Международные процедуры контроля за исполнением обязательств государствами участниками хартии

Обновлено: 28.04.2024

Пробел европейского законодательства в части, касающейся защиты социально-экономических прав, должна была восполнить Европейская социальная хартия, принятая членами СЕ в 1961 году, вступила в силу в1965г., а в 1988 году был принят Дополнительный протокол к ней.

ЕСХ отличается по содержанию от Всеобщей декларации прав человека (ВД ПЧ) и Пакта о ЭСК правах. В Хартии потолок прав и свобод уже, чем в Пакте и в Всеобщей декларации.

В ЕСХ отсутствуют вообще культурные права, право на собственность (есть во ВД), нет права на образование, права на образование профсоюзов, права на достаточный жизненны уровень.С другой стороны, в Хартии более конкретизированы совпадающие права и они более гарантированы. Например, право на труд, право на социальное обеспечение.

Хартия также включает ряд новых прав, которых нет во Всеобщей декларации и в Пакте о ГиП правах: регулирование труда женщин; регулирование труда подростков; право на профессиональную ориентацию и подготовку; право на получение услуг со стороны социальных служб; право на защиту трудящихся-мигтантов и членов их семей.

Хартия состоит из 4 частей:

Часть 1 – Декларация (там содержатся социально-экономические права, для осуществления которых государства должны предпринимать все меры).

Часть 2 – Международный договор, здесь дается детальная трактовка прав, изложенных в Части 1.

Часть 3 – только 1 статья: определяет юридическую обязательность прав, перечисленных в первых двух частях (ст. 20 Хартии).Данное обязательство – это, во-первых, политическое обязательство, согласно которому государство обязуется рассматривать часть 1 Хартии в качестве декларации целей, к достижению которых оно будет стремиться. Во-вторых, это обязательство, носящее чисто юридический характер: государства должны считать для себя обязательными, имеющими юридическую силу, по меньшей мере, 10 из 19 статей из части 2 или 45 пронумерованных пунктов из части 2.Определены 7 статей, из которых государство выбирает для себя 5 обязательных: право на труд; право на социальное обеспечение; право на социальную медицинскую помощь и т.д. *Государство должно выбрать не менее 10 статей, причем 5 из них выбираются из 7 вышеназванных и они являются обязательными для избравшего их государства. (право на труд (ст. 1), право на объединение (ст. 5), право на заключение коллективных договоров (ст. 6), право на социальное обеспечение (ст. 12), право на социальную и медицинскую помощь (ст. 13), право семьи на социальную правовую и экономическую защиту (ст. 16), право на защиту трудящихся–мигрантов и членов их семей)

. По Новой Хартии должно быть всего 16 статей из 31 статьи или 63 пронумерованных пункта.Согласно Новой Хартии уже определены 9 статей, из которых государство выбирает для себя 6 обязательных статей.

Принцип: у государства есть право выбора, есть определенное количество статей из которых государство выбирает для себя обязательные статьи, причем часть статей избирается из определенного перечня статей. При ратификации Хартии или присоединению к Хартии государство сдает перечень выбранных статей секретарю СЕ.Контроль осуществляется за государством только по тем статья, которые оно для себя определило обязательными.

Часть 4 – контрольный механизм за соблюдением Хартии.

Есть ограничения по применению Хартии 1961г.Ст. 30 Старой Хартии. Такая статья есть и в Новой Хартии 1996 г.(статья f). В 1988 г. был принят Дополнительный протокол к Хартии. Дополнительные права по нему: право на равные возможности и равное обращение в занятости и выбору рода занятия без дискриминации (ст. 1 Протокола). В протоколе было закреплено 4 новых права. Протокол в 1992г. вступил в силу. По ст. 5 Протокола: каждое государство обязалось принять на себя одну дополнительную статью из Протокола (какое-либо из новых прав).

В 1990г. по инициативе Комитета министров СЕ начался процесс «реанимации» Хартии. Результатом этого процесса явилась подготовка пересмотренной Хартии. Подход, положенный в основу Новой Хартии, отличался от подхода, используемого в Протоколе.Пересмотренная Хартия содержит тексты Старой Хартии, Дополнительного протокола 1988г. + новые права, которые не вошли ни в Старую Хартию, ни в Протокол. Новые права по пересмотренной Хартии:- право на защиту в случае прекращения договора найма (ст. 24),- право на достойное обращение на работе (ст. 26),- право работников на защиту их требований в случае неплатежеспособности их работодателей (ст. 25),- право работников, имеющих семейные обязанности, на равные возможности и равное обращение,- право на информацию, консультацию в случае сокращения штата (ст. 29),- право на жилище (ст. 31) – социально-экономическое право, его не нужно путать с правом на неприкосновенность жилища.

По Новой Хартии государство должно выбирать уже 6 из 9 обязательный статей и всего 16 статей из 31 статьи или 63 пронумерованных пункта.

Новая Хартия была открыта для подписания в мае 1996г. и вступила в силу 1 июля 1999г.

Пересмотренная Хартия постепенно заменяет собой Хартию 1961г.

Специфический механизм контроля закреплен в Европейской социальной хартии (далее - Хартия). Контроль за соблюдением принятых на себя государствами обязательств по Хартии осуществляется в двух различных формах: на основании национальных докладов, предоставляемых Договаривающимися Сторонами, и на основании процедуры коллективных жалоб. Система контроля пока не охватывает права на индивидуальную петицию, как это предусматривается Европейской конвенцией.

Следует иметь в виду, что система контроля по Хартии претерпевала изменения, внесенные Протоколом о поправках к ней 1991 г. (Туринский протокол), Дополнительным протоколом 1995 г., который ввел процедуру коллективных жалоб. Доклады государства вместе с замечаниями от национальных и неправительственных организаций поступают в Комитет экспертов. Комитет получает эти доклады через Генерального секретаря СЕ и «оценивает с юридической точки зрения соответствие национальных законодательств, нормативных актов и практики содержанию обязательств, закрепленных в Хартии». Итогом проведенной Комитетом правовой оценки доклада государства является формулирование выводов, которые публикуются и передаются Генеральным секретарем Правительственному комитету и организациям, представлявшим свои замечания на доклад. На основе своих выводов о выполнении Хартии Правительственный комитет может вносить в Комитет министров предложения, касающиеся исследования социальных вопросов и статей Хартии. Основываясь на докладе Правительственного комитета, Комитет министров принимает резолюцию по всему циклу контроля, содержащую индивидуальные рекомендации соответствующему государству. В 1995 г. с принятием Протокола к Хартии система контроля была дополнена возможностью коллективных обращений отдельной стороны. Возможность выступать с подобными обращениями для неправительственных организаций. Признав заявление приемлемым, Комитет привлекает к его рассмотрению не только обратившиеся стороны, но и другие государства-участники и профсоюзные ассоциации. Затем составляется доклад по существу заявления, представляемый Комитету Министров Совета Европы. В случае необходимости последний обращается к заинтересованному государству с рекомендацией мер, которые требуются или желательны для приведения внутреннего законодательства в соответствие с европейскими нормами.

27. Международный механизм контроля за соблюдением Конвенции о правах ребенка. принята в 1989 г. ГА ООН. – 1й и основ. м\н-пр. документ, в кот. права ребёнка рассматривались на уровне МП. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивид. права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и др. форм злоупотреблений. К. ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США, Сомали и Южного Судана, а также Святым Престолом и госуда. образованиями в свободной ассоциации с Новой Зеландией: Островами Кука и Ниуэ. Комитет по правам ребенка был создан в 1991 г. в соотв. со ст. 43 К., состоит из 18 экспертов, обладающих выс. нравств. качествами и признанной компетентностью в области, охватываемой К. Члены Комитета выступают в личном качестве, избираются на 4 года и м.б. переизбраны. Заседания Комитета проходят ежегодно в Нью-Йорке. Доклады о деятельности Комитета 1 раз в 2 года представляются Ген. Ассамблее через ЭКОСОС. В соотв. с К., гос-тва-участники обязуются представлять Комитету доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав. Первонач. доклад д.б. представлен в теч. 2 лет после вступления Конвенции в силу для соответств. государства-участника, а впоследствии ч\з каждые 5 лет. Согл. Конвенции, гос-тва-участники д. обеспечивать шир. гласность св. докладов в своих собств. странах. На основании изучения докладов Комитет может вносить предложения и рекомендации общего характера, которые препровождаются заинтерес. государству и сообщаются Ген. Ассамблее наряду с замечаниями государств, если таковые имеются. Аналогичным образом, гос-тва-участники факульт. протоколов к К., касающихся участия детей в вооруженных конфликтах, и торговли детьми, детской проституции и детской порнографии обязаны представлять Комитету доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в факультат. протоколах прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав.

Европейская социальная хартия

Европейская социальная хартия (далее Хартия) провозглашает права и свободы и устанавливает контрольный механизм, призванный гарантировать соблюдение данных прав и свобод государствами-участ никами. Хартия, пересмотренная в 1996 году и вступившая в силу в 1999 году, постепенно заменяет собой первоначальную Хартию 1961 года.

Представленная ниже таблица показывает настоящее положение с подписанием и ратификацией Хартии .

Права, гарантируемые Хартией

Права, гарантируемые Хартией, затрагивают повседневную жизнь каждого:

  • строительство жилья в соответствии с потребностями семьи;
  • сокращение числа бездомных;
  • доступ каждого к жилью, отвечающему санитарным нормам, по доступным ценам;
  • принцип равного доступа иностранных лиц к социальному жилью.

Вопросы свободы передвижения:

  • упрощение иммиграционного режима для европейских трудящихся;
  • право на воссоединение семьи;
  • право иностранцев-нерезидентов на получение экстренной помощи вплоть до их репатриации;
  • наличие процедурных гарантий в случае высылки из страны.

Европейский комитет по социальным правам

Европейский комитет по социальным правам (далее Комитет) следит за соблюдением взятых на себя государствами-участниками обязательств по Хартии. Его 12 независимых и беспристрастных членов избираются Комитетом министров Совета Европы сроком на 6 лет с правом продления полномочий еще на один срок. Комитет определяет с юридической точки зрения соответствует или не соответствует Хартии национальное положение в государстве-участнике (ст. 24 Хартии, дополненная Туринским Протоколом 1991 года).

Процедура контроля на базе национальных докладов

Ежегодно государства-участники представляют доклады , в которых они описывают исполнение принятых на себя обязательств по Хартии в законодательстве и на практике. Каждый доклад касается только принятых на себя государствами обязательств по Хартии.

Комитет анализирует доклады и решает вопрос соответствия или несоответствия национального положения Хартии. Данные решения называются « заключениями ». Они публикуются ежегодно.

В случае, если государство не предпринимает мер по устранению несоответствий Хартии, установленных Комитетом по социальным правам, Комитет министров Совета Европы направляет данному государству рекомендацию , в которой требует изменить положение в законодательстве или в законодательной практике. Работа Комитета министров подготавливается Правительственным комитетом , состоящим из представителей правительств государств-участников Хартии, которым помогают представители европейских социальных партнеров 1 , наделенных статусом наблюдателей.

Процедура коллективных жалоб

Протокол, открытый для подписания в 1995 году и вступивший в силу в 1998 году, позволяет обращаться в Европейский комитет по социальным правам с жалобами по вопросам несоблюдения Хартии.

Организации, обладающие правом обращаться в Комитет:

- Для всех государств, принявших соответствующую процедуру :

  1. Европейская конфедерация профсоюзов, Союз промышлен ных конфедераций и трудящихся Европы, Международная организация труда;
  2. неправительственные организации, обладающие консультатив ным статусом при Совете Европы и внесенные в соответствую щий список Правительственным комитетом;
  3. организации трудящихся и профсоюзы соответствующего государства;

название и адрес организации, обращающейся с жалобой;

доказательство наличия соответствующих полномочий у представителя организации, подписавшего и подавшего жалобу;

название государства, против которого подается жалоба;

положения Хартии, которые, как предполагается, были нарушены;

объект жалобы, то есть вопрос или вопросы, по которым соответствующее государство предположительно нарушило Хартию, а также необходимые доказательства и документаль ные приложения.

Представление жалобы происходит либо в свободной форме с учетом вышеизложенных требований, либо на базе существующего формуляра. Организациями, упомянутыми выше в пунктах 1 и 2, жалоба составляется на английском или французском языке. Остальные организации, упомянутые в пунктах 3 и 4, могут составлять жалобу на одном из официальных языков соответствующего государства.

Жалоба рассматривается Комитетом, который, в случае ее соответствия установленным условиям подачи, принимает решение о ее приемлемости.

В случае если жалоба принята к рассмотрению, начинается письменная процедура обмена мнениями сторон. Комитет может также провести публичное слушание.

Далее Комитет принимает решение об обоснованности жалобы. Он сообщает сторонам и Комитету Министров Совета Европы о своем решении в докладе , который, не позднее чем через 4 месяца после передачи его сторонам и Комитету Министров, подлежит публикации.

В заключение Комитет Министров принимает резолюцию . В случае необходимости он может рекомендовать государству принять конкретные меры по приведению сложившейся ситуации в соответ ствие с требованиями Хартии.

Результаты выполнения положений Хартии в государствах

В результате действия механизма контроля государства осущест вляют многочисленные изменения в законодательстве и в законода тельной практике с целью приведения их в соответствие с положениями Хартии. Детальное описание изменений (как и их дальнейшее развитие) можно найти в ежегодной публикации Секретариата Хартии «Аpercu» (Обзор) (см. ниже).

  • в базе данных ( http://hudoc.esc.coe.int ) по Интернету или на CD-Rom, которые помогают исследовать прецедентное право Европейского комитета по социальным правам ;
  • на официальном сайте Хартии www.esc.coe.int, где собраны национальные доклады государств и соответствующая информация по государствам ;
  • в "Recueil de textes" (Сборник текстов), где собрана основная документация по Хартии;
  • в регулярно обновляемой библиографии.

1 Европейская конфедерация профсоюзов, Союз промышленных конфедераций и трудящихся Европы, Международная организация труда.

Страсбург, 3 мая 1996 года

Ратифицирована
Федеральным законом РФ
от 3 июня 2009 года N 101-ФЗ

Правительства, подписавшие настоящую Хартию, являющиеся членами Совета Европы,

учитывая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами в целях защиты и осуществления идеалов и принципов, которые являются их общим наследием, и содействия их экономическому и социальному прогрессу, в особенности путем обеспечения и последующей реализации прав человека и основных свобод;

учитывая, что в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 года, и в Протоколах к ней, государства - члены Совета Европы договорились обеспечить своему населению гражданские и политические права и свободы, указанные в этих документах;

учитывая, что в Европейской социальной хартии, открытой для подписания 18 октября 1961 года в Турине, и в Протоколах к ней, государства - члены Совета Европы согласились обеспечить своему населению социальные права, указанные в этих документах, в целях повышения их уровня жизни и социального благополучия;

напоминая, что Конференция министров по правам человека, состоявшаяся в Риме 5 ноября 1990 года, подчеркнула необходимость, с одной стороны, сохранить неделимый характер всех прав человека, гражданских, политических, экономических, социальных и культурных, и, с другой стороны, дать новый импульс Европейской социальной хартии;

преисполненные решимости, в свете договоренностей, достигнутых на Конференции министров в Турине 21 и 22 октября 1991 года, обновить и уточнить основное содержание Европейской социальной хартии с тем, чтобы учесть, в особенности, те существенные социальные изменения, которые произошли со времени принятия Хартии;

признавая преимущество включения в пересмотренную Хартию, которая постепенно заменит Европейскую социальную хартию, прав, гарантируемых этой Хартией, с поправками к ней, прав, гарантируемых дополнительным Протоколом 1988 года, а также добавления новых прав,

согласились о нижеследующем:

Часть I

Стороны признают в качестве цели своей политики, которую они будут осуществлять всеми надлежащими средствами как национального, так и международного характера, создание условий, обеспечивающих эффективное осуществление следующих прав и принципов:

1 Каждый должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь свободно выбираемым трудом.

2 Все работники имеют право на справедливые условия труда.

3 Все работники имеют право на охрану и гигиену труда.

4 Все работники имеют право на справедливое вознаграждение за труд, обеспечивающее им и их семьям достойный уровень жизни.

5 Все работники и работодатели имеют право на свободное объединение в национальные или международные организации для защиты своих экономических и социальных интересов.

6 Все работники и работодатели имеют право на коллективные переговоры.

7 Дети и молодежь имеют право на особую защиту от физических и моральных рисков, которым они подвергаются.

8 Работающие женщины в период материнства имеют право на особую защиту.

9 Каждый имеет право на профессиональную ориентацию с целью оказания ему помощи в выборе профессии в соответствии с его личными способностями и интересами.

10 Каждый имеет право на профессиональную подготовку.

11 Каждый имеет право на использование любых средств, позволяющих ему поддерживать свое здоровье в наилучшем возможном состоянии.

12 Все работники и их иждивенцы имеют право на социальное обеспечение.

13 Каждый, не имеющий достаточных средств, имеет право на социальную и медицинскую помощь.

14 Каждый имеет право на социальное обслуживание.

15 Инвалиды имеют право на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества.

16 Семья, как основная ячейка общества, имеет право на надлежащую социальную, правовую и экономическую защиту для обеспечения ее всестороннего развития.

17 Дети и молодежь имеют право на надлежащую социальную, правовую и экономическую защиту.

18 Граждане любой из Сторон имеют право заниматься на территории любой другой Стороны всякой приносящей доход деятельностью на равных основаниях с гражданами этой Стороны, за исключением ограничений, вызванных вескими экономическими или социальными причинами.

19 Работники-мигранты, являющиеся гражданами одной из Сторон, а также их семьи имеют право на защиту и помощь на территории любой другой Стороны.

20 Все работники имеют право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости и профессиональной деятельности без дискриминации по признаку пола.

21 Работники имеют право на получение информации и консультаций на предприятии.

22 Работники имеют право на участие в определении и в улучшении условий труда и производственной среды на предприятии.

23 Каждое лицо пожилого возраста имеет право на социальную защиту.

24 Все работники имеют право на защиту в связи с увольнением.

25 Все работники имеют право на защиту своих претензий в случае неплатежеспособности работодателя.

26 Все работники имеют право на защиту своего достоинства в период работы.

27 Все лица с семейными обязанностями, работающие или желающие поступить на работу, имеют на это право, не подвергаясь дискриминации и по возможности без создания коллизии между своей работой и семейными обязанностями.

28 Представители работников на предприятиях имеют право на защиту от наносящих им ущерб действий и на предоставление им надлежащих возможностей для осуществления их функций.

29 Все работники имеют право на получение информации и консультаций в случае массовых увольнений.

30 Каждый имеет право на защиту от бедности и социального отторжения.

31 Каждый имеет право на жилье.

Часть II

Стороны считают для себя имеющими силу, как это предусмотрено в части III, обязательства, изложенные в нижеследующих статьях и пунктах.

Статья 1

В целях обеспечения эффективного осуществления права на труд Стороны обязуются:

1 признать одной из своих первоочередных целей и обязанностей достижение и поддержание как можно более высокого и стабильного уровня занятости в целях достижения полной занятости;

2 обеспечить эффективную защиту права работников зарабатывать себе на жизнь свободно выбираемым трудом;

3 создать или развивать для всех работников бесплатные службы по трудоустройству;

4 обеспечивать или содействовать развитию соответствующей профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки.

Статья 2

Право на справедливые условия труда

В целях обеспечения эффективного осуществления права на справедливые условия труда Стороны обязуются:

1 установить нормальную продолжительность рабочего дня и рабочей недели и постепенно сокращать продолжительность рабочей недели в той мере, в какой это позволяет рост производительности труда и другие связанные с этим факторы;

2 установить оплачиваемые праздничные дни;

3 обеспечить предоставление как минимум четырехнедельного ежегодного оплачиваемого отпуска;

4 ликвидировать риски, сопряженные с выполнением опасных и вредных работ, а там, где пока невозможно ликвидировать или в достаточной мере смягчить эти риски, обеспечить либо сокращение продолжительности рабочего времени, либо предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков для работников, занятых на таких работах;

5 обеспечить еженедельный отдых, который, по мере возможности, должен совпадать с днем недели, признаваемым по традиции или обычаю соответствующей страны или региона днем отдыха;

6 обеспечить информирование работников в письменной форме как можно быстрее и во всяком случае не позднее чем через два месяца со дня начала их работы по найму о существенных аспектах трудового договора или трудовых отношений;

7 обеспечить, чтобы работники, занятые на ночной работе, получали льготы, учитывающие особый характер работы в ночное время.

Статья 3

Право на охрану и гигиену труда

В целях обеспечения эффективного осуществления права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, Стороны обязуются в консультации с организациями работодателей и работников:

1 определять, осуществлять и периодически пересматривать последовательную национальную политику по вопросам охраны и гигиены труда, производственной среды. Первоочередной целью этой политики должно быть улучшение охраны и гигиены труда и предотвращение несчастных случаев и нанесения ущерба здоровью, происходящих в процессе работы или связанных с ней, прежде всего путем сведения к минимуму причин рисков, присущих производственной среде;

2 издавать нормативные правовые акты по вопросам охраны и гигиены труда;

3 обеспечить контроль за применением таких нормативных правовых актов;

4 способствовать прогрессивному развитию служб охраны и медицины труда для всех работников, прежде всего с консультативными и профилактическими функциями.

Статья 4

Право на справедливое вознаграждение за труд

В целях обеспечения эффективного осуществления права на справедливое вознаграждение за труд Стороны обязуются:

1 признать право работников на вознаграждение за труд, которое позволит обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни;

2 признать право работников на повышенный размер оплаты за сверхурочную работу, за исключением некоторых особых случаев;

3 признать право работающих мужчин и женщин на равную оплату за труд равной ценности;

4 признать за всеми работниками право на получение в разумные сроки заблаговременного уведомления о прекращении их работы по найму;

5 разрешать вычеты из заработной платы только с соблюдением условий и в объеме, которые предусмотрены национальными законодательствами или нормативными правовыми актами, либо установлены в коллективных договорах или решениях арбитража.

Осуществление этих прав обеспечивается посредством свободно заключаемых коллективных договоров либо созданного на основании закона механизма установления заработной платы или других средств, отвечающих национальным условиям.

Статья 5

Право на объединение

В целях обеспечения или поощрения свободы работников и работодателей в создании местных, национальных или международных организаций для защиты своих экономических и социальных интересов и свободы вступления в эти организации. Стороны обязуются обеспечить, чтобы национальное законодательство не содержало норм, ограничивающих эту свободу, а существующие нормы не применялись в ограничение этой свободы. Степень применения гарантий, предусмотренных в настоящей статье, к полиции определяется национальными законами или нормативными правовыми актами. Принцип, регулирующий применение этих гарантий в отношении военнослужащих, и степень их применимости в отношении лиц этой категории также определяются национальными законами или нормативными правовыми актами.

Статья 6

Право на коллективные переговоры

В целях обеспечения эффективного осуществления права на ведение коллективных переговоров Стороны обязуются:

1 содействовать проведению совместных консультаций между работниками и работодателями;

2 содействовать, когда это необходимо и целесообразно, созданию механизмов для проведения добровольных переговоров между работодателями или организациями работодателей, с одной стороны, и организациями работников - с другой, с целью регулирования условий занятости посредством заключения коллективных договоров;

3 содействовать созданию и использованию надлежащего механизма примирения и добровольного арбитража для урегулирования трудовых споров;

  • Часть I
  • Часть II
    • Статья 1. Право на труд
    • Статья 2
    • Статья 3. Право на охрану и гигиену труда
    • Статья 4. Право на справедливое вознаграждение за труд
    • Статья 5. Право на объединение
    • Статья 6. Право на коллективные переговоры
    • Статья 7. Право детей и молодежи на защиту
    • Статья 8. Право работающих женщин на охрану материнства
    • Статья 9. Право на профессиональную ориентацию
    • Статья 10. Право на профессиональную подготовку
    • Статья 11. Право на охрану здоровья
    • Статья 12. Право на социальное обеспечение
    • Статья 13. Право на социальную и медицинскую помощь
    • Статья 14. Право на социальное обслуживание
    • Статья 15. Право инвалидов на независимость, социальную интеграцию и на участие в жизни общества
    • Статья 16. Право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту
    • Статья 17. Право детей и молодежи на социальную, правовую и экономическую защиту
    • Статья 18. Право на занятие приносящей доход деятельностью на территории других Сторон
    • Статья 19. Право работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь
    • Статья 20. Право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости и профессиональной деятельности без дискриминации по признаку пола
    • Статья 21. Право на информацию и консультации
    • Статья 22. Право на участие в определении и улучшении условий труда и производственной среды
    • Статья 23. Право лиц пожилого возраста на социальную защиту
    • Статья 24. Право на защиту в случае увольнения
    • Статья 25. Право работников на защиту их претензий в случае неплатежеспособности работодателя
    • Статья 26. Право работника на защиту своего достоинства в период работы
    • Статья 27. Право работников с семейными обязанностями на равные возможности и равное обращение
    • Статья 28. Право представителей работников на защиту и льготы на предприятиях
    • Статья 29. Право работников на информацию и консультации в случае массовых увольнений
    • Статья 30. Право на защиту от бедности и социального отторжения
    • Статья 31. Право на жилье
    • Статья А. Обязательства
    • Статья В. Связи с Европейской социальной хартией и дополнительным Протоколом 1988 года
    • Статья С. Контроль за осуществлением обязательств, содержащихся в настоящей Хартии
    • Статья D. Коллективные жалобы
    • Статья Е. Запрет дискриминации
    • Статья F. Отступление от выполнения обязательств в случае войны или национальной угрозы
    • Статья G. Ограничения
    • Статья Н. Отношения между Хартией и внутренним правом или международными соглашениями
    • Статья I. Выполнение взятых на себя обязательств
    • Статья J. Поправки
    • Статья К. Подписание, ратификация и вступление в силу
    • Статья L. Территориальное применение
    • Статья М. Денонсация
    • Статья N. Приложение
    • Статья О. Уведомления

    Европейская Социальная Хартия
    (пересмотренная)
    (Страсбург, 3 мая 1996 г.)

    ГАРАНТ:

    См. тексты неофициального перевода, резюме и пояснительного доклада к настоящему документу, предоставленные Правовым управлением Государственной Думы ФС РФ

    См. статус настоящей Хартии

    Европейская Социальная Хартия принята 18 октября 1961 г. в Турине и пересмотрена 3 мая 1996 г. в Страсбурге

    Правительства, подписавшие настоящую Хартию, являющиеся членами Совета Европы,

    учитывая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами в целях защиты и осуществления идеалов и принципов, которые являются их общим наследием, и содействия их экономическому и социальному прогрессу, в особенности путем обеспечения и последующей реализации прав человека и основных свобод;

    учитывая, что в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 года, и в Протоколах к ней, государства - члены Совета Европы договорились обеспечить своему населению гражданские и политические права и свободы, указанные в этих документах;

    учитывая, что в Европейской социальной хартии, открытой для подписания 18 октября 1961 года в Турине, и в Протоколах к ней, государства - члены Совета Европы согласились обеспечить своему населению социальные права, указанные в этих документах, в целях повышения их уровня жизни и социального благополучия;

    напоминая, что Конференция министров по правам человека, состоявшаяся в Риме 5 ноября 1990 года, подчеркнула необходимость, с одной стороны, сохранить неделимый характер всех прав человека, гражданских, политических, экономических, социальных и культурных, и, с другой стороны, дать новый импульс Европейской социальной хартии;

    преисполненные решимости, в свете договоренностей, достигнутых на Конференции министров в Турине 21 и 22 октября 1991 года, обновить и уточнить основное содержание Европейской социальной хартии с тем, чтобы учесть, в особенности те существенные социальные изменения, которые произошли со времени принятия Хартии;

    признавая преимущество включения в пересмотренную Хартию, которая постепенно заменит Европейскую социальную хартию, прав, гарантируемых этой Хартией, с поправками к ней, прав, гарантируемых дополнительным Протоколом 1988 года, а также добавления новых прав,

    согласились о нижеследующем:

    Европейская Социальная Хартия ETS N 163 (пересмотренная) (Страсбург, 3 мая 1996 г.)

    Настоящая Хартия вступила в силу 1 июля 1999 г.

    Хартия вступила в силу для Российской Федерации 1 декабря 2009 г.

    Текст Хартии опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 22 февраля 2010 г. N 8 ст. 781, в Бюллетене международных договоров, апрель 2010 г., N 4


    Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года».

    Европейская социальная хартия защищает социальные и экономические права граждан и устанавливает контрольный механизм, призванный гарантировать их соблюдение государствами-участниками. Открытая для подписания в 1961 году и вступившая в силу в 1965 году Европейская социальная хартия была пересмотрена в целях её обновления и включения в неё новых категорий прав с учётом произошедших в европейских странах социальных изменений.

    В новой Хартии (которая постепенно заменит первоначальную), открытой для подписания 3 мая 1996г. и вступившей в силу 1 июля 1999г., сведены в один документ права, провозглашённые в Европейской социальной хартии 1961 года, протоколах и дополнениях к ней, а также зафиксирован ряд новых положений. В результате расширен объём гарантируемых социальных прав.

    На основании подпункта «б» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996г. (далее - Хартия) подлежит ратификации, поскольку её предметом являются основные права и свободы человека.

    При этом ратификация Хартии является выполнением одного из обязательств Российской Федерации, взятых при вступлении в Совет Европы в феврале 1996г., и подтверждением приверженности принципам и нормам европейского правового порядка в социальной сфере.

    Европейской социальной хартией 1961 года и Хартией предусмотрен собственный контрольный механизм, в соответствии с которым все государства - члены Хартии регулярно представляют доклады о выполнении обязательств, взятых ими при её подписании и ратификации, а также о динамике «освоения» этими государствами иных положений Хартии, помимо тех, которые были взяты ими при присоединении к Хартии (статья 21 Европейской социальной хартии 1961 года и статья С части IV Хартии).

    Присоединение государства - члена Совета Европы к Хартии не создаёт для граждан этого государства оснований для индивидуальных и коллективных жалоб (исков) в Европейский Суд по правам человека в связи с возможными нарушениями положений Хартии.

    Сравнительный анализ соответствия законодательства Российской Федерации положениям Хартии показывает, что существующие в России институциональные и правовые основы социальных и экономических гарантий прав граждан в основном соответствуют положениям Хартии. Вместе с тем уровень реально предоставляемых гарантий для отдельных групп населения определяется экономическими возможностями государства. Повышение этого уровня до стандартов, установленных Хартией, связано с дальнейшим экономическим развитием страны.

    Реализация принимаемых в стране мер по дальнейшему развитию социально-трудовой сферы позволяет приблизиться к стандартам, провозглашённым в Хартии, что даёт возможность выполнения обязательств, принимаемых при её ратификации.

    Учитывая существующие различия между социальными и экономическими структурами европейских государств, Хартия не предусматривает, что государство, её ратифицирующее, должно обязательно и немедленно принять все статьи, содержащиеся в ней. Существует гибкая система, позволяющая государствам отбирать статьи, приемлемые для них, но обязывающая при этом согласиться с «основными статьями» по обязательствам, которые считаются основополагающими. Таким образом, государствам предоставляется возможность в дальнейшем расширять круг своих обязательств.

    Предлагается принять обязательства от имени Российской Федерации в отношении 19 статей из 31 статьи Хартии, в том числе 6 статей (1, 5, 6, 7, 16 и 20) из 9 обязательных (это статьи о праве на труд, праве на объединение, праве на коллективные переговоры, праве детей и молодежи на защиту, праве семьи на социальную, правовую и экономическую защиту, праве на равные возможности и равное обращение в сфере занятости и профессиональной деятельности без дискриминации по признаку пола).

    В настоящее время из трёх оставшихся обязательных статей - 12, 13 и 19 - не предлагается к ратификации статья 13, а статья 12 «Право на социальное обеспечение» и статья 19 «Право работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь» ратифицируются не в полном объёме (в статье 12 ратифицируется положение о создании и поддержке системы социального обеспечения, а в статье 19 - положение об обеспечении работникам-мигрантам не менее благоприятного, чем собственным гражданам, режима в отношении налогов и сборов, а также положение о разрешении работникам-мигрантам в установленных законом пределах переводить на их родину определённую часть заработной платы и иных доходов в соответствии с их желанием). Ратификация этих статей в полном объёме повлечёт за собой дополнительные финансово-экономические обязательства и необходимость проведения значительной работы по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами международного права.

    Положения Хартии, обязательства по которым предлагается принять от имени Российской Федерации, не содержат правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Принятие этих положений возможно без внесения изменений в действующее законодательство, а их реализация не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.

    Ратификация Хартии обеспечит гражданам дополнительные гарантии защиты социальных и экономических прав, а также послужит ориентиром для дальнейшего проведения реформ в социальной сфере.

    Хартия подписана от имени Российской Федерации в г. Страсбурге 14 сентября 2000г.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: