Можно ли проходить учебную практику у адвоката

Обновлено: 25.04.2024

Появление этих документов (положение о порядке прохождения стажировки (утв. решением Совета ФПА РФ от 27 мая 2020 г.), положение о порядке работы помощника адвоката (утв. решением Совета ФПА РФ от 27 мая 2020 г.)) обусловлено тем, что с 1 марта 2020 года Закон об адвокатской деятельности дополнен положениями, возлагающими на Совет Федеральной палаты адвокатов обязанность утвердить:

  • порядок работы помощника адвоката;
  • порядок прохождения стажировки.

Согласно Положению о порядке прохождения стажировки, стажером может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование, не признанное недееспособным или ограниченно дееспособным и не имеющее непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, а адвокатом-куратором – адвокат, имеющий адвокатский стаж не менее 5 лет.

Срок стажировки может составлять от одного года до двух лет.

Стажировка проводится на основании срочного трудового договора, заключаемого стажером с адвокатским образованием. Приведена его примерная форма. В договоре, заключаемом со стажером, должен быть указан его адвокат-куратор.

Стажеру не разрешается самостоятельно заключать договоры с доверителями. В то же время по поручению адвоката-куратора и при наличии согласия доверителя он может самостоятельно участвовать в судебных делах, рассматриваемых СОЮ (за исключением уголовных дел) и арбитражными судами; готовить проекты документов правового характера; предоставлять устные и письменные правовые консультации. При этом ответственность перед доверителем за надлежащее оказание ему квалифицированной юридической помощи несет адвокат-куратор.

В обязанности стажера помимо прочего входит обязанность посещать учебные занятия для стажеров, организуемые Федеральной палатой адвокатов, региональной адвокатской палатой и адвокатским образованием. Определены обязанности адвоката-куратора.

Сведения о стажерах должны включаться в Реестр стажеров адвокатов. Обязанность по его ведению возложена на адвокатские палаты субъектов РФ. Установлен порядок его ведения и форма.

Предусмотрено, что адвокатские палаты субъектов РФ вправе в развитие норм Положения, утвержденного Советом ФПА, регулировать порядок и условия прохождения стажировки в соответствующем регионе.

Согласно Положению о порядке работы помощника адвоката, помощником адвоката может быть лицо, имеющее высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое образование, не признанное недееспособным или ограниченно дееспособным и не имеющее непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.

Работа в качестве помощника адвоката осуществляется на основании трудового договора и регулируется нормами ТК РФ с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре. Утверждена примерная форма такого трудового договора. В нем должны быть персонально указаны адвокат или адвокаты, деятельность которых обеспечивает помощник.

Помощник адвоката не вправе заниматься адвокатской деятельностью. Его задача – оказание содействия адвокату в осуществлении им профессиональной деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи.

Помощник адвоката вправе (но не обязан) посещать занятия, включая дистанционные, организуемые адвокатскими образованиями, региональными адвокатскими палатами и ФПА РФ для адвокатов и стажеров адвокатов.


Вице-президент ФПА Светлана Володина в комментарии «АГ» отметила, что для адвокатуры очень важно, чтобы любые адвокатские образования могли принимать студентов и проводить обучающую практику. Один из экспертов полагает, что предлагаемые изменения давно назрели, и в современных реалиях студенты должны иметь полную свободу в вопросе выбора места прохождения практики. Другая указала, что будущие юристы смогут получить ценный практический опыт у адвокатов и ИП, которые оказывают юридические услуги или ведут деятельность по другим направлениям, но имеют в штате юристов или даже юридический отдел. Третий считает, что введение понятия «профильные организации» не имеет смысла, поскольку оно абсолютно синонимично существующему в законе, более развернутому понятию.

Минобрнауки РФ опубликовало для общественного обсуждения проект поправок в Закон об образовании, предусматривающий возможность прохождения студентами практической подготовки у индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, осуществляющих деятельность в форме адвокатского кабинета.

Авторы проекта напомнили, что в соответствии с ч. 7 ст. 13 Закона об образовании практическая подготовка студентов может быть организована в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы на основании договора. В то же время отмечается, что закон не содержит понятия «организация, осуществляющая деятельность по профилю соответствующей образовательной программы».

Отмечается, что законодательство об образовании не предусматривает проведение практической подготовки у ИП, – она может быть проведена только в организации. «Однако для целого ряда направлений подготовки, реализуемых в интересах реального сектора экономики, такие ограничения не позволяют на местах получить практический опыт во многих отраслях деятельности», – указано в пояснительной записке. В обоснование своей позиции Минобрнауки указало, что по данным Росстата, в стране насчитывается 6,6 млн ИП, при этом численность наемных работников у ИП составляет 2,8 млн человек. Немалое количество индивидуальных предпринимателей осуществляют деятельность в текстильной и легкой промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, добавили разработчики.

В пояснительной записке также указывается, что в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона об адвокатуре адвокатская деятельность не является предпринимательской. Аналогичные пояснения даны и о нотариальной деятельности.

Таким образом, на основании изложенного в ст. 2 Закона об образовании предлагается ввести понятие «профильные организации», которыми будут считаться юридические лица, ИП, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, которые осуществляют деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. Тем самым для студентов будет расширен перечень мест для прохождения практической подготовки.

Вице-президент ФПА РФ Светлана Володина отметила, что практика учащихся является очень важной частью образовательного процесса. По ее мнению, к этой части приковано огромное внимание, поскольку за счет прохождения практики формируются навыки, вытекающие из получения знаний.

По мнению Светланы Володиной, хотя введение понятия «профильные организации» представляется незначительной поправкой, тем не менее она открывает большие возможности для практики студентов. «Для адвокатуры очень важно, чтобы любые адвокатские образования, в том числе адвокатские кабинеты, могли принимать студентов и проводить обучающую практику», – резюмировала она.

Адвокат АП ХМАО-Югра, к.ю.н. Азер Марданов считает, что предлагаемые изменения давно назрели, и в современных реалиях студенты должны иметь полную свободу в вопросе выбора места прохождения практики. «Ограничение на законодательном уровне прохождения практики только в организации (не у ИП, адвоката или нотариуса, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы) носит дискриминационный характер, в связи с этим предлагаемые меры считаю справедливыми и актуальными», – отметил он.

По мнению эксперта, данные меры не только придадут новый импульс юридическому образованию в России, но и благоприятно повлияют на экономику страны, так как данная мера скажется на качестве кадров, а без хороших кадров развивать сильную и независимую экономику невозможно. Более того, добавил Азер Марданов, в перспективе данная мера приведет к увеличению количества студентов, которые пожелают связать свою судьбу с адвокатурой.

«То обстоятельство, что на сегодняшний день студенты могут проходить практику только в организациях, было свидетельством пренебрежительного отношения к ИП, недостаточного уровня доверия к ним. Предлагаемая поправка свидетельствует о том, что в данном вопросе произошли коренные изменения со стороны законодателя. Считаю это позитивным сигналом для бизнеса», – подчеркнул он.

Вспоминая свои студенческие годы, эксперт поделился, что регулярно сталкивался с проблемами при прохождении практики. Это было связано с ограничениями мест, где можно было пройти практику (только организации). В связи с этим он выразил надежду, что с внесением указанных изменений у нынешних студентов юридического профиля таких сложностей не возникнет. «Предлагаемые изменения позволят студентам юридических вузов проходить практику у адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и нотариусов, занимающихся частной практикой, что повысит качество юридической профессии в перспективе», – заключил Азер Марданов.

Профессор кафедры публичного права Государственного университета управления, д.ю.н. Владимир Таболин оценил предлагаемые поправки критически. По его мнению, введение понятия «профильные организации» не имеет смысла, поскольку оно является абсолютным синонимом уже существующему в законе более развернутому понятию. В связи с этим специальное уточнение по прохождению практики студентами в адвокатских структурах также является излишним, так как студенты уже ее проходят там, где им интересно, и прописывать все юридические специальности нет необходимости, полагает эксперт.

Юрист «Гриц и партнеры», руководитель юридической клиники Высшей школы экономики Ольга Новикова поделилась, что, когда была руководителем практики в МГЮА, студенты часто обращались к ней с вопросом о прохождении практики у ИП, но из-за формулировки в Законе об образовании нельзя было предоставить студентам такую возможность. «В связи с этим оцениваю корректировку Закона положительно», – пояснила эксперт.

По мнению Ольги Новиковой, студенты – будущие юристы смогут получить ценный практический опыт у адвокатов и ИП, которые оказывают юридические услуги или ведут деятельность по другим направлениям, но имеют в штате юристов или даже юридический отдел. «Конечно, не исключены риски злоупотреблений, когда студенты фактически не получают никаких навыков, а просто оформляют отчеты по практике, ставят у ИП подписи и печати и формально "закрывают" практику. Но это возможно и при прохождении практики в организациях», – подчеркнула эксперт.

Чтобы нивелировать такие ситуации, считает Ольга Новикова, руководитель практики до согласования места прохождения студентом практики должен проверить, давно ли работает компания, чем занимается, сколько сотрудников в ней насчитывается, есть ли в компании юрист или юридический отдел. По ее мнению, руководитель практики должен убедиться, что студенту будет чему научиться и у кого перенять опыт. Такая проверка, полагает эксперт, более эффективна, чем законодательное ограничение в выборе организационно-правовой формы места практики.

Касательно возможности прохождения практики у нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, Ольга Новикова обратила внимание, что это только расширит возможности выбора для студентов. «За последний год многие компании перешли на удаленную работу и сократили штатную численность. Это создает проблемы для вузов – стало сложнее найти место, куда студентов готовы взять на практику. В связи с этим официальное расширение перечня организаций – хорошая новость для студентов, в том числе юридических специальностей», – заключила она.

Валерий Жуков

По новым правилам начинают жить стажеры адвокатов. 27 мая Совет ФПА утвердил Положение о порядке прохождения стажировки, которым впервые вводятся общенациональные обязательные требования к подготовке этой категории претендентов на адвокатский статус. Документом предусмотрен ряд принципиальных нововведений – от появления у стажеров реестровых номеров и выдачи им удостоверений до разрешения участвовать в гражданских судебных делах по поручению куратора. В ФПА рассчитывают, что в перспективе стажировка станет основной формой вхождения в профессию.

Одна страна, одни правила

До последнего времени в российской адвокатуре не было единого регламента подготовки стажеров. Утвержденное Советом ФПА РФ еще в 2003 г. Примерное положение «О стажере адвоката и порядке прохождения стажировки» носило рекомендательный характер, и региональные палаты во многом самостоятельно определяли требования к приему и обучению стажеров. В результате в разных регионах условия прохождения стажировки могли существенно различаться.

«В том, чтобы стажировка в различных субъектах РФ проходила по разным правилам, нет никакой логики, – отмечает президент АП Воронежской области Олег Баулин, член рабочей группы ФПА, готовившей проект нового Положения. – Поскольку статус адвоката имеет федеральный характер, очевидно, что и правила его получения должны быть общие. А институт стажировки – это особый, отдельный способ получения статуса адвоката».

К такому же выводу пришел и законодатель: в марте этого года вступили в силу поправки в Закон об адвокатуре, которыми на Совет ФПА возложена, в частности, обязанность устанавливать правила прохождения стажировки. В новом Положении определены базовые требования к подготовке стажеров, а региональным адвокатским палатам дано право в развитие этих норм регулировать у себя порядок и условия прохождения стажировки.

«Для нас было принципиальным, чтобы стажировка проходила в традициях адвокатуры, но единообразно, – подчеркивает вице-президент ФПА Светлана Володина, возглавлявшая рабочую группу по подготовке проекта Положения. – Во многом Положение фиксирует практику, сложившуюся в адвокатуре. Конечно, мы дали палатам возможность принимать свои положения, сохранив какие-то особенности, к которым они привыкли. Например, в некоторых палатах перед квалификационным экзаменом сдается предэкзамен. С точки зрения закона это абсолютно не обязательное условие. Но если палата считает, что таким образом лучше подготовит своего стажера, мы этому не препятствуем».

«Цель Положения заключается в том, чтобы унифицировать правила и нормативно закрепить общие требования к подготовке адвокатов, – добавляет Олег Баулин. – Появляются федеральные требования к минимальному уровню подготовки и распределению компетенций между разными субъектами, участвующими в организации стажировки, – кто что делает, каким образом».

«Мы исходили из того, что основная функция стажировки – это возможность для нашей корпорации “своими руками” подготовить пополнение – максимально качественное, высокопрофессиональное, понимающее и разделяющее наши ценности, – говорит вице-президент АП Санкт-Петербурга Максим Семеняко, директор Санкт-Петербургского института адвокатуры, участвовавшего в разработке проекта Положения. – Следовательно, этот важный процесс требует четкой регламентации, чтобы, например, в Архангельске обучение стажеров не отличалось от стажировки в Ставрополе».

Статусные атрибуты

Важным новшеством в Положении стало требование о ведении во всех региональных адвокатских палатах Реестра стажеров адвокатов – по аналогии с Реестром адвокатов.

«Это позволит сделать институт стажеров более прозрачным, – считает член рабочей группы по подготовке проекта Положения, вице-президент АП г. Москвы Николай Кипнис. – Если раньше данные о них собирались в каждой палате РФ в установленном ею порядке, то теперь будет действовать единый порядок аккумулирования информации о стажерах. Происходит определенное структурирование работы со стажерами».

«Есть и прагматическая задача – мы должны знать, сколько всего стажеров, сколько стажеров у какой палаты, какова динамика, – говорит Светлана Володина. – Эта статистика нужна хотя бы для того, чтобы мы могли сделать выводы, как стажеры сдают экзамены, каким путем идут в адвокатуру больше – через стажировку или другим. Или такая простая вещь: сейчас для стажеров идет онлайн-курс ФПА “Введение в профессию адвоката” – для того, чтобы им засчитывались часы обучения, стажеры должны будут регистрироваться по их реестровому номеру как адвокаты. Как-то иначе это учесть трудно: у нас оказалась очень активная молодежь – каждый из вебинаров собирает под 3 тыс. участников».

А где реестр – там и другие атрибуты представителя корпорации. Предполагается, что все участники стажировки будут получать удостоверения стажера адвоката за подписью президента региональной палаты. Их предписывается выдавать в трехдневный срок после внесения в Реестр стажеров адвокатов. Положением о стажировке утверждена форма таких удостоверений. «В советское время стажерам тоже выдавались удостоверения, – напоминает Максим Семеняко. – Считалось, что они повышают статус стажера». Очевидно, в наше время можно ожидать такого же эффекта.

«Встретимся в суде»

Одновременно стажеры получили новые существенные права – прежде всего, для расширения практической составляющей стажировки. «Наша принципиальная идея состояла в том, чтобы разрешить стажерам самостоятельно участвовать в судебных заседаниях по гражданским и административным делам, – рассказывает Максим Семеняко. – До настоящего времени существовало однозначное ограничение, что без своего адвоката, “в одиночку”, стажер представлять интересы в суде не может. Статьей 28 Закона об адвокатуре установлено, что “стажер адвоката не вправе самостоятельно заниматься адвокатской деятельностью”. Это эмбарго, истолковываемое предельно жестко, ставит человека с высшим юридическим образованием в “неадекватно ущемленное” положение по сравнению с теми же псевдоюристами, которые могут участвовать в заседаниях по гражданским делам, не имея диплома. Также существенно ограничивается как раз наработка практических навыков. Кроме того, получается, что мы не доверяем опытному адвокату-наставнику, который тоже должен иметь определенный “люфт” в своей работе, обоснованно и разумно полагаясь на самостоятельность своего стажера в допустимых ситуациях».

В итоге общая норма закона была истолкована в Положении таким образом, чтобы, не нарушая ее, позволить стажеру и адвокату-наставнику действовать более свободно. Предусмотрено, что «стажер не вправе самостоятельно заниматься адвокатской деятельностью, т.е. самостоятельно заключать договоры с доверителями. Вместе с тем стажер вправе по поручению адвоката-куратора и при наличии согласия доверителя самостоятельно участвовать в судебных делах, рассматриваемых судами общей юрисдикции (за исключением уголовных дел) и арбитражными судами; готовить проекты документов правового характера; предоставлять устные и письменные правовые консультации. При этом ответственность перед доверителем за надлежащее оказание ему квалифицированной юридической помощи несет адвокат-куратор».

Начало пути

Член рабочей группы, советник ФПА Сергей Макаров полагает, что принятие Положения – «это начало пути по регулированию стажировки и воссозданию стажировки такой, какой она была, – качественной, действенной, обучающей». В качестве образца ему во многом видится стажировка, практиковавшаяся в советское время, – «хорошо разработанная, когда стажеров действительно готовили к поступлению в адвокатуру».

«Вот сейчас Положение принято, и я предполагаю, – прогнозирует Сергей Макаров, – это мое частное мнение, что будет мониторинг его внедрения и практики применения. И наверняка появляющийся опыт всех 80 с лишним адвокатских палат будет суммироваться и, возможно, стажировка будет совершенствоваться и дальше. Она чрезвычайно ценна в качестве именно подготовки к профессиональной деятельности. Тут уже не принципиально, большой ли стаж практической деятельности у юриста, сдавшего экзамен и поступившего в адвокатуру. Получил он диплом 2 или 22 года назад и, соответственно, 20 лет где-то работал – в правоохранительных органах, или в вузе, или частным юристом. Стажировка дает возможность познакомиться именно с профессией, ее спецификой, документооборотом, взаимоотношениями с коллегами – всем комплексом адвокатской деятельности».

Схожей точки зрения придерживается и Светлана Володина: «На мой взгляд, институт стажировки крайне важен для вхождения в профессию, – говорит она, – настолько у нас много тонкостей, не связанных непосредственных с правом. Как заключать соглашение, какие условия вносить, очень много вопросов по адвокатскому досье, правам и обязанностям. Именно для этого, собственно, стажировка нужна. Я вообще считала бы, что надо законодательно ввести обязательную стажировку. Просто, может быть, не для всех годовую. У тех, кто имеет большой стаж работы, делать ее трехмесячной, четырехмесячной. Для того чтобы писанные и неписанные правила адвокатуры были восприняты и переданы. И тогда мы имеем право спрашивать».

По сути, об этом же заявил «АГ-Ракурсу» президент ФПА Юрий Пилипенко. «Мы должны переломить ситуацию с пополнением наших рядов, – сказал он, – стажировка должна стать основной формой вхождения в профессию». Так что вполне возможно, что главные перемены на пути в адвокатскую профессию еще впереди.

Каждый студент обязан пройти учебную практику. Это своего рода первое вхождение в профессию, где можно применить знания и отработать умения. Как проходит учебная практика в московских вузах и зачем она нужна – об этом и многом другом рассказали студенты Финансового университета при Правительстве РФ, Российского государственного университета правосудия, Российского университета дружбы народов и Российского университета транспорта (МИИТ).

Об учебной практике: где проходить и как выбрать


Чащина Анастасия (РГУП, 4 курс): В Российском государственном университете правосудия учебная практика проходит, в основном, в государственных учреждениях или органах власти в зависимости от факультета, но при желании студент может пройти практику и в частной организации, написав заявление. Университет предлагает широкий список возможных мест и занимается всеми организационными вопросами, потому у студентов нет необходимости самостоятельно искать место прохождения практики, договариваться с организациями. Я обучаюсь на факультете подготовки специалистов для судебной системы, и всем студентам факультета университет предоставил возможность пройти практику в судах общей юрисдикции и арбитражных судах как в Москве по месту обучения, так и в субъектах РФ, что позволило некоторым студентам пройти практику в родном городе рядом с семьей.


Гринченко Анастасия (РУДН, экономический факультет, 4 курс): У меня в 2020 г. была просто нереальная практика. Я серьезно, так программа называется – «Нереальная практика». Ее мне предложили пройти мои преподаватели. Я написала онлайн-тест, который показался мне довольно простым, и попала на эту программу. Суть программы в том, что благодаря дистанционному обучению мы проходим практику одновременно в 8 крупных компаниях: KPMG, Danone, Ferrero Rocher и в других крутых компаниях. Каждую неделю в понедельник новая компания присылает нам практические кейсы, учебные материалы, а в пятницу обсуждается решение и отмечаются лучшие участники практики.


Павлюченкова Светлана (РУТ (МИИТ), юриспруденция, 3 курс): В первую очередь, практика предоставляет возможность увидеть свою будущую профессию изнутри и понять, насколько тебе нравится этим заниматься. Можно сказать, это первая трудовая деятельность по выбранной специальности, позволяющая не только применить полученные в институте знания, но и наработать новые. Наш институт предлагает довольно широкий перечень государственных и частных организаций, в которых можно пройти учебную практику. На первом курсе нам предложили выбрать несколько вариантов из списка, включающего более 50 учреждений. Так, меня распределили в Арбитражный суд города Москвы. Не исключается возможность и самому выбрать место для прохождения практики, что очень удобно, если студент хочет поработать в какой-то конкретной организации. Нужно только предоставить договор об организации и проведении практики. Я воспользовалась такой возможностью во время эпидемии коронавируса, чтобы пройти практику в своем родном городе.


Васильченко Анна (выпускница Финансового университета): С местом практики мне помог мой дипломный руководитель, исходили из темы моей выпускной квалификационной работы. Мои одногруппники могли найти место практики самостоятельно или выбрать подходящую организацию из базы практики Финуниверситета.

Сколько длится учебная практика

Чащина Анастасия (РГУП, 4 курс): Учебная практика запланирована один раз за период обучения и длится 4 недели, из которых 2 недели проходит в суде общей юрисдикции, оставшиеся 2 недели – в арбитражном суде. В скором времени мне предстоит пройти еще производственную практику длиной два месяца перед окончанием обучения в университете.

Гринченко Анастасия (РУДН, экономический факультет, 4 курс): Обычно практика у нас проходит раз в год, но в этом году есть возможность пройти две (по желанию). Практика длилась 8 недель, по одной неделе в каждой компании.

Павлюченкова Светлана (РУТ (МИИТ), юриспруденция, 3 курс): Практика у студентов юридического института начинается сразу после летней сессии и длится две недели.

Васильченко Анна (Финансовый университет): Производственную (преддипломную) практику я проходила 1 месяц на последнем курсе. Больше практики у меня не было, так как я поступала в Финуниверситет на базе среднего профессионального образования (СПО). Но в университете есть инициативные летние стажировки, на которые мог пойти каждый желающий студент.

Что входило в обязанности и какие были трудности

Чащина Анастасия (РГУП, 4 курс): На практике я выполняла работу секретаря суда в районном суде и специалиста судебного состава в арбитражном суде. Моя задача заключалась во вспомогательной работе определенному аппарату судьи или судебному составу, а именно в подшивании дел, оформлении извещений, посещении судебных заседаний, формировании дел, их подготовке для архива и др. На первый взгляд, такая работа кажется довольно монотонной или скучной, но у меня была возможность заглянуть внутрь, посмотреть, как оформляются реальные исковые заявления, прикрепляются доказательства, что, безусловно, очень интересно.

Больше всего мне понравилось посещать судебные заседания. Несмотря на то, что я проходила практику в рамках одного аппарата судьи или судебного состава, у меня была возможность ходить на заседания, которые заслушивали разные судьи. Этот опыт полезен тем, что за месяц я познакомилась с несколькими категориями дел, на реальных примерах увидела разницу между ними, например, разницу между рассмотрением гражданских и уголовных дел, а также между ними и экономическими спорами в арбитражных судах. Конечно, не обошлось и без трудностей, ведь практику я проходила на втором курсе, тогда как изучение процессуальных отраслей права у меня началось с третьего курса, и некоторые теоретические моменты были для меня далеки. Однако сама организация суда мне уже была знакома, и я рада, что удалось не только прочитать об этом в учебнике, но и увидеть работу суда изнутри своими глазами.

Гринченко Анастасия (РУДН, экономический факультет, 4 курс): В основном все кейсы представляли собой какие-то проблемы компаний в сфере экономики и маркетинга. Мне было достаточно сложно вникнуть в некоторые кейсы из маркетинговой сферы. Пришлось изучить много литературы, прежде чем я смогла достойно решать такие кейсы, но благодаря видеокурсам наставников мне удалось разобраться в этих темах.

Павлюченкова Светлана (РУТ (МИИТ), юриспруденция, 3 курс): Я проходила практику в судах, поэтому фактически выполняла обязанности помощника судьи (подшивала дела, разбиралась с документацией и корреспонденцией, изучала судебную практику). Самое интересное, конечно, побывать на судебных заседаниях и своими глазами увидеть весь процесс рассмотрения и разрешения дела. Для себя я вынесла то, что работа в любой организации не ограничивается знаниями, полученными в институте. Важно перенимать опыт людей, которые работают в этой сфере давно. Как таковых трудностей во время практики у меня не возникало, со всеми вопросами помогали разобраться руководители практики.

Васильченко Анна (Финансовый университет): Практику я проходила в Министерстве финансов РФ в департаменте доходов. Сначала нас, практикантов, распределили, за каждым студентом закрепили руководителя практики, который в последующем нам давал задания. В первый день практики провели инструктаж по технике безопасности и дали документы для ознакомления с деятельностью Минфина РФ. Затем мне давали документы, которые могли бы помочь в написании моей выпускной квалификационной работы.

Что было полезного на учебной практике

Чащина Анастасия (РГУП, 4 курс): Прежде всего, я познакомилась с электронными автоматизированными системами, такими как ГАС «Правосудие», ИС «Мой арбитр», внутренними системами судов, а также улучшила навык работы с системой КонсультантПлюс. Умение работать с этими системами полезен не только для будущей работы в суде или частной практике, но и во время обучения при поиске судебной практики и написании работ.

Помимо этого я детально изучила внутреннюю организацию работы суда, какой путь проходит исковое заявление перед тем, как поступить к судье, а также многие практические вопросы, которых нет в учебниках. Например, как поступить, если не получается дозвониться до архива или приемной суда.

Гринченко Анастасия (РУДН, экономический факультет, 4 курс): Я прокачала свой навык аудирования, изучила некоторые скилы менеджеров и HR-агентов. Как по мне, это полезные дополнительные навыки, которыми я теперь выделяюсь среди прочих.

Павлюченкова Светлана (РУП (МИИТ), юриспруденция, 3 курс): Главный навык, приобретенный за время прохождения практики, это навык коммуникации. Важно уметь вести разговор как с людьми, обратившимися за юридической помощью, так и с работниками организации, поскольку именно от умения правильно выстроить диалог с собеседником зависит эффективность работы юриста. Также практика дает возможность прокачать навыки работы с документацией.

Васильченко Анна (Финансовый университет): Я посмотрела на структуру Минфина РФ и на работу министерства изнутри, что меня всегда привлекало. Мой руководитель практики помогал в написании выпускной квалификационной работы, а также давал наставления, как лучше и точнее провести анализ в моей работе.

Лайфхаки от студентов

Чащина Анастасия (РГУП, 4 курс): Будьте открыты новому опыту, не стесняйтесь задавать вопросы, а также постарайтесь понять механизм работы организации как слаженной системы, представить себя на позиции обратившегося в организацию, работника того или иного отдела.

Гринченко Анастасия (РУДН, экономический факультет, 4 курс): Подбирайте практику, которая будет вам интересна. Если у вас что-то не получается, не бойтесь задавать вопросы наставникам. Знать все нереально. От вас ждут не 100% знаний, а желания работать и узнавать новое.

Павлюченкова Светлана (РУП (МИИТ), юриспруденция, 3 курс): Не бойтесь задавать вопросы и проявлять интерес. Руководители практики подскажут, как действовать в той или иной ситуации, и не оставят в беде, поскольку понимают, что вы пришли на производство впервые. Ответственность и коммуникабельность приветствуются в любом коллективе. Практика – это возможность выбирать и оценивать. Причем не только для студентов, но и для работодателей, заинтересованных в инициативных сотрудниках. Поэтому важно помнить, что практика позволяет применить теоретические знания в трудовой деятельности и дает шанс устроиться на работу в эту организацию после института.

Васильченко Анна (Финансовый университет): Самое главное – не волноваться и не думать, что на вас не найдется времени. Вам всегда смогут помочь или подсказать. Внимательно слушайте руководителя практики и старайтесь запоминать или записывать все, что он вам говорит.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Положение о порядке прохождения стажировки (утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 27 мая 2020 г., протокол N 14)


Обзор документа

Положение о порядке прохождения стажировки (утв. решением Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 27 мая 2020 г., протокол N 14)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регламентирует условия и порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на приобретение статуса адвоката, и разработано в соответствии с Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и Стандартом профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов и стажеров адвокатов.

1.2. В настоящем Положении используются следующие термины:

Стажировка - прохождение лицом, имеющим намерение приобрести статус адвоката, курса целевой практикоориентированной подготовки, включающей изучение теоретических вопросов и приобретение практических навыков, необходимых для осуществления профессиональной адвокатской деятельности.

Стажер адвоката (далее по тексту настоящего Положения - стажер) - лицо, проходящее стажировку. Стажером может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, не признанное недееспособным или ограниченно дееспособным в установленном законодательством Российской Федерации порядке и не имеющее непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.

Адвокат-куратор - адвокат, осуществляющий непосредственное руководство стажировкой и обучение стажера. Адвокатом-куратором может быть адвокат, имеющий адвокатский стаж не менее пяти лет.

1.3. Стажер может проходить стажировку в любом адвокатском образовании.

1.4. Срок прохождения стажировки составляет от одного года до двух лет.

1.5. Стажировка и правовой статус стажера регулируются Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", Трудовым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства.

1.6. Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации вправе в развитие норм настоящего Положения регулировать порядок и условия прохождения стажировки в соответствующем субъекте Российской Федерации.

2. Зачисление в стажеры. Трудовой договор со стажером

2.1. Прием в стажеры производится руководителем адвокатского образования (при наличии в адвокатском образовании коллегиального исполнительного органа - коллегиальным исполнительным органом) или адвокатом, являющимся учредителем адвокатского кабинета (далее по тексту настоящего Положения - руководитель адвокатского образования), на основании заявления лица, желающего стать стажером.

К заявлению лица, желающего стать стажером, прилагаются:

- трудовая книжка (подлинник) либо электронная трудовая книжка;

- анкета с биографическими сведениями;

- документ (диплом) о наличии высшего юридического образования, полученного по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе (подлинник и заверенная копия);

- справка об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления (подлинник);

- заявление адвоката-куратора о согласии на осуществление руководства стажировкой;

- согласие руководителя обособленного подразделения адвокатского образования - в случае, если адвокат-куратор осуществляет профессиональную деятельность в обособленном подразделении адвокатского образования.

К заявлению прилагается заверенная копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, содержащая страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).

При подаче заявления о приеме на работу в качестве стажера лицо обязано предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Лицо, желающее пройти стажировку, вправе приложить к заявлению иные документы по своему усмотрению (характеристики с места учебы, места предыдущей работы и пр.).

2.2. Стажировка проводится на основании срочного трудового договора, заключаемого стажером с адвокатским образованием (форма примерного трудового договора со стажером адвоката приведена в Приложении N 4).

В договоре, заключаемом со стажером, должен быть указан его адвокат-куратор.

2.3. Трудовой договор стажера прекращается в следующих случаях:

- по основаниям, предусмотренным нормами Трудового кодекса Российской Федерации;

- по истечении установленного срока стажировки.

3. Задачи и содержание стажировки

3.1. Основными задачами стажировки являются приобретение стажером профессиональных знаний и практических навыков, необходимых для самостоятельного осуществления адвокатской деятельности, и подготовка стажера к сдаче квалификационного экзамена.

3.2. Процесс стажировки должен включать:

1) получение стажером практического опыта работы под руководством адвоката- куратора;

2) профессиональное обучение в порядке, установленном Стандартом профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов и стажеров адвокатов, настоящим Положением.

3.3. Стажер не вправе самостоятельно заниматься адвокатской деятельностью, то есть самостоятельно заключать договоры с доверителями.

3.4. Стажер вправе по поручению адвоката-куратора и при наличии согласия доверителя самостоятельно участвовать в судебных делах, рассматриваемых судами общей юрисдикции (за исключением уголовных дел) и арбитражными судами; готовить проекты документов правового характера; предоставлять устные и письменные правовые консультации. При этом ответственность перед доверителем за надлежащее оказание ему квалифицированной юридической помощи несет адвокат-куратор.

4. Обязанности стажера

- хранить адвокатскую тайну;

- обеспечивать сохранность вверенной ему документации;

- выполнять задания и поручения адвоката-куратора;

- соблюдать нормы трудового законодательства Российской Федерации, Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", Кодекса профессиональной этики адвоката, Стандарта профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов и стажеров адвокатов, настоящего Положения, решения органов Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и адвокатского образования;

- посещать учебные занятия для стажеров, организуемые Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, адвокатской палатой субъекта Российской Федерации и адвокатским образованием.

5. Обязанности адвоката-куратора

- ознакомить стажера с нормами трудового законодательства Российской Федерации, Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", Кодекса профессиональной этики адвоката, Стандарта профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов и стажеров адвокатов, настоящего Положения, решениями органов Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и адвокатского образования;

- разъяснить стажеру положения о правовом режиме адвокатской тайны и мерах по ее охране;

- разъяснить стажеру требования к ведению адвокатского делопроизводства;

- обеспечить ознакомление стажера с процессом осуществления адвокатской деятельности;

- осуществлять контроль за самостоятельной работой стажера;

- выдать стажеру характеристику.

6. Обязанности адвокатского образования

Адвокатское образование обязано:

- взаимодействовать с адвокатской палатой субъекта Российской Федерации по вопросам организации стажировки и подготовки стажеров;

- по правилам, установленным Порядком ведения реестра стажеров адвокатов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (Приложение N 1), предоставлять адвокатской палате субъекта Российской Федерации сведения о стажерах и об адвокатах-кураторах, являющихся руководителями стажировки;

- содействовать стажеру в посещении учебных занятий, проводимых адвокатским образованием или адвокатской палатой субъекта Российской Федерации;

- выплачивать стажеру заработную плату и выполнять иные обязанности работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

7. Участие адвокатской палаты субъекта Российской Федерации

Адвокатская палата субъекта Российской Федерации:

- ведет Реестр стажеров адвокатов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в соответствии с Порядком ведения реестра стажеров адвокатов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (Приложение N 1 к настоящему Положению) по форме, установленной Приложением N 2 к настоящему Положению;

- выдает стажерам удостоверения по форме, установленной Приложением N 3 к настоящему Положению;

- организовывает изучение стажерами курса "Введение в профессию адвоката";

- взаимодействует с Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации по вопросам подготовки стажеров, сообщая информацию о нормативном регулировании стажировки, количестве стажеров и иные сведения, связанные с организацией стажировки.

8. Участие Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации

Федеральная палата адвокатов Российской Федерации:

- организовывает учебные программы (курсы), реализуемые как очно, так и в дистанционно доступной форме;

- осуществляет методическую деятельность по вопросам обеспечения подготовки стажеров.

Приложение N 1
к Положению о порядке
прохождения стажировки

Порядок
ведения реестра стажеров адвокатов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации

1. Реестр стажеров адвокатов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее - реестр) ведет совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации на основании сведений и документов, представляемых адвокатскими образованиями, а также стажерами.

Ведение реестра осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и является обязательным.

2. Реестр ведется на бумажном носителе и/или в электронном виде. В случае ведения реестра в обеих формах информация, содержащаяся в реестре на бумажном носителе, должна соответствовать информации в реестре на электронном носителе.

Форма реестра стажеров адвокатов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации определена Приложением N 2 к Положению о порядке прохождения стажировки.

3. Реестр содержит следующие сведения:

1) наименование субъекта Российской Федерации;

2) регистрационный номер стажера;

3) фамилия, имя, отчество стажера;

4) реквизиты решения адвокатского образования о приеме в состав стажеров;

5) срок стажировки;

6) фамилия, имя, отчество адвоката-куратора, его номер в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации;

7) прекращение статуса стажера и исключение сведений о нем из реестра;

8) изменения в сведения о стажере.

4. Реестр на бумажном носителе прошивается, его листы нумеруются, сведения о количестве листов заверяются подписью президента адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

Реестр в электронном виде размещается на официальном сайте адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

5. Внесение в реестр сведений (исключение из реестра сведений) осуществляется на основании:

а) уведомления адвокатского образования о приеме в состав стажеров, изменении сведений об адвокате-кураторе, прекращении статуса стажера;

б) заявления стажера в случае внесения в реестр сведений об изменении фамилии, имени и (или) отчества, а также в случае изменения паспортных данных и сведений о регистрации по месту жительства.

6. Решение о внесении в реестр сведений (исключении из реестра сведений) оформляется распоряжением президента адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

Копия распоряжения президента адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, копия уведомления адвокатского образования о внесении соответствующих сведений в реестр (исключении из реестра соответствующих сведений), копия заявления стажера, а также документы, указанные в пунктах 11-15 настоящего Порядка, формируются в реестровое дело стажера.

Реестровые дела стажеров хранятся в делах адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в течение 15 лет.

7. Регистрационный номер стажера включает две группы цифр, разделенные косой чертой, из которых первые две цифры - это номер субъекта Российской Федерации, а вторая составляющая (третья и далее цифры) - порядковый номер записи при внесении сведений о стажере в реестр. Формирование второй составляющей регистрационного номера осуществляется путем сквозной нумерации независимо от года. К первой цифре присоединяется буква "с".

Примеры регистрационных номеров: с01/253, с35/2, с50/248, с77/1489.

Регистрационный номер указывается на соответствующем томе номенклатурного дела, озаглавленном "Реестровое дело стажера" (далее - реестровое дело стажера).

Регистрационный номер не может быть присвоен другому лицу.

8. По письменному заявлению стажера, адвокатского образования, адвоката-куратора, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, территориального органа юстиции совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации предоставляет сведения о стажере, содержащиеся в реестре, в виде выписки из реестра.

9. Сроки внесения в реестр сведений (исключения из реестра сведений) не должны превышать пяти рабочих дней с момента поступления уведомления адвокатского образования, заявления стажера.

10. Для внесения в реестр сведений в случае присвоения статуса стажера адвокатским образованием не позднее пяти рабочих дней с момента принятия решения о приеме в состав стажеров в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации представляются следующие документы:

- уведомление адвокатского образования о приеме в состав стажеров;

- заверенные адвокатским образованием копии:

а) решения руководителя адвокатского образования (при наличии в адвокатском образовании коллегиального исполнительного органа - коллегиального исполнительного органа), или адвоката, являющегося учредителем адвокатского кабинета, о приеме претендента в состав стажеров;

б) документа, удостоверяющего личность стажера;

в) анкеты, содержащей биографические сведения о стажере;

г) документа (диплома), подтверждающего наличие у стажера высшего юридического образования, полученного по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе;

д) справки об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;

е) согласия адвоката-куратора на осуществление руководства стажировкой;

ж) трудового договора со стажером или выписки из трудового договора со стажером;

- две фотографии стажера размером 3x4 см.

11. Уведомление адвокатского образования о приеме в состав стажеров представляется в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации в подлинном экземпляре.

Уведомление подписывается руководителем адвокатского образования и должно содержать следующие сведения:

1) наименование адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в которую направляется уведомление;

2) фамилия, имя, отчество стажера;

3) дата и реквизиты решения руководителя адвокатского образования (при наличии в адвокатском образовании коллегиального исполнительного органа - коллегиального исполнительного органа), или адвоката, являющегося учредителем адвокатского кабинета, о приеме претендента в состав стажеров;

4) срок стажировки;

5) фамилия, имя, отчество, регистрационный номер адвоката-куратора;

6) адрес регистрации стажера по месту жительства;

7) номера телефонов, факса, адреса электронной почты стажера.

12. Для внесения в реестр сведений о прекращении статуса стажера в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации представляется уведомление адвокатского образования о прекращении статуса стажера, в котором указываются фамилия, имя, отчество и регистрационный номер стажера, статус которого прекращен, реквизиты решения адвокатского образования о прекращении статуса стажера, основание прекращения трудового договора, дата, с которой прекращен статус стажера.

К уведомлению о прекращении статуса стажера прилагается удостоверение стажера.

13. Для внесения в реестр сведений о замене адвоката-куратора в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации представляется уведомление адвокатского образования, в котором указываются фамилия, имя, отчество и регистрационный номер стажера, фамилия, имя, отчество, регистрационный номер вновь назначенного адвоката-куратора, дата назначения нового адвоката-куратора, реквизиты соответствующего решения адвокатского образования.

14. Для внесения в реестр сведений об изменении фамилии, имени и (или) отчества стажера в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации представляются заявление стажера, копия свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, подтверждающая изменение фамилии, имени и (или) отчества, 2 фотографии 3х4 см.

15. Для внесения изменений в реестровое дело стажера в случае изменения паспортных данных или сведений о регистрации по месту жительства в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации представляются заявление стажера и копии документов, подтверждающих соответствующие изменения.

16. Во внесении сведений о стажере в реестр стажеров адвокатской палаты субъекта Российской Федерации может быть отказано в случае, если в состав стажеров принято лицо, не соответствующее требованиям статьи 28 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

17. Внесение сведений о стажере в реестр может быть приостановлено, если представленные документы не соответствуют требованиям, установленным настоящим Порядком.

18. В течение трех рабочих дней с момента внесения в реестр сведений о стажере совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации выдает ему удостоверение стажера по форме, утвержденной Приложением N 3 к Положению о порядке прохождения стажировки.

Удостоверение стажера в случае изменения фамилии, имени и (или) отчества стажера, а также взамен утраченного или испорченного выдается в течение трех рабочих дней с момента поступления от стажера заявления.

Удостоверение выдается на срок стажировки, установленный в решении адвокатского образования о приеме в состав стажеров.

При прекращении статуса стажера удостоверение сдается в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации по правилам, установленным настоящим Порядком.

Приложение N 2
к Положению о порядке
прохождения стажировки

Реестр стажеров адвокатов

__________________________________________________________________________
(наименование адвокатской палаты субъекта Российской Федерации)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: