Может ли уполномоченный по защите прав предпринимателей обращаться в суд

Обновлено: 02.05.2024

Защита прав предпринимателей в России состоит из двух вещей: законов, которые защищают права предпринимателей при проверках, и органов по защите от коррупции, шантажа, вымогательства и незаконного уголовного преследования. В статье рассказываем, какие законы описывают права бизнеса во время проверок и кто кроме адвоката поможет защититься в остальных случаях.

Еще о защите прав предпринимателей

Эксперт — Роман Виноградов, юрист, владелец юридической фирмы «Виноградов и партнеры». Записалa Светлана Дучак, редактор.

Защита прав предпринимателей во время проверок

Проверки бизнеса проводят тридцать ведомств: от привычных налоговой и Роспотребнадзора до комиссии по делам несовершеннолетних, военных комиссариатов и лесного надзора. Как эти проверки должны проводиться и какие права есть у бизнеса, описывает закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля», он же 294 ФЗ.

Кто проверяет бизнес в России

294 ФЗ описывает, что предприниматель вправе делать:

  • присутствовать при проверке;
  • получать информацию о документах, которые проверяющий запрашивает у других органов;

Этот же закон описывает, как должны себя вести проверяющие, что они могут делать, а что — нет. Например, нельзя брать плату за проведение проверки; раскрывать коммерческую тайну компании, если узнали ее во время проверки; требовать документы, которых нет в распоряжении.

Если проверка прошла с нарушениями, ее можно обжаловать. Здесь два варианта:

  • проверяющий сам выносит решение о привлечении к ответственности, например о штрафе. Тогда нужно подать жалобу в суд и попросить отменить решение, потому что проверку провели с нарушениями;
  • проверяющий передает протокол проверки в суд, и уже суд принимает решение о наказании. Тогда предприниматель в суде доказывает, что проверка была с нарушением 294 ФЗ, и просит признать протокол недопустимым доказательством.

Еще в законе есть сроки проверок: плановые не чаще, чем раз в три года, а для новые предпринимателей — через три года после регистрации бизнеса. Внеплановые проверки проводятся в любой момент и без ограничений по количеству, если есть жалобы от клиентов или сотрудников.

Кроме 294 ФЗ есть законы, которые дополнительно регулируют проверки прокуратуры, МЧС, агентства по рыболовству и остальных.

Проверяющий орган
Какие законы регулируют проверки

Приказы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — приказ №764 и приказ №103

МЧС, налоговая, казначейство

Министерства: промышленности, культуры, энергетики, финансов, строительства, обороны, юстиции

Федеральные службы в сферах транспорта, здравоохранения, гидрометеорологии, образования и науки

Федеральные агентства по рыболовству, техническому регулированию, воздушному транспорту

Помощь в защите прав предпринимателей

Предпринимателям необязательно защищать права в одиночку — в России есть организации и ведомства, куда можно обратиться за помощью.

Объединения предпринимателей. Объединения предпринимателей бесплатно помогают защититься от коррупции, незаконного уголовного преследования и давления органов власти.

Организация
Чем занимается
Контакты

Помогает малому и среднему бизнесу с защитой прав при проверках и следствии. Например, добивается прекращения уголовных дел и изменения наказаний: домашний арест вместо тюрьмы

Помощь в конфликтах с рейдерскими захватами, коррупцией и незаконным уголовным преследованием предпринимателей

Уполномоченные по защите прав предпринимателей. Уполномоченный по защите прав предпринимателей, или бизнес-омбудсмен — это человек, который вправе отстаивать интересы бизнеса в суде, приостанавливать действия чиновников и нормативных актов до решения суда.

В России два типа бизнес-омбудсменов: уполномоченный по России, это Борис Титов, и по регионам, например Игорь Якимчик в Краснодарском крае. К ним предприниматели обращаются за защитой, когда сталкиваются:

  • с вымогательством взяток;
  • попытками отобрать бизнес;
  • бюрократической волокитой;
  • административным давлением;
  • незаконным уголовным преследованием;
  • незаконным преследованием за экономические преступления, мошенничество, незаконное предпринимательство, отмывание денег; уклонение от уплаты налогов;
  • бездействием полиции.

Обращаться за помощью в защите прав можно к уполномоченному по России или по вашему региону — каких-то правил, к кому и когда идти, нет. Но, скорее всего, вопросы с местной бюрократией и бездействием полиции быстрее решит региональный уполномоченный.

Как уполномоченные помогают бизнесу на практике

Предприниматель из Краснодарского края заключил контракт с районной больницей на поставку мусорных контейнеров и урн. Привез контейнеры и урны в больницу в июне 2019 года, но деньги не получил.

Сначала предприниматель пытался сам получить оплату или какое-то объяснение задержки от больницы, но его игнорировали. Тогда он пожаловался уполномоченному по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае. Тот изучил контракт и передал информацию в прокуратуру.

После вмешательства уполномоченного и прокуратуры больница расплатилась с предпринимателем.

Правозащитные организации. Защищают людей от незаконного уголовного преследования, помогают с защитой в суде и в сборе денег на оплату штрафов. Чаще защищают физических лиц, но иногда и бизнес:

Прокуратура. Прокуратура следит за работой государственных ведомств: полиции, Роспотребнадзора, трудовой и пожарной инспекций, судебных приставов и остальных.

В прокуратуру жалуются на коррупцию, вымогательство, шантаж, бездействие, нарушение правил проверок госслужащими. Но на практике бывает так, что прокуратура отправляет заявление с жалобой обратно в тот орган, на который пожаловались. Например, пишем жалобу на судебных приставов в прокуратуру, а она передает жалобу старшему судебному приставу.

Если же пожаловаться сначала главному в той службе, что проводила проверку, и не получить там помощи, а потом пойти в прокуратуру, она, скорее всего, будет разбираться сама.

Предприниматели вправе выбирать, куда обратиться: в суд, прокуратуру или к руководителю ведомства. Но при этом вправе обращаться одновременно во все органы сразу.

Вы заблокированы

1. Уполномоченный рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также порядком подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним, утвержденным Уполномоченным.

2. Уполномоченный принимает решение о принятии жалобы субъекта предпринимательской деятельности (далее также - заявитель) к рассмотрению или об отказе в принятии жалобы к рассмотрению в течение десяти дней со дня ее поступления, о чем уведомляет заявителя в течение трех дней. В дальнейшем Уполномоченный уведомляет заявителя о результатах реализации мер по восстановлению его нарушенных прав и законных интересов с периодичностью не реже одного раза в два месяца.

3. Уполномоченный направляет заявителю мотивированный отказ в принятии жалобы к рассмотрению при наличии в жалобе указания почтового и (или) электронного адреса заявителя по следующим основаниям:

1) текст жалобы, направленной в письменной форме, не поддается прочтению;

2) в жалобе содержится только тот вопрос, на который заявителю многократно давались Уполномоченным ответы по существу в письменной форме в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые обстоятельства по этому вопросу;

3) ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

4. В случае, если в поступившей на имя Уполномоченного жалобе не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый или электронный адрес заявителя, такая жалоба не подлежит рассмотрению.

5. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан выполнить одно или несколько из следующих действий:

1) разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе форм и способов их защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) передать жалобу в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. Направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется, запрещается;

4) обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов (за исключением органов прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации, органов судебной власти), органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности;

5) обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности;

6) обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6. При рассмотрении жалоб Уполномоченный вправе привлекать экспертов, способных оказать содействие в их полном, всестороннем и объективном рассмотрении.

7. Информация о результатах рассмотрения жалоб субъектов предпринимательской деятельности подлежит размещению (опубликованию) на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при условии обязательного обезличивания персональных данных.

1. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, обратившиеся в арбитражный суд, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца.

2. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей вправе вступить в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.

3. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей вправе обжаловать вступившие в законную силу судебные акты по правилам, установленным статьей 42 настоящего Кодекса.

Судебная практика и законодательство — АПК РФ. Статья 53.1. Участие в деле Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации

Согласно разъяснению, содержащемуся в указанном выше пункте, при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Так, согласно разъяснению, содержащемуся в указанном выше пункте, при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

16. Расходы на оплату услуг представителей, понесенные органами и организациями (в том числе обществами защиты прав потребителей), наделенными законом правом на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц (статьи 45, 46 ГПК РФ, статьи 39, 40 КАС РФ, статьи 52, 53, 53.1 АПК РФ), не подлежат возмещению, поскольку указанное полномочие предполагает их самостоятельное участие в судебном процессе без привлечения представителей на возмездной основе.

Кроме того, в защиту прав и законных интересов других лиц в суд с требованием об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, иных должностных лиц ФССП России могут обратиться лица, указанные в статье 46 ГПК РФ, статье 40 КАС РФ и статьях 53, 53.1 АПК РФ, если это предусмотрено федеральными законами.

5. По смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Елена Мехоношина

С 2015 года в российских регионах работают уполномоченные по правам предпринимателей. Ещё их называют бизнес-омбудсмены. Рассказываем, в каких случаях и как уполномоченные помогают малому бизнесу.

Содержание

Кто такой уполномоченный по правам предпринимателей

Уполномоченный по правам предпринимателей в субъекте РФ помогает коммерческим организациям и ИП в разногласиях с государственными и муниципальными органами.

Помощь предпринимателям абсолютно бесплатна. Для обращения не надо составлять формализованную жалобу, собирать какие-то специальные документы или платить пошлину.

Также уполномоченные занимаются общественной деятельностью, и это тоже полезно предпринимателям. В аппарате проводят бесплатные лекции по разъяснению законов, организуют встречи с работниками надзорных органов для консультаций.

В каких случаях предпринимателю можно обратиться к уполномоченному

Уполномоченный помогает предпринимателю, если его права нарушают именно органы государства и муниципалитета. Говоря на языке простых людей, это административные барьеры, неправомерные требования, бездействие чиновников, волокита с документами, необоснованные проверки.

В споры с контрагентами, банками, клиентами, работниками и конкурентами уполномоченный не включается. Для этого есть суды, антимонопольная служба и полиция.

Задача уполномоченного — защитить права предпринимателя, пока спор ещё не разрешён. Поэтому, если фирма или ИП уже судились с госорганом, и решение суда вступило в силу, помочь нельзя. Суд разобрался, кто прав.

Вот примерные проблемы коммерческих фирм с государством, когда помощь уполномоченного к месту:

— Налоговая инспекция заблокировала банковский счёт, хотя декларации сданы и налоги заплачены. Или инспектор требует заплатить налог, когда предприниматель на другом налоговом режиме.

— Государственное учреждение не платит по госконтракту, но претензий к работам нет.

— МЧС приходит со второй внеплановой проверкой подряд и придирается.

— Роспотребнадзор назначает неадекватно высокий штраф за нарушение в торговле или общепите.

— Судебные приставы не снимают деньги со счёта должника. А должник спокойно работает дальше.

— Местная администрация затягивает выдачу разрешения на перепланировку торгового помещения.

Главное — чиновник должен действительно ошибаться, затягивать сроки или просить лишнего. Если предприниматель сам не принёс нужные документы, не заплатил налог или как-то ещё нарушил закон, уполномоченный не поможет.

Что уполномоченный может сделать

В общих чертах содействие уполномоченного заключается в следующем.

Предприниматель обращается с жалобой, специалисты смотрят документы и консультируют. Если нарушения найдены, уполномоченный выносит заключение об их устранении или обращается в интересах предпринимателя в суд. Иногда уполномоченный помогает сторонам договориться без суда.

Здесь есть проблема. Госорганы и местная администрация не обязаны исполнять требования уполномоченного. Его заключение — это как бы настоятельный совет от государства, за невыполнение которого ничего не будет. Поэтому, если спор окажется принципиальным, предпринимателю придётся идти в суд самостоятельно. А при проверках — защищаться другими методами.

На региональных сайтах бизнес-омбудсменов публикуют истории успешной помощи предпринимателям. Рекомендуем почитать их. Возможно, по вашей проблеме с госорганом уже есть похожее дело с положительным исходом.

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Напоследок — вдохновляющий кейс

Предприниматель несколько лет торговала одеждой.

Однажды пришёл Роспотребнадзор, проверил и увидел в продаже носки с рисунком листьев «наркотического вещества». Провели ботаническую экспертизу и возбудили административное дело по статье о пропаганде наркотиков. Предпринимателю грозил штраф 40 000 ₽.

После обращения предпринимателя в дело вступился омбудсмен. Он нашёл нарушения в экспертизе и добился в суде замены штрафа на предупреждение.

1. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, обратившиеся в арбитражный суд, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца.

2. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей вправе вступить в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.

3. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей вправе обжаловать вступившие в законную силу судебные акты по правилам, установленным статьей 42 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 53.1 АПК РФ

Текст комментария: Под ред. В.В. Яркова "КОММЕНТАРИЙ К АРБИТРАЖНОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ)"

Авторы: Абсалямов А.В., Абушенко Д.Б., Бессонова А.И., Бурачевский Д.В., Гребенцов А.М., Дегтярев С.Л., Долганичев В.В., Загайнова С.К., Кузнецов Е.Н., Лазарев С.В., Плешанов А.Г., Раздьконов Е.С., Ренц И.Г., Решетникова И.В., Скуратовский М.Л., Соломеина Е.А., Спицин И.Н., Тарасов И.Н., Тимофеев Ю.А., Хазанов С.Д., Халатов С.А., Чудиновская Н.А., Ярков В.В.

1. Правовое положение Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ, обратившихся в арбитражный суд, аналогично правовому положению органов и лиц, обратившихся в арбитражный суд в соответствии со ст. 53.1 АПК. Субъекты, указанные в комментируемой статье, так же обращаются в арбитражный суд за защитой интересов других лиц и так же пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца. Указание на процессуальную природу прав и обязанностей уполномоченных еще раз подчеркивает, что никакими материальными правами в отношении предмета спора они не обладают, в частности, уполномоченные не вправе совершать распорядительные действия. Кроме того, уполномоченные, как и другие лица, обращающиеся в арбитражный суд в интересах других лиц, не вправе претендовать на возмещение расходов на оплату помощи представителя .

Пункт 16 Постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (БВС. 2016. N 4).

2. Различие в полномочиях Уполномоченного при Президенте РФ и уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ состоит в том, что первый вправе инициировать процесс путем обращения в арбитражный суд, вступать в уже начатый другим лицом процесс, а также обжаловать вынесенные судебные акты по правилам, установленным ст. 42 АПК, в то время как вторые вправе только инициировать процесс путем обращения в арбитражный суд. Нам не удалось найти политико-правовое объяснение такой дифференциации.

Частью 2 комментируемой статьи установлено, что уполномоченный вправе вступить в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Однако уполномоченный не отвечает признакам третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку судебный акт не может повлиять на его права и обязанности по отношению к одной из сторон. В связи с этим комментируемую норму сложно признать удачной. Вероятно, правильнее считать, что уполномоченный вправе вступить в дело с правами третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не являясь вместе с тем таким лицом.

3. Право на обжалование судебного акта по правилам, установленным ст. 42 АПК, также не делает уполномоченного лицом, не участвовавшим в деле, о чьих правах и обязанностях арбитражный суд принял судебный акт. Соответствующий процессуальный порядок распространен только на жалобы уполномоченного.

Право обжалования, как и иные процессуальные права, установленные комментируемой статьей, осуществляется уполномоченными в соответствии с основными задачами их деятельности, установленными Федеральным законом .

Задайте вопрос юристу:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: