Может ли капитан судна получить свидетельство об освобождении от лоцманской проводки

Обновлено: 25.04.2024

от 20 сентября 2016 года N 270

(с изменениями на 28 апреля 2017 года)

____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 26 октября 2020 года N 1742
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с пунктом 1 статьи 90 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2001, N 22, ст.2125; 2003, N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 15, ст.1519, N 45, ст.4377; 2005, N 52 (ч.1), ст.5581; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 46, ст.5557, N 50, ст.6246; 2008, N 29 (ч.1), ст.3418, N 30 (ч.2), ст.3616, N 49, ст.5748; 2009, N 1, ст.30, N 29, ст.3625; 2010, N 27, ст.3425, N 48, ст.6246; 2011, N 23, ст.3253, N 25, ст.3534, N 30 (ч.1), ст.4590, 4596, N 45, ст.6335, N 48, ст.6728; 2012, N 18, ст.2128, N 25, ст.3268, N 31, ст.4321; 2013, N 30 (ч.1), ст.4058; 2014, N 6, ст.566, N 42, ст.5615, N 48, ст.6659; 2015, N 1 (ч.1), ст.89, N 13, ст.1810, N 29 (ч.1), ст.4339, 4356; 2016, N 27 (ч.1), ст.4186, 4215)

в Министерстве юстиции

30 января 2017 года,

регистрационный N 45462

УТВЕРЖДЕН
приказом
Минтранса России
от 20 сентября 2016 года N 270

Порядок предоставления капитану судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов

(с изменениями на 28 апреля 2017 года)

I. Общие положения

1. Порядок предоставления капитану судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов (далее - Порядок) разработан в соответствии с пунктом 1 статьи 90 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" и устанавливает правила предоставления капитану судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов на судах, не относящихся к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки (далее - Право плавания без лоцмана).

Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2001, N 22, ст.2125; 2003, N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 15, ст.1519, N 45, ст.4377; 2005, N 52 (ч.1), ст.5581; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 46, ст.5557, N 50, ст.6246; 2008, N 29 (ч.1), ст.3418, N 30 (ч.2), ст.3616, N 49, ст.5748; 2009, N 1, ст.30, N 29, ст.3625; 2010, N 27, ст.3425, N 48, ст.6246; 2011, N 23, ст.3253, N 25, ст.3534, N 30 (ч.1), ст.4590, 4596, N 45, ст.6335, N 48, ст.6728; 2012, N 18, ст.2128, N 25, ст.3268, N 31, ст.4321; 2013, N 30 (ч.1), ст.4058; 2014, N 6, ст.566, N 42, ст.5615, N 48, ст.6659; 2015, N 1 (ч.1), ст.89, N 13, ст.1810, N 29 (ч.1), ст.4339, 4356; 2016, N 27 (ч.1), ст.4186, 4215.

2. Право плавания без лоцмана не предоставляется капитанам нефтеналивных судов, газовозов и химовозов валовой вместимостью более 15000, а также пассажирских судов с наибольшей длиной свыше 100 метров, за исключением судов, работающих на паромных переправах между морскими портами Российской Федерации протяженностью до 150 морских миль.

3. Право плавания без лоцмана предоставляется капитану судна на срок не более двух лет, который исчисляется с даты издания распоряжения, предусмотренного пунктом 12 настоящего Порядка.

4. Право плавания без лоцмана предоставляется капитану судна в районе обязательной лоцманской проводки, в котором действует система управления движением судов, отдельно для каждого района обязательной лоцманской проводки.

II. Предоставление капитану судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов

5. Право плавания без лоцмана предоставляется капитану судна при соблюдении следующих условий:

Если иное не предусмотрено обязательными постановлениями в морских портах.

1) капитан судна имеет стаж работы не менее трех лет в должности капитана судна;

2) капитан судна:

за последние 12 месяцев до даты направления заявления в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка совершил в должности капитана судна в районе обязательной лоцманской проводки судов, в котором предоставляется Право плавания без лоцмана (далее - район обязательной лоцманской проводки), не менее 18 заходов в морской порт, и/или выходов из морского порта, и/или транзитных проходов;

или при наличии у него ранее предоставленного Права плавания без лоцмана за последние 18 месяцев до даты направления заявления в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка совершил в должности капитана судна в районе обязательной лоцманской проводки судов не менее 18 заходов в морской порт, и/или выходов из морского порта, и/или транзитных проходов;

или в течение четырех месяцев за последние 12 месяцев до даты направления заявления в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка работал в должности капитана судна в районе обязательной лоцманской проводки судов на судне, осуществляющем операции по обслуживанию и снабжению судов, находящихся в акватории морского порта, и (или) объектов инфраструктуры морского порта (далее - судно портового флота);

3) во время следования судна в районе обязательной лоцманской проводки в соответствии с расписанием несения вахты на ходовом мостике вместе с капитаном судна обеспечивается несение ходовой навигационной вахты еще одним судоводителем (помощником капитана).

Пункт 5 раздела A-VIII/1 главы VIII Кодекса Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками (Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 871 "О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года". Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 г. N 371 "О мерах по выполнению Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27 (ч.2), ст.2799).

Условие, предусмотренное подпунктом 3 пункта 5 настоящего Порядка, не применяется к судам портового флота.

6. Для получения Права плавания без лоцмана капитан судна направляет капитану морского порта заявление в письменной форме почтовым отправлением или в форме электронного документа по электронной почте, в котором указываются:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), гражданство, дата рождения капитана судна;

2) дата выдачи, выдавший орган и номер квалификационного документа (диплома) капитана судна;

3) сведения о районе обязательной лоцманской проводки, для плавания в котором запрашивается Право плавания без лоцмана;

Указывается номер (при наличии) или название (при наличии) соответствующего района обязательной лоцманской проводки, указанные в обязательных постановлениях в морском порту, или номер/номера пунктов обязательных постановлений в морском порту, который/которые содержит/содержат сведения о соответствующем районе обязательной лоцманской проводки, или номер приложения/приложений (с указанием номера/номеров пунктов в приложении) к обязательным постановлениям в морском порту, который/которые содержит/содержат сведения о соответствующем районе обязательной лоцманской проводки.

4) адрес электронной почты.

7. К заявлению прилагается копия квалификационного документа (диплома) капитана судна в письменной форме или в форме электронного документа.

8. Заявление о предоставлении капитану судна Права плавания без лоцмана от капитана судна, который ранее был лишен Права плавания без лоцмана в соответствии с пунктом 20 настоящего Порядка, принимается капитаном морского порта к рассмотрению не ранее чем через 365 календарных дней после даты размещения на официальном сайте соответствующей администрации морских портов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" распоряжения, предусмотренного пунктом 21 настоящего Порядка.

9. Квалификационные испытания капитана судна, претендующего на Право плавания без лоцмана, проводятся квалификационной комиссией, создаваемой капитаном морского порта (далее - Комиссия), не позднее десяти рабочих дней с даты подачи заявления методом письменного или компьютерного тестирования по перечню вопросов, согласованных Росморречфлотом.

Перечень вопросов, согласованных Росморречфлотом, используемых при письменном или компьютерном тестировании, размещается на официальном сайте соответствующей администрации морских портов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

10. Капитан морского порта не позднее пяти рабочих дней после принятия заявления к рассмотрению и не позднее чем за пять календарных дней до даты проведения квалификационных испытаний направляет на адрес электронной почты, указанный в заявлении, информацию о дате, времени и месте проведения квалификационных испытаний.

11. В состав Комиссии входят председатель, его заместитель, секретарь и члены Комиссии (не менее трех).

В число членов Комиссии включаются по согласованию представители государственных органов, судовладельцев и лоцманских организаций.

При проведении квалификационных испытаний должно присутствовать не менее двух третей состава Комиссии.

Письменное или компьютерное тестирование, предусмотренное пунктом 9 настоящего Порядка, осуществляется в присутствии Комиссии.

Оценка результатов квалификационных испытаний производится по системе: "сдал", "не сдал".

Оценка результатов квалификационных испытаний "не сдал" ставится, если по результатам письменного или компьютерного тестирования, предусмотренного пунктом 9 настоящего Порядка, получены неправильные ответы на 5 и более процентов от общего числа вопросов перечня вопросов, согласованных Росморречфлотом.

Результаты квалификационных испытаний оформляются протоколом квалификационных испытаний.

12. При оценке результатов квалификационных испытаний "сдал" Комиссия принимает решение о предоставлении Права плавания без лоцмана, которое в течение трех рабочих дней после даты проведения квалификационных испытаний оформляется распоряжением капитана морского порта (далее - распоряжение) о предоставлении Права плавания без лоцмана.

13. При оценке результатов квалификационных испытаний "не сдал" Комиссия принимает решение об отказе в предоставлении Права плавания без лоцмана, которое в течение трех рабочих дней после даты проведения квалификационных испытаний оформляется распоряжением об отказе в предоставлении Права плавания без лоцмана.

14. В распоряжении о предоставлении Права плавания без лоцмана указываются: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, гражданство капитана судна, сведения о районе обязательной лоцманской проводки, даты начала и окончания действия Права плавания без лоцмана.

В распоряжении об отказе в предоставлении Права плавания без лоцмана указываются: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, гражданство капитана судна, сведения о районе обязательной лоцманской проводки, в котором капитан судна запрашивал Право плавания без лоцмана.

15. В случае отказа в предоставлении Права плавания без лоцмана в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка повторное заявление на Право плавания без лоцмана может быть принято капитаном морского порта не ранее чем через 180 календарных дней после даты издания распоряжения об отказе в предоставлении Права плавания без лоцмана.

16. Распоряжения, изданные в соответствии с пунктами 12 и 13 настоящего Порядка, размещаются на официальном сайте соответствующей администрации морских портов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение двух рабочих дней после даты издания, а заверенная капитаном морского порта копия распоряжения выдается капитану судна или его представителю, действующему на основании доверенности.

Информация, указанная в распоряжениях, изданных в соответствии с пунктами 12 и 13 настоящего Порядка, не позднее трех рабочих дней после даты издания распоряжений вносится в систему, используемую капитаном морского порта при ведении централизованного учета государственного портового контроля.

17. Если капитан судна в течение срока действия Права плавания без лоцмана совершил в должности капитана судна в районе обязательной лоцманской проводки судов не менее 18 заходов в морской порт, и/или выходов из морского порта, и/или транзитных проходов без нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, Право плавания без лоцмана предоставляется на основании заявления, указанного в пункте 6 настоящего Порядка, без прохождения квалификационных испытаний, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка.

18. Если капитан судна портового флота, имеющий Право плавания без лоцмана, в течение четырех месяцев за последние 12 месяцев до подачи заявления в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка работал в должности капитана судна в районе обязательной лоцманской проводки без нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, Право плавания без лоцмана предоставляется на основании заявления, указанного в пункте 6 настоящего Порядка, без прохождения квалификационных испытаний, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка.

III. Приостановление и лишение капитана судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов

19. Право плавания без лоцмана, предоставленное капитану судна валовой вместимостью более 15000, приостанавливается на период, когда такое судно перевозит опасные грузы.

20. Капитан судна лишается Права плавания без лоцмана в следующих случаях:

1) при нарушении капитаном судна требований законодательства Российской Федерации в сфере безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов в районе обязательной лоцманской проводки;

2) если в районе обязательной лоцманской проводки с судном, которым управлял капитан судна, пользующийся Правом плавания без лоцмана, произошла авария или инцидент.

21. Лишение капитана судна Права плавания без лоцмана оформляется распоряжением, в котором указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, гражданство капитана судна, дата и номер распоряжения о предоставлении Права плавания без лоцмана, сведения о районе обязательной лоцманской проводки, в котором капитану судна было предоставлено Право плавания без лоцмана, причина (обоснование) прекращения действия Права плавания без лоцмана.

Распоряжение о лишении капитана судна Права плавания без лоцмана не позднее трех рабочих дней со дня его издания доводится до судовладельца, размещается на официальном сайте соответствующей администрации морских портов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а информация, указанная в нем, вносится в систему, используемую капитаном морского порта при ведении централизованного учета государственного портового контроля.

В соответствии с пунктом 1 статьи 90 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2012, N 18, ст. 2128) и пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления капитану судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

приказом Минтранса России

от 6 ноября 2020 г. N 466

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КАПИТАНУ СУДНА ПРАВА ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПЛАВАНИЕ

БЕЗ ЛОЦМАНА В РАЙОНАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЛОЦМАНСКОЙ

1. Порядок предоставления капитану судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов (далее - Порядок) устанавливает правила предоставления капитану судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов на судах, не относящихся к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки (далее - право плавания без лоцмана, район обязательной лоцманской проводки соотвественно).

2. Право плавания без лоцмана не предоставляется капитанам нефтеналивных судов, газовозов и химовозов валовой вместимостью более 15000, а также пассажирских судов с наибольшей длиной свыше 100 метров, за исключением судов, работающих на паромных переправах между морскими портами Российской Федерации протяженностью до 150 морских миль.

3. Право плавания без лоцмана предоставляется капитану судна в районе обязательной лоцманской проводки, в котором действует система управления движением судов, отдельно для каждого района обязательной лоцманской проводки.

Право плавания без лоцмана в районе обязательной лоцманской проводки судов в морских портах, в которых отсутствует система управления движением судов, устанавливается в обязательных постановлениях в морском порту .

Подпункты 13 и 19 пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2019, N 51, ст. 7483).

4. Право плавания без лоцмана предоставляется капитану судна при соблюдении следующих условий:

1) наличие стажа работы не менее 3 лет в должности капитана судна;

для судов портового флота, не относящихся к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, и осуществляющих операции по обслуживанию и снабжению судов, находящихся в акватории порта - не менее 6 месяцев в должности капитана судна;

2) за последние 12 месяцев до даты направления заявления в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка капитан судна совершил в должности капитана судна в районе обязательной лоцманской проводки судов, в котором предоставляется право плавания без лоцмана, не менее 12 заходов в морской порт, и (или) выходов из морского порта, и (или) транзитных проходов через район обязательной лоцманской проводки;

или в течение 3 месяцев за последние 12 месяцев до даты направления заявления в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка капитан судна работал в должности капитана судна в районе обязательной лоцманской проводки судов на судне, осуществляющем операции по обслуживанию и снабжению судов, находящихся в акватории морского порта, и (или) объектов инфраструктуры морского порта (далее - судно портового флота);

3) во время следования судна в районе обязательной лоцманской проводки в соответствии с расписанием несения вахты на ходовом мостике вместе с капитаном судна обеспечивается несение ходовой навигационной вахты еще одним судоводителем (помощником капитана) (за исключением судов портового флота).

Пункт 5 раздела А-VIII/1 главы VIII Кодекса Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, ратифицированной постановлением Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 871 "О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года", постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 г. N 371 "О мерах по выполнению Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2799).

5. Для получения права плавания без лоцмана капитан судна направляет капитану морского порта заявление в письменной форме почтовым отправлением или в форме электронного документа по электронной почте, в котором указываются:

фамилия, имя, отчество (при наличии), гражданство, дата рождения капитана судна;

дата выдачи и номер квалификационного документа (диплома) капитана судна;

сведения о районе обязательной лоцманской проводки, для плавания в котором запрашивается право плавания без лоцмана (указывается номер (при наличии) или название (при наличии) района обязательной лоцманской проводки, содержащиеся в обязательных постановлениях в морском порту;

номер пункта обязательного постановления в морском порту, который содержит сведения о районе обязательной лоцманской проводки;

номер приложения (с указанием номера пункта в приложении) к обязательным постановлениям в морском порту, который содержит сведения о районе обязательной лоцманской проводки);

адрес электронной почты (при наличии).

6. К заявлению прилагается копия квалификационного документа (диплома) капитана судна.

7. Квалификационные испытания капитана судна, претендующего на право плавания без лоцмана, проводятся квалификационной комиссией, создаваемой капитаном морского порта (далее - Комиссия), не позднее 10 рабочих дней со дня подачи заявления методом письменного или компьютерного тестирования по перечню вопросов, подтверждающих знание капитаном судна:

гидрометеорологических, навигационных особенностей района обязательной лоцманской проводки;

характеристик средств навигационного оборудования района обязательной лоцманской проводки;

правил захода (выхода) судов в морской порт (из морского порта);

правил плавания в акватории морского порта;

правил использования средств связи в морском порту;

порядка взаимодействия с операторами системы управления движением судов (в случае, если район обязательной лоцманской проводки находится в зоне действия системы управления движением судов).

Перечень вопросов, используемых при письменном или компьютерном тестировании, размещается не позднее чем за 5 календарных дней до дня проведения квалификационных испытаний на официальном сайте соответствующей администрации морских портов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

8. Капитан морского порта не позднее чем за 5 календарных дней до дня проведения квалификационных испытаний направляет капитану судна способом, указанным в заявлении, информацию о дате, времени и месте проведения квалификационных испытаний.

9. В число членов Комиссии численностью не менее 6 человек включаются представители соответствующей администрации морских портов, Федерального агентства морского и речного транспорта, ФГБУ "Морспасслужба", ФГУП "Росморпорт", ФГУП "Атомфлот" (при проведении квалификационных испытаний на предоставление капитану судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов в морских портах, расположенных в акватории Северного морского пути), высших учебных заведений, осуществляющих подготовку по специальности "Судовождение", лоцманских организаций и судовладельцев, на судах которых капитан судна планирует осуществлять плавание без лоцмана.

При проведении квалификационных испытаний должно присутствовать не менее 4-х членов Комиссии.

Письменное или компьютерное тестирование, предусмотренное пунктом 7 настоящего Порядка, осуществляется в присутствии членов Комиссии.

Оценка результатов квалификационных испытаний производится по системе: "сдал", "не сдал".

Оценка результатов квалификационных испытаний "не сдал" ставится, если по результатам письменного или компьютерного тестирования, предусмотренного пунктом 7 настоящего Порядка, получены неправильные ответы на 5 и более процентов от общего количества вопросов из перечня вопросов, содержащихся в письменном или компьютерном тесте.

Результаты квалификационных испытаний оформляются протоколом квалификационных испытаний.

10. При оценке результатов квалификационных испытаний "сдал" Комиссия принимает решение о предоставлении права плавания без лоцмана, которое в течение 3 рабочих дней со дня проведения квалификационных испытаний оформляется распоряжением капитана морского порта (далее - распоряжение) о предоставлении права плавания без лоцмана.

11. При оценке результатов квалификационных испытаний "не сдал" Комиссия принимает решение об отказе в предоставлении права плавания без лоцмана, которое в течение 3 рабочих дней со дня проведения квалификационных испытаний оформляется распоряжением об отказе в предоставлении права плавания без лоцмана.

12. В распоряжении о предоставлении права плавания без лоцмана указываются: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, гражданство капитана судна, сведения о районе обязательной лоцманской проводки, даты начала и окончания действия права плавания без лоцмана.

В распоряжении об отказе в предоставлении права плавания без лоцмана указываются: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, гражданство капитана судна, сведения о районе обязательной лоцманской проводки, в котором капитан судна запрашивал право плавания без лоцмана.

13. В случае отказа в предоставлении права плавания без лоцмана в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка повторное заявление на право плавания без лоцмана может быть принято капитаном морского порта не ранее чем через 180 календарных дней со дня издания распоряжения об отказе в предоставлении права плавания без лоцмана.

14. Распоряжения, изданные в соответствии с пунктами 10 и 11 настоящего Порядка, размещаются на официальном сайте соответствующей администрации морских портов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 2 рабочих дней со дня издания, а заверенная капитаном морского порта копия распоряжения выдается капитану судна или его представителю, действующему на основании доверенности.

Информация, указанная в распоряжениях, изданных в соответствии с пунктами 10 и 11 настоящего Порядка, не позднее 3 рабочих дней со дня издания распоряжений вносится в систему, используемую капитаном морского порта при ведении централизованного учета государственного портового контроля .

1. В целях обеспечения безопасности плавания судов по внутренним водным путям и предотвращения транспортных происшествий с судами создаются государственные лоцманские службы и негосударственные организации по лоцманской проводке судов. Государственные лоцманские службы создаются в составе администраций бассейнов внутренних водных путей.

Услуги государственных лоцманских служб и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов оказываются на возмездной основе.

2. Лоцманская проводка судов осуществляется лоцманами, имеющими выданные в установленном порядке лоцманские удостоверения. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна указанное лоцманское удостоверение. Капитан судна не вправе брать на судно в качестве лоцмана лицо, не имеющее лоцманского удостоверения.

Порядок выдачи лоцманских удостоверений устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в положении о лоцманах на внутренних водных путях. Лоцманами являются граждане Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям положения о лоцманах на внутренних водных путях, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Не вправе претендовать на приобретение правового статуса лоцмана лица, не прошедшие медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Лоцман обязан ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лоцманом может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр.

3. Перечень участков внутренних водных путей, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

4. В случае, если это необходимо в целях обеспечения безопасности судоходства, лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих обеспечить безопасность судоходства.

5. Присутствие на судне лоцмана не снимает ответственность с капитана судна за управление судном. При наличии достаточных оснований сомневаться в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна вправе в целях обеспечения безопасности судоходства отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка судна является обязательной, капитан судна должен потребовать заменить данного лоцмана.

6. За вред, причиненный судовладельцу по вине лоцмана, несет ответственность государственная лоцманская служба или негосударственная организация по лоцманской проводке судов, с которыми лоцман находится в трудовых отношениях в момент причинения вреда судовладельцу.

Государственная лоцманская служба и негосударственная организация по лоцманской проводке судов обязаны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, застраховать свою гражданскую ответственность на случай возмещения вреда, который может быть причинен судовладельцу по вине лоцмана.

7. Суда, плавающие под флагами иностранных государств, за исключением судов, предусмотренных пунктом 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса, в течение всего пути следования по внутренним водным путям подлежат обязательной лоцманской проводке, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Порядок лоцманской проводки судов, предусмотренных пунктом 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса, порядок установления районов обязательной и районов необязательной лоцманской проводки таких судов и категорий судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются правилами, предусмотренными абзацем первым пункта 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса.

8. Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщить в администрацию бассейна внутренних водных путей о:

любых изменениях судового хода, которые могут создать угрозу безопасности судоходства;

любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами на обслуживаемом им участке внутренних водных путей;

невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей.

1. В районах обязательной лоцманской проводки судов капитан судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Капитан судна, нарушивший установленное настоящим пунктом правило, несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в обязательных постановлениях в морских портах.

3. Порядок лоцманской проводки судов в морском порту устанавливается капитаном морского порта.

Судебная практика и законодательство — Кодекс торгового мореплавания РФ. Статья 90. Обязательная лоцманская проводка судов

В соответствии с пунктом 3 статьи 90 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации".

16) выдает в установленном порядке свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью ;

В соответствии со статьями 89, 90 и 91 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519, N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. I), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557; N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30) приказываю:

В целях обеспечения безопасности мореплавания судов, следующих в российские порты Финского залива и из них, руководствуясь статьями 89 и 90 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, приказываю:

1. Установить, что лоцманская проводка судов в Финском заливе от острова Родшер до портов Российской Федерации в Финском заливе является обязательной.

В целях обеспечения безопасности мореплавания судов, следующих к морскому терминалу Каспийского трубопроводного консорциума (район селения Южная Озереевка), руководствуясь статьями 89 и 90 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, приказываю:

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 ноября 2020 года N 466

В соответствии с пунктом 1 статьи 90 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2012, N 18, ст.2128) и пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2019, N 1, ст.10),

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

в Министерстве юстиции

17 декабря 2020 года,

регистрационный N 61528

УТВЕРЖДЕН
приказом Минтранса России
от 6 ноября 2020 года N 466

Порядок предоставления капитану судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов

1. Порядок предоставления капитану судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов (далее - Порядок) устанавливает правила предоставления капитану судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов на судах, не относящихся к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки (далее - право плавания без лоцмана, район обязательной лоцманской проводки соответственно).

2. Право плавания без лоцмана не предоставляется капитанам нефтеналивных судов, газовозов и химовозов валовой вместимостью более 15000, а также пассажирских судов с наибольшей длиной свыше 100 метров, за исключением судов, работающих на паромных переправах между морскими портами Российской Федерации протяженностью до 150 морских миль.

3. Право плавания без лоцмана предоставляется капитану судна в районе обязательной лоцманской проводки, в котором действует система управления движением судов, отдельно для каждого района обязательной лоцманской проводки.

Право плавания без лоцмана в районе обязательной лоцманской проводки судов в морских портах, в которых отсутствует система управления движением судов, устанавливается в обязательных постановлениях в морском порту.

4. Право плавания без лоцмана предоставляется капитану судна при соблюдении следующих условий:

1) наличие стажа работы не менее 3 лет в должности капитана судна;

для судов портового флота, не относящихся к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, и осуществляющих операции по обслуживанию и снабжению судов, находящихся в акватории порта - не менее 6 месяцев в должности капитана судна;

2) за последние 12 месяцев до даты направления заявления в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка капитан судна совершил в должности капитана судна в районе обязательной лоцманской проводки судов, в котором предоставляется право плавания без лоцмана, не менее 12 заходов в морской порт, и (или) выходов из морского порта, и (или) транзитных проходов через район обязательной лоцманской проводки;

или в течение 3 месяцев за последние 12 месяцев до даты направления заявления в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка капитан судна работал в должности капитана судна в районе обязательной лоцманской проводки судов на судне, осуществляющем операции по обслуживанию и снабжению судов, находящихся в акватории морского порта, и (или) объектов инфраструктуры морского порта (далее - судно портового флота);

3) во время следования судна в районе обязательной лоцманской проводки в соответствии с расписанием несения вахты на ходовом мостике вместе с капитаном судна обеспечивается несение ходовой навигационной вахты еще одним судоводителем (помощником капитана) (за исключением судов портового флота).

Пункт 5 раздела А-VIII/1 главы VIII Кодекса Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, ратифицированной постановлением Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 871 "О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года", постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 г. N 371 "О мерах по выполнению Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст.2799).

5. Для получения права плавания без лоцмана капитан судна направляет капитану морского порта заявление в письменной форме почтовым отправлением или в форме электронного документа по электронной почте, в котором указываются:

фамилия, имя, отчество (при наличии), гражданство, дата рождения капитана судна;

дата выдачи и номер квалификационного документа (диплома) капитана судна;

сведения о районе обязательной лоцманской проводки, для плавания в котором запрашивается право плавания без лоцмана (указывается номер (при наличии) или название (при наличии) района обязательной лоцманской проводки, содержащиеся в обязательных постановлениях в морском порту;

номер пункта обязательного постановления в морском порту, который содержит сведения о районе обязательной лоцманской проводки;

номер приложения (с указанием номера пункта в приложении) к обязательным постановлениям в морском порту, который содержит сведения о районе обязательной лоцманской проводки);

адрес электронной почты (при наличии).

6. К заявлению прилагается копия квалификационного документа (диплома) капитана судна.

7. Квалификационные испытания капитана судна, претендующего на право плавания без лоцмана, проводятся квалификационной комиссией, создаваемой капитаном морского порта (далее - Комиссия), не позднее 10 рабочих дней со дня подачи заявления методом письменного или компьютерного тестирования по перечню вопросов, подтверждающих знание капитаном судна:

гидрометеорологических, навигационных особенностей района обязательной лоцманской проводки;

характеристик средств навигационного оборудования района обязательной лоцманской проводки;

правил захода (выхода) судов в морской порт (из морского порта);

правил плавания в акватории морского порта;

правил использования средств связи в морском порту;

порядка взаимодействия с операторами системы управления движением судов (в случае, если район обязательной лоцманской проводки находится в зоне действия системы управления движением судов).

Перечень вопросов, используемых при письменном или компьютерном тестировании, размещается не позднее чем за 5 календарных дней до дня проведения квалификационных испытаний на официальном сайте соответствующей администрации морских портов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

8. Капитан морского порта не позднее чем за 5 календарных дней до дня проведения квалификационных испытаний направляет капитану судна способом, указанным в заявлении, информацию о дате, времени и месте проведения квалификационных испытаний.

9. В число членов Комиссии численностью не менее 6 человек включаются представители соответствующей администрации морских портов, Федерального агентства морского и речного транспорта, ФГБУ "Морспасслужба", ФГУП "Росморпорт", ФГУП "Атомфлот" (при проведении квалификационных испытаний на предоставление капитану судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов в морских портах, расположенных в акватории Северного морского пути), высших учебных заведений, осуществляющих подготовку по специальности "Судовождение", лоцманских организаций и судовладельцев, на судах которых капитан судна планирует осуществлять плавание без лоцмана.

При проведении квалификационных испытаний должно присутствовать не менее 4-х членов Комиссии.

Письменное или компьютерное тестирование, предусмотренное пунктом 7 настоящего Порядка, осуществляется в присутствии членов Комиссии.

Оценка результатов квалификационных испытаний производится по системе: "сдал", "не сдал".

Оценка результатов квалификационных испытаний "не сдал" ставится, если по результатам письменного или компьютерного тестирования, предусмотренного пунктом 7 настоящего Порядка, получены неправильные ответы на 5 и более процентов от общего количества вопросов из перечня вопросов, содержащихся в письменном или компьютерном тесте.

Результаты квалификационных испытаний оформляются протоколом квалификационных испытаний.

10. При оценке результатов квалификационных испытаний "сдал" Комиссия принимает решение о предоставлении права плавания без лоцмана, которое в течение 3 рабочих дней со дня проведения квалификационных испытаний оформляется распоряжением капитана морского порта (далее - распоряжение) о предоставлении права плавания без лоцмана.

11. При оценке результатов квалификационных испытаний "не сдал" Комиссия принимает решение об отказе в предоставлении права плавания без лоцмана, которое в течение 3 рабочих дней со дня проведения квалификационных испытаний оформляется распоряжением об отказе в предоставлении права плавания без лоцмана.

12. В распоряжении о предоставлении права плавания без лоцмана указываются: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, гражданство капитана судна, сведения о районе обязательной лоцманской проводки, даты начала и окончания действия права плавания без лоцмана.

В распоряжении об отказе в предоставлении права плавания без лоцмана указываются: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, гражданство капитана судна, сведения о районе обязательной лоцманской проводки, в котором капитан судна запрашивал право плавания без лоцмана.

13. В случае отказа в предоставлении права плавания без лоцмана в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка повторное заявление на право плавания без лоцмана может быть принято капитаном морского порта не ранее чем через 180 календарных дней со дня издания распоряжения об отказе в предоставлении права плавания без лоцмана.

14. Распоряжения, изданные в соответствии с пунктами 10 и 11 настоящего Порядка, размещаются на официальном сайте соответствующей администрации морских портов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 2 рабочих дней со дня издания, а заверенная капитаном морского порта копия распоряжения выдается капитану судна или его представителю, действующему на основании доверенности.

Информация, указанная в распоряжениях, изданных в соответствии с пунктами 10 и 11 настоящего Порядка, не позднее 3 рабочих дней со дня издания распоряжений вносится в систему, используемую капитаном морского порта при ведении централизованного учета государственного портового контроля.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: