Мораторий на судебное взыскание до 21 года

Обновлено: 03.05.2024

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает особенности принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции.

2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на должников - юридических лиц, должников - индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", осуществляющими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, за исключением должников - юридических лиц, должников - индивидуальных предпринимателей, к которым в соответствии со статьей 91 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" применен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, а также на отдельные категории должников - физических лиц, определенные частями 3 и 5 статьи 2 настоящего Федерального закона.

3. Факт осуществления деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, определяется по основному виду деятельности (классифицируемому на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), информация о котором содержится в едином государственном реестре юридических лиц либо едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.

4. Положения настоящего Федерального закона применяются к исполнительным документам, предъявленным к принудительному исполнению до 1 мая 2021 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 2 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 22.12.2020 № 450-ФЗ)

5. Судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления о предоставлении рассрочки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляет копию указанного постановления взыскателю. Постановление может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде. Рассрочка предоставляется однократно на условиях поэтапного погашения задолженности в виде ежемесячных платежей в равных долях на срок рассрочки с начала календарного месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о ее предоставлении. При нарушении должником графика погашения задолженности постановление о предоставлении рассрочки подлежит отмене, после чего исполнительное производство осуществляется в общем порядке без учета требований настоящего Федерального закона. Должники, которым предоставлена рассрочка, в течение срока рассрочки не вправе совершать сделки, связанные с выдачей поручительств, гарантий, и сделки, связанные с отчуждением или обременением принадлежащего им имущества, а должники - юридические лица также не вправе выплачивать дивиденды и иные платежи по эмиссионным ценным бумагам, доходы по долям (паям), распределять прибыль между учредителями (участниками).

1. На основании заявления (с приложенным графиком погашения задолженности) должника - юридического лица или должника - индивидуального предпринимателя судебный пристав-исполнитель обязан предоставить таким должникам рассрочку исполнения требований исполнительных документов в рамках возбужденных в отношении указанных лиц исполнительных производств имущественного характера, за исключением требований по возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, о компенсации морального вреда, по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, без обращения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Рассрочка предоставляется на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев и не позднее чем до 1 августа 2021 года. Сумма задолженности по исполнительным документам, в отношении которой должник - юридическое лицо или должник - индивидуальный предприниматель вправе обратиться с заявлением о предоставлении рассрочки, не может превышать 15 миллионов рублей.

2. В отношении должников, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, в течение срока рассрочки не применяются меры принудительного исполнения, за исключением наложения ареста на имущество должника, находящееся у должника или третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества. В течение указанного срока в целях наложения запрета на отчуждение имущества должника - юридического лица или должника - индивидуального предпринимателя могут совершаться исполнительные действия, связанные с наложением запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества, права на которое подлежат государственной регистрации. При этом сохраняют свое действие ранее наложенные ограничения по распоряжению имуществом должника, за исключением обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, открытых в банках и иных кредитных организациях.

3. Рассрочка исполнения исполнительных документов, содержащих требования о взыскании задолженности по кредитному договору (займу) в отношении должников - граждан, являющихся получателями пенсии по старости, пенсии по инвалидности и (или) пенсии по случаю потери кормильца и не имеющих иных источников доходов и недвижимого имущества (за исключением единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения), если совокупный размер пенсии по старости, пенсии по инвалидности и (или) пенсии по случаю потери кормильца должника-гражданина составляет менее двух минимальных размеров оплаты труда, предоставляется на основании заявлений таких должников. Рассрочка предоставляется без обращения в суд, выдавший исполнительный документ, на срок, указанный в заявлении (с приложенным графиком погашения задолженности), но не более чем на двадцать четыре месяца и не позднее чем до 1 июля 2022 года. Сумма задолженности по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании задолженности по кредитному договору (займу) в отношении должников - граждан, являющихся получателями пенсии по старости, пенсии по инвалидности и (или) пенсии по случаю потери кормильца и не имеющих иных источников доходов и недвижимого имущества (за исключением единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения), в отношении которой указанные должники-граждане вправе обратиться с заявлением о предоставлении рассрочки, не может превышать 1 миллион рублей.

4. На срок предоставления рассрочки юридическое лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", не вправе осуществлять деятельность по возврату просроченной задолженности, в отношении которой должнику в рамках исполнительного производства в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлена рассрочка.

5. В отношении должников-граждан по 1 июля 2021 года включительно судебным приставом-исполнителем не применяются меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества должника, находящегося по месту его жительства (пребывания), наложением на указанное имущество ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества, за исключением принадлежащих должнику-гражданину транспортных средств (автомобильных транспортных средств, мотоциклов, мопедов и легких квадрициклов, трициклов и квадрициклов, самоходных машин). В течение указанного срока в целях наложения запрета на отчуждение имущества должника-гражданина могут совершаться исполнительные действия, связанные с наложением запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества, права на которое подлежат государственной регистрации. Положения настоящей части не распространяются на исполнение судебного акта, содержащего требование о наложении ареста на имущество должника. (В редакции Федерального закона от 22.12.2020 № 450-ФЗ)

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" применяются с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

О моратории на выплату долгов в исполнительных производствах

С 01.04.2022 сроком на 6 месяцев в России введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве (Постановление Правительства РФ № 497 от 28.03.2022 г. «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве»). Казалось бы, из названия моратория следует, что он касается только дел о банкротстве, но законодательство говорит о другом.

В силу п.4 ч.3 ст. 9.1 Закона о банкротстве в связи с введением тотального моратория на возбуждение дел о банкротстве также приостанавливаются исполнительные производства по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства). Аналогичные положения об обязанности пристава приостановить исполнительное производство содержатся в п.9 ч.1 ст. 40 Закона об исполнительном производстве.

Таким образом, исходя из буквального прочтения вышеуказанных норм, все исполнительные производства по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до 01.04.2022, должны быть приостановлены.

Учитывая беспрецедентность введенного моратория и отсутствия правоприменительной практики, участники рынка и контролирующие органы по-разному трактуют указанные положения законодательства. Агентство по возврату долгов Орион перечисляет имеющиеся позиции и предлагает свои решения.

1) Позиция ассоциации российских банков (АРБ) о моратории на банкротство и исполнительное производство

Ассоциация российских банков исходит из того, что все исполнительные производства по имущественным взысканиям должны быть приостановлены в автоматическом беззаявительном порядке. В связи с этим, на практике, многие банки отказываются исполнять исполнительные листы, самостоятельно предъявленные взыскателем в банки.

Кроме того, многие банки также отказываются исполнять постановления судебных приставов об обращении взыскания на денежные средства на счетах должников. Из-за этой позиции банков, многие участники рынка столкнулись со значительным снижением поступлений из банков в счет погашения долгов.

2) Позиция ФССП РФ о моратории на банкротство и исполнительное производство

Иную позицию заняло само ФССП РФ, выпустив служебные разъяснения о временном порядке применения моратория на банкротство и исполнительное производство (письмо ФССП от 11.04.2022 «гуляет» по сети, оригинальность официально не подтверждена).

ФССП сообщила, что практики применения положений о моратории нет и предложила временный порядок работы своим территориальным органам:

должник должен сам сообщить приставу о необходимости приостановить исполнительное производство из-за моратория;

пристав должен установить, что должник не может исполнить требование. Это должно быть видно по материалам исполнительного производства - у должника нет денег на счетах, нет имущества;

пока исполнительное производство приостановлено, пристав должен направлять запросы в банки и регистрирующие органы. Он может накладывать аресты на имущество должника и вводить запрет на распоряжение имуществом.

ФССП напомнила, что мораторий распространяется на требования, возникшие до 1 апреля 2022 и не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, об уплате алиментов, а также о взыскании уголовных штрафов.

Комментируемое письмо центрального аппарата ФССП РФ стоит расценивать как «руководство к действию» для приставов-исполнителей, которые непосредственно на местах работают с должниками и занимаются взысканием, по крайней мере до тех пор, пока законодатель не внесет изменения в законодательство, либо пока Верховный суд РФ не подготовит соответствующие разъяснения.

3) Позиция Министерства юстиции РФ о моратории на банкротство и исполнительное производство

В письме от 07.05.2022 № 04-52513/22 в ответ на обращение Ассоциации российских банков Минюст указывает следующее. Исходя из определения понятия «должник», а также предмета регулирования Закона о банкротстве, и круга лиц, определенного постановлением № 497 о введении моратория, приостановление исполнительных производств возможно исключительно в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве, включая поданные до 01.04.2022, вопрос о принятии которых не был решен к дате введения моратория. Иное толкование противоречит положениям Закона о банкротстве.

Таким образом, Минюст отвергает трактовку моратория как «тотального», значительно сузив круг применения моратория.

4) Позиция Верховного суда РФ по предыдущему «коронавирусному» мораторию, введённому в 2020 году

Стоит отметить, что ст. 9.1 Закона о банкротстве о моратории была введена законодателем еще 01.04.2020 - то есть в самый разгар пандемии коронавируса, и Верховный суд РФ тогда выпустил Постановление Пленума №44 от 24.12.2020 о порядке применения указанной статьи, из которого следовало, что все исполнительные производства в отношении предпринимателей из пострадавших отраслей должны быть приостановлены. Однако «ковидный мораторий» был введен для поддержки лишь «отдельных хозяйствующих субъектов» (что указано в самом Постановлении Пленума ВС РФ) и не имел «тотального характера», поэтому указанные разъяснения ВС РФ не соотносятся с новым Постановлением Правительства РФ о моратории № 497 от 28.03.2022.

5) Позиция некоторых депутатов Государственной Думы РФ о моратории на банкротство и исполнительное производство

Депутатом Наумовым С.А. письмом от 13.05.2022 в качестве законодательной инициативы внесен законопроект о внесении изменений в положения о моратории.

Депутат предлагает внести изменения в указанные в положения о моратории, в соответствии с которыми последствия введения моратория наступают только в отношении должников, обладающих признаками банкротства, установленными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», при этом такие последствия как приостановка исполнительного производства осуществляется судебным приставом-исполнителем только по инициативе самого должника путем направления им соответствующего мотивированного заявления.

Выводы и предложения о порядке применения моратория на банкротство и исполнительное производство

При введении моратория законодатель не учел тонкости процессуального регулирования исполнительного производства и правовые последствия его приостановления. Дело в том, что даже в период приостановления производства судебный пристав-исполнитель не только вправе, но и обязан совершать отдельные исполнительные действия в целях обеспечения возврата долга в будущем: наложить аресты на все счета, установить запреты на распоряжение имуществом.

Основным риском для взыскателей в случае приостановления исполнительного производства является невозможность взыскания долгов, так как денежные средства взыскателю не переводятся, оставаясь «замороженными» на счетах должника. Основным риском для должника с точки зрения общих целей моратория (поддержать должников в сложной финансовой ситуации, высвободить денежные средства для того, чтобы укрепить финансовое положение и поддержать бизнес) является невозможность свободного распоряжения денежными средствами и имуществом, поскольку все аресты и запреты сохраняются.

При этом последствия введения «тотального» моратория на возбуждение дел о банкротстве в виде невозможности обращения взыскания на заложенное имущество, а также приостановления исполнительных производств вне зависимости от наличия или отсутствия у должника возможности исполнять свои обязательства, являются избыточными, создают неравные условия для субъектов экономической деятельности, могут привести к снижению финансовой устойчивости кредиторов-взыскателей, а в ряде случаев и к их банкротству.

Кроме этого, последствия введения моратория в виде прекращения исполнительных производств могут привести к ухудшению финансовой дисциплины должников: должники, объективно имеющие возможность исполнять свои обязательства, перестанут это делать в связи с отсутствием какой-либо ответственности, что может негативно крайне негативно повлиять на стабильность гражданского оборота РФ, который в настоящее время уже находится в зоне турбулентности в связи с воздействием на него ограничительных мер экономического характера. Введение полного моратория на 6 месяцев без адекватных мер защиты кредиторов может вместо поддержки экономики страны привести к масштабному кризису в сфере исполнения договорных обязательств.

Предложенный ФССП порядок применения моратория сможет временно нивелировать риски неполучения денежных средств взыскателями с тех должников, финансовое положение которых позволяет погасить долг. По тем должникам, которые такой возможности не имеют, денежные средства и так не поступали бы даже при отсутствии моратория на исполнительное производство.

Оценка судебными приставами финансового положения должников для целей применения моратория, а также сохранение арестов в период приостановления производства, позволит сохранить баланс интересов взыскателей и должников, хотя и входит в противоречие с общей логикой моратория, введённого для поддержки должников.

В связи с имеющейся правовой неопределенностью, ожидаем внесения изменений в законодательство РФ, либо соответствующих разъяснений Верховного суда РФ.

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает особенности принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции.

2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на должников - юридических лиц, должников - индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", осуществляющими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, за исключением должников - юридических лиц, должников - индивидуальных предпринимателей, к которым в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" применен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, а также на отдельные категории должников - физических лиц, определенные частями 3 и 5 статьи 2 настоящего Федерального закона.

3. Факт осуществления деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, определяется по основному виду деятельности (классифицируемому на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), информация о котором содержится в едином государственном реестре юридических лиц либо едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.

4. Положения настоящего Федерального закона применяются к исполнительным документам, предъявленным к принудительному исполнению до 1 мая 2021 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 2 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 450-ФЗ)

5. Судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления о предоставлении рассрочки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляет копию указанного постановления взыскателю. Постановление может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде. Рассрочка предоставляется однократно на условиях поэтапного погашения задолженности в виде ежемесячных платежей в равных долях на срок рассрочки с начала календарного месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о ее предоставлении. При нарушении должником графика погашения задолженности постановление о предоставлении рассрочки подлежит отмене, после чего исполнительное производство осуществляется в общем порядке без учета требований настоящего Федерального закона. Должники, которым предоставлена рассрочка, в течение срока рассрочки не вправе совершать сделки, связанные с выдачей поручительств, гарантий, и сделки, связанные с отчуждением или обременением принадлежащего им имущества, а должники - юридические лица также не вправе выплачивать дивиденды и иные платежи по эмиссионным ценным бумагам, доходы по долям (паям), распределять прибыль между учредителями (участниками).

Статья 2

1. На основании заявления (с приложенным графиком погашения задолженности) должника - юридического лица или должника - индивидуального предпринимателя судебный пристав-исполнитель обязан предоставить таким должникам рассрочку исполнения требований исполнительных документов в рамках возбужденных в отношении указанных лиц исполнительных производств имущественного характера, за исключением требований по возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, о компенсации морального вреда, по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, без обращения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Рассрочка предоставляется на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев и не позднее чем до 1 августа 2021 года. Сумма задолженности по исполнительным документам, в отношении которой должник - юридическое лицо или должник - индивидуальный предприниматель вправе обратиться с заявлением о предоставлении рассрочки, не может превышать 15 миллионов рублей.

2. В отношении должников, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, в течение срока рассрочки не применяются меры принудительного исполнения, за исключением наложения ареста на имущество должника, находящееся у должника или третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества. В течение указанного срока в целях наложения запрета на отчуждение имущества должника - юридического лица или должника - индивидуального предпринимателя могут совершаться исполнительные действия, связанные с наложением запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества, права на которое подлежат государственной регистрации. При этом сохраняют свое действие ранее наложенные ограничения по распоряжению имуществом должника, за исключением обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, открытых в банках и иных кредитных организациях.

3. Рассрочка исполнения исполнительных документов, содержащих требования о взыскании задолженности по кредитному договору (займу) в отношении должников - граждан, являющихся получателями пенсии по старости, пенсии по инвалидности и (или) пенсии по случаю потери кормильца и не имеющих иных источников доходов и недвижимого имущества (за исключением единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения), если совокупный размер пенсии по старости, пенсии по инвалидности и (или) пенсии по случаю потери кормильца должника-гражданина составляет менее двух минимальных размеров оплаты труда, предоставляется на основании заявлений таких должников. Рассрочка предоставляется без обращения в суд, выдавший исполнительный документ, на срок, указанный в заявлении (с приложенным графиком погашения задолженности), но не более чем на двадцать четыре месяца и не позднее чем до 1 июля 2022 года. Сумма задолженности по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании задолженности по кредитному договору (займу) в отношении должников - граждан, являющихся получателями пенсии по старости, пенсии по инвалидности и (или) пенсии по случаю потери кормильца и не имеющих иных источников доходов и недвижимого имущества (за исключением единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения), в отношении которой указанные должники-граждане вправе обратиться с заявлением о предоставлении рассрочки, не может превышать 1 миллион рублей.

4. На срок предоставления рассрочки юридическое лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", не вправе осуществлять деятельность по возврату просроченной задолженности, в отношении которой должнику в рамках исполнительного производства в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлена рассрочка.

5. В отношении должников-граждан по 1 июля 2021 года включительно судебным приставом-исполнителем не применяются меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества должника, находящегося по месту его жительства (пребывания), наложением на указанное имущество ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества, за исключением принадлежащих должнику-гражданину транспортных средств (автомобильных транспортных средств, мотоциклов, мопедов и легких квадрициклов, трициклов и квадрициклов, самоходных машин). В течение указанного срока в целях наложения запрета на отчуждение имущества должника-гражданина могут совершаться исполнительные действия, связанные с наложением запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества, права на которое подлежат государственной регистрации. Положения настоящей части не распространяются на исполнение судебного акта, содержащего требование о наложении ареста на имущество должника.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 450-ФЗ)

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" применяются с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.1 ст. 8 ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель имеет право предъявить исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника напрямую в банк, в котором открыты счета должника.

Однако, как показывает практика, с 01.04.2022 большинство банков не исполняют требования, изложенные в исполнительном листе, ссылаясь на мораторий, введенный Постановлением Правительства РФ № 497 от 28.03.2022. При этом банки даже не блокируют (не замораживают) денежные средства на счетах должников. Как результат – должник может свободно пользоваться счетами и выводить денежные средства, несмотря на предъявленные исполнительные листы.

Почему не стоит предъявлять исполнительные листы напрямую в банк в 2022 году ?

С 01.04.2022 сроком на 6 месяцев в России введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве. Казалось бы, из названия моратория следует, что он касается только дел о банкротстве, но законодательство говорит о другом.

В силу п.4 ч.3 ст. 9.1 Закона о банкротстве в связи с введением тотального моратория на возбуждение дел о банкротстве также приостанавливаются исполнительные производства по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория.

Стоит отметить, что ст. 9.1 Закона о банкротстве о моратории была введена законодателем еще 01.04.2020 - то есть в самый разгар пандемии коронавируса, и Верховный суд РФ тогда выпустил Постановление Пленума №44 от 24.12.2020 о порядке применения указанной статьи, из которого следовало, что введенный мораторий означает недопустимость применения мер принудительного исполнения, а также невозможность исполнения исполнительного документа, предъявленного взыскателем непосредственно в банк.

В случае поступления исполнительного документа, банк принимает такой исполнительный документ и оставляет его без исполнения до окончания действия моратория. При этом, дежежные средства на счетах должника не арестовываются и не блокируются.

Стоит отметить, что «ковидный мораторий» был введен для поддержки лишь «отдельных хозяйствующих субъектов» (что указано в самом Постановлении Пленума ВС РФ) и не имел «тотального характера», поэтому указанные разъяснения ВС РФ не соотносятся с новым Постановлением Правительства РФ о моратории № 497 от 28.03.2022. Тем не менее банки продолжают ссылаться на указанное старое разъяснение Верховного суда РФ.

В связи с имеющейся правовой неопределенностью, ожидается внесение изменений в законодательство РФ в части регулирования моратория, либо новые разъяснения Верховного суда РФ (по состоянию на 02.07.2022 находятся в стадии подготовки).

Куда лучше предъявлять исполнительные листы в условиях моратория ?

До момента опубликования новых разъяснений Верховного суда РФ, рекомендуем взыскателям не предъявлять исполнительные листы в банки, а предъявлять их судебным приставам. В исполнительном производстве пристав имеет право арестовать денежные средства должника, несмотря на мораторий. При чем даже в случае приостановления исполнительного производства, аресты на имущество и счет должника не снимаются. Таким образом, должник не сможет вывести денежные средства со счета.

Срок действия ограничений

Срок действия моратория – до 01.10.2022. Правительство РФ вправе продлить срок действия моратория. Однако уже сейчас большинство участников рынка, ЦБ РФ и Министерство экономики РФ выступают против продления моратория.

процент деньги возврат кэшбэк кошелек

«Сохраняющаяся сложная эпидемиологическая ситуация на фоне пандемии новой коронавирусной инфекции объективно требует продления мер по поддержке наиболее уязвимых категорий граждан и бизнеса, сохраняющих финансовую нестабильность», — отмечается в пояснительной записке к принятому в третьем чтении закону.

Действующий до конца 2020 года мораторий на взыскание движимого имущества должников-физлиц будет продлен до 1 июля 2021 года. Это значит, что в период пандемии приставы не будут ходить по квартирам и описывать стиральные машины, электрические чайники и кофеварки граждан.

Кроме того, продлевается срок предъявления исполнительных документов, по которым малый и средний бизнес, пострадавший в период пандемии, и пенсионеры смогут получить рассрочку.

В настоящее время долговой рассрочкой можно воспользоваться по документам, предъявленным к принудительному исполнению до 1 октября 2020 года. После принятия закона ее можно получить по исполнительным листам, которые будут предъявлены вплоть до 1 мая 2021 года.

Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев

Пискарев
Василий Иванович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , представляя законопроект депутатам, рассказал, что «данной законодательной инициативой предлагается продлить действие принятого весной федерального закона, который позволяет отдельным категориям должников — субъектам малого и среднего предпринимательства и пенсионерам — получить рассрочку по исполнительным производствам, если они предъявлены к принудительному исполнению до 1 октября этого года, на 12 и 24 месяца соответственно. Имеются в виду случаи принудительного взыскания задолженности по кредитам, займам, и исполнительных производств имущественного характера, которые образовались в период пандемии».

Парламентарий напомнил, что речь идет о должниках — субъектах малого и среднего предпринимательства, которые могут получить отсрочку не более чем на 12 месяцев и не позднее чем до 1 августа 2021 года по долгам, не превышающим 15 млн рублей; и о пенсионерах, которые могут отсрочить выплату долгов не более чем на 24 месяца и не позднее чем до 1 июля 2022 года по долгам не более 1 млн рублей.

«Принятие законопроекта поможет защитить наиболее уязвимые категории граждан и предприятий, минимизировать для них долговую нагрузку, а также обеспечить безопасность граждан в период карантинных мероприятий», — говорил ранее Василий Пискарев.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: