Международно правовое признание государств

Обновлено: 26.04.2024

Понятие международно-правового признания. Признание – односторонний добровольный акт государства, в котором оно прямо или косвенно заявляет либо о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве или на части его территории, достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства.

Обязанности признания не существует. Это – право государства. Разумеется, длительное непризнание, продиктованное откровенно политическими соображениями и игнорирующее реальности международной жизни, может стать фактором, серьезно осложняющим межгосударственные отношения.

Признание может быть не явно выраженным. Его можно усмотреть в определенных действиях государства (предложении установить дипломатические отношения и т.п.).

Не принято брать признание назад, хотя такие случаи в истории встречались: в 1918 г. Франция взяла назад свое признание Финляндии, когда стало известно о планах возведения на престол в этой стране родственника Вильгельма II. Немного позднее, когда в Финляндии было решено установить республику, Франция признала ее вторично.

Теории признания. В доктрине существует две теории признания: конститутивная и декларативная. Согласно конститутивной только признание придает дестинатору (адресату) признания соответственное качество: государству – международную правосубъектность, правительству – способность представлять субъект международного права в межгосударственных отношениях. Наиболее уязвимая сторона этой теории заключается в том, что, во-первых, неясно, какое количество признаний необходимо для придания дестинатору упомянутого качества, и, во-вторых, как показывает практика, государства могут существовать и вступать в те или иные контакты с другими государствами, а правительства, пришедшие к власти неконституционным путем, эффективно представлять субъект международного права и без официального признания.

Согласно декларативной теории признание не сообщает дестинатору соответствующее качество, а лишь констатирует его появление и служит средством, облегчающим осуществление с ним контактов. Широко распространено мнение, что декларативная теория в большей степени отвечает реальностям международной жизни. Однако в тех случаях, когда признают субъектом международного права такие образования, которые объективно не могут быть ими (например, Мальтийский орден), признание приобретает конститутивный или, точнее, квазиконститутивный характер, придавая видимость приобретения качества, которое признающий желает видеть у дестинатора.

Формы признания. Существуют две формы официального признания: де-факто (de facto) и де-юре (de jure). Они используются при признании государств и правительств. Различие между ними заключается в объеме правовых последствий, которые они за собой влекут для признающего и признаваемого в их взаимных отношениях: при признании де-факто объем наступающих правовых последствий меньше. Никаких точных ориентиров и тем более норм, определяющих это различие или основания для использования той или иной формы признания, нет. Практика показывает, что в основе их использования лежат политические соображения.

Признание де-факто – выражение неуверенности в том, что данное государство или правительство достаточно долговечны или жизнеспособны. Признание де-факто может повлечь за собой установление консульских отношений, но не обязательно.

Признание де-юре – полное, окончательное. Оно, как правило, влечет за собой установление дипломатических отношений. В любом случае считается, что установление дипломатических отношений означает признание де-юре.

Встречаются случаи, когда государства, правительства (или другие власти) вступают в официальный контакт друг с другом вынужденно, для решения каких-либо конкретных вопросов, но вместе с тем не желают признавать друг друга. В этом случае говорят о признании ad hoc (в данной ситуации, по конкретному делу). Иногда целью таких контактов может быть заключение международных договоров. Например, четыре участника переговоров об окончании войны во Вьетнаме (США и три вьетнамские стороны) подписали в 1973 г. известные Парижские соглашения, хотя некоторые из них друг друга не признавали. Отсутствие признания в таких случаях не должно отражаться на юридической силе договора.

Виды признания различают в зависимости от дестинаторов признания. Можно выделить традиционные виды признания (государств и правительств) и предварительные, или промежуточные (признание народов или наций восставшей или воюющей стороной, организаций сопротивления и правительств в изгнании). Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства (при признании народа или нации), либо к стабилизации положения в стране, где власть нового правительства была установлена неконституционным путем.

Провести четкую границу между этими видами признания на практике довольно трудно. Например, народ, борющийся за свое освобождение, может быть признан в качестве воюющей стороны; власть, сместившая предыдущее правительство с помощью вооруженной силы и утвердившаяся на большей части территории страны и признанная воюющей стороной, может мало чем отличаться от правительства в традиционном понимании и т.д. Многое здесь определяется конкретной обстановкой, политической прозорливостью признающего и другими обстоятельствами.

Вопрос о признании государства возникает в том случае, если появляется новое государство в результате объединения нескольких либо если на месте одного государства в результате его распада появляется ряд более мелких, либо, наконец, если из состава какого-либо государства выделяется новое.

Вопрос о признании государства может возникнуть и при территориальном изменении государственного и общественного строя в результате революции. Однако на практике в таких ситуациях чаще прибегают к признанию нового правительства, особенно если революция не привела к серьезным территориальным изменениям. Например, после провозглашения в 1949 г. Китайской Народной Республики СССР признал Правительство КНР, а не саму КНР.

Попытки выработать критерии признания правительств, пришедших к власти неконституционным путем, успеха не имели. Принято считать, что такое признание является обоснованным в том случае, если признаваемое правительство эффективно осуществляет власть на территории страны или на большей ее части, контролирует ситуацию в стране. Если в результате переворота меняются форма правления, например монархическая на республиканскую, и, соответственно, официальное название государства, признание нового правительства может осуществляться в виде признания государства.

Поскольку признание правительства может быть ошибочно истолковано как его одобрение, некоторые государства стали придерживаться политики воздержания от какого-либо официального признания правительств. Эта политика получила наименование доктрины Эстрады (по имени сформулировавшего ее в 1933 г. министра иностранных дел Мексики). По существу, как показывает практика, речь идет о молчаливом или подразумеваемом признании, так как в таких ситуациях обычно сохраняются дипломатические отношения или иные формы официальных контактов с новым правительством.

Признание нации (или народа) как вид промежуточного признания возникло в ходе Первой мировой войны, когда страны Антанты признали, исходя из собственных военных и политических интересов (с целью легализации участия чешских, словацких, польских и других воинских частей в составе вооруженных сил Антанты), в качестве «союзных» или «совместно воюющих» наций чехов, словаков, поляков и т.д.

В период ликвидации колониальной системы широкое распространение получила практика признания национально-освободительных движений со стороны как отдельных государств, так и межправительственных организаций, прежде всего ООН, которые предоставили им статус наблюдателей. Своеобразие этого вида признания состояло в том, что оно давалось не нации или народу как таковым, а именно национально-освободительным движениям, причем этот термин использовался для обозначения не самого движения, а организаций, его возглавляющих и ведущих борьбу (например, Народной организации Юго-Западной Африки – СВАПО).

Признание в качестве восставшей или воюющей стороны использовалось в XIX в. и в какой-то степени в первой половине XX в. Точного разграничения понятий восставшей и воюющей сторон не существует. Одна из основных целей такого рода признания – обеспечить возможность защиты интересов признающего на территории, контролируемой повстанцами. Так, в 1823 г. Великобритания признала греков, которые боролись против Турции за создание собственного государства, воюющей стороной.

Не существует и точных критериев признания правительств в эмиграции и организаций сопротивления. Особенно остро эти вопросы стояли во время Второй мировой войны.

Практика показывает, что обоснованность признания правительств в эмиграции определяется скорее всего реальной связью этих правительств с народом своих стран, их способностью руководить борьбой с оккупантами.

Предоставление признания организациям сопротивления оправданно тогда, когда они достаточно консолидированы и ведут активную и широкомасштабную борьбу против оккупантов.

Если правительство в эмиграции теряет связь с движением сопротивления внутри своей страны или в этом движении происходит раскол и значительная его часть перестает ориентироваться на правительство в эмиграции, признание последнего может быть аннулировано. Во всех указанных случаях первостепенную роль играют политические соображения.

Международно-правовое признание представляет собой односторонний акт государства, посредством которого юридически признаётся возникновение нового субъекта международного права с целью установления с ним дипломатических либо иных отношений.

Признание новых государств или правительств является исключительной прерогативой других суверенных государств.

Основные виды международно-правового признания заключаются в следующем:

1. Признание государства (государствоподобного субъекта международного права). Признание государства, сделанное другим государством, свидетельствует о том, что новое государство признаётся независимым и суверенным государством, полноправным участником международного общения.

2. Признание правительства (в том числе и правительства в изгнании или другого ещё не обладающего реальной государственной властью, но намеренного обладать ей в будущем). Такое признание свидетельствует о том, что новое правительство теперь рассматривается как законное правительство данного государства, представляющее его на международной арене. Вопрос о таком признании может возникать при революциях или переворотах, но практически никогда не возникает при обычной смене власти в той или иной стране, например в результате демократических выборов.

3. Признание восставшей (воюющей) стороны.

4. Признание борющихся за независимость наций или национально-освободительных движений.

5. Признание организаций сопротивления.

Кроме того, по критерию времени признания разделяют на:

Преждевременное – производится до того, как образование приобрело признаки государства (территория, население, независимость власти и способности вступать в международные отношения) или правительство полностью пришло к власти. Большинством ученых это воспринимается как вмешательство во внутренние дела государства.

Запоздалое – производится спустя большой промежуток времени после приобретения государством всех признаков субъекта международного права (например, признание КНР США в 1979 г.).

В литературе также по критерию субъекта, который совершает акт признания в отношении дестинатора выделяется:

Индивидуальное – признание одним государством другого государства либо правительства.

Коллективное – одновременное признание государства (правительства) группой государств в рамках международной конференции.

Существуют следующие формы международного признания:

Признание де-юре – полное официальное признание государств (государствоподобных субъектов международного права) или их правительств. Установление либо поддержание дипломатических отношений всегда свидетельствует о таком признании, хотя не является обязательным для него.

Признание де-факто – неполное и неокончательное признание. При таком признании дипломатические отношения не могут быть установлены, однако заключаются двусторонние торговые, финансовые, образовательные, экологические и другие соглашения. Применяется, когда у признающего государства нет уверенности в прочности нового субъекта международного права, либо когда сам субъект себя считает временным образованием. Следует при этом отметить, что в отличие от двусторонних договоров, сам факт участия двух государств в одном многостороннем международном договоре или международной организации не может свидетельствовать об их взаимном признании в какой-либо форме.

Признание ad hoc –разовое временное признание, когда такой акт носит вынужденный характер для того, чтобы разрешить конкретные вопросы между государствами, которые официально не желают признавать друг друга.

Правила признания государств регулируются по большей части международно-правовым обычаем. Однако некоторые критерии вытекают непосредственно из общих принципов международного права. Так, не могут быть признаны государства, образовавшиеся в ходе прихода к власти меньшинства, проводящего расистскую или иную запрещенную политику (как, например, в случае провозглашения независимости Южной Родезии в 1965 г., когда Совет Безопасности ООН призвал не признавать «незаконный режим расистского меньшинства»), а также государства, образованные в ходе агрессии или оккупации территории другого государства.

В 1991 г. на встрече министров иностранных дел стран ЕС были сформированы следующие критерии, которым должно соответствовать государство для его официального признания:

Соблюдение положений Устава ООН;

Уважение принципа нерушимости границ;

Уважение прав и свобод человека, построение демократического режима, гарантирование прав этнических и национальных меньшинств;

Принятие обязательств, касающихся разоружения и нераспространения ядерного оружия;

Мирное разрешение региональных споров, в том числе связанных с вопросами правопреемства.

Данные критерии носят рекомендательный характер, при этом они имели определяющее значение при признании новых государств на территории Восточной Европы и бывшего СССР.

Значение признания государства трудно переоценить. Только признанное государство может в полной мере нести права и обязанности, основанные на нормах международного права, участвовать в полной мере в международном общении и сотрудничестве, согласовании международно-правовых норм. Послы, консулы и представители государства могут не пользоваться иммунитетами и привилегиями в не признающем их государстве.

Право признания государств является суверенным правом государств. Акт признания может быть совершен только от имени государства или его правительства. Международные организации, включая ООН не имеют права признавать государства или правительства:

Признание нового государства или правительства – это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций – это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство.

Юридическое признание обычно осуществляется посредством односторонних актов. В большинстве случаев подобный акт выполняет две функции: устанавливает факт существования государства, а также устанавливает дипломатические отношения между государствами (например, Указ Президента РФ от 11.07.2011 «О признании Российской Федерацией Республики Южный Судан и об установлении с ней дипломатических отношений»).

Обычно признание правительств подразумевается при признании государств в целом, т.е. признавая новое государство, другое государство автоматически признаёт и его правительство. Однако существует несколько подходов к признанию правительств, пришедших к власти неконституционным (революционным) путем.

Доктрина непризнания правительств, пришедших к власти неконституционным путём, выдвинутая в 1907 г. министром иностранных дел Эквадора Карлосом Тобаро. В соответствии с ней, такие правительства не должны признаваться государствами.

В 1930 г. министром иностранных дел Мексики Хенаро Эстрада была выдвинута другая доктрина, согласно которой подобные правительства могут признаваться не принятием отдельного акта, а простым установлением дипломатических сношений. Доктрина Эстрады главным образом была направлена против использования института признания правительств для вмешательства во внутренние дела латиноамериканских стран со стороны США и ряда других государств, что делалось в соответствии с доктриной Тобара, и была связана с декларативной теорией признания государств.

В настоящее время признание правительств, пришедших к власти неконституционным путём осуществляется в большинстве случаев установлением внешних сношений с государством (аккредитации направленных этим правительством послов, направлении собственных послов). При этом учитываются следующие критерии:

Правительство должно независимо осуществлять действительное фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории.

Правительство пользуется поддержкой народа, реализует и не нарушает права человека и гражданина.

Правительство установило демократический режим.

В процессе прихода правительства к власти не было вмешательство иных государств во внутренние дела государства.

Признание правительств в изгнании (в эмиграции) было достаточно распространенной практикой во время Второй мировой войны 1939-1945 гг. Однако с позиций современного международного права такое правительство не отвечает критериям признания – в частности из-за того,что оно больше не связано с территорией и населением страны, не осуществляет эффективного контроля и не имеет властных полномочий, поэтому признание правительств в изгнании используется достаточно редко.

Признание восставшей (воюющей) стороны тесно связано с понятиями конфликта внутреннего и международного характера, установленных Женевской конвенцией 1949 года. Признание в качестве восставших и воюющих означает, что восстание, гражданская война или национально-освободительное движение из конфликта, имеющего внутренний характер, превращается в конфликт, имеющий международный характер.

Восставшая или воюющая сторона обязаны соблюдать нормы международного, в том числе гуманитарного права, законы и обычаи войны. Они несут ответственность перед признавшими их странами за вред, причиненный их имуществу или гражданам, юридическим лицам.

Критериями признания стороны конфликта восставшей или воюющей являются:

наличие гражданской войны, протекающей в виде вооруженных действий широкого масштаба;

оккупация повстанцами значительной части национальной территории и наличие определенной степени правильно организованного управления ею;

соблюдение вооруженными силами повстанцев, действующими под командованием ответственного руководителя, установленных правил ведения войны;

практическая необходимость для третьих государств определить свою позицию к происходящей гражданской войне.

Как правило, признание восставшей (воюющей) стороны не ведет к установлению дипломатических отношений.

Пример признания в качестве восставшей (воюющей) стороны: признание Великобританией и Францией КША и США в качестве воюющих сторон во времена гражданской войны в США 1861-1865 гг.

Признание борющейся за независимость нации взаимосвязано с принципом самоопределения наций и народов. Признание борющейся за независимость нации или народа имеет целью подтверждение его статуса в качестве субъекта международного права (в отличие от воюющих или восставших сторон, которые субъектом международного права не являются, а признание закрепляет лишь их временный статус в качестве субъекта гуманитарного права). Орган национального освобождения в этом случае приравнивается к правительству нового зарождающегося государства.

По своей природе, признание борющейся нации является переходным этапом на пути к признанию государства. Основаниями для признания борющейся нации или народа являются:

Нация или народ находятся в подчинении иностранного государства, подвергаются иностранному господству, а их эксплуатация является отрицанием основных прав человека, противоречащая Уставу ООН и препятствующая развитию международного сотрудничества и установлению мира;

Народ обладает своей территорией, исторически принадлежавшей ему;

Во главе борьбы за свою независимость, стоит орган, координирующий её и выступающий от имени всего народа.

Примерами признания наций и народов, борющихся за независимость являются: признание Организации Освобождения Палестины в качестве единственного законного представителя палестинского народа (признание выражено государствами в рамках резолюции XXIX сессии от 22 ноября 1974 г.

Потребность в признании организаций (органов) сопротивления возникает в случае, когда часть или вся территория страны подвергается иностранной оккупации. Исторически данный вид признания берёт свое начало во времена Второй мировой войны, когда сопротивление было официально признано в ряде европейских государств, захваченных нацистской Германией (Польша, Франция, Югославия). В отличие от признания восставшей (воюющей) стороны, признание органов сопротивления осуществляется не при наличии гражданской войны в государстве (в том числе, вызванной нелегитимностью правительства, находящегося у власти), а именно в случае установления оккупационных органов правления в стране, подвергнувшейся иностранной интервенции. Признание организации сопротивления (как и признание восставшей (воюющей) стороной) является промежуточным этапом на пути к признанию правительства и государства.

Формы признания государств:
1. Официальные, юридические формы признания — де-юре (признание в полном объеме, сопровождающееся установлением дипломатических отно­шений. Это обычная форма, которую не принято брать на­зад. Оно предполагает установление стабильных меж­дународных отношений, фиксиру­ется в официальных документах.) и де-факто (особая форма юридического признания. Это неполное признание, имеющее временный и переходный к де-юре характер, сопровождаю­щееся установлением консульских и торгово- экономических отноше­ний. Может быть взято назад.)
2. Неофициальное, фактическое признание. Предполагает установление постоянных или эпизодических контактов на различных уровнях. Официальные отношения не устанавливаются. Его разновидность - признание ad hос (ра­зовое, на данный случай). Цель - за­ключение меж. договора (как правило, об окончании вой­ны – 1979 Парижский мирный договор). Отсутствие признания не влияет на действительность договоров, заключенных между не признающими друг друга сторонами.
Юридическое оформление признания производится актом при­знающего государства (в РФ, напр., это Указ Президен­та 1993 «О признании Эритреи»). Непризнанные гос-ва сейчас: Абхазия, Приднестровская республика, Южная Осетия, Сомали, Турецкая республика Северного Кипра.
В последние годы XX в. появился институт «принудительного при­знания», на основе международного дого­вора (Дейтонское соглашение 1995 г. - Союзная республика Югосла­вия и Республика Босния и Герцеговина признали друг друга в качест­ве суверенных государств) либо на основе резолюции международной организации (решение Совета Безопасности ООН 1994 г. - Ирак при­знал суверенитет и политическую независимость Кувейта). «Принуди­тельное признание» возникает в ситуации постконфликтного миростроительства и нацелено на нормализацию меж. отно­шений.
Признание государства – это и признание его правительства. Сложная проблема – признание ново­го правительства, пришедшего к власти неконституционным путем (гос. переворот, соц. революция, гражданская война). Существует точка зрения, что при смене власти нет необходимости в новом офици­альном признании, достаточно продолжать существующие междуна­родные отношения. Противоположная концепция — если в гос-ве кардинально изменилась общественно-политическая ситуация, необходимо новое признание такого гос-ва (учитывая проблемы правопреемства).
В современной теории наиболее популярна доктрина Эстрады: поддержка большинством населения страны, эффективная власть и контроль на всей территории, демократический по­литический режим и соблюдение основных прав и свобод челове­ка, при приходе отсутствовало ино­странное вмешательство.
Признание НБН – это признание органов национально-освободитель­ного движения, возглавляющих национально-освободительную борьбу. Признание НБН не относится к народу в целом. Это конституирование (создание) меж. правосубъектности. Международная правосубъект­ность НБН имеет производный характер: она зависит от прямого волеизъявления государств. После признания НБН стан-ся суб-м МП. Примеры: во время Первой ми­ровой войны государства Антанты признали в качестве союзных на­ций поляков, чехов, словаков, венгров, боровшихся против Австро-Венгрии и Германии; в период крушения колониализма призна­ние СВАПО — Народной организации Юго-Западной Африки; при­знание Организации освобождения Палестины (ООП) оформлено ре­золюцией Генеральной Ассамблеи ООН, принятой в 1974 г.
Признание восставшей и воюющей стороны — это признание пов­станцев в граж. войне или национально-освободительной борьбе. В 1823 Вели­кобритания признала греков-повстанцев воюющей стороной. Цель - защита интересов при­знающего гос-ва на территории, контролируемой повстанцами. Юридическое последствие - распространение на повстанцев законов и обычаев войны.
Признание организаций сопротивления = признание восставшей стороны.
Призна­ние правительства в изгнании - при оккупации территории гос-ва иностранными войсками. Его цель — дать правительству в изгнании возможность участвовать в международной жизни, наибо­лее эффективно руководить освободительной борьбой в своей стране. Во время Второй мировой войны такое признание со стороны госу­дарств — участников антигитлеровской коалиции получили Лондон­ское правительство Польши и Франции. Сегодня это правительство Абхазии, признанное Грузией и находящееся на ее территории.
Признание эмигрантских правительств, когда власть сменяется неконституционным путем (когда происходит социальная револю­ция или начинается гражданская война). Данная проблема прямо свя­зана с признанием правительства, пришедшего к власти неконститу­ционным путем.

Междунаро́дно-правово́е призна́ние — односторонний акт государства, посредством которого юридически признаётся возникновение нового субъекта международного права с целью установления с ним дипломатических либо иных отношений.

Признание новых государств или правительств является исключительной прерогативой других суверенных государств

Основные виды международно-правового признания следующие.

Признание государства (государствоподобного субъекта международного права). Признание государства, сделанное другим государством, свидетельствует о том, что новое государство признаётся независимым и суверенным государством, полноправным участником международного общения.

Признание правительства (в том числе и правительства в изгнании или другого ещё не обладающего реальной государственной властью, но намеренного обладать ей в будущем). Такое признание свидетельствует о том, что новое правительство теперь рассматривается как законное правительство данного государства, представляющее его на международной арене. Вопрос о таком признании может возникать при революциях или переворотах, но практически никогда не возникает при обычной смене власти в той или иной стране, например в результате демократических выборов.

Признание восставшей (воюющей) стороны.

Признание борющихся за независимость наций или национально-освободительных движений.

Признание организаций сопротивления.

При признании новых государств в международной практике применяются две противоположные друг другу теории: конститутивная и декларативная. В соответствие с первой теорией только признание создаёт новое государство как субъект международного права; признание имеет ключевое значение при приобретении государством международной правосубъектности. Вторая теория говорит о том, что достаточно только самого факта провозглашения нового государства, чтобы у него появилась международная правосубъектность, при этом акт международного признания всего лишь констатирует это событие.

Также существуют следующие формы международного признания:

1.Признание де-юре — полное официальное признание государств (государствоподобных субъектов международного права) или их правительств. Установление либо поддержание дипломатических отношений всегда свидетельствует о таком признании, хотя не является обязательным для него.

2.Признание де-факто — неполное и неокончательное признание. При таком признании дипломатические отношения не могут быть установлены, однако заключаются двусторонние торговые, финансовые, образовательные, экологические и другие соглашения. Применяется, когда у признающего государства нет уверенности в прочности нового субъекта международного права, либо когда сам субъект себя считает временным образованием. Следует при этом отметить, что в отличие от двусторонних договоров, сам факт участия двух государств в одном многостороннем международном договоре или международной организации не может свидетельствовать об их взаимном признании в какой-либо форме.

3.Признание ad hoc — разовое временное признание, когда такой акт носит вынужденный характер для того, чтобы разрешить конкретные вопросы между государствами, которые официально не желают признавать друг друга.

Международно-правовое признание — это акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта международного права и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на международном праве отношения.

Истории международных отношений известны случаи незамедлительного признания новых государств и правительств, а также упорных отказов в нем. Например, США были признаны в XVIII в. Францией в тот период, когда они еще не освободились окончательно от зависимости от Англии. Советское правительство было признано США только в 1933 г . т. е. спустя 16 лет после образования.

Признание обычно выражается в том, что государство или группа государств обращаются к правительству возникшего государства и заявляют об объеме и характере своих отношений с вновь возникшим государством. Такое заявление, как правило, сопровождается выражением желания установить с признаваемым государством дипломатические отношения и обменяться представительствами. Например, в телеграмме Председателя Совета Министров СССР премьер-министру Кении от 11 декабря 1963 г. отмечалось, что Советское правительство «торжественно заявляет о своем признании Кении как независимого и суверенного государства и выражает готовность установить с ней дипломатические отношения и обменяться дипломатическими представительствами на уровне посольств».

В принципе, заявление об установлении дипломатических отношений является классической формой признания государства, даже если в предложении об установлении таких отношений не содержится заявление об официальном признании.

Признание не создает нового субъекта международного права. Оно может быть полным, окончательным и официальным. Такой вид признания называется признанием de jure. Неокончательное признание именуется de facto.

Признание de facto (фактическое) имется место в тех случаях, когда у признающего государства нет уверенности в прочности признаваемого субъекта международного права, а также когда он (субъект) считает себя временным образованием. Этот вид признания может быть реализован, например, путем участия признаваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Например, в ООН есть государства, которые не признают друг друга, но это не мешает им нормально участвовать в ее работе. Признание de facto, как правило, не влечет за собой установление дипломатических отношений. Между государствами устанавливаются торговые, финансовые и иные отношения, но не происходит обмена дипломатическими представительствами.

Поскольку признание de facto является временным, оно может быть взято обратно в случае, если отсутствующие условия, требуемые для признания, не будут реализованы. Взятие признания обратно имеет место при признании de jure правительства-соперника, которому удалось завоевать прочное положение, или при признании суверенитета государства, аннексировавшего другое государство. Например, Великобритания взяла обратно в 1938 г. признание Эфиопии (Абиссинии) в качестве независимого государства в связи с тем, что признала de jure аннексию этой страны Италией.

Признание de jure (официальное) выражается в официальных актах, например в резолюциях межправительственных организаций, итоговых документах международных конференций, в заявлениях правительства, в совместных коммюнике государств и т. д. Такой вид признания реализуется, как правило, путем установления дипломатических отношений, заключения договоров по политическим, экономическим, культурным и иным вопросам.

Тем не менее в принципе признание — это политический акт двух государств — признающего и признаваемого 1 . В науке международного права для объяснения роли и значения признания государств сформулированы следующие две теории.

Конститутивная теория признания. Ее сторонниками являются Л. Оппенгейм, Е. Лаутерпахт, Д. Анцилотти, М. Бастид, С. Патель, Г. Кельзен и др. Конститутивная теория исходит из того, что нет признания, то нет и субъекта международного права. Следовательно, отсюда делались и делаются далеко идущие политические, экономические, военные, дипломатические выводы в отношении непризнанного государства.

Конститутивная теория несовместима с международным правом, поскольку она игнорирует тот факт, что государство еще до признания пользуется всеми правами и обязанностями, вытекающими из принципа суверенитета. Непризнание каким-либо государством другого государства вовсе не означает, что оно может не считаться с правами государства, которое им не признано.

Декларативная теория признания. Этой теории придерживается подавляющее большинство юристов-международников. Ее сущность заключается в том, что признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права. «Государство возникает и существует самостоятельно,— писал Ф. Ф. Мартене— Признанием его лишь констатируется его рождение».

Новое государство может появиться в результате: а) социальной революции, приведшей к замене одного общественного строя другим; б) образования государств в ходе национально-освободительной борьбы, когда народы бывших колониальных и зависимых стран создали независимые государства; в) слияния двух или более государств или разъединения одного государства на два или более.

Признание правительства.Истории международного права известны специальные доктрины о признании правительств, например доктрины Тобара и Эстрады.

Доктрина Тобара(ее автором являлся министр иностранных дел Эквадора Карлос Тобар) закреплена в Конвенции государств Центральной Америки от 20 декабря 1907 г. В соответствии со ст. 1 Конвенции правительства договаривающихся сторон (Гватемалы, Гондураса, Коста-Рики, Никарагуа и Сальвадора) не признают правительства, которое может установиться в одной из пяти республик в результате государственного переворота или революции, направленных против признанного правительства, пока свободно избранное правительство не реорганизует страну в конституционных формах.

Главным критерием признания нового правительства является критерий эффективности и законности. Под эффективностью правительства обычно понимают действительно фактическое обладание государственной властью, которая должна быть независимой, самостоятельной и жизнеспособной. Например, в 1849 г. вашингтонское правительство отказало в своем признании независимости Венгрии, после того как отправленный им агент донес, что Венгерское революционное правительство в действительности нежизнеспособно.

Международно-правовое признание — односторонний акт государства, посредством которого юридически признаётся возникновение нового субъекта международного права с целью установления с ним дипломатических либо иных отношений.

Признание новых государств или правительств является исключительной прерогативой других суверенных государств.

Виды признания

Основные виды международно-правового признания следующие:

  • Признание государства (государствоподобного субъекта международного права). Признание государства, сделанное другим государством, свидетельствует о том, что новое государство признаётся независимым и суверенным государством, полноправным участником международного общения.
  • Признание правительства (в том числе и правительства в изгнании или другого ещё не обладающего реальной государственной властью, но намеренного обладать ей в будущем). Такое признание свидетельствует о том, что новое правительство теперь рассматривается как законное правительство данного государства, представляющее его на международной арене. Вопрос о таком признании может возникать при революциях или переворотах, но практически никогда не возникает при обычной смене власти в той или иной стране, например, в результате демократических выборов.
  • Признание восставшей (воюющей) стороны.
  • Признание борющихся за независимость наций или национально-освободительных движений.
  • Признание организаций сопротивления.

Кроме того, по критерию времени признания разделяют на:

  • Преждевременное — производится до того, как образование приобрело признаки государства (территория, население, независимость власти и способности вступать в международные отношения) или правительство полностью пришло к власти. Большинством ученых воспринимается как вмешательство во внутренние дела государства (А. Фердросс, Л. Оппенгейм).
  • Запоздалое — производится спустя большой промежуток времени после приобретения государством всех признаков субъекта международного права (например, признание КНР Соединёнными штатами Америки в 1979 году).

В литературе также по критерию субъекта, который совершает акт признания в отношении дестинатора выделяется:

  • Индивидуальное — признание одним государством другого государства либо правительства.
  • Коллективное — одновременное признание государства (правительства) группой государств в рамках международной конференции.

Формы

Существуют следующие формы международного признания:

  • Признание де-юре — полное официальное признание государств (государствоподобных субъектов международного права) или их правительств. Установление либо поддержание дипломатических отношений всегда свидетельствует о таком признании, хотя не является обязательным для него.
  • Признание де-факто — неполное и неокончательное признание. При таком признании дипломатические отношения могут быть не установлены, однако заключаются двусторонние торговые, финансовые, образовательные, экологические и другие соглашения. Применяется, когда у признающего государства нет уверенности в прочности нового субъекта международного права, либо когда сам субъект себя считает временным образованием. В отличие от двусторонних договоров, сам факт участия двух государств в одном многостороннем международном договоре или международной организации не может свидетельствовать об их взаимном признании в какой-либо форме.
  • Признание ad hoc — разовое временное признание, когда такой акт носит вынужденный характер для того, чтобы разрешить конкретные вопросы между государствами, которые официально не желают признавать друг друга.

Признание государств

Теории

При признании новых государств в международной практике применяются две противоположные друг другу теории: конститутивная (Г. Кельзен, Д. Анцилотти, Г. Еллинек) и декларативная (Ф. Ф. Мартенс, О. И. Тиунов). В соответствии с первой теорией только признание создаёт новое государство как субъект международного права; признание имеет ключевое значение при приобретении государством международной правосубъектности. Вторая теория говорит о том, что достаточно только самого факта провозглашения нового государства, чтобы у него появилась международная правосубъектность, при этом акт международного признания всего лишь констатирует это событие.

Критерии признания

Правила признания государств регулируются по большей части международно-правовым обычаем. Однако некоторые критерии вытекают непосредственно из общих принципов международного права. Так, не могут быть признаны государства, образовавшиеся в ходе прихода к власти меньшинства, проводящего расистскую или иную запрещенную политику (как, например, в случае провозглашения независимости Южной Родезии в 1965 году, когда Совет Безопасности ООН призвал не признавать «незаконный режим расистского меньшинства»), а также государства, образованные в ходе агрессии или оккупации территории другого государства.

В 1991 году на встрече министров иностранных дел стран ЕС были сформированы следующие критерии, которым должно соответствовать государство для его официального признания:

  • Соблюдение положений Устава ООН;
  • Уважение принципа нерушимости границ;
  • Уважение прав и свобод человека, построение демократического режима, гарантирование прав этнических и национальных меньшинств;
  • Принятие обязательств, касающихся разоружения и нераспространения ядерного оружия;
  • Мирное разрешение региональных споров, в том числе связанных с вопросами правопреемства.

Данные критерии носят рекомендательный характер, при этом они имели определяющее значение при признании новых государств на территории Восточной Европы и бывшего СССР.

Значение и порядок признания

Значение признания государства трудно переоценить. Только признанное государство может в полной мере нести права и обязанности, основанные на нормах международного права, участвовать в полной мере в международном общении и сотрудничестве, согласовании международно-правовых норм. Послы, консулы и представители государства могут не пользоваться иммунитетами и привилегиями в не признающем их государстве.

Право признания государств является суверенным правом государств. Акт признания может быть совершен только от имени государства или его правительства. Международные организации, включая ООН не имеют права признавать государства или правительства:

Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций — это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство

Юридическое признание обычно осуществляется посредством односторонних актов. В большинстве случаев подобный акт выполняет две функции: устанавливает факт существования государства, а также устанавливает дипломатические отношения между государствами (например, Указ Президента РФ от 12.05.1993 «О признании Эритреи», Указ Президента РФ 11.07.2011 «О признании Российской Федерацией Республики Южный Судан и об установлении с ней дипломатических отношений»).

Признание правительств

Обычно признание правительств подразумевается при признании государств в целом. То есть, признавая новое государство, другое государство автоматически признаёт и его правительство. Однако существует несколько подходов к признанию правительств, пришедших к власти неконституционным (революционным) путём.

Доктрина непризнания правительств, пришедших к власти неконституционным путём, выдвинутая в 1907 году министром иностранных дел Эквадора Карлосом Тобаро. В соответствии с ней, такие правительства не должны признаваться государствами.

В 1930 году министром иностранных дел Мексики Хенаро Эстрада была выдвинута другая доктрина, согласно которой подобные правительства могут признаваться не принятием отдельного акта, а простым установлением дипломатических сношений. Доктрина Эстрады главным образом была направлена против использования института признания правительств для вмешательства во внутренние дела латиноамериканских стран со стороны США и ряда других государств, что делалось в соответствии с доктриной Тобара, и была связана с декларативной теорией признания государств.

В настоящее время признание правительств, пришедших к власти неконституционным путём осуществляется в большинстве случаев установлением внешних сношений с государством (аккредитации направленных этим правительством послов, направлении собственных послов). При этом учитываются следующие критерии:

  • Правительство должно независимо осуществлять действительное фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории.
  • Правительство пользуется поддержкой народа, реализует и не нарушает права человека и гражданина.
  • Правительство установило демократический режим
  • В процессе прихода правительства к власти не было вмешательства иных государств во внутренние дела государства.

Признание правительств в изгнании

Признание правительств в изгнании (в эмиграции) было достаточно распространенной практикой во время Второй мировой войны. Однако с позиций современного международного права такое правительство не отвечает критериям признания — в частности из-за того, что оно больше не связано с территорией и населением страны, не осуществляет эффективного контроля и не имеет властных полномочий, поэтому институт признания правительств в изгнании используется достаточно редко.

Признание восставшей (воюющей) стороны

Признание восставшей (воюющей) стороны тесно связано с понятиями конфликта внутреннего и международного характера, установленных Женевской конвенцией 1949 года. Признание в качестве восставших и воюющих означает, что восстание, гражданская война или национально-освободительное движение из конфликта, имеющего внутренний характер, превращается в конфликт, имеющий международный характер.

Восставшая или воюющая сторона обязаны соблюдать нормы международного, в том числе гуманитарного права, законы и обычаи войны. Они несут ответственность перед признавшими их странами за вред, причиненный их имуществу или гражданам, юридическим лицам.

Критериями признания стороны конфликта восставшей или воюющей являются:

  • наличие гражданской войны, протекающей в виде вооруженных действий широкого масштаба;
  • оккупация повстанцами значительной части национальной территории и наличие определённой степени правильно организованного управления ею;
  • соблюдение вооруженными силами повстанцев, действующими под командованием ответственного руководителя, установленных правил ведения войны;
  • практическая необходимость для третьих государств определить свою позицию к происходящей гражданской войне.

Как правило, признание восставшей (воюющей) стороны не ведет к установлению дипломатических отношений.

Примеры признания в качестве восставшей (воюющей) стороны:

  • Признание Соединенными штатами Америки Кубы, боровшейся за независимость от Испании в 1896 году.
  • Признание Великобританией и Францией КША и США в качестве воюющих сторон гражданской войны.
  • Признание Францией и Мексикой Фронта национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ) как воюющей стороны в гражданской войне в Сальвадоре в 1981 году.

Признание борющейся нации

Признание борющейся за независимость нации взаимосвязано с принципом самоопределения наций и народов. Признание борющейся за независимость нации или народа имеет целью подтверждение его статуса в качестве субъекта международного права (в отличие от воюющих или восставших сторон, которые субъектом международного права не являются, а признание закрепляет лишь их временный статус в качестве субъекта гуманитарного права). Орган национального освобождения в этом случае приравнивается к правительству нового зарождающегося государства.

По своей природе, признание борющейся нации является переходным этапом на пути к признанию государства. Основаниями для признания борющейся нации или народа являются:

  • Нация или народ находятся в подчинении иностранного государства, подвергаются иностранному господству, а их эксплуатация является отрицанием основных прав человека, противоречащая Уставу ООН и препятствующая развитию международного сотрудничества и установлению мира;
  • Народ обладает своей территорией, исторически принадлежавшей ему;
  • Во главе борьбы за свою независимость, стоит орган, координирующий её и выступающий от имени всего народа.

Примерами признания наций и народов, борющихся за независимость являются:

  • Признание Организации Освобождения Палестины в качестве единственного законного представителя палестинского народа (признание выражено государствами в рамках резолюции XXIX сессии от 22 ноября 1974 года).
  • Признание большинством государств Фронта национального освобождения Алжира.
  • Признание некоторыми странами Фронта ПОЛИСАРИО в качестве законного представителя народа Западной Сахары (подробнее: Международно-правовой статус Сахарской Арабской Демократической Республики).

Признание органов сопротивления

Потребность в признании организаций (органов) сопротивления возникает в случае, когда часть или вся территория страны подвергается иностранной оккупации. Исторически данный вид признания берёт своё начало во времена Второй мировой войны, когда сопротивление было официально признано в ряде европейских государств, захваченных нацистской Германией (Польша, Франция, Югославия). В отличие от признания восставшей (воюющей) стороны, признание органов сопротивления осуществляется не при наличии гражданской войны в государстве (в том числе, вызванной нелегитимностью правительства, находящегося у власти), а именно в случае установления оккупационных органов правления в стране, подвергнувшейся иностранной интервенции. Признание организации сопротивления (как и признание восставшей (воюющей) стороной) является промежуточным этапом на пути к признанию правительства и государства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: