Прокуратура парижской коммуны поддерживала обвинение в каких судах

Обновлено: 24.04.2024

Яркий след в истории Франции и всего человечества оставила Парижская Коммуна, этот прообраз пролетарской диктатуры. 18 марта 1871 г. парижские рабочие восстали против буржуазного «правительства национальной измены» Тьера и провозгласили коммуну.

Маркс и Ленин высоко ценили исторический опыт Парижской Коммуны, хотя и подчеркивали ее слабость и, в частности, недопустимую во время гражданской войны мягкость в отношении врагов. Остановимся вкратце на рассмотрении мероприятий Парижской Коммуны в области уголовного суда. В цитированной работе Маркса имеется выразительная характеристика французских буржуазных судей и принципиального отношения Парижской Коммуны к судейским должностям.. «Судейские чины потеряли свою кажущуюся независимость, которая служила только маской для сокрытия их низкого подхалимства перед поочередно сменявшимися правительствами; они каждому правительству приносили присягу на верность и каждому изменяли. Как и прочие должностные лица общества, они должны были впредь избираться открыто, быть ответственными и сменяемыми» !. За короткое время своего существования, в условиях непре- кращающейся войны, Коммуна не могла создать законченной судебной системы и процессуального законодательства. Но она провела новые принципы организации суда и его деятельности. При организации специального суда, каким должно было явиться «обвинительное жюри» для разбора дел заложников, декрет Коммуны 5 апреля 1871 г. подчеркнул обязательность построения его на широких демократических основах: равный для всех суд, выборность судей, свобода защиты — «принципы общественной пользы и справедливости». Обвиняемые могли свободно избирать защитников даже не из корпорации адвокатов. Разбор всех без исключения дел производился публично. При выборах присяжных были отброшены цензы имущественный и образовательный, а возрастной ценз был снижен с 30 до 17 лет. Единственным ограничением было требование декрета о выборе присяжных из делегатов национальной гвардии.

Организация обвинительного жюри задерживалась долгое время, несмотря на то, что версальское правительство Тьера продолжало без суда расстреливать всех пленных коммунаров. Только 20 мая состоялось первое заседание обвинительного жюри, в котором были рассмотрены дела ряда заложников, бывших полицейских, жандармов и т. п.434. Мировые суды Коммуны состояли из единоличных мировых судей, избираемых на широких демократических началах. Кандидаты в мировые судьи могли выдвигаться всеми гражданами Парижа, а также окружными комитетами и муниципалитетами. Однако военная обстановка крайне затрудняла организацию выборов мировых судей. Поэтому 24 апреля делегатом юстиции Коммуны Прото было опубликовано воззвание, предлагающее старым мировым судьям вернуться на работу в течение 24 часов при условии, что они дадут обещание «продолжать выполнять свои обязанности и применять новые принципы, внесенные в законодательство революцией 18 марта». В отдельных случаях Коммуна была вынуждена в нарушение принципов выборности мировых судей прибегать к их назначению. Об уголовных делах, подсудных мировым судьям, можно судить по изданным во время Коммуны приказам об арестах воров, грабителей, мошенников, взломщиков, лиц без определенных занятий, лиц, наносивших телесные повреждения и т. д. Декретом 18 апреля была установлена новая форма вынесения всех приговоров и постановлений суда. Они провозглашались именем народа. В заголовке всех протоколов и иных судебных бланков и повесток должны были стоять слова: «Парижская Коммуна». Сама Парижская Коммуна была объявлена 1 мая высшим судебным органом. Комитет общественного спасения постановил 30 апреля, что «члены Коммуны не могут быть судимы никаким судом, кроме, как своим собственным (судом Коммуны)». Сохранившиеся протоколы двух проведенных в этом порядке процессов (члена военной исполнительной комиссии Бержере и генерала Клюзере) дают представление о простоте, и демократичности производства. Каждое дело рассматривалось в двух заседаниях Коммуны.

В первом заседании после поднятия кем-либо из членов Коммуны вопроса о совершении преступления обвиняемый отвечал на вопросы членов Коммуны. После этого Коммуна назначала следственную комиссию. Во втором заседании, через несколько дней, Коммуна выслушивала заключение следственной комиссии и принимала окончательное решение. В обоих названных случаях обвиняемые были оправданы К Особое внимание было обращено Коммуной на обеспечение свободы граждан. В постановлениях Коммуны по вопросу о порядке арестов была проявлена та «честность. доведенная до мнительности», которую Маркс считал излишней в условиях гражданской войны и называл ее в числе причин поражения коммунаров. 14 апреля 1871 г. был издан декрет о порядке производства арестов, в котором указывалось: «. хотя для блага республики важно, чтобы заговорщики и изменники были лишены возможности вредить, однако не менее важно воспрепятствовать всякому действию, произвольному или посягающему на личную свободу». Поэтому было установлено правило о немедленном доведении до сведения делегата Коммуны по делам юстиции о всяком аресте. Делегат Коммуны должен был допросить арестованного или сделать распоряжение о его допросе и оставить под арестом в обычном порядке, если сочтет необходимым продлить содержание его под арестом. Декрет объявлял произвольным всякий арест, о котором не будет доведено до сведения делегата по делам юстиции в течение 24 часов. Те же ограничения декрет устанавливал в отношении обысков и реквизиций. «Никакие обыски и реквизиции не могут производиться без приказа компетентной власти или ее непосредственных агентов, имеющих на руках законные ордера, выданные от имени властей Коммуны. Всякий произвольный обыск или изъятие повлечет за собой арест виновных в этом лиц» 435. Декрет 19 апреля 1871 г. вводил дополнительные гарантии против произвольных арестов. Первая статья декрета требовала, чтобы в каждом случае ареста составлялся протокол с указанием причин ареста и свидетелей обвинения и защиты. Правило это распространялось и на граждан, задерживавших преступников на месте преступления.

Все бумаги, движимое имущество и ценности обвиняемого, изъятые при аресте, должны были сдаваться на хранение в депозитную каосу, а вещественные доказательства отсылаться делегату по делам юстиции. Декрет угрожал судебным преследованием всякому начальнику тюрьмы, арестного и исправительного дома и его помощникам за неуказание причин ареста при составлении! актов о взятии под стражу436. Все эти мероприятия Коммуны выступают особенно резким контрастом при сравнении их с той не имевшей пределов кровавой расправой, которую учинили в Париже после падения Коммуны правительство Тьера и военщина маршала Мак-Магона. Описывая неистовство «победителей», Маркс говорит с негодованием: «Чтобы найти что-либо похожее на поведение Тьера и его кровавых собак, надо вернуться ко временам Суллы и обоих римских триумвиратов. То же хладнокровное массовое избиение людей; то же безразличное отношение палачей к полу и возрасту жертв; та же пытка пленных; те же гонения, только на этот раз уже против целого класса; та же дикая травля скрывшихся вождей, чтобы никто из них не спасся; те же доносы на политических и личных врагов; то же равнодушное избиение людей, совершенно непричастных к борьбе»437. Оценивая историческое значение Парижской Коммуны, Маркс писал: «После самой ужасной войны новейшего времени победившая армия и побежденная армия соединяются, чтобы вместе избивать пролетариат. Такое неслыханное событие доказывает не то, что новое, пробивающее себе дорогу общество потерпело окончательно поражение, как думал Бисмарк, — нет, оно доказывает полнейшее разложение старого буржуазного общества. Классовое господство уже не может больше прикрываться национальным мундиром; против пролетариата национальные правительства едино суть»438.

Массовый саботаж чиновников вызвал необходимость смены прежних судей. B связи с предстоящими выборами судов Коммуна 16 апреля предложила начать выдвижение кандидатов во всех 70 округах Парижа. 22 апреля Коммуна установила основные начала судоустройства: выборность судей, учреждение суда присяжных, свобода защиты обвиняемых в суде.

Парижская Коммуна объявила всех судебных чиновников служащими Коммуны, получающими от нее жалованье. Издается постановление, согласно которому все судьи должны подать заявления в комиссию юстиции о намерении продолжать выполнение своих обязанностей и применять новые принципы, установленные законодательством Коммуны. B случае отказа подать такое заявление судья подлежал увольнению и немедленно заменялся другим.

Судебными органами Коммуны стали мировые судьи, палата гражданского суда (гражданский трибунал) и обвинительное жюри по делам версальцев. Тенденция к упрощению и удешевлению процесса нашла яркое выражение в институте мировых судей, ставших основным звеном юстиции Коммуны. Мировые судьи избирались.

B ряде случаев ввиду невозможности выборов в условиях военных действий судьи назначались исполнительной комиссией Совета, а затем комитетом общественного спасения.

Мировыми судьями были люди, в большинстве своем вышедшие из народа, хорошо понимавшие его повседневные нужды. K компетенции мирового суда относились разнообразные имущественные п трудовые споры, а также дела об уголовных преступлениях, нанесении телесных повреждений, хищениях и т. д.

Палата гражданского суда была учреждена для рассмотрения неотложных дел в упрощенном порядке. Сложное и запутанное гражданское судопроизводство отменялось. Стороны получили право выступать в защиту своих интересов. Обвинительное жюрн по делам версальцев было создано в связи со зверствами версальских войск.

По форме оно представляло собой суд присяжных. Право выбирать и быть избранными в его состав имели лишь национальные гвардейцы, т. e. наиболее активная боевая часть парижских трудящихся. Обвиняемый рассматривался как равноправная сторона в процессе, он участвовал в рассмотрении всех доказательств и имел возможность оспаривать обвинение. Обвиняемый мог сам избрать себе защитника. Расширению его прав косвенно служило также запрещение председателю суда подводить итог прениям. Предполагалось, что «резюмируя прения», председатель может оказать воздействие на свободное убеждение присяжных.

Деятельность версальских агентов в национальной гвардии вызвала необходимость создать специальные военные суды. Право быть избранными в эти суды получили все солдаты н офицеры национальной гвардии. Декретом Коммуны устанавливалось последующее утверждение исполнительной комиссией смертных приговоров, выносимых военным судом. Ha практике такой порядок привел к неоправданному смягчению репрессивной политики суда: комиссия ие утвердила ни одного смертного приговора.

Процесс в военных судах был организован иначе, чем в судах общегражданской юстиции. Дело передавалось к слушанию немедленно после окончания предварительного расследования. Подсудимый лишался права обжалования приговора. Ho процесс сохранил состязательный публичный характер, возможно было приглашение адвоката и т. д.

Важное место в системе юстиции Коммуны занимала прокуратура. Первоначально в задачу прокуратуры входило поддержание обвинения при рассмотрении дел в обвинительном жюри. Функции общественного обвинителя, гласило постановление Совета, выполняли прокурор Коммуны и его четыре заместителя, непосредственно избранные Парижской Коммуной. Впоследствии политическая обстановка побудила значительно расширить круг деятельности прокуратуры: вместе с комиссией общественной безопасности она принимала активное участие в охране нового правопорядка от посягательств на него со стороны контрреволюции. Прокуратура в своей работе была также тесно связана с окружными муниципалитетами, в содружестве с которыми она боролась за поддержание общественной безопасности в Париже.

Коммуна не успела принять закона, определяющего структуру и порядок деятельности прокуратуры. Bce это восполнялось инициативой революционеров, непосредственно стоящих во главе этого органа. Работники прокуратуры во главе с прокурором Коммуны Риго выступали за решительные методы подавления классовых противников.

Органом, возглавляющим все звенья судебной системы, был Совет Парижской Коммуны. Он же являлся судом первой инстанции по делам, представляющим наибольшую важность. По отношению ко всем остальным судам Совет являлся судом высшей кассационной инстанции. Такой порядок позволял Созету осуществлять руководство юстицией Коммуны. K сожалению, Совет не всегда был последователен, он нередко ориентировал суды на вынесение неоправданно мягких приговоров по дедам, представляющим в условиях войны чрезвычайную опасность.

Принимая во взимание, что если интересы общест­венного, блата и справедливости требуют учреждения специальных судебных органов, то они же позволяют сторонникам права утверждать принципы общественной пользы и справедливости, которые стоят выше всех об­стоятельств:

Равный для всех суд,

Ст. 1. Присяжные будут подбираться из среды деле­гатов национальной гвардии, избранных ко времени опубликования декрета Парижской Коммуны, который учредил Обвинительное жюри.

Ст. 2. Обвинительное жюри будет состоять из четы­рех секций; (каждая из них состоит из двенадцати при­сяжных, выделанных по жребию на открытом заседании Парижской Коммуны, созванном с этой целью. Первые двенадцать имен, вынутых из урны, составят первую секцию жюри. Сверх того, для этой секции будет выде­лено восемь дополнительных присяжных, и так далее для всех прочих секций. Право отвода принадлежит только обвиняемому и гражданскому истцу.

Ст. 3. Функции общественного обвинителя будут вы­полняться прокурором Коммуны и четырьмя его заме­стителями, назначенными непосредственно Парижской Коммуной.

Ст. 4. Каждая секция будет иметь докладчика и сек­ретаря, назначенных Комиссией юстиции.

Ст. 5. Обвиняемый вызывается в суд по требованию прокурора Коммуны. Срок между вызовом в суд и рас­смотрением дела должен быть не менее 24 часов.

Обвиняемый может требовать вызова в суд свидете­лей защиты даже за счет Коммуны. Разбирательство де­ла производится публично. Обвиняемый может избрать себе защитника не ив корпорации адвокатов. Он может предложить любое изменение, 'которое сочтет полезным для своей защиты.

Ст. 6. В каждой секции присяжные сами избирают председателя на каждое заседание. В случае если выборы не состоялись, председательствовать в секции бу­дет один из присяжных, выделенный по жребию.

Ст. 7. После избрания председателя допрашиваются свидетели обвинения и свидетели защиты. Прокурор Коммуны или один из его заместителей поддерживает обвинение. Обвиняемому и его защитнику предоставля­ется право защиты. Председатель жюри не резюмирует прений.

Ст. 8. По окончании судебного разбирательства жю­ри удаляется в совещательную комнату. Присяжные по­лучают по два бюллетеня для голосования. В одном на­писано: «Обвиняемый виновен»; в другом: «Обвиняе­мый невиновен».

Ст. 9. После совещания члены жюри /возвращаются в зал судебного заседания. Каждый присяжный опускает свой бюллетень в урну. Председатель производит под­счет голосов; секретарь подсчитывает голоса и объявля­ет результаты голосования. Обвиняемый признается ви­новным лишь при наличии большинства в восемь голо­сов из двенадцати.

Ст. 10. Если обвиняемый будет признан невиновным, он будет немедленно освобожден.

Решение об Исполнительной комиссии, принятое на заседании Коммуны 20 апреля 1871 г.

1. Исполнительная власть временно вверяется объе­динению делегатов девяти комиссий, между которыми Коммуна распределила всю работу« административные функции.

2. Делегаты будут выбраны Коммуной по большин­ству голосов.

3. Делегаты собираются каждый вечер и принимают по большинству голосов решения, относящиеся к каждо­му ведомству.

4. Ежедневно, в секретном заседании, они будут да­вать отчет Коммуне о принятых или осуществленных мерах, а Коммуна вынесет свое решение.

Постановление новой, революционной власти в Марселе о выборах в Коммуну

Временная комиссия департамента Устьев Роны постановляет:

Муниципальный совет Марсельской Коммуны распускается.

Избиратели приглашаются в свои избирательные участки для избрания Марсельской Коммуны.

Выборы будут происходить 5 апреля 1871 г.

Голосование начнется в 6 часов утра и будет продолжаться до 6 часов вечера в обычных пунктах всех 54 секций.

Голосование будет происходить только через один тур.

Для руководства ходом выборов будет создана особая комиссия.

Марсель, 2 апреля 1871 г.

Члены Временной комиссии департамента Устьев Роны.

3.3.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Постановление Комиссии труда, промышленности и обмена о регистрации безработных и о предоставлении им работы

В мэрии каждого округа будет заведена регистраци­онная ведомость, куда рабочий может записывать, с од­ной стороны, свою профессию, а с другой – свои усло­вия и работу, которую он может исполнять.

Равным образом в каждой мэрии будет заведена другая ведомость, в которую различные компании, пред­приниматели, заводчики, фабриканты, негоцианты могут записывать свои подрядные условия, характер и специ­альные условия труда, которые они могут предложить рабочим.

Делегатам каждой из мэрий Парижа вменяется в обязанность немедленно предоставить в распоряжение заинтересованных сторон помещения, регистры и слу­жебный персонал, необходимый для проведения в жизнь настоящего постановления.

Заинтересованные стороны приглашаются собрать­ся и выбрать в каждом округе подкомиссию, которая бу­дет поддерживать контакт с назначенной Коммуной Ко­миссией труда и обмена в целях совместного принятия необходимых решений.

31 марта 1871 г.

Члены Комиссии труда и об­мена:

Малон, Л. Франкель, Авриаль, Пюже, Э. Жерарден.

Постановление Исполнительной комиссии Коммуны об отмене ночного труда в пекарнях

В ответ на справедливые требования всей корпорации рабочих-пекарей,

Исполнительная комиссия постановляет:

Ст. 1. Ночной труд в пекарнях отменяется.

Ст. 2. Конторы по приисканию работы, созданные бывшей императорской полицией, закрываются. Эти обязанности будут выполняться регистратурой, установ­ленной в каждой мэрии. Центральная регистратура будет учреждена при Министерстве торговли.

20 апреля 1871 г.

Члены Исполнительной комис­сии:

Авриаль, Ф. Курне, Ш. Делеклюз, Феликс Пиа, Г. Тридон, О. Верморель, Э. Вайян.

Крепнущие патриотические настроения во Франции, лозунги защиты отечества все чаще стали сопровождаться требованиями революционного переустройства общества. Этому способствовала деятельность французской секции I Интернационала и революционных политических клубов. В революционной печати все настойчивее звучал призыв к созданию Парижской коммуны, с которой связывались не только успешная борьба с внешним врагом, но и создание политических учреждений, "покоящихся на надежной ос­нове народного суверенитета", гарантии прав и свобод каж­дого гражданина, решение настоятельных задач улучше­ния материального положения беднейших слоев населения Парижа.

Сразу же после сентябрьской революции в 20 округах Парижа возникают комитеты бдительности, делегаты кото­рых входят в Центральный комитет 20 округов Парижа. Новый демократический орган выдвинул требования укре­пления обороны, вооружения парижан, улучшения жилищ­ного и продовольственного положения в столице, ликвида­ции всех ограничений свободы печати, собраний и пр.

В страхе перед революционным взрывом правительство "национальной обороны" спешно проводит в феврале 1871 г . выборы в Национальное собрание, правомочное заключить мир с Пруссией, чтобы развязать себе руки для "обуздания Парижа". Мир означал для Франции передачу Пруссии Эльзаса и Лотарингии, выплату 5 млрд. контрибуции, дли­тельную оккупацию значительной части французской тер­ритории немецкими войсками.

Вместе с разоблачением предательской политики пра­вительства неуклонно растет авторитет и политическая роль Национальной гвардии Парижа, в которую было включено 200 вновь сформированных батальонов, офицерский состав которых был выборным. В феврале была создана Республи­канская федерация Национальной гвардии и ее выборный руководящий орган - Центральный комитет. Таким обра­зом, возникла массовая организация демократических сил Парижа, насчитывающая в своих рядах 250 тыс. вооружен­ных национальных гвардейцев.

В результате восстания 18 марта власть в Париже пе­решла ЦК Национальной гвардии. Деморализованные пра­вительственные войска, полиция, жандармерия вместе с правительством бежали в Версаль. ЦК Национальной гвар­дии сравнительно быстро организовал нормальную жизнь столицы, обеспечил в ней порядок, сломил саботаж чинов­ников, послав в министерства и ведомства своих представи­телей. Был проведен ряд и других неотложных мер: объяв­лена амнистия по политическим делам, введена отсрочка платежей за квартиру, задолженности по коммерческим век­селям, выданы пособия нуждающимся, возвращена бесплатно часть вещей из ломбарда и пр.

ЦК Национальной гвардии, стремясь избежать упрека в намерениях противозаконно захватить власть, направил свои усилия на организацию выборов в Совет Парижской коммуны.

26 марта ЦК Национальной гвардии передал власть избранному на основе всеобщего голосования Совету Па­рижской коммуны.

Коммунальный демократический переворот в марте 1871 г . в Париже, который сами его участники называли "комму­нальной революцией", не имел с самого начала четкой со­циалистической ориентации. Большинство его лидеров было объединено главной идеей - установлением подлинно де­мократической республики. Будущее Франции они связы­вали с добровольной ассоциацией коммун, созданных по примеру Парижской коммуны, связанных с Парижем и друг с другом "союзным договором". Управление в такой комму­нальной федеративной республике должно было быть пе­редано специальному собранию народных делегатов из ра­бочих, торговцев, промышленников.

Переворот произошел в экстремальных условиях. Это была реакция на позорный мир, бедственное положение жителей Парижа, задавленных долгами, безработицей, голодом. Это был стихийный мятежный ответ на решения На­ционального собрания, отменившего отсрочку платежей за квартиры по просроченным коммерческим векселям и дол­говым обязательствам, что означало финансовый крах для значительного числа жителей Парижа: мелкой буржуазии, ремесленников, рабочих.

Социальный состав Коммуны был неоднороден. В него входили представители рабочих и интеллигенции, мелкой буржуазии и бывших органов власти Парижа. Сами выбо­ры в Коммуну происходили по старым спискам избирате­лей, составленным еще в марте 1870 г . Оставался в силе и избирательный закон 1849 г ., согласно которому для избра­ния в депутаты кандидату достаточно было получить 1/8 голосов избирателей.

С неоднородным социальным составом Коммуны было связано наличие в ней различных партийных группировок, представляющих организационно не оформленные идейно-политические течения. В Совет Коммуны входила большая группа бланкистов (25 человек), прудонистов, в том числе и "левых" (23 человека), неякобинцев (9 человек), 2 члена Совета были близки к марксизму, 20 человек не придержи­вались определенной политической ориентации. Среди чле­нов Совета был Э. Варлен, один из видных организаторов и руководителей французских секций I Интернационала, ра­бочий Лео Франкель, сторонник К. Маркса, член парижско­го Федерального совета I Интернационала, поэт-революцио­нер Э. Потье (автор текста Интернационала).

Усиление влияния на восставших парижан радикаль­ной эгалитаристской идеологии происходило по мере обост­рения борьбы с Версалем, идейного размежевания в Совете Коммуны, одним из первых проявлений которого стал вы­ход из ее первоначального состава (86 делегатов) около 20 человек. Этот процесс нашел отражение и в ее программ­ном документе - Декларации Коммуны "К французскому пароду" от 19 апреля 1871 г ., призванной "разъяснить ха­рактер, смысл и цели происходящей революции", "выявить и определить стремления и чаяния парижского населения", на которое возлагалась мессианская задача "своими битва­ми и жертвами" подготовить "интеллектуальное, моральное, административное и экономическое возрождение, сла­ву и благоденствие" всей Франции.

Провозглашая главной целью "революции" упрочение рес­публики "как единственной формы правления, совместимой с правами народа", Декларация подразумевала не старую, а новую "коммунальную республику", совместимую "с правиль­ным и свободным развитием общества". Несмотря на то, что среди коммунаров не существовало полной определенности и единства взглядов по вопросу о конкретных путях создания новой республики, в Декларации подчеркивалось, что "коммунальная революция" означает конец "всего того, чему про­летариат обязан своим рабством, а Родина - своими бедст­виями и страданиями". В перечне социальных зол наряду с милитаризмом, бюрократизмом, монополиями, привилегиями прямо указывалась эксплуатация.

Предусматривая "постоянное участие граждан в делах Коммуны", Декларация исходила из общедемократических требований о назначении путем избрания или по конкурсу "ответственных, подлежащих постоянному контролю, сме­няемости должностных лиц и коммунальных чиновников всех категорий".

Декларация отвергала обвинение, что Коммуна стре­мится "разрушить единство Франции". Демократическая "коммунальная республика" в соответствии с Декларацией должна была быть построена на новых, не известных ранее унитарной Франции (с ее "деспотической, неразумной, произвольной и тягостной централизацией"), "эксперименталь­ных, позитивных и научных" принципах организации госу­дарственного единства. Воплощением этих принципов должна была стать федерация автономных коммун Франции.

О каких-либо эффективных средствах обеспечения этого единства, способных предотвратить распад федерации, в Декларации не говорилось. Единство должно было держаться, во-первых, на утопическом, добровольном сотрудничестве "всех индивидуальностей, ввиду одной общей цели - бла­госостояния, свободы и безопасности всех", и во-вторых, на создании некой центральной администрации, состоящей из собрания делегатов всех коммун. Но при этом коммунам, созданным "на всем протяжении Франции" должна была быть обеспечена "полная автономия", "вся совокупность прав", в том числе утверждение коммунального бюджета, доходов и расходов, установление местных служб, органи­зация судопроизводства, внутренней полиции, городской обороны и пр.

Париж отвергал также обвинение в том, что "он хочет навязать свою волю или свое главенство всей остальной нации, что он претендует на диктатуру, которая была бы настоящим покушением на независимость и суверенитет остальных коммун". Однако, исходя из своих мессианских целей, Париж, вопреки этим утверждениям, стал строить еще в марте 1871 г . такой аппарат управления, который мог выходить за рамки задач, стоящих только перед Па­рижем.

Аппарат Парижской коммуны как особая форма вла­сти, созданной в восставшем городе, был приспособлен пре­жде всего к тому, чтобы максимально полно реализовать поставленные перед ним всем ходом событий революцион­ные цели. Члены Совета Коммуны не только принимали решения, но и участвовали во всей практической работе по их выполнению. Таким образом, устранялись институ­ты парламентской демократии, принцип разделения вла­стей.

Высший орган новой власти, Совет Коммуны, состоял из выборных на основе всеобщего избирательного права по различным округам Парижа городских гласных. Они были ответственны перед избирателями и в любое время могли быть отозваны со своих постов.

Стремясь реорганизовать старый чиновничий аппарат, оставшийся нетронутым со времен империи, коммунары устанавливали на основе радикальной идеи всеобщего равенства максимальное содержание в 6 тыс. фр. в год для всех служащих различных коммунальных учреждений не­зависимо от ранга. Вознаграждение членам Коммуны было определено в 15 фр. в день, в размере заработной платы квалифицированного рабочего. Коммуна руководствовалась при этом требованием не только "дешевого правительства", но и неукоснительной ликвидации всех привилегий и льгот.

Совет Коммуны выбирал из своего состава 10 комис­сий. Например, Комиссия труда, промышленности и обмена должна была содействовать подъему промышленности и коммерции, заботиться об общественных работах и торгов­ле и пр.

Комиссия внешних сношений должна была наладить связи Парижа с другими "коммунами Франции", подгото­вить условия для создания "федерации", а также, при благоприятных условиях, посылать своих представителей в другие государства.

На комиссию общественной безопасности возлагалось обеспечение порядка внутри страны. Следя за всеми "по­дозрительными гражданами", она должна была заботиться о "неприкосновенности Республики".

Военная комиссия, которой надлежало заменить Цен­тральный комитет Национальной гвардии, должна была за­ниматься вопросами дисциплины, вооружения, обмундиро­вания и снаряжения Национальной гвардии. Она обязана была вместе с Комиссией общественной безопасности обеспечивать безопасность Коммуны и следить за действиями Версаля.

Комиссия продовольствия должна была заботиться о снабжении Парижа продовольствием, "вести самый деталь­ный и самый полный учет всех продуктов", имевшихся в магазинах Парижа.

На Комиссию юстиции возлагалась обязанность "под­нять существующее судопроизводство на высоту демократических и социальных учреждений", обеспечить текущее судопроизводство до принятия особого декрета.

Комиссия просвещения должна была подготовить ре­форму школьного дела. Ей поручалась разработка декрета о введении "бесплатного, обязательного и исключительно светского обучения".

Комиссии финансов было поручено составление бюд­жета Парижа. К ней переходили все полномочия бывшего министерства финансов, в том числе вопросы, связанные с деятельностью французского банка.

Наконец, на Исполнительную комиссию возлагалось проведение в жизнь всех декретов Коммуны и постановле­ний других комиссий.

Неэффективность в деятельности Исполнительной ко­миссии, а также в организации других комиссий, не имев­ших ответственных руководителей, вызвали их последую­щую реорганизацию. Во главе каждого ведомства был по­ставлен делегат Коммуны, а комиссии превратились в кон­трольно-совещательные коллегии при этих делегатах. Все 9 делегатов составляли Исполнительную комиссию Коммуны, объединявшую и направлявшую работу коллегии. Однако, как и раньше, Исполнительная комиссия не являлась орга­ном, наделенным всей полнотой власти.

1 мая 1871 г . был принят декрет об организации Коми­тета общественного спасения с широкими полномочиями в отношении комиссий, но на практике этот комитет не смог укрепить положение Коммуны, и главное, не имел необхо­димых связей с населением Парижа.

Как и во времена якобинской диктатуры, Парижская коммуна опиралась на силу вооруженного народа. После 18 марта в большинстве округов Парижа полиция была заменена резервными батальонами Национальной гвардии. Ста­рая армия была либо распущена, либо бежала в Версаль. Национальная гвардия, заменившая постоянную армию, с самого начала являлась одновременно и военной, и полити­ческой организацией.

Декрет о Национальной гвардии от 29 марта 1871 г . от­менил рекрутский набор и провозгласил, что "никакая во­оруженная сила, кроме Национальной гвардии, не может быть создана в Париже или введена в него", что "все при­годные к службе граждане входят в состав Национальной гвардии".

Коммуна провозгласила равный для всех суд, выбор­ность суда, суд присяжных, которыми могли быть лишь национальные гвардейцы. Демократизации судопроизвод­ства Коммуны способствовало предоставление довольно ши­роких прав обвиняемым. Они могли требовать вызова сви­детелей за счет Коммуны, выбирать защитника по своему усмотрению и пр. Судебные процессы: становились гласными, освещались в печати. Коммуной неоднократно изда­вались постановления, направленные на укрепление законности, запрещавшие произвольные обыски, аресты, ре­квизиции и пр.

Радикальную демократизацию судебной системы ком­мунарам, однако, не суждено было осуществить. Острота политической ситуации и в Париже, и вне его поставила перед Коммуной вопрос о создании чрезвычайных органов. Декретом от 5 апреля 1871 г . в ответ на террор версальцев предусматривалось создание Обвинительного жюри по де­лам версальцев, которое должно было выносить приговоры в течение 48 часов в отношении всех лиц, уличенных в со­общничестве с версальским правительством.

Согласно декрету, все задержанные по приговору Об­винительного жюри считались "заложниками парижского народа" и совершенная версальцами казнь каждого военно­пленного или сторонника "законного правительства Париж­ской коммуны" должна была немедленно повлечь за собой казнь тройного числа заложников.

Этот декрет не выполнялся. Сказывались серьезные раз­ногласия внутри Коммуны по поводу применения репрес­сий. ЦК Национальной гвардии, а затем и Совет коммуны неоднократно подчеркивали свое отрицательное отношение к репрессиям, к развязыванию гражданской войны. В результате положение об Обвинительном жюри было принято лишь 22 апреля, состав жюри был избран Коммуной 6 мая, а функционировать жюри начало 20 мая, т. е. через полтора месяца после постановления о создании этого органа.

В связи с этим необходимо напомнить о кровавых май­ских днях 1871 г ., когда тысячи коммунаров были расстре­ляны без всякого суда и следствия или после формального допроса в одном из многочисленных военно-полевых судов, созданных после разгрома Парижской коммуны.

Смотрите также:

Парижская коммуна

Парижская коммуна – революционное правительство во время бурных событий, происходивших в столице Франции во второй половине XIX века (1871). Некоторые историки считают Парижскую коммуну предвестником мрачных событий большевистской революции 1917 года в Российской империи. Так как по сути именно Парижская коммуна стала первой в истории попыткой изменения государственного строя с условного капитализма на социализм, первой попыткой утверждения «левых» идей: «за все хорошее против всего плохого», «свобода, равенство и братство» и вот это вот все. А учитывая, что капитализм в Европе XIX века даже в таких прогрессивных странах как Англия и Франция, являлся, что называется, еще «диким», то некоторые из «левых» идей, выдвинутых Парижской коммуной были весьма мудрыми и полезными. Но давайте по порядку, начнем с предпосылок и причин возникновения Парижской коммуны.

Предпосылки и причины

После поражения в наполеоновских войнах Франция находилась в перманентном экономическом и политическом кризисе. Правительства сменяли друг друга, хотя они и были демократическими, тем не менее, и влияние монархистов было все еще сильно. Монархисты мечтали восстановить в стране «старую добрую монархию» во главе с королем. Разумеется, уже не шла речь об абсолютной монархии, абсолютизме, как в тогдашней Российской империи, скорее это была бы конституционная монархия как в соседней Англии.

В экономике тоже было не все радужно, промышленная революция только набирала свою силу, тем не менее, французское общество столкнулось с первыми негативными проявлениями зарождающегося капитализма, его условно «дикой сущностью». Фабриканты эксплуатировали труд простых рабочих, заставляя работать по 12-16 часов, за минимальную зарплату, к тому же на фабриках и заводах активно использовался, в том числе детский труд. Много ремесленников, чьи дела процветали раньше, теперь разорились, множество французов, как в больших городах, так и селах оказались за чертой бедности, росло социальное неравенство и расслоение общества. И вот в этих условиях начинают впервые появляться первые социалистические идеи о справедливом распределении плодов труда пролетариата, о «всеобщем социальном равенстве».

Вдобавок ко всему Францию постигла неудача и во внешней политике, набирающая сила Пруссия предъявила к Франции территориальные претензии на приграничные области Эльзас и Лотарингию. В результате между двумя государствами разразилась франко-прусская война 1870-1871 года. Изначально французы недооценили силу прусской армии, и потерпели сокрушительное поражение.

Увы, но племянник Наполеона Бонапарта – Шарль Луии Наполеоон, он же Наполеон III, бывший в то время императором второй Французской республики (после переворота 1851 года), в отличие от своего легендарного дяди воинскими успехами и доблестью похвастаться не мог. После полного разгрома французской армии в битве под Седаном 1 сентября 1870 года Наполеон III предпочел сдаться в плен, а французская армия оказалась полностью обескровленной, и лишенной своего главнокомандующего. В таких условиях прусские войска быстро оккупировали значительную часть Франции и вплотную подступили к Парижу.

Так получилось, что эта крайне неудачная для Франции война стала важным катализатором протестных настроений во французской столице, приведших в результате к созданию Парижской коммуны.

Давайте подведем итоги, основными причинами возникновение Парижской коммуны были:

  • Бедственное экономическое положение, усиленное военными тяготами.
  • Полное разочарование в тогдашней власти в стране, учитывая, что Наполеон III позорно сдался в плен, а многие генералы попросту бежали, оставив парижан один на один с подступающей вражеской армией.
  • Популярность левых, социалистических идей во французском обществе второй половины XIX века.
  • Поражение в войне с Пруссией.

Становление

Для защиты от прусских войск в Париже была создана так званная национальная гвардия. Любой парижанин мог записаться в национальную гвардию, получить ружье, небольшое жалованье и скромный паек. Для многих бедных парижан служение в нац. гвардии стало единственным способом хоть как то прокормить свои семьи. Число солдат национальной гвардии вскоре достигло трех сот тысяч человек, в самих рядах гвардейцев преобладали крайне радикальные настроения.

Осада Парижа

Тем временем прусская армия так и не решилась на прямой штурм Парижа, а в 1871 году и вовсе заключила перемирие с новым французским правительством под предводительством Адольфа Тьера. Новое правительство своей резиденций сделало Версаль, и вошло в историю как версальское правительство. Согласно условиям перемирия предполагалось разоружить находящиеся в Париже войска, но национальная гвардия отказалась подчиниться и особенно наотрез отказалась разоружаться. Фактически она вышла из-под контроля версальского правительства Тьера, которое боялось ее не меньше чем прусские солдаты, так и не решившиеся из-за нее на открытый штурм французской столицы.

Кульминацией конфликта стали трагические события, произошедшие 15 марта 1871 года. По приказу Тьера, верные версальскому правительству войска попытались овладеть пушками национальной гвардии, стоящие на парижских высотах: Монмартре, Бельвиле и Батиньоле. Гвардейцы отказались отдавать свои пушки, а отправленные против них войска перешли на сторону национальной гвардии. Командовавшие всей операцией генералы Леконт и Клемен-Тома в этот же день были расстреляны собственными, вышедшими из повиновения солдатами.

Парижская коммуна

С этого момента началось активное противостояние версальского правительства и национальной гвардии, Тьер объявил ее вне закона, а всех гвардейцев преступниками. В ответ в Париже произошел самый настоящий переворот: 18 марта 1871 года гвардейцы вместе с поддерживающими их парижанами захватили все правительственные здания, а власть в городе взял так званный Центральной комитет национальной гвардии.

А так как в рядах гвардейцев преобладали «левые» социалистические идеи, было решено создать специальный орган управления, который будет претворять их в жизнь. Этим органом и стала Парижская коммуна, он же Коммунальный совет, состоящий из выборных демократическим путем депутатов. Выборы в коммуну состоялись 26 марта 1871 года, и через два дня торжественно и официально провозгласили ее создание.

Работа

Увы но Парижской коммуне так и не удалось воплотить в жизнь многие из тех обещаний, которые изначально декларировались, и на это были свои причины. Большинство депутатов коммуны оказались просто либеральными болтунами, завсегдатаями разнообразных парижских политических клубов и салонов. К тому же в самой коммуне не было единства, так как в нее входили три основные фракции, между которыми были частые разногласия:

  • неоякобинцы стремились вернуться к идеалам Великой французской революции 1789 года.
  • социалисты, закономерно хотели строить социалистическое государство на основе всеобщего социального равенства.
  • анархисты и вовсе хотели безвластия и «полной свободы». Хотя они и составляли меньшинство в Парижской коммуне, своими постоянными дебатами и прениями умудрялись парализовать ее работу.

Несмотря на трудности Парижская коммуна приняла множество актуальных и полезных на то время деклараций: об ограничении эксплуатации рабочих, об отделении церкви и государства, о светском характере образования. К сожалению многие из полезных и прогрессивных начинаний коммуны оставались на уровне деклараций и манифестов, так и не притворившись в жизнь.

На военном поприще дела у коммуны тоже были не очень, в момент провозглашения Парижской коммуны у версальского правительства в распоряжении было лишь 20 тис. солдат, в 10 раз меньше чем у нац. гвардейцев. Но решение о походе на Версаль и аресте всего версальского правительства саботировалось анархистами, которые вместо этого предлагали решать прозаичные проблемы города: работу канализаций, освещение улиц и т. д. А Тьер тем временем в 20 км от Парижа потихоньку собирал верные войска со всех уголков Франции…

Фиаско коммуна потерпела и на финансово-экономическом поприще. В подвалах французского национального банка лежало 3 миллиарда франков, о которых коммунары даже не знали, зато они в ходе своей деятельности набрали в банке кредитов на 15 миллионов франков. В то же время национальный банк тайно выдал заем версальскому правительству аж на 267 миллионов франков. А вот национализировать банк коммунары не догадались, в этих вопросах они были не в пример мягче российских большевиков 1917 года во главе с Владимиром Лениным, те сразу и быстро все национализировали.

В конце концов, Парижская коммуна разочаровала и тех людей, благодаря поддержке которых собственно и появилась на свет – многочисленных парижских рабочих (пролетариат) и национальную гвардию. Их решения по острым социальным вопросам были не всегда последовательными и даже логичными. Например, запретили ночной труд, но только для пекарен. От разбогатевших ломбардов потребовали вернуть все заложенные в них вещи, но только если сума долга не превышала смешных 20 франков. Также многие работники ждали от коммуны законодательного ограничения продолжительности рабочего дня хотя бы до 9 часов, но на этот шаг коммуна так и не пошла, несмотря на то, что официально клялась защищать интересы пролетариата.

Среди гвардейцев тоже росло разочарование коммуной, снабжение гвардейцев оставляло желать лучшего, часть гвардейцев неделями находилась в окопах на подступах к Парижу, когда другие изнывали от скуки в казармах. Среди гвардейцев то и дело проходили стихийные митинги и переизбирались командиры.

Основную часть времени депутаты Парижской коммуны проводили в бесконечных спорах и прениях по разным политическим вопросам, вместо того, чтобы заниматься решениями реальных проблем, которых было «вагон и маленькая тележка».

свержение вандомской колоны

Свержение Вандомской колоны, поставленной в Париже на честь Наполеона. Парижская коммуна снесла этот «памятник тирану».

Падение

Прусаки были заинтересованы в падении Парижской коммуны не меньше версальского правительства, с которым они уже сумели договориться на выгодных для себя условиях. По просьбе Тьера они отпустили всех пленных французских солдат, которые пополнили армию версальского правительства, вскоре достигшую 130 тысяч человек.

Барикада на улице Вольтера

Баррикада на улице Вольтера.

Из-за провальной политики Парижской коммуны и всеобщего разочарования, на ее защиту встало только 50 тысяч гвардейцев – лишь четверть от тех, кто ее поддерживал изначально. Разумеется, у ее защитников уже не было никаких шансов выстоять против превосходящих войск версальского правительства.

Это интересно: в последние дни коммуны ее защитниками руководил некто Ярослав Домбровский, украинец (хотя и с польскими корнями) родом из украинского города Житомира. Будучи увлеченным революционными идеями он выехал из Российской империи, много путешествовал по Европе, пока не осел в Париже, где стал деятельным участником Парижской коммуны. Погиб в боях за Париж от пулевого ранения.

Мемориальная доска Ярославу Домбровскому

Мемориальная доска Ярославу Домбровскому в Житомире.

Бои продолжались несколько дней, пока, наконец, 28 мая не была захвачена последняя баррикада на улице Рампоно. Так закончилась история Парижской коммуны, просуществовавшей 72 дня…

Последние ее дни сопровождались жестокостями с обеих сторон: версальцы без суда и следствия расстреливали пленных коммунаров, сторонники коммуны в свою очередь расстреляли 63 заложника (по факту простых парижан, заподозренных в симпатии к версальскому правительству), в том числе парижского архиепископа.

Многих видных сторонников коммуны, не бравших участие в боях, впоследствии были арестованы и сосланы на каторгу на длительные сроки.

Итоги и значение для истории

Свои уроки из истории Парижской коммуны извлекли и русские большевики, совершившие в 1917 году свой переворот в одряхлевшей после первой мировой войны Российской империи, создав на ее обломках новое государство, идущее принципиально иным путем – Советский Союз, но это уже другая история…

Рекомендованная литература и полезные ссылки

  1. Вильом М. В дни Коммуны: записки очевидца
  2. Лефрансе Г. Воспоминания коммунара
  3. Рошфор А. Приключения моей жизни
  4. Лавров П. Л. Парижская коммуна 18 марта 1871 г.
  5. Валлес Ж. Коммуна: историческая драма-хроника
  6. Лиссагаре П. История Парижской коммуны в 1871 году

Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: