Можно ли считать должность претора судебной да нет почему

Обновлено: 26.04.2024

1. Особенности образования государства в Риме. Общественный и государственный строй в «царский период».

2. Реформы Сервия Туллия - причины, основные мероприятия и результаты.

3. Общественный и государственный строй республиканского Рима. Причины перехода к монархии.

4. Римская империя (принципат и доминат). Реформы императоров Диоклетиана и Константина как попытка спасения империи от распада.

5. Падение Западной Римской империи.

6. Римское право древнейшего периода. Законы XII таблиц - памятник квиритского (цивильного) права:

а) общая характеристика и система источников;

б) регулирование имущественных отношений;

в) брачно - семейное и наследственное право;

г) уголовное право - система преступлений и наказаний;

д) судопроизводство и судоустройство.

Вопросы для самоконтроля:

1. В соответствии с известным высказыванием Рим трижды завоевывал мир. Посредством чего?

2. Какое из направлений реформ Сервия Туллия, на Ваш взгляд, способствовало созданию политических предпосылок для перехода от монархии к республике?

3. Выделите основные различия в порядке формирования органов государственной власти республиканского Рима и республиканских Афин?

4. Какие специфические требования предъявлялись в Риме к плебейскому трибуну?

5. В чем заключались особенности такой экстраординарной магистратуры как диктатура?

6. Что представлял собой такой слой римского общества, как италики (федераты)?

7. Каким образом военная реформа Гая Мария способствовала переходу от республиканской к монархической форме правления?

8. Каковы, на Ваш взгляд, были последствия объявления христианства разрешенной религией?

9. Что следует понимать под квиритским (цивильным) правом?

10. Приведите пример первого обычая, зафиксированного в Законе XII Таблиц, общего для римлян и спартанцев?

11. Какие формы государственной измены были известны Законам XII Таблиц?

12. Является малолетний возраст преступника основанием для смягчения уголовной ответственности? Приведите примеры из Законов XII Таблиц?

13. Можно ли считать должность претора судебной? (Да, нет, почему?)

14. В каких случаях Закон XII Таблиц предполагал возможность апелляции на решение суда?

15. Кого должен был встретить преступник, ведомый к мету казни, чтобы сбрасывание с Тарпейской скалы ему заменили на изгнание из Рима?

Словарь:

1. Rex - титул верховного правителя, царского Рима (от Ромула до Тарквиния Гордого).

2. SPQR - «Сенат и народ римский» (аббревиатура, с которой начинались официальные документы в Риме).

3. Триба - сначала племя, а впоследствии административно -территориальные единицы в Риме.

4. Комиции - народные собрания в Риме (центуриатные, трибутные, куриатные).

5. Принцепс - титул первых императоров (первый гражданин, первый сенатор, монарх в «республиканских одеждах»).

6. Доминус - хозяин, господин (титул императоров в период неограниченной монархии).

7. Диоцезы - большие округа, объединяющие несколько провинций (своеобразный аналог федеральных округов в РФ),

8. Res mancipt - наиболее важные для раннего Рима средства производства (земля, рабы, рабочий скот).

9. Эмансипация - обряд освобождения сына из - под отцовской власти (мнимая продажа в рабство).

Литература:

1. История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенниковой Ч.1. - М., 1996.

2. Моммзен Т. История Рима. Тома 1 – 5 - любое издание.

3. Плутарх. Сравнительные жизнеописания - любое издание.

4. Памятник римского права: Законы XII Таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. - М., 1997.

5. Светоний. Жизнь двенадцати цезарей - любое издание.

6. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (всеобщей истории государства и права) - любое издание.

Тема 5. Государство и право франков. Lex Sa lica –

Памятник раннефеодального права

1. Особенности образования варварских раннефеодальных государств.

2. Общественный и государственный строй королевства франков (V - сер. VIII вв.).

3. Реформы майордома карла Мартелла.

4. Империя карла Великого. Верденский договор 843 г.

5. Lex Sa lica(Закон салический):

а) общая характеристика и система источников;

б) регулирование имущественных отношений;

в) брачно-семейные и наследственные отношения;

г) уголовное право;

д) судоустройство и судопроизводство.

Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль в процессе государствообразования сыграло принятие франками христианства?

2. Каковы, на Ваш взгляд, основные причины длительного сохранения сельской земельной общины у франков?

3. Что представляло собой разделение франкских королей на «косматых» и «ленивых»?

4. Чем аллод, как форма земельного владения, отличался от бенефиция?

5. Почему при достаточно большом количестве рабов рабство, тем не менее, никогда не было экономической основой франкского общества?


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Претор - высшее должностное лицо, помощник консула. Осуществлял руководство правосудием.

Деятельность преторов сыграла большую роль в развитии римского права. Преторское право (П.п.) - это особая система римского частного права. П.п. противопоставлялось цивильному праву, т.е. исконному римскому частному праву, основным источником которого являлись законы двенадцати таблиц. Преторы не обладали законодательными функциями, однако широкие процессуальные полномочия преторов позволяли им изменять и материальное цивильное право. Формально ничего не меняя они в одних случаях оставляли без применения цивильные нормы в виду их устарелости, а в других давали судебную защиту отношениям не предусмотренным правом, и этим по существу создавали новые нормы.

Судья назначался претором. Судья проверял фактические обстоятельства дела на второй стадии рассмотрения процесса. На первой стадии претор только принимал иск от истца и возражения от ответчика, не проверяя фактических обстоятельств дела. Позднее с середины IIв. до н.э. претор давал судье конкретную формулу (инструкцию) по рассмотрению того или иного дела. Такой процесс стали называть формулярным.

Jus nudum- "Голое право", т. е. право без возможности его реализации.

На первых порах преторские мероприятия имели своею целью исключительно лишь помощь законному (цивильному) правопорядку и восполнение его пробелов. Конечно, под видом этой помощи и восполнения вносились нередко в область права весьма существенные реформы, но все же претор не становился пока в резкое и открытое противоречие с предписаниями jus civile(цивильное право). Но жизнь заставила скоро преторов сделать и дальнейший шаг, выступить с открытыми корректурами там, где потребности оборота далеко переросли старые нормы цивильного права и где даже самая свободная intepretatio (интерпритация-объяснение) оказалась бессильной. Формальное основание для подобного, не имеющего аналогий в современном государстве поведения по отношению к закону претор находил в своем imperium - власти, как мы знаем, на год почти неограниченной. Конечно, закона, как такового, отменить и предоставляемых им прав отнять претор не мог, но осуществляя свою обязанность блюсти общественный мир и порядок, он мог в том или другом отдельном случае, где, по его мнению, того требовали интересы целесообразности, предписать частным лицам нечто иное, чем предписывал закон. Закон, таким образом, отстранялся для данного случая создавалось некоторое новое положение, - но все это формально мыслилось как временное изъятие по некоторым особым условиям этого данного случая. Конечно, фактически, со включением соответствующего преторского решения, это, по идее временное, изъятие становилось постоянным, а закон, jus civile, по идее сохраняющий свою полную силу, делался пустым звуком или, как выражаются источники, "голым правом" - nudum jus .

Эдикты магистратов. Преторское право. В период республики весьма активным источнком римского гражданского права стали эдикты магистратов и прежде всего преторов. То или иное сношение к правотворчеству имели эдикты консулов, преторов, курульных эдилов, правителей провинций и других магистратов. Однако более всего проявилась пра-вотворческая деятельность преторов (как городского, так и перегринского).

Должность претора была учреждена в 366 г. до н.э. С 247 г. до н.э. стали избирать двух преторов — одного городского и одного перегринского. С увеличением территории Рима количество преторов постепенно возрастает и при Цезаре достигает 16. Сначала задача преторов заключалась в оказании помощи консулам, а в их отсутствие они исполняли обязанности последних. Со временем-в их руках сосредоточивается судебная власть и соответственно изменяются их функции. Городской претор осуществляет правосудие в Риме, т.е. между римскими гражданами, перегринский разрешает имущественные споры, возникающие между Перегринами или перегринами, с одной стороны, и римскими гражданами, с другой.

Должность претора была весьма почетной (honor). Ему как заместителю консула в принципе были подведомственны те же дела, что и консулу. Как и консул, он мог созывать народное собрание и заседание сената, председательствовать в них. Но, пожалуй, главным было его право объявлять эдикты по судебным делам (jus dicere), сыгравшие огромную роль в развитии римского гражданского права.

На должность претора могли претендовать римские граждане не моложе 40 лет, прошедшие через нижестоящие должности. Как и большинство магистратов, претор избирался на один год, обязанности исполнял безвозмездно. Впрочем, эта должность открывала значительные возможности для обогащения (хотя и не всегда праведные), что делало ее весьма притягательной. В ожесточенной предвыборной борьбе побеждал тот, у кого было больше денег на подкуп избирателей, т.е. наиболее богатый представитель высших слоев класса рабовладельцев. Денег на это не жалели — затраты сторицей окупались должностью. Цицерон в своих судебных речах приводит много фактов злоупотреблений при выборах на должность претора, а также других магистратов и при исполнении ими своих обязанностей. Подтверждается это и наличием специальных норм в республиканском законодательстве, направленных на пресечение подобных злоупотреблений.

Для осуществления своих функций и в пределах своей компетенции претор перед вступлением в должность объявлял эдикт. Эдикт магистратов - это специальный акт (программа), который издавался республиканским магистром при вступлении в должность и действовал до окончания его полномочий (1 год). Такой эдикт называется постоянным, в отличие от эдикта для конкретного случая.

Особое значение имели эдикты преторов, которые ведали судебными делами.

В своих эдиктах магистры излагали правила правосудия, обязательные как для всего населения, так и для самого претора (в течение года, в котором он исполнял обязанности), которые будут лежать в основе их деятельности, указывали - в каких случаях будут даваться иски, а в каких нет, определяли порядок взаимоотношений с чужеземцами и т. д.

Первоначально эдикты издавались только на срок деятельности издавшего их магистра (претора), и поэтому при вступлении в должность нового магистра эдикты менялись. Поскольку вновь вступивший в должность претор сохранял нормы прежнего эдикта, соответствовавшие жизненным условиям, со временем сложился определенный их массив, переходящий из эдикта в эдикт (переходящая часть), а в случае необходимости он дополнял эдикт новыми нормами (новая часть). Первоначально деятельность преторов сводится к проведению в жизнь принципов цивильного права посредством восполнения его пробелов. Лишь впоследствии усложняющийся оборот привел преторов к необходимости радикального корректирования цивильного права.

После истечения его полномочий правила утрачивали силу. Вновь избранный претор перед вступлением в должность объявлял свой эдикт, предварительно изучив эдикты предшественников. Правила, подтвердившие свою эффективность в практике применения, оказавшиеся удобными для защиты вновь возникающих отношений, использовались в новом эдикте. Правила неудачные, нежизнестойкие отмирали, не находя применения в новых эдиктах. Таким образом, каждый новый эдикт был не результатом творчества одного претора (его разработавшего), а коллективным творением, вобравшим положительный практический опыт многих предшественников.

Потребность разработки и объявления новых правил правосудия была обусловлена тем, что нормы цивильного права часто оказывались не способными надежно защитить вновь возникающие отношения. К концу республики Рим превратился в огромную рабовладельческую державу. Открылись новые торговые пути, развивались ремесла. Мощный гражданский оборот требовал более эффективного, надежного, лишенного формализма правового регулирования деловых отношений. В старом же цивильном праве либо вообще не было соответствующих норм, либо они не отвечали новым требованиям. Поэтому претор был вынужден изыскивать новые правовые средства или приспосабливать нормы старого цивильного права к изменившимся требованиям.

Вначале перед претором стояла довольно скромная цель — объявлять в эдиктах правила, которых недоставало в цивильном праве, т.е. лишь оказывать помощь цивильному праву восполнять его пробелы. Правда, и тогда оно подвергалось значительным изменениям, а иногда и реформам. Однако претор открыто ему не противоречил. Когда же развитие производительных сил, увеличение гражданского оборота, изменения в экономике потребовали более радикальных перемен в правовом регулировании, претор вынужден был сделать следующий шаг — теперь он открыто вносит коррективы и дополнения в цивильное право, исправляет его нормы, приспосабливая их к требованиям времени.

Сложилась довольно парадоксальная ситуация. С одной стороны, претор не мог творить право (jus facere non potest). Он не был уполномочен отменять нормы цивильного права и создавать собственные — это выходило за пределы его власти (imperium). С другой стороны, созданные претором правила в силу их соответствия интересам рабовладельцев и новому времени стали применяться в эдиктах последующих преторов, переходя из поколения в поколение и постепенно превращаясь в правовые нормы. Руководствуясь принципом справедливости (aeguitas), претор мог отказать в защите там, где в соответствии с нормами цивильного права ее следовало предоставить, и дать защиту новым отношениям в случаях, когда нормы цивильного права ее не предусматривали.

Необходимо отметить, что правовой нормой становились только предлагаемые претором правила, полностью отвечающие интересам рабовладельцев, рабовладельческому обществу и государству. Это легко проследить на следующих примерах.

По цивильному праву при отчуждении особо важных и ценных вещей требовалось исполнение определенного формального ритуала — манципации. Заключался он в том, что при отчуждении таких вещей должны были присутствовать не менее пяти свидетелей и весовщик с весами. Соблюдение этой формы требовалось для закрепления в памяти свидетелей факта отчуждения данной вещи на случай, если в будущем возникнет сомнение в этом, т.е. спор о праве на вещь. Задачей манципации было засвидетельствовать факт отчуждения вещи. Кроме того, правило манципации предусматривалось для вещей, составляющих экономическую основу рабовладельческого общества. Сложная передача позволяла контролировать, кому переходит вещь: римскому гражданину или перегрину (в те времена он не мог приобретать вещи, относящиеся к основным средствам производства). Если эта формальность не соблюдалась и ритуал не исполнялся, право собственности к приобретателю не переходило. Собственником оставался продавец (хотя фактически он передавал вещь приобретателю и получал за нее цену), который мог на основании формального права истребовать проданную им вещь обратно. Таким образом формализм старого цивильного права вступил в противоречие с потребностями оборота: соблюдение такого обряда при каждой продаже пусть даже особо важных вещей стало сдерживать, обременять оборот. Все чаще практикуется продажа без манципации, что столь же часто приводит к злоупотреблениям продавца. И тогда претор Публиций в последнем столетии до н.э. объявляет в своем эдикте, что будет защищать интересы приобретателя вещи. Формально право собственности на спорную вещь в соответствии с нормами цивильного права принадлежало отчуждателю, но поскольку даже с точки зрения рабовладельцев было несправедливым на этом основании требовать вещь у приобретателя обратно, рабовладельческое общество молчаливо приняло решение претора Публиция. Юлиан писал: «Поэтому весьма правильно принято, что законы отменяются не только голосованием законодателя, но даже молчаливым согласием всех путем неприменения» (Д.13.32).

По старым цивильным канонам молодая женщина, вышедшая замуж и перешедшая жить в семью мужа, переставала быть родственницей своих кровных родителей и утрачивала право на наследство. Однако представим себе, если она была единственной дочерью кровных родителей, то наследство могли получить вовсе посторонние лица, но не родная дочь наследодателя Во времена действия Законов XI I таблиц это казалось правильным, но позже такая правовая норма вызывала не только недоумение, но и негодование прежде всего господ, которые были заинтересованы в закреплении нажитого имущества за кровными детьми. Так же, как в предыдущем случае, претор в одном из своих эдиктов объявил, что если возникнет спор о наследстве при таких обстоятельствах, он отдаст предпочтение кровной дочери наследодателя, хотя она и перестала быть агнаткой своих родителей.

Это правило претора также не укладывалось в прокрустово ложе цивильного права, однако с молчаливого согласия правящей верхушки постепенно превратилось в норму преторского права, поскольку устраивало всех.

Главным двигателем развития римского гражданского права были потребности быстро развивающегося хозяйственного оборота огромной державы. Основным же средством удовлетворения этих потребностей была плодотворная правотворческая деятельность преторов, оперативное решение назревших проблем без каких-либо бюрократических проволочек и столь же оперативное совершенствование найденных решений. У претора не было никакого аппарата — он сам основательно и взвешенно изучал практику своих предшественников, отбирал оправдавшие себя решения, при необходимости уточнял, корректировал, дополнял, одним словом, подвергал их шлифовке, затем на этой основе разрабатывал свой собственный эдикт, который сам же испытывал на прочность в собственной практике.

Претор, да и никто другой, не был наделен правом изменять или отменять источники цивильного права: законы и сенатусконсульты, кроме самих органов их издававших. Но в соответствии со своим должностным положением он мог разрешить конкретную правовую ситуацию вопреки норме цивильного права, существование которой как бы не замечалось. Эта, рассмотренная претором ситуация, включалась в эдикт: сначала в постоянный, а затем и в переходящую часть. В результате норма цивильного права становилась «мертвой», или, как говорили, превращалась в «голое право». Таким образом, преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой правообразования. Давая средства защиты вопреки цивильному праву (или хотя бы в дополнение цивильного права), преторский эдикт создавали новые нормы права.

В результате такой правотворческой деятельности преторов и др. магистратов, наряду с цивильным правом сложилась новая система норм – преторское право.

Преторские эдикты наиболее быстро реагировали на изменения в общественных отношениях, развитии торговли и производства. Преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой преобразования. Давая средства защиты зачастую вопреки цивильному праву, преторский эдикт создавал новые нормы права.

Оперативность в решении назревших правовых проблем, возможность быстро и тщательно проверить соответствие найденного решения потребностям практики и в случае его непригодности заменить другим сделали правотворческую деятельность преторов наиболее совершенным средством правообразования республиканского Рима. Именно благодаря преторской деятельности римлянам удалось достичь непревзойденного совершенства правовой культуры, преторов же называли живым голосом гражданского права (viva vox juris civilis).

Эдикты магистратов, и прежде всего преторов, послужили источником образования особой системы правовых норм, которая получила название преторского права..

В эпоху принципата правотворческая деятельность преторов заметно сворачивается, поскольку не согласовывается с новыми формами государственного устройства. При Адриане юрист Сальвий Юлиан (примерно между 125-128 гг. н.э.) осуществляет окончательную редакцию постоянного преторского эдикта, иными словами, производит кодификацию преторского права. По предложению Адриана специальным сенатусконсультом эдикт был утвержден и признан неизменяемым. Право дополнять и изменять эдикт остается только за императором.

Кодификация преторского эдикта была первой большой кодификацией после Законов XII таблиц.

С этого времени правотворческая деятельность претора прекратилась, и противоположность цивильного и преторского права стала утрачивать значение.

Преторское право – представляет собой особую часть римского гражданского права. Данное право сложилось в республиканский период римской истории, и было основано на осуществлении преторами совей деятельности.

Римское право – представляет собой определённую систему правовых и юридических норм, которые были составлен и приняты в период существования Римского государства.

Римское государство – государство, возникшее в Италии и распространившее свою власть на бассейн Средиземного моря. Развитие римского права повлияло на дальнейшее становление уже феодального и буржуазного права стран Западной Европы.

Источниками римского права являлись – обычаи (обычное право), законы, императорские указы и т. д

Хронология существования и развития римского права:

  • VIII—III в. до н. э – период развития цивильного права, связанного с религиозными практиками и обычаями. Законодательным памятником такого права являются Законы 12 таблиц.
  • III—II в. до н. э - В данный период происходит развитие римского права, предвосхищающий будущий расцвет римской правовой мысли.
  • I в. до н. э. — III в. н. э – является классическим периодом в истории правовой мысли римской цивилизации. В данное время происходит становление основных понятий и норм латинской юриспруденции.
  • IV—VI в. н. э – происходит, несмотря на политические проблемы и падение Западной Римской империи, кодификация римского законодательства. Кодификацию римского законодательства провел император Восточной Римской империи Юстиниан.

В римском праве правовые нормы были разделены между следующими видами права:

Цивильное право – национальное право городской римской общины. Распространялось сначала исключительно на граждан данной общины, называемых также квиритами.

Готовые работы на аналогичную тему

Преторское право - его целью было регулирование и дополнение имеющегося цивильного права.

Право народов – в его основе была практика по урегулированию взаимоотношений между римскими гражданами и приезжими иностранцами – перегринами. Отсюда ещё одно его название – перегринское право. Дела связанные с перегринами были в подчинении перегринского претора.

Преторское право возникло вследствие развития римского общества, и несоответствия прежнего цивильного права новым требованиям времени, в частности в связи с развитием торговых отношений. В результате прежние установленные Законами 12 Таблиц правила приходить в противоречие и с новыми правовыми нормами и правилами.

В IV веке до н. э.( 367 г. до н. э) в Риме создается магистратура которая занимается судебными делами. Её возглавляет городской или цивильный претор, Претор был выходцем из верхов военной и гражданской администрации Древнего Рима.

Первоначально должность претора была доступна лишь высшему слою римского общества – патрициям.

Однако, после уравнения патрициев и плебеев в политических и гражданских правах эта должность также стала доступна и представителям плебеев. Это произошло в 337 году до н. э.

Несколько позднее в помощь претору был направлен и претор по делам перегринов, иноземных купцов. Они взаимодействовали по делам в которых принимали участие граждане Рима.

Права и обязанности претора

Претор имел право:

  • созывать народные собрания,
  • представлять различные законопроекты
  • принимать начальство над войском, если его ставили во главе легионов.

Претор обладал высшей начальственной властью, по латински - imperium.

Претор мог издавать эдикты, которые имели обязательную силу и интердикты, приказы, исполнение которых было обеспечено соответствующими санкциями.

Отметим также, что претор, несмотря на более низкий статус, чем у консула, не подчинялся ему. Это было связано с заведенным порядком о невмешательстве одной римской магистратуры в дела другой.

Эдикт, который издан претором был обязательным к исполнению. И формально действовал год, ровно столько, сколько претор исполнял свои обязанности.

Однако на практике новый претор мог оставить от предыдущего эдикта, что то на его взгляд нужное и верное, и добавить уже своё. Таким образом, каждый новый вкладывал в развитие римского права свои идеи, которые считал нужными и оправданными основанными на его представлениях о законности и справедливости.

Преторы не могли отменять законодательные акты. Для этого существовали в римском праве народные собрания и специальные постановления сената – сенатусконсульты. Однако, как отмечается практика отмены законов, была довольно нечастой.

Развитие деятельности преторов активизируется, когда на смену нормам традиционного цивильного права приходят новые требования обусловленные изменениями экономического и политического плана.

В середине II века до н. э. в римском праве появился новый порядок гражданского процесса. Он назывался формулярным. Согласно этому правилу претор устанавливал, действительно ли иск истца стоит внимания со сторон судебного органа. И в случае положительного мнения претор мог вырабатывать особую инструкцию – формулу для судьи

Таким образом, претор мог создавать особые формулы - иски, которые были обязательными, к исполнению судьями.

Ещё одной формой правотворческой деятельности претора стало появление такого элемента как юридической фикции.

Данное понятие означало привнесение заведомо не существующего факта, или наоборот, отказ от какого – либо четкого и ясного доказательства.

Таким образом, претор мог отказать в иске, который был законным с точки зрения национального, но уже устаревшего цивильного права, но входил в противоречие с действующими условиями социальной и экономической жизни римского общества.

Преторское право в период Империи

В период перехода к империи к империи преторская деятельность постепенно стала заменять указами императора постановления сената.

В результате в 130 году н. э. согласно указу императора Адриана был создан свод эдиктов преторов. Данный документ права был важным правовым источником римского права, вплоть до появления кодекса императора Юстиниана.

В ходе развития римского права преторское, цивильное (вобравшее в себя перегринское) право стало сливаться в одно известное нам классическое римское право, которое дошло да наших дней.

Римская империя за века своего существования создала не только великую культуру и сильнейшую армию, но и четкую систему правовых взаимоотношений между государством и гражданами. Многое из достижений римлян в разных областях было позаимствовано европейцами, причем вместе с названиями. Однако некоторые римские названия так и не нашли своего места в европейской культуре, оставшись в истории. К примеру, сегодня мало кто знает, что такое претор. А в свое время человек, занимающий эту должность, играл не последнюю роль в правовом римском государстве.

Римский претор – кто это?

С латыни слово praetor переводится как «впереди идти». Претором называли в Римской империи государственных чиновников, однако в разное время за ними были закреплены различные функции.

римский претор

Если поначалу в Римском государстве был всего лишь один претор, то спустя время их насчитывалось уже несколько десятков.

Кто мог быть претором

С момента учреждения данной должности на нее мог претендовать абсолютной любой римский гражданин. Однако были важные условия для каждого соискателя. Поскольку претор – это солидная и ответственная должность, ее не мог занимать молодой человек, не имеющий достаточного жизненного опыта. Поэтому кандидат должен был быть возрастом от сорока и старше. Кроме того, чтобы занять пост претора, нужно было продвинуться по всем ступеням римской чиновничьей лестнице по порядку.

Самое главное, что даже добившись места претора, человек занимал его всего лишь на протяжении одного года. Конечно, можно было переизбраться на второй срок, однако для этого во время первого года нужно было очень хорошо себя зарекомендовать.

В Римской империи преторы, как и некоторые другие чиновники, не получали заработной платы за свою работу, исполняя ее для блага общества совершенно безвозмездно. Поэтому позволить себе роскошь целый год не получать плату за работу могли лишь состоятельные римляне. Хотя преторы часто использовали данную власть для отстаивания своих интересов.

История появления преторов и их функции в разное время

После установления республиканского строя в Риме приобрело несколько другое значение слово "претор". Это название двух наиболее высоких должностей в государстве: консул и диктатор.

претор это

Но со временем верховный чиновничий пост в Риме стал носить название консул, а претором стала называться следующая по старшинству должность. В этот период имел довольно четкие обязанности претор. Это контроль за судебной системой по делам между гражданами Римской империи. Кроме того, когда консул отсутствовал, его функции по управлению страной и городом выполнял претор, становясь чуть ли не первым лицом в государстве.

Со временем с совершенствованием судебной системы возникла необходимость избирать двух преторов. Один из них курировал судебную систему в Риме между его гражданами, его называли praetor urbanus. А в компетенцию второго (praetor peregrinus) входил контроль судопроизводства между иностранцами в Римской империи, а также римлянами и чужестранцами.

право преторов

С началом активных завоеваний римлянами новых территорий и появлением массы провинций судопроизводство в каждой из них требовало собственного претора. Так во времена первого римского императора Гая Юлия Цезаря в Риме было уже целых 16 преторов, и их количество росло.

С появлением императоров и утратой статуса республики, круг обязанностей преторов расширился. Со временем так стали называть высшие чиновничьи посты в каждом городе Римской империи.

Право преторов

Приступая к исполнению обязанностей, преторы издавали эдикты, так называемые законы на один год. В них они не только составляли программу своей работы и принципы, на основе которых она будет осуществляться на протяжении всего года (edictum perpetuum), но и указывали, как нужно решать судебные тяжбы в том или ином случае (edictum repentinum).

что такое претор

С годами количество эдиктов неудержимо росло. Кроме того, каждый новый претор обязательно должен был ознакомиться с эдиктами предшественников и брать во внимание их, составляя собственные. Именно эдикты преторов представляли собой преторское право.

Со временем таких законов накопилось немало. Некоторые из них противоречили друг другу. Поэтому со временем все они были собраны и пересмотрены римским юристом по имени Савилий Юлиан.

Преторы сегодня

Сегодня утратило свое значение слово «претор». Но при этом в некоторых странах оно до сих пор актуально. В Румынии глава пласа (административная единица наподобие района) - претор. Это слово также используется как название должности представителя мера (примара) в Молдове.

С тех пор как пала Римская империя, прошло несколько сотен лет. Вместе с ней ушла в небытие и должность претора. И хотя сегодня в отдельных странах некоторые должности чиновников так же называются, у них совсем другие функции. Несмотря на это, преторы внесли немалый вклад в формирование известной нам сегодня правовой системы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: