В период римской республики занимались судебными спорами толковали и создавали право кто

Обновлено: 27.03.2024

Медведев Валентин Григорьевич, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Тольяттинского государственного университета (Тольятти).

Статья посвящена анализу уголовного суда и процесса в Древнем Риме в период империи. Автор стремится показать изменения, происшедшие в судебной системе и уголовном судопроизводстве в исследуемый отрезок времени, выявить новые составы преступлений, раскрыть содержание процессуальных действий.

Ключевые слова: судебная комиссия, уголовный суд, уголовный процесс, преступление.

Criminal court and process in Antique Rome of empire period

The article is devoted to analysis of the criminal court and process in Antique Rome of empire period. The author aspires to show modifications in judicial system and legal criminal proceedings during research period, to light new legally defined crimes, to expose a substance of legal proceedings.

Key words: crime, criminal court, criminal process, judicial commission.

Социально-политические перемены, происходившие в римском обществе и государстве в первые века нашей эры, обусловили значительные изменения в структуре и характере суда и уголовного процесса по сравнению с предыдущим периодом истории Римской республики. В первую очередь это было связано с уменьшением роли республиканских институтов власти. Так, уже в раннем принципате при императоре Августе народное собрание римских граждан фактически утратило свое значение, в связи с чем и право апелляции к нему было отменено. Уголовная юрисдикция окончательно перешла к сенату и постоянным и специальным судам присяжных .

Уколова В.И. Римское право // А.И. Немировский, Л.С. Ильинская, В.И. Уколова. Античность: история и культура. М., 1994. С. 174 - 189.

Вместе с тем падала роль и этих учреждений. Их место в судебной власти постепенно стало переходить к магистратам, превратившимся из облеченных доверием "римского народа" выборных должностных лиц в императорских чиновников. В I в. функции уголовного суда в Риме были переданы городскому префекту (praefectus urbanus), который разбирал самые важные дела. Более мелкие дела рассматривались "коротким" судом начальника полиции города (praefectus vigilium). В провинциях высшая судебная власть принадлежала наместникам, которые вершили суд с помощью легатов и чиновников собственных канцелярий.

Уже в это время в государственном управлении важнейшую роль стал играть начальник императорской гвардии (praefectus praetirii), которому вместе с отдельными членами госсовета принцепс зачастую поручал рассматривать уголовные дела. Такая практика повлекла развитие экстраординарной уголовной юрисдикции префекта претория и других высших чиновников государства и соответствующее изменение судебного процесса. Указанным лицам император давал право уголовного суда не обычного, ординарного, т.е. установленного законами о судебных комиссиях, а особого, экстраординарного порядка, при котором присяжные уже не принимали участия в судах .

Кроме общей юстиции при императорах начинает формироваться и специальная, возникают сословные суды. Так, особой юрисдикцией обладали военные суды, суды для сенаторов и лиц, находившихся на придворной службе. С возникновением христианства появились особые суды для духовенства.

В имперский период изменился и характер обвинения. Если во времена республики оно носило частноправовой характер, то затем постепенно перешло в руки государства. Сначала права частных обвинителей в процессах, не связанных с политическими преступлениями, были ограничены по форме и содержанию обвинения, после был значительно сужен и круг лиц, имевших право выступать с обвинениями. Вместе с тем в политических процессах, особенно по делам об оскорблении величия, все ограничения снимались. В таких процессах заявителями могли быть женщины, вольноотпущенники (против своих патронов, что ранее не допускали ни закон, ни мораль) и лица, лишенные гражданских прав (personae infamatae), включая рабов .

Штаерман Е.М. "Рабский вопрос" в Римской империи // Вестн. древней истории. 1965. N 1. С. 24 - 45; Римские рабы // Вопр. истории. 1984. N 2. С. 102 - 118.

С I в. начала формироваться практика, когда для наиболее важных процессов, как правило, связанных с обвинением в политических или иных тяжких преступлениях, а также с должностными злоупотреблениями, обвинителей официально назначал сенат либо непосредственно император. В роли таких обвинителей выступали сенаторы. Они же вели и досудебное предварительное следствие, в ходе которого не только собирали доказательства виновности, но и проводили допрос (inquisitio), поэтому процесс и получил название инквизиционного.

Аналогичные функции выполняли и другие должностные лица. Например, praefectus vigilium как начальник полиции получил право проводить следствие по делам о тяжких преступлениях и затем выступать в суде praefectus urbanus или praefectus praetirii. Для проведения следствия и выдвижения обвинения перед судами префекта города и префекта стражи начальник полиции создавал штат профессиональных следователей из числа полицейских .

Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. СПб., 1995. С. 153.

Привлечение должностных лиц для проведения следствия и выдвижения обвинения привело к тому, что уголовные дела постепенно стали возбуждаться без участия обвинителя из числа граждан. Старый республиканский принцип частноправового характера обвинения уходил в прошлое и фактически вытеснялся новой инквизиционной формой суда, хотя до конца империи он официально так и не был отменен никаким законом. Сначала это рассматривалось как исключение, и без частного обвинения разбирались только дела преступников, застигнутых на месте преступления, рецидивистов и бродяг. Затем это правило уже в качестве общего закрепилось в провинциях. Кроме того, дела о незначительных преступлениях стали разбираться на месте судом начальника полиции. По закону такие дела следовало "кончать немедленно, de plano". Обвиняемого при отсутствии вины надлежало "тут же отпускать", а в случае осуждения - "немедленно. дать распоряжение о битье его палками" . В IV в. император Константин окончательно установил, что ex officio преследование преступлений во имя общественного интереса должно осуществляться только магистратами.

Розыск и суд осуществлялись по определенной, выработанной римскими юристами схеме. Так, в ходе розыска следствие должно было ответить на следующие вопросы: кто совершил преступление, где оно было совершено, в какое время, с какой целью, каким способом и с чьей помощью. Судье при анализе степени общественной опасности преступного деяния и определении размера наказания следовало руководствоваться такими пунктами, как causa (причина совершения преступления), persona (личность преступника и потерпевшего), locus (место: священное или нет), tempus (время: ночь или день), qualitas (качество преступления: открытое или тайное), quantitas (количество похищенного или ущерб), eventus (последствие, т.е. оконченное преступление или покушение) .

D. 48. 19. 16.

С развитием инквизиционного процесса при допросах постепенно стали применяться пытки не только к рабам, но и к свободным гражданам (первоначально - только к бродягам), и очень скоро эта практика получила законодательное закрепление. Уже при императоре Августе ее предписывалось использовать при тяжких обвинениях, связанных, как правило, с нарушением закона об оскорблении величества, который при императорах, в отличие от суланского majestatis, получил необыкновенно широкое толкование и стал, по словам современников, всеобъемлющим. Оскорбление величества, по мнению Плиния Старшего, было "единственным и специальным преступлением всех тех, кто не совершил никакого преступления", потому что, по свидетельству Тацита, преследованию по данному закону стали подвергать не только за совершенные деяния, но также за слова и идеи . Наконец, в 212 г., проводя террор по отношению к своим политическим противникам (в числе казненных оказался и знаменитый римский юрист Папиниан), император Каракалла издал закон, дававший судье право применять пытку к любому лицу .

Тацит. Соч. 1.72 / Пер. с лат. В.И. Модестова. СПб., 1886 - 1887. Т. I - II.
Геродиан. История императорской власти после Марка. IV. 4 / Пер. с гр.; под ред. А.И. Доватура // Вестн. древней истории. 1972; 1973. N 1.

Пытки не регламентировались никакими правилами и полностью отдавались на судейское усмотрение. Практика пошла по пути применения пытки не только к обвиняемым, но и к свидетелям, если их показания вызывали подозрения или при опросе они путались либо выражали какие-либо колебания (testimonio vacillante) . Судья имел право пытать по одному и тому же делу несколько раз, если, по его мнению, этого требовали обстоятельства . В оценке показаний, полученных под пыткой, он обладал полной свободой.

D. 48. 4. 1. 7, 10.
D. 48. 18. 1. 15.

В имперский период, как и при республике, обвиняемый мог пользоваться помощью защитника. В это время римская адвокатура приобретает законченный классический вид, и слово advocatus получает значение профессионального правозащитника, а не как было ранее - родственника, патрона, друга и т.д., которые сопровождали тяжущегося в суд и давали ему там полезные советы. В период домината, когда государство стало формировать сословия по профессиональному принципу, ученые-юристы, занимавшиеся адвокатской деятельностью, также организуются в особое сословие - corpus togatorum - и прикрепляются к судам. Государство законодательно устанавливает размеры их гонораров и дисциплинарную ответственность перед судами, которым поручался надзор за деятельностью адвокатуры. Адвокаты пользовались большим авторитетом и влиянием в обществе, а разъяснения наиболее знающих и опытных юристов приравнивались к законам.

С усилением императорской власти и бюрократизацией государственного аппарата в период поздней империи должность адвоката превратилась в государственную. Адвокаты наряду с остальными чиновниками стали рассматриваться не только как подданные императора (subiecti), но и как его слуги и даже рабы (servi или douloi) . Зачастую ученые-юристы выступали в роли судебных ораторов для защиты государственных интересов, в связи с чем их авторитет и уважение в обществе падали. Кроме того, адвокаты, опасаясь своими речами в защиту обвиняемых вызвать гнев властей, все больше старались сводить выступления к простому толкованию юридических норм.

Сергеев В.С. Очерки по истории Древнего Рима. М., 1938. Ч. II. С. 669 - 671.

Начиная с I в. н.э. система преступлений претерпела значительные изменения. Императорским законодательством (указами crimina extraordinaria) было внесено много новшеств в уголовные законы Суллы и Юлия Цезаря. Вместе с тем республиканские crimina legitima в большинстве случаев продолжали оставаться основой правоприменения, особенно в период принципата. Помимо закона об оскорблении величества к новому законодательству императоров следует отнести такие составы преступлений, как клятвопреступление, поджог, неосторожное убийство, особые виды обмана (например, фальшивая клятва с упоминанием имени императора). Уголовно наказуемыми деяниями стали различные виды воровства, которые ранее влекли лишь гражданско-правовую ответственность в виде возмещения ущерба.

При императоре Августе, который вел борьбу за укрепление пошатнувшихся в конце республиканского периода нравственных и семейных устоев римского общества, появились совершенно новые виды преступлений - против брака и семьи и половые. К первым причислялись внебрачное сожительство, незаконный развод, нарушение предписаний императора по вопросам брака, ко вторым - сексуальные насилия, мужеложство и скотоложство, которые особенно широко были распространены в армии, непристойные изображения и литературные описания (например, жизни проституток) и общее проявление "разнузданности нравов" .

Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. LXXXVI. 1 - 13 / Изд. подг. С.А. Ошеров. М., 1977.

С принятием христианства в качестве официальной религии сформировался совершенно новый вид преступлений - против христианской веры и морали, которые в большинстве своем были почерпнуты из библейских законов. К числу наказуемых деяний стали относиться нарушения церковных запретов на родственные браки, инцест, браки не по вере, нарушение десяти заповедей и т.д. .

Подробнее см.: Исх. 20: 2 - 17; Второзак. 5: 7 - 12.

При императорах более сложной, жестокой и изощренной стала система наказаний. В первую очередь они служили целям устрашения. Значительно увеличилось количество случаев применения смертной казни. Например, за преступления, обычно наказывавшиеся в период республики изгнанием, осужденные часто стали подвергаться смертной казни. Смертная казнь в зависимости от воли императора применялась в различных формах: отсечение головы, сожжение на костре, распятие на кресте, повешение, расстрел стрелами и т.д. Преступников из "почтенного" сословия, как правило, казнили отсечением головы (практиковалось и вонзание меча в сердце) или приговаривали к самоубийству. Бродяг и рабов, а также некоторых представителей низших слоев общества подвергали растерзанию дикими зверями. Также применялись каторжные работы и телесные наказания, бродяг зачастую приговаривали к бессрочному заключению в тюрьму.

При императоре Константине в ходе борьбы с ересями, раздиравшими христианство (а Константину нужна была единая сильная церковь), в качестве составной части казни были введены обязательные публичные пытки . Кроме того, за преступления против церкви в уголовной юстиции стали применяться особые формы смертной казни для определенных категорий подданных. Так, женщин было положено живыми закапывать в землю, а с распространителей ересей из числа духовенства - заживо сдирать кожу. Самоубийство, инцест, родственные браки, запрещенные церковью, по законодательству Константина также влекли смертную казнь.

Ковалев С.И. История Рима. СПб., 2006. С. 800.

За преступления против нравственности и "святости брака" наказание было менее строгим, и осужденные обычно приговаривались к изгнанию из Рима (как правило, навечно), лишению политических и некоторых гражданских прав, осуждению чести. В период империи широко применялось объективное вменение, когда наказание распространялось на членов семьи осужденного, с сопутствующими наказаниями в виде конфискации имущества, аннулирования завещания, "осуждения памяти" казненного.

Нормы уголовного процесса действовали только по отношению к свободным гражданам, рабы могли быть привлечены в качестве свидетеля или обвиняемого лишь теоретически и только при исключительных обстоятельствах. Раб, осмеливавшийся выступить обвинителем против своего господина, несмотря на справедливость обвинения, по закону лишался части языка. По общему правилу раб служил в суде лишь доказательством в качестве "говорящей вещи". В силу того что по социальному положению рабы были исключены из сферы общих процессуальных отношений, наказания на них могли накладываться только во внесудебном порядке в ходе административной деятельности магистратов .

Перетерский И.С. О правовом положении рабов в Древнем Риме // Учен. зап. МЮИ. М., 1939. С. 135 - 138. Вып. I.

В целом в период империи уголовные суд и процесс претерпели значительные изменения. С одной стороны, граждане были полностью лишены права участия в правосудии и дела стали решаться единолично судьей, который, в свою очередь, превратился в государственного чиновника. Коллегия юристов, заседавшая при нем, обладала лишь правом совещательного голоса. С другой стороны, процесс судебного разбирательства сохранил старые республиканские формы. Он остался гласным, устным, в нем по-прежнему имели место прения сторон, заслушивались свидетели.

Законодательство периода поздней империи провозгласило равенство всех подданных перед законом, что формально сделало правосудие доступным для всех слоев общества, за исключением рабов. Бюрократизация судебной системы и подчинение судей наместникам провинций, а последних - императору обеспечили возможность введения апелляции. Это позволило создать практику подачи жалоб в вышестоящие суды на приговоры нижестоящих, в результате чего апелляция стала служить целям исправления судебных ошибок, контроля за правоприменением.

Bibliography

Chel'cov-Bebutov M.A. Kurs ugolovno-processual'nogo prava. SPb., 1995.

Gerodian. Istoriya imperatorskoj vlasti posle Marka. IV. 4 / Per. s gr.; pod red. A.I. Dovatura // Vestn. drevnej istorii. 1972; 1973. N 1.

Kovalev S.I. Istoriya Rima. SPb., 2006.

Pereterskij I.S. O pravovom polozhenii rabov v Drevnem Rime // Uchen. zap. MYuI. M., 1939. Vyp. I.

Rimskie raby // Vopr. istorii. 1984. N 2.

Seneka Lucij Annej. Nravstvennye pis'ma k Luciliyu. LXXXVI. 1 - 13 / Izd. podg. S.A. Osherov. M., 1977.

Sergeev V.S. Ocherki po istorii Drevnego Rima. M., 1938. Ch. II.

Shtaerman E.M. "Rabskij vopros" v Rimskoj imperii // Vestn. drevnej istorii. 1965. N 1.

Tacit. Soch. 1.72 / Per. s lat. V.I. Modestova. SPb., 1886 - 1887. T. I - II.

Ukolova V.I. Rimskoe pravo // A.I. Nemirovskij, L.S. Il'inskaya, V.I. Ukolova. Antichnost': istoriya i kul'tura. M., 1994.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

В Древнем Риме не существовало системы судебных органов. В различные периоды времени их число, структура и компетенция существенно изменялись.

Все органы и должностные лица, выполнявшие судебные функции, помимо этого, занимались также политической, финансовой деятельностью, административным управлением и т. д.

В Царский период (VIII–VI в. до н. э.) в Римском государстве органами управления являлись:

Народное собрание (куриатная комиция), совет старейшин (Сенат) и царская власть (Rex). И куриатные комиции, и рекс выполняли некоторые судебные функции, о точном содержании которых сведения до наших дней не сохранились.

К VI в. до н. э. общинная форма государственности изжила себя и ей на смену пришла Римская рабовладельческая республика с более четким разграничением компетенции всех органов и должностных лиц. С периодом республики связано появление магистратур. Судебные функции выполнялись следующими магистратами: народными трибунами, преторами, диктаторами и провинциальными магистратами из числа бывших преторов и консулов. Народный трибун имел право по своему усмотрению арестовывать любого человека и производить его публичный допрос. Претор, большую часть компетенции которого занимали судебные полномочия, непосредственно производил процессуальные действия, а в ряде случаев (например, экстраординарный процесс) выступал в роли единственного судьи. Преторам принадлежало право толкования законов, что существенно расширяло их судебные полномочия. На период установления диктатуры вся полнота власти (в том числе и судебной) принадлежала диктатору, который имел право выносить любые решения, не подлежащие обжалованию.

В провинции магистратам принадлежала вся полнота власти, в том числе и судебной.

В период республики народные собрания принимали судебные решения, в отношении которых Сенат не имел права их изменения, сам же Сенат судебным органом не являлся, но мог назначать судебные комиссии и давать указания о производстве по делам об измене, заговоре, изготовлении ядов и злонамеренном убийстве.

С 82 по 27 г. до н. э. в Древнем Риме существовали военные диктатуры, во время которых судебные правомочия некоторых органов и должностных лиц изменились: при Сулле произошло значительное снижение роли народных собраний, а Сенат приобрел ряд судебных правомочий, при Цезаре диктаторская власть включала в себя власть народных трибунов и т. д.

В период принципата еще сохранялись республиканские органы государственной власти и управления, которые теоретически выполняли ряд судебных функций, но фактически вся судебная власть была сосредоточена в руках императора — принцепса (Октавиан обладал правом высшего гражданского и уголовного суда, Август отнял судебные полномочия у народных собраний плюс был организован ряд новых государственных органов, подчинявшихся непосредственно императору, в состав которых входил и юридический отдел канцелярии), а в период домината (с 284 г. н. э.) все республиканские органы были упразднены, а магистраты превратились в муниципальных должностных лиц, что означало переход всех судебных органов и должностных лиц в непосредственное подчинение императора.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

23. Римское судоустройство и судопроизводство

23. Римское судоустройство и судопроизводство В Древнеримском государстве системы судебных органов не существовало. Их число, структура и компетенция подвергались изменению в зависимости от периода времени. Лица, осуществляющие судебные функции, также занимались

1. Римское право как древнейшая система права

1. Римское право как древнейшая система права Под термином «римское право» (jus romanum) понимается гражданское право античного Рима. Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в

Судоустройство. Закон 1789 г.

Судоустройство. Закон 1789 г. В колониальный период в будущих Соединенных Штатах юстиция ограничивалась в основном местными судами общего права. В конце XVII — начале XVIII в. в ряде колоний (Массачусетс, Пенсильвания) были созданы специальные апелляционные суды для

Глава V Римское право в новом мире

Глава V Римское право в новом мире § 40. Римское право в Византии и на Востоке В кодификации Юстиниана римское право получило свое заключение; работа античного мира была закончена и сведена в компактную форму. «Теперь Римская империя могла погибнуть: римское право было

§ 40. Римское право в Византии и на Востоке

§ 40. Римское право в Византии и на Востоке В кодификации Юстиниана римское право получило свое заключение; работа античного мира была закончена и сведена в компактную форму. «Теперь Римская империя могла погибнуть: римское право было приведено в такое состояние, что

Формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права началось примерно в III в. до н. э.

В период республики деятельность юристов сводилась к:

— консультации граждан, обратившихся за юридической помощью (presponsa);

— даче образцов и редактированию договоров и судебных исков (cavere);

— руководству юридическими действиями сторон без их защиты в суде (agere).

Результат деятельности юристов — появление в Риме наряду с цивильным правом права, созданного толкованием юристов. Именно путем толкования развивалась большая часть институтов римского права. Литературная деятельность республиканских юристов выражалась в комментариях к Законам XII Таблиц. Комментарии состоят из трех частей:

— образец исковой формулы.

Более поздние юридические произведения содержали обобщение практики и новые юридические материалы, правила.

Римские юристы составляли многочисленные юридические трактаты, монографии и учебные руководства. Наиболее авторитетными и известными стали «Фрагменты» Ульпиана, правоведа и администратора III в. н. э., «Сентенции» Юлия Павла (III в. н. э.), а также учебное руководство для начинающих или своего рода очерк права с точки зрения бытовой повседневности, правоведа и судьи Гая (II в. н. э.) «Институции», получившее особое распространение в римских провинциях простотой изложения основ права.

Первые республиканские юристы — основатели цивильного права. К ним относятся: Марк Манилий, Марк Юний Брут, Публий Муций Сцевола, Цицерон (красноречивейший из юрисконсультов). Деятельность римских юристов достигла расцвета в период принципата — классический период. В классическую эпоху частное право достигло наивысшего развития.

В эпоху республики юристы толковали закон буквально. В классический период появляется свободное толкование, основанное на выявлении воли сторон или законодателя. «Знать законы — это не значит держаться за их слова, но понимать их смысл и значение» (юрист Цельд). Классические юристы отошли от старого толкования, а новые толкования были направлены на отыскание справедливости.

Прокульянцы: Лабеон (основатель), Цельз-отец, Цельз-сын, Пегасий, Нераций.

Сабиньянцы: Капитон (основатель), Массурий Сабин, Яволен Приск, Юлиан, Помпоний, Гай.

Сабиньянская школа — более формальная, монархическая, прокульянская школа — менее формальная, республиканская.

Папиниан славился умением абсолютно точно подвести отдельные жизненные случаи под конкретные нормы права.

Павел и Ульпиан занимались сбором, обработкой и комментированием трудов предшественников.

Последним в эпохе крупных юристов был грек Модестин. По закону о цитировании юристов 426 г. комментарии юристов Павла, Ульпиана, Папиниана, Гая и Модестина приравниваются к закону. Все судьи и чиновники империи были обязаны руководствоваться мнением, которого придерживалось большинство этих юристов, в случае равенства голосов предпочтение отдавалось мнению Папиниана.

Занятия юриспруденцией — один из почетнейших и благородных видов деятельности в Риме. Труд юристов был в правовом отношении бесплатным, однако они имели право претендовать на honorarium (благодарственный подарок) за их услуги.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. Конституция РФ как источник аграрного права

4. Конституция РФ как источник аграрного права Конституция РФпринята 1 2 декабря 1993 г., обладает высшей юридической силой – составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского

2. Конституция РФ как источник аграрного права

2. Конституция РФ как источник аграрного права Конституция РФ обладает огромной юридическая функцией – она составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского общества

9. Правовой обычай как источник римского права

9. Правовой обычай как источник римского права Обычное право — древнейшая форма образования римского права. Обычное право — совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и

10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт

10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт Законы (leges) — главное воплощение римского писаного права.Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так

11. Эдикт магистрата как источник римского права. Преторские эдикты

11. Эдикт магистрата как источник римского права. Преторские эдикты Эдикт (edictum) (от dico — «говорю») — устное объявление магистрата по тому или иному вопросу.С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое по установившейся практике

УК РФ – единственный источник уголовного права России

УК РФ – единственный источник уголовного права России На нормативное содержание уголовного права России оказывали и продолжают оказывать влияние нормы международного права. В соответствии с ратифицированными нашим государством конвенциями в новый Уголовный кодекс

§ 5. Неправо как источник права

§ 5. Неправо как источник права Мы уже видели (§ 1), что по способу своего возникновения источники права представляют нам два резко различных типа. Нормально всякое правообразование совершается с правоубеждением и в то же время с изменением действующего права:

1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права

1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права Термином «римское право» обозначается право античного рабовладельческого Рима, а также его наследницы – Византийской империи (вплоть до Юстиниана).В римской традиции

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции После падения Западной Римской империи римское право перестали применять даже в Риме, однако оно продолжало использоваться в Восточной Римской империи (Византии). Варварские

5. Деятельность юристов. Формы их деятельности

5. Деятельность юристов. Формы их деятельности На начальном этапе своего развития юриспруденция носила религиозную форму (юристы были жрецами-понтификами).По преданию, некий писец Гней Флавий в 304 г. до н.э. похитил и обнародовал секретные документы жрецов, с тех пор

6. Роль римских юристов в развитии права

6. Роль римских юристов в развитии права Римская юриспруденция приобретает светский характер, начиная с плебейского понтифика Тиберия Корункания (с 254 г. до н. э.), правовые консультации которого носили публичный и открытый характер. Юристы давали консультации,

46. Роль римских юристов в развитии права

46. Роль римских юристов в развитии права Римская юриспруденция приобретает светский характер, начиная с плебейского понтифика Тиберия Корункания (с 254 г. до н. э.), правовые консультации которого носили публичный и открытый характер. Юристы давали юридические

60. Законодательные акты королей как источник права

60. Законодательные акты королей как источник права По мере усиления королевской власти во Франции все более важное место среди других источников права стали занимать законодательные акты королей: установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др. Начиная с

14.3 Законы как источник права. Виды законов

14.3 Законы как источник права. Виды законов Закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.Закон

Юрисдикция - право государственных судебных магистратов организовывать для разрешения каждого отдельного спора судебное разбирательство присяжных судей, рассматривающих дело по существу.

Дела между гражданами могли разбираться городскими магистратами Рима или того города, в котором лицо имело право гражданства и место жительства. Римские граждане, проживавшие в провинциях, могли требовать перенесения их судебного спора в Рим; ответчик, временно проживавший в Риме, мог просить о переносе процесса в свое место жительства.

Применялись правила специальной подсудности: по роду дел, по месту исполнения (в исках из договора), по месту совершения деяния (в исках из недозволенных действий), т. е. правила о подсудности не носили строгого характера.

Соглашение сторон могло сделать магистрата уполномоченным на рассмотрение спора, превышающего его компетенцию.

Основные признаки гражданского процесса Древнего Рима:

1) истец и ответчик обязательно должны были принимать участие в судебном процессе лично. В ходе развития судебных процедур в процесс стали допускаться представители из числа юристов;

2) обеспечение явки ответчика возлагалось на истца, так как представители власти не могли принудительно воздействовать на ответчика. Истец обладал правом задержать ответчика и силой доставить его в суд;

3) процесс состоял из стадий:

- jus (производство in jure) - проводилась перед консулом, затем перед претором, сначала только городским, потом - претором перегринов; эта стадия проводилась также курульными эдилами. На этой стадии проходила подготовка к вынесению решения. Если на этой стадии ответчик признавал претензии истца или если магистрат находил требования истца необоснованными, то дальнейшее производство прекращалось и судья выносил окончательное решение;

- judicium (производство in judicio) - основная стадия гражданского процесса. На этой стадии осуществлялась проверка всех обстоятельств дела и выносилось судебное решение;

4) строгий формализм гражданского процесса на первоначальных стадиях его развития (формулярный процесс). В дальнейшем происходило упрощение судебной процедуры;

5) однажды поданный иск не мог быть повторен тем же истцом к тому же ответчику.

34. Римское судоустройство

В Древнем Риме не существовало системы судебных органов. В различные периоды времени их число, структура и компетенция существенно изменялись.

Все органы и должностные лица, выполнявшие судебные функции, помимо этого, занимались также политической, финансовой деятельностью, административным управлением и т. д.

В Царский период (VIII–VI в. до н. э.) в Римском государстве органами управления являлись:

Народное собрание (куриатная комиция), совет старейшин (Сенат) и царская власть (Rex). И куриатные комиции, и рекс выполняли некоторые судебные функции, о точном содержании которых сведения до наших дней не сохранились.

К VI в. до н. э. общинная форма государственности изжила себя и ей на смену пришла Римская рабовладельческая республика с более четким разграничением компетенции всех органов и должностных лиц. С периодом республики связано появление магистратур. Судебные функции выполнялись следующими магистратами: народными трибунами, преторами, диктаторами и провинциальными магистратами из числа бывших преторов и консулов. Народный трибун имел право по своему усмотрению арестовывать любого человека и производить его публичный допрос. Претор, большую часть компетенции которого занимали судебные полномочия, непосредственно производил процессуальные действия, а в ряде случаев (например, экстраординарный процесс) выступал в роли единственного судьи. Преторам принадлежало право толкования законов, что существенно расширяло их судебные полномочия. На период установления диктатуры вся полнота власти (в том числе и судебной) принадлежала диктатору, который имел право выносить любые решения, не подлежащие обжалованию.

В провинции магистратам принадлежала вся полнота власти, в том числе и судебной.

В период республики народные собрания принимали судебные решения, в отношении которых Сенат не имел права их изменения, сам же Сенат судебным органом не являлся, но мог назначать судебные комиссии и давать указания о производстве по делам об измене, заговоре, изготовлении ядов и злонамеренном убийстве.

С 82 по 27 г. до н. э. в Древнем Риме существовали военные диктатуры, во время которых судебные правомочия некоторых органов и должностных лиц изменились: при Сулле произошло значительное снижение роли народных собраний, а Сенат приобрел ряд судебных правомочий, при Цезаре диктаторская власть включала в себя власть народных трибунов и т. д.

В период принципата еще сохранялись республиканские органы государственной власти и управления, которые теоретически выполняли ряд судебных функций, но фактически вся судебная власть была сосредоточена в руках императора - принцепса (Октавиан обладал правом высшего гражданского и уголовного суда, Август отнял судебные полномочия у народных собраний плюс был организован ряд новых государственных органов, подчинявшихся непосредственно императору, в состав которых входил и юридический отдел канцелярии), а в период домината (с 284 г. н. э.) все республиканские органы были упразднены, а магистраты превратились в муниципальных должностных лиц, что означало переход всех судебных органов и должностных лиц в непосредственное подчинение императора.

35. Легисакционный процесс

Легисакционный процесс (legis actio) - первая и древнейшая форма процесса, представляющая собой иск из закона в противоположность самоуправству.

Стадии легисакционного процесса:

- in jure - сфера деятельности судебного магистрата (рекса, консула, позже - претора). Лицо, считавшее свое право нарушенным, чтобы возбудить дело в суде, должно было сделать об этом заявление перед магистратом, который устанавливал дозволенность притязания, заявляемого истцом, содержание этого притязания и существование условий его действительности. Цель этой стадии - может ли быть данное притязание предметом судебного разбирательства. Магистрат предоставлял возможность защиты нарушенного субъективного права в суде (т. е. иск) не в - любом случае, а лишь тогда, когда притязание соответствовало закону и его формулировкам. Нет иска - нет и права на судебную защиту;

- in judicio. Спор разрешался судьей по существу. Могла быть начата не раньше, чем через 30 дней. Этот промежуток был установлен с целью предоставления сторонам возможности собрать доказательства. Стороны являлись в суд в назначенное время. Судебное разбирательство начиналось с изложения сторонами сущности спора. Затем они подробно излагали основания своих утверждений. Судья оценивал доказательства по своему собственному усмотрению и объявлял устное решение, не подлежащее обжалованию. В результате производства in iure наступало litis contestatio (прекращение спора) и bis de eadem re ne sit actio (дважды по одному делу иск недопустим).

Формы легиакционного процесса:

- legis actio sacramento (самый распространенный) - процесс-пари с залогом при исках о свободе. Словесный поединок между сторонами происходил перед магистратом. На процессе должна была присутствовать спорная вещь или какая-нибудь часть ее. Истец требовал от ответчика обоснования своих действий, от которого ответчик мог отказаться. После этого истец предлагал ответчику внести залог или вносил его сам. Если стоимость спорной вещи превышала 1000 ассов, сумма залога равнялась 500 ассам и 50 ассам - в других случаях. Залог проигравшей стороны шел в пользу сначала жрецов, а позже - казны;

- legis actio per sponsionem praeiudicialem. Являлся позднейшим изменением legis actio sacramento.

Проигравшая сторона теряла треть спорной суммы в пользу выигравшей. Заключался в приглашении явиться через 30 дней для получения извещения о назначении судьи;

- legis actio per manus iniectionem - вещный иск посредством наложения руки. Применялся при наличии судебного решения или неуплате признанного долга. Ответчик приводился к магистрату, и, если не уплачивал долг или не вступался vindex (защитник), истец уводил ответчика, налагая на него оковы не менее 15 фунтов и выдавая не менее 1 фунта муки в день. В течение 60 дней ответчик трижды выводился в базарные дни на площадь, после чего мог быть продан или убит;

- legis actio per pignoris capionem - вещный иск посредством захвата залога. Применялся при сделках, связанных с жертвоприношением, а также солдатами и откупщиками податей без магистрата;

- legis actio per judicis postulationem - вещный иск, заключающийся в просьбе к магистрату назначить судью. Применялся при разделе общей собственности.

2. Основные формы деятельности юристов в Древнем Риме.

3. Деятельность юристов в период республики.

4. Школы юристов.

5. Деятельность знаменитых юристов Древнего Рима.

6. Основные кодификации римского права.

Большой вклад в разработку римской юриспруденции, истолкование принципов права внесли римские юристы. Вначале они действовали как своеобразные советники. Римляне перед тем, как отважиться на какие-то важные дела: купить или продать землю, заключить заем - шел за советом к юристу.

Составление таких документов требовало специальных знаний. Право Древнего Рима имело строгий формальный характер, несоблюдение формы документа, малейшая неточность лишали данный акт юридической силы. Сама юридическая процедура, формализм совершения сделок требовали неукоснительного знания ее словесной формулы и выполнение определенных жестов и символов. В таких делах консультация юриста, точность правовой формулы заключаемой сделки имели для клиента большое значение. Ошибки в таком деле могли иметь роковые последствия для участников сделки.

В своей деятельности римские юристы превосходно сочетали теорию и практику, отлично знали запросы жизни, правовые ситуации и конфликты, обусловленные всепроникающими воздействиями частной собственности. Они толковали право не по букве, а по смыслу, исходя из практической целесообразности, признания римских граждан равноправными по закону и справедливости. По Цицерону, деятельность юристов выражалась в трех формах: а. выработке образцовых форм для различных юридических сделок; б. консультациях по сложным вопросам; в. советах процессуального характера.

Разработанные юристами формулы и определения достигли уровня искусства. Четкость, лаконизм, афористичность правовых понятий поражали современников. Римские юристы относились к своей деятельности как к своего рода искусству. В отличии от ораторов, выступавших в судах за вознаграждение, юрисконсульты Рима давали консультации бесплатно, их удовлетворяли слава, популярность, влияние, которое они приобретали в результате своей деятельности.

Римская юриспруденция включала в себя не только практическую деятельность по составлению исковых формул, обучению праву, но и толкование законов, что весьма существенно. Это требовало в свою очередь не только разъяснения отдельных норм, взятых изолированно друг от друга, но и систематического сопоставления и даже сравнения с правом других народов. Такая потребность стала ощущаться особенно заметно после того, как преторы по делам перегринов вынуждены были все чаще обращаться к нормам права народов.

В процессе толкования права юристы, особенно в сфере имущественных отношений и судопроизводства, дополняли, изменяли, а порой фактически отменяли устаревшие нормы, составляли новые. Творимое юристами право по существу было таким же источником, как и обычное право.

Еще в древности юристы стали толковать, комментировать законы и обычаи с целью их наилучшего применения в судебной практике. Так появились первые примитивные систематизации и обобщения права - интерпретации и диспутации.

К концу третьего века до нашей эры юриспруденция перестала считаться тайным искусством жрецов. Понтифики были вытеснены из сферы толкования обычаев и права. Их место заняли светские юристы.

Одним из крупных правоведов республики был Квинт Люций Сцевола, который преподавал в юридической школе и написал 18 книг по цивильному праву. У него учился знаменитый Цицерон.

Адвокаты, выступая в процессах, приобретали большую популярность, ораторы в судах пользовались известным уважением, часть из них становились магистратами, парадными трибунами. Имелось немало продажных стряпчих, в их числе бывшие адвокаты, которые в целях наживы выступали с ложными, сфабрикованными обвинениями. Их усердие оплачивалось четвертой частью имущества осужденного.

Применительно к судопроизводству юристы предложили ряд точеных формулировок: “Не должно быть позволено истцу, что не разрешено ответчику”. Эта же мысль содержалась в другом правиле: “Да будет выслушана вторая сторона”. Процедура судебного разбирательства тяжбы по имущественным спорам предоставлялась юристам как разновидность борьбы: истцы вооружены исками, ответчики - своими возражениями.

В период принципата юристы написали ряд сочинений в виде консультаций, комментариев к цивильному праву, к преторским эдиктам, появились монографии и даже учебники.

Во втором веке нашей эры юрист Клавдий Сатурнин разработал в помощь судьям семь пунктов судоразбирательства: причина преступления, личность преступника и потерпевшего, место, время, качество, количество, последствия. Однако судьи - чиновники придерживались обвинительного уклона и не всегда считали нужным следовать этим рекомендациям.

В “Дигестах” Юстиниана воспроизводились высказывания юристов о необходимой обороне, о соответствии наказания преступлению, о том, что нет вины там, где нет виновного намерения, каждый неосужденный рассматривался как невиновный, судья виновный, когда виновный оправдан. Опьянение как отягощает, так и обнажает преступление.

В период принципата сформировались два основных направления в римской юриспруденции, две школы: прокулианская /по имени ее основателя Прокула/ и сабианская, или касианская. Являясь приверженцами монархии, сторонники первой допускали более широкое толкование республиканских правовых норм. Сабинианцы в вопросах толкования права занимали более консервативную позицию, отдавали предпочтение квиритскому праву. Самым знаменитым представителем прокулианской школы был Лабеон, вторым - Капитон. К концу третьего века нашей эры различия между этими направлениями в юриспруденции практически исчезли.

Расцвет деятельности юристов относится к I-III вв. - эпохе начала принципата. Авторитет юристов, их мнения, заключения по вопросам права оценивались чрезвычайно высоко. Октавиан Август распорядился, чтобы ответ или разъяснения по вопросам права, данные известными юристами, как бы исходили от самого принципса. Со времен Тиберия виднейшие юристы были наделены правом ответа, их заключения по конкретным делам имели официальную силу, обязательный характер для тех судей, где рассматривалось дело, по которому дана консультация. Такого же взгляда на роль юристов придерживался император Адриан. Ответ юриста мог состоять из одного слова: да или нет.

При оценке тяжести преступления или правонарушения в судебном разбирательстве считалось весьма важным обнаружить умысел, наличие злой воли, отграничить вину от преступной небрежности, неосторожности, влияния непреодолимых сил и т.д. “Где есть вина, там есть возмездие”. Большое значение придавалось умыслу, злой воле. Цицерон указывал: “Погрешает дух, а не тело, где нет намерения, умысла, там нет вины”. Из этого делается вывод, чем злее воля, тем сильнее должно быть наказание. Добровольное признание смягчает вину. Стала пословицей знаменитая формула: “Без закона нет преступления, нет наказания”.

Закон, по мнению юристов, прежде всего, нацелен на будущее, судья же рассматривает прошлое, т.е. свершившийся факт. Из этого делается вывод: правосудие эффективно там, где существует справедливый и скорый суд, правосудие не может остановиться на полпути, всякое промедление, волокита есть разновидность отказа от правосудия. Правосудие рассматривалось как постоянное и вечное желание государства обеспечить каждому гражданину его права.

Авторитет закона усматривался в неуклонном его исполнении. Широкую известность имела формула: “Да совершиться правосудие, чего бы это не стоило, хотя бы и мир погиб.” и вместе с тем показания для решения суда зачастую добивались от рабов путем жесточайших пыток. Свидетели, свободные граждане, перед допросом давали присягу.

Римские юристы внесли большой вклад в разработку общих принципов цивильного и преторского права. Это позволило властям дать официальное согласие на сближение двух источников права. Огромную исследовательскую работу по систематизации преторского права проделал Сальвий Юлиан. Его теоретические разработки стали основой для официального сближения двух источников права. Сальвий Юлиан систематизировал наиболее ценные в юридическом отношении нормы преторского права, придал ему окончательную редакцию. Составленный им сборник, в котором насчитывалось 90 книг, получил название “Постоянный эдикт”. Ему была придана обязательная сила. Впоследствии знаменитые правоведы Павел, Ульпиан написали к этому сборнику множество комментариев, которые позже также были приравнены к источникам римского права. Многие положения “Постоянного эдикта” вошли в свод гражданского права.

Знаменитый Ульпиан написал свыше ста крупных работ по данной проблематике. Широкую известность имел его ученик Модестин. Его высказывания о праве составили одну треть нормативных положений “Дигест” в кодификации Юстиниана.

В начале пятого века императоры Феодосий второй и Валентиниан третий издали эдикт, согласно которому цитаты из пяти знаменитых юристов - Папиниана, Ульпиана, Павла, Модестина, Гая имели для судей обязательную силу.

Судьи принимали во внимание также комментарии ученых правоведов. Иногда возникали разногласия. Император Константин предписал: “Во избежание бесконечных споров юристов уничтожить замечания Ульпиана и Павла к тексту Папиниана, так как они не столько исправляют его, сколько портят во имя собственного прославления”.

В кодексе Феодосия первоначально канонизировались только пять классиков-юристов Рима: Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин, Гай. При расхождении во мнениях по рассматриваемому вопросу предпочтение отдавалось большинству. При равенстве голосов решающим было мнение Папиниана.

Теоретические положения профессора Гая по римскому праву получили силу закона в кодификации Юстиниана. Случай в юриспруденции редчайший. Инструкции Гая - единственный источник классической юриспруденции, который сохранился почти полностью. Они были самым распространенным учебным пособием в школах империи.

Знаменитые ученые-правоведы, классики римского права, как правило, редко выступали в суде, не занимались адвокатской практикой, их не привлекала судебная риторика. Однако некоторые из них занимали важные государственные должности.

Отдельные ученые-правоведы оправдывали неограниченный, божественный характер власти императора. Ульпиан заявил, что покольку народ якобы уступил свою власть императору, то последний вообще не связан законами. Ему принадлежит формула: “Что угодно принцепсу, имеет силу закона”.

С другой стороны, история римской юриспруденции сохранила в памяти мужество и стойкость истинных поборников законности и справедливости. К их числу относится самый знаменитый ученый-правовед Эмилий Папиниан, который за высочайшее умение решать архисложные юридические казусы имел прозвище “Блистательный”.

Принцепсы-императоры, привлекали юристов к себе на службу, используя их знания для обоснования своей власти. Многие знаменитые юристы разделяли судьбу своих принципалов, гибли во время дворцовых переворотов. Роль ученых-юристов падает в период подавления неограниченных правителей. Деспоты не нуждались в советах и консультациях, действуя по формуле: “Я ему дело, а он мне закон”.

Несмотря на препятствия, трудности, порой действуя на свой страх и риск, ученые-правоведы по собственной инициативе пытались осуществить систематизацию римского права. Первые такие опыты проводились на рубеже 3-4 веков на востоке империи. Составителями первых сводов были Григориан и Гермоген.

Теоретические разработки ученых юристов, возможно, побудили императоров провести кодификацию права. Такая комиссия при императоре Феодосии втором изложила в определенном порядке все императорские конституции, начиная с Константина. Этот свод является важнейшим источником для изучения преобразованной сущности римского права.

Многие из высказываний и положений римских правоведов имели теоретическое значение, и вряд ли они полностью применялись в судебной практике, даже во времена республики. Однако часть сентенций ученых-юристов по кодификации Юстиниана получила силу закона. Отдельные принципы судопроизводства Древнего Рима оказали влияние на форму деятельности буржуазных судов.

1. Новицкий И. Б. Римское право. Москва, 1996 год.

2. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. Москва, 1996 год.

3. Лисневский Э. В. История государства и права зарубежных стран. Ростов-на-Дону. 1994 год.

4. История политических и правовых учений. Москва, 1996 год.

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми

Остались рефераты, курсовые, презентации? Поделись с нами - загрузи их здесь!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: