или их отдельных положений, которые были признаны как неконституционные, утрачивают силу. А для не соответствующего Конституции РФ международного договора недопустимо вводится в действие и применяться. Речь об этом идет в ст.125 Конституции РФ.

Ряд решений судов и иных органов, которые основываются на актах, и признаны как неконституционные, не следует исполнять и важно пересмотреть в ситуациях, которые установлены федеральным законом. Помимо этого, отменяется в порядке, который установлен, ряд положений иных нормативных актов, которые основываются на нормативном акте, который были признан как неконституционный, воспроизводящий его или содержащий аналогичные положения, которые выступали в качестве предмета обращения. В ситуациях, когда процесс признания нормативных актов как неконституционных, создал пробел в правовом регулировании, то важно применять непосредственно Конституцию РФ.

На основании ст.79 Закона «О Конституционном Суде РФ» ряд решений данного суда являются окончательными, не подлежат обжалованию и вступление их в силу происходит сразу после того, как их провозгласили. Действие их непосредственно и для не нужно подтверждение иного органа и должностного лица.

Прочность конституционного строя в решающей степени за­висит от соблюдения конституции и прямо пропорциональна за­конопослушности граждан. Однако в любом обществе есть люди и организации, цели и деятельность которых представляют угро­зу для конституции. Угроза также исходит от превышения полно­мочий или злоупотреблений со стороны должностных лиц и ор­ганов государства — главы государства, парламента, правительст­ва. Нарушения конституции опасны тем, что разрушают фундамент государственности и веру людей в незыблемость кон­ституционных порядков. А это порождает смуту и хаос, опас­ность государственных переворотов, ущемления прав человека.

Демократическое государство поэтому обязано обеспечивать соблюдение конституции и охранять ее от любых нарушений. Наиболее грубые и опасные нарушения наказываются в уголов­ном порядке. Практически в любой стране предусматриваются такие составы преступления, как:

  • «заговор с целью захвата вла­сти»;
  • «призывы к насильственному свержению государственного строя»;
  • «неуважение к конституции».

Однако высшие гарантии безопасности конституции заложе­ны в самом ее тексте. В Конституции РФ говорится: «Органы го­сударственной власти, органы местного самоуправления, долж­ностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы» (ч. 2 ст. 15). Обязанность здесь закреплена в самой общей форме, скорее как общий принцип всей государственности, без установления ответ­ственности за ее невыполнение. Но именно с этого начинаетсяустановление режима конституционной законности и всего пра­вопорядка . Государство и граждане как бы договариваются стро­ить отношения между собой на основе Конституции, принимая на себя определенные обязанности, и прежде всего соблюдать Конституцию.

Целям охраны Конституции служит положение ч. 5 ст. 13: «Запрещается создание и деятельность общественных объедине­ний, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя. » Тем самым гаран­тируется деятельность только тех объединений, которые призна­ют конституционные порядки.

Конкретные требования соблюдать конституцию, обращенные к отдельным гражданам, могут показаться не столь значительны­ми. В Конституции РФ, например, отдельно установлены всего три основные конституционные обязанности граждан (платить налоги, охранять природу, защищать Отечество — ст. 57-59), в то время как она закрепляет десятки прав и свобод граждан.

Вряд ли можно предположить, что простые граждане в со­стоянии каким-либо образом, кроме как через участие в выборах, обеспечивать соблюдение конституционных норм, касающихся механизма власти. Но требования к гражданам соблюдать кон­ституцию все же не сводятся к их конституционным обязанно­стям, а имеют более широкое конкретное содержание, которое вытекает из общего смысла, роли и функций конституции.

От каждого гражданина требуется:

  • уважать конституционные права других граждан;
  • подчиняться правовым актам, изданным конституционны­ми органами государственной власти, а также вступившим в за­конную силу судебным решениям и приговорам;
  • уважать конституционные порядки, ни при каких условиях, кроме необходимой самообороны, не применяя насилие.

Эти минимальные требования законопослушания носят пассивный характер, ибо предполагают только воздержание от тех или иных действий против конститу­ции.

Но Конституция РФ предусматривает и активные формы ее охраны гражданами. Так, ч. 2 ст. 46 устанавливает, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и долж­ностных лиц могут быть обжалованы в суд. Помимо этого кон­ституционного права Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» (в редакции от 5 апреля 2005 г.) регламентируется право граждан обращаться с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод в Конституционный Суд РФ. Следовательно, не только должност­ные лица, органы государства и общественные объединения на­деляются правами по охране Конституции, но и граждане. В этом состоит важная новелла конституционной правосубъект­ности личности.

Но главная ответственность за соблюдение и охрану конститу­ции падает все же на должностных лиц государства . В России — прежде всего на Президента, который согласно Конституции яв­ляется ее гарантом (ч. 2 ст. 80). При вступлении в должность он приносит народу присягу, в которой клянется «соблюдать и за­щищать Конституцию РФ» (ч. 1 ст. 82). Эти нормы страдают некоторой неопределенностью и вряд ли могут при всех условиях исключить политический субъективизм Пре­зидента в понимании угрозы для Конституции; неясным остается и содержание мер, которые входят в понятие «гарант» . Но тем не менее такие обязанности на Президента возложены и им добро­вольно приняты, что заставляет признать за ним право и обязан­ность самостоятельно принимать решения и действовать в соот­ветствующих обстоятельствах.

Конституция не возлагает специальных обязанностей по ее охране на Федеральное Собрание, Правительство, Верховный и Высший Арбитражный суды.

Конституция предусматривает назначение Государственной Думой Уполномоченного по правам человека , который является своеобразным аналогом омбудсмена в ряде государств. Федераль­ный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. определяет его полномочия и порядок работы. По замыслу создателей Кон­ституции он призван стоять на страже прав и свобод человека, содействовать претворению в жизнь конституционных гарантий.

Особую роль в охране конституции и обеспечении ее соблю­дения играет конституционный суд . Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ всех норматив­ных актов государства (законов, конституций республик и др.), разрешает споры о компетенции, дает толкование Конститу­ции РФ, осуществляет ряд иных полномочий, призванных обес­печить неуклонное соблюдение Конституции. Особенно важно то, что Конституционный Суд по жалобам на нарушение консти­туционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего при­менению в конкретном деле. Такое право предоставляет Консти­туционному Суду широкие возможности способствовать поддер­жанию и укреплению конституционного строя в России.

Нормы, устанавливающие обязанности определенных органов государственной власти по охране и соблюдению Конституции, содержатся практически во всех республиканских конституциях и уставах других субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 4 апреля 2002 г. установил: «Необходимость адекватных мер федерального воздейст­вия в целях защиты Конституции РФ, обеспечения ее высшей юри­дической силы, верховенства и прямого действия, а также верховен­ства основанных на ней федеральных законов на всей территории РФ, что требует от органов государственной вла­сти субъектов РФ соблюдения федеральной Конституции и феде­ральных законов, вытекает непосредственно из закрепленных Кон­ституцией РФ основ конституционного строя РФ как демократического федеративного правового государства.

Федеральный законодатель. должен установить такой контроль­ный механизм, который обеспечивал бы эффективное исполнение органами государственной власти субъектов РФ их конституционной обязанности соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы и не допускать принятия противоречащих им законов и иных норма­тивных актов.

. Осуществление РФ принадлежащих ей полномочий по защите Конституции РФ и контролю за ее соблюде­нием, а также за соблюдением федеральных законов не может не предполагать наступления для органов государственной власти субъ­ектов РФ — в случае невыполнения ими указанной конституционной обязанности — негативных правовых последствий, включая при­менение мер федерального воздействия.

. Неподчинение органа государственной власти субъекта РФ ре­шению Федерации, выраженному в судебном решении, обязываю­щем отменить принятый им нормативный акт, противоречащий Конституции РФ и федеральным законам, представляет собой не­признание верховенства Конституции РФ и, по существу, означает присвоение органом государственной власти субъекта РФ не принад­лежащих ему властных полномочий и суверенных прав РФ.

Такие действия органа государственной власти субъекта РФ, по существу, ведут к утрате им своей легитимности, и потому досрочное прекращение его полномочий в предусмотренном рассматриваемым Федеральным законом порядке согласуется с целями защиты Кон­ституции РФ.

Досрочное прекращение полномочий (отрешение от должности) высшего должностного лица субъекта РФ в качестве применяемой в целях защиты Конституции РФ меры федерального воздействия реа­лизуется на основе взаимосвязанных нормативных и правопримени­тельных решений высших федеральных органов государственной власти, а именно федерального парламента, определившего основа­ния применения данной меры; органов судебной власти, правомоч­ных вынести решение о признании нормативного акта, изданного высшим должностным лицом или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, не соответствующим Конститу­ции РФ и федеральным законам; Президента РФ, издающего указ об отрешении названного лица от должности как завершающий акт процедуры в целом».


Особая правовая охрана Конституции РФ установлена законодательством в целях обеспечения неизменности и постоянства основополагающих принципов организации российского общества: верховенства Конституции как Основного Закона государства, сущности и гарантий прав и свобод человека и гражданина, политического, религиозного и идеологического плюрализма, разделения властей, парламентаризма, всеобщего избирательного права, федеративного устройства и других демократических принципов.

Особенности правовой охраны Конституции РФ состоят в том, что вся система государственных органов РФ, в том числе Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, а также судебная система РФ, призвана обеспечивать соблюдение конституционным норм, безусловно, органы местного самоуправления также обеспечивают соблюдение конституционных норм в отдельных населенных пунктах РФ.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, обеспечения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в РФ, а также суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

Федеральное Собрание РФ принимает федеральные законы во исполнение Конституции РФ, заслушивает отчеты Правительства РФ об их исполнении и соблюдении конституционных норм в РФ, осуществляет иные полномочия по обеспечению соблюдения Конституции РФ всеми субъектами правоотношений.

Правительство РФ осуществляет контроль за соблюдением Конституции РФ и конституционных прав и свобод федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов.

Особое место в охране конституционных норм принадлежит Конституционному Суду РФ. Он осуществляет следующие полномочия по контролю за соблюдением Конституции РФ:

  • издает акты официального толкования конституционных положений;
  • проверяет принимаемые законы и подзаконные акты различных органов власти на соответствие их Конституции РФ;
  • в случае обнаружения несоответствия нормативных актов федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ признает этот акт не соответствующим Конституции РФ и отменяет его действие;
  • проверяет международные договоры РФ на соответствие нормам Конституции РФ и признает их соответствующими или не соответствующими Конституции РФ, причем в последнем случае такие международные договоры не подлежат ратификации, а значит, не подлежат применению на территории РФ.

Иные суды РФ вправе отменять действие нормативных актов органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в случае их несоответствия положениям Конституции РФ по запросу правомочных органов. Правовой охране Конституции РФ служит особый усложненный порядок ее принятия, внесения в ее текст изменений или поправок.

Все субъекты конституционно-правовых отношений, включая и дипломатические, и консульские представительства иностранных государств, представительства международных организаций, их сотрудников, пользующихся дипломатическим и консульским иммунитетом, а также иных законно находящихся на российской территории иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), обязаны соблюдать Конституцию РФ.

Понятие охраны и защиты конституции

Конституция не реализуется автоматически. Процесс осуществления конституционных установлений нередко дает сбои и может быть нарушен умышленно либо в силу правоприменительной ошибки. Поэтому должны существовать их эффективная охрана и защита.

В литературе нет однозначного понимания охраны и защиты конституции. В первом приближении указанные понятия могут использоваться как равнозначные. Именно так чаще всего указанные понятия (термины) употребляются в Конституции РФ и в текущем (отраслевом) законодательстве. Однако известное различие между ними можно провести по следующим основаниям. Охрана конституции осуществляется путем установления в самой конституции, в законах и иных нормативных правовых актах мер профилактики и способов выявления конституционных нарушений, мер их пресечения, средств защиты и мер конституционной и иной ответственности в целях восстановления нарушенных конституционных установлений и наказания виновных за конституционные нарушения. Защита конституции непосредственно связана с активными действиями как потерпевших от конституционных нарушений но использованию средств защиты, так и уполномоченных компетентных органов и должностных лиц по применению разнообразных по назначению мер юридической ответственности к тем, кто совершил конституционные нарушения. Таким образом, защита составляет часть охраны конституции. Правозащитная деятельность завершает достижение конечной цели правоохранительной деятельности.

Правозащитная деятельность, составляющая существенную часть правоохранительной деятельности, имеет свои специфические особенности, связанные с основаниями се наступления, целями осуществления, с субъектным составом, участвующим в правозащитной деятельности, с распределением их полномочий, с особенностями процессуального порядка их реализации и другими характеристиками.

В правозащитной деятельности активную роль играет сам носитель права (правомочия), обладающий правом на защиту нарушенного права или полномочия. Основанием появления возможности прибегнуть к защите конституционного установления служит правосудие. Бессмысленно говорить о защите, если нет оснований к этому. Цель конституционно-правовой защиты состоит в устранении препятствий в реализации конституционных установлений, в восстановлении нарушенных прав и обязанностей, а также в наказании виновных правонарушителей в надлежащих случаях.

«Конституционно-правовая защита» — широкое понятие, которое охватывает самозащиту права (полномочия), т. е. совершение фактических действий, направленных на устранение препятствий в их реализации в пределах, установленных законом, а также использование субъектом права на защиту, инициирование обязательной по закону деятельности компетентных органов и должностных лиц в целях применения ими соответствующих мер государственного принуждения для устранения препятствий в осуществлении конституционных установлений; восстановление нарушенного правового состояния, возмещение нанесенного ущерба либо надлежащей компенсации, а также справедливое возмездие (кару, наказание) за совершенное правонарушение. Осуществляя правовую защиту, субъекты конституционного права в равной мере охраняют право и конституцию.

Нельзя противопоставлять реализацию и защиту конституции при всем своеобразии их содержания. Хорошо разработанный механизм защиты конституции уже сам по себе имеет большое воспитательное значение для обеспечения реализации конституционных установлений. Процесс реализации конституции включает и защиту ее в случае нарушения. Зашита, как правило, является стадией реализации, имеющей специальные цели и задачи: обеспечение реальной, наиболее полной и всесторонней реализации конституционных установлений. Правда, не всегда это возможно, например в случаях применения карательных (штрафных) санкций, преследующих цель справедливого наказания за совершенное правонарушение, и профилактики конституционных нарушений.

Охранительные средства и защитная деятельность государства, органов публичной власти, их должностных лиц представляют собой форму активно-властного отношения государства к правонарушениям, их причинам и последствиям в целях реализации конституционных установлений. В этом случае следует отдать предпочтение термину «охранительно-защитная публичная деятельность».

Основными признаками конституционной охранительно-защитной деятельности являются: особый предмет этой деятельности; властность ее осуществления; правовая опосредованность; процессуальная упорядоченность; уполномоченность субъектов, осуществляющих охранительно-защитную деятельность.

Охранительно-защитная деятельность включает такие направления деятельности компетентных органов и лиц, как: профилактика противоправного поведения, пресечение совершаемых правонарушений, процессуальное обеспечение при выявлении правонарушителя и установлении состава правонарушений, восстановление нарушенных правовых состояний, наказание правонарушителей за общественно-опасные конституционные действия.

Меры профилактики, пресечения и процессуального обеспечения по своей природе и назначению являются правообес- псчитсльными мерами, в то время как меры восстановления нарушенных правовых состояний и меры наказания за совершенные правонарушения суть меры юридической ответственности.

Целями охранительно-защитной деятельности служат восстановление нарушенных, деформированных правонарушениями конституционных установлений; возмещение нанесенного ущерба или надлежащей компенсации и справедливое наказание в предусмотренных законом случаях.

Охрана и защита конституции органами публичной власти

Охранять и защищать конституцию призваны все органы публичной власти в рамках предоставленных им законом полномочий и процедур. Органами публичной власти, которые осуществляют охрану и защиту конституции, как показывает мировая практика, являются глава государства; парламент; правительство и иные органы исполнительной власти, входящие в систему исполнительной власти; надзорно-контрольные и правоохранительные органы; органы местного самоуправления; суды.

Деятельность указанных органов власти по охране и защите конституции составляет одно из направлений содержания их основных функций либо самостоятельное направление наряду с другими.

Президент РФ как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ) и в силу этого:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: