Место судебной власти среди других видов государственное власти на одном уровне

Обновлено: 16.05.2024

Судебная власть – одна из ветвей государственной власти, которая имеет свои особенности. Судебная власть уполномочена государством, в лице судебных органов, реализовать функции по осуществлению правосудия с применением в случае необходимости, принуждения.

Судебная власть имеет свои особенности, такие, как:

  • судебная власть реализуется специально уполномоченными органами – судами. Суды, в соответствии с процессуальным законом, представляют собой единую судебную систему;
  • требования суда и исполнение его решений осуществляется силой государства;
  • в осуществлении правосудия имеют возможность принять участие представители народа.

Судебная ветвь власти отображает желание сформировать правовое государство, которое основано на принципе разделения властей. Тот факт, что судебная власть обособлена других государственно-властных структур, говорит об основательном движении государства по пути осуществления принципа верховенства права, и идей свободы и справедливости.

Судебная власть, являясь независимой ветвью власти, предполагает судейское самоуправление. В связи с этим осуществляется процесс формирования особых органов для разрешения кадровых, дисциплинарных и иных вопросов относительно представителей судейского корпуса.

Высший орган судейского сообщества - это Всероссийский съезд судей. Он формируется Советом судей Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Совет федерации подробнее совместно с Высшей квалификационной коллегией судей По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Особенности производства у мирового судьи подробнее на основании действующего федерального законодательства.Указанные органы авторитетны, и в связи с этим, обладают определенной управленческой силой.

Готовые работы на аналогичную тему

Значение судебной власти в обществе

Судебная власть помогает обеспечивать решение возникающих в обществе конфликтов с применением законодательства. Крайне важную роль играет факт подчинения закону субъектов общественной жизни. Суд сдерживает и ограничивает законодательную и исполнительную ветви власти, осуществляет правовой контроль над их деятельностью.

Данная функция имеет наибольшую эффективность только в той ситуации, когда судебная власть оценивает деятельность остальных ветвей власти на соответствие Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , имеет возможность признавать недействительными акты, противоречащие основному законодательству.

Решения, которые приняты судами в процессе осуществления своей деятельности, обязательны для исполнения всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами.

Суды используют различные способы государственного принуждения, в том числе и достаточно жесткие, такие как лишение и ограничение свободы. Можно сказать с полной уверенностью, что судебная власть является одной из форм социального регулирования общественных отношений.Судебная власть обладает особой специфичностью, которая заключается в особой процедуре, а именно - процессуальной форме реализации полномочий.

Она отличается наиболее сложной формой деятельности в области юрисдикции, при этом детально регламентирована законодательством. Любые нарушения становятся причиной для отмены процессуального акта судебного органа.

Роль суда в обществе достаточно противоречива, поскольку, выполняя свою защитную функцию, суд имеет консервативную природу, поскольку имеется высокий процент бюрократизма. При этом, судебные органы защищают права гражданина от произвола со стороны государства, оберегая тем самым свободу личности и защищая демократию.

Судебная власть отличается единым статусом и особым режимом полномочий и деятельности судей, а также других специалистов суда. Положение судебной власти в обществе во многом неоднозначно. С одной стороны, суд наделен обширными полномочиями, которых нет ни у одной другой ветви власти.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 16.08.2017

Екатерина Геннадьевна Дроздова

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Все конституции мира содержат разделы (главы) о судебной власти. Признание этой ветви власти самостоятельным предметом конституционного регулирования объясняется тем, что судебная власть является составной частью государственной власти. К тому же эта власть − власть, которая непосредственно воздействует на права и свободы человека, а это требует конституционного установления ее пределов и принципов.

Конституции обычно закрепляют:

· гарантии прав граждан в их отношениях с судебной властью,

· организацию судебной системы и

· статус судей.

Смысл возведения этих вопросов на уровень конституционного регулирования состоит:

· в необходимости исключить возможность судебного произвола по отношению к гражданам,

· закрепить гарантии правосудия,

· создать иерархическую структуру, способную обеспечить возможность обжалования судебных решений и приговоров, а также

· гарантировать независимость и высокий статус деятелей юстиции.

В Конституции РФ термин ″судебная власть″ раскрывается через ряд положений, охватывающих как организацию судебной системы, так и принципы деятельности судов. Наряду с этим термином в Конституции РФ употребляется термин ″правосудие″, которым обозначается содержание судебной деятельности, если она соответствует всем требованиям закона. Но следует иметь в виду, что в литературе оба термина нередко употребляются как идентичные.

Одна из статей главы ″Судебная власть″ посвящена прокуратуре, что может создать впечатление о вхождении прокуратуры в число органов, осуществляющих судебную власть. Но такое впечатление ошибочно, ибо прокуратура и суд абсолютно независимы друг от друга и являют собой системы с различными функциями, хотя прокуратура оказывает существенное содействие осуществлению судебной власти. Включение статьи о прокуратуре в главу о судебной власти следует объяснить скорее данью традиции.

Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям, но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

Принцип разделения властейне только распределяет функциигосударственной власти между тремя ветвямивласти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешенность.

В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностьюприменять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но конституционно-судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными или в силу противоречия некоторых актов федеральным законам.

Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти.

Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

Положение судебной власти в системе разделения властей начинает выглядеть внешне двусмысленным, когда встает вопрос об организации этой власти в субъектах РФ. Казалось бы, поскольку из смысла ст. 10 и 11 Конституции РФ вытекает распространение принципа разделения властей также на субъекты РФ, последние вправе самостоятельно образовывать собственные органы судебной власти, наряду с органами законодательной и исполнительной власти. С другой стороны, природа судебной власти, в отличие от двух других, такова, что она может функционировать только при существовании своеобразной вертикали судебных органов снизу доверху. И Конституция РФ отдает предпочтение как раз такому подходу, с чем не совсем согласны многие субъекты РФ. В США на территории каждого субъекта федерации (штата) действуют одновременно федеральные суды, возглавляемые Верховным судом США, и суды данного штата, возглавляемые Верховным судом штата.

Начиная с 1990-х гг. произошла значительная демократизация судебной системы. В разные годы были приняты Федеральный конституционный закон ″О судебной системе Российской Федерации″, федеральные законы ″Об исполнительном производстве″ (в редакции от 3 ноября 2006 г.), ″О судебных приставах″(в редакции от 22 августа 2004 г.), ″О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации″ (в редакции от 30 ноября 2004 г.), ″О мировых судьях в Российской Федерации″, ″О финансировании судов Российской Федерации″ (в редакции от 10 февраля 1999 г.), Федеральный конституционный закон ″О военных судах Российской Федерации″ (в редакции от 4 декабря 2006 г.), Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы и др. Судебная реформа при своем завершении должна обеспечить реализацию единых конституционных принципов правосудия и статуса судей, поднять престиж судебной власти, гарантировать ее независимость и высокий профессионализм.

3. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти

Разрешением гражданских споров занимаются различные частные третейские (арбитражные) суды, административные комиссии и другие квазисудебные органы, создаваемые спорящими сторонами или действующие на постоянной основе. Но их деятельность не может называться правосудием, поскольку она осуществляется не от имени государства и вне установленных законом процессуальных правил.

Конституция РФ закрепляет четкое правило: правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118). Следовательно, только суды, учреждаемые законом на основе Конституции, и привлекаемые в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представители народа (народные, арбитражные, присяжные заседатели) вправе рассматривать уголовные, гражданские и иные дела, выносить приговоры и решения, обеспеченные государственным принуждением.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:

· конституционного,

· гражданского,

· административного и

· уголовного.

Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил, закрепленных в кодексах и законах (Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и др.).

Судебная система РФ устанавливаетсяКонституцией РФ и федеральным конституционным законом. Это значит, любой суд, входящий в судебную систему РФ, может быть учрежден только федеральным конституционным законом. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны. Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшими судебными инстанциями. Поэтому эти суды называются федеральными судами.

Федеральный конституционный закон ″О судебной системе Российской Федерации″ закрепляет единство судебной системы, которая обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом;

соблюдениявсеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

признания обязательности исполненияна всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единствастатуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Закон устанавливает твердый порядок создания и упразднения судов.

Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ.

Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.

Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

1) конституционная юстиция.Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом;

2) суды общей юрисдикции.Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельностимирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ;

3) арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Федеральный конституционный закон ″О судебной системе Российской Федерации″ допускает создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но только путем внесения изменений и дополнений в данный закон, чего, однако, покане сделано.

В Конституции РФ установлен строгий запрет на создание чрезвычайных судов. Следует иметь в виду, что такими судами не являются существующие ныне военные суды, которые являются частью федеральной судебной системы и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону.

Возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом самым непосредственным образом связана с порядком финансирования судов.

Чтобы суды не попали бы под местное влияние и утратили свою самостоятельность Конституция РФ установила, что финансирование судов производится только из федерального бюджета (ст. 124). Это подтверждено и Федеральным конституционным законом ″О судебной системе Российской Федерации″, ст. 33 (ч. 5) которого устанавливает, что размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей РФ.

В 1998 г. Федеральным Собранием был принят Федеральный закон о федеральном бюджете, который (ст. 102) позволял Правительству РФ самостоятельно сокращать расходы на судебную систему, и эти расходы были действительно сокращены на 26%. Конституционный Суд РФ признал указанное положение Федерального закона не соответствующим Конституции. Правительству было предписано обеспечить финансирование судов, а Федеральному Собранию в законодательном порядке утвердить нормативы финансирования судов, обеспечивающие требования ст. 124 Конституции РФ и Федерального конституционного закона ″О судебной системе Российской Федерации″.

Высокий статус судов подчеркивается установленными законом символами судебной власти. На здании каждого суда устанавливается Государственный флаг РФ, а в зале заседаний помещаются изображение Государственного герба РФ и Государственный флаг РФ. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

В системе разделения властей судебная власть занимает самостоятельное положение и выполняет важные государственные и общественные функции. Олицетворением судебной власти является система судов, учрежденная в государстве.

В юридической литературе имеются различные подходы к определению судебной власти. Например, профессор Бибило В.Н. под судебной властью понимает «реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами (судами) присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы…» (см.: Бибило В.Н. Судоустройство в Республике Беларусь. – Мн., 2000, с.42).

В данном определении конкретно не указывается на назначение судебной власти и ее организационную структуру. Этот аспект в значительной степени восполняется профессором Мартинович И.И. По ее мнению, судебная власть – «это система независимых государственных органов – судов, ибо судебная власть осуществляется только специальными субъектами в лице судов и носителей судебной власти – судей» (см.: Судоустройство: учебник. – Мн.: Амалфея, 2002, с.32).

Такой подход к судебной власти получил развитие среди российских ученых. Так, в коллективной монографии под редакцией профессора И.Л.Петрухина судебная власть определяется как «самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическим лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов и состояний» (см.: Судебная власть /Под ред. И.Л.Петрухина. – М., 2003, с.81).

Основное назначение судебной власти – от имени государства рассматриватьСудебная власть / По ред. х фактов и состояний"ии оперативно-розыскной деятельности; установления государственные и общественны правовые споры и конфликты, возникающие в обществе. Основанием для применения судебной юрисдикции является нарушение норм права.

На практике укоренилось отношение к суду, как к карательному органу, который устанавливает мера наказания в отношении лиц, совершивших преступления. Однако это узкий подход к пониманию предназначения судебной власти. Ведущей функцией суда является защита прав и свобод человека от всяческих нарушений, от кого бы они не исходили: от государственных органов, должностных лиц, граждан.

По мере развития государства и общества функции суда расширяются. В настоящее время суды повсеместно осуществляют контроль за конституционностью нормативных актов, издаваемых государственными органами. Эта функция выполняется конституционными судами. Практически во всех европейских странах суды осуществляют контроль за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной (негласной) деятельности. Суды, а не прокуроры дают санкции на заключение лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, под стражу, на проведение обысков в помещениях, прослушивание телефонных переговоров и т.д.

Во многих европейских государствах (ФРГ, Австрии, Италии, Франции, Чехии, Польше и др.) образованы специальные административные суды, которые по упрощенной процедуре рассматривают жалобы граждан на неправомерные решения и действия органов управления и должностных лиц.

Как известно, правовые споры между субъектами хозяйствования, между субъектами хозяйствования и органами государственного управления рассматриваются также в судебном порядке. Для этого созданы специальные суды, которые имеют разные названия: арбитражные, хозяйственные, арбитражные.

В сферу деятельности судов входит не только разрешение конфликтов и споров, но и удостоверение фактов, имеющих юридическое значение, например, установление отцовства, признание гражданина безвестно отсутствующим, умершим, недееспособным или ограниченно дееспособным и т.д.

Для судебной власти характерны такие свойства, как самостоятельность и независимость от других ветвей власти, верховенство в системе правоохранительных органов, объективность и беспристрастность, политическая нейтральность и легитимность.

Указанные свойства проявляются в полномочиях судебной власти, ее организации и деятельности, взаимодействии с другими ветвями власти. Их наличие необходимо для выполнения судами своих задач.

Судебная власть осуществляется в форме правосудия, то есть в установленной законом форме рассмотрения и разрешения конкретных юридических дел. Для судебной деятельности присуща строгая юридическая форма. Судебные решения являются результатом всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в судебных заседаниях с участием всех заинтересованных лиц.

Действующее законодательство предусматривает пять форм осуществления правосудия или судопроизводства:

1) рассмотрение в судебных заседаниях дел об административных правонарушениях (административное судопроизводство);

2) рассмотрение в судебных заседаниях дел об имущественных спорах между гражданами, гражданами и юридическими лицами (гражданское судопроизводство);

3) рассмотрение в судебных заседаниях дел по обвинению граждан в совершении преступлений (уголовное судопроизводство);

4) рассмотрение в судебных заседаниях споров между субъектами хозяйствования, субъектами хозяйствования и органами государственного управления (хозяйственное судопроизводство);

5) рассмотрение специальным судом дел о конституционности нормативных актов (конституционное судопроизводство).

Судопроизводство в отличие от правосудия включает в себя не только деятельность суда, но и других участников процесса (прокурора, защитника), а также действия потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков, обвиняемых, свидетелей, экспертов и др. Поэтому судопроизводство – более широкое понятие, чем правосудие.

Вместе с тем правосудие – это не только деятельность суда первой инстанции, который рассматривает дело по существу, но и проверка судебных решений в вышестоящих судебных инстанциях.

Отличительный признак правосудия – процессуальная форма, то есть соблюдение при рассмотрении судебных дел всех требований закона. Процессуальная форма обеспечивает вынесение законных, обоснованных и справедливых судебных решений, так как она воплотила в себе все лучшее из многовекового опыта судопроизводства.

Судебная власть имеет свои обязательные атрибуты. К ним относятся флаг и герб государства, официальная обстановка в зале судебного заседания, а также мантия судей.

2.Конституционные принципы осуществления правосудия в Беларуси

Правосудие в Республике Беларусь строится на принципах, закрепленных в Конституции (ст.ст.109 – 116) и Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», принятом 13 января 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

К числу конституционных принципов осуществления правосудия в Беларуси относятся следующие положения:

1) осуществление правосудия только судом;

2) независимость судей и подчинение их только закону;

3) коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах;

4) открытое рассмотрение дел во всех судах;

5) осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон;

6) право сторон на обжалование судебных решений.

В соответствии с первым из названных принципов только суду предоставлено право решать правовые споры и принимать решения о применении мер наказания от имени государства. Ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как суд, а именно: принимать решения на основе всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного и устного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон.

Принцип независимости судей и подчинение их только закону предполагает создание условий, в которых суд имеет возможность принимать решения без какого бы то ни было давления или иного воздействия, на основе требований закона и внутреннего убеждения.

Для обеспечения независимости судей действующее законодательство предусматривает систему гарантий, в частности: 1) особый порядок избрания, назначения судей и освобождения их от должности; 2) неприкосновенность судей; 3) особую юридическую процедуру осуществления правосудия; 4) тайну совещания судей при вынесении решений; 5) ответственность за вмешательство в разрешение конкретных дел; 6) создание необходимых организационно-технических условий для деятельности судов; 7) материальное и социальное обеспечение судей, соответствующее их высокому статусу.

Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями (ст.113 Конституции).

Абсолютное большинство судебных дел по первой инстанции рассматривается судьями единолично. В составе коллегии из судьи и двух народных заседателей рассматриваются дела о преступлениях, за которые законом предусматриваются наказания свыше 10 лет лишения свободы или смертная казнь, а также дела о преступлениях несовершеннолетних. Гражданские дела по первой инстанции рассматриваются судьями единолично, за исключением дел, рассматриваемых судебной коллегией по патентным делам Верховного суда Республики Беларусь. Дела в хозяйственных судах рассматриваются, как правило, судьей единолично. Однако по решению председателя хозяйственного суда или его заместителя дело может быть рассмотрено коллегиально. Все дела в судах кассационной и надзорной инстанций рассматриваются коллегиально в составе не менее трех профессиональных судей.

В соответствии со ст.114 Конституции разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в случаях, определенных законом.

Такие исключительные случаи закрепляются в процессуальном законодательстве. Например, ч.2 ст. 23 УПК Республики Беларусь устанавливает, что разбирательство уголовного дела в закрытом судебном заседании допускается в следующих случаях: 1) в интересах обеспечения охраны государственных секретов или иной охраняемой законом тайны; 2) по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16 лет; 3) по делам о половых преступлениях; 4) по делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц либо сведений, унижающих их достоинство; 5) по тем делам, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или иных участников процесса, а также членов их семей или близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими. Согласно ч.2 ст.17 ГПК, закрытое судебное заседание проводится в целях охраны сведений, содержащих государственную, коммерческую тайну или тайну усыновления, либо других сведений, разглашение которых запрещено законом.

Резолютивная часть решения суда при проведении закрытого судебного заседания во всех случаях оглашается публично (ч.4 ст.23 УПК, ч.5 ст.17 ГПК).

Статья 115 Конституции устанавливает, что правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Это положение конкретизируется в процессуальных кодексах: ч.1 ст.24 УПК, ст.19 ГПК и ст.9 ХПК.

Суть принципа состязательности и равенства сторон состоит в том, что сторонам предоставляются равные возможности в отстаивании своих интересов в судебном заседании, в предоставлении доказательств, заявлении ходатайств, обжаловании судебных решений. В уголовном процессе сторонами являются государственный обвинитель (прокурор) и обвиняемый, его защитник, в гражданском процессе – гражданский истец, его представители и гражданский ответчик, его представители.

Конституционное положение о равенстве сторон в судебном заседании имеет не фактический, а процессуальный аспект, то есть стороны имеют равные процессуальные права при отстаивании перед судом своих позиций. Суд же обязан обеспечить сторонам условия для реализации их процессуальных прав и обязанностей, следит за законностью действий сторон, способствует установлению истины по делу.

В законодательстве определяется круг лиц, имеющих право подачи жалоб на решения судов, а также порядок обжалования. Так, жалобу на не вступивший в законную силу приговор по уголовному делу вправе подать обвиняемый, его защитник и законный представитель, потерпевший или его законный представитель. Жалобу на решение по гражданскому делу вправе подать истец, ответчик, а также другие лица, участвующие в деле.

Кассационные жалобы на приговор по уголовному делу или решение по гражданскому (хозяйственному) делу могут быть поданы через суд, постановивший их, или непосредственно в кассационную инстанцию в течение 10 суток со дня провозглашения приговора или вынесения решения.

6. Имеют ли право представители полиции доставить человека в состоянии наркотического опьянения в больницу:
а) имеют +
б) не имеют ни в коем случае
в) имеют, но только с разрешения родственников
г) имеют, но только с разрешения самого человека

7. Возрастные рамки присяжных заседателей:
а) 20-80 лет
б) 25-70 лет +
в) 25-50 лет
г) 30-60 лет

8. Кто является представителем обвинения в суде:
а) прокурор +
б) адвокат
в) судья
г) нотариус

9. Независимость судей означает, что они:
а) подчиняются исключительно Конституции и иным законам +
б) имеют больше прав, чем другие граждане
в) не должны подчиняться всем действующим законам
г) могут нарушать некоторые законы

10. В задачи какого правоохранительного органа входит пропаганда правового образа жизни среди молодого поколения:
а) суда
б) полиции +
в) прокуратуры
г) адвокатуры

11. Кто имеет право стать судьей согласно Конституции РФ:
а) гражданин, достигший совершеннолетия
б) честный и принципиальный человек, поступивший на службу в правоохранительные органы
в) студент юридического факультета, практикующийся в адвокатуре
г) профессиональный юрист с пятилетним стажем работы +

12. Какой термин не относится к понятию «адвокатура»:
а) ответчик
б) консультация
в) юридическая помощь
г) государство +

13. Какой правоохранительный орган следит за обеспечением прав и свобод граждан:
а) нотариат
б) ФСБ России
в) адвокатура
г) прокуратура +

14. Что в РФ является последней инстанцией по правам человека:
а) Европейский Суд по правам человека +
б) Верховный Суд РФ
в) городской (районный) суд
г) областной суд

15. Что относится к отличительным признакам правоохранительной деятельности:
а) осуществляется специально уполномоченными на то органами и организациями
б) применяются с помощью мер принуждения +
в) подотчетность вышестоящим органам и соответствующим международным организациям
г) осуществляется адвокатами для защиты прав граждан

16. Чем регулируется деятельность правоохранительных органов:
а) судебным прецедентом
б) Уголовным кодексом РФ
в) Гражданским процессуальным кодексом РФ +
г) Гражданским кодексом РФ

17. Какое место занимает судебная власть среди других видов государственной власти:
а) выше исполнительной, но зависит от законодательной
б) на одном уровне с законодательной, но зависит от исполнительной
в) на одном уровне с исполнительной, но зависит от законодательной
г) не зависит от них и занимает равное с ними положение +

18. Что является признаком судебной власти:
а) взаимодействие с органами исполнительной власти
б) в исключительных случаях может осуществляться органами исполнительной власти
в) процессуальный характер деятельности +
г) судебные решения не имеют силу закона

19. Что входит в судебную систему РФ:
а) все суды, кроме конституционных
б) конституционные суды, суды общей юрисдикции, арбитражные суды +
в) только федеральные суды
г) только суды общей юрисдикции

20. Кем назначается Генеральный прокурор РФ:
а) Президентом РФ
б) Советом Федерации РФ +
в) Государственной Думой РФ
г) Конституционным Судом РФ

21. Кто занимается оформлением завещания:
а) судья
б) прокурор
в) адвокат
г) нотариус +

22. Что не относится к правоохранительным органам:
а) адвокатура +
б) суд
в) прокуратура
г) органы внутренних дел

23. В каком году в России ввели суд присяжных:
а) 1802
б) 1864 +
в) 1905
г) 1917

24. Кто накладывает санкцию на арест подозреваемого:
а) следователь
б) прокурор
в) суд +
г) адвокат

25. Какой орган государственной власти осуществляет надзор за соблюдением законов на территории РФ:
а) Федеральная служба безопасности РФ
б) Министерство юстиции РФ
в) Прокуратура РФ +
г) Министерство внутренних дел РФ

26. Что не входит в систему органов предварительного следствия:
а) Следственный комитет при Прокуратуре РФ
б) следственные органы ФСБ России
в) комиссии Федерального собрания, осуществляющие парламентские расследования +
г) следственные органы ФСКН России

27. Кто назначает на должность и снимает с должности Министра юстиции РФ:
а) Президент РФ +
б) Совет Федерации РФ
в) Государственная Дума РФ
г) Конституционный Суд РФ

28. Кто является субъектом правоохранительных органов:
а) лица и органы, уполномоченные осуществлять правоохранительную деятельность +
б) граждане и организации, являющиеся участниками того или иного судебного процесса
в) те должностные лица, которые наделены властью применять меры государственного принуждения за неисполнения закона

29. Чем обеспечивается независимость судей:
а) Гражданским кодексом РФ
б) Конституцией РФ +
в) Уголовным кодексом РФ
г) Трудовым кодексом РФ

30. Что не входит в задачи криминальной полиции:
а) предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно
б) розыск лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания
в) розыск без вести пропавших лиц
г) охрана общественного порядка +

Первоначально понятие «судебная власть» появляется в 1787 году в Конституции США. Что касается первых отечественных конституций, принятых в 1925 и 1937 годах, категорию «суд» упоминали только по причине закрепления прав граждан страны свободно использовать родной язык в суде.

В российском праве глава, которую посвятили суду, в первый раз появилась в Конституции РСФСР 1978 года (глава 21 «Суд и арбитраж»). Вышедшая в 1993 году Конституция РФ, уже содержала главу, названную «Судебная власть» (7 глава). Содержание этой главы конкретизировали несколько федеральных конституционных законов:

  • «О судебной системе Российской Федерации»,
  • «О Конституционном Суде РФ»,
  • «Об арбитражных судах в РФ»,
  • «О судах общей юрисдикции в РФ»,
  • ФЗ № 30 «Об органах судейского сообщества в РФ».

Судебная власть — это полностью независимая ветвь власти в стране. Ее осуществляют судебные органы с помощью гласного, состязательного и коллегиального рассмотрения и разрешения различных споров на судебных заседаниях. Цель состоит в защите гражданских прав и свобод.

Признаки, задачи и функции судебной ветви

Судебная власть в системе разделения властей наделена всеми признаками государственной власти, включая публичность, принудительность и общеобязательность решений. Для нее характерны особые признаки, которые отличают ее от прочих ветвей власти в стране (исполнительной и законодательной).

В состав данных специфических признаков можно включить:

  • цель, которая состоит в разрешении споров для защиты свобод и прав;
  • субъекты достижения цели, которые представлены судебными органами;
  • организационные формы решения задач, включая все виды судопроизводства (административное, конституционное, гражданское, уголовное);
  • следование процессуальной форме разрешения споров, что дает гарантию справедливости и законности решений, принимаемых судебными органами;
  • следование принципам гласности, состязательности и коллегиального рассмотрения и разрешения споров в рамках судебного заседания.

Отметим, что любое решение органов судебной власти не вправе пересматривать органы других ветвей.

В состав основных функций судебной власти входит: правозащитная и правовосстановительная функция, осуществление правосудия.

Ведущее направление работы судебных органов представлено правосудием. Оно означает определенный порядок и результат разрешения споров, соответствующие всем законодательным требованиям и используемый для защиты прав и свобод граждан.

Взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти

Судебная власть представляет собой одну из 3 видов власти в государстве. С остальными ветвями она взаимодействует определенным образом.

Существует несколько форм взаимодействия, характерных для судебной, законодательной и исполнительной власти:

  • Определение законодательной ветвью власти на основе конституционных положений судебной системы, юридического статуса судей, процессуальной формы рассмотрения дел. Она осуществляет финансовый и бюджетный контроль. Назначение судьей высших судов производится законодательной властью, а именно Советом Федерации ФС РФ.
  • Подготовка (переподготовка) судебного персонала исполнительной властью, обеспечение материальной основы судов и их работу.
  • Назначение Президентом судей высших судебных органов, назначение всех федеральных судей нижестоящих судов, осуществление права помилования, участие в деятельности судебной ветви власти.
  • Невозможность вмешательства законодательной и исполнительной власти в дела судебной власти.
  • Наличие у судебной власти права проверки НПА, которые выпускают органы исполнительной власти, разрешение конфликтных ситуаций, возникающих между органами страны, субъектами России, рассмотрение жалоб организаций и физических лиц (граждан).

В 2002 году посредством ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ» учредили новый для нашей страны правовой институт – судейское сообщество.

Оно было сформировано судьями федеральных судов всех уровней и видов, судьями судов субъектов России, которые включены в судебную систему РФ.

Судьи федеральных судов и судов субъектов включены в состав членов судейского сообщества с того времени, как ими была принесена присяга, и до того, как вступило в силу решение о прекращении полномочий судьи. Исключением являются случаи, когда полномочия прекращаются по причине почетного ухода или почетного удаления в отставку.

Судья, поступивший в отставку, должен сохранять собственную принадлежность к обществу судей. До окончания времени отставки он может привлекаться с согласия к работе в судейском сообществе. Судья, будучи в отставке, не наделен правом выбирать участников квалификационных коллегий судей и сам не может быть избранным в их состав.

Создание и действие органов судейского сообщества происходит в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами. Это осуществляется с целью выражения интересов судей в качестве носителей судебной власти.

В состав органов судейского сообщества в нашей стране можно включить:

  • Всероссийский съезд;
  • конференцию субъектов РФ;
  • Совет судей государства;
  • советы судей, находящиеся в субъектах РФ;
  • общие собрания судей судов;
  • Высшую квалификационную коллегию судей РФ;
  • квалификационные коллегии судей в субъектах РФ;
  • Высшую экзаменационную комиссию, принимающую квалификационный экзамен на должность судьи;
  • экзаменационную комиссию субъектов РФ, призванную принимать квалификационный экзамен на должность судьи.

Регулирование работы органов судейского сообщества осуществляется с помощью актов (регламентов, положений), которые ими принимаются.

Для органов судейского сообщества предусмотрено несколько задач:

  • помощь в улучшении судопроизводства и судебной системы;
  • защита законных интересов и прав, предусмотренных для судей;
  • участие в обеспечении деятельности судов (организационной, кадровой, ресурсной);
  • установление авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, которые предъявляются кодексом судейской этики.

В качестве принципов организации и работы органов судейского сообщества выступают: гласность, коллегиальность, независимость судей и невмешательство в работу суда.

Организация советов судей и квалификационных коллегий производится на основе принципов: выборность, сменяемость, подотчетность органам, которые их избрали. Квалификационные коллегии судей не могут быть подотчетны за принятые решения органам, которые избрали их.

Помимо судей в квалификационные коллегии судей включены представители общественности. В состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ происходит назначение 10 членов коллегии, представителей общественности. Они назначаются Советом Федерации, один член коллегии является представителем Президента РФ и назначается им.

В состав полномочий квалификационных коллегий входит процесс рассмотрения заявок претендентов на должности:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: