Методы борьбы с водой на судах

Обновлено: 04.05.2024

Скорость затопления отсека из средних и больших пробоин такова, что практически не представляется возможным завести на пробоину пластырь раньше, чем произойдёт полное затопление отсека. В этом случае принимается, что вода в отсеке поднялась до уровня забортной воды.

В общем случае при получении малой или средней пробоины, когда поступление воды поддаётся откачке судовыми осушительными насосами, рекомендуется остановить движение судна, выровнять крен согласно Информации по аварийной посадке и остойчивости, завести пластырь, откачать воду, заделать пробоину, продолжать движение, вести наблюдение за возможным поступлением воды.

При получении большой или очень большой пробоины или при значительном углублении отсек будет затоплен мгновенно и поступившая в отсек вода не поддаётся откачке судовыми осушительными насосами. В этом случае рекомендуется вести борьбу с возможной фильтрацией воды по судну.

В случае получения пробоины, которая приведёт к затоплению по длине, большей расчётной длины затопления, при которой согласно Информации об аварийной посадке и остойчивости судно обречено, необходимо вывести судно, насколько это возможно, на отмель и/или объявить шлюпочную тревогу и принять меры к спасению людей.

Борьба с фильтрацией воды через водонепроницаемые переборки ведётся с помощью жёстких пластырей (деревянный пластырь, деревянный пластырь с мягкими бортами), аварийных материалов (аварийные доски, брусья, клинья, войлок, пакля просмоленная и т.д.)

При получении пробоины в борту борьба с водой ведётся с помощью мягких пластырей (кольчужный, облегчённый, шпигованный, парусиновый, пневматический).

В ходе борьбы за непотопляемость капитан судна обязан строго контролировать остойчивость и запас плавучести, для чего должен быть организован учёт принятой судном воды, установлено наблюдение за посадкой судна и высотой надводного борта.

При этом капитан судна должен руководствоваться следующими основными положениями:

  • важнейшими мероприятиями при борьбе за непотопляемость судна являются восстановление его остойчивости и уменьшение крена и дифферента до пределов, при которых обеспечиваются ход и управляемость судна;
  • борьба за непотопляемость должна быть направлена в первую очередь на обеспечение судна необходимой остойчивости;
  • в ходе борьбы за непотопляемость судна следует экономно расходовать запас плавучести;
  • необходимо систематическое уточнение места, размеров и характера повреждений, возможности их заделки и откачки воды из затопленных отсеков.

При отсутствии в затопленном отсеке осушительных средств или при недостаточной их мощности могут быть использованы переносные водоотливные средства или, как исключение, с разрешения капитана судна могут быть открыты перепускные или спускные клинкеты и клапаны или управляемые и неуправляемые переточные каналы для использования осушительных средств соседних отсеков.

Судовой мягкий облегченный пластырь

Для ликвидации водотечности корпуса и различных повреждений суда снабжают аварийным инвентарем и материалами. Наименование и минимальное количество аварийного имущества устанавливаются нормами Регистра РФ в зависимости от длины и назначения судна.

В состав аварийного снабжения входят: пластыри с такелажем и оборудованием, слесарный и такелажный инструмент, струбцины, болты, упоры, скобы, гайки, гвозди, парусина, войлок, пакля, цемент, песок, деревянные брусья, клинья, пробки и др.

На пассажирских судах и судах специального назначения длиной 70 м и более, а также на судах из стеклопластика Правилами Регистра РФ предусмотрено дополнительное снабжение. На всех современных крупнотоннажных судах, кроме того, обычно имеются легководолазное снаряжение и электросварочная аппаратура.

Предметы аварийного снабжения , кроме водолазного снаряжения и пластырей, должны быть окрашены синей краской: деревянные изделия - полностью; брусья - с торцов и на концах (на длине 100 - 150 мм); металлические предметы - на нерабочих поверхностях: чехлы пластырей, маты, мотки проволоки - поперечными полосами.

Тара для хранения предметов аварийного снабжения также должна быть окрашена синей краской (либо полностью, либо полосой) и иметь четкую надпись, состоящую из наименования материала, его массы и допустимого срока хранения.

Все указанное снабжение должно храниться на аварийных постах: в специальных помещениях или в ящиках. Таких постов на судне должно быть не менее двух, и один из них - обязательно в машинном отделении (на судах длиной 31 м и менее допускается хранение аварийного снабжения только на одном аварийном посту.
У аварийных постов должны быть четкие надписи «Аварийный пост». Кроме того, в проходах и на палубах должны быть предусмотрены указатели мест расположения аварийных постов.

Аварийное имущество , имеющее специальную маркировку, разрешается использовать только по прямому назначению: при борьбе с водой, а также во время учебных тревог и занятий. Израсходованное или вышедшее при этом из строя аварийное имущество должно быть списано по акту и при первой возможности пополнено до нормы.

Не реже раза в месяц командиры аварийных партий (групп) с участием боцмана должны проверять наличие и исправность аварийного имущества. О результатах проверки докладывают старшему помощнику капитана.
Аналогичную проверку аварийного имущества (одновременно с проверкой противопожарного инвентаря и спасательных средств) раз в 3 месяца проводит старший помощник. О чем он докладывает капитану и принимает меры к устранению недостатков. Все это заносят в судовой журнал.

Мягкие пластыри являются главным средством временной заделки пробоин; они могут принимать форму обводов корпуса в любом месте судна. На морских судах применяют мягкие пластыри четырех типов: кольчужный, облегченный, шпигованный и учебный.

Пластыри делают из парусины водоупорной пропитки или из другой равноценной ткани; по кромке их обшивают ликтросом (растительным или синтетическим) с четырьмя коушами по углам.

Шкоты и оттяжки кольчужных пластырей делают из гибких стальных тросов, контрольные штерты - из растительных тросов, а подкильные концы для всех пластырей - из гибких стальных тросов или цепей соответствующего калибра.

Шкоты и подкильные концы должны иметь длину, достаточную для охвата половины корпуса судна на миделе и крепления на верхней палубе при условии разноса их от вертикали под углом 45

Контрольный штерт , предназначенный для облегчения установки пластыря на пробоину, имеет, подобно лотлиню, разбивку через 0,5 м, считая от центра пластыря. Длина контрольного штерта должна быть примерно равной длине шкота.

Оттяжки, предусмотренные для кольчужных и облегченных пластырей, служат вспомогательными снастями, способствующими более плотному прилеганию пластыря к пробоине. Длина каждой оттяжки должна быть не менее половины длины судна. Наиболее прочным из всех мягких пластырей является кольчужный.

Пластыри на пробоину заводят следующим образом. Предварительно, используя нумерацию шпангоутов, отмечают мелом на палубе границы пробоины. Затем к месту работы подносят пластырь с оборудованием. Одновременно приступают к заводке подкильных концов. К этому моменту судно не должно иметь хода.
В зависимости от расположения пробоины по длине судна подкильные концы заводят с носа или кормы и располагают их по обе стороны от пробоины.
Если подкильные концы заводят с кормы, следует использовать закрепленные на них грузики, которые позволят провести подкильный конец чисто, не задев винтов и руля.

Заводка пластыря на пробоину

Заводка пластыря на пробоину в корпусе судна

С помощью скоб подкильные концы присоединяют к нижним углам пластыря, а к верхней его шкаторине крепят шкоты и контрольный штерт. Затем на противоположном борту талями или лебедками начинают выбирать подкильные концы, одновременно потравливая шкоты до тех пор, пока контрольный штерт не покажет, что пластырь опущен на заданную глубину.

Растянутые под нужным углом и выбранные втугую шкоты и подкильные концы крепят на кнехтах или утках. Прилегание пластыря к поврежденному месту считается удовлетворительным, если водоотливные средства судна справляются с удалением воды из затопленного отсека.

Мягкий пластырь позволяет достаточно быстро выполнить временную заделку трещин и небольших пробоин на судах, однако он имеет ряд недостатков:

не обладает нужной прочностью;

не позволяет завести его без участия водолаза в случаях, если пробоина расположена вблизи скулового киля или имеет рваные, отогнутые наружу края;

может быть сорван с места при движении судна.

При больших размерах пробоины (более 0,5 м2) по мере осушения поврежденного отсека под давлением забортной воды пластырь будет втягиваться в пробоину.
В этом случае перед заводкой пластыря приходится прибегать к заводке нескольких стальных подкильных концов, идущих по корпусу через пробоину.
Эти концы, называемые фальшивыми шпангоутами, обтягивают на палубе с помощью талрепов; они играют роль каркаса, препятству­ющего втягиванию пластыря внутрь корпуса.

Огромная пробоина в корпусе контейнеровоза Рена


По общесудовой тревоге:

задраиваются все водонепроницаемые двери;

производится герметизация корпуса, задраиваются все закрытия, имеющие маркировку П, Т, и иллюминаторы;

все стационарные системы живучести приводятся в полную готовность к немедленному действию, готовится аварийное снабжение к использованию;

по запросу командира аварийной партии с разрешения капитана судна отключается электропитания затопленного отсека;

командир аварийной партии высылает в район аварии группу разведки водотечности корпуса;

по возможности останавливается поступательное движение судна.

Старший группы разведки водотечности корпуса судна обязан установить размеры и характер повреждений корпуса, переборок, палуб, платформ, второго дна, необходимость подкреплений водонепроницаемых переборок, необходимое число людей и количество средств для борьбы с водотечностью и доложить командиру аварийной партии о результатах разведки; в дальнейшем действовать по его указанию.

В докладе командира аварийной партии на ГКП должны быть указаны: район, размеры, характер повреждений, состояние водонепроницаемых переборок и закрытий; принятые меры; необходимая помощь в средствах и людях.

Потеря плавучести и остойчивости происходит от проникновения воды в корпус судна, при повреждении корпуса или вследствие нарушения экипажем правил содержания наружных или забортных отверстий.

По своим размерам пробоины корпуса можно разделить на: малые - 0,05м 2 ; средние - 0,2 м 2 ; большие - до 2 м 2 ; очень большие - более 2 м 2 .

Скорость затопления отсека из средних и больших пробоин такова, что практически не представляется возможным завести на пробоину пластырь раньше, чем произойдёт полное затопление отсека. В этом случае принимается, что вода в отсеке поднялась до уровня забортной воды.

В общем случае при получении малой или средней пробоины, когда поступление воды поддаётся откачке судовыми осушительными насосами, рекомендуется остановить движение судна, выровнять крен согласно Информации по аварийной посадке и остойчивости, завести пластырь, откачать воду, заделать пробоину, продолжать движение, вести наблюдение за возможным поступлением воды.

При получении большой или очень большой пробоины или при значительном углублении отсек будет затоплен мгновенно и поступившая в отсек вода не поддаётся откачке судовыми осушительными насосами. В этом случае рекомендуется вести борьбу с возможной фильтрацией воды по судну.

В случае получения пробоины, которая приведёт к затоплению по длине, большей расчётной длины затопления, при которой согласно Информации об аварийной посадке и остойчивости судно обречено, необходимо вывести судно, насколько это возможно, на отмель и/или объявить шлюпочную тревогу и принять меры к спасению людей.

Борьба с фильтрацией воды через водонепроницаемые переборки ведётся с помощью жёстких пластырей (деревянный пластырь, деревянный пластырь с мягкими бортами), аварийных материалов (аварийные доски, брусья, клинья, войлок, пакля просмоленная и т.д.)

При получении пробоины в борту борьба с водой ведётся с помощью мягких пластырей (кольчужный, облегчённый, шпигованный, парусиновый, пневматический).

В ходе борьбы за непотопляемость капитан судна обязан строго контролировать остойчивость и запас плавучести, для чего должен быть организован учёт принятой судном воды, установлено наблюдение за посадкой судна и высотой надводного борта.

При этом капитан судна должен руководствоваться следующими основными положениями:

важнейшими мероприятиями при борьбе за непотопляемость судна являются восстановление его остойчивости и уменьшение крена и дифферента до пределов, при которых обеспечиваются ход и управляемость судна;

борьба за непотопляемость должна быть направлена в первую очередь на обеспечение судна необходимой остойчивости:

в ходе борьбы за непотопляемость судна следует экономно расходовать запас плавучести;

необходимо систематическое уточнение места, размеров и характера повреждений, возможности их заделки и откачки воды из затопленных отсеков.

При отсутствии в затопленном отсеке осушительных средств или при недостаточной их мощности могут быть использованы переносные водоотливные средства или, как исключение, с разрешения капитана судна могут быть открыты перепускные или спускные клинкеты и клапаны или управляемые и неуправляемые переточные каналы для использования осушительных средств соседних отсеков.

Организация борьбы с водой является составной частью организации борьбы за живучесть судна.Живучестью судна называется его способность противостоять аварийным повреждениям,восстанавливая и поддерживая,в возможной степени,свои мореходные и эксплутационные качества с помощью экипажа.

Действия экипажа по борьбе с водой

Огромная пробоина в корпусе контейнеровоза Рена

Огромная пробоина в корпусе контейнеровоза Рена


По общесудовой тревоге:
задраиваются все водонепроницаемые двери;
производится герметизация корпуса, задраиваются все закрытия, имеющие маркировку П, Т, и иллюминаторы;

Общие положения организации борьбы за живучесть судна

Бедствие российского рыболовецкого судна Спарта

Бедствие российского рыболовецкого судна Спарта


Борьба за живучесть судна является обязанностью всех членов экипажа, регламентированной Уставом службы на судах, НБЖС и уточнённой судовым Расписанием по тревогам.Отработка организации борьбы за живучесть судна является составной частью повседневной службы на судне,

Непотопляемость судна

Крушение круизного лайнера Costa Concordia

Крушение круизного лайнера Costa Concordia


Непотопляемостью называется способность судна оставаться на плаву при нарушении водонепроницаемо­сти одного или нескольких судовых помещений,сохраняя (в ограниченных пределах) основные мореходные качества судна.

Запасы плавучести остойчивости и прочности

Запас плавучести судна

Запас плавучести судна


Запас плавучести определяет предельный объем во­ды, при поступлении которой внутрь корпуса судно еще остается на плаву. Это основной фактор, обеспе­чивающий мореходное качество плавучесть судна.При наличии седловатости палубы или полубака весь запас плавучести не может быть использован

Конструктивная защита корпуса судна

Паром Наполеон Бонапарт навалился на причал

Паром Наполеон Бонапарт навалился на причал


Средства конструктивной защиты корпуса имеют целью ограничение размеров повреждений и уменьше­ние затапливаемых объемов. В надводной части таким средством является, в частности укрепление надводного борта, а в подводной - конструкции, поглощающие энергию под­водного удара.

Основные причины появления водотечности корпуса судна

Столкновение судна Ника под флагом Камбоджи и российского судна Волгодон-5076

Столкновение судна Ника под флагом Камбоджи и российского судна Волгодон-5076


Водотечность корпуса судна в эксплуататции может появиться в следствие следующих причин:
Столкновение судов.
Удары о причал при швартовке.

Сущность борьбы за непотопляемость

Разлом нефтеналивного танкера Волгонефть-139

Разлом нефтеналивного танкера Волгонефть-139


Сущность борьбы за непотопляемость состоит в том, чтобы предотвратить гибель судна от потери остойчивости или плаву­чести. В процессе борьбы за непотопляемость следует стремиться к восстановлению его остойчивости и запаса плавучести, а также обеспечить другие мореходные качества.

Маневрирование судном после нарушения водонепроницаемости

Маневрирование судном после нарушения водонепроницаемости

Маневрирование судном после нарушения водонепроницаемости


Нарушение водонепроницаемости судна, произошедшее вследствие различных причин приводит к тому, что судно по-разному реагирует на воздействие ветра и морских волн. При расположении судна лагом к направлению распространения морского волнения судно получает на большие кренящие моменты

Первоочередные мероприятия по борьбе за непотопляемость

Крушение круизного лайнера Эксплорер

Крушение круизного лайнера Эксплорер


Наибольшую опасность для судна, сохранившего непотопляемость в первый момент после повреждения, представляет дальнейшее распространение воды, а так­же вход в воду надводных пробоин. Поэтому во всех случаях первоочередными задачами экипажа в борьбе за непотопляемость является борьба с водой,

Определение знака остойчивости поврежденного судна

Севший на риф контейнеровоз недалеко от Тауранги

Севший на риф контейнеровоз недалеко от Тауранги


Если начальная остойчивость судна после получения им повреждения и поступления воды внутрь корпуса отрицательна, то прямое положение судна неостойчиво и судно в этом положении плавать не может .
Отрицательной начальной остойчивости соответствует:

Задачи и методы спрямления

Контейнеровоз Рена сел на мель недалеко от Тауранги

Контейнеровоз Рена сел на мель недалеко от Тауранги


Задачи и методы спрямления поврежденного судна существенно зависят от его состояния. Для транспортных судов выделяют четыре основных типовых случая состояния поврежденного судна. Задачи спрямления для судна во всех случаях состояния нарушения его водонепроницаемости включают в себя следующие

Основные типовые случаи состояния поврежденного судна

Опрокидывание судна типа RO-RO

Опрокидывание судна типа RO-RO


Первый типовой случай состояния поврежденного судна. Затопление симметрично относительно ДП, начальная остойчивость положительна. Поврежденное судно плавает без крена. Основные задачи по спасению судна в первом типовом случае состояния:

Оценка состояния судна с точки зрения поперечного спрямления

При анализе состояния поврежденного судна его диаграммы остойчивости, как правило, не известны экипажу. Поэтому особое значение приобретают при­ближенные методы оценки состояния поврежденного судна. Соответствие состояния судна каждому из рассмотренных типовых случаев

Расчет непотопляемости судна в первом приближении

Судно ROCKNES с креном на правый борт

Судно ROCKNES с креном на правый борт


Общая характеристика метода и принятые допущения. Расчет непотопляемости в первом приближении вы­полняется по линейной теории, согласно которой при­ращения действующего объема судна dV и его ста­тических моментов пропорциональны приращениям параметров посадки судна dT, dy и dq.

Влияние затопления отсеков различной категории на посадку и остойчивость судна

Терпящее крушение краболовное судно Нико

Терпящее крушение краболовное судно Нико


Анализ расчетов непотопляемости морских транспортных судов позволяет сделать следующие выводы:
- затопление отсека I категории, большая часть объема которого лежит ниже ватерлинии (zv - затопление отсека II категории при прочих равных

Аварийный судовой инвентарь

Аварийное имущество .Все суда, за исключением судов ограниченного района плавания, должны иметь аварийное снабжение в соответствии с Правилами классификации и постройки морских судов Регистра судоходства РФ.Нормы снабжения судов аварийным имуществом приведены в Добав­лении 1 к НБЖС-77.

Перечень аварийного имущества и материалов весьма обширен. К аварийному имуществу относят пластыри, наборы такелажного, слесарного инструмента, брусья, пробки деревянные и многое другое.

Пластыри. Пластыри предназначаются для заделки пробоин в корпусе судна. Пробоины, согласно НБЖС-83 подразделяются по размерам следующим образом:

малые - до 0,05 м 2 ;

средние - до 0,2 м 2 ;

большие — до 2 м 2 ;

очень большие - более 2 м 2 .

Пластыри классифицируются на мягкие, жесткие, пневматические. К мягким пластырям относят: пластырь кольчужный (пластырь Баранова), пластырь облегченный (пластырь Макарова), пластырь шпигованный. На суда поставляются также парусиновые пластыри для учебных целей и для заделки небольших пробоин (трехслойные).

Кольчужный пластырь (пластырь Баранова) - наиболее прочный из всех мягких типов пластырей (рис. 2.1). Его изготавливают размером 3,0x3,0 или 4,5x4,5 м. Основанием пластыря является сетка, состоящая из колец диаметром около 300 мм, свитых из прядей гибкого оцинкованного стального троса диаметром 7-9 мм без органического сердечника.
С каждой стороны сетки накладывают два слоя парусины, пропитанной водоупорным средством (покрышки). Основы покрышек взаимно перпендикулярны.

Сетка кольчужного пластыря имеет окантовку-ликтрос из стального каната диаметром 7-9 мм. Полотно пластыря (покрышки вместе с сеткой) окантовывается ликтросом из смольного пенькового каната толщиной 75— 90 мм по окружности. Ликтросы пластыря и сетки скрепляют между собой бензелями, пропущенными через люверсы в шкаторинах покрышек пластыря.

В середину колец сетки между покрышками закладывают парусиновые шайбы диаметром 110-125 мм в три слоя, после чего шайбы и покрышки прошивают насквозь.

Рис. 2.1. Пластырь кольчужный:

1 - коуш; 2 - бензель .коуша; 3 - люверс выметанный; 4 - бензель ликтроса; 5 -ликтрос пластыря; 6 - ликтрос сетки-кольчуги; 7 - покрышка наружная; 8 - покрышка внутренняя; 9 - шайбы парусиновые; 70 - кольцо сетки.

Аварийный кольчужный пластырь

Рис. 2.2. Пластырь облегченный:

1 – кренгельс; 2 – коуш круглый; 3 – коуш; 4 – бензель коуша; 5 – люверс выметанный; 6 - бензель ликтроса; 7 – ликтрос пластыря; 8 – покрышка; 9 – войлочная прослойка толщиной 10 мм; 10 – карман распорных реек; 11 – распорная

Пластырь облегченный

На всех четырех углах и в середине каждой шкаторины в трос пластыря бензелями заделывают коуши, служащие для закладывания в них шкотов, оттяжек, подкильных концов.

Средний шкот является одновременно контрольным штертом.

Облегченный пластырь (пластырь Макарова) - изготавливают размером 3,0x3,0 или 3,5x3,5 м (рис. 2.2) из двух слоев парусины (покрышек), между которыми закладывают грубошерстный войлок толщиной около 10 мм.

Основы покрышек должны быть взаимно перпендикулярны. Два слоя парусины и войлок простегивают по диагонали через каждые 200 мм. Пластырь по периметру окантован ликтросом из пенькового смольного каната толщиной 70-90 мм по окружности.
С наружной стороны пластыря нашивают поперечные парусиновые карманы. При установки пластыря на цилиндрических или прямостенных местах корпуса судна в эти карманы вставляют распорные рейки для увеличения прочности пластыря.

При постановке пластыря на пробоину распорные рейки должны располагаться с наружной стороны. При заводке пластыря на двояковыпуклую поверхность корпуса судна их не вставляют.

Жесткий деревянный пластырь с мягкими бортами состоит из двух слоев досок с прокладкой из парусины и мягким бортом (рис. 2.5). Доски наружного и внутреннего слоев расположены взаимно перпендикулярно. Слои досок скрепляют гвоздями.
Шаг гвоздей вдоль волокон около 60 мм. Размеры заготовки из парусиновой прослойки берут с припуском на каждую сторону по 250-275 мм. С помощью этих припусков образуют мягкие борта, которые изготавливают из промасленной кудели.
Свободные кромки парусины после обтягивания ими валиков кудели закрепляют на внутренней поверхности пластыря гвоздями. Парусину для прокладки желательно применять специальную морскую с водоупорной пропиткой. В углах пластыря закрепляют рымы для такелажа.

Деревянные пластыри с мягкими бортами предназначаются для заделки небольших, не превышающих одной шпации, пробоин и трещин в корпусе судна.

Рис. 2.5. Деревянный пластырь с мягкими бортами:

1 - внутренний слой досок; 2 - парусиновая прослойка; 3 - наружный слой досок; 4 -мягкий борт

Деревянный пластырь с мягкими бортами

Металлический клапанный пластырь (рис. 2.6) представляет собой металлическую коробку 1, днище которой снаружи имеет ребра жесткости 2 и специальное гнездо 3 со стопорной пружиной 4 закрепления подпятника внутренней трубы металлического раздвижного упора или подпятника прижимного винта аварийной струбцины. Уплотняющее устройство пластыря выполнено в виде парусинового клапана б, кромки которого простираются как внутри, так и снаружи по периметру корпуса коробки пластыря.
Парусиновый клапан крепится к корпусу коробки металлическими планками на винтах, что позволяет легко его менять. Для крепления пластыря в его коробке имеются патрубки с заглушками 5 для стержней крюковых болтов и специальной скобы 7 для крепления подкильных концов и шкотов.

Рис. 2.6. Пластырь металлический клапанный:

1 - коробчатый корпус; 2 - ребра жесткости корпуса; 3 - гнездо для упора; 4 -стопорная пружина; 5 - патрубок с заглушкой; 6 - парусиновый клапан; 7 - скобы

Пластырь металлический клапанный

Металлические клапанные пластыри имеют три типоразмера:

ПК-1 с размером коробки 250х250мм и массой 4,5 кг;

ПК-2 с размером коробки 300х300мм и массой 5,7 кг;

ПК-3 с размером коробки 500х500мм и массой 15,3 кг.

Металлические клапанные пластыри могут изготовляться и других размеров, например, имеются пластыри 75x250x350 мм и 100x400x600 мм.

Металлический пластырь с прижимным болтом (рис..2.7) использу­ется для заделки мелких пробоин диаметром до 120 мм. В нем сочетаются конструкции металлического клапанного пластыря и болта с откидной скобой.
На прижимной болт с откидной скобой /, которую приводит в перпендикулярное относительно прижимного болта положение спиральная пружина 6, насажен круглый металлический диск диаметром 150 мм с резиновым уплотнением («юбкой») 4. Масса такого пластыря около 1,5 кг.

Для установки пластыря на пробоину его откидную скобу 5 вставляют в пробоину так, чтобы она, выйдя за наружную обшивку, повернулась под действием спиральной пружины 6 перпендикулярно стержню прижимного болта I. Затем завинчивают гайку с помощью рукояток 2, которая передвигает металлический диск 3 и прижимает резиновое уплотнение (юбку) к корпусу.

Рис. 2.7. Пластырь металлический с прижимным болтом:

1 - прижимной болт с откидной головкой (скобой); 2 - прижимная гайка с рукоятками; 3 - прижимной металлический диск; 4 - резиновое уплотнение (105Ка); 5 - откидная головка (скоба); 6 - спиральная пружина

Пластырь металлический с прижимным болтом

Помимо приведенных мягких и жестких пластырей существуют пневматические пластыри, которые не. входят в обязательное аварийное снабжение.

Из другого аварийного снабжения, обязательного для всех судов, в качестве примера приведем универсальную струбцину и раздвижной металлический упор.

Универсальная струбцина (рис. 2.8) служит для крепления на пробои­не деревянных пластырей с мягкими бортами. Струбцина состоит из балки, съемных захватов и прижимного винта. Балка струбцины изготовлена из двух швеллеров, соединенных между собой планками.
На балке установ­лены два съемных захвата со стопорными винтами и гайка-ползун с прижимным винтом. Захваты для шпангоутов бульбовых профилей.-в виде цельносварных изделий крючкообразной формы, соединенных осью в средней части.

Струбцины выпускаются двух размеров в зависимости от размеров шпации. Основные данные струбцин приведены в табл. 2.1.

Рис. 2.8. Использование аварийных струбцин для крепления пластыря на пробоину:

1 - струбцины (две балки швеллера, соединенные по концам болтами на планках); 2 - прижимной винт с рукоятками; 3 - гайка-ползун; 4 - стопорный винт захвата; 5 -болты крепления планок швеллеров; 6 - захват для шпангоутов угловых профилей; 7 - деревянная прокладка под подпятником прижимного винта; 8 - деревянный пластырь с мягкими бортами; 9 - шпангоут; 10 - наружная обшивка; 11 - пробоина; 12 - захват для шпангоутов бульбовых профилей

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: