Мусульманские судьи кадии следили за соблюдением норм шариата судами школами

Обновлено: 28.04.2024

Кади – государственный чиновник-судья, который вершит правосудие, основываясь на нормах шариата. Статус кади выше даже должности имама мечети – по сути он является главой города или даже области. Изначально кади занимались разбором дел прямо в мечети, но со временем им стали выделять отдельные помещения.

Первые кади были назначены в такие города как Медина, Багра и Куфа. Сделал это второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб. Это событие положило дальнейшие назначения кади в другие области и города, а во время военных походов – в войска. Делать подобные назначения мог только халиф.

Во второй половине VIII века, ознаменованной периодом правления Аббасидских халифов, был введён титул верховного кади (кади аль-кудат). В обязанности верховного кади входило назначение всех кади халифата и приём аппеляций на их решения.
Более расширенными обязанностями обладал кади в Османской империи – помимо прочего, ему вверялись нотариальные и административные функции на территории округа, называвшегося у османов «каза» или «кадилык».

Должность кади существует и по сей день, но только в тех государствах, где существует шариатский суд. В начале прошлого века в Египте, Турции и Тунисе вместе с ликвидацией шариатского суда был ликвидирован и институт кади.

К должности кади выдвигаются определённые требования. Так, он должен соответствовать определённым нормам шариата: быть совершеннолетним и образованным мусульманином, который находится в здравом уме; не иметь никаких физических недостатков.
По иску лица, чьи права нарушены, кади занимается тяжбами по сделкам или конфликтам в семьях, разбирает преступления по частным правам (убийства или причинение телесных повреждений). В прочих делах инициатором может выступать любой человек, в том числе и сам кади.

Перед принятием окончательного решения кади должен выслушать обе стороны конфликта, хотя и не обязан этого делать, если аргументы истца кажутся ему достаточными. Таким образом, правосудие в шариатском суде напрямую зависит от личных качеств кади: его уровня образования, авторитета, чувства справедливости, религиозности.

Верховенство закона – основа правосудия и судебной системы в мусульманском мире. Этот принцип на протяжении веков соблюдается не только судьями, но и правителями – подтверждений тому множество в мировой истории. Принцип верховенства закона берёт свои корни в шариате, которым веками руководствовались мусульмане. Он определяет всеобщее равенство перед законом – независимо от того, к какому социальному, политическому или даже религиозному статусу принадлежит обвиняемый.

кади - шариатский судья

Кадий или кади - судья в исламе, который судит по законам шариата.

Термин «Кади» в переводе с арабского языка означает мусульманский чиновник, судья, которого назначает правительство для того, чтобы он правильно судил и рассматривал иски, опираясь на законы шариата.

Термином «Шариатский суд» называют такой суд, который выносит свои решения и отвечает на иски в соответствие с шариатскими законами, лежащими в основе Шариата. Шариатский суд функционирует в ряде мусульманских стран. В мусульманских общинах Северного Кавказа в постреволюционный периода России также действовал шариатский суд.

Термин «кади» неразрывно связан с понятием шариатского суда, и судья в шариате – это тот, кто рассматривает иски и тяжбы и выносит решение, опираясь на религиозные законы и положения.

История

Впервые этот термин был введен в обиход во время правления Умара ибн аль-Хаттаба в таких городах, как Медина, Басра и Куфа. С этого момента кади начали назначать в самые крупные из городов, в областные центры. Шариатский судья также назначался в ряды войск, когда проходили военные походы. Назначать кади мог только правитель или халиф.

Верховный кади появился в Арабском государстве со второй половины восьмого века. Эта должность носила название «кади аль-кудат», и тот, кто занимал ее, должен был не только судить, но и назначать всех остальных кади в халифате от лица халифа, а также принимать от граждан апелляции, которые подавались на решения остальных кади.

Должность шариатского судьи существовала во многих государствах. Функции, которые выполняли кади в то время, были крайне разнообразны.

Конец XX века в некоторых мусульманских государствах ознаменовался тем, что шариат стал играть ведущую роль как основа законности, и в этот период снова начала возрастать роль кади и значение вынесенных ими решений.

Статус кади в исламе

Статус должности кади выше, чем статус имама мечети. Он возглавляет судопроизводство города или области, занимается рассмотрением вопросов и тяжб по семейным конфликтам или сделкам, преступлениям, касающихся личных прав, таких, как нанесение телесных повреждений или убийства, только если подал иск на это сам тот человек, чьи права были затронуты. Но рассмотрением прочих дел кади может заниматься как по собственной инициативе, так и по требованию любого лица.

Перед тем, как вынести решение по делу, судье необходимо выслушать все стороны процесса. Решение его не может быть пересмотрено. Это указывает на персональный характер мирового шариатского суда, где на авторитет самого суда влияет авторитет судьи, а также уровень образованности, религиозность и справедливость того, кто осуществляет судебное делопроизводство. На должность судьи в шариате в одних мусульманских государствах назначали правители, а в других избирали старейшины или шейхи.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Ассаляму Алейкум братья ! Я подписал договор с одной компанией по подготовке в топовые вузы. В договоре указано было что: 1) при несвоевременной выплате начисляется пеня, 2) договор находится под юрисдикцией Великобритании, 3) Любые расходы, издержки и юридические расходы, понесенные в результате обеспечения своих прав, указанных в настоящем Договоре, должны быть оплачены Клиентом, включая любые обоснованные адвокатские расходы и гонорары
коллекторских агентств. Насчёт пени мы договорились в устной форме что при не выплате только происходит стоп-сервис и пеня это просто формальность, а насчёт других моментов не знаю что делать. Стоит ли менять условие договора или оставить все как есть? Не хотелось бы лишний раз тревожить людей если все хорошо

шариатский суд

Шариатский суд - орган правосудия, является основным институтом, который применяет исламское право. В мусульманском государстве шариатский суд возглавляет кадий.

В правовых системах стран мусульманского мира до девятнадцатого века шариатские суды занимали основное место, но с середины девятнадцатого века эта роль стала ослабевать, и на их место стали приходить суды светские, оставив исламским судам лишь рассмотрение тех вопросов, которые касались частной жизни и личного статуса верующих мусульман, вопросы семьи и брака, опеки и наследства, попечительств и прочих моментов, связанных с частной жизнью мусульман.

Основные понятия

Регулирует организацию, правила и юрисдикцию шариатского суда фикх. Регулирование деятельности исламского суда осуществляется теми институтами фикха, которые касаются статуса кади, записи судебных дел, доказательств и свидетельских показаний.

Шариат

Шариат представляет собой понятие очень широкое, в котором объединяются как юридические, так и нравственные аспекты, также в него входят и такие предписания культа, как регламентация исламских религиозных праздников, молитв и поста, а также прочих обязанностей мусульман.

«Шариат» подразумевает под собой совокупность морально-этических, правовых и религиозных норм Ислама, которые распространяются на большую часть жизни верующего мусульманина. В основе Шариата лежат положения, которые содержатся в Священной Книге Коран и Сунне пророка Мухаммада ﷺ (его высказываний и поступков), Шариат охватывает элементы не только конституционного, уголовного или гражданского права, но и права административного, процессуального и семейного, охватывает и этические и моральные нормы, а также нормы поведения, которые установлены в исламском обществе.

Возможно вам будет интересно узнать о законах Шариата для женщин

Христиане воспринимают понятие шариатского суда с некоторым опасением, во многом потому, что не мусульмане имеют недостаточное представление о том, о судебной шариатской системе. Шариат - это законодательная система, ниспосланная людям Всевышним Аллахом посредством Корана и Сунны Пророка Мухаммада ﷺ, в основе Шариата лежит соблюдение мусульманами исламских морально-этических норм по отношению к предписаниям Аллаха, семье, родственникам, соседям, окружающим людям не смотря на их конфессиональную принадлежность, выраженную в справедливом и беспристрасном отношении. Смотрите нижеприведенном видео отношение Шариата к правам человека и правам собственника земли.

Если рассматривать понятие «фикх», то догматы фикха формулируются как раз на основе положений шариата, и эти нормы регламентируют правоотношения в самых разных сферах как государства и его экономики, так и семьи. В основе фикха лежит не только Сунна и Коран, но также на мнении ученых мусульманской науки, если это мнение согласованно, в том числе и на мнении о рассматриваемом прецеденте известных мусульманских правоведов. За основу берутся школы четырех основных мазхабов: ханафитского имама Абу Ханифы, шафиитского имама аш-Шафии, маликитского имама Малика и ханбалитского имама Ахмада ибн Ханбаля.

В основе фикха могут лежать и элементы обычаев в правовой сфере, имеющих место в культуре разных народов. То есть в основе фикха лежит вся практика судопроизводства Ислама, и некоторые ее элементы порой могут шокировать обывателя из западных стран.

Шариатский судья - кади возглавляет шариатский суд как орган правосудия в мусульманском государстве. Кади назначает правитель исламской страны. Кади по своему статусу в должностной иерархии стоит выше, чем имам мечети. Назначает глава государства на должность шариатского судьи специалиста по праву, обладающего высшим религиозным образованием и большим опытом работы с людьми в решении религиозно-правовых вопросов, который должен быть ответственным и беспристрасным человеом, пользующимся авторитетом у народа. Судья в исламском суде представляет собой главу мусульман в округе или городе. Кади имеет полномочие принимать решение единолично в участковом шариатском суде первой инстанции по любому делу, которое рассматривается при нем.

Должность кади была главенствующая роль в таких системах мусульманских государств вплоть до девятнадцатого века, и только позже светские суды вытеснили исламскую судебную систему в большинстве стран Востока, когда ввели в практику применение судов по образцу европейских стран.

Задачи шариатского суда

Перед шариатским судом стоит основная задача: защитить человеческую жизнь, которая является бесценным даром, а также возможностью для мусульманина убедиться в мудрости Создателя, защитить религию и способы ее исповедания, осуществить контроль за тем, чтобы на протяжении всей своей жизни верующий от истинного понимания религии не отклонялся, защитить права человека, иметь свою точку зрения, защитить имущество человека, интеллектуальное и материальное, поскольку имущество обеспечивает для верующего его благосостояние и возможность служить своему ближнему. Еще одна задача состоит в том, чтобы защитить семью и семейные ценности, обеспечить преемственность поколений, поскольку только это дает возможность одному поколению передавать потомкам интеллектуальное наследие и священное знание.

Все эти задачи отражают пять целей религиозного закона Ислама, и если приверженцы Ислама будут следовать всем этим целям, то это будет лучшим способ с их стороны выразить перед Аллахом свое благоговение.

Система наказаний исламского суда

Шариатский суд как любая правовая система имеет четко выраженную систему наказаний, запретов и предписаний. Система Шариата включает в себя строго предписанные обязательные обязанности:

  • обязанности, которые близки к строго предписанным;
  • действия желательные;
  • действия, которые могут совершаться только изредка;
  • действия нейтральные;
  • действия нежелательные;
  • действия, которые нарушают важное действие или уже начатое религиозное;
  • действия строго запрещенные.

Действия, которые строго запрещены, составляют категорию под названием «харам». К этой категории относятся такие действия, как убийство невинного человека, употребление свинины и алкогольных напитков, воровство или непокорность мужу и родителям.

За разные действия относящихся к категории "харам" установлены разные наказания: от простого предупреждения до смертной казни. За употребление алкоголя (возможно предупреждение) и лжесвидетельство по нормам шариатского суда полагается наказание в виде восьмидесяти ударов плетью, за воровство – отсечение кисти руки (при ряде отягчающих условий), за вероотступничество шариатский суд приговаривает к смертной казни.

Применение шариатских норм в современных государствах

С самого начала установления мусульманского государства именно шариатский суд был тем основным институтом, которым применялось мусульманское право. В современном мире в некоторых мусульманских странах на смену шариатскому пришли суды общегражданские, но и исламские суды в ряде мусульманских государств все еще функционируют.

В современном мусульманском мире долгие годы главной судебной системой шариатский суд остается в Саудовской Аравии, в Иране, Иордании, Омане и Йемене, в Ливии. Используется шариат вместе с другими правовыми нормами в таких странах, как Пакистан, Малайзия, Афганистан, Ирак, Сирия, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар, Бруней, Джибути, Бахрейн и Египет, а также в Ливии, Тунисе и Мавритании. Шариат практикуется в некоторых регионах Сомали, Судана, Нигерии и Бангладеш. В Марокко нормами шариата официально руководствуются на уровне отношений внутри семьи. Такая же ситуация с применением шариатского права сохраняется в последние годы на Филиппинах (Минданао), в Алжире и в Индонезии.

В современном Иране Особый духовный шариатский суд действует отдельно от всей судебной системы страны.

шариатский суд Пакистана

Здание Федерального Шариатского суда Пакистана

Йемен, испытывая влияние в некоторых отраслях европейских тенденций развития, оставил в качестве преобладающей именно мусульманско-правовую традицию.

В Афганистане в государственной судебной системе сочетается традиционное исламское право и некоторые нормы европейских систем права.

Основным органом правосудия шариатский суд остается в Пакистане и Саудовской Аравии: положения фикха как нормативно-правовой части шариата определяют юрисдикцию шариатского суда, его организацию, статус кади, составление протоколов судебных заседаний, слушание свидетельских показаний, порядок, по которому предъявляются доказательства, а также нормы поведения в обществе для мусульман.

В скором времени шариатский суд может стать основным органом правосудия в ведущих мусульманских государствах мира, даже в таких государствах, как Соединенные Штаты Америки, странах Европы и в России. На это указывают высказывания самых разных влиятельных должностных лиц и средств массовой информации перечисленных стран. В этих странах отмечается устойчивый рост количества мусульман на протяжении последних лет, и политики обсуждают вопросы о том, как возможно сочетать процессуальные правила светского и исламского мира всерьез.

Шариатские суды в Европе и США

Единственная страна Европы, где шариатский суд действовал долгое время в отношении мусульманской общины (в основном местных турков) была Греция.

В Европе шариатский суд уже не первый год применяется для рассмотрения судебных исков между мусульманами. При рассмотрении бракоразводных процессов или рассмотрения вопросов имущественного наследования применяется вместо шариатских норм гражданское международное право. Для граждан Саудовской Аравии или Ирана при рассмотрении судебных дел с их участием Шариатский суд Германии в Берлине учитывает и законодательство конкретно этих стран обращаясь к исламскому праву.

шариатские суды

В Великобритании шариатский суд выступает в роли третейских судов, когда возникают между двумя мусульманами имущественные споры – в таком случае граждане имеют право обратиться по обоюдному согласию не к судье светскому, а к имаму с целью рассмотрения их вопроса. Подобная практика имеет место в Великобритании не первый год и с судом иудейским.

Голландские судьи имеют право применять в своей практике исламско-правовые нормы, если они не вступают в противоречие с законами страны. В Бельгии первый шариатский суд открылся совсем недавно, и в первые годы своего существования он рассматривает только дела гражданского характера.

Американский штат Оклахома уже не первый год разрешает своим судьям применять нормы шариата при вынесении решений.

Шариатские суды в России

В регионах России, где преобладало мусульманское население, на Северном Кавказе действовали шариатские суды до самой революции 1917 года, но даже в те годы они применяли в своем судопроизводстве только те нормы, которые не вставали в противоречие действующему законодательству. После того, как свершилась революция 1917 года, в некоторых регионах Северного Кавказа шариатские суды были восстановлены, но большевики ликвидировали и их в течение ближайших трех лет.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Не отражены важные аспекты, которые очень волнуют любого, кто сталкивался с судами вообще. 1. Являются ли эти суды платными? 2. Есть ли у суда шариата адвокаты? 3. Есть ли в судах шариата экспертизы на научной основе? 4. Есть ли контроль над судьями, или они могут авторитарно судить так, как им вздумается? 5. есть ли кодекс законов, с которыми можно ознакомиться? 6. Одинаковы ли решения шариатского суда разных районов и стран на один и тот же вопрос?

Сулаев Иманутдин Хабибович, доцент кафедры отечественной истории нового и новейшего времени исторического факультета ДГУ.

В данной статье автором исследуется деятельность шариатских судов в Дагестане и характер взаимоотношений власти с ними.

Ключевые слова: шариатский суд, власть, советский, инстанция, система, ДАССР, закон.

The author of the article studies the activity of shariat courts in Dagestan and character of relations between the power and the courts.

Key words: shariat court, power, soviet, instance, system, DASSR, law.

Шариатский суд был одним из наиболее распространенных исламских институтов, с помощью которого представители мусульманского духовенства влияли на массы. Мусульманские судьи - кадии в Дагестане на протяжении многих веков вершили суд по шариату и обычаям (адатам). После Февральской революции 1917 г. сложились самые благоприятные условия для деятельности шариатских судов в Дагестане и на Северном Кавказе в целом. Первая резолюция об их создании была принята на первом съезде горских народов Кавказа, проходившем в мае 1917 г. во Владикавказе .

Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917 - 1918 гг.), Горская республика (1918 - 1920 гг.) (документы и материалы) / Сост.: Г.И. Какагасанов, А-Г.С. Гаджиев, С.Ч. Асельдаров, и др. Махачкала, 1994. С. 37.

При активном участии самых авторитетных ученых-алимов, кадиев и светской интеллигенции было разработано "Временное основное Положение судоустройства и шариатского правления Республики Союза горцев Кавказа" . Согласно "Положению" учреждались выборные сельские, городские, окружные и областной шариатские суды. Сельские шариатские суды в составе трех лиц во главе с кадиями создавались обществами, насчитывающими не менее 50 домов. Члены суда были самостоятельны в деле применения норм шариата и несменяемы, за исключением случаев добровольного оставления ими должности или освобождения из-за несоответствия своему высокому званию.

Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. Р-627. Оп. 1. Д. 10 а. Л. 11 - 12 об.

Сельский суд рассматривал мелкие гражданские дела и такие уголовные преступления, как кражи, драки без членовредительства, распространение слухов, позорящих доброе имя, поступки, нарушающие общественный порядок и тишину. Апелляцию на решение сельских и городских шариатских судов после его получения в семидневный срок можно было подавать в окружной суд в течение двух недель. Более серьезные уголовные и гражданские дела подлежали рассмотрению окружными судами, которые состояли из трех членов. Апелляции на решения окружного суда подавались в областной суд в течение одного месяца со дня получения копии решения.

Областной суд состоял из гражданского, уголовного и общего отделов во главе с председателем. Кассационная жалоба на решения областного суда принималась в шариатское правление в месячный срок со дня получения копии решения. Возглавляло шариатскую судебную систему шариатское правление из 11 членов с главноуправляющим - муфтием во главе.

Избранные обществами окружные судьи утверждались Приказом главноуправляющего .

Там же. Ф. Р-707. Оп. 1. Д. 1. Л. 4.

В разгар Гражданской войны шариатский суд в Дагестанской области был преобразован в военно-шариатский. Он использовался противоборствующими политическими силами и деятелями как инструмент борьбы с оппонентами. Сельские и окружные шариатские суды в годы Гражданской войны содержались самими сельскими обществами, а областной суд и шариатское духовное правление финансировались действующей властью.

В начале своего установления в Дагестане советская власть не закрыла шариатские суды, а наоборот, узаконила их и обещала финансировать. В утвержденных 24 июня 1920 г. Дагестанским ревкомом "Положениях о судах Дагестана" говорилось следующее: "В Дагестане, где, кроме трех городов его, население почти исключительно мусульманское, действуют народные суды двоякого типа, а именно: а) в городах Темир-Хан-Шуре, Петровске, в Дербенте - народные суды, учрежденные согласно декрету Всероссийского ЦИК Советов "О народном суде РСФСР"; б) на всей территории Дагестана - народные шариатские суды, руководствующиеся положениями шариата" .

См.: Магомедов М.А., Гаджиев М.М. Шариат и его распространение в Дагестане. М., 1996. С. 161.

Согласно "Положению" члены шариатских судов выбирались обществами, а потом утверждались Дагестанским областным шариатским отделом Наркомюста республики по ходатайству окружных исполкомов Советов. В анкете претендент на должность кадия должен был указать, служил ли он у белых, когда и где, есть ли судимость, семейное положение, возраст и место рождения. Утвержденный на должности кадий получал удостоверяющий документ.

Сельские и окружные шариатские суды включали председателя и двух, иногда трех членов. В архивных документах мы выявили состав десятков сельских и девяти окружных шариатских судов. Окружные суды имели судебных исполнителей, секретарей и делопроизводителей, но не было прокуроров и адвокатов. Как правило, сельские суды собирались в здании сельсовета, на центральной площади, у мечети или в самой мечети по пятницам. Кроме дел об изнасиловании, похищений девушек и оскорблений замужних женщин, дела в судах всех уровней рассматривались открыто . Такие суровые меры, как телесные наказания, членовредительство и лишение жизни, шариатский суд к преступникам применить не мог. В таких уголовных делах руководствовались принятыми в адате наказаниями: изгнанием кровника (канлы) за пределы сельской общины, штрафами за пролитие крови и за любой ущерб, нанесенный собственности. Еще шире, чем до революции, стало применяться тюремное заключение. На суде присяга мусульман на Коране как доказательство поощрялась.

См.: Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие: Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана. М., 2002. С. 222.

В окружных шариатских судах рассматривались основные судебные тяжбы. Они служили апелляционной инстанцией для сельских судов. Апелляции на решения окружных шариатских судов поступали в областной суд и на имя наркома шариата А.-Х. Акушинского. Последний должен был дать санкцию на приведение в исполнение смертного приговора, вынесенного окружными шариатскими судами . Но мы не зафиксировали ни одного случая приведения в исполнение приговоров шариатских судов о смертной казни.

Шейх Али-Хаджи Акушинский, назначенный большевиками наркомом шариата и членом Дагестанского ревкома за помощь в установлении советской власти, не занимался организационными вопросами шариатских судов в силу своего преклонного возраста. Власти формально с ним считались до 1925 г. . Живя в родовом ауле, он полностью возложил свои обязанности на заместителя О. Османова, вступившего к тому времени в большевистскую партию и доказавшего ей свою преданность.

Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 64. Оп. 1. Д. 129. Л. 13.

Пока советская власть в Дагестане не окрепла, руководство республики обещало финансировать шариатские суды, но практически кадии содержались самими обществами. Многие кадии бедствовали , не раз они собирались на маджлисы - съезды, пытаясь привлечь внимание властей.

Там же. Ф. Р-183. Оп. 4. Д. 2. Л. 24 - 24 об.

Среди руководителей Дагестанской АССР (Дагестан был провозглашен автономной республикой 13 ноября 1920 г.) не было единства по отношению к шариатским судам. Одни отстаивали шариатские суды как вполне необходимые и жизнеспособные институты судебной власти , другие требовали закрыть их. О разногласиях среди руководителей Дагестанской АССР по шариатским судам было доложено в Москву . Некоторые представители федеральных властей признавали, что преследование кадиев и ущемление шариатских судов в мусульманских регионах страны было ошибкой, а административные меры борьбы с ними отвергали как бесполезные и вредные методы, вызывающие озлобление у населения .

Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 155. Ч. 5. Л. 286 - 286 об.
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 60. Д. 313. Л. 4 - 29.
Там же. Д. 796. Л. 3.

В начале 20-х годов руководство Дагестанской АССР пыталось приспособить ужесточившиеся советские антирелигиозные законы к местным условиям. 28 мая 1921 г. Дагревком предложил Наркомату юстиции заменить наиболее жесткие шариатские наказания, такие как членовредительство, побивание преступников камнями, заключением в тюрьму на определенные сроки. Уголовные преступления предлагалось вообще изъять из ведения шариатских судов . Своим приказом N 134 от 26 октября 1921 г. Дагревком изъял из ведения шариатских судов все уголовные преступления (убийства, разбои, грабежи, кражи и мошенничества), передав их в советские. За шариатскими судами было сохранено право рассмотрения только гражданских дел . Такое решение властями было мотивировано желанием "пресечь развитие уголовной преступности".

ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 7. Д. 2. Л. 184.
См.: Революционные комитеты Дагестана (март 1920 г. - декабрь 1921 г.). Махачкала, 1960. С. 143 - 144.

Салахбекова З.А. Власть и мусульманское духовенство Дагестана: история взаимоотношений (1920 - 1940 гг.): Дис. . канд. ист. наук. Махачкала, 2003. С. 71.

Сложное социально-экономическое и общественно-политическое положение, сложившееся в стране, вынудило руководство республики снять шариатские суды с госснабжения 2 июля 1922 г. Государство так и не возместило служащим задолженность по зарплате, зато десятки дагестанских обществ изъявили желание содержать шариатских кадиев за собственный счет.

В 20-е годы преступность захлестнула всю страну. Дагестан не стал исключением. Причину роста преступности в Дагестане некоторые советские чиновники видели в бездействии шариатских судов, которые якобы "совсем не справлялись с задачами революционного порядка" . Чиновники перекладывали всю ответственность за разгул преступности на шариатские суды.

ЦГА РД. Ф. Р-37. Оп. 18. Д. 6. Л. 4 об.

Плюрализм судебной системы, существовавший в Дагестанской АССР до 1927 г., позволял жителям с выгодой для себя обращаться как в шариатские, так и в советские суды. Мусульманам привычней было обращаться в шариатские суды. В каждом населенном пункте был мулла, который разрешал спор по шариату или по адату. Чем больше власти оказывали давление на представителей духовенства, требуя от них отказаться от выполнения обязанностей, тем активнее общества-джамааты выступали в их защиту. Так, жители селения Аксай Хасавюртовского округа 13 июня 1924 г. вынесли на сходе решение, чтобы все судебные дела разрешались шариатскими судами, а власти просили не беспокоить их по религиозным вопросам, если "наши верования не приносят какого-либо политического ущерба" . Жители этого аула настаивали на сохранении бракоразводных и других судебных дел в руках духовенства. Духовенство и в других аулах и городах республики находилось под покровительством населения. Сход жителей г. Буйнакска, состоявшийся 5 - 6 февраля 1925 г., постановил все бракоразводные и наследственные дела сосредоточить исключительно в шариатских судах , что противоречило вышеприведенным советским законам.

Там же. Ф. Р-182. Оп. 1. Д. 22. Л. 4 - 4 об.
Там же. Ф. Р-37. Оп. 20. Д. 51 а. Л. 33.

По мере укрепления советской власти в Дагестане начались проводиться мероприятия культурной революции. В то же время правительство продолжало издавать законы, ограничивающие деятельность шариатских судов. Циркуляр Наркомата внутренних дел ДАССР от 27 января 1927 г. запрещал многоженство в ДАССР, а муллам и кадиям запрещал заключать повторные шариатские браки. Нарушение этого закона каралось по ст. 199 главы 10 УК РСФСР. Ответственность за соблюдение данного закона возлагалась на начальников окружных и районных отделов милиции . На местах этот закон, как и другие антирелигиозные законы, не соблюдался.

Там же. Ф. Р-41. Оп. 12. Д. 1. Л. 17.

В большинстве крупных и средних населенных пунктов Дагестанской области шариатские суды открылись в 1918 г. По подсчетам исследователя А.Л. Летифова, в декабре 1921 г. в Дагестане насчитывалось до 800 шариатских судов . По данным председателя ДагЦИК М. Далгата, в 1923 г. в республике существовало до 700 шариатских судов . Согласно статистическим данным Дагестанского областного шариатского отдела при Наркомате юстиции в 1923 г. в Дагестанской АССР было 9 окружных и 644 сельских шариатских суда. Больше всего - 94 - было в высокогорном Андийском округе .

Летифов А.Л. Возникновение и развитие советской национальной государственности народов Дагестана. Махачкала, 1968. С. 56.
ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 155. Ч. 5. Л. 286.
ЦГА РД. Ф. Р-182. Оп. 1. Д. 16. Л. 8.

Несмотря на сложности времени и противодействие властей, некоторые окружные и сельские шариатские суды работали регулярно. Согласно архивным документам, в 1921 г. Дербентский окружной шариатский суд заседал 11 раз и рассмотрел десятки уголовных и гражданских дел. За совершение уголовных преступлений Дербентским окружным шариатским судом семеро мусульман было осуждено на различные сроки, а пятеро оправдано . В сентябре 1921 г. в Казикумухский окружной суд поступило 259 дел. Из них 203 (около 80%) - гражданские иски, остальные 56 (20%) - уголовные дела (7 по убийствам, 37 по кражам, 3 по изнасилованиям, 1 по поджогу и 8 по ранениям) .

ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 7. Д. 2. Л. 309.
Там же. Л. 313.

В Махачкалинском окружном шариатском суде на 30 июня 1923 г. насчитывалось 275 "неоконченных" гражданских дел, поступило 106 новых гражданских и 14 бракоразводных исков. К 1 января 1924 г. оставались неоконченными 386 гражданских дел, к ним до 30 апреля прибавилось 93 новых дела (всего 479) .

ЦГА РД. Ф. Р-182. Оп. 1. Д. 17. Л. 38.

Сведения, предоставляемые разными структурами власти о количестве поступивших и рассмотренных шариатскими судами гражданских и уголовных исков, противоречили друг другу. Окружные (районные) и местные власти искусственно занижали или вообще не предоставляли данные о деятельности шариатских судов. Причина расхождения в данных была и в том, что некоторые председатели судов вообще отказывались сотрудничать с властями.

Ситуация с деятельностью шариатских судов в разных населенных пунктах была неодинаковой. Одни местные партийные и советские работники оказывали давление на кадиев и настраивали против них жителей, другие, наоборот, сотрудничали и вместе боролись с преступностью. Можно сказать, что отдельные кадии находились под покровительством местных властей. Такие отношения не афишировались. В таких случаях "наверх" поступала удобная для начальства информация о том, что шариатские суды ликвидированы, хотя они продолжали оказывать судебные услуги населению.

В связи с укреплением позиций советской власти на местах и началом осуществления общесоюзных программ по индустриализации, коллективизации и культурной революции во второй половине 20-х годов республиканские власти решили шариатские суды ликвидировать. На основании Постановления бюро Дагобкома ВКП(б) от 21 декабря 1926 г. Президиум ЦИК ДАССР 18 апреля 1927 г. принял решение ликвидировать окружные шариатские суды и отменить "Положение о шариатских судах" . Окончательное решение о закрытии в ДАССР шариатских судов было принято на Второй сессии ЦИК ДАССР 6-го созыва, проходившей в ноябре 1927 г. Шариатские суды как институт прошлой эпохи, не укладывались в новые социалистические нормы права. Тем не менее они так сразу не исчезли, как это пытались представить окружные власти.

Казанбиев М.А. Создание и укрепление национальной государственности народов Дагестана. Махачкала, 1971. С. 58.

Не только жители, но и советские чиновники на местах при разборе многих споров продолжали обращаться к авторитетным кадиям. В 1933 г. в 23 районах республики Дагестанский отдел ОГПУ зарегистрировал 636 кадиев. Из них только 84 (13,2%) признались, что являются шариатскими судьями, а 552 (86,8%) заявили об отказе от службы из-за боязни репрессий.

Власть и мусульманская религия в Дагестане (ноябрь 1917 г. - декабрь 1991 г.). Документы и материалы / Сост. Г.И. Какагасанов, М.Д. Бутаев, М.М. Амирханова. Махачкала, 2007. С. 105 - 106.

Десятки кадиев продолжали судить по шариату и адатам и после ликвидации шариатских судов. За время существования в Дагестане шариатские суды сыграли определенную роль в борьбе с преступностью и в стабилизации общественно-политической ситуации.

Использование в Дагестанской АССР регулятивных функций ислама до укрепления советской власти, сохранение значительной судебно-административной автономии на основе шариата для местного мусульманского населения при условии его полной лояльности к новой власти можно рассматривать как пример сотрудничества государства и духовенства.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


М.М. МАГОМЕДОВА, преподаватель кафедры гражданского права Дагестанского государственного института народного хозяйства Анализируется роль кадиев в системе сельского управления до и после присоединения Дагестана к России; проводится сравнительный анализ правового статуса акушинского и табасаранского кадиев; рассматриваются требования, предъявляемые к должности кадия.

М.М. МАГОМЕДОВА,

преподаватель кафедры гражданского права Дагестанского государственного института народного хозяйства

Анализируется роль кадиев в системе сельского управления до и после присоединения Дагестана к России; проводится сравнительный анализ правового статуса акушинского и табасаранского кадиев; рассматриваются требования, предъявляемые к должности кадия.

Ключевые слова: сельское общество, старшина, акушинский кадий, табасаранский кадий, сельский сход.

To the matter about changing powers of kadi after reforms of rural management in 1868

The role of kadis in system of rural management before joining of Dagestan to Russia is analyzed; the comparative analysis of legal status akushinskij and tabasaranskij kadis is carried out; the requirements shown to a post kadi are considered.

Keywords: rural society, the foreman, akushinskij kadi, tabasaranskij kadi, a rural descent.

Вторая половина девятнадцатого столетия — важнейший этап в истории России и Дагестана, когда поражение в Крымской войне выявило главную причину экономической и военно-политической отсталости — крепостное право — и социальную опасность его дальнейшего сохранения. Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других реформ, в том числе в области сельского управления.

Если сельское общественное управление в центральных районах Российской империи составляли сельские сходы и старосты, то в Дагестанской области — сельские сходы (джамааты), старшины, кадии (дибиры, будуны), суды и исполнители. В центральных районах Российской империи суд не входил в сельское общество, а судебные функции исполнял сельский сход.

Наличие института кадия в системе сельского управления Дагестана связано с религиозными особенностями, местными традициями, обычаями и менталитетом мусульманского населения.

О полифункциональной роли мусульманского духовенства писал Н. Самурский: «В Дагестане духовное лицо — это не только священник, но и судья, народный учитель, военный вождь, борец за свободу и независимость, носитель образованности, владелец общественных средств и председатель комитета взаимопомощи. Идеология, культура, быт и экономика — все находится в руках духовенства, или, иначе говоря, в его руках находится вся организация общественной жизни. Сложившееся в Дагестане мусульманское духовенство, как представители интеллигенции, руководили всей духовно-культурной жизнью дагестанцев»[1].

Соприкосновение в России двух цивилизаций — христианской и мусульманской — требовало законодательного урегулирования правового положения главного носителя мусульманского права — исламского духовенства[2].

Специальные труды, посвященные этой теме, отсутствуют. Имеются лишь обобщающие работы, которые затрагивают вопросы административно-политического и общественного устройства системы духовенства: Б.Г. Алиева, М.А. Агларова, Р.А. Губахановой, М.Р. Гасанова, М.М. Ковалевского, Р.М. Магомедова и др.

Институционализация статуса духовенства, а следовательно, определение правового пространства ислама на Северном Кавказе, по мнению великого князя Михаила Николаевича — кавказского наместника в 1862—1882 гг., была одним «из самых важных государственных вопросов, требующих осмотрительности»[3].

Кадии всегда пользовались большим авторитетом и уважением. К ним обращались при разрешении дел по шариату. Община вмешивалась в дела вероисповедания в личностном плане, требовала обязательного соблюдения религиозного ритуала. Общественное мнение преследовало людей, не совершавших молитв и не посещавших мечеть.

Не допускались обвинения по подозрению в преступлениях (кроме убийства) ни кадия, ни старшин, ни лиц, посвятивших себя изучению духовных книг[4].

Часто кадии становились главными административно-должностными лицами джамаатов. Вместе со старшинами они возглавляли общественно-политическую жизнь своих джамаатов, вершили суд по шариату.

Кадии стояли во главе Акуша-Дарго, Каба-Дарго, Андалала, Рутула, Ицари, Салатавии, Анцуха и т. д. Власть кадиев, как и старшин, в основном была наследственной в одном и том же тухуме. Причем в руках кадиев союзов сельских общин была сосредоточена и светская, и духовная власть.

Став во главе союзов сельских общин в разные периоды, кадии разных союзов имели неодинаковые функции. Полномочия были широкими в даргинских союзах сельских общин. «Акушинский союз “вольных обществ”, — пишет М.А. Агларов, — единственный в Нагорном Дагестане тип политического правления, где кадий получил верховную власть, но не абсолютную, она была ограничена выборными представителями из каждой входившей в союз общины»[5].

Акушинский кадий стоял во главе светской и духовной власти, «решал с советом старшин важнейшие общественные дела, управляя притом духовной властью»[6], в результате чего в Акуша-Дарго сложилась теократическая форма государственного управления. Он являлся верховным правителем, судьей и военачальником, следил за соблюдением норм шариата и адата, разбирал споры, возникающие между отдельными обществами, входившими в федерацию. Кадий Акуша-Дарго «имел право подвергнуть личному разбирательству те или иные споры, возникавшие не только между отдельными общинами, но и между частными лицами»[7]. К нему апеллировали по всем спорным вопросам, которые разбирались духовным и гражданским судами[8]. В функции власти акушинского кадия входили также сбор ополчения и командование над ним как при защите от нападения внешних врагов, так и во время походов на другие владения — за пределы территории Акуша-Дарго. Он «назначал сотенных командиров и приказывал, по скольку человек должно с каждого двора идти на войну» (такие важные вопросы решал вместе с представителями всех пяти союзов сельских общин федерации Акуша-Дарго)[9].

Акушинский кадий обладал самостоятельностью при решении судебных вопросов. При желании он даже «мог изменять и адатные решения картов по своему усмотрению, назначать большие штрафы и пр.»[10]. Возвышение акушинского кадия как светского и духовного руководителя дошло до того, что не только верхнедаргинцы, но и жители других даргинских обществ, недовольные решениями старшин и кадиев, обращались к нему[11].

Права и функции власти кадиев других союзов сельских общин были ограничены деятельностью джамаатских организаций и сельской земледельческой знатью.

Но в аварских союзах также намечалось расширение функций власти кадиев. Поскольку он был «военным, светским и духовным главой вольного общества, — пишет Р.М. Магомедов, — направление его деятельности, как главы вольного общества, определялось тем, что он владел всей территорией вольного общества; организовывал военное ополчение, предводительствовал в походе; являлся религиозным главой; являлся верховным судьей при решении дел на основе мусульманского права»[12].

Между тем имеются и ошибочные утверждения о статусе и функциях кадиев союзов сельских общин Дагестана. Так, Т.Ч. Чараганова пишет: «Кадий Акушинский и кадий Северного Табасарана являлись единственными полновластными правителями своих земель, пользовавшимися неограниченной властью»[13]. Как уже было указано выше, власть акушинского кадия была ограничена выборными представителями из каждой входившей в союз общины.

Далее Т.Ч. Чараганова утверждает: «кадий должен был знать богословские догматы и шариат»[14]. Здесь автор не прав, ведь правовой статус акушинского кадия существенно отличался от положения табасаранского кадия. Если акушинский кадий — духовное лицо, то кадий в Табасаране это прежде всего светский феодальный владетель.

По этому поводу Б.Г. Алиев пишет: «Особенностью теократии в Табасаране было то, что светская власть кадия была скопирована с управления майсумства и внутреннее управление табасаранский кадий осуществлял с привлечением беков, духовенства и старшин»[15].

«Избранный кадий не обязан был знать шариат, а это достоинство переходило к старшему в роду, хотя он был и безграмотный. Кади Табасаранский шариатских дел не решал» [16] . Это отмечено в работе М.Р. Гасанова «Очерки истории Табасарана» (Махачкала, 1994).

Мусульманское духовенство вплоть до реформ 1960-х годов контролировало личную и общественную жизнь горцев (особенно в тех районах, которые входили в состав имамата Шамиля), а также регламентировало ее шариатом — мусульманским правом[17].

Правительство делало все, чтобы максимально ограничить действие норм шариата, так как полностью отменить его в крае было невозможно. Начальникам округов предписывалось не приводить в исполнение решения по адату и шариату, не соответствующие видам правительства или противоречащие общему духу российских законов[18].

Сосредоточив в своих руках исполнительную и судебную власть, начальники округов сами назначали кадиев в качестве судей[19].

Царская администрация весьма тщательно следила за деятельностью духовных лиц. Так, претенденты на занятие должности кадия подвергались испытаниям в знании арабского языка, арабского письма, Корана. Ходатайства о желании стать кадием от духовных лиц поступали из Канцелярии начальника Дагестанской области в Дагестанский народный суд. На заседании суда претендента тщательно проверяли и выдавали ему заключение о степени знания им арабской грамоты. Из Дагестанского народного суда эти дела поступали вновь в Канцелярию начальника Дагестанской области, где выдавалось свидетельство о прохождении экзамена. Это свидетельство, как правило, утверждалось начальником Дагестанской области [20] . Следует отметить, что очень часто Дагестанский народный суд отклонял кандидатуры претендентов. Так, на заседании 5 апреля 1871 г. «было отклонено прошение Мекегинского жителя Курбана-Кади-Абдулла, так как он оказался “совершенно непригодным” для должности сельского кадия»[21].

Обязанностям статуса сельских должностных лиц был посвящен специальный раздел Положения о сельских обществах, их общественном управлении и повинностях государственных и общественных в Дагестанской области 1868 года (далее — Положение), важное место в котором занимало описание полномочий сельского кадия. На кадиев (дибиров и будунов) сверх обязанностей по совершению религиозных треб, наблюдению за зданием мечети и имуществом, поступавшим в пользу мечети, поступлению доходов с мечетских имуществ и расходованию этих денег в соответствии со ст. 32 возлагалось: заседание в сельском сходе; ведение письмоводства по управлению сельским обществом; надзор за порядком в школах, при мечетях, за нравственностью учащихся; избрание с согласия сельского суда опекунов над имуществом малолетних сирот, если отец, умирая, опекунов не назначил; а также опекунов над умалишенными; надзор за поведением сельских мулл, состоящих при мечетях, в сельских кварталах; ведение книги о родившихся, умерших и сочетавшихся браком.

Правительство исходило из того, что при правильном устройстве духовных судов оно будет иметь возможность подчинить своему влиянию все мусульманское духовенство. Для этого оно считало необходимым направлять действия духовенства согласно шариатским постановлениям[22].

Деятельность кадиев в Дагестане рассматривалась различными исследователями. Так, А. Далгат пишет о большом авторитете урахинского кадия: «Магомед считался одним из наиболее знающих и ученых арабистов во всем Дарго и Кайтаге. Он был не только ученым, в нем жил большой интерес к жизни людей родного и других аулов. Его авторитет был признан арабистами. Кроме того, никто не умел так хорошо составлять бумаги, излагать мысли, сочинять и писать разные прошения, как Магомед»[23].

Помощниками кадия в сельских общинах были будуны. Они не имели права решать дела ни по шариату, ни по маслагату, а были обязаны только призывать на молитву в установленное время и исполнять службу. Муллы и будуны получали содержание от общества, из заката, или же пользовались частью доходов с имущества, завещанного в пользу мечетей[24].

Часто на практике кадий и будун были братьями. Так, в селении Курки Акушинского района кадием был М. Магомедов, образованный человек, обученный в высших духовных учреждениях Дагестана, в совершенстве владевший арабским языком. За такие черты характера, как честность, справедливость, порядочность, умение находить общий язык с людьми, сельчане прозвали его Магомед-кади и выбрали его в сельские кадии. Эта должность получила утверждение и у верховного кадия Акушинского союза.

Будуном данного селения был его брат — Будунна-Мах I амад, прозванный так сельчанами за верность своему делу. Братья пользовались большим авторитетом и уважением не только среди односельчан, к ним обращались за помощью и советом и жители других селений. В период репрессии братья были сосланы в Сибирь, однако добрая память о них жива до сих пор. Потомки этой знаменитой семьи теперь носят фамилию Будуновых [25] .

Порой в деятельности дагестанских судов царило полное беззаконие, взяточничество, бюрократизм. Об этом свидетельствуют многочисленные жалобы жителей области. Например, в письме жителей села Кумух на имя наместника было указано, что «местный кади берет взятки, а начальник округа его поддерживает»[26].

Одной из целей реформы сельского управления было ослабление исполнительной, судебной и законодательной власти мусульманских руководителей сельских общин (кадиев) и создание светской и общедагестанской администрации, пользующейся доверием и авторитетом у местных жителей и послушно исполняющей решения российских властей.

Но тем не менее по Положению духовенство только частично было отстранено от управления, кадий входил в состав сельского суда и ведал религиозными делами.

Допущение кадия в состав управления в XIX веке авторы Положения объясняли нежеланием начальства создавать оппозицию правительству.

1 Цит. по: Ханбабаев К.М. Мусульманское право в современном Дагестане: состояние и проблемы // Северо-Кавказский юридический вестник. 2006. № 3. С. 24.

2 См.: Мисроков З. Проблема правового пространства ислама в процессах развития государственности России Х I Х — начале ХХ I в. // Закон и право. 2002. № 60. С. 62.

4 См.: Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // Сборник сведений о кавказских горцах. — Тифлис, 1868. Вып. 1. С. 78.

5 Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII — начале Х IX в.: Исследование взаимоотношения форм хозяйства, социальных структур и этноса. — М., 1988. С. 187.

6 Алиев Б.Г. Особенности управления даргинских союзов сельских общин// Государство и государственные учреждения в дореволюционном Дагестане: Темат. сб. — Махачкала, 1989. С. 90.

7 Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. — М., 1890.

8 ЦГА РД. Ф. 90. Оп. 1. Ед. хр. 7. Л. 1.

9 См.: Алиев Б.Г. Традиционные институты власти и управления Дагестана ( XVIII — первая половина Х IX в.). — Махачкала, 2006.

10 Памятники обычного права Дагестана XVII —Х IX вв. — М., 1965. С. 14.

11 См.: Алиев Б.Г. Традиционные институты власти и управления Дагестана.

12 Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII — начале Х I Х веков. — Махачкала, 1957. С. 67—68.

13 Чараганова Т.Ч. Духовенство Дагестана // Государство и религия в Дагестане. Инф.- аналит. бюллетень Комитета Правительства РД по делам религии. Махачкала. 2004. № 1(6). С. 98, 100, 101, 103.

14 Чараганова Т.Ч. Указ. раб.

15 Алиев Б.Г. Теократия в Дагестане // Народы Дагестана. 2000. № 4. С. 41.

16 Памятники обычного права Дагестана XVII — Х IX вв. С. 50, 63.

17 См.: Магомедов М.А., Гаджиев М.М. Шариат и его распространение в Дагестане. — М., 1996. С. 153.

18 См.: Халифаева А.К. Особенности формирования и функционирования судебных органов в Дагестанской области в пореформенный период (вторая половина Х IX в.) // История государства и права. 2005. № 2. С. 37.

20 ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 2. Д. 67.

21 Там же. Ф. 126. Оп. 1. Ед. хр. 27. Л. 3.

22 См.: Магомедов М.А., Гаджиев М.М. Указ. раб. С. 153.

23 Далгат А. В огне революции. Воспоминания. — Махачкала, 1960. С. 24.

24 См.: Комаров А.В. Указ. раб. С. 78.

25 См.: Магомедова М.М. Полевой материал, собранный в сел. Курки Акушинского района. 18.09.2006.

26 ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 1. Д. 41. Л. 1.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: