Что такое вспомогательные суда

Обновлено: 27.03.2024

военно-морского флота, группа судов, предназначенная для обеспечения базирования и боевой деятельности подводных лодок, надводных кораблей и гидроавиации. В. с. делятся на классы: плавучие базы, плавучие мастерские, транспорты по перевозке боеприпасов и различных видов снабжения, учебные и опытовые, океанографические и гидрографические суда, аварийно-спасательные, плавучие и госпитальные суда. Водоизмещение В. с. составляет от 200 т до 50 тыс. т; скорость хода — 12—30 узлов (22—55 км/ч). В послевоенный период проявляется тенденция узкой специализации В. с. Так, в ВМС США используются специально оборудованные плавбазы и плавдоки для эскадр атомных ракетных подводных лодок, транспорты по перевозке ракет, транспорты ядерных боеприпасов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Вспомогательные суда" в других словарях:

Вспомогательные суда — Вспомогательные суда, предназначались для обеспечения деятельности сил флота в военное и мирное время. В конце XVII в. в период создания Российского военного регулярного флота для перевозки войск, снаряжения и провианта использовались струги… … Военная энциклопедия

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА — (Auxiliary vessels) см. Суда вспомогательного назначения. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Вспомогательные суда суда … Морской словарь

Вспомогательные суда — В конце XVII в. в период создания Российского военного регулярного флота для перевозки войск, снаряжения и провианта использовались струги — крупные речные и озерные грузовые суда, строившиеся славянами с VI в. Именно на них были доставлены… … Военная энциклопедия

Вспомогательные суда типа «Форт Виктория» — Fort Victoria class Вспомогательные суда типа «Форт Виктория» … Википедия

Вспомогательные суда ВМФ — ВСПОМОГÁТЕЛЬНЫЕ СУДÁ ВМФ, специально построенные или переоборудованные корабли и суда, предназначенные во время войны для материального и технич. обеспечения и обслуживания боевой и повседневной деятельности боевых кораблей и баз флота. В ходе… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Вспомогательные суда военные — (в СССР суда обеспечения ВМФ), предназначены для обеспечения боевой и повседневной деятельности сил флота. К В. с. относятся: плавучие базы, гидрографические, грузовые, опы товые, противопожарные, санптар но транспортные, спасательные, снабжения … Словарь военных терминов

Суда обеспечения (вспомогательные суда) — морские н рейдовые суда, входящие в состав ВМФ (ВМС) и предназначенные для обеспечения деятельности снл флота в военное и мирное время. Могут быть специальной постройки илн переоборудованы из других кораблей (судов). Различают С. о.: боевой… … Словарь военных терминов

СЛУЖЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА — гражданские суда для материально технического обеспечения флота и служб, организующих их эксплуатацию. Служебно вспомогательные суда могут обеспечивать потребности других судов флота и выполнять самостоятельные работы. К ним относятся следующие… … Морской энциклопедический справочник

Суда промыслового флота вспомогательные — вспомогательные суда, предназначенные для научных рыбохозяйственных исследований, обучения кадров, охраны запасов объектов водного промысла, контроля за соблюдением правил рыболовства и безопасности плавания, и прочие суда (буксиры, брандвахты и… … Официальная терминология

СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ — (вспомогательные суда) военно морского флота. Обеспечивают боевую и повседневную деятельность сил флота. Включают транспортные, спасательные, гидрографические и др. суда … Энциклопедический словарь

В период создания флотов на Балтийском, Каспийском, Азовском и Черном морях в качестве грузовых использовались суда, распространенные в странах Западной Европы, — галиоты, шмаки, шкуты, буера, гекботы, флейты и пинки, но уже в 1770-х гг. в Российском флоте появляется новый класс — транспорты. К началу XIX в. они полностью заменили суда других классов, использовавшиеся в качестве транспортов.

Чтобы оценить значение транспортных судов, следует учесть почти полное отсутствие дорог в России в XVII — первой половине XIX вв. Единственным средством передвижения по суше были экипажи на конной тяге, поэтому водный путь был наиболее удобным для доставки тяжелых грузов. Так, например, орудия, паруса, канаты и т. д. для строящихся в Архангельске судов доставлялись из С.-Петербурга и Кронштадта на транспортных судах. Подобным же образом перевозились материалы и на другие верфи, а также орудия с пушечных заводов и строительные материалы для создания баз флота и приморских крепостей.

В начале XVIII в. начинает формироваться класс гидрографических судов, предназначенных для оборудования морских театров навигационными средствами для безопасного мореплавания. В XVIII в. для этих целей служили лоц-галиоты и лоц-боты, переоборудованные из транспортных судов, но уже в начале XIX в. строятся специальные суда.

В качестве посыльных судов в XVIII в. использовались пакетботы, а в начале XIX в. появились пассажботы. С их помощью поддерживалась связь между базами флота и эскадрами, они доставляли приказы, донесения, а также перевозили пассажиров, почту и срочные грузы. Рейдовые и портовые суда обслуживали флоты во время стоянок в базах.

Вспомогательные суда принимали участие во всех боевых действиях флота, независимо от того, происходили они вблизи своих баз или в Средиземном море, Архипелаге и на Дальнем Востоке. Причем они не только обеспечивали снабжение эскадр и отрядов, но и участвовали в высадке десантов, обстрелах вражеских береговых укреплений и крейсерских операциях. Решающую роль сыграли транспортные суда (гекботы) в Персидском походе 1722-1723, завершившемся взятием Дербента и Баку.

Смотри также:

Военная энциклопедия . 2014 .

Полезное

Смотреть что такое "Вспомогательные суда" в других словарях:

Вспомогательные суда — Вспомогательные суда, предназначались для обеспечения деятельности сил флота в военное и мирное время. В конце XVII в. в период создания Российского военного регулярного флота для перевозки войск, снаряжения и провианта использовались струги… … Военная энциклопедия

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА — (Auxiliary vessels) см. Суда вспомогательного назначения. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Вспомогательные суда суда … Морской словарь

Вспомогательные суда типа «Форт Виктория» — Fort Victoria class Вспомогательные суда типа «Форт Виктория» … Википедия

Вспомогательные суда — военно морского флота, группа судов, предназначенная для обеспечения базирования и боевой деятельности подводных лодок, надводных кораблей и гидроавиации. В. с. делятся на классы: плавучие базы, плавучие мастерские, транспорты по… … Большая советская энциклопедия

Вспомогательные суда ВМФ — ВСПОМОГÁТЕЛЬНЫЕ СУДÁ ВМФ, специально построенные или переоборудованные корабли и суда, предназначенные во время войны для материального и технич. обеспечения и обслуживания боевой и повседневной деятельности боевых кораблей и баз флота. В ходе… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Вспомогательные суда военные — (в СССР суда обеспечения ВМФ), предназначены для обеспечения боевой и повседневной деятельности сил флота. К В. с. относятся: плавучие базы, гидрографические, грузовые, опы товые, противопожарные, санптар но транспортные, спасательные, снабжения … Словарь военных терминов

Суда обеспечения (вспомогательные суда) — морские н рейдовые суда, входящие в состав ВМФ (ВМС) и предназначенные для обеспечения деятельности снл флота в военное и мирное время. Могут быть специальной постройки илн переоборудованы из других кораблей (судов). Различают С. о.: боевой… … Словарь военных терминов

СЛУЖЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА — гражданские суда для материально технического обеспечения флота и служб, организующих их эксплуатацию. Служебно вспомогательные суда могут обеспечивать потребности других судов флота и выполнять самостоятельные работы. К ним относятся следующие… … Морской энциклопедический справочник

Суда промыслового флота вспомогательные — вспомогательные суда, предназначенные для научных рыбохозяйственных исследований, обучения кадров, охраны запасов объектов водного промысла, контроля за соблюдением правил рыболовства и безопасности плавания, и прочие суда (буксиры, брандвахты и… … Официальная терминология

СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ — (вспомогательные суда) военно морского флота. Обеспечивают боевую и повседневную деятельность сил флота. Включают транспортные, спасательные, гидрографические и др. суда … Энциклопедический словарь

Корабли и суда обеспечения военно-морских сил — вспомогательные корабли и суда для обслуживания мест базирования и обеспечения повседневной деятельности боевых кораблей ВМФ. Суда обеспечения не предназначены для непосредственного участия в боевых действиях и поэтому имеют либо легкое оборонительное вооружение (зенитные установки, пулеметы), либо не имеют его вообще.

Содержание

Типы и проекты

Ввиду большого разнообразия кораблей и судов обеспечения обычно применяется их упрощенная классификация. К настоящему моменту некоторые из указанных образцов устарели и списаны.





Транспортные суда

Предназначены для обеспечения кораблей топливом, боеприпасами, продуктами питания, водой, утилизацией отходов и т. д., а также для транспортировки грузов и людей.

    снабжения (пр. 160, 577, 577Д, 1541, 1545, 1559В[1] , 1593)
  • Морской транспорт вооружения (пр. 323, 323А, 323В, 1791, 1823, 1824, 10680, 11570, 21130)
  • Корабль комплексного снабжения (пр. 1833 [2] )
  • Транспортный плавучий док (пр. 769, 769А, 1753, 1757, 1769, 20230)
  • Транспортное судно (пр. 740)
  • Пограничный транспортный корабль (пр. 1595)
  • Разъездной катер (пр. 376, 14670)

Транспортный плавучий док. Служит для транспортирования кораблей небольшого водоизмещения к месту проведения ремонтных работ. Может использоваться на реках, озёрах и мелководьях для транспортирования подводных лодок и надводных кораблей с большой осадкой.

Морской транспорт вооружения. Обеспечивает доставку боеприпасов, минного, ракетного, торпедного оружия и различного оборудования к боевым кораблям, находящимся вне пунктов базирования.

Разъездной катер (катер связи). Быстроходный катер с хорошей остойчивостью и маленьким водоизмещением. Служит для оперативного перемещения людей, документов и малых грузов на небольшие расстояния.





Спасательные суда

Спасение терпящих бедствие кораблей и их личного состава.

  • Морской буксир (пр. A-202, 563, 712 [3] , 714 [4] , 733, 745, 5757)
  • Спасательное судно (пр. 527 [5] , 527М, 536, 537 [6] , 1452, 1453)
  • Спасательная подводная лодка (пр. 940 [7] )
  • База для подводных исследований (пр. 05360, 05361)
  • Судоподъемное судно (пр. 530)
  • Морское водолазное судно (пр. 535 [8] ) (пр. 364, 1893 [9] , 1993, 14613) (пр. 320, 320П)

Судоподъемное судно. Предназначено для подъема кораблей с грунта с целью их возможного последующего восстановления или утилизации, а также для расчистки фарватера, рейда, акватории порта.

Водолазное судно. Судно, построенное или оборудованное специально для обеспечения водолазных работ. На борту имеет водолазный комплекс с системой подачи воздуха, средства для спуска водолазов в воду, лебедки и другое оборудование.

Госпитальное судно. Предназначено для оказания квалифицированной медицинской помощи в походных условиях и транспортирования больных и раненых. Также может быть использовано для организации отдыха экипажей военных кораблей.





Суда обеспечения пунктов базирования

Специальные виды работ по обслуживанию кораблей и мест их базирования: установка заграждений, мертвых якорей, подъем из воды тяжестей, прокладка и ремонт кабелей, электромагнитная обработка кораблей.

    (пр. 141 [10] , 145)
  • Портовый ледокол (пр. 97, 97А, 97Б)
  • Рейдовый буксир (пр. 498, 737)
  • Судно размагничивания (пр. 130, 219, 523, 1799, 1799А, 1799Э)
  • Судно контроля физических полей (пр. 1806, 18061)
  • Кабельное судно (пр. 1112, 1122, 1172, 1175) (пр. 688)

Портовый ледокол. Выполняет расчистку фарватеров ото льда, проводку кораблей в ледовых условиях вблизи мест их базирования.

Кабельное судно. Служит для прокладки, ремонта и подъема кабелей в воде. Может работать на глубинах в несколько километров.

Килектор. Судно, оборудованное мощными грузоподъемными устройствами. Предназначено для подъема и опускания тяжестей в воду. Служит для установки мертвых якорей, бонов, противолодочных заграждений и других работ. Способен работать в открытом море.

Судно размагничивания. Служит для выполнения специальных работ, связанных с уменьшением собственных магнитных полей кораблей и судов.





Плавбазы и доки

Обслуживание кораблей вне мест их постоянного базирования и другие работы.

    (пр. 310, 310А, 1886, 1886М)
  • Плавучая ремонтно-техническая база (пр. 2001) (пр. 326М, 1798) (пр. 300, 301Т, 303, 304, 304М, 725, 725А) (пр. 28, 28Б, 28К, 823, 1758, 1760, 1769, 2121, 10090, 18530, 19650)
  • Плавучий док — эллинг (пр. 1777, 1780, 13560)

Плавучий док. Предназначен для осмотра и ремонта подводной части корпуса корабля как в пунктах базирования, так и вне их. При необходимости может использоваться для транспортирования корабля на небольшое расстояние.

Плавучий док — эллинг [11] . Док закрытого типа, внутреннее пространство которого полностью защищено от воздействия внешней среды. Благодаря возможности создания микроклимата с заданными параметрами обеспечивает особые условия для проведения работ. В частности, может использоваться для ремонта специального противогидроакустического покрытия подводных лодок.

Плавучая база. Предназначена для обслуживания кораблей вне мест их постоянного базирования, несложного ремонта вооружения и техники, хозяйственно-бытового обслуживания личного состава.





Гидрографические и разведывательные суда

Сбор и обработка различной информации.

  • Экспедиционное океанографическое судно (пр. 850, 852 [12][13][14] , 862 [15] , 873, 976, 16611, 19910) (пр. 513М, 860, 861, 870, 871, 872)
  • Катер экологической разведки (пр. 1415)
  • Разведывательный корабль (пр. 394, 503М, 861М, 0862.1, 0862.2, 864, 994, 1826, 1908, 1909, 1914, 1914.1, 1941 [16] , 10221)

Океанографическое (гидрографическое) судно. Выполняет работы по картографии, метеорологии, определению геофизических, океанологических и прочих характеристик Мирового океана, установке и обслуживанию навигационного оборудования [17] .

Разведывательный корабль, корабль измерительного комплекса. Используется для сбора и обработки различной, в том числе и разведывательной, информации с помощью специальной контрольно-измерительной аппаратуры. Может использоваться для контроля перемещения объектов в океане, в атмосфере, в космосе.

Суда атомного технологического обслуживания

Обеспечение безопасной эксплуатации кораблей атомного флота и утилизация радиоактивных отходов.

  • Плавучая техническая база (пр. 2020)
  • Транспорт для перевозки и переработки радиоактивных отходов (пр. 11510)
  • Технический танкер (1783А)
  • Плавучая контрольно-дозиметрическая станция

Плавучая техническая база. Перезарядка ядерных реакторов. Сбор, хранение и выдача радиоактивных отходов с надводных кораблей и подводных лодок с ЯЭУ.

Транспорт для перевозки и переработки . Сбор, хранение, переработка и выдача жидких и твёрдых радиоактивных отходов.

Технический танкер. Сбор, хранение и выдача жидких радиоактивных отходов.

Плавучая контрольно-дозиметрическая станция. Контроль радиационной обстановки.





Корабли специального назначения

  • Учебный корабль (пр. 887 [18] , 888)
  • Катер-мишень (пр. 183, 1392, 1784)
  • Торпедолов (пр. 368Т, 1388)

Учебный корабль. Предназначен для прохождения практики для курсантов различных специальностей.

Катер-мишень. Служит для проведения учебных стрельб противокорабельным оружием. Может быть несамоходным или телеуправляемым. На катерах-мишенях может устанавливаться специальное оборудование для имитации различных ситуаций, возникающих при поиске и идентификации цели (уголковые отражатели, теплоимитаторы и т. д.).

Торпедолов. Осуществляет поиск и подъем из воды выстреленных учебных и боевых торпед.


Деятельность военно-морского флота не осуществляется сама по себе. Для того чтобы военные корабли могли успешно нести боевое дежурство, работает множество вспомогательных судов и катеров: гидрографических, океанографических, спасательных, разведывательных, танкерных, буксирных. Эти корабли редко оказываются в центре внимания, однако без них ВМФ не может существовать.

Данный цикл статей посвящен вспомогательным и специальным судам, работающим в интересах нашего военно-морского и коммерческого флотов. Открывают цикл корабли, предназначенные для гидрографических исследований.

Корабли гидрографической службы

Гидрографическая служба России существует под разными названиями и в разных организационно-структурных формах со времен Петра I. В настоящее время ее официальное название — Управление навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации.

Основные функции Управления следующие:

1. Руководство поддержанием сил и средств навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и топогеодезического обеспечения (далее — НГО, ГМО и ТГО) в установленной боевой готовности к выполнению задач НГО, ГМО и ТГО боевой и повседневной деятельности сил (войск) флотов, Каспийской флотилии, других видов Вооруженных Сил РФ в назначенных операционных зонах (зонах ответственности).

2. Организация проведения океанографических, гидрографических и морских геофизических работ в океанах и морях в интересах обороны страны и НГО морской деятельности РФ.

3. Руководство работой по созданию навигационных морских, геофизических и других специальных карт (в том числе электронных), руководств и пособий для плавания в Мировом океане и обеспечение ими в установленном порядке потребителей РФ и зарубежных государств.

4. Руководство обеспечением (снабжением) сил (войск) ВМФ морскими средствами навигации и океанографии (далее именуется — МСН), поддержанием технической готовности МСН на кораблях постоянной готовности.

5. Содержание и развитие системы навигационного оборудования на побережье и в морских водах, находящихся под юрисдикцией РФ (за исключением трасс Северного морского пути) в интересах обороны страны и НГО морской деятельности РФ, обеспечение действия средств навигационного оборудования с установленными характеристиками и режимами работы.

6. Руководство непосредственно подчиненными воинскими частями и организациями; методическое руководство подчиненными по специальным вопросам органами военного управления, соединениями, воинскими частями и организациями ГС ВМФ.

7. Участие РФ в деятельности Международной гидрографической организации (далее — МГО) и Международной ассоциации маячных служб (далее — МАМС), взаимодействие и сотрудничество с другими международными и региональными мореведческими организациями.

Какими же средствами реализуются приведенные выше задачи? Рассмотрим имеющиеся в наличии у гидрографической службы корабли.


Гидрографические суда проекта 860. Строились в 1960-х в Гданьске (Польша). Полное водоизмещение — 1274 тонны. Скорость полного хода — 15 узлов. Дальность хода — 6200 миль на скорости в 10 узлов. Силовая установка — 2×1500 л. с., дизели «Згода-Зульцер» 5TG48. Экипаж — до 53 человек.


Гидрографические суда проекта 861 предназначены для гидрологических исследований, оборудования рейдов, изучения опасных для судоходства районов, исследования течений, изучения глубин, метеорологических и батитермографических наблюдений, работ по химической гидрологии в ближней и дальней морских зонах.

Строились в 1960-1970-х годах в Гданьске. Полное водоизмещение — 1542,6 тонны. Скорость полного хода — 17,3 узла. Дальность хода — 8900 миль на 11 узлах. Силовая установка состоит из двух дизелей польского производства Zgoda-Sulzer («Згода-Зульцер») 6ТD-48, мощностью по 1800 л. с. Экипаж судна составляет 45 человек и 10 членов научной команды.

В качестве специального оборудования на кораблях проекта 861 установлены ГАС «Бронза» и радиопеленгатор АРП-50Р.

Океанографические исследовательские суда проекта 852 тип «Академик Крылов». Строились в 1970-х годах в польском Шецине.

Суда данного проекта предназначены для исследований в области океанологии, химической гидрологии и морской метеорологии. Также для биологических, аэрологических, актинометрических наблюдений; регистрации волнения и течений в акватории Мирового океана, и других морских наблюдений и исследований.

Судно имеет полное водоизмещение 9140 тонн, максимальную скорость хода — 20,8 узла, дальность хода 24 000 миль на 15,4 узлах. Силовая установка состоит из двух дизелей мощностью 8000 л. с. Экипаж судна — до 148 человек.

На судне размещено 20 научных лабораторий, общей площадью 900 кв. м, в том числе: гидрографическая, радиоизмерительная, аэрологическая, синоптическая, геологическая, океанографическая, электромагнитная, радиохимическая, биологическая, гравиметрическая, навигационная, фотолаборатория, радиоэлектронная, гидроакустическая, центр обработки данных и астрономический павильон. На верхней палубе оборудована площадка и ангар для одного вертолёта типа Ка-25.

На судах предусмотрено одновременное размещение 4-х океанографических буйковых станций типа: ЛЭРОК-0,5, ЛЭРОК-1, ЛЭРОК-2, ЛЭС-23-1, ЛЭС-55-1.

Для погрузочно-разгрузочных работ суда оборудованы: одной крановой установкой на баке грузоподъемностью 7 тонн, двумя малыми кранами г/п по 250 кг и двумя кормовыми грузовыми стрелами г/п по 8 тонн.

На судах штатно имелись следующие вспомогательные катера и боты: 2 гидрографических промерных катера; 1 рабочий катер типа 725 вместимостью 20 чел; 1 разъездной катер типа 731 вместимостью 9 чел; 2 спасательных бота вместимостью по 70 чел.


Гидрографические суда проекта 862. Строились в 1970-80-х годах в польском Гданьске. Эти суда предназначены для изучения вопросов океанографии, имеющих специфическое военное значение, таких как изучение гидрологических условий для обеспечения свободного плавания подводных лодок новых проектов в удаленных районах Мирового океана и для проведения комплексных океанографических исследований. В частности, корабли проекта 862 могут:
1) делать маршрутный промер;
2) проводить батитермографные исследования (непрерывное измерение вертикального распределения температуры воды);
3) наблюдать за морскими течениями;
4) делать исследования химической гидрологии;
5) исследовать морскую метеорологию;
6) проводить промер глубин;
7) производить детальную съёмку рельефа дна;
8) делать топографическую съёмку;
9) проводить геодезические работы;
10) исследовать радионавигационные системы.

Данные суда обладают неограниченной мореходностью и работали во всех районах Мирового океана.

Корабли проекта 862 имеют полное водоизмещение в 2435 тонн, максимальную скорость хода в 15,9 узла, дальность хода в 8650 морских миль, экипаж — до 70 человек. ГЭУ состоит из двух дизелей мощностью по 2200 л. с. В качестве вспомогательных двигателей установлены 2 электродвигателя мощностью по 143 л. с., дающие бесшумный малый ход.

Для производства работ на борту находятся два гидрографических промерных катера, а также батометр и другое оборудование.

Из специального оборудования следует отметить ОГАС МГ-329 «Шексна» и оборудование для РТР и РР.


Гидрографические суда проекта 865. Строились в конце 1980-х в Гданьске по заказу ВМФ СССР. Суда имеют полное водоизмещение в 3450 тонн, скорость полного хода — 15 узлов, дальность хода — 11 000 миль на 12 узлах. Экипаж — до 70 человек. Силовая установка — дизельный двигатель «Згода-Зульцер» 12АSB-25D мощностью 4800 л. с.

Вспомогательные суда: корабли, без которых флоту не обойтись

Гидрографические суда проекта 870 постройки Гданьской судоверфи. Суда предназначаются для гидрологических исследований в ближней морской и базовой зонах, изучения и работ в опасных для судоходства районах, оборудования рейдов. Имеют полное водоизмещение 680 тонн, скорость полного хода в 14 узлов, максимальную дальность хода в 4000 миль на 11 узлах. Экипаж — 26 человек. Силовая установка — 2 дизеля суммарной мощностью 1740 л. с.


Суда проекта 871 строились в Гданьске в 1970-х годах. Имеют полное водоизмещение в 690 тонн, скорость полного хода в 13 узлов, дальность хода 3160 миль на 10,2 узлах, экипаж до 33 человек. Силовая установка состоит из 2-х дизелей мощностью по 600 л. с.


Гидрографические суда проекта 872 строились в Гданьске в 1970-1980-х годах. Предназначены для гидрографического обеспечения флота в ближней морской зоне. Суда имеют полное водоизмещение в 1190 тонн, скорость полного хода — 13,37 узлов, максимальную дальность плавания в 4356 миль на 11,82 узлах, экипаж — 36 человек. Силовая установка состоит из 2-х дизелей мощностью по 960 л. с., также есть 2 вспомогательных электродвигателя мощностью 143 л. с.


Малые гидрографические суда проекта РЭФ-100 строились по заказу ВМФ СССР в Румынии в 1980-х годах. Имеют полное водоизмещение в 499 тонн, скорость в 8,5 узлов, максимальную дальность хода — 1000 миль на 6 узлах, экипаж — 19 человек, ГЭУ — 2 дизеля по 300 л. с.


Суда проекта 16611 «Фарватер» строились в 1990-2000-х годах на ССЗ «Вымпел» в Рыбинске. В задачи судов проекта входят:
1) съёмка рельефа дна в прибрежных районах морей;
2) площадное обследование рельефа дна с шириной охвата 40 метров;
3) промер с инструментальной оценкой;
4) гидрографическое траление;
5) гидрографические измерения;
6) обслуживание средств навигационного оборудования и гидрографических партий.

Суда имеют полное водоизмещение в 384,7 тонны, скорость полного хода — 11,5 узла, дальность хода — до 1600 миль, экипаж — 15 человек. ГЭУ состоит из двух дизель-редукторных агрегатов ДРА-525, мощностью по 400 л. с.

Гидрографическое оборудование включает в себя:
1. Широкополосный эхотрал, применяется для измерения глубины по способу траления участков морского дна.
2. «Съемка» — многоканальный эхолот.
3. «Мускат-2» — малогабаритный гидроакустический комплекс площадной съемки рельефа дна в прибрежной зоне.
4. «Приз» — промерный эхолот.
5. «Крабик-БМ» − приемоиндикатор.


Малые гидрографические суда проекта 19910 отечественной постройки. Строительство ведется с 2000-х по настоящее время. В задачи судна входят:
1) постановка и снятие навигационных морских буев и вех всех типов;
2) обслуживание (осмотр, перезарядка и ремонт) береговых и плавучих средств навигационного оборудования (СНО), контроль за их бесперебойной работой;
3) выполнение гидрографических работ в объеме возможностей устанавливаемого оборудования;
4) перевозка различных грузов для обеспечения работ береговых СНО и гидрографических подразделений на необорудованном побережье.

Суда имеют полное водоизмещение в 1200 тонн, скорость полного хода — 12,5 узлов, дальность хода до 3500 миль, экипаж — 17 человек. ГЭУ состоит из двух дизель-генераторов мощностью по 1200 кВт с передачей мощности на две полноповоротные винторулевые колонки с винтами фиксированного шага в насадках (электродвигатели АДГ-550-4, мощностью по 750 кВт) и одно носовое подруливающее устройство.

Гидрографическое оборудование представлено многолучевым эхолотом, позволяющим получать изображение рельефа дна в 3D-формате в режиме реального времени.


Большие гидрографические катера проекта 19920 «Баклан» российской постройки (строятся с 2000-х годов по настоящее время) служат для обеспечения боевой и повседневной деятельности кораблей, частей береговых войск, военно-морских баз и полигонов.

Катера проекта 19920 предназначены для выполнения гидрографических и лоцмейстерских работ в прибрежных районах, в том числе для:
1) разведки водного маршрута;
2) гидрографических промеров;
3) съёмки рельефа дна;
4) лоцмейстерских проводок;
5) постановки, съёма и обслуживания плавучих средств навигационного оборудования;
6) лидирования подводных лодок в пунктах базирования.

Также катера могут доставить научные группы и спецоборудование до 15 тонн на необорудованное побережье.

Катера имеют полное водоизмещение в 320 тонн, скорость хода — до 11,5 узлов, дальность хода до 1000 миль, экипаж — 11 человек. ГЭУ катера состоит из двух дизель-редукторных агрегатов на основе дизелей «Deutz» BF6M 1015МС мощностью по 337 л. с.

Гидрографическое оборудование катера включает в себя:
1) многолучевой эхолот с комплексом сбора и обработки информации;
2) промерный эхолот;
3) профилограф гидрографический;
4) система измерения параметров качки;
5) измеритель скорости звука в воде;
6) автономный возвращаемый гидрологический зонд;
7) автоматизированный мареограф.


Большой гидрографический катер проекта 23040Г предназначен для: высокоточной площадной съёмки рельефа дна и обследования навигационных опасностей на глубинах до 400 метров и съемки рельефа дна однолучевым эхолотом на глубинах до 2000 метров; обслуживания всех типов плавучих предостерегательных знаков (далее — ППЗ); постановки/съёмки всех типов ППЗ до 1,7 тонны и длиной до 6,5 метра; доставки личного состава, продовольствия, ЗИПа и ремонтных бригад на береговые средства навигационного оборудования; навигационно-гидрографического обеспечения спасательных и поисковых операций; лоцманской проводки и лидирования подводных лодок и крупнотоннажных кораблей в пунктах базирования и на подходах к ним.

Катер имеет полное водоизмещение в 192,7 тонны, скорость хода до 13 узлов, силовую установку из 2-х дизелей по 337 л. с. каждый


Катер проекта 23370Г предназначен для выполнения лоцмейстерских и отдельных видов гидрографических работ, в том числе:
1) постановки (съемки) и обслуживания плавучих предостерегательных знаков (ППЗ);
2) доставки обслуживающего персонала, ремонтных бригад, продовольствия, топлива и других грузов на береговые объекты средств навигационного оборудования (СНО), в том числе расположенных на необорудованном побережье;
3) оперативного промера глубин в местах постановки ППЗ с использованием промерного эхолота.

Заключение

В составе ВМФ России на сегодняшний день находятся: 1 судно проекта 860, 4 — проекта 861, 1 судно проекта 852, 8 — проекта 862, 2 корабля проекта 865, 5 — проекта 870, 5 — проекта 871, 15 судов проекта 872, 2 судна проекта РЭФ-100, 3 — проекта 16611, 3 проекта 19910, 2 судна проекта 16609, 1 судно проекта 90600, 9 катеров проекта 19920, 2 катера проекта 23040Г, 20 катеров различных проектов советской постройки. Всего — 52 судна и 31 БГК.

На первый взгляд, Россия располагает внушительным флотом гидрографических судов и катеров. Однако большая их часть построена в 1970-80-х годах. В скором времени их ждет списание. Реально новыми являются 3 судна проекта 19910 и 3 судна проектов 16609 и 90600, а также 11 катеров проектов 19920 и 23040Г.

Для обновления флота гидрографических судов в настоящее время ведется строительство 8 малых гидрографических судов проекта 19910, 2-х больших гидрографических катеров проекта 19920, 2-х БГК проекта 23040Г, одного БГК проекта 23370Г и одного малого гидрографического катера проекта 21961.

Таким образом, в настоящее время происходит только обновление состава малых гидрографических судов и БГК, причем в количестве, значительно меньшем, чем количество списываемых судов. При этом полностью отсутствует замена судам проектов 852, 862 и 865. А это суда, способные совершать дальние походы и действовать практически в любых точках Мирового океана. То есть в ближайшие годы ВМФ России сможет рассчитывать на гидрографическое обеспечение только в своих территориальных водах. Более того, учитывая гигантскую протяженность береговой линии России, различные климатические и гидрологические условия прибрежных акваторий, можно с уверенность сказать, что вводимых в эксплуатацию судов однозначно мало для надежного гидрографического обеспечения ВМФ даже в наших территориальных водах.

Есть, правда, некоторая надежда, что гидрографическое обеспечение в дальней морской зоне смогут взять на себя океанографические суда, строящиеся в интересах другого (весьма секретного) ведомства. Но об этом — в следующей статье.


Служебно-вспомогательные суда представляют относительно небольшую по тоннажу, но весьма многочисленную по номенклатуре группу судов (плавучих средств), обслуживающих флот, портовое хозяйство, водные пути и акватории. Служебно-вспомогательные суда разделяют на:

  • служебные суда специального назначения
  • обслуживающие суда
  • административно-служебные суда
  • вспомогательные суда

Служебные суда специального назначения

Служебные суда специального назначения это суда, специально построенные или переоборудованные, и имеющие на борту специальное оборудование, связанное с его назначением, а также специальный персонал. К этой группе относятся:

  • научно-исследовательские суда (экспедиционные) суда используемые для исследования водных масс, дна, атмосферы Земли и космического пространства. Научно-исследовательские суда (НИС), как правило, строятся по специальному проекту.
  • гидрографические (обстановочные) суда обеспечивают безопасный проход судами отмелей и прочих препятствий за счёт правильной расстановки знаков навигационной обстановки, которой предшествует изучение рельефа морского дна, течений, господствующих ветров, физических и химических свойств воды.
  • учебные суда служат для проведения учебной плавательной практики курсантов и студентов морских учебных заведений. Эти суда бывают парусными, парусно-моторными и с механическим двигателем.

Обслуживающие суда

Обслуживающие суда включают ледоколы (линейные, обеспечивающие морскую проводку и портовые, используемые в зимнее время для продления сроков плавания в замерзающих портах), медико-санитарные, плавучие отели, спасательные суда, пожарные суда, лоцманские суда и плавучие маяки.

  • ледоколы служат для поддержания навигации в зимнее время. В зависимости от района плавания ледоколы бывают портовые, морские и речные. Особую группу составляют арктические линейные ледоколы, обеспечивающие проводку караванов судов по Северному морскому пути.
  • медико-санитарные суда (плавучие госпитали, санитарные суда) это корабли, служащие госпиталем на воде. Преимущественно находятся в составах военно-морских сил разных стран, так как используются возле зон боевых действий.
  • плавучие рестораны (отели) представляют собой пришвартованные суда или несамоходные баржи, использующиеся в качестве ресторана на воде или небольшого отеля.
  • спасательные суда служат для оказания помощи судам, потерпевшим аварию в море. Они имеют специальное оборудование для ликвидации последствий аварии и для буксировки.
  • пожарные суда это небольшие суда, снабженные мощными водяными насосами и другими средствами пожаротушения; они используются для борьбы с пожарами на судах и кораблях, стоящих в порту.
  • лоцманские суда это небольшие мореходные катера, предназначенные для доставки лоцмана на судно и снятия его с судна.
  • плавучие маяки специально построенные самоходные и несамоходные суда, которые являются навигационными ориентирами при плавании в узкостях и на подходах к портам, каналам и рекам.

Административно-служебные суда

Административно-служебные суда включают инспекторские (рыбонадзорные, суда для охраны заповедников), полицейские, пограничные, таможенные суда и правительственные яхты.

Вспомогательные суда

К вспомогательным судам относят: многофункциональные буксиры, перегрузочные суда (плавучие перегружатели, нефтеперекачивающие и зачистные станции), снабженческие суда (бункеровщики, раздатчики, суда-водолеи, суда для приёма загрязнённой воды и мусора), сюда же относят дебаркадеры.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: