Как объяснить ребенку что такое суд

Обновлено: 18.04.2024

Цель урока: сформировать общее представление о на­значении суда как органа государства.

Задачи урока:

ü раскрыть основные функции суда в разрешении конфликтов;

ü показать действие судебных механизмов обеспече­ния прав человека на защиту чести, достоинства, других прав личности;

ü показать основные роли участников судебного засе­дания.

1. Оформление класса.

Класс оформлен, как зал суда. Пе­ ред доской стоит стол и три стула. Это места для судьи и двух заседателей. Слева от стола места для прокуро­ ра, справа — для подсудимого и адвоката. Перед су дейским столом места для свидетелей. Остальная часть аудитории отводится для публики, которая имеет право свободно посещать судебные процессы.

2. Урок начинается вопросом к учащимся: где в демократическом государстве должны разре­шаться возникающие споры, например между ор­ганами государства и средствами массовой инфор­мации? (В суде.)

Говорю о том, что урок будет проходить в форме игры, которая называется ролевой: и что им (ребятам) предстоит на время забыть, что они ученики, и ис­полнить роли других людей.

К доске прикрепляются карточки со словами:

обвиняемый, прокурор, адвокат, судья, пострадавший, заседатель (2 карточки), свидетель (3 кар­точки), мать пострадавшего, отец пострадавшего, эксперт.

Это и есть роли участников суда.

После краткого обсуждения ребята записывают определение понятия суд в тетрадь.

Судэто орган государственного принуждения, применяемого к лицам, нарушающим законы; место разрешения споров.

Первое знакомство с содержанием понятия суд подкрепляется обсуждением эпиграфа к уроку, объясняю, что слова Солона станут основ­ным правилом для всех участников судебного разбирательства — судьи, заседателей, прокуро­ра, адвоката, свидетелей.

Беседуя с учащимися, подвожу их к важнейшему выводу: «Никто, кроме суда, не мо­жет назвать человека преступником». Вывод за­писывается в тетрадь, выполняется зада­ние.

Предположим, задержали вора. На глазах у трех сви­детелей он украл кошелек. Об этом написали в газе­те, назвав задержанного «преступником, посягнув­шим на чужую собствен­ность».

Прав ли автор статьи? Объясните свой ответ.

3. На следующем этапе урока распределяют ро­ли участников суда. Ребята знакомятся с сюжетом и текстом судебного разбирательства.

В зале судебных заседаний обвиняемый сидел, об­хватив голову руками. Это был молодой водитель-так­сист, сбивший мальчика-велосипедиста. Пострадав­ший уже поправился и находился в первом ряду. Вместе со своими родителями он требовал наказать шофера «по всей строгости закона».

Выступил прокурор. Он объяснил суду, что здоро­вью мальчика был причинен средней тяжести вред. По его мнению, это произошло «вследствие ненадле­жащего исполнения водителем своих профессиональных обязанностей». Прокурор указал, где содержится описание такого преступления — в статье 118 Уго­ловного кодекса Российской Федерации.

Далее он объяснил, какую опасность для жизни и здоровья граждан представляет неумелое управление автомобилем. Прокурор подчеркивал, что водитель только недавно получил водительское удостоверение. Менее года назад он был принят на работу в таксо­парк.

Настало время выступления адвоката. Он сказал: «Водитель не виновен». И стал это доказывать.

Во-первых, следствие установило, что велосипедист двигался по середине дороги. А в пункте 24.2. Правил дорожного движения (ПДД) сказано (адвокат открыл текст Правил): «Велосипеды. должны двигаться только по крайней правой полосе. возможно правее». Пострадавший во время следствия не смог объяснить, почему он двигался так далеко от тротуара.

Во-вторых, велосипедист до столкновения ехал, держа руль одной рукой, а в момент столкновения же совершал поворот налево. Все это подтвердили свидетели. А в пункте 24.3. ПДД сказано:

«Водителям велосипеда и мопеда запрещается: ез­дить, не держась за руль хотя бы одной рукой. ; Поворачивать налево. на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направле­нии. ».

В-третьих, пострадавшему исполнилось 13 лет. А в пункте 24.1. ПДД говорится: «Управлять велосипе­дом. при движении но дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом — не моложе 16 лет».

Адвокат попросил суд вынести водителю оправ­ дательный приговор. Суд именно так и посту­пил. И тут же, по ходатайству адвоката, принял ре­шение обязать родителей велосипедиста возместить водителю ущерб, причиненный аварией (у машины оказались поврежденными крыло и дверь).

Учащиеся, не занятые в судебном процессе, зани­ мают места зрителей. Им предлагаются роли предста­ вителей прессы, радиовещательных и телевизионных компаний. Уместно поручить им сделать визитные кар­ точки. Репортерам предстоит выпустить газету о ходе и результатах судебного заседания.

4. Перед началом игры нужно ознакомить учащихся с порядком судебного заседания (его текст можно написать на доске или раздать материал на парты).

Порядок судебного заседания

♦ Все занимают свои места в соответствии с ро­лями.

♦ Секретарь объявляет: «Встать, суд идет!» Все встают, в зал входят судья и заседатели.

♦ Судья объявляет, какое дело будет рассматри­ ваться.

♦ Прокурор выступает с обвинениями в адрес об­ виняемого таксиста.

♦ Опрос пострадавшего. Вопросы прокурора, адвоката, членов судейской коллегии (по одному воп­ росу).

♦ Опрос свидетелей прокурором, адвокатом, судьями (количество вопросов определяется учите­лем).

♦ Заключительное обвинительное выступление прокурора с требованием о наказании.

♦ Защитная речь адвоката, доказывающего неви­ новность подсудимого или просящего о смягчении на­ казания (в зависимости от хода судебного разбира­тельства и степени доказанности вины).

♦ Последнее слово подсудимого.

♦ Секретарь объявляет об уходе суда на совеща ние (суд должен принять решение в течение 5 мин).

♦ Секретарь вновь объявляет: «Встать, суд идет!»

♦ Суд зачитывает приговор, который заслушива ется стоя.

♦ После ухода суда подсудимый или освобожда ется, или его под охраной выводят из зала суда.

ВАЖНО! Только с момента вынесения обвинитель­ ного приговора подсудимый признается виновным и его можно называть преступником.

6. Домашнее задание.

Выполните задание. Познакомьтесь с историей, рассказанной Юрием Никулиным. Попытайтесь распределить роли участников этого происшествия и мирно уладить конфликт. Имейте в виду, что в нем участвовало и руководство железной дороги, которое не обезопасило
шлагбаум. Если у Вас не получилось договориться мирно, то постарайтесь выполнить основную работу суда — опре­делите, кто, кому и за что должен заплатить. Нарисуйте схему происшествия.

Директор Московского цирка, выдающийся ак­тер Юрий Никулин рас­сказал такую историю. К железнодорожному пере­езду подъехал мотоцик­лист. За ним — запряжен­ная в телегу лошадь. За те­легой — «Жигули». Имен­но в этот момент переезд был перекрыт, перед мото­циклом опустился шлаг­баум.

И тут началось. Лошадь уперлась прямо в плечо мо­тоциклисту. Тот лениво от­махивался. Из стоявших за телегой «Жигулей» высу­нулся веселый водитель и посоветовал «врезать ло­шади по зубам». Мото­циклист послушался и размахнулся шлемом. Ло­шадь отпрянула, телега рванулась назад и сильно ударила по «Жигулям». Полетели стекла, послы­шался скрежет железа.

А у шлагбаума стоял старичок, держа за вере­вочку козу. Пострадавший водитель попросил старич­ка подойти, чтобы он был свидетелем. Старичок при­вязал козу к шлагбауму и подошел к месту происше­ствия. Именно в это время шлагбаум поднялся.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какой замечательный солнечный день. В такой день хочется делать что-то хорошее, но для начала давайте с вами поздороваемся с миром, друг с другом.

Воспитатель: - А сейчас я хочу предложить вам посмотреть мультфильм про очень забавного мальчика.

Дети смотрят мультфильм «В стране невыученных уроков». Внезапно отключается свет и телевизор гаснет.

Воспитатель: -Судя по всему, отключили свет, мультфильм мы досмотреть не сможем. Вам понравился герой мультфильма Витя Перестукин? Ребята, вам скоро тоже идти в школу, а потому давайте с вами поговорим об этом ученике и постараемся выяснить, он плох или хорош. Я предлагаю вам поиграть в игру «Час суда» и в споре определить это, ведь не зря в народе говорят: «В споре рождается истина».

Воспитатель вносит богиню правосудия Фемиду.

Воспитатель: - Ребята, вы знаете кто это? А что является ее основными атрибутами?

Дети: - Повязка на глазах, мантия, меч, весы.

Воспитатель: - Правильно, повязка-чтобы быть беспристрастной, весы-на одну их чашу кладут хорошие поступки человека, на другую-плохие: какие перевесят?

Воспитатель: -А вы знаете, кто участвует в суде?

Дети: -Судья, обвинители, защитники, секретарь и обвиняемый.

Воспитатель: -Молодцы, теперь можно начинать игру. Давайте с вами распределим роли. Я, если позволите, буду судьей, вы не против? А вы решайте, кто из вас будет обвинителем, кто защитником и занимайте соответствующие места. А обвиняемый у нас Виктор Перестукин.

Звонит колокольчик-Встать суд идет.

Судья: - Уважаемый суд, предлагаю обсудить поступки ученика Виктора Перестукина. У кого есть что сказать?

(обвинители и защитники обмениваются мнениями)

Судья: - Я пришла к мнению, что не одна из сторон не смогла отстоять свою точку зрения, а потому предлагаю провести следственный эксперимент по самому спорному вопросу – может ли существовать 1,5 человека.

(следственный эксперимент)

Судья: - НЕ получилось. Не может такого быть, чтобы существовало 1,5 человека. Но суд объявляет перерыв на 10 минут, чтобы собраться с мыслями.

(судья выходит)

Проводится физкультминутка под музыку.

Открывается буфет, продавцы: + Плюс и Минус - .

Продавцы: - Приглашаем вас выпить сок, но продаем мы его не за деньги, а за правильные ответы.

Плюс: - Какое число стоит между 2и 4 ?

Минус: - Ответ положительный (наливает сок)

Плюс: - Продолжи фразу: «Поезд длинный, а автобус…»

Минус: - Ответ положительный (наливает сок)

Плюс: - Зиму сменяет весна, а весну…

Минус: - Ответ положительный наливает (наливает сок)

Плюс: - (показывает апельсин) Что это? А как правильно сказать – много…

Минус: - Ответ положительный (наливает сок)

Звонит колокольчик, дети занимают свои места.

- Встать суд идет.

Судья: - Продолжаем заседание суда, я готова зачитать предварительный приговор.

Суд пришел к мнению, что мальчика надо не оправдывать или осуждать, а помочь ему.

- Что мы можем сделать?

Дети: - Отремонтировать его книги.

Судья: - Правильно, вот с этого и начнем.

Перед детьми порванные Витей книги, дети приводят их в порядок.

Судья: - Молодцы, такие книги приятно взять в руки и даже хочется сделать уроки. А может мы и уроки Вите поможем сделать?

(ответы детей)

Судья: - Итак, учебник экологии и первое задание – составить дерево и правильно назвать составные части.

(ребенок выполняет задание)

Судья: - Молодец! Учебник математики и задание второе – помочь Вите решить примеры. Кто у нас силен в математике?

(ребенок выполняет задание)

Судья: - Учебник родной речи и задание третье – составить рассказ о зиме.

(дети выполняют задание)

Судья: - Уроки Вите мы помогли сделать, книги отремонтировали. Мы постарались на совесть, может и Витя уже исправился. Так хочется досмотреть мультфильм и узнать, оценил ли Витя наши усилия. Я предлагаю включить телевизор и досмотреть мультфильм. Ой, я забыла, у нас же отключили свет, в разве можно так сразу включить после этого телевизор?

Дети: - Нет, может быть высокое напряжение и телевизор сгорит. Надо включить свет и посмотреть по лампочке, какое напряжение.

(проверяю напряжение и включаю телевизор. Дети досматривают мультфильм)

Судья: - Вот видите, ребята, мы с вами потрудились не зря. Витя исправился. Надеюсь, что он станет хорошим учеником. Суд готов вынести свой приговор: Витя Перестукин не виновен, но мы будем следить за его дальнейшими успехами и помогать ему по мере необходимости. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит! А сейчас я благодарю вас всех за работу, мне очень понравилось играть с вами. А вам понравилась наша игра? Предлагаю вам выразить свое мнение через Смайлики.

Рефлексия. Дети прикрепляют к доске Смайлики и объясняют свое решение.

Занятие по конструированию «Разные суда» для подготовительной группы Занятие по конструированию в подготовительной к школе группе на тему «Разные суда» Воспитатель: Кабарухина Т. Н. МБДОУ.

Существует мнение, что детям не нужно разъяснять их права, чтобы не мешать правильному воспитанию. Некоторые родители считают, что в этом случае дети могут стать совсем неуправляемыми. Однако нужно помнить о том, что чувство собственного достоинства гораздо легче разрушить, чем создать. Дети должны знать о своих правах, это способствует становлению личности.

В 1989 году была принята Международная Конвенция о правах ребенка. Она признала права детей наравне с взрослыми. Россия присоединилась к Конвенции и приняла все ее положения. Основные положения Конвенции о правах ребенка : Государство принимает на себя обязательства по охране жизни, здоровья и благополучия детей. Они признаются объектом особой заботы. Права ребенка, продекларированные Конвенцией: право на семью; право на защиту и заботу государства, если у ребенка нет родителей или они не могут выполнять свои обязанности; право на равенство; право на образование; право на свободное выражение своих мыслей; право на собственное мнение; право на имя и на гражданство; право на получение информации; право на защиту от насилия и от жестокого обращения; право на медицинское обслуживание; право на отдых и на досуг; право на дополнительную защиту государства в случае особых потребностей, например, при инвалидности. Забота о выполнении прав ребенка и о наилучшем обеспечении его интересов ложится в первую очередь на родителей или на лиц, их заменяющих.

Так как же рассказать ребёнку о его правах?

Начинать разговор о правах ребенка можно, если в семье права ребенка не нарушаются. Однако родители могут и не осознавать, что своими действиями они препятствуют соблюдению прав своего ребенка.

Часто в поведении родителей появляются моменты, которые мешают общению с детьми и воспитанию в них самоуважения:

Преобладание приказов и предупреждений несет неуважение к ребенку;

Частые угрозы вызывают привыкание, и ребенок перестает на них реагировать;

Мораль, нравоучения и проповеди в сложных ситуациях вызывают у детей скуку и неприятие;

Постоянные нотации и лекции перестают действовать на детей;

Критика и обвинения вызывают у ребенка неуверенность в своих силах; Догадки и интерпретации поведения ребенка заставляют его уходить

от контакта; Постоянные вопросительные предложения не дают почувствовать

самостоятельность, нарушают личное пространство;

Сочувствие на словах, уговоры, применение одинаковых речевых конструкций в разных ситуациях заставляют ребенка почувствовать безразличие родителей. В общении с детьми следует воздержаться от окриков, оскорблений, ругательств, демонстраций власти, пророчеств и угроз. Старая истина, что с людьми нужно обращаться так же, как хочется, чтобы обращались с вами, совершенно справедлива и в общении с детьми.

Хорошей помощью родителям будет опыт человечества, сохраненный в сказках. Ведь они – замечательная иллюстрация нарушения прав человека и последующего восстановления справедливости. Нужно не только читать сказки, но и обсуждать их с ребенком. Чудесные истории помогут удержать внимание малыша, а приключения героев — хороший материал для понимания правильности или неправильности их поступков. Сказки, наглядно демонстрирующие нарушения прав : «Золушка» — нарушено право на досуг и отдых; «Три поросенка» — нарушение права на неприкосновенность жилища; «Красная Шапочка» — нарушено право на неприкосновенность жизни. Список можно продолжить. Вековая мудрость, заключенная в сказках, поможет в ненавязчивой форме объяснить ребенку его основные права.

Еще одно действенное средство воспитания – рисование. Психологи советуют прибегать к этому средству как можно чаще. При помощи детских рисунков можно узнать о проблемах, о настроении, о переживаниях ребенка.

Ролевые игры являются одним из основных видов деятельности дошкольника. При помощи игры дети воспринимают и изучают окружающий мир, учатся общаться, решать возникающие проблемы. Игра имеет большое значение и для правового воспитания детей. В игровой форме ребенку можно рассказать о его правах и обязанностях. Родители должны твердо знать, что они хотят добиться в итоге. Игра – это очень серьезно. Беседы и убеждения влияют на детей меньше, чем игры.

Мы, педагоги, тоже ведём работу в данном направлении. Например, в группе среднего дошкольного возраста «Ласточка» 17 декабря 2018 года было проведено занятие, где воспитанники узнали о «Конвенции о правах ребёнка», посредством игр и беседы вспомнили о своих правах и обязанностях. Дети сами пришли к выводу, что необходимо уважать доброжелательно относиться друг к другу, независимо от расовой принадлежности. Аппликация «Медальончик дружбы» сплотила их ещё больше. Ребята с радостью забрали результаты своего творчества домой.

Нужно четко обозначить круг обязанностей всех членов семьи,

начиная с взрослых и заканчивая малышами. Это поможет вырастить людей, уважающих себя и окружающих. В первый раз заговорив о правах и обязанностях ребенка, важно не прекращать обсуждение темы. Поводов

может быть бесконечно много: каждый поступок ребенка – это почва для воспитательного воздействия.

Консультация «Как рассказать детям о Пасхе в детском саду»

Консультация «Как рассказать детям о Пасхе в детском саду» Из опыта работы «Как рассказать детям о Пасхе в детском саду?».Пасха — самый главный и очень древний христианский праздник. Православная.

Консультация для родителей «9 Мая. Как рассказать ребенку о дне Великой Победы» Цель: Совершенствование воспитательно-образовательной работы; усиление ее патриотической направленности; формирование основ национального.

Консультация для родителей «Как рассказать детям о войне» Надо ли это? Может быть, стоит беречь детей от таких тяжелых впечатлений как боль, ужас, трагедия? Но если мы действительно хотим чтобы.

Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о войне» Рано или поздно каждый родитель сталкивается с тем, что не знает, как рассказать ребенку о том, что такое война, почему в России отмечают.

Консультация для родителей «Нужен ли ребёнку дневной сон?»

Консультация для родителей «Нужен ли ребёнку дневной сон?» Дневной сон - это физиологическая потребность ребенка, необходимая для его нормального развития. Сон необходим каждому человеку, но для.

Консультация для родителей «Этот День Победы. Что рассказать ребёнку о войне»

Консультация для родителей «Этот День Победы. Что рассказать ребёнку о войне» История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня - начало Великой Отечественной войны и 9 мая.

Консультация для воспитателей «Что рассказать детям про улиток»

Консультация для воспитателей «Что рассказать детям про улиток» У нас на Кубани часто можно встретить виноградную улитку. Однажды показав детворе на участке несколько виноградных улиток, мне пришлось.

Консультация «Как рассказать дошкольникам о 23 февраля» в разновозрастной группе ЗПР

Консультация «Как рассказать дошкольникам о 23 февраля» в разновозрастной группе ЗПР День защитника отечества - важный, торжественный праздник, который отмечает вся Россия 23 февраля. Во время него, страна чествует своих.

Консультация «Что и как можно рассказать детям-дошкольникам об орденах и медалях»

Консультация «Что и как можно рассказать детям-дошкольникам об орденах и медалях» Консультация на тему: «Что и как можно рассказать детям-дошкольникам об орденах и медалях». Авторы: методист Ависова Надежда Петровна, воспитатель.

Сидим дома. Консультация для родителей «Как и что рассказать ребенку о Великой Отечественной войне?» Сидим дома. Консультация для родителей «Как и что рассказать ребенку о Великой Отечественной войне?» Подготовила6 воспитатель 1 квалификационной.

Запрет ввели ради безопасности самого ребенка. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН.

Житель Челябинска Андрей пришел в Тракторозаводский районный суд на заседание по уголовному делу 5 июля. Вместе с собой привел четырехлетнего сына. Однако в здание суда им пройти не удалось.

«РЕБЕНОК МОЖЕТ НАЧАТЬ ШУМЕТЬ»

— Не успел я достать паспорт, на пропускном пункте сказали, что с ребенком присутствовать на заседании запрещено, — рассказывает Андрей. — Объяснили, что он может начать шуметь и помешает процессу. Я возмутился: «Куда же мне его деть, если дома не с кем оставить? И почему раньше можно было, а теперь нельзя?» К тому же, заседание открытое.

По словам челябинца, судебные приставы сослались на положение председателя Тракторозаводского районного суда, в котором также запрещается приходить в суд в спортивной и пляжной одежде.

— Кроме нас с сыном на это заседание не пустили еще одного мужчину. Он пришел в бриджах, — говорит Андрей. — Я почти час пытался добиться справедливости, просил показать мне инструкцию об организации пропускного режима или закон, запрещающий посещать суд с детьми. Я даже был согласен стоять у двери в зал заседания. Закончилось тем, что судебные приставы начали мне угрожать. Мне ничего не оставалось, как вызвать полицию и написать заявление.

На днях Андрея должны вызвать в МВД на беседу.

С дресс-кодом все ясно — уважение к суду никто не отменял. Но почему нельзя войти в здание с ребенком? Корреспондент газеты «Комсомольская правда — Челябинск» решила разобраться в ситуации.

ЭТО РАДИ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА

— Во-первых, согласно статье 241 УПК лица в возрасте до 16 лет, если они не являются участниками уголовного судопроизводства, допускаются на заседание только с разрешения судьи. А в данном случае ни мужчина, ни его сын не являются участниками процесса. Во-вторых, у нас есть положение, разработанное судебными приставами, согласно которому несовершеннолетним детям, за исключением вызванных в суд по делу, находиться в здании суда запрещено. В первую очередь, данный запрет направлен на обеспечение их же безопасности. В здание суда почти каждый день конвоируют подсудимых. Да и в целом контингент посетителей у нас специфический. Если с ребенком что-то произойдет, ответственность ляжет на нас, — объяснила помощник председателя Тракторозаводского районного суда Татьяна Подкорытова.

Что интересно, в другие суды Челябинска с детьми приходить можно.

— На заседание по гражданскому делу с ребенком пропустят без вопросов, а вот на уголовный процесс — по усмотрению судьи. Если ребенок будет мешать на заседании, судья может попросить вывести его за дверь, — сообщили корреспонденту «Комсомолки» в Челябинском областном суде.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

— Запрета на посещение судов с детьми нет. Суд, конечно, может вводить свои правила, но любой документ должен быть мотивирован с точки зрения закона. Иначе это будет нарушение конституционных прав граждан. Ребенок никогда не являлся фактором, представляющим угрозу. Даже Верховные суды разрешают детям находиться на заседаниях в сопровождении родителей, — объяснил юрист Евгений Емельянов.

Возрастная категория сайта 18 +

Цель – закреплять представления воспитанников о судебной власти, как независимой ветви государственной власти.

Задачи:

· защита справедливости от имени государства,

· дать представление о судебном заседании

- Ребята, посмотрите на изображение статуи.

- Вы знаете кто это? ( ответы детей)

- Правильно, это богиня Фемида – богиня правосудия.

Фемида, в древнегреческой мифологии богиня правосудия.

Греки называли богиню разными именами, например Темида, Темис. Фемида была дочерью бога неба Урана и Геи.

Рассмотрим более подробно символизм атрибутов богини правосудия Фемиды.

Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний. В древних мифологиях владыки загробного мира взвешивали добрые и злые поступки людей, и посмертная их судьба зависела от того, какая чаша перевесит. Весы находятся в левой руке богини - левая сторона тела считается воспринимающей.

Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука - правая: это сторона действия, символ силы, "правого дела".

Мантия - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность.

Статья 19 Конституции РФ гласит:

1. Все равны перед законом и судом.

Судья не смотрит на национальность, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, отношение к религии, на имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде, выслушивая обе стороны. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.

Заключение – Что же олицетв эта статуя….,а когда мы сталкиваемся с правосудием. Правильно…когда совершаются правонарушения

Все правонарушения рассматривается в суде, где принимаются определенные решения, выносится наказание.

Правонарушение – (ответы детей)

Правонарушения имеют различные тяжесть и характер последствий. По этому основанию они делятся на преступления и проступки.

Преступление – общественно опасное деяние, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Проступок –действие, имеющее меньшую общественную опасность по сравнению с преступлением.

И вот мы подошли к теме нашей сегодняшней беседе судебное разбирательство

Что такое судебное разбирательство?

Судебное разбирательство – одна из стадий уголовного судопроизводства (процесса).

На стадии судебного разбирательства происходит всестороннее, полное и объективное исследование уголовного дела; выявляется уличающие и оправдывающие обвиняемого, смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.

Суд может признать подсудимого виновным в совершении преступления и назначить ему соответствующее наказание только в результате судебного разбирательства

Оно завершается постановлением приговора, который выносится от имени государства.

Закон предусматривает такое понятие, как участники уголовного процесса.

Перечислить – кто находится в зале суда

Дела в суде рассматриваются судьёй. Судья — это должностное лицо, которое вершит суд, следит за соблюдением законов.

Посмотрите, как раньше выглядел судья, Обязательным атрибутом был парик, мантия. Судья имел молоточек. А для чего нужен молоточек? ( ответы детей)

Ударом этого молоточка судья призывает к порядку в суде и, огласив приговор, ударяет молоточком. Раньше судьей мог быть только мужчина.

В нашем государстве все имеют одинаковые права . Стать судье может человек( Конституция)

- Ребята, а вы знаете чем занимается прокурор в суде?

Посмотрите как серьезно выглядит прокурор, обратите внимание на атрибуты, находящиеся на столе.

В России прокурор ( государственный обвинитель) — должностное лицо прокуратуры, в задачи которого входит осуществление прокурорского надзора, координация деятельности по борьбе с преступностью и участие в рассмотрении дел судами, в том числе — поддержание государственного обвинения в уголовном процессе.

Прокурор участвует в судебном разбирательстве, Он призван поддерживать обвинение, т.е. осуществлять уголовное преследование, принимать участие в исследовании доказательств, давать заключение по возникающим в судебном заседании вопросам, представлять суду свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания подсудимому. Кроме того, в ходе судебного разбирательства прокурор должен принимать меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они не исходили.

Подведем итог. Прокурор обвиняет в суде, но подсудимый имеет право на защиту.

- Скажите, кто защищает подсудимого? Да, защищает адвокат.

Адвокат (лат. advocatus — от advoco — приглашаю) — лицо, профессией которого является оказание квалифицированной юридической помощи гражданам, в том числе защита их интересов и прав в суде. Адвокатура как профессия известна с древнейших времён.

Адвокат ( защитник) призван отстаивать законные права и интересы подсудимого, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства. Согласно ст. 249 УПК он принимает участие в исследовании доказательств, высказывает свои соображения по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, по существу обвинения, относительно обстоятельств, смягчающих ответственность, о мере наказания.

Потерпевший — человек, права и интересы которого нарушены совершением в отношении его правонарушения или преступления.

Свидетель — лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования дела, и которое вызвано для дачи показаний. Перед выслушиванием показаний свидетеля в суде, его предупреждают за дачу ложных показаний, за что он может понести уголовную ответственность.

Подсудимый - лицо, обвиняемое в совершении преступления.

Подсудимый и его защитник должны принимать участие в судебном разбирательстве, причём явка подсудимого обязательна

После оглашения приговора подсудимого под конвоем выводят из зала суда, в дальнейшем его сопровождают в место отбывания наказания.

Таким образом, все участники судебного разбирательства имеют равные права или, иными словами, они поставлены в положение равноправных, состязающихся перед судом сторон правового спора. Все они обеспечены возможностями непосредственно, активно участвовать в судебном разбирательстве.

Разберем ситуации правонарушений, с которыми вы сталкивались в жизни, находясь дома. За совершение правонарушений вы были направлены в спецшколу.

Ситуация №1

( Выходит воспитанник с портфелем, второй воспитанник тайно похищает телефон из портфеля.)

Первый воспитанник ищет телефон и замечает, что его украли.

Воспитатель – предлагаю обратиться в суд.

Потерпевший заявляет о краже его телефона, и дело рассматривается в суде.

Раздаются таблички, начинается судебное разбирательство, входит подсудимый.

Судья – подсудимый, вы обвиняетесь в краже мобильного телефона. Что вы можете сказать по существу.

Подсудимый – ничего я не воровал, я его просто взял.

Государственный обвинитель – мобильный телефон – это личная собственность и за совершенную кражу вы понесете наказание, согласно статье 158 уголовного кодекса от 2 до 5 лет.

Адвокат – в связи с тем, что подсудимому не исполнилось 14 лет, он не может быть привлечен к уголовной ответственности.

Ситуация №2

Воспитанник с телефоном, второй вырывает телефон и убегает. 1 воспитанник обращается за помощью, «у меня украли телефон».

Воспитатель – дело рассматривается в суде.

Судья – подсудимый, вы совершили правонарушение и должны понести ответственность.

Государственный обвинитель – похищение личной собственности – мобильного телефона – с применением насилия – это грабеж. Согласно статьи 160 Уголовного кодекса РФ предусматривается наказание - лишение свободы сроком до 8 лет.

Адвокат – Не смотря на совершенное тяжкое правонарушение, учитывая возраст подростка – 13 лет, он не может быть привлечен к уголовной ответственности.

Судья – за совершение грабежа в отношении гражданина, с учетом возраста подсудимого – 13 лет – решением суда подросток направляется в закрытое учебное заведение сроком на 3 года.

Повторим, что такое судебное разбирательство. Кто является участниками судебного процесса? Какими должен быть судья адвокат и тд. Беспристрастными, независимыми, неподкупными. Перечислить качества

Подведем итог нашей беседы:

Задумайтесь над этим! Остановитесь! Жизнь прекрасна другими делами!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: