Коррупция это угроза обществу и государству это явление

Обновлено: 27.03.2024

Коррупция – это негативное социальное явление, опосредующее широкое распространение в системе публичного управления присвоения должностными лицами государственного управления, государственными служащими общественных материальных благ и преимуществ за счет реализации собственных полномочий в противоречии с задачами публичного управления, с нарушением требований закона в личных или групповых интересах.

Сущность коррупции как социального явления

Важно подчеркнуть, что в современном мировом сообществе коррупция выступает одной из острейших проблем. Это обусловлено теми негативными последствиями, которые коррупция несет для нормального функционирования государства и общества, а именно:

  • коррупция отвлекает ресурсы общества от решения функций и задач публичного управления;
  • коррупция приводит к тому, что общественные ресурсы расходуются в противозаконных, преступных личных или групповых целях должностных лиц публичного управления и государственных служащих, использующих свои полномочия в противоречии с законом, функциями и задачами публичного управления, в том числе возложенными на конкретный орган;
  • коррупция разрушает доверие населения к государственной системе, к государственным органам, должностным лицам и служащим, что приводит к возрастанию теневой экономики, отказу от использования правовых и государственных институтов, криминализации многих сфер общественных отношений и пр.

При этом важно рассматривать коррупцию не только как индивидуальное или групповое преступное поведение, но и как опасное социальное явление. Коррупция как социальный феномен характеризуется длительностью существования. Это привело к тому, что сформировались устойчивые социальные модели коррупционного поведения, вовлечения служащих и должностных лиц в преступные сообщества, в использование ими криминальных инструментов в своей служебной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Указанное актуализирует использование для противодействия коррупции не только специальных государственно-правовых инструментов, направленных на противодействие коррупции, внутри государственного механизма, но и социальных инструментов, например, формирование в обществе неприятия любых элементов коррупционного поведения.

Причинами коррупции выступают противоречия между социальными задачами, возложенными на систему государственного управления, и личными корыстными противозаконным интересами служащих и должностных лиц государственного механизма. Коррупция распространяется как модель поведения, опосредующая присвоение служащими и должностными лицами государственного механизма финансовых ресурсов, преимуществ и льгот, которыми они наделены в виду своей властной деятельности, для удовлетворения собственных потребностей в нарушение требований закона.

Причины коррупции как социального явления

Причинами распространения коррупции как социального явления в современных государствах выступают следующие обстоятельства:

  1. Низкий уровень социальных гарантий, недостаточное финансовое обеспечение деятельности должностных лиц, государственных служащих в системе публичного управления по сравнению с частным сектором и нормальными запросами индивида. Для извлечения дополнительной финансовой выгоды должностные лица и служащие прибегают к нарушениям закона, превышению должностных полномочий, получению взятки и пр.
  2. Неэффективность функционирования специальных институтов противодействия коррупции. Законодательная система инструментов и методов противодействия коррупции эффективна только в том случае, когда она реализована на практике. Иными словами, институты противодействия коррупции, например, институт конфликта интересов на государственной службе, должны стать необходимым элементом организации и функционирования государственного управления на всех уровнях во всех отраслях.
  3. Отсутствие эффективных инструментов и институтов общественного контроля над деятельностью государственных служащих и должностных лиц государственного управления, над принятием и реализацией управленческих решений в системе государственной власти. Для противодействия коррупции большое значение имеет реализация принципов открытости и прозрачности функционирования системы государственного управления. Информация относительно деятельности должностных лиц, государственных служащих, реализации управленческих решений должна оперативно отражаться на официальных порталах государственных органов. Должны быть организованы каналы удаленного взаимодействия с населением для предоставления возможности заинтересованным субъектам запрашивать информацию и предоставлять обратную связь относительно эффективности функционирования системы государственного управления, в частности при предоставлении гражданам и организациям государственных услуг. Кроме того, должны быть организованы «горячие линии» по противодействию коррупции, гарантирующие конфиденциальность обращения.
  4. Низкий уровень правосознания, правовой культуры населения, отношение к коррупции и коррупционной модели поведения как к обычному элементу системы государственного управления, восприятие коррупционного поведения обществам как социально допустимого. Противодействие коррупции эффективно там, где коррупционное поведение воспринимается негативно как внутри системы государственного управления, так и в обществе в целом.

Важно подчеркнуть, что длительное распространение коррупционных моделей поведения в системе государственного управления и в обществе приводит к правовому нигилизму, утрате гражданином, объединением граждан, государственными служащими и должностными лицами понимания долга перед государством и обществом. В связи с этим морально-нравственные основы функционирования государства и общества утрачивают свое значение, коррупционное поведение превращается в норму.

Поэтому необходимым элементом противодействия коррупции необходимо считать правовое просвещение. Система государственного управления активно, в том числе с использованием информационных технологий и сети Интернет, должна представлять гражданам полную, достоверную и актуальную информацию относительно управленческих процессов, информацию относительно возможностей и инструментов реализации прав гражданина и организации, в том числе по противодействию коррупции и пр.


В статье рассматриваются основные предпосылки, влияющие на возникновение и развитие коррупционных преступлений. Анализируются основные формы и виды коррупционных проявлений и причины, способствующие их возникновению. В статье доказывается, что основой коррупции является ее социальная составляющая, порожденная правовыми, экономическими, информационными, культурно историческими причинами.

Ключевые слова: коррупция, причины, условия, общество, взяточничество

В современном российском обществе этическая сторона в оценке коррупции не всегда была однозначно негативной. К примеру, часть граждан считала и считает коррупционным подход в решении бытовых не только логичным, но и обоснованным. Более того, наиболее распространенными коррупционными предрассудками, по оценкам исследователей, являются оправдания взятки за освобождение от службы в армии; получение лучшего ухода и большего внимания к себе или близкому человеку в медицинских учреждениях; получение права на вождение автомобиля без сдачи экзамена или при неудовлетворительных навыках вождения, выставление положительных аттестационных оценок при недостатке профессиональных знаний и умений; более внимательное и снисходительное отношение учителя к ребенку; поступление в престижный вуз; освобождение от наказание за преступление или его смягчение; освобождение от ответственности за любое правонарушение; получение вне очереди любых благ, «причитающихся по закону»; попустительство по работе со стороны руководителя и др. [1, c.77].

Коррупция в России приобрела многочисленные формы и виды, а в коррупционные отношения втянуты сотни тысяч, если не миллионы россиян, что, безусловно, ослабляет государство, негативно влияет на происходящие в стране политические процессы и преобразования. И чтобы успешно бороться с той или иной разновидностью коррупции, надо знать, как она возникает, какие стадии проходит и каковы тенденции её развития.

Коррупции является порождение социальных противоречий в обществе, государстве, его властных структурах. Известный ученый-криминолог В. В. Лунеев в одной из своих работ писал: «Коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии…» [2, c. 269]. К специфическим особенностям российской коррупции следует отнести: теневую экономику, расхищение огромных богатств, высокую терпимость населения к коррупции, огромную дифференциацию между доходами самых богатых и самых бедных слоев общества, а также проникновение коррупции во все эшелоны власти. Злоупотребление общественной властью в процессе управления — это чаще всего злоупотребление в системе органов государственной власти с целью получения выгоды. Основными причинами, порождающими коррупцию в последние годы в России, являются:

— экономический кризис и политическая нестабильность вследствие распада СССР;

— насаждение обществу новых чуждых ценностей (культ индивидуализма и личное обогащение);

— юридическая неграмотность большей части населения страны;

— несовершенство законодательной системы;

— неэффективность деятельности институтов государственной власти;

— отсутствие эффективно работающих механизмов гражданского общества;

— низкая заработная плата российского чиновника;

— неразвитость демократических институтов, слабость гражданского общества и отрыв его от власти ввиду ограниченности доступа к знаниям всех членов общества;

— монополизация экономики в условиях олигархического капитализма.

Можно выделить целый ряд условий, провоцирующих коррупционные процессы в обществе:

  1. Правовой нигилизм значительной части населения, циничное отношение к законам, которые они (сотрудники) призваны блюсти [3, c. 51].
  2. Назначение на руководящие или «приносящие прибыль» должности по принципу личных связей, «личной преданности» вышестоящим начальникам или за денежное вознаграждение.
  3. Возможность у сотрудника использования своего служебного положения и (или) должностных полномочий в корыстных целях, например неоправданно широкий спектр административного усмотрения [4. C. 48–50].

Коррупция может даже и не приводить к прямому нарушению законов, но всегда проявляется в использование служебного (или иного) положения для личной выгоды вопреки общественному интересу. Можно изложить все причины возникновения и развития коррупции в Российском обществе, сведя их в шесть больших групп:

  1. Фундаментальные причины, к которым относится: несовершенство экономических институтов и экономической политики; несовершенство системы принятия политических решений, неразвитость конкуренции, чрезмерное государственное вмешательство в экономику, монополизация отдельных секторов экономики, контроль государства над ресурсной базой, низкий уровень развития гражданского общества, неэффективная судебная система.
  2. Правовые причины: слабость закона, отсутствие ясной законодательной базы и слишком частое изменение экономического законодательства, несоблюдение норм международного права, неадекватные меры наказания за коррупционные сделки, возможность влияния на судебные решения, наличие норм, позволяющих субъективную трактовку нормативных актов.
  3. Организационно-экономические причины: слабость системы контроля над распределением государственными (в особенности — природными) ресурсами, трудности управления большой территорией, громоздкий и неэффективный бюрократический аппарат, относительно низкая оплата труда служащих, дискриминация в доступе к инфраструктурным сетям, жесткий торговый протекционизм (тарифные и нетарифные барьеры), прочие формы дискриминации.
  4. Информационные причины: непрозрачность государственного механизма, информационная асимметрия, отсутствие реальной свободы слова и печати, наличие оффшорных зон, отсутствие исследований проблемы коррупции.
  5. Социальные причины: клановые структуры, традиции непотизма, эксплуатация «дружеских связей», блат, традиция «дарения» подарков-взяток, низкий уровень грамотности и образования.
  6. Культурно-исторические причины: сложившаяся система норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное отношение к коррупции; особенности исторического развития; придание малого значения понятиям честности и чести [5, c. 33].

Основополагающим механизмом коррупции в России, с точки зрения большинства исследователей, стала приватизация государственной собственности, депутатская неприкосновенность, разделение властей, персональная уния.

Отсутствие контроля за действиями чиновника является одной из основных причин появления коррупции. Роль законов и подзаконных актов в действиях должностных лиц, чиновников в последние годы неизбежно ограничивают масштабы коррупции. Постоянно изменяющаяся обстановка создает новые условия и возможности для коррупционных действий.

Какие же истинные причины и условия порождают коррупционное поведение в Российском обществе?

Основной причиной является не столько изъяны политической системы и несовершенство законодательства, но в первую очередь это личные качества человека.

Следует отметить, что практика предоставления преференций в обмен на личные блага или «по знакомству», или в силу служебного подчинения в ущерб общественным благам или интересам существует давно — пожалуй, с момента кристаллизации властеотношений.

Отсюда следует вывод о том, что коррупция — это социальное явление не только государства, но и общества в целом [6, c. 141–173]. Чиновники и иные представители власти одновременно являются и членами общества. Можно сказать, что коррупция имеет обоюдный характер: с одной стороны, это действия граждан по использованию представителей власти для достижения своих противоправных (противоречащих общественным интересам) целей, а с другой стороны, это действия представителей власти по использованию своего служебного положения в аналогичных целях.

По мнению многих исследователей каналами зарождения, поддержания распространения феномена в России являются государственная власть, избыточно дифференцированная структура общества, в которой ведущую роль играет новый социальный класс — детище реформ, бизнес. Образование вследствие приватизационных процессов класса крупных бизнесменов, в свою очередь, породило социально-профессиональные группы, живущие за счет коррупционного механизма распределения средств и ресурсов. Каналами российской коррупции являются не только государственные и муниципальные структуры, но и государственные учреждения, аппарат, бизнес.

По мнению И.Бусыгиной и М. Филиппова, имеется зависимость уровня коррупции от таких факторов, как «уровень демократии в стране, структура экономики, благосостояние населения и степень социального неравенства, «колея институционального развития», а также культурные характеристики» [7. c. 71].

Если вести речь о причинах коррупционных проявлений на государственной службе, то имеет смысл выделить наиболее важные из них: низкая профессиональная компетентность государственных и муниципальных служащих, наличие противоречий в структуре госуправления, некачественное законодательство и двусмысленность некоторых положений законов, неустойчивость и несовершенство политических институтов, низкий уровень общественного контроля над властью со стороны гражданского общества.

Во многом развитию коррупции в системе госуправления «способствовал и тот факт, что государственные служащие не получали денежного вознаграждения. Это означало, что только состоятельные слои населения имели доступ к государственной службе. С другой стороны, ввиду отсутствия официального вознаграждения за службу, фактически нормой являлось получение неофициальных доходов от населения» [8. c. 76].

Граждане России, согласно опросам ведущих социологических служб страны (ВЦИОМ, Левада-Центр и ФОМ), считают коррупцию не только серьезной проблемой общества, но и вредной для государственной службы. Среди тех, кто, по их мнению, наиболее коррумпирован, выделены следующие основные категории: сотрудники ГИБДД, сотрудники полиции, чиновники региональной и местной власти, депутаты Госдумы, губернаторы, судьи.

Вместе с тем число убежденных в том, что «коррупции в последние годы стало больше», достигло одного из минимальных показателей за последние годы — 39 % [9, c. 3].

Как уже было отмечено, коррупция является многогранной проблемой, множественные аспекты которой не всегда выявляется. Поэтому она может принимать любые формы и происходить из самых разных источников. Формы также отличаются значительным разнообразием: от примитивных (получение взятки за совершение незаконных и законных действий) до завуалированных сложных (участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, продаже званий и должностей и т. д.) [10, c. 55].

Таким образом, коррупция становится следствием многих факторов, среди которых два главных: стремление носителей власти к наживе любыми средствами и изъяны в политико-правовой системе государства, позволяющие практически безнаказанно заключать коррупционные сделки. Коррупцию плодит не очень строгое законодательство, в том числе о расходовании госбюджета, которое позволяет чиновникам решать, кому и сколько недодать, а кому передать, кому перевести деньги раньше, а кому позже. Отсутствие контроля за расходованием бюджетных средств в центре и регионах питает российскую коррупцию.

Полностью искоренить коррупцию, как показывает мировая практика, до сих пор не удалось ни одной стране. Между тем противодействие и профилактика коррупции стали важнейшей задачей мирового сообщества и практически каждого современного государства, многим из которых удалось значительно снизить масштабы проявления коррупции.

В обществе должна сформироваться атмосфера нетерпимости к взяточникам. Необходимо создать условия, когда брать взятку будет не просто страшно, а неприемлемо по экономическим и морально- этическим соображениям. Чиновник должен понимать, что, преступив закон, он может разрушить свою будущую жизнь, карьеру, лишиться пенсии и других привилегий государственных служащих.

Самая сложная задача — это изменение менталитета в широких слоях общества, без этого победить коррупцию невозможно. Только практическими мерами и гласностью по противодействию коррупции можно разрушить представления большей части населения России о том, что коррупция будет существовать вечно.

  1. Любкина Н. А. Политический механизм противодействия коррупции в современной России: дисс. канд. полит. наук. — М., 2012. — С. 77.
  2. Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М.: Изд. НОРМА, 1999. с. 269.
  3. Железняк Н. С. О слагаемых коррупции в органах внутренних дел // Оперативник (сыщик). 2008. № 2. С. 51.
  4. Костенников М. В. К вопросу о противодействии коррупции в полиции // Административное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 48–50.
  5. Наумов А. Коррупция: причины возникновения, влияния и методы борьбы/А. Наумов//Научная жизнь. — 2015. -№ 1. –С. 32–46.
  6. Цирин А. М., Черепанова Е. В., Тулинова О. А. Современные стандарты и технологии противодействия коррупции // Журнал российского права. 2014. № 7. С. 143–171.
  7. Бусыгина И. М. Ограничить коррупцию: найти новых людей или изменить мотивации? / И. М. Бусыгина, М. Г. Филиппов / Полис, — 2013. — № 1 — С71.
  8. Противодействие коррупции в Российской Федерации: проблемы, приоритеты, технологии / под ред. А. П. Кошкина. — Вып. 3. — Москва: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2015. — 76 с.
  9. Коррупцию признали вредной для госслужбы // Коммерсантъ. 2014. — 18 ноября. — № 208. — С. 3.
  10. Шедий М. В. Типология коррупции и основные модели коррупционных стратегий поведения / М. В. Шедий // Научные ведомости белгородского государственного университета. — 20111. -№ 8. — С. 45–56.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, гражданское общество, причина, Россия, государственная власть, государственная служба, российская коррупция, денежное вознаграждение, Российское общество, служебное положение.


Коррупцию в наше время в Российской Федерации можно обозначить как одну из основополагающих проблем, разрушающих в корне социум, экономику, общественное благосостояние и ставящей страну на первые позиции в международных списках наиболее коррумпированных стран. В России издаются законодательные проекты, направленные на снижение коррупции, искоренение. Однако, проблема остается сложно решаемой в силу того, что охватывает и исходит от обеих сторон, граждан и государственных чиновников. Взяточничество является процессом, которое воспринимается большей частью общества как норма.

Ключевые слова: коррупция, экономика, общество, государство

Corruption nowadays in the Russian Federation can be described as one of the underlying problems that Deplete at the root of society, the economy, social welfare and putting the country on the first position in the international list of most corrupt countries. In Russia published draft legislation aimed at reducing corruption eradication. However, the problem remains intractable due to the fact that covers and comes from both sides, citizens and state officials. Bribery is a process that is perceived by most of society as the norm.

Keywords: corruption, economy, society and the state.

Коррупция представляет собой масштабное социальное явление, отражающее такие процессы в государстве, как разложение власти, использование государственными представителями служебного положения в целях личного индивидуального или группового, материального финансового обогащения.

С психологической точки зрения человек необъективно воспринимает понятие справедливости. В случае, если кто — то смог добиться собственных целей при помощи взяточничества, данный факт считается несправедливостью. Но если бы он той же цели добился при содействии того же коррупционного инструмента, то данный факт определялся как справедливый. То есть коррупция является выгодным мероприятием для каждого субъекта рассматриваемого вопроса.

Явление коррупции сопровождает российскую историю на протяжении всего ее существования и становления. Любой закон, направленный на снижение коррупции встречается противодействием со стороны общества, поскольку эта черта является национальных характером, а само взяточничество частью российского менталитета.

Социологи считают, что коррупция в сознании российского населения воспринимается на легитимном уровне и не ассоциируется с чем-то аморальным и незаконным [2].

Основные проблемы, к которым приводит коррупция, заключаются в торможении экономических и социальных преобразований, расширении сектора теневой экономики, сокращении налоговых размеров в казну, нерациональное непродуктивное распределение государственными средствами.

Также коррупция приводит к формированию негативного образа страны, что приводит, в свою очередь, к ухудшению инвестиционного климата в государстве. Более того, коррупция является прочной платформой для развития в стране преступности, террористических и экстремистских проявлений. Коррупция является изнаночной стороной общества, характеризуя и усугубляя его моральный упадок и деградацию [1].

Необходимо обозначить далее причины и основные факторы коррупции:

  1. стремительный непродуманный переход к рыночным отношениям на фоне мировой глобализации;
  2. необоснованная приватизация, проведенная со огромным количеством правонарушений, в результате которой в выигрыше оказалась незначительная часть новых собственников;
  3. низкая эффективность управления (незаконченность и несовершенство административной реформы);
  4. изъяны законодательства и его отставание от развития социально-экономических отношений;
  5. отсутствие элементарной правовой грамотности, знаний законов со стороны общества;
  6. кадровая техническая и оперативная неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе коррумпированным структурам всех уровней власти;
  7. отсутствие развитых институтов гражданского общества [3].

Основополагающим средством для подавления коррупционных схем и мероприятий служит правовая система, которая является неким барьером к осуществлению коррупционных сделок между государственными работниками и населением страны.

Данная правовая система базируется на проведении независимой антикоррупционной экспертизы законопроектов, задача которой заключается в выявлении наиболее типичных и формализованных проявлений коррупционности в тексте принимаемых законов, содержащих четкие юридические дефиниции, исключающих неоднозначные формулировки, обладающих понятийным аппаратом, характерным для отечественной правовой системы, не содержащих коллизионных норм, а также чрезмерного количества отсылочных норм, наличие которых по наиболее принципиальным вопросам противодействия коррупции недопустимо [5].

Однако, данная экспертиза не является достаточной мерой для снижения уровня коррупции в России. Основной посыл и толчок к развитию коррупции производится в силу избыточного администрирования со стороны государства, что в свою очередь, тормозит процессы социального становления и повышения эффективности национальной экономики.

Коррупция как детерминированное явление со стороны государственных органов создает определенный высокий градус тревоги и недоверия ко власти со стороны общества, формируя негативный имидж страны на международном пространстве.

Парадокс в срезе данной тематики заключается в том, что коррупция не будет искоренена, если сами граждане государства не будут ей противоборствовать, и порождать, становится ее источником. Те меры, которые сегодня направлены со стороны государства на борьбу с коррупцией — антикоррупционные комитеты, национальные проекты, продолжат оставаться мало эффективными на фоне латентного положительного отношения ко взяточничеству со стороны общества.

На сегодняшний день статистика показывает, что областью, наиболее подверженной коррупции, является здравоохранение и образовательная система. Таким образом, наиболее уязвимыми сферами оказались те, которые прямым образом отвечают за здоровье и жизнь человека, и его становление как личности [4].

Коррупция процветает в тех областях, где происходит наибольший контакт между людьми, каждый человек обращается в поликлиники и больницы, с раннего возраста студенты приучаются к тому, что можно решить вопрос путем дачи взятки. Данное явление детерминирует собой еще одну острую проблему — отсутствие грамотных специалистов и профессионалов.

Со стороны государственных чиновников коррупционные сделки детерминируются в силу маленьких зарплат, часто отсутствия социального пакета, неэквивалентности оплаты труда. То есть, взяточничество является способом дополнительного заработка и достойного существования, удовлетворения социальных, материальных потребностей.

Коррупция искоренима только при условии всеобщей консолидации, взаимодействия всех сторон, включая государственные институты, самих граждан.

В числе основных стратегий противодействия коррупции должна выступать стратегия устранения условий коррупции, которая в целом замыкается не на коррупционере, а ориентирована на ликвидацию стимулов к совершению коррупционных преступлений.

  1. Архипов Д. К. Коррупция как проблема государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление, 2015. — № 2. — С.200–213.
  2. Бакаев В. К. Вопросы противодействия коррупции в рамках национальной безопасности // Безопасность бизнеса, 2015. — № 3. — С. 123–150.
  3. Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление // Законность, 2015. — № 4. — С. 205–214.
  4. Аникин А. Противодействие коррупции // Законность, 2006. — № 5. — С. 170–176.
  5. Хабибулин А. Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения // Журнал российского права, 2007. — № 7. — С. 290–300.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, сторона общества, правовая система, Россия, снижение коррупции, сторона, сторона государства.

Понятие коррупция является если не самым, но одним из наиболее употребляемых в средствах массовой информации и официальных выступлениях терминах. При этом следует обратить внимание на то, что коррупция это своеобразное комплексное явление, легальное или общепризнанное определение которого в настоящее время отсутствует.

Анализ специальных источников и литературы в этой связи позволяет сделать вывод о том, что термин «коррупция» чаще всего употребляется в одном из как минимум трех значений исходя из контекста и вкладываемой говорящим смысловой нагрузки:

  1. В обыденном понимании коррупция обозначает некое негативное социальное явление, сопряженное с преступными посягательствами должностных лиц в политике, государственном управлении, юрисдикционной деятельности, и т.д. в связи с использованием соответствующими лицами предоставленных им властных возможностей для целей личного обогащения;
  2. В юридическом (уголовно-правовом) понимании, упоминание коррупции предполагает указание на факт совершения должностных преступлений, связанных с необоснованным обогащением лиц, наделенных соответствующими властными полномочиями;
  3. Политико-экономическое значение коррупции предполагает необходимость изучения и анализа более глубинных причин рассматриваемого явления, и связывается с поиском соответствующих причин в форме политико-территориального устройства, внутригосударственной экономической системе, и т.д. Иными словами, коррупция в политико-экономическом значении означает то, что сосредотачивающая в своих руках властные полномочия бюрократическая верхушка, фактически самостоятельно распоряжается государственной собственностью, используя последнюю в личных целях.

При этом также следует обратить внимание на то, что одним из основных тезисов, озвучиваемых в рамках политико-экономического подхода к определению коррупции, выступает идея о том, что слияние политической и экономической власти в одних руках чрезвычайно опасно для эффективного общественного развития и недопущения различных проявлений общественно-негативного поведения. Для недопущения подобного «сращивания» необходимо установление и развитие широких начал общественного контроля за деятельностью должностных лиц органов государственной власти во всем многообразии сфер и проявлений таких органов и учреждений.

Международно-правовое понимание коррупции

В рамках представленной статьи ранее был проведен анализ наиболее распространенных концепций, в рамках которых происходит упоминание и изучение понятия коррупция. При этом следует обратить внимание на то, что все из них в большей степени характерны для внутригосударственного использования.

Однако с учетом распространенности и уровня общественной опасности, понятие коррупции уже давно прочно закрепилось и в разнообразных международно-правовых документах, направленных на предупреждение и пресечение различных форм общественно-опасного поведения. Так, например, несмотря на отсутствие рассматриваемого понятия в международном праве, оно содержится в Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конвенция ООН против коррупции в 2003 г.и ее международно-правовая характеристика подробнее , исходя из содержания которого под таковой следует понимать злоупотребление государственной властью с целью получения личной выгоды.

Готовые работы на аналогичную тему

В продолжение приведенного определения, на уровне Совета Европы отмечается, что коррупция включает в себя взяточничество, а равно любое иное поведение лиц, профессионально исполняющих те или иные обязанности в государственной или частной сфере, сопряженное с получением любых незаконных выгод для себя или третьих лиц.

Еще более широкое понимание коррупции заложено в Руководстве Секретариата ООН По данной теме мы уже выполнили реферат Секретариат ООН подробнее , исходя из анализа содержания которого можно сделать вывод о том, что коррупция одновременно включает в себя:

  • Имущественные преступления против государственной собственности (кража, присвоение и т.д.);
  • Злоупотребление должностным лицом собственным служебным положением для целей получения неоправданных личных выгод, посредством неофициального использования тех или иных элементов своего специального правового статуса;
  • Сам факт наличия конфликта интересов между личной корыстной заинтересованностью и общественным долгом, вытекающим из существа выполняемых служебных (трудовых) обязанностей.

Общественная опасность коррупции

Проводя характеристику общественной опасности рассматриваемой категории преступных посягательств, представляется целесообразным сделать вывод об исключительности соответствующей опасности для государства, общества и каждого отдельного человека, поскольку, несмотря на неочевидность подобных последствий, фактически, при бесконтрольном распространении коррупции наблюдается резкое снижение эффективности национальной экономики, усиливается социальной расслоение, порождающее известную напряженность в обществе, на международном уровне стране наносится непоправимый ущерб, и т.д.

С фактической точки зрения, коррупционная преступность демонстрирует полное безразличие должностных лиц государственных и муниципальных органов к развитию своей страны, пренебрежение нормами действующего законодательства, и т.д. Более того, высокая степень ее общественной опасности обуславливается тем, что в настоящее время, к сожалению, можно однозначно говорить о том, что коррупция вышла за пределы национальных государственных границ и нуждается в комплексном совместном воздействии со стороны государств-участников мирового сообщества.

Еще одной стороной общественной опасности коррупции выступает то, что в отдаленной перспективе, злоупотребление служебным положением ради собственных корыстных интересов посягает также на таких основные начала как верховенство закона, демократизм, доверие к власти, и т.д.

Коррупция — это угроза обществу и государству, это явление которое наносит ущерб полному и всестороннему развитию любого общества. В законодательстве Российской Федерации под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупция подрывает авторитет государственной службы и борьба с данным явлением является на сегодняшний день одной из самых актуальных направлений деятельности для государства.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» основной мерой по профилактике коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Реализация данной меры связана с повышением уровня правовой культуры, что достигается осуществлением правового воспитания.

Правовое воспитание можно определить как целенаправленную деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан.

Антикоррупционная направленность правового воспитания основана на повышении в обществе, в целом, позитивного отношения к праву и его соблюдению; повышении уровня правовых знаний, в том числе, о коррупционных формах поведения и мерах по их предотвращению; формировании у государственных, муниципальных служащих и у граждан представления о мерах юридической ответственности, которые могут применяться в случае совершения коррупционных правонарушений.

Основными формами реализации правового антикоррупционного воспитания являются:

· антикоррупционное образование, т.е. формирование нетерпимости к коррупционному поведению в рамках обучающих программ школьного, высшего, послевузовского и дополнительного образования;

· антикоррупционная пропаганда, прежде всего через средства массовой информации, в том числе с использованием социальной рекламы;

· проведение органами государственной власти и местного самоуправления различных мероприятий (слушаний, совещаний, семинаров, конференций и др.) антикоррупционной направленности.

Целью антикоррупционного воспитания является воспитание ценностных установок и развитие способностей, необходимых для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции, формирование негативного отношения к коррупционным проявлениям.

Антикоррупционная пропаганда также важное условие противодействия коррупции. Она включает в себя проведение мероприятий по организации антикоррупционного образования, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения.

К задачам антикоррупционного воспитания и пропаганды относятся ознакомление граждан с сутью, причинами, последствиями коррупции, поощрение нетерпимости к проявлениям коррупции, демонстрирование возможности борьбы с коррупцией.

Основной результат антикоррупционного воспитания видится в подготовке человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправомерных действий.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: