Международное и внутригосударственное право есть ли первый среди равных м а лихачев

Обновлено: 27.04.2024

ДОКТРИНА СОВЕТСКИХ ЮРИСТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ
В ВОПРОСЕ О СООТНОШЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО
И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ
И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

[1] См.: Блищенко И.П. Международное и внутригосударственное право. М., 1960.С190-191.
[2] См.: Блищенко И.П. Международное и внутригосударственное право. М., 1960.С. 191.
[3] См.: Вышинский А.Я.Вопросы международного права и международной политики, Госюриздат, 1949, С.481.
[4] См.: Коровин Е.А. Абсолютный суверенитет или абсолютная неправда.-Новое время, 1947, №41. С.15.
[5] См.: Блищенко И.П. Международное и внутригосударственное право. М., 1960. С.238.
[6] См.: Tunkin G.I. The Problem of Sovereignty and Organization of European Security – Revue be qe de droit international, 1974, №1, p. 3.
[7] См.: В.Г. Буткевич Соотношение внутригосударственного и международного права. Киев, 1981. С. 157.
[8] Там же. С.157.
[9] См.: Тункин Г.И. Основы современного международного права. М., 1956. С.9.
[10] См.: Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права М., 1982. С.29.
[11] См.: Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. – М.: «Спарк», 1997. С.30.
[12] См.: Основы законодательства СССР и союзных республик. М., 1982.
[13] См.: Хлестов О.Н., Кузнецов М.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права.- В кн.: Становление и развитие советской науки международного права. Учебное пособие. М., МГИМО, 1974. С.101.
[14] См.: Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, №26.
[15] См.: Конституция /Основной закон/ Союза Советских Социалистических республик. – М., 1988. – С.14.
[16] См.: Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов.-М.: Междунар. отношения, 1999. С.206.
[17] См.: Фархутдинов И.З. Иностранные инвестиции в России и международное право. Изд. Башкирского государственного университета. – Уфа, 2001г., С.30.
[18] См.: Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М., 1993. С.248.
[19] См.: Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. Издательство «Спарк» М.,1997. С.30
[20] См.: Ведомости Верховного Совета СССР,1991,№23.
[21] См.: Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. Издательство «Спарк» М.,1997. С.30-31.
[22] См.: Верещетин В.С. Международное космическое право и внутригосударственное право: проблемы взаимосвязи. – Советское государство и право. 1981. №12. С.108.
[23] См.: Ульянова Н.Н. Общие многосторонние договоры в современных международных отношений. Киев, 1981. С.88.
[24] См.: Усенко Е.Т.Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция \\ Московский журнал международного права. 1995. №2. С. 13-14.
[25] См.: Каланда В.А. О трансформации норм международного права в правовую систему РФ// Московский журнал международного права 1994. №3.С.13.
[26] См.: Constitution of the United States. Wash.,1991. P. 15-16.
[27] См.: БлищенкоИ.П. Международное и внутригосударственное право. М., 1960., С.110.
[28] См.: Лукашук И.И. Международное право в судах государств. СПб., 1993. С.113.
[29] См.: Henkin L. et all. International Law. Cases and Mate rials. St. Paul. Minn., 1987. P. 166-167.
[30] См.: Лукашук И.И. Международное право в судах государств. СПб., 1993., С.115-116.
[31] См.: Henkin L. Op. cit. p.425.
[32] См.: Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. Издательство «Спарк» М., 1997. С.13.
[33] См.: The Paquete Habana // U.S. 1900. Vol. 175. P.700.
[34] См.: Henkin L. U.S. Ratification on Human Rights Conventions // American Journal of International Law. 1995.Vol.89 N2. P.344.
[35] См.: Henkin L. Op. cit. P.877.
[36] См.: Лукашук И.И. Международное право в судах государств. СПб., 1993, С.143.
[37] См.: Независимая газета от 19.03.2002.
[38] См.: Лукашук И.И. Международное право в судах государств. СПб., 1993. С. 144.
[39] См.: Wildhaber L. Bemer Kungen zum Fall Schubert betreffend das Verhältnis von Völkerrecht und Landesrecht // Schweizerisches Jahrbuch für internationales Recht, 1974. P. 195. ff.
[40] См.: Лукашук И.И. Международное право в судах государств. СПб., 1993. С. 144.
[41] См.: Erades L. International Law and the Netherlands Legal Order // International Law in the Netherlands. The Hague, 1980. Vol. III. P. 375-434.
[42] См.: Лукашук И.И. Международное право в судах государств. СПб.,1993. С.125.
[43] Там же С. 126.
[44] Там же С.127.
[45] См.: Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1979. С. 76.

Дорогие подписчики, сегодня мы представляем вашему вниманию новое интервью на канале УЖПИ, посвященное соотношению международного и национального права и поправкам к Конституции России 2020! Гость – Лихачев Максим Александрович, доцент кафедры международного и европейского права УрГЮУ, кюн.

00:48 - Природа международного права. Как оно соотносится с суверенитетом государства?

03:23 - Субъекты международного права: только ли это государства?

06:40 - О разграничении норм международного права и норм национального права на примере России (влияние глобализации)

7:33 - Тенденция к регулированию социальных сетей и мессенджеров без участия государства

10:39 - Поправка в Конституцию о приоритете национального права над международным: является ли признание решений международных организаций непременным признаком демократии?

21:38 - Как после конституционной реформы 2020 года толковать ч.4 ст.15 и ст.46 Конституции РФ

25:10 - История появления ст.15 Конституции РФ - какие идеи в нее закладывали авторы в 1993 году.

Лихачев М.А. Международное и внутригосударственное право: есть ли первый среди равных? // Российский юридический журнал. 2020. № 3 (132). С. 30-44.

28:00 - Как после поправок реализовывать право на обращение в международные органы по защите прав и свобод человека.

29:28 - О проблеме отсутствия доверия в российском обществе.

30:45 - Будет ли продолжать влиять на российское право практика международных организаций?

37:30 - Изменилось ли отношение общества к КС РФ после одобрения поправок в Конституцию?

39:55 - О юридической технике законотворчества последних лет в целом и на примере поправок в Конституцию РФ

47:25 - Какие проблемы судебной системы могли бы решиться, если бы юристы использовали международное право в судебных разбирательствах в национальных судах

51:34 - Почему международное право – это прогрессивно?

54:42 - Заключение: пожелания Максима Александровича зрителям, позиция по поводу позитивизма и того, какую роль он сейчас играет в праве

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Лихачев М.А. Международное и внутригосударственное право: есть ли первый среди равных?

М.А. Лихачев - доцент кафедры международного и европейского права Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), кандидат юридических наук, доцент

Автор возвращается к проблеме взаимодействия международного и внутригосударственного права в контексте конституционной реформы 2020 г. Разрешение вопроса о соотношении норм обеих систем права ставится в зависимость от выбранного ракурса - национального или международного. Причем ни одно из достигнутых таким путем решений не имеет приоритета и каждое по-своему верно. Несмотря на это, государство не пользуется полной свободой в установлении места международно-правовых норм в собственном правопорядке, будучи связанным и международными, и внутренними конституционными обязательствами.

Ключевые слова: соотношение международного и внутригосударственного права, Конституция РФ, pacta sunt servanda, приоритет международного права, защита прав человека

Likhachev M. International and domestic law: what's the last but not the least?

M. Likhachev - associate professor, Ural State Law University (Yekaterinburg), candidate of legal sciences

The author invokes the issue of international and domestic law correlation in the context of the Russian constitutional reform of 2020. The question of superiority is to be solved from two autonomous perspectives - internal or international law. Each solution found proves to be reasonable and worthy. In any event, the State may not feel free to determine international law place within domestic legal order since it should regard international legal and constitutional constraints.

Key words: international and domestic law interaction, Russian Constitution, pacta sunt servanda, international law precedence, human rights protection

Международное и внутригосударственное право: есть ли первый среди равных?

М.А. Лихачев - доцент кафедры международного и европейского права Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), кандидат юридических наук, доцент

Право &ndash, один из конститутивных элементов европейской культуры, выражающий лежащую в ее духовно-смысловой основе идею рациональности. Логическое учение, транслирующее рациональность в сферу юридических практик, было разработано греческой философией для борьбы с судебной и политической софистикой как социально деструктивной интеллектуальной технологией. Последующее усвоение древнегреческого логического наследия определило сущностные черты европейского права и правоведения.

Ключевые слова: рациональность, софистика, логика Аристотеля, философия, юридическое мышление, европейское правоведение

Попондопуло В. Ф. [Санкт-Петербург] Правопонимание: критический обзор основных концепций

В статье рассматриваются основные классические и постклассические концепции правопонимания. Автор на основе критического анализа показывает достоинства и слабые места указанных концепций и предлагает свой подход к определению права. Базовым в понимании права должно быть положение о том, что право является следствием индивидуальной человеческой деятельности и средством социального общения, подобно языку и иным знаковым системам. Такое понимание права восходит к древности и сводится к трактовке человека как личности, способной к пониманию и взаимодействию. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью ставит в центр правовой реальности не законодательную или иную норму, а человека и его взаимоотношения с другими людьми. В основе образования права лежит притязание человека на определенное жизненное благо и признание другими этого притязания правомерным, т. е. не ущемляющим интересов других и общества в целом [только в последнем случае появляется потребность в норме как официальном критерии правомерности]. Признание притязания правомерным является конститутивным моментом, принципом правопонимания.

Ключевые слова: правопонимание, классические концепции права, постклассические концепции права, антропологическое понимание права

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Лихачев М. А. [Екатеринбург] Международное и внутригосударственное право: есть ли первый среди равных?

Автор возвращается к проблеме взаимодействия международного и внутригосударственного права в контексте конституционной реформы 2020 г. Разрешение вопроса о соотношении норм обеих систем права ставится в зависимость от выбранного ракурса &ndash, национального или международного. Причем ни одно из достигнутых таким путем решений не имеет приоритета и каждое по-своему верно. Несмотря на это, государство не пользуется полной свободой в установлении места международно-правовых норм в собственном правопорядке, будучи связанным и международными, и внутренними конституционными обязательствами.

Ключевые слова: соотношение международного и внутригосударственного права, Конституция РФ, pacta sunt servanda, приоритет международного права, защита прав человека

Обгольц И. А. [Москва] Европейский ордер на арест и экстрадиция: общие черты и особенности

Европейский ордер на арест [ЕОА] представляет собой результат развития правовой формы института экстрадиции в Европейском союзе. Однако в литературе, правовых актах и судебной практике до сих пор отсутствует единое мнение по вопросу о том, является ли ЕОА отдельным институтом или представляет собой форму экстрадиции. В статье проводится сравнительный анализ ЕОА и экстрадиции с точки зрения сущности этих понятий.

Ключевые слова: европейский ордер на арест, экстрадиция, принцип признания судебных решений, право Европейского союза

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

Кокотова М. А. [Екатеринбург] Способы подбора наиболее подходящих членов общественных палат [советов] России и экономических, социальных и экологических советов Франции

Рассматривается правовое регулирование порядка формирования консультативных органов при органах местного самоуправления: общественных палат [советов] в России и экономических, социальных и экологических советов во Франции. Автор выделяет способы обеспечения оптимального состава этих органов: предоставление права формировать консультативный орган должностным лицам / органам, которые будут сотрудничать с ним, предоставление права выдвигать кандидатов местным организациям, проведение испытаний для кандидатов, установление требований к кандидатам, обеспечивающих отбор лиц, способных принимать разумные решения, установление требований к кандидатам, обеспечивающих отбор наиболее мотивированных лиц. Выявляется разница в требованиях к кандидатам в члены рассматриваемых органов. Делается вывод о том, что во Франции правовое регулирование порядка формирования совещательных органов при органах местного самоуправления является более централизованным, чем в России.

Ключевые слова: местное самоуправление, местные консультативные органы, общественные палаты, экономические, социальные и экологические советы

Сарычев Д. В. [Воронеж] Верховный суд Республики Хорватии: организация, юрисдикция, практика применения норм международного права и права ЕС

В статье рассматривается правовой статус Верховного суда Республики Хорватии. Изучается законодательство, на основании которого функционирует Верховный суд. Исследуется его юрисдикция. Описывается практика использования принципов права при вынесении Верховным Судом решений. Показаны особенности реализации судом норм международного права и решений ЕСПЧ. Показаны случаи применения права ЕС и норм международных договоров.

Ключевые слова: Европейский союз, Республика Хорватия, Конституция Хорватии, Верховный суд Республики Хорватии, Закон о судах

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

Фомичева О. А. [Орск] Особенности участия в законотворческом процессе субъекта законодательной инициативы

В статье исследуется вопрос о необходимости обеспечения взаимодействия участников законотворческого процесса при реализации прав субъекта законодательной инициативы. Отмечается, что стадия законодательной инициативы включает несколько этапов, на каждом из которых действуют разные участники. Сам субъект законодательной инициативы является участником не только стадии законодательной инициативы, но и стадии рассмотрения законопроекта в парламенте. Участники, представляющие интересы субъекта законодательной инициативы на разных стадиях законотворческого процесса, в большинстве случаев не совпадают. Предлагается урегулировать в нормах права основы взаимодействия всех участников, обеспечивающих работу субъекта законодательной инициативы.

Ключевые слова: законотворческий процесс, законодательная инициатива, законопроект, Правительство РФ

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

Смагин С. В. [Тюмень] Особенности личности субъектов, совершающих преступления экстремистской направленности

В статье рассматривается один из важнейших элементов криминалистической характеристики преступлений экстремистской направленности &ndash, личность преступника. На основе анализа следственной практики по указанной категории уголовных дел выявляются имеющие криминалистическое значение психологические и иные качества лиц, совершающих преступления экстремистской направленности.

Ключевые слова: экстремизм, криминалистическая характеристика личности преступника, личность экстремиста, предварительное расследование

Стельмах В. Ю. [Екатеринбург] Проблемы законодательной регламентации подследственности. Разрешение споров о подследственности

Ключевые слова: уголовное судопроизводство, предварительное расследование, подследственность, спор о подследственности, руководитель следственного органа, прокурор, начальник органа дознания

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

Торкин Д. А. [Тюмень] Теории возмещения договорных убытков в странах англо-американской правовой системы

В статье описываются две теории возмещения договорных убытков, сложившиеся в странах англо-американской правовой системы и получающие все большее распространение по миру. Теория ожиданий кредитора основана на необходимости удовлетворения ожидаемого интереса кредитора путем взыскания убытков, в результате чего он ставится в экономическое положение не хуже, чем если бы договор был надлежащим образом исполнен. Альтернативой теории ожидания является теории причинения вреда интересам кредитора, исходящая из необходимости возмещения убытков, возникших в результате причинения вреда отрицательным кредиторским интересам. Автор рассматривает особенности взаимодействия теорий ожидания и причинения, а также анализирует приоритеты при использовании методик идентификации убытков.

Ключевые слова: договор, убытки, ожидаемый интерес, доверительный интерес, реституция

Идрисов Х. В. [Грозный] Электронная форма договора: доктрина и правовое регулирование

В статье рассмотрены вопросы заключения договоров в электронной форме. Сегодня развитие информационных технологий, в первую очередь сети Интернет, оказывает влияние на правовые институты, в том числе договорного права. Одним из проявлений такого влияния выступает возможность заключения сделок в электронной форме. В российском гражданском обороте подобная форма закрепления договорных отношений получила признание относительно недавно. Несмотря на это, она все еще не нашла непротиворечивого законодательного закрепления. В нормах Гражданского кодекса РФ упоминаются только устная и письменная формы заключения сделок, хотя судебная практика признает документы [в том числе договоры], заключенные в электронной форме, источником доказательств по спорным делам. Закономерно, что такие правовые коллизии негативно сказываются на правоприменительной практике. Автор выдвигает ряд практических рекомендаций, касающихся закрепления электронной формы договора в нормах Гражданского кодекса РФ.

Ключевые слова: договор, электронный договор, электронная форма, сеть Интернет, дистанционная торговля

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

Стахов А. И. [Москва] О необходимости разработки теории судебной защиты физических лиц и организаций в административном процессе

В соответствии с принципами и нормами Конституции РФ разработаны теоретические подходы к пониманию судебной защиты физических лиц и организаций в административном процессе. Автор приходит к выводу, что объектом такой судебной защиты являются права, свободы, законные интересы частных лиц, реализации которых препятствуют оспариваемые в судах решения и действия [бездействие] административно-публичных органов и должностных лиц. Обосновывается выделение судебных административных дел о защите физических лиц и организаций в административном процессе, которые подразделяются на отдельные категории в зависимости от характера правовых последствий оспариваемых решений, действий [бездействия] административно-публичных органов и должностных лиц, а также характера разрешаемого спора. Предлагаются меры по модернизации КоАП РФ в ходе проводимых в стране судебной реформы и реформы законодательства об административных правонарушениях.

Ключевые слова: судебная реформа, судебная защита, спор, административный процесс, административное судопроизводство, судебное административное дело

Домченко А. С. [Екатеринбург] Публичное администрирование и стратегическое планирование: к вопросу о демаркации механизмов управления

В статье предложен авторский подход к разграничению стратегического планирования и публичного администрирования на основе ряда значимых для практики управления критериев, а также предпринята попытка выявления сущности и содержания, характера интегрированного управленческого воздействия каждого из рассматриваемых видов деятельности [механизмов] на различные сферы общества и государства. Сделан вывод о системообразующей роли стратегического планирования для современного административного правопорядка.

Ключевые слова: публичное управление, механизм управления, стратегическое планирование, административная политика, публичное администрирование

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Кочева Д. В. [Москва] Соотношение полномочий прокурора по выявлению нарушений законов вне уголовно-правовой сферы с полномочиями должностных лиц контролирующих органов

В статье рассматриваются вопросы соотношения [правовой природы, взаимосвязи] полномочий прокурора по выявлению нарушений законов вне уголовно-правовой сферы и полномочий должностных лиц контролирующих органов по выявлению правонарушений. Сформулировано определение понятия «,полномочия прокурора по выявлению нарушений законов вне уголовно-правовой сферы»,, раскрыты цели осуществления контролирующими органами своих полномочий по выявлению правонарушений, дифференцированы указанные полномочия. Проанализированы правовые акты, регулирующие данные правоотношения, а также изменения законодательства, касающиеся порядка проведения прокурорами проверок исполнения законов, в том числе обозначены сходство и различия в правовой регламентации и практике применения прокурорами и контролирующими органами своих полномочий.

Ключевые слова: прокуратура, надзор за исполнением законов, полномочия контролирующих органов, государственный контроль [надзор], муниципальный контроль

ТРУДОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО

Харитонов М. М. [Санкт-Петербург] Понятие вакансии при расторжении трудового договора

Трудовой кодекс РФ предусматривает обязанность работодателя предлагать имеющиеся у него вакансии перед принятием решения о расторжении трудового договора по определенным основаниям. Однако значение термина «,вакансия», закон не раскрывает. В юридической литературе и правоприменительной практике вакансия определяется как предусмотренная штатным расписанием организации должность [работа], которая свободна, т. е. не замещена [не занята] каким-либо работником, состоящим с организацией в трудовых правоотношениях. Вместе с тем в действующей системе правового регулирования это определение приводит к противоречиям и проблемам. Предлагается новое определение вакансии при принятии решения о расторжении трудового договора как манифестированной работодателем потребности заключить трудовой договор по определенной трудовой функции. Автор показывает, почему это определение более верное и удобное, чем существующее.

Ключевые слова: вакансия, вакантное место, защита от безработицы, расторжение трудового договора

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Артамонова И. В. [Гамбург, Германия] Гарантии защиты инвестиций в Соглашении о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом и Всеобъемлющем экономическом и торговом соглашении между ЕС и Канадой

В статье представлен сравнительный анализ основных гарантий защиты инвестиций в Соглашении о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом и во Всеобъемлющем экономическом и торговом соглашении между ЕС и Канадой [CETA]. Анализ указанных соглашений представляет интерес в связи с тем, что они разрабатывались приблизительно в один и тот же период и, следовательно, в них отражены некоторые современные тенденции, характеризующие защиту инвестиций. Кроме того, одной из сторон в них выступает наднациональное образование, что также делает их в некоторой степени похожими. Статья охватывает такие гарантии защиты инвестиций, как принцип недискриминации, гарантии справедливого и равного обращения с инвестициями, их полной защиты и безопасности, а также принципы защиты от экспроприации и мер, имеющих эквивалентный эффект. Проанализированы соответствующие формулировки обоих соглашений, а также приведены некоторые позиции, выработанные арбитражной практикой и доктриной в связи с тем или иным стандартом. Сделан вывод о том, что оба соглашения в той или иной степени закрепляют основные гарантии защиты иностранных инвесторов от произвольных и неправомерных действий со стороны принимающих государств. При этом некоторые стандарты более подробно урегулированы в CETA.

Ключевые слова: Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение между ЕС и Канадой, Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, принцип справедливого и равного обращения, косвенная экспроприация

Констандина Е. И. [Москва] Необоснованная налоговая выгода: актуальные тенденции доказывания

В статье рассмотрен вопрос изменения подхода к доказыванию необоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды. Анализируется опыт доказывания по данной категории дел как в рамках постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, так и в рамках действующей ст. 54.1 НК РФ. Автор касается практики применения основных видов доказательств в налоговых спорах и выясняет, на каких доказательствах налоговые органы сегодня основывают свою позицию.

Ключевые слова: доказательство, письменные доказательства, статья 54.1 Налогового кодекса РФ, налоговая выгода, налоговый спор, налоговый орган, налогоплательщик

ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Д. А. Керимов о соотношении философии и философии права [вступительное слово С. В. Кодана]

Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного (национального) права - один из центральных в теории международного права. Особое значение вопрос о соотношении этих двух систем правового регулирования приобрел в наши дни ввиду бурного развития разнообразных форм международного сотрудничества, углубления процесса интернационализации жизни народов. Все эти факторы обусловливают необходимость широкого использования государствами международного права для согласования их действий не только в традиционных областях, но и в таких сферах, которые ранее были предметом их национально-правового регулирования.

  • Буржуазная наука в вопросе соотношения международного и внутригосударственного права выработала три основных направления:
    • одно дуалистическое;
    • два монистических.

    Суть дуализма заключается в том, что международное и внутригосударственное право рассматриваются как два различных правопорядка. Основоположником этого направления считается немецкий ученый Г. Трипель. Представителем дуалистической концепции являлся также Д. Анцилотти.
    Дуалисты не абсолютизируют независимость двух правопорядков, отмечая определенную связь международного права с внутригосударственным. Они даже подчеркивают, что, для того чтобы международное право могло выполнять свою задачу, оно постоянно должно обращаться за помощью к внутреннему праву.
    Суть монистических концепций, как это видно из их названия, состоит в признании единства обеих правовых систем. Международное и внутригосударственное право рассматриваются как части единой системы права. При этом одни из сторонников этих концепций исходят из примата (верховенства) внутригосударственного права, другие - из примата международного права.
    Теории примата внутригосударственного права получили распространение во второй половине XIX - начале XX в. главным образом в немецкой юридической литературе. Международное право рассматривалось как сумма внешнегосударственных прав различных государств, как "внешнее государственное право". Так, откровенно нигилистическую позицию по отношению к международному праву занимал А. Лассон, который утверждал, что "государство оставляет за собой свободу решать, соблюдать международное право или нет, в зависимости от того, диктуется ли это его интересами". В основу рассуждений сторонников примата внутригосударственного права были положены взгляды Гегеля.
    В настоящее время более распространена другая разновидность монистической концепции - примат международного права над внутригосударственным. Наиболее полно она развита в трудах Г. Кельзена. По его мнению, соотношение между международным правопорядком и национальными правопорядками "напоминает соотношение национального правопорядка и внутренних норм корпорации".
    Как сторонники примата внутригосударственного права над международным, так и сторонники верховенства международного права над внутригосударственным противопоставляют международное право государственному суверенитету. Если у сторонников примата внутригосударственного права такое противопоставление ведет к отрицанию международного права, то у сторонников примата международного права оно ведет к отрицанию суверенитета. Сторонники обоих монистических направлений допускают существование государственного суверенитета лишь в его абсолютном смысле, как независимость государств не только друг от друга, но и от норм международного права. В действительности же суверенитет не отрицает взаимозависимости государств, а означает неподчинение одного государства другому.
    В последние годы, однако, среди западных юристов-международников можно заметить тенденцию отхода от монистической концепции. Так, Я. Броунли утверждает, что эта "доктрина не соответствует правовым реальностям существования суверенных государств и низводит внутригосударственное право до положения пенсионера международного права".
    Получила распространение и теория так называемого умеренного монизма, которая воздерживается от последовательного, т.е. радикального, проведения примата международного права. Согласно этой концепции, во внутригосударственной сфере действует, прежде всего, внутригосударственное право независимо от его возможного противоречия международному праву. Индивид уступает своему государству только первое решение о том, в какой мере его внутригосударственное право согласуется с его международно-правовыми обязанностями.

    Советская доктрина международного права исходила из того, что международное право и право внутригосударственное представляют собой две относительно самостоятельные правовые системы, не подчиненные одна другой (Э.М. Аметистов, И.П. Блищенко, В.Г. Буткевич, А.С. Гавердовский, В.H. Дурденевский, Г.В. Игнатенко, Ф.И. Кожевников, Е.А. Коровин, А.М. Ладыженский, Д.Б. Левин, Л.А. Лунц, H.М. Минасян, H.В. Миронов, Р.А. Мюллерсон, Г.И. Тункин, Е.Т. Усенко, H.А. Ушаков, С.В. Черниченко, В.М. Шуршалов). Советская концепция международного права, используя положения дуалистической теории, обосновывала возможность согласованности обеих систем права. Такая возможность обусловливалась тем, что государства создают международное право, а не наоборот. Вступая в международные обязательства, государство учитывает свои национальные правовые нормы, возможность в случае необходимости их изменения в целях приспособления к принимаемым государством международным обязательствам.
    Если влияние норм внутригосударственного права на международное можно назвать первичным, так как каждое государство, участвующее в создании международного права, исходит из характера и возможностей своего внутреннего права, то в процессе взаимодействия уже существующих норм оно не может не признавать принцип преимущественного значения норм международного права. Этот принцип получил четкое выражение в ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров, согласно которой участник договора "не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора".
    Сегодня следование принципу примата норм международного права в процессе взаимодействия уже существующих норм двух различных систем выступает одной из правовых гарантий обеспечения мира, взаимовыгодного и нормального сотрудничества между государствами. Однако это не означает признания единства международного и национального права.
    Если международное право налагает обязательство на государство в целом, то национальное право определяет органы государства либо должностные лица, ответственные за обеспечение выполнения международных обязательств государства. Взаимодействие международного и внутригосударственного права происходит в виде их взаимного влияния друг на друга. Внутригосударственное право оказывает двоякое влияние на международное право.
    Во-первых, это влияние содержания норм национального права на содержание норм международного права. Такое влияние можно назвать материальным.
    Во-вторых, это влияние норм внутригосударственного права, касающихся порядка создания норм международного права (заключения международных договоров), на действительность норм международного права. Так как этот аспект влияния национального права на международное право имеет дело с нормами, касающимися процесса создания норм международного права, его иногда называют процессуальным влиянием.
    Это, прежде всего, принципы внешней политики государств, весьма часто закрепленные в их основных законах. Значительное воздействие на международное право оказали правовые принципы Великой французской буржуазной революции конца XVIII - начала XIX в. Под ее влиянием в международное право вошли, например, принципы уважения равноправия наций, невмешательства в их внутренние дела и др. На становление и развитие норм международного права оказывают влияние не только внешнеполитические принципы, но и конкретные нормы внутреннего права, регулирующие различные вопросы осуществления внешнеполитических функций государства.
    Наконец, ряд так называемых юридических максим (последующий закон отменяет предыдущий, специальный закон отменяет более общий, никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам, и др.), обеспечивающих внутреннюю согласованность правовых систем, появились первоначально во внутреннем праве (в римском праве, откуда они были заимствованы национальным правом буржуазных государств), а затем были восприняты международным правом.
    Тесное взаимодействие международного и внутригосударственного права при регулировании процесса заключения международных договоров обусловило возникновение нормы международного права, получившей отражение в ст. 46 Венской конвенции о праве международных договоров, согласно которой нарушение определенных положений внутригосударственного права при известных обстоятельствах может повлечь за собой недействительность таких договоров.
    Объективные границы международного права отделяют сферу возможного действия международного права от сферы возможного действия внутригосударственного права. Они неизменны, пока существуют межгосударственные отношения как определенная категория общественных отношений. Разумеется, возможны, например, ситуации, когда развитие отношений между какими-либо государствами постепенно приводит к созданию федерации. В этих случаях на каком-то этапе данного процесса, еще до официального оформления создания федерации, мы можем столкнуться с довольно сложным переплетением межгосударственных и внутригосударственных отношений, причем практически отличать их друг от друга будет трудно.
    Государство, чтобы не допустить нарушения обязанностей, вытекающих для него из норм международного права или индивидуальных международно-правовых установок, либо реализовать свои права, вытекающие из таких норм или установок, должно либо принять новые нормы внутригосударственного права, либо изменить существующие, либо отменить их, либо, наконец, быть уверенным в том, что его внутреннее право вполне отвечает упомянутым нормам и что деятельность внутригосударственных органов, должностных лиц, организаций, граждан в порядке реализации соответствующих внутригосударственных норм будет находиться в русле реализации соответствующих международно-правовых норм, будет рассматриваться на международной арене как деятельность самого государства по реализации международно-правовых норм.
    Способы согласования внутригосударственного и международного права различны и зависят от права конкретного государства. При этом государства могут договориться об использовании определенных способов согласования. Но сущность этого процесса всегда одинакова: приведение государством своего внутреннего права в соответствие с международным с целью обеспечить выполнение предписаний, дозволений и запретов, установленных последним. Наименование указанного процесса в юридической литературе вызывает значительные разногласия. Пожалуй, наиболее распространенным термином для его обозначения является "трансформация", хотя иногда его употребляют в качестве наименования лишь одного из способов согласования международного и внутригосударственного права. Предлагаются также такие термины, как "рецепция", "национально-правовая имплементация" (Р.А. Мюллерсон). Каждый из этих терминов имеет свои недостатки.
    Термин "трансформация" может породить представление о том, что нормы международного права претерпевают какие-либо изменения и превращаются в нормы внутригосударственного права, хотя в действительности это не так: нормы международного права с момента их принятия действуют только в сфере межгосударственных отношений и ни во что не преобразуются; свою природу не меняют и изменить не могут, но во их исполнение, точнее, с целью обеспечить их осуществление государства, которые этими нормами связаны, принимают, если это необходимо, соответствующие внутригосударственные правовые нормы.
    Термин "рецепция", означающий заимствование, восприятие, также не совсем точен. Норма международного права, как таковая, не может быть воспринята внутригосударственным правом, стать его частью из-за различия объекта правового регулирования и круга субъектов, которым адресованы нормы международного и внутригосударственного права.
    Термин "имплементация" ассоциируется, прежде всего, с реализацией права, деятельностью, представляющей собой его осуществление. Когда говорят о национально-правовой имплементации международного права, это также в первую очередь наводит на мысль о том, что речь идет именно об осуществлении международного права. Однако в международно-правовой литературе об имплементации норм международного права нередко говорили в ином смысле, относя к ней не только реализацию этих норм, но и деятельность по созданию условий для их реализации (Э.М. Аметистов, А.С. Гавердовский, Р.А. Мюллерсон).
    Термин "национально-правовая имплементация" (Р.А. Мюллерсон) вряд ли адекватно отражает существо процесса согласования внутригосударственного и международного права с целью обеспечения осуществления последнего. В любом случае он охватывает и осуществление международного права, в то время как упомянутый процесс согласования никак нельзя отнести к собственно осуществлению международного права.
    Рассматривая проблему трансформации, нельзя обойти вниманием и такое довольно распространенное понятие, как обратная трансформация. Под ней принято понимать повторение в международных договорах формулировок, встречающихся во внутригосударственных актах. Если "прямая" трансформация, т.е. трансформация международного права во внутригосударственное, служит обеспечением осуществления международного права, то "обратная" трансформация служит обычно средством внедрения в международное право новых прогрессивных принципов и норм.
    С точки зрения формы, следует различать официальную трансформацию, юридически оформленную, происходящую в порядке, установленном законодательством соответствующего государства, и неофициальную, ad hoc, происходящую явочным порядком, по усмотрению каких-либо государственных органов.
    С точки зрения способа осуществления, можно различать автоматическую трансформацию и неавтоматическую, требующую принятия специального решения. Так, если законодательство государства предусматривает, что все международные договоры, в которых оно участвует, являются частью его внутреннего права (как, например, предусмотрено ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), то нормы любого международного договора, как только он вступает для данного государства в силу, автоматически трансформируются. Если же законодательство требует для придания договору силы закона, например, принятия специального парламентского акта, это будет уже неавтоматическая трансформация.

    • Наконец, с точки зрения юридической техники, можно выделить следующие виды трансформации:
      • инкорпорацию;
      • легитимацию;
      • отсылку.

      Инкорпорация - формальное "включение" норм международного договора во внутреннее право государства посредством "включения" самого договора в его законодательство. По существу, принимается новый закон или подзаконный акт, полностью внешне идентичный международному договору: повторяющий его название, структуру, формулировки и т.д.
      Легитимация - принятие особого внутригосударственного акта с целью обеспечения выполнения государством норм международного права. Такой внутригосударственный акт не повторяет все внешние признаки соответствующего международно-правового акта. Легитимация, в отличие от инкорпорации, представляет собой обычный процесс принятия внутригосударственного акта того или иного уровня, такой же, как в тех случаях, когда не требуется обеспечить выполнение каких-либо международно-правовых норм.
      Наибольшие сложности вызывает такой вид трансформации, как отсылка. Если какая-либо норма непосредственно адресуется государством участникам внутригосударственного отношения (или международного отношения немежгосударственного характера), она объективно не может быть международно-правовой: субъекты соответствующего отношения не являются участниками межгосударственного общения, и само это отношение не может стать межгосударственным.
      Отсылка составляет содержание трансформационной нормы, согласно которой правила и установки, являющиеся международно-правовыми, в определенных случаях начинают рассматриваться и как внутригосударственные. Внешне те же самые предписания, дозволения и запреты адресуются уже участникам других по своей природе отношений, становятся частью внутригосударственного права без инкорпорации в законодательство данного государства международно-правового акта, в котором они зафиксированы (если они содержатся и в таком акте), или без внесения каких-либо иных изменений в законодательство государства (если речь идет о международном обычае). Внутреннее право государства с помощью такого рода приема, как отсылка, обогащается новыми нормами, а законодательство остается без изменений. Разумеется, для того, чтобы это произошло, необходимо принятие внутригосударственного правового акта (чаще всего на уровне закона), содержащего отсылочную норму.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: