Может ли адвокатское бюро иметь филиал

Обновлено: 18.03.2024

Создание адвокатских образований наша работа. Еженедельно мы создаем коллегию адвокатов или бюро, чем очень гордимся. Ведь для нас адвокаты не только клиенты, но и коллеги. Постараемся поделиться опытом как практики, в области регистрации и сопровождения действующих адвокатских образований. В данный момент нами создано около 100 адвокатских образований, 40 из которых, остались с нами на сопровождении бухгалтерского учета.

Вся деятельность адвокатов регламентируется законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Этот нормативный акт содержит систематизированные сведения о том, кто такой адвокат, границы его правоспособности, как сдать экзамен на статус адвоката и прочие основополагающие принципы существования адвокатуры. В том числе указанным законом установлены виды адвокатских образований. Учитывая положения пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» коллегия адвокатов и адвокатское бюро – самостоятельные организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» определено, что юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения.

Целью создания адвокатских образований является координация профессиональной деятельности адвокатов с целью оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам.

Регистрации в органах юстиции подлежат все виды адвокатских образований, являющиеся некоммерческими организациями, а именно:

  • Коллегии адвокатов;
  • Адвокатские бюро;
  • Юридические консультации;
  • Адвокатская палата.

Адвокатский кабинет – форма адвокатского образования, учреждаемого адвокатом, принявшим решение осуществлять свою адвокатскую деятельность индивидуально. Обращаем ваше внимание, что адвокатский кабинет в Минюсте не регистрируется! Адвокат направляет в совет адвокатской палаты заказным письмом уведомление об учреждении кабинета, в котором указываются сведения об адвокате, место нахождения кабинета, порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой, иной связи между советом и адвокатом. Необходимо отметить, что кабинет не является юридическим лицом. Адвокат, который учредил кабинет, открывает счета в банках согласно действующему законодательству РФ, имеет печать, штамп и бланки с адресом и наименованием кабинета, содержащим указание на субъект России, на территории которого учрежден кабинет.

Коллегия адвокатов представляет собой некоммерческую организацию , в состав которой могут входить не менее двух учредителей (участников). Причем к учредителям (участникам) такого юридического лица предъявляются особые требования: они должны быть адвокатами, т.е. юристами, в установленном законом порядке получившими статус адвоката. Максимальное количество участников коллегии адвокатов законом не устанавливается.


Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. Адвокатское бюро, так же, как и коллегия адвокатов является коллективной организационно-правовой формой осуществления адвокатской деятельности. Однако в отличие от коллегии адвокатов, адвокатское бюро предполагает более тесные взаимоотношения между адвокатами-партнерами и, соответственно, более ограниченный круг партнеров.

Юридическая консультация – это форма адвокатского образования, которое учреждается адвокатской палатой по представлению органа государственной власти субъекта России тогда, когда на территории одного судебного района общее количество адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью. Юридическая консультация – это некоммерческая организация, создаваемая в форме учреждения. Собрание (конференция) адвокатов ежегодно определяет размер вознаграждения, выплачиваемого адвокатской палатой адвокату, направляемому для работы в юридическую консультацию, смету расходов на ее содержание. Остальные вопросы деятельности юридической консультации разрешаются в соответствии с действующим законодательством России и субъектов России.

Адвокатская палата представляет собой негосударственную некоммерческую организацию, основанную на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации.

Адвокатская палата создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.

2. Список документов для регистрации Коллегии адвокатов и Адвокатского бюро в Минюсте.

Для того что бы зарегистрировать нко в форме коллегии адвокатов от Вас нам потребуются следующие данные:

1) Копии паспортов минимум двух учредителей - Адвокатов со стажем более 3 (трех) лет;

2) Копии удостоверений адвокатов;

3) Полное и сокращенное наименование Коллегии адвокатов или Адвокатского бюро (сокращенное наименование может отсутствовать) – в наименовании необходимо указать территориальную сферу деятельности, например: Коллегия адвокатов города Санкт-Петербург, Московская городская коллегия адвокатов, Адвокатское бюро города Самара.

4) Сведения на адрес (место нахождения) Коллегии адвокатов или Адвокатского бюро;

5) Определиться, кто будет руководителем Коллегии адвокатов или Адвокатского бюро и с наименованием должности, например Директор, Президент, Председатель и т.д., его контактный номер и Email;

6) Определиться, кто выступит заявителем (заверит документы у нотариуса) – один из учредителей и его контактный телефон и Email.

3. Стоимость регистрации Коллегии адвокатов и Адвокатского бюро в Минюсте.

Стоимость наших услуг по регистрации Коллегии адвокатов или Адвокатского бюро составляет 19500 рублей. Для того, что бы приступить к регистрации Коллегии адвокатов или Адвокатского бюро необходимо заключить с нами договор на оказание юридических услуг и внести предоплату 50%. Далее Вы предоставляете нам все данные, и за день Мы готовы подготовить для Вас все документы. Дополнительно Вы несете расходы на государственную пошлину в размере 4000 рублей, и расходы на услуги нотариуса составят примерно 3500 рублей.

4. Документы для регистрации Коллегии адвокатов и Адвокатского бюро в Минюсте.

После предоставления нам данных мы готовим для Вас следующие документы:

  1. Устав в трех экземплярах;
  2. Протокол в двух экземпляра;
  3. Заявление – 1 экземпляр заверенное у нотариуса;
  4. Заявление – 1 экземпляр подписывает заявитель (без нотариального заверения);
  5. Учредительный договор в трех экземплярах;
  6. Гарантийное письмо – 1 экземпляр (в зависимости от адреса);
  7. Копия свидетельства о праве на собственности – 1 экземпляр;
  8. Оригинал квитанции об уплате государственной пошлины;
  9. Копия нотариальной доверенности.

После подготовки документов, мы отправляем Вам их на почту на согласование. Если есть какие-либо корректировки или замечания, то вносим правки (только те которые не противоречат законодательству).

Следующим шагом является заверение документов у нотариуса одним из учредителей, который подписывает также остальные документы. Подписи остальных учредителей требуются только в протоколе, который заявитель приносит с собой в трех экземплярах. Документы подписываются только синей ручкой, двусторонняя печать документов не допускается.

После заверения документов у нотариуса мы по доверенности подаем документы в Минюст на государственную регистрацию.

5. Сроки регистрации Коллегии адвокатов и Адвокатского бюро в Минюсте.

Срок регистрации документов составляет 1,5 месяца. После подачи документов мы звоним и узнаем к кому на рассмотрение попали наши документы. Законом предусмотрено, что специалист Минюста рассмотрит наши документы на 14 рабочий день. Если документы проходят правовую экспертизу, то они отправляются дальше на регистрацию в УФНС, где сведения об Адвокатском бюро или Коллегии адвокатов будут внесены в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц (ЕГРЮЛ). Далее документы возвращаются обратно в Минюст, где мы их и получаем.

Пишите или Звоните!

Форум НКО - крупнейшее сообщество НКО в России

Если я действую как адвокат, учредивший адвокатской кабинет, и имею долги перед ПФ и ФНС, могу ли я стать учредителем коллегии адвокатов? И как происходит дальнейшее включение адвокатов в состав коллегии?

Ответ Юриста НКО:
Добрый день! Для начала нужно закрыть все долги Адвокатского бюро, сдать все отчетности. Только после этого можно учреждать Коллегию.
Учредители Коллегии после государственной регистрации становятся ее членами. Дальнейшее включение адвокатов в состав Коллегии происходит на основании личного заявления адвоката.

Добрый день! Может ли в адвокатском бюро остаться 1 учредитель, если второй учредитель уйдет из бюро? и Может ли 1 адвокат быть учредителем двух действующих адвокатских образований (АБ)? Спасибо

Ответ от Юриста НКО
Здравствуйте!
Один учредитель в Адвокатском бюро остаться может (учредителя вывести можно), а вот адвокатов-партнеров должно быть минимум два.
Понятия "учредитель" и "адвокат-партнер" не совпадают в данном случае.
Один адвокат не может участвовать в двух действующих адвокатских образованиях.

Добрый день! Нужно ли записываться в Минюст на подачу документов на регистрацию коллегии адвокатов? Как нко

Ответ: Добрый день! Записываться на подачу документов в Минюст не требуется. Можем помочь зарегистрировать Коллегию Адвокатов. Оставьте, пожалуйста, Ваши контакты.

Здравствуйте,
подскажите пожалуйста, входит ли учредительный договор коллегии адвокатов, с проставленной отметкой Минюста о регистрации, в комплект выдаваемый на руки документов? Или на руки выдается только Устав?

Ответ: Добрый день, Владимир! Учредительный договор в Коллегии адвокатов входит в состав учредительных документов и на нем ставится печать Минюста.

Добрый день.
А Бюро разве не нужен Партнерский договор? У Бюро Учредительный договор тоже заключается? Или только Партнерский договор нужен?
Подписи партнеров ставятся на Уставе?
Полномочия партнера-учредителя на подписание, заверение у нотариуса закрепляются в протоколе или через доверенность руководителя?

Ответ: Добрый день, Ирина. В соответствии с ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в Министерство юстиции партнерский договор не предоставляется, до недавних пор в Минюст и договор не требовалось прикладывать, но в последнее время Минюст изменил позицию и стал запрашивать учредительный договор даже для Бюро.

Коллегия адвокатов создается 1,5-2 месяца. Это фактический срок от подачи, до получения уставных документов в Минюсте.

В Министерство юстиции подаются также удостоверения адвокатов. Но есть преценденты, когда создавались коллегии со стажем адвоката менее 5 лет. Все зависит от специалистов Минюста, они должны проверять стаж более 5 лет, но делают это не всегда.

1. Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро.

Учредительные договоры коллегий адвокатов, созданных до 01.03.2020, признаются неотъемлемой частью их уставов (ФЗ от 02.12.2019 N 400-ФЗ).

2. К отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила статьи 22 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2.1. Уставом адвокатского бюро может быть предусмотрено образование постоянно действующего коллегиального органа бюро, контролирующего деятельность исполнительных органов бюро и выполняющего иные функции, возложенные на него уставом.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

3. Адвокаты до учреждения адвокатского бюро заключают между собой партнерский договор, определяющий порядок и условия соединения усилий для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Все адвокаты, заключившие партнерский договор и присоединившиеся к нему впоследствии, являются участниками адвокатского бюро (партнерами).

Партнерский договор не представляется для государственной регистрации адвокатского бюро.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В партнерском договоре указываются:

1) срок действия партнерского договора;

2) порядок принятия партнерами решений;

3) компетенция и порядок принятия решений общего собрания партнеров как высшего органа адвокатского бюро. При этом партнерским договором может быть определено равное либо различное количество голосов, принадлежащих каждому из партнеров при принятии решений общим собранием партнеров;

4) порядок формирования, состав, компетенция и порядок принятия решений иных органов адвокатского бюро;

5) порядок избрания управляющего партнера и его компетенция;

6) порядок приема в состав партнеров, приостановления участия в адвокатском бюро и исключения из числа партнеров;

7) порядок распределения вознаграждения, полученного партнерами в связи с оказанием ими юридической помощи, размер которого может быть установлен в твердой сумме либо определен в соответствии с условиями, предусмотренными партнерским договором;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей. В доверенностях указываются все ограничения компетенции партнера в отношении заключения соглашений с доверителями и иных сделок с третьими лицами. Указанные ограничения доводятся до сведения доверителей и третьих лиц.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Партнерский договор прекращается по следующим основаниям:

1) истечение срока действия партнерского договора;

2) прекращение или приостановление статуса адвоката, являющегося одним из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами;

3) расторжение партнерского договора по требованию одного из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами;

4) отказ одного из партнеров от дальнейшего участия в партнерском договоре, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами;

(пп. 4 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

5) смерть одного из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами;

(пп. 5 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

6) объявление одного из партнеров недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами;

(пп. 6 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

7) признание одного из партнеров несостоятельным (банкротом), если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами.

(пп. 7 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

7. С момента прекращения партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц.

8. При выходе из партнерского договора одного из партнеров он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам, по которым оказывал юридическую помощь.

9. Адвокат, вышедший из партнерского договора, отвечает перед доверителями и третьими лицами по общим обязательствам, возникшим в период его участия в партнерском договоре.

10. Ничто в положениях настоящей статьи не может рассматриваться как ограничение независимости адвоката при исполнении им поручения доверителя, а также его личной профессиональной ответственности перед последним.

11. Адвокатское бюро не может быть преобразовано в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов.

12. После прекращения партнерского договора адвокаты вправе заключить новый партнерский договор. Если новый партнерский договор не заключен в течение месяца со дня прекращения действия прежнего партнерского договора, то адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации.

(в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С момента прекращения партнерского договора и до момента преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов либо заключения нового партнерского договора адвокаты не вправе заключать соглашения об оказании юридической помощи.

Статья 22. Коллегия адвокатов

1. Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов. В числе учредителей коллегии адвокатов должно быть не менее двух адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее трех лет.

(в ред. Федеральных законов от 02.06.2016 N 160-ФЗ, от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Учредительные договоры коллегий адвокатов, созданных до 01.03.2020, признаются неотъемлемой частью их уставов (ФЗ от 02.12.2019 N 400-ФЗ).

2. Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями (далее также - устав).

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Учредителями коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр.

(в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Учредители коллегии адвокатов заключают между собой договор об учреждении коллегии адвокатов, определяющий порядок совместной деятельности по ее учреждению и условия передачи ими коллегии адвокатов своего имущества.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Устав должен содержать следующие сведения:

1) наименование коллегии адвокатов;

2) место нахождения коллегии адвокатов;

3) предмет и цели деятельности коллегии адвокатов;

3.1) порядок и условия приема в коллегию адвокатов новых членов и выхода учредителей (членов) из ее состава;

(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

4) источники образования имущества коллегии адвокатов и направления его использования (в том числе наличие или отсутствие неделимого фонда и направления его использования);

(в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) порядок управления коллегией адвокатов;

6) сведения о филиалах коллегии адвокатов;

7) порядок реорганизации и ликвидации коллегии адвокатов, а также порядок распределения имущества, оставшегося после ее ликвидации;

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) порядок внесения в устав изменений и дополнений;

9) иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.

6. Требования устава обязательны для исполнения самой коллегией адвокатов и ее учредителями (членами).

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Об учреждении, о реорганизации или о ликвидации коллегии адвокатов ее учредители направляют заказным письмом в совет адвокатской палаты уведомление. В уведомлении об учреждении или о реорганизации коллегии адвокатов должны содержаться сведения об адвокатах, осуществляющих в коллегии адвокатов адвокатскую деятельность, о месте нахождения коллегии адвокатов, о порядке осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и коллегией адвокатов.

(в ред. Федеральных законов от 20.12.2004 N 163-ФЗ, от 02.12.2019 N 400-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Коллегия адвокатов считается учрежденной с момента ее государственной регистрации. Государственная регистрация коллегии адвокатов, а также внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении ее деятельности осуществляются в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

9. Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов.

10. Коллегия адвокатов вправе создавать филиалы на всей территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, если это предусмотрено законодательством иностранного государства.

О создании или закрытии филиала коллегия адвокатов направляет заказным письмом уведомление в совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов, а также в совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого создан филиал коллегии адвокатов. В уведомлении о создании филиала коллегии адвокатов должны содержаться сведения об адвокатах, осуществляющих в филиале коллегии адвокатов адвокатскую деятельность, о месте нахождения коллегии адвокатов и ее филиала, о порядке осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и коллегией адвокатов, ее филиалом. К уведомлению должны быть приложены нотариально заверенные копии решения о создании филиала коллегии адвокатов и положения о филиале.

Адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, являются членами коллегии адвокатов, создавшей соответствующий филиал.

Сведения об адвокатах, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, вносятся в региональный реестр субъекта Российской Федерации, на территории которого создан филиал.

Сведения об адвокатах, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, созданном на территории иностранного государства, вносятся в региональный реестр субъекта Российской Федерации, на территории которого учреждена коллегия адвокатов.

(п. 10 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Имущество, внесенное учредителями коллегии адвокатов в качестве вкладов, принадлежит ей на праве собственности.

12. Члены коллегии адвокатов не отвечают по ее обязательствам, коллегия адвокатов не отвечает по обязательствам своих членов.

13. Коллегия адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации является налоговым агентом адвокатов, являющихся ее членами, по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, а также их представителем по расчетам с доверителями и третьими лицами и другим вопросам, предусмотренным учредительными документами коллегии адвокатов.

Коллегия адвокатов обязана уведомлять адвокатскую палату об изменениях состава адвокатов - членов коллегии адвокатов.

(абзац введен Федеральным законом от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

14. Коллегия адвокатов несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей налогового агента или представителя.

15. Соглашения об оказании юридической помощи в коллегии адвокатов заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации коллегии адвокатов.

16. Ничто в положениях настоящей статьи не может рассматриваться как ограничение независимости адвоката при исполнении им поручения доверителя, а также его личной профессиональной ответственности перед последним.

17. Коллегия адвокатов не может быть преобразована в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования коллегии адвокатов в адвокатское бюро в порядке, установленном статьей 23 настоящего Федерального закона.

18. К отношениям, возникающим в связи с учреждением, деятельностью и ликвидацией коллегии адвокатов, применяются правила, предусмотренные для ассоциаций (союзов), если эти правила не противоречат положениям настоящего Федерального закона.

1.1. Положение о порядке ведения реестра адвокатских образований и их филиалов (далее – Положение) определяет порядок ведения реестра адвокатских образований, их филиалов и иных обособленных подразделений, местом нахождения которых является территория субъекта Российской Федерации, а также созданных адвокатским образованием, включенным в реестр адвокатских образований субъекта Российской Федерации, обособленных подразделений, местом нахождения которых является территория иностранного государства.

1.2. Реестр адвокатских образований и их филиалов субъекта Российской Федерации (далее – Реестр адвокатских образований, Реестр) ведется адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.

В Реестр вносятся записи об адвокатских образованиях, местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа которых является территория соответствующего субъекта Российской Федерации.

Адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами, вправе создавать филиалы, представительства и иные предусмотренные законом обособленные подразделения (далее – обособленные подразделения) в целях осуществления функций адвокатского образования вне места его нахождения.

Записи об обособленных подразделениях адвокатских образований вносятся в Реестр адвокатской палаты субъекта РФ по месту нахождения обособленных подразделений, определяемому в соответствии со сведениями, указанными в ЕГРЮЛ.

Записи об адвокатских кабинетах вносятся в Реестр адвокатской палаты, членом которой является адвокат, учредивший кабинет.

Адвокатские образования вправе организовывать постоянно или временно действующие дополнительные офисы для организации профессиональной деятельности адвокатов, являющихся их членами (участниками, партнерами). Сведения о дополнительных офисах подлежат внесению в Реестр адвокатской палаты субъекта РФ по месту нахождения адвокатского образования и включаются в состав сведений об адвокатском образовании, их организовавшем.

Взимание платы за внесение сведений об адвокатском образовании (обособленном подразделении) в Реестр не допускается.

1.3. Реестр ведется в электронном виде. Адвокатская палата субъекта РФ самостоятельно принимает решение об объеме информации из Реестра, подлежащей опубликованию на официальном сайте в открытом доступе. На официальном сайте адвокатской палаты субъекта РФ в обязательном порядке в открытом доступе должны быть опубликованы сведения, содержащиеся в подпунктах 1, 2, 3, 4, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 15 пункта 1.5.1. Положения и подпунктах 1, 2, 3, 4, 8, 9, 10 пункта 1.5.2. Положения.

Форма Реестра установлена Приложением № 1 к настоящему Положению.

Реестровое дело адвокатского образования, обособленного подразделения формируется на бумажных носителях и хранится в адвокатской палате субъекта РФ.

1.4. По решению адвокатской палаты субъекта РФ ведение Реестра может осуществляться также и на бумажном носителе. Правила оформления Реестра на бумажном носителе, лицо (лица), ответственное за его ведение, определяются президентом адвокатской палаты субъекта РФ. Информация, содержащаяся в реестре на бумажном носителе, должна соответствовать информации в реестре на электронном носителе.

1.5. Содержание Реестра адвокатских образований.

1.5.1. Сведения об адвокатском образовании, вносимые в Реестр:

1) порядковый номер записи (регистрационный номер адвокатского образования);

2) дата внесения записи;

3) организационно-правовая форма адвокатского образования;

4) наименование адвокатского образования;

5) способ создания адвокатского образования (учреждение или реорганизация);

6) сведения о членах (учредителе – для адвокатского кабинета, партнерах, участниках) (фамилия, имя, отчество, регистрационный номер);

7) дата создания адвокатского образования;

8) сведения о регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, ОГРН;

9) основание внесения записи в Реестр адвокатских образований (реквизиты решения совета адвокатской палаты субъекта РФ);

10) сведения о месте нахождения адвокатского образования;

11) сведения о банковских счетах адвокатского образования;

12) сведения о дополнительных офисах адвокатского образования;

13) сведения о руководителе адвокатского образования – для коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

14) сведения о реорганизации адвокатского образования;

15) сведения о ликвидации адвокатского образования.

1.5.2. Сведения об обособленном подразделении, созданном на территории субъекта Российской Федерации, а также на территории иностранного государства адвокатским образованием, действующим на территории субъекта Российской Федерации, вносимые в Реестр:

1) порядковый номер записи (регистрационный номер обособленного подразделения адвокатского образования);

2) дата внесения записи;

3) наименование и регистрационный номер адвокатского образования;

4) наименование обособленного подразделения;

5) дата создания обособленного подразделения, сведения о государственной регистрации изменений в учредительные документы адвокатского образования в связи с образованием обособленного подразделения;

6) сведения о постановке адвокатского образования на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения;

7) основание внесения записи в Реестр (реквизиты решения совета адвокатской палаты субъекта РФ);

8) сведения о месте нахождения обособленного подразделения;

9) сведения о руководителе обособленного подразделения;

10) сведения о ликвидации обособленного подразделения.

1.6. Регистрационный номер адвокатского образования в Реестре включает аббревиатуру «ао» –- адвокатское образование, а также две группы цифр, разделенные косой чертой, из которых первые две цифры – номер субъекта РФ; вторая составляющая (третья и далее цифры) – порядковый номер записи при внесении сведений об адвокатском образовании в Реестр. Формирование второй составляющей регистрационного номера осуществляется путем сквозной нумерации независимо от года. Регистрационный номер имеет следующий вид: ао01/11, ао35/2, ао77/253.

Регистрационный номер обособленного подразделения адвокатского образования в Реестре включает обозначение «ф» – филиал, либо «п» – представительство, а также две группы цифр, разделенные косой чертой, из которых первые две цифры – номер субъекта РФ; вторая составляющая (третья и далее цифры) – порядковый номер записи при внесении сведений об обособленном подразделении в реестр. Формирование второй составляющей регистрационного номера осуществляется путем сквозной нумерации независимо от года. Регистрационный номер имеет следующий вид: ф01/253, п35/2, ф77/1486.

Регистрационный номер указывается на реестровом деле адвокатского образования, обособленного подразделения.

Регистрационный номер дополнительного офиса в Реестре включает обозначение «до» – дополнительный офис, а также три группы цифр, разделенные косой чертой и тире, из которых первые две цифры – номер субъекта РФ; вторая группа цифр – регистрационный номер адвокатского образования, третья составляющая – порядковый номер записи при внесении сведений о дополнительном офисе в Реестр. Формирование третьей составляющей регистрационного номера осуществляется путем сквозной нумерации независимо от года. Регистрационный номер имеет следующий вид: до01/ао52/3 -123.

1.7. Сведения об адвокатском образовании, обособленном подразделении вносятся в Реестр в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения советом адвокатской палаты субъекта РФ.

Внесение в Реестр сведений об адвокатском образовании, обособленном подразделении подтверждается Свидетельством, выдаваемым адвокатской палатой субъекта РФ (приложение № 2).

Выписка из Реестра адвокатских образований выдается адвокатскому образованию, обособленному подразделению на основании составленного в произвольной форме запроса, а также на основании запросов уполномоченного органа, суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания.

Выписка из реестра адвокатских образований о месте нахождения дополнительного офиса выдается адвокатскому образованию на основании составленного в произвольной форме запроса, а также на основании запросов уполномоченного органа, суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания.

2. Порядок внесения сведений в Реестр адвокатских образований.

2.1. Основанием внесения записи в Реестр является решение совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

По решению совета адвокатской палаты субъекта РФ внесение сведений в Реестр может оформляться решением (распоряжением) президента адвокатской палаты субъекта РФ.

2.2. На основании заявления о внесении сведений в реестр совет адвокатской палаты принимает одно из следующих решений:

1) о внесении в Реестр сведений об адвокатском образовании, обособленном подразделении;

2) о внесении в Реестр сведений о прекращении деятельности адвокатского образования, обособленного подразделения;

3) о внесении в Реестр сведений о переименовании адвокатского образования;

4) об изменении либо дополнении включенных в Реестр сведений об адвокатском образовании, обособленном подразделении;

5) об отказе во внесении сведений в Реестр адвокатских образований.

2.3. Решения, указанные в п. 2.2 Положения, принимаются в течение 30 дней с момента поступления документов, предусмотренных п. 3.1 и/или п. 3.2 настоящего Положения.

Решение совета палаты, президента палаты по вопросу внесения сведений в Реестр может быть обжаловано в порядке, установленном действующим законодательством.

2.4. Адвокатское образование, имеющее статус юридического лица, считается учрежденным (ликвидированным) с момента государственной регистрации юридического лица (ликвидации юридического лица).

Обособленное подразделение адвокатского образования считается образованным (ликвидированным) с момента государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в связи с образованием обособленного подразделения.

Адвокатское образование (его обособленное подразделение) приобретает статус участника отношений, регулируемых Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», с момента внесения сведений о нем в Реестр адвокатских образований.

Адвокатский кабинет считается учрежденным (ликвидированным) с момента принятия адвокатом решения об учреждении (ликвидации) и приобретает статус участника отношений, регулируемых Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», с момента внесения сведений о нем в Реестр адвокатских образований.

3. Основания внесения сведений в Реестр адвокатских образований.

3.1. В целях ведения Реестра адвокатское образование, обособленное подразделение представляет в совет адвокатской палаты следующие документы:

1) уведомление о создании или переименовании адвокатского образования, либо об изменении места нахождения адвокатского образования, созданного в другом субъекте Российской Федерации;

2) копии учредительных документов адвокатского образования, для адвокатского кабинета – решение адвоката об учреждении;

3) копию листа записи, иного документа, подтверждающего внесение записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ – за исключением адвокатского кабинета;

4) копию свидетельства о постановке на налоговый учет;

5) копии документов, подтверждающих место нахождения адвокатского образования;

6) анкету адвокатского образования, обособленного подразделения.

3.2. Анкета адвокатского образования, обособленного подразделения (Приложение № 3) должна содержать следующую информацию:

1) наименование адвокатского образования, обособленного подразделения;

2) фамилию, имя, отчество руководителя;

3) место нахождения адвокатского образования, обособленного подразделения;

4) номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, сайта адвокатского образования, обособленного подразделения;

5) сведения о банковских счетах адвокатского образования, обособленного подразделения;

6) адрес для направления почтовой корреспонденции.

Анкета должна содержать информацию о согласии на размещение сведений об адвокатском образовании, обособленном подразделении на сайте адвокатской палаты, в информационных системах. Сведения, перечисленные в пунктах 1.5 настоящего Положения (за исключением сведений, предусмотренных подпунктами 5, 6, 9, 11 пункта 1.5.1 Положения, подпунктами 5, 6, 7 пункта 1.5.2 Положения), размещаются на сайте адвокатской палаты в составе Реестра вне зависимости от согласия адвокатского образования.

В анкету включается информация об организованных адвокатским образованием постоянно или временно действующих дополнительных офисах, их адресах.

Анкета адвокатского образования, обособленного подразделения подписывается руководителем.

В случае изменения сведений, содержащихся в анкете, руководитель адвокатского образования, обособленного подразделения в пятидневный срок направляет в адвокатскую палату соответствующую информацию в письменной форме.

3.3. В случае ликвидации адвокатского образования, обособленного подразделения, а также в случае реорганизации, влекущей прекращение деятельности адвокатского образования, сведения о нем исключаются из Реестра.

Адвокат, являвшийся руководителем ликвидированного адвокатского образования, обособленного подразделения представляет в совет адвокатской палаты:

1) лист записи Единого государственного реестра юридических лиц о ликвидации некоммерческой организации, государственной регистрации изменений в учредительные документы в связи ликвидацией обособленного подразделения;

2) акт уничтожения неиспользованных ордеров и бланков адвокатского образования, а также печатей и штампов;

3) справку о сдаче архива адвокатского образования в государственный архив, либо о месте нахождения архива адвокатского образования.

Документы, указанные в подпунктах 1–3 настоящего пункта, представляются в совет адвокатской палаты в десятидневный срок с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации адвокатского образования, филиала.

В случае отсутствия сведений и документов, необходимых для внесения в Реестр о ликвидации адвокатского образования, совет адвокатской палаты получает (истребует) их у руководителя (учредителя) адвокатского образования и уполномоченных органов.

3.4. Сведения о прекращении деятельности адвокатского кабинета вносятся в Реестр в случае прекращения статуса адвоката, принятия адвокатом решения об избрании иной формы адвокатского образования для осуществления адвокатской деятельности, а также в случае изменения членства в адвокатской палате данного субъекта РФ на членство в адвокатской палате другого субъекта РФ.

В случае приостановления статуса адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по его заявлению в Реестр вносятся сведения о приостановлении деятельности адвокатского кабинета на период приостановления статуса адвоката. В случае отсутствия такого заявления в Реестр вносятся сведения о прекращении деятельности адвокатского кабинета.

4. Реестровое дело адвокатского образования, обособленного подразделения.

4.1. Реестровое дело адвокатского образования, обособленного подразделения формируется и хранится в адвокатской палате субъекта РФ.

4.2. В реестровое дело включаются следующие документы:

1) уведомление об учреждении адвокатского образования;

2) копии учредительных документов адвокатского образования;

3) анкета адвокатского образования, обособленного подразделения;

4) решение совета адвокатской палаты, президента палаты о внесении сведений в Реестр;

5) свидетельство о регистрации адвокатского образования;

6) образцы оттисков печатей и штампов адвокатского образования;

7) сведения о банковских реквизитах адвокатского образования, обособленного подразделения;

8) список адвокатов, осуществляющих профессиональную деятельность в адвокатском образовании, обособленном подразделении;

9) список стажеров и помощников адвоката адвокатского образования, обособленного подразделения;

10) иные документы, предоставленные адвокатским образованием, обособленным подразделением, в том числе сведения о дополнительных офисах адвокатского образования;

11) копии решений, принятых органами адвокатской палаты, в отношении адвокатского образования, обособленного подразделения.

5. Настоящее Положение вступает в силу с момента его принятия Советом Федеральной палаты адвокатов.

Правила подпунктов 11, 13 пункта 1.5.1, подпункта 9 пункта 1.5.2, а также правила пункта 4 настоящего Положения о порядке ведения реестрового дела адвокатского образования, обособленного подразделения вступают в силу с 1 января 2022 г.

Согласно Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) юрист, получивший статус адвоката, вправе самостоятельно выбрать форму адвокатского образования (адвокатский кабинет, коллегию адвокатов или адвокатское бюро) и место своей деятельности, руководствуясь собственными целями. О своем выборе адвокат обязан уведомить Совет адвокатской палаты. С помощью вице-президента Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Михаила Толчеева редакция онлайн-журнала «Сфера» составила краткий обзор адвокатских образований с особенностями их организации.

«Закон предусматривает три организационно-правовых формы, в которых адвокатом может осуществляться профессиональная деятельность, – пояснил Михаил Толчеев. – Две коллективные и одна индивидуальная – адвокатский кабинет. Первыми двумя являются коллегия адвокатов и адвокатское бюро. Адвокат обязан избрать одну из названных форм, при этом адвокатская деятельность может осуществляться только в одном адвокатском образовании».

Адвокатский кабинет – прием на дому

Кто может учредить: Адвокат, чей стаж в качестве защитника составляет не менее трех лет. Согласно ст. 21 Закона об адвокатуре эта организационно-правовая форма подходит для тех, кто решил осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально.

Налогообложение: Статус адвокатского кабинета представляет собой форму, близкую по организации и налогообложению к индивидуальному предпринимателю. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» защитники обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц (НДФЛ), а налоговая ставка в отношении доходов от профессиональной адвокатской деятельности составляет 13%. Адвокат, открывший свой кабинет, вправе не вести бухгалтерский учет и не сдавать отчетность. Деятельность защитников (аналогично для коллегий адвокатов и адвокатских бюро) не облагается НДС. Кроме того, защитники имеют право на стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты. Адвокаты на данный момент не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Однако в ФПА РФ сейчас разрабатывают поправки в действующее законодательство, которые направлены на устранение дискриминации адвокатов в сфере налогообложения.

Процедуры: Адвокат ставит в известность Совет адвокатской палаты, который ведет реестр образований, заказным письмом. Отправленный документ должен содержать сведения о самом защитнике, адрес кабинета, контакты (телефон, почта). Учредитель кабинета открывает счета в банках в соответствии с законодательством, приобретает печать, штампы и официальные бланки. Последние должны содержать адрес, наименование и регион, где учредили кабинет. Вольности в названиях пресекаются Советами палат субъектов РФ. Например, недопустимо включать в наименование кабинета словосочетание «юридическая компания». Дело в том, что это подразумевает некую группу людей, объединенную одной целью, что противоречит прямому указанию в законе об индивидуальном характере деятельности адвоката (адвокатский кабинет).

Место: У индивидуально работающего адвоката есть право вести практику, не арендуя офис для своей работы. Зарегистрировать кабинет можно по закону в жилом помещении, принадлежащем самому адвокату или членам его семьи на правах собственности (с согласия последних). Подойдет для этих целей и жилье, которое защитник арендует по договору найма (с согласия наймодателя и всех совершеннолетних, проживающих на жилой площади).

Отношения с клиентом: Адвокатский кабинет в силу своей правовой природы устанавливает с клиентом наиболее простые отношения по сравнению с иными организационно-правовыми формами. Соглашение об оказании юридической помощи заключается здесь между адвокатом и доверителем, что регистрируется в документации кабинета. Несмотря на то что защитник работает индивидуально, у него могут быть помощники и стажеры. Согласно Кодексу профессиональной этики адвоката учредитель обязан предупредить этих сотрудников о необходимости сохранять адвокатскую тайну и взять с них подписку о неразглашении.

Коллегия адвокатов – классика

Кто может учредить: Два или более защитника вправе основать коллегию адвокатов. Среди учредителей должно быть не менее двух специалистов со стажем более трех лет. Сведения об учредителях этого образования должны быть внесены в один региональный реестр. Руководители обязаны проследить, чтобы члены коллегии выполняли свои обязанности по оказанию бесплатной юридической помощи и участию в делах по назначению. Зона ответственности учредителей также распространяется на контроль отчислений на общие нужды адвокатской палаты и выполнение решений органов ФПА.

Налогообложение: Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава. Согласно п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ адвокатские образования – это налоговые агенты, которые представляют адвокатов-участников. Коллегия ведет бухгалтерский учет, переводит страховые взносы, а также уплачивает налог на прибыль организации (аналогично для адвокатских бюро и юридических консультаций). Возможны иные налоги: например, если коллегия владеет имуществом – налог на имущество организации. Налоговая ставка для коллегий адвокатов (как и для адвокатских бюро) составляет 24%. Отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов или адвокатского бюро не входят в налоговую базу на прибыль.

Процедуры: Адвокаты-учредители заключают договор. Он должен определять порядок совместной деятельности по учреждению коллегии и условия передачи основателями их имущества в пользу образования. Определяющим документом является устав коллегии адвокатов, который описывает место нахождения организации, предмет и цели деятельности, управление, условия приема новых членов и выхода учредителей и т.д. Полный перечень содержится в ст. 22 Закона об адвокатуре. Однако устав может содержать также положения, которые не перечислены в законе, но не противоречат ему или иным федеральным законам. Коллегия адвокатов и ее учредители должны следовать требованиям этого устава.

Отношения с клиентом: Коллегия (как и адвокатское бюро) представляет собой способ коллективной организации адвокатской деятельности. Каждый адвокат в коллегии при этом работает самостоятельно, но аренда помещений, бухгалтерский учет деятельности и т.д. – это общие организационные механизмы. Защитник не может переуступить кому бы то ни было право денежного требования к доверителю по заключенному между ними соглашению без специального согласия на то доверителя. Члены коллегии не отвечают по обязательствам данного адвокатского образования и наоборот.

Соглашения об оказании юридической помощи, как в случае с адвокатским кабинетом, в коллегии заключаются между защитником и доверителем. Средства, которые адвокату выплатили, например, в качестве вознаграждения, вносятся в общую кассу или на расчетный счет. Отношения между адвокатом и клиентом регулируются соглашением с доверителем, где, в том числе, прописан размер и характер ответственности адвоката по принятому к исполнению поручению.

Адвокатское бюро – во главе угла партнерский договор

Кто может учредить: Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. Возникшие отношения в связи с учреждением и деятельностью бюро регулируются так же, как и в отношении коллегии адвокатов, Законом об адвокатуре. Однако бюро предполагает гораздо более значительную интеграцию процессов оказания юридической помощи. Основой документ, определяющий взаимодействие между адвокатами внутри образования, – партнерский договор.

Налогообложение: Адвокатское бюро – некоммерческая организация, которая выступает налоговым агентом для партнеров. Таким образом, налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается адвокатским бюро. Вознаграждения и компенсации расходов, связанных с исполнением поручения, вносятся в кассу или на расчетный счет бюро. Адвокатское образование должно для этого оформить кассовые операции в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, прием наличных денег в кассу производится по приходным кассовым ордерам. Бюро является плательщиком налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ, налоговая ставка, как и для коллегий адвокатов, составляет 24%.

Процедуры: Адвокаты еще до учреждения бюро по закону должны заключить между собой партнерский договор. Все защитники, которые заключили такой договор и присоединились к нему впоследствии, признаются партнерами бюро. В процессе государственной регистрации этот документ не представляется. Однако партнерский договор определяет такие важные моменты, как порядок и условия оказания юридической помощи от имени всех партнеров: каким образом принимаются решения, компетенцию общего собрания, порядок избрания управляющего партнера (и его полномочия), прием в состав новых партнеров и исключение из числа членов бюро.

Закон предусматривает возможность для партнеров прописывать в договоре разные условия работы. Например, определить равное или различное количество голосов для партнеров при принятии решений общим собранием. Дифференцированный подход возможен и к распределению вознаграждения. Размер выплат может быть установлен как в фиксированной форме, так и в «плавающей» в зависимости от предусмотренных партнерским договором условий.

Отношения с клиентом: Ведет общие дела адвокатского бюро управляющий партнер, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается также им или иным партнером, но обязательно от имени всех партнеров. Оформить такие документы позволяют выданные доверенности адвокатов, где прописаны ограничения компетенции партнера в отношении соглашений с доверителями и иных сделок с третьими лицами. Клиентов в обязательном порядке необходимо уведомить об этих ограничениях.

Участники несут с момента прекращения партнерского договора солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам. Если один из партнеров вышел из договора, то он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам. Согласно Кодексу профессиональной этики адвоката партнеры, осуществляющие профессиональную деятельность совместно, должны придерживаться правила о распространении тайны на всех членов бюро при оказании юридической помощи.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: