Международное право как основа миграционной политики государства
Обновлено: 26.04.2024
Настоящей Концепцией определяются цель, принципы, задачи и основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы (далее - миграционная политика) исходя из анализа практики регулирования миграционных процессов и современного понимания национальных и глобальных проблем миграции.
Цель миграционной политики
Целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода.
Основные принципы миграционной политики
- комплексность решения задач миграционной политики с учетом решения задач социально-экономического, культурного, демографического и иного развития Российской Федерации;
- приоритет интересов Российской Федерации и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории;
- учет многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации;
- координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере миграции;
- участие институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- финансовая обеспеченность мер по реализации миграционной политики.
Задачи миграционной политики
- совершенствование правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих и обеспечивающих: добровольное переселение в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество; въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории иностранных граждан, желающих развивать экономические, деловые, профессиональные, научные, культурные и иные связи, изучать язык, историю и культуру нашей страны, способных благодаря своей трудовой деятельности, знаниям и компетенциям содействовать экономическому, социальному и культурному развитию России;
- создание условий для адаптации к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в Российской Федерации иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами;
- создание благоприятного режима для свободного перемещения обучающихся, научных и педагогических работников в целях развития науки, профессионального образования, повышения уровня подготовки научных кадров и специалистов для отраслей экономики и сферы государственного управления Российской Федерации;
- создание условий для снижения диспропорции в размещении населения и решения задач пространственного развития страны;
- дальнейшее развитие механизмов и средств профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая совершенствование мер ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;
- оказание в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и законодательством Российской Федерации помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории Российской Федерации.
Основные направления миграционной политики
- обеспечение простоты, прозрачности процедур и понятности условий: въезда в Российскую Федерацию, включая оформление виз; получения права на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в том числе в целях осуществления трудовой деятельности; приобретения гражданства Российской Федерации;
- совершенствование механизмов реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
- повышение эффективности мер регулирования численности привлекаемых иностранных работников, в том числе исходя из реальной ситуации на российском рынке труда и тенденций ее изменения с учетом потребностей экономики Российской Федерации и интересов ее граждан;
- развитие механизмов организованного привлечения иностранных работников;
- обеспечение иностранным гражданам независимо от их миграционного статуса, уровня доходов и иных обстоятельств равных возможностей для получения государственных услуг в сфере миграции, в том числе информационных.
- повышение доступности образовательных услуг для иностранных граждан, включая совершенствование правил въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории иностранных граждан, в целях обучения в российских образовательных организациях;
- расширение возможностей для приглашения преподавателей из иностранных образовательных организаций в целях обучения российских граждан;
- обеспечение полноты, качества и доступности сведений о возможностях трудоустройства на территории Российской Федерации.
- совершенствование правовой основы противодействия незаконной миграции, в том числе регулирование ответственности лиц за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации, в частности за представление поддельных или подложных документов и заведомо ложных сведений, содействие их представлению либо совершение фиктивных действий для получения иностранными гражданами прав на въезд в Российскую Федерацию, пребывание (проживание), осуществление трудовой деятельности на ее территории и приобретение гражданства Российской Федерации;
- обеспечение эффективного контроля за соблюдением требований трудового законодательства и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах работодателями, привлекающими и использующими иностранных работников;
- совершенствование порядка исполнения решений об административном выдворении иностранных граждан за пределы Российской Федерации и их депортации, а также порядка передачи иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии;
- повышение эффективности профилактической, информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями, заказчиками работ и услуг в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации;
- поддержание высоких стандартов и дальнейшее развитие механизмов оказания помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории Российской Федерации, в соответствии с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации и с учетом соблюдения интересов российских граждан.
Основные механизмы формирования и реализации миграционной политики
- осуществление на плановой основе мер по реализации миграционной политики;
- представление Президенту Российской Федерации ежегодного доклада Правительства Российской Федерации о ходе реализации миграционной политики;
- обеспечение качественной профессиональной подготовки должностных лиц государственных органов, занимающихся вопросами миграции;
- объективное информационное освещение вопросов миграции и реализации миграционной политики.
Правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите[7].
Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна—импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны — экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.
Во многих аспектах интересы стран—экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух - или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции.
В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.
Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам ми-фации (СИМЕ)[8].
Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:
– организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);
– принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);
– принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4);
– организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);
– разрешением переводить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов (ст. 9).
Два приложения к Конвенции касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, еще одно — вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. Посреднической деятельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься:
– наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их контролем;
– частное агентство, получившее на это предварительное разрешение компетентных властей территории, на которой данные операции будут производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть предусмотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами принимающей и направляющей стран.
В данной Конвенции также указывается, что лицо или организация, способствующие незаконной миграции, подлежат соответствующему наказанию. В ней подчеркивается также необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.
Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражданами страны пребывания также и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, — возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами[9].
Международными стандартами предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания.
Конвенция МОТ, принятая в 1962г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.
Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей.
Ратификация заинтересованными государствами международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления.
Раздел II. Особенности формирования и развития миграционной политики европейских стран
Настоящей Концепцией определяются цель, принципы, задачи и основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы (далее - миграционная политика) исходя из анализа практики регулирования миграционных процессов и современного понимания национальных и глобальных проблем миграции.
Цель миграционной политики
Целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода.
Основные принципы миграционной политики
- комплексность решения задач миграционной политики с учетом решения задач социально-экономического, культурного, демографического и иного развития Российской Федерации;
- приоритет интересов Российской Федерации и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории;
- учет многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации;
- координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере миграции;
- участие институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- финансовая обеспеченность мер по реализации миграционной политики.
Задачи миграционной политики
- совершенствование правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих и обеспечивающих: добровольное переселение в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество; въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории иностранных граждан, желающих развивать экономические, деловые, профессиональные, научные, культурные и иные связи, изучать язык, историю и культуру нашей страны, способных благодаря своей трудовой деятельности, знаниям и компетенциям содействовать экономическому, социальному и культурному развитию России;
- создание условий для адаптации к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в Российской Федерации иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами;
- создание благоприятного режима для свободного перемещения обучающихся, научных и педагогических работников в целях развития науки, профессионального образования, повышения уровня подготовки научных кадров и специалистов для отраслей экономики и сферы государственного управления Российской Федерации;
- создание условий для снижения диспропорции в размещении населения и решения задач пространственного развития страны;
- дальнейшее развитие механизмов и средств профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции, включая совершенствование мер ответственности за нарушение названного законодательства и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;
- оказание в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и законодательством Российской Федерации помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории Российской Федерации.
Основные направления миграционной политики
- обеспечение простоты, прозрачности процедур и понятности условий: въезда в Российскую Федерацию, включая оформление виз; получения права на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в том числе в целях осуществления трудовой деятельности; приобретения гражданства Российской Федерации;
- совершенствование механизмов реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
- повышение эффективности мер регулирования численности привлекаемых иностранных работников, в том числе исходя из реальной ситуации на российском рынке труда и тенденций ее изменения с учетом потребностей экономики Российской Федерации и интересов ее граждан;
- развитие механизмов организованного привлечения иностранных работников;
- обеспечение иностранным гражданам независимо от их миграционного статуса, уровня доходов и иных обстоятельств равных возможностей для получения государственных услуг в сфере миграции, в том числе информационных.
- повышение доступности образовательных услуг для иностранных граждан, включая совершенствование правил въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории иностранных граждан, в целях обучения в российских образовательных организациях;
- расширение возможностей для приглашения преподавателей из иностранных образовательных организаций в целях обучения российских граждан;
- обеспечение полноты, качества и доступности сведений о возможностях трудоустройства на территории Российской Федерации.
- совершенствование правовой основы противодействия незаконной миграции, в том числе регулирование ответственности лиц за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации, в частности за представление поддельных или подложных документов и заведомо ложных сведений, содействие их представлению либо совершение фиктивных действий для получения иностранными гражданами прав на въезд в Российскую Федерацию, пребывание (проживание), осуществление трудовой деятельности на ее территории и приобретение гражданства Российской Федерации;
- обеспечение эффективного контроля за соблюдением требований трудового законодательства и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах работодателями, привлекающими и использующими иностранных работников;
- совершенствование порядка исполнения решений об административном выдворении иностранных граждан за пределы Российской Федерации и их депортации, а также порядка передачи иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии;
- повышение эффективности профилактической, информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями, заказчиками работ и услуг в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации;
- поддержание высоких стандартов и дальнейшее развитие механизмов оказания помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории Российской Федерации, в соответствии с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации и с учетом соблюдения интересов российских граждан.
Основные механизмы формирования и реализации миграционной политики
- осуществление на плановой основе мер по реализации миграционной политики;
- представление Президенту Российской Федерации ежегодного доклада Правительства Российской Федерации о ходе реализации миграционной политики;
- обеспечение качественной профессиональной подготовки должностных лиц государственных органов, занимающихся вопросами миграции;
- объективное информационное освещение вопросов миграции и реализации миграционной политики.
Базируется на международных договорах, национальных законодательных актах, решениях правительства или уполномоченных органов. При формулировании направлений миграционной политики общество и правительство пытаются оценить как созидательные, так и регрессивные импульсы миграции как экономической и социальной силы. Стратегия и цели миграционной политики обосновываются в профильной концепции - системе определённых взглядов социально-экономического и иного порядка, очерчивающей ключевые характеристики государственного регулирования миграционных процессов.
Миграционная политика любой страны строится на базе основополагающих принципов мирового сообщества, содержащихся в конвенциях, хартиях, резолюциях и других документах различных международных организаций - Организации Объединённых Наций, Международной организации труда, Международной организации по миграции (МОМ), Всемирной организации здравоохранения, Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других. Современный подход к миграции основан на признании неодномерности этого процесса, невозможности изолированного подхода к нему, необходимости его регулирования или управления им в рамках миграционной политики. Миграционная политика решает не только миграционные проблемы, но и задачи экономического развития, соблюдения прав человека, воссоединения семей, этнического многообразия страны, культурной однородности и тому подобного. Во многих странах меры миграционной политики включают ряд подходов, обусловленных интересами, лежащими в области других, взаимосвязанных с миграцией явлений, - характером демографического развития страны, проблемами занятости и динамикой численности трудоспособного населения, состоянием рынка труда и нехваткой работников отдельных профессий и специальностей, поощрением притока человеческого капитала с высоким уровнем качества, геополитическими интересами государства.
Основными вопросами миграционной политики являются предотвращение нелегальной (незаконной) миграции, перераспределение миграционных потоков внутри страны в связи с различной заселённостью, обжитостью её территорий, создание первичных условий для нормальной жизни разных категорий иммигрантов, способствующих их последующей адаптации и интеграции в принимающее общество, предотвращение недобровольной (вынужденной) миграции с помощью национальных и международных правовых норм.
В России миграционная политики проводится на основе международного права и национальной нормативно-правовой базы; в 1992 году Россия присоединилась к Конвенции ООН по беженцам 1951 года и протоколу к ней 1967 года. Проблемы, связанные с недобровольной миграцией после распада СССР, не решены полностью; для их уменьшения в 1996 году Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев проводилась спец. конференция СНГ по проблемам беженцев и мигрантов. Общее направление российской миграционной политики связано с сокращением населения трудоспособного возраста с 2007 года. Регулирование миграции иностранной рабочей силы в рамках СНГ, других интеграционных объединений на постсоветском пространстве осуществляется на основе двусторонних соглашений между РФ и другими странами. В январе 2007 года вступил в силу закон «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» (2006 год), которым были установлены квоты в объёме 6,3 миллионов человек из безвизовых стран и введена упрощённая процедура выдачи разрешений на работу. Действуют законы «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» (1996 год) и «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (2002 год). Разработана концепция государственной миграционной политики РФ (2011 год). В 2003 году правительство одобрило Концепцию регулирования миграционных процессов, а в действующей Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года регулирование внутренней и внешней миграции рассматривается как часть демографической политики. С ноября 2002 года введены миграционные карты для учёта въезжающих на территорию России иностранцев. С 2007 года осуществляется федеральная программа переселения соотечественников, в соответствии с которой регионам предоставляются дотации в зависимости от их экономического и географического положения, а субъекты РФ разрабатывают свои программы переселения.
Миграционная политикасоставляет одно из направлений демографической политики государства. Она представляет собой совокупность способов и мер целенаправленного воздействия органов государственного управления на миграционное движение населения, изменение миграционного поведения некоторой территориальной общности людей или ее отдельных членов с использованием социальных, экономических, экологических, политических и иных методов управления.
В зависимости от субъект-объектных признаков можно выделить три территориальных уровня миграционной политики:
· общегосударственный;
· региональный;
· местный (муниципальных образований).
Миграционная политика тесно связана с другими направлениями социально-экономической политики (занятости, демографической, налоговой, жилищной и др.) и является частью региональной политики. Цели миграционной политики исходят из общих политических и социально-экономических установок общества, они дифференцированы в зависимости от различий миграционной ситуации в территориальных общностях людей.
Цели миграционной политики должны быть направлены на достижение желательных состояний для всего общества или его отдельных территориально-организованных частей и соответствовать общегосударственной политике.
Целью осуществления миграционной политики развитых государств мира является стремление оптимизировать миграционное движение населения, обеспечить соответствие между предложением трудовых ресурсов и спросом на нее, повысить благосостояние и духовное развитие всех членов общества.
Задачи, которые может преследовать миграционная политика того или иного государства весьма разнообразны. Их содержание может состоять в следующем:
1) в обеспечении экономики трудовыми ресурсами необходимой квалификации;
2) стимулировании миграции из трудоизбыточных в трудонедостаточные районы;
3) содействии оптимизации воспроизводства населения и его социально-демографической структуры по административно-территориальным единицам;
4) выравнивании условий и уровня жизни в территориальном плане и т.д.
Правительство каждого государства обладает суверенностью права в определении направлений и целей своей миграционной политики.
Важную поддержку в осуществлении прогноза, разработки и субсидирования национальных программ в области миграций населения осуществляет Комиссия ООН по народонаселению. Главным образом эта помощь оказывается развивающимся странам. Кроме данной организации, регулирование миграций населения является одной из приоритетных целей в деятельности Международной организации труда (МОТ). Некоторые аспекты миграций населения (касающиеся здоровья и образовательного статуса мигрантов и членов их семей) регулируются международными конвенциями и договорами, заключенными под эгидой ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Разработка и осуществление миграционной политики подразумевает и выбор мер, с помощью которых данная политика будет реализована.
Выделяют две основные группы методов (средств) воздействия на миграции населения в процессе осуществления миграционной политики:
5) меры прямого воздействия на миграции населения (к ним можно отнести образование определенных организационных форм по осуществлению переселения населения – миграционных органов);
2) меры косвенного воздействия на миграции населения(например, осуществление дифференциации уровня налогообложения, цен на предметы потребления, недвижимость, уровня оплаты труда и т.д.).
Выбор и применение этих мер осуществляется в соответствии с целью и задачами миграционной политики. Соответственно они могут быть направлены или на стимулирование притока населения в ту или иную страну, отдельный ее регион, или на ограничение этого притока, и даже на отток населения.
Л.А. Гостлинг на основе анализа исторических форм осуществления миграционной политики выделил и разграничил 4 основные формы официального вмешательства государства в распределение населения:
1. Политика стихийных перераспределений, при которых отсутствует какое-либо прямое вмешательство правительства, в плане оказания влияния на районы, направляющие или принимающие мигрантов.
2. Политика регулируемых перераспределений, при проведении которой имеет место вмешательство органов государственного управления либо в направляющем, либо в принимающем районе. Например, оказание консультационной помощи в направляющем районе по вопросам трудоустройства, предоставления жилья, организация языковых курсов, курсов ознакомления с культурой страны, принимающей мигрантов, или предоставление возможностей трудоустройства, обзаведения жильем в принимающем районе.
3. Политика проведения организованных переселений,при проведении которой правительство использует сочетание положительных и отрицательных стимулов, с тем, чтобы побудить население переехать из одного конкретного места в другое.
4. Политика принудительного перераспределения населения,при осуществлении которой правительство применяет силу для перемещения людей из одного места в другое.
Вследствие неоднородности миграционной ситуации, сложившейся в России в начале 90-х гг. ХХ в., наличия ряда сложно разрешимых проблем, вопросы управления миграцией стали сферой деятельности государства. В 1992 г. в Российской Федерации был создан специальный орган — Федеральная миграционная служба. В 2000 г. он был преобразован в Департамент миграционной политики Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ. А в 2002 г. в соответствии с указом Президента В.В. Путина «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» № 232 от 23.02.2002 г. все полномочия, касающиеся регулирования миграции, в том числе регистрация трудовой миграции и выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, были переданы в Министерство внутренних дел РФ.
В Федеральной миграционной программе на 1998 - 2000 гг. от имени Правительства Российской Федерации было указано, что «…основной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов. »[46]. При этом основное внимание в Федеральной миграционной программе уделяется решению проблем вынужденной миграции, регулированию потоков внешней миграции, решению задач внешней трудовой миграции, предупреждению незаконной миграции. Во внутренней миграции выделяются подлежащие приоритетному государственному регулированию потоки, основу которых составляют «переселенцы из регионов кризисного и экономического неблагополучия, бывшие военнослужащие и члены их семей, переселяющиеся в связи с проведением военной реформы, представители репрессированных народов, возвращающиеся к местам прежнего проживания»[47].
Как отмечает отечественный исследователь Н.В. Воробьев, разработка устойчивой региональной миграционной политики в современных условиях представляется сложной, ввиду изменчивости обстановки, неоднозначности оценок одних и тех же процессов с различных точек зрения. Так, миграционное взаимодействие с Китаем и другими зарубежными странами рассматривается с двух противоположных позиций: открытости и закрытости страны для иммигрантов. Иногда концептуальные вопросы миграционной политики обсуждаются в аспекте создания «демографического барьера» на южных границах востока России. Высказывается, в частности, точка зрения, что следует осуществить широкомасштабное заселение освоенной южной и центральной части области (как и всей южной части Азиатской России) переселенцами из европейской части страны, русскими и русскоязычными мигрантами из стран СНГ. Это связывается не только с необходимостью преодоления неблагоприятной тенденции уменьшения численности населения, но и тем глобальным геополитическим и демографическим обстоятельством, что Сибирь и Дальний Восток оказываются как бы в человеческом вакууме по соседству с перенаселенными Китаем, Кореей, Японией, что в условиях ослабления России грозит стихийным переселением десятков миллионов людей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона на север континента. Однако в настоящий момент у России нет демографических резервов, и переселяться на восток страны, уже потерявшей к настоящему времени миллион человек (по сравнению с началом 90-х гг. ХХ в.), попросту некому. Кроме того, учитывая хронический недостаток финансовых ресурсов на реализацию подобных предложений, создание сибирско-дальневосточного «демографического барьера» в современных условиях можно оценить как нереальное[48].
В настоящее время в развитых государствах мира разработаны и применяются различные методики по изучению распределения населения и осуществлению контроля за въездом мигрантов. В большинстве своем они построены на основе использования индивидуального подхода к рассмотрению обращений мигрантов о получении разрешения на въезд в страну в правомочных юридических и административных органах.
Безусловно, что на процесс формирования миграционных потоков оказывает свое влияние целый ряд причин экономического, демографического, политического и иного характера. Вместе с тем, значительную роль в формировании данных потоков играла и играет миграционная политика, проводимая странами, принимающими мигрантов.
Автор статьи
Читайте также:
- В президентской республике правительство несет ответственность перед парламентом судом президентом
- Судебные споры об обоснованности признания затрат для целей налогообложения прибыли
- Стадии проверки судебных постановлений в гражданском процессе
- Последствия отсутствия права на иск в гражданском процессе
- Судебный эксперт чем занимается