Международные договоры как предмет судебного конституционного контроля

Обновлено: 26.04.2024

В первой главе студенту охарактеризуйте систему источников конституционного права и место в ней международных договоров. В первом параграфе определите, что такое источник конституционного права, какие классификации источников конституционного права существуют. Остановите особое внимание на договорах, в том числе международных. Такую характеристику можно дать с помощью Конституции РФ, федерального закона и доктринальных источников.

Во втором параграфе опишите, что такое международный договор как источник конституционного права, какие виды международных договоров бывают, какова их юридическая сила.

Во второй главе студент проанализируйте два Постановления Конституционного Суда России по предложенной в общих методических рекомендациях схеме, а также Постановление Пленума Верховного Суда РФ.

Обязательно следует сформулировать выводы по второй главе. В этом разделе подумайте над такими вопросами: чем международные договоры отличаются от других источников конституционного права, в том числе от законов? Каково соотношение международных договоров и Конституции РФ, федеральных законов? Чем международный договор отличается от общепризнанных норм и принципов международного права? Какова роль ратификации международных договоров на действие международного договора? Могут ли действовать подписанные, но не ратифицированные международные договоры? Как опубликование влияет на действие международных договоров? Как разрешаются коллизии между международным договором и Конституцией РФ, федеральным законом, между Конституцией РФ и решениями межгосударственных органов по защите прав и свобод? Какова роль Конституционного Суда России в этом процессе

Оцените разрешение Конституционным Судом России анализируемой проблемы: считаете ли вы данные решения справедливыми и обоснованными; остались ли проблемы, связанные с действием международных договоров в России. Если да, то какие и как вы видите их возможное решение.

Список источников

2. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О международных договорах Российской Федерации» // Российская газета. № 140. 21.07.1995.

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2012 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации - Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 5. 2012.

5. Будылин С.В. Конвенция или Конституция? Международное право и пределы государственного суверенитета // Закон. 2013. N 12. С. 64 - 80.

6. Виноградова П.А. Судебные правовые позиции по вопросам адаптации международных договоров в правоприменительной практике // Российская юстиция. 2015. N 4. С. 20 - 24.

7. Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. Общая часть: Курс лекций. М.: Статут, РАП, 2010. 416 с.

8. Зимненко Б.Л. О применении норм международного права судами общей юрисдикции: Справочное пособие. М.: Статут, РАП, 2005. 539 с.

9. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 2014.

10. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) // под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. М.: "Норма", "Инфра-М", 2011.

11. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / Российская академия правосудия; Под общ. ред. Н.В. Витрука. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. - 656 с.

12. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002.

13. Марочкин С.Ю. Взаимодействие правовых систем как общий вектор развития (отношение международного сообщества к принципу верховенства права: намерения и реальность) // Российский юридический журнал. 2014. N 5. С. 15 - 25.

14. Марочкин С.Ю. Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации: Монография. М.: Норма, Инфра-М, 2011. 288 с.

15. Марченко М.Н. Источники права. М., 2005.

16. Несмеянова С.Э. Международные договоры как объект конституционного судебного контроля // Российский юридический журнал. 2015. N 3. С. 137 - 144.

17. Саликов М.С. Международные договоры РФ как объекты конституционного судебного контроля // Российский юридический журнал. 2014. N 6. С. 21 - 26.

18. Стародубцева И.А. Обеспечение согласованности международных договоров и законодательства Российской Федерации: конституционно-правовые проблемы реализации // Российская юстиция. 2013. N 10. С. 24 - 26.

19. Хрестоматия по конституционному праву. Учебное пособие. Том 1: История, теория и методология конституционного права. Учение о конституции / Сост. Н.А. Богданова, Д.Г. Шустров. СПб, 2012.

Конституционный контроль – деятельность специальных или уполномоченных органов государства, которая имеет своей целью выявление и пресечение, вплоть до отмены действия несогласованных с конституцией законов и иных нормативно-правовых актов. Конституционный контроль предполагает, что соответствующие органы (должностные лица), обнаружив нарушающий конституцию акт, правомочны своей властью отменить его.

Конституционный надзор – деятельность уполномоченных органов с целью выявления неконституционных актов с последующим уведомлением об этом органов их принявших или собирающихся это сделать.

Объектами конституционного контроля (надзора) могут быть конституционные и обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты парламента или его палат, нормативные акты исполнительных органов власти – правительственные декреты, указы президента.

В федеративных государствах объектом конституционного контроля (надзора) являются также вопросы разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации и разрешение споров между этими субъектами.

Субъектами конституционного контроля являются государственные органы, должностные лица, граждане, наделенные правом запроса о конституционности того или иного акта.

Виды органов конституционного контроля:

1) Политический конституционный контроль – не специализированные органы;

2) Судебный конституционный контроль. Он делится на:

– американская система, когда конституционность законов и других актов проверяют судьи общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел;

– европейская система, создаются специализированные органы конституционного контроля. Они могут быть либо судебными (органы конституционной юстиции), либо квазисудебными (Конституционный Совет во Франции).

Виды конституционного контроля:

• предварительный (когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до их вступления в силу) и последующий (спор о конституционности того или иного акта рассматривается лишь после того, как этот акт вступил в силу). Законы и иные правовые акты, признанные неконституционными, либо сразу прекращают действовать, либо запрещаются к публикации (и, следовательно, не вступают в силу), либо, наконец, они остаются в сводах законов, но не могут применяться судами и другими органами государства. Решение специализированного органа конституционного контроля является окончательным и обжалованию не подлежит.

• конкретный и абстрактный конституционный контроль. В первом случае решение выносится в связи с конкретным делом, во втором оно не связано с таким делом.

• обязательный и факультативный контроль (обязательному, подлежат определенные виды законов, например все органические законы во Франции до их подписания президентом; факультативный осуществляется только в случае инициативы, заявленной управомоченным субъектом).

• решающий и консультативный контроль (в последнем случае решение не обязательно для соответствующего органа).

• с точки зрения применения решения органа конституционного контроля различают – решения, имеющие обратную силу, и решения, действующие только после его принятия.

• по субъекту осуществления: внутренний (проводится самим органом издавшим акт) и внешний (иным органом).

• по содержанию: формальный (проверяет конституционность процедуры принятия акта) и материальный (проверяет конституционность содержания).

Орган конституционного контроля (надзора) может либо признать оспариваемый акт неконституционным полностью или частично, либо признать соответствующим основному закону.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

68. Внутригосударственный контроль: контроль государственной власти и органов местного самоуправления, судебный и ведомственный контроль, прокурорский надзор

68. Внутригосударственный контроль: контроль государственной власти и органов местного самоуправления, судебный и ведомственный контроль, прокурорский надзор Контроль государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется за деятельностью

4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах

4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах Различают десять способов принятия конституций.1. Конституция принимается специально избранным с этой целью учредительным собранием. Чаще всего это собрание является органом (однопалатным или

9. Форма правления в зарубежных странах

9. Форма правления в зарубежных странах Понятие «форма правления» подразумевает метод внешнего выражения внутреннего содержания государства, которое определяется структурой и правовым положением высших органов государственной власти.Существуют три формы

14. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах

14. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах Правительством любого государства или страны является коллегиальный орган исполнительной власти, который выполняет самые общие функции.Основные функции правительства:1) осуществляет общее

15. Полномочия правительства в зарубежных странах

15. Полномочия правительства в зарубежных странах Во всех странах независимо от государственного строя правительство выполняет сходные полномочия по общему управлению страной. Наличие правительства и его действующего постоянного состава подразумевает наличие

4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах

4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах Способы принятия конституций:– принятие конституции специально избранным для этой цели учредительным собранием. Это обычно орган однопалатный (в Бразилии он был двухпалатным), и после принятия

5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды

5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды Конституционный контроль – деятельность специальных или уполномоченных органов государства, которая имеет своей целью выявление и пресечение, вплоть до отмены действия несогласованных с конституцией

9. Форма правления в зарубежных странах

9. Форма правления в зарубежных странах Форма правления – внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти.Выделяют две формы правления: монархия и республика.Монархия представляет собой

23. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах

23. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах Правительство – коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, осуществляющий руководство государственным управлением. Оно возглавляет исполнительно-распорядительную

24. Полномочия правительства в зарубежных странах

24. Полномочия правительства в зарубежных странах В парламентарных республиках и монархиях правительство осуществляет полномочия, принадлежащие по конституции главе государства, хотя иногда определяются и некоторые особые полномочия правительства – обычно по

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: