Какую роль играет дисциплина судебная власть и правоохранительные органы в подготовке юристов

Обновлено: 27.03.2024

Правоохранительные и судебные органы России под ред. Петухова и Мамыкина.

Правоохранительные органы РФ. УМК. Библиотека.

Судебная власть и правоохранительные Органы.

Задачей прав органов гос-ва является охрана прав и свобод граждан и организации, основ общественного и конституционного строя.Существует несколько направлений правоохранительной деятельности:

1) Отправление правосудия. Осуществляют суды.

2) Конституционный контроль осуществляется конституционный суд России.

3) Раскрытие и расследование преступлений осуществляют органы оперативно-розыскной деятельности дознания и предварительного следствия.

4) Прокурорский надзор за законностью осуществляет генеральный прокурор и подчиненный ему прокуроры.

5) Обеспечение безопасности и общественного порядка осуществляют органы ФСБ внешней разведки, МВД, и другие.

6) Исполнение судебных актов осуществляет служба судебных приставов.

7) Предоставление юридической помощи населению осуществляют адвокатура, нотариат, и некоторые другие органы.

Правоохранительная деятельность – это государственная деятельность, осуществляется с целью защиты права, специально уполномоченными органами, путем применения юридических мер воздействия на основе закона и с соблюдением, установленного в законе порядка.

Предмет дисциплины (П.О.) изучение основ организации наиболее важных задача и направлений деятельности П.О. их взаимодействие друг с другом и с другими государственными органами. Наша дисциплина носит вводный характер к изучению других юридических дисциплин и тесно с ними связан.. Во-первых, с конституционным правом, которое устанавливает принципы, цели, задачи суда, прокуратуры и других правоохранительных органов (П.О.)

Во-вторых, с дисциплиной административное право, предметом которой является управление государственных органах, которые в своей деятельности широко применяют меры юридического воздействия и принуждения.

В-третьих, дисциплина П.О. тесно связано с процессуальными науками. Уголовный, гражданский, арбитражный процессы, которые регламентируют порядок возбуждения юридических дел и порядок их рассмотрения судами.

Дисциплина П.О. тесно связано с научным учебным курсом прокурорский надзор, который осуществляется, в том числе, и со всеми П.О.

Структура учебного курса П.О. имеет 3 части:

Общая часть раскрывает понятия судебной власти, правосудия, законодательные источники курса и т.д.

Особенная часть отведена для рассмотрения организации деятельности судов, прокуратуры органов расследования и др. П.О.

Специальная часть касается судоустройства и организации П.О. зарубежных стран.

Законодательные источники курса

Законодательными источниками курса являются нормативно-правовые акты, которые регламентируют организацию и деятельность судов прокуратуры, адвокатуры и других правоохранительных органов.

Все Нормативно-правовые акты (НПА) содержат правила поведения обязательные для всех граждан и организации. Подразделяются законодательные источники на 2 группы:

2) Подзаконные акты

Законы: Конституция РФ , который является основным законом и источником для всех других законов и НПА. Конституция РФ принята 12 декабря 1993 года путем всенародного голосования референдума, она имеет наивысшую юридическую силуи непосредственно действует на всю территорию РФ.

Федеральный конституционный закон . Подобные законы принимаются по вопросам указанным конституции и в особом порядке среди таких законов можно назвать федеральных конституционный закон (ФКЗ) о судебной системе в РФ.

Федеральный законы РФ, которые принимаются государственнойдумой РФ в развитии положений конституции

Законы субъектов РФ , где на 12 месте стоят конституции, уставы субъектов РФ

Подзаконные нормативные акты:

1) Нормативные постановления палат федерального собрания

2) Указы президента РФ

3) Постановление правительства РФ

4) Ведомственные НПА, т.е. регламенты, инструкции, приказы, положения принимаемые руководителямифедеральных ведомств исполнительной власти.

Все законы должны быть опубликованы, а ведомственные НПА, кроме этого должны пройти регистрацию в министерстве юстиции России. Особую группу НП источников являют собой международные договоры РФ иобщепризнанные принципы международного права, которые имеют приоритет перед национальным законодательством.

Международные договоры РФ должны получить одобрение парламента. Этот процесс называется ратификация, после которой международные договоры обретают законную силу, парламент может отозвать свое одобрение (Денонсация), то есть денонсировать международныйдоговор и он теряют свою силу

Судебная власть и правосудие.

Судебная система РФ. Понятие звена судебной системы и понятие судебной инстанции.

Статья 10 конституции РФ установила, что единая государственная власть разделяется на 3 ветви:

1) Законодательную, которую осуществляет законодательное собрание в лице государственной думы и совета федерации

2) Исполнительную, которую реализует правительство и его федеральные органы

3) Судебную, носителями которой являются суды

Власть, согласно толковым словарям – это право, сила и воля над кем-либо или право и возможность распоряжаться, повелевать кем-либо, чем –либо. Является Независимой. Каждая ветвь власти и самостоятельной. Судебная власть осуществляется самостоятельно на основе закона посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного производства.

Функции судебной власти:

2) Конституционный контроль

3) Контроль законности и обоснованности действии и решений органов государственного управления и должностных лиц

4) Изучение и обобщение судебной практики.

5) Разработка приложений по совершенствованию законодательства – право законодательной инициативы.

6) Разъяснение действующего законодательства.

Признаки судебной власти:

1) Вид государственной деятельности

2) Исключительность. Означает, что судебная власть осуществляется только судом входящим в судебную систему РФ. Это конституционные суды, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, кроме того судебная власть отправляется профессиональными судьями и представителями народа в лице присяжных и арбитражных заседателей

3) Самостоятельность судебной власти. Означает, во-первых, что судебные органы не подвластны и не подчинены каким-либо другим государственным органам, иным организациям, отдельным гражданам и их объединениям, во-вторых, самостоятельность предполагает, что судьи при отправлении правосудия самостоятельны друг от друга от рук руководителей судов и от выше стоящих судов. Закон в качестве гарантии самостоятельности судей устанавливает уголовную ответственность за вмешательство в осуществлении правосудия.

4) Под законность означает, что все суды создаются реорганизуются и ликвидируются на основании закона, а высшие суды конституционный, верховный и высший арбитражный могут быть упразднены только путем изменения конституции. Под законность также означает, что судебные акты должны быть мотивированы материальным законом и соответствовать процессуальному законодательству

5) Правоприменительный характер судебной власти, то есть суд не издает нормы права, а действует исключительно в рамках законов принимаемых законодателем.

6) Реализуется в 4 формах, посредством конституционного гражданского, уголовного и административного судопроизводствах

7) Полнота судебной власти, означает, что суд применяет различные меры принуждения и означает, то судебная власть имеет тенденцию к расширению компетенции, например, начиная с 1992 года появились конституционные и арбитражные суды, в компетенции правосудия отнесено дача санкции на веру присяжения под стражу и проведение оперативных следственных мероприятий, затрагивающих основные личные права граждан.

Правосудие – это особая форма государственной деятельности, осуществляемая только судом на основе закона указанное в законы процессуальной форме с применением мер государственного принуждения.

1) Правосудие осуществляется только судом на территории России создание чрезвычайных судов не допускается (Статья 118 конституции)

2) Правосудие осуществляется на основе закона, Означает, что суд разрешает дело на основе законодательства, которое регулирует данные правоотношения, например уголовное дело на основе уголовного кодекса, который устанавливает преступность и наказуемость общественно опасных деяний, кроме того, суд руководствуется нормами процессуального закона, регулирующего порядок рассмотрения уголовного гражданского или административного дела. Нужно сказать, что в гражданском процессе суд руководствуется не только нормами гражданского кодекса, но и другими законами, которые регулируют те или иные спорные правоотношения, земельные, жилищные, брачно-семейный и т.д. Суд также применяет значительный объем подзаконных нормативных актов, в условиях, когда отсутствует прямая норма права для данных правоотношений суд применяет аналогию закона, то есть сходный аналогичный закон, если же нет исходного закона для данного юридического спора, суд прибегает к аналогии права – это применение общих правовых принципов, в отличии от гражданских дел в уголовных аналогия закона и аналогия права не допускаются, поскольку единственным законом, который определяет преступность и наказуемость деяний является уголовный кодекс.

3) Правосудие осуществляется способами указанными в законе конституционное производство осуществляется конституционным судом РФ и конституционными уставными судами субъектов РФ. Предметом данного вида правосудия является решение вопроса о соответствии законодательства конституции РФ и конституциям уставам субъектов РФ.

Второй способ производства суда – административное, предметом является решение вопроса о наличии признаков административного правонарушения и применение возможного наказания осуществляется мировыми судьями, районными судами, военными судами и арбитражными судами. Уголовное судопроизводство осуществляется только судами общей юрисдикции, включая военные суды. Предметом является решение вопроса о наличии в деянии признаков преступления и применении к виновному соответствующего наказания .

Гражданское производство осуществляют суды обще юрисдикции и арбитражные суды. Его содержанием является разрешение гражданского спора и иска с целью удовлетворения иска или иного заявления или отказа в нем.

4) Правосудие осуществляется в особой процессуальной форме. Процесс – это порядок (регламент) рассмотрения дела определенной в УПК, ГПК, АПК, КоАП. Процессуальный порядок рассмотрения дел означает, во-первых, четкое закрепление стадий процесса, подготовительная часть, судебное следствие, прения сторон в уголовном деле последнее слово подсудимого и постановление судебного акта. Во-вторых, процессуальный порядок определяет права и обязанности сторон и других участников процесса, например, право подсудимого давать показания или обязанность свидетеля явиться в суд и сообщать суду правдивые показания. В-третьих, процессуальный порядок определяет правила добывания исследования и оценки доказательств . В-четвертых, процессуальный порядок устанавливает правило вынесения судебного акта. В-пятых, процессуальный порядок регламентирует возможность обжалования судебного акта в апелляционную кассационную или надзорную инстанции.

5) Осуществление судом мер государственного принуждения. В уголовном деле это означает применение к виновному подсудимому уголовного наказания или принудительных мер воспитательного медицинского характера в гражданском деле, суд удовлетворяя иск обязывает ответчика совершить в пользу истца определенные действия или передать имущество и деньги. Суд государственного принуждения в гражданском процессе выражается в том, что суд обязывает обе стороны к правомерному поведению в будущем.

«Судебные и правоохранительные органы» – это уч дисциплина, в рамках которой изучаются основы организации и наиболее существенные направления и задачи дея-стиправоохран органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами.

Предметом дисциплины «Организация судебных и правоохранительных органов» является круг изучаемых ею вопросов: основные категории, понятия и институты судебных и правоохранительных органов, их возникновение, порядок создания, построение, структура, система, функции, взаимодействие с другими органами государства и общественными организациями.

«Судебные и правоохранительные органы» - один из вводных предметов, который связан с изучением ряда смежных дисциплин:

1)КП, на базе положений Конституции дается общая картина роли и места судебных и правоохранительных органов.

2)Админ право изучает закономерности организации и функционирования органов государственного управления

3)Уголовный процесс изучает деятельность правоохранительных органов.

4)Арбитражный процесс рассматривает порядок рассмотрения споров арбитражными судами.

5)Прокурорский надзор дополняет материалы по организации деятельности органов прокуратуры.

6)«Теория государства и права» и «История государства и права Украины» Познание многих вопросов организации и деятельности суда, органов прокуратуры, внутренних дел, юстиции, адвокатуры требует общетеоретического и исторического подходов.

Значение:

В рамках курса «Правоохранительные органы» изучается система, структура и компетенция Министерства юстиции РФ и его территориальных органов, система органов осуществляющих правосудие, прокурорский надзор и иных правоохранительных органов. Именно поэтому данный курс тесно связан с административным правом, которым определяется система и структура органов государственного управления, понятие и принципы этого вида деятельности.

ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ВИДЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Правоохран. деят- это гос.деят, которая осущ.методомюр.воздействия в строгом соответствии закона и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Цели:

·обеспеч.и защита прав человека,

·наказание за совершение преступл.,

·укрепление законности и порядка,

·правовое и нравст.воспитание гр-н.

Виды:

·выявление и расслед.преступлений,

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ДИСЦИПЛИНЫ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. НОРМЫ КОНСТИТУЦИИ ДНР, КАСАЮЩИЕСЯ СУДЕБНЫХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ.

Источниками дисциплины «Судебные и правоохранительные органы» являются нормативно-правовые акты, регулирующие основы организации и деятельности судебных и правоохранительных органов.

НПА(законы и подзаконные акты) дисциплины регулируют деятельность судебных и правоохран органов, а также органов, которые обеспечивают правоохрандея-сть.

НПА делятся на:

1 группа – правовые акты общего характера. К ней относятся «Конституция ДНР», всеобщая декларация прав человека, международный пакт о гражданских и политических правах и другие международные правовые акты и соглашения

2 группа – правовые акты касающиеся судебной власти, судов и правосудия. К ней относятся такие проекты о верховном суде ДНР: «Проект о статусе судей» «Проект Кодекса о судебной этике», «Проект регламента Верховного суда ДНР», «Временное положение о судебной системе ДНР».

3 группа – правовые акты органов юстиции. К ним относится все, что касается Юстиции. Положение о Министерстве Юстиции, Закон о нотариате.

4 группа – правовые акты касающиеся органов прокуратуры и органов расследования. К ним относится «Закон о прокуратуре ДНР», УПК ДНР.

Нормы Конституции ДНР, касающиеся судебных и правоохранительных органов:

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ.

Суд.власть-вид гос.власти, кот.реал. органами,.занимающ.особое положение в гос.аппарате. занимающими особое положение в государственном аппарате.

Сущность судебной власти состоит в том, что она и её органы – неотъемлемая и в то же время своеобразная часть механизма осуществления народовластия в демократическом государстве, находящаяся в определенном взаимодействии с другими ветвями государственной власти и их органами. 5. Признаки суд.власти: самост.инезависм, представителями суд власти явл.суды, только органы суд.власти правомочны осущ.правосудие, органы дейст.на основе закона, все суд.решения вступившие в силу подлежат испол. Функции суд.власти: правосудие, суд. контроль (надзор), толкование пн.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ.

Основная функция – юр.оценка правоотношений, кот. возникают в сфере применен норм права. В пределах данной функции суды выполняют такие виды деят-ти:

1)рассматр и решают по сути правовые конфликты,кот.возникт между физ.лицами между физлицами,между юр и физ.лицами, между юр и юр лицами, по-поводу нарушения их прав и законных интересов предусмотренных законодательством.

2.решают вопросы относительно возможных применений к лицу мер процессуального принуждения и проведения средств и оперетивно-розыскных действий ограниченных законодательство (обыск).

3.рассмотривают и решают жалобы на действие или бездействие прокурора, следователя и дают вывод относительно законности и незаконности

.4.официально удостоверяют юридические факты, которые определяют отношения личных прав физ или юр.лиц.

5.принятие решений относительно огранич.прав и свобод,котор. Не связаны с совершен.правонарушения.(признания лица ограничено дееспособным,недееспособным.6.толкование норма права.

6.Судопроизводство – процессуальная деятельность судов относительно рассмотрения судебных дел и вынесения по ним решений.

Признаки судебной власти:

· 1. Судебная власть – вид государственной власти. Она – одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.

· 2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами – судами.

· 3. Исключительность судебной власти. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

· 4. Единство судебной власти находит свое выражение в общих принципах организации и деятельности судов.

· 5. Независимость, самостоятельность и обособленность судной власти.

· 6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства

· 7. Процессуальный порядок деятельности. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ.

· 8. Подзаконность судебной власти – действие в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение закона.

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» занимает важное место в системе юридических дисциплин, изучаемых студентами Приволжского филиала Российской академии правосудия. Значение ее определяется тем, что она является своего рода вступлением в изучение других профилирующих правовых дисциплин, отраслей российского права.

Предметом учебной дисциплины «Правоохранительные органы» является изучение, прежде всего судебной системы России, принципов ее организации и функционирования, а также других органов государства, призванных осуществ­лять правоохранительную деятельность.

Целевое назначение данного учебного курса:

– обеспечить получение студентами начальных, базовых знаний об основах правоохранительной системы, о деятельности правоохранительных органов и их полномочиях;

- способствовать формированию у обучаемых профессионального правосознания практикующего юриста.

Основными задачами дисциплины являются:

- ознакомление студентов с составом и структурой судебных и правоохранительных органов, с правовым статусом должностных лиц соответствующих учреждений;

- ознакомление с правовыми формами и методами работы судебных и правоохранительных органов и должностных лиц;

- разъяснение основных юридических терминов, связанных с правоохранительной деятельностью, необходимых при изучении других юридических дисциплин.

- изучение законодательных и иных нормативных актов о правоохранительной деятельности, привитие студентам первоначальных навыков работы с этими актами;

- ознакомление студентов с системой правоохранительных органов, с различными юридическими профессиями, особенностями службы или работы в правоохранительных органах.

В процессе изучения настоящей дисциплины студенты постигают систему правоохранительных органов, их место в государственном аппарате и компетенцию; получают представление о правосудии и его демократических принципах, об истории и перспективах развития судебной системы Российской Федерации; приобретают навыки анализа норм Конституции Российской Федерации, законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих организацию и функционирование правоохранительных органов Российской Федерации и их толкования.

Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (с указанием кодов, определенных Стандартом[1]):

ОК-1 - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;

ОК-2 – способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

ОК-3 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК-4 - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК -5 – обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-6 – имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону;

ОК -7 – стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

ОК-9 – способен анализировать социально значимые проблемы и процессы;

ПК-1 – готовность участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

ПК-2 - готовность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

ПК-3 - готовность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;

ПК-4 - способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

ПК-5 - способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

ПК-6 - способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

ПК-7 - способен разрабатывать юридические документы;

ПК-9 - готов уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

ПК-10 - готовность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения;

ПК-11 - готовность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

ПК-12 – способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению;

ПК- 13 - способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;

ПК-14 - способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности.

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) знать:

- основные положения законодательных и подзаконных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов;

- роль и место правоохранительных органов в системе органов государства;

- принципы деятельности, задачи и основные направления деятельности правоохранительных органов;

- организационно-правовые основы деятельности правоохранительных органов, их структуру и порядок функционирования;

- предоставляемые законом полномочия и компетенцию правоохранительных органов по охране и защите конституционных прав и свобод человека и гражданина;

- основные направления и задачи деятельности правоохранительных органов в охране общественного порядка, борьбы с преступностью и обеспечении общественной безопасности;

- основные тенденции развития и совершенствования деятельности правоохранительных органов Российской Федерации.

2) уметь:

- анализировать конституционные основы деятельности правоохранительных органов Российской Федераций;

- ориентироваться и анализировать действующее законодательство Российской Федерации, регламентирующее деятельность правоохранительных органов;

- применять действующее законодательство Российской Федерации и соответствующие положения международно-правовых актов при анализе содержания деятельности правоохранительных органов;

- владеть действующим законодательством Российской Федерации на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных правовых функций;

- приобретать новые знания в области деятельности правоохранительных органов, используя современные информационные источники;

- логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по проблематике правоохранительных органов , свободно оперировать понятиями и категориями данной учебной дисциплины .

3) владеть:

- навыками работы с нормативно - правовыми актами, регламентирующими деятельность правоохранительных органов России;

Правоохранительные органы тесно связаны с теорией государства и права.

В теории государства изучается механизм государства и составляющие его органы государства, взаимодействие этих органов между собой. Большинство изучаемых в учебной дисциплине "Правоохранительные органы" органов входит в механизм государства. Теория государства изучает общие черты этих органов, их сущность, общие принципы взаимодействия между собой, а учебная дисциплина "Правоохранительные органы" конкретизирует и развивает эти положения теоретической науки, наполняет их реальным содержанием. Данные учебной дисциплины "Правоохранительные органы", в свою очередь, позволяют делать общие выводы о понятии, сущности правоохранительной деятельности и правоохранительных органов, месте и роли их в механизме государства.

Наиболее тесной является взаимосвязь учебной дисциплины "Правоохранительные органы" с конституционным правом. Конституционное право регулирует общественные отношения, связанные с существованием в стране конституционного строя. Основным источником конституционного права является Конституция РФ 1993 г. Непосредственное отношение к учебной дисциплине "Правоохранительные органы" имеет глава 7 Конституции РФ "Судебная власть", которая содержит ст. 129 о прокуратуре. В главе 2Конституции РФ закреплены, среди прочих, права человека в сфере уголовного судопроизводства, которые изучаются и в рамках учебной дисциплины "Правоохранительные органы".[17]

Тесной является взаимосвязь учебной дисциплины "Правоохранительные органы" с административным правом. Потому что административным правом регулируются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти, к которым как раз и относится большинство государственных правоохранительных органов (правоохранительные органы в узком смысле, полиция.некоторые правоохранительные (полицейские) органы в узком смысле осуществляют, кроме иных видов деятельности, деятельность по предупреждению, пресечению, раскрытию административных правонарушений, по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Дела об административных правонарушениях, иные административные дела и споры рассматривают и суды общей юрисдикции. Одной из категорий дел, рассматриваемых арбитражными судами, являются дела, вытекающие из административных правоотношений.

Такая же взаимосвязь наблюдается между учебной дисциплиной "Правоохранительные органы" гражданским и уголовным правом.

Заключение

Законность – атрибут существования и развития демократически организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, осуществления прав граждан, осуществления демократии, образования и функционирования гражданского общества, научно обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи.

Необходимо отметить что вся система правоохранительных органов создана в соответствии с Конституцией России и действует в интересах обеспечения и защиты неотъемлемых прав человека и гражданина.

Список использованной литературы

I. Нормативные материалы:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. О Федеральной службе безопасности: федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (в ред. федерального закона от 22.12.2014 N 446-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1995, N 15, ст. 1269;

II. Учебники, учебные пособия, комментарии к законодательству, словари, энциклопедии

1. Артемьев А.М. О признаках правоохранительной службы // Актуальные пробл. соврем, науки. - 2008. - № 2. - (Юридические науки) (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве) - 130 с.

2. Борщевский М.Ю. Организация и деятельность адвокатуры в РФ. М.: Аитэя, Профобразование, 2000. – 320 с.

3. Буганова М.А. Проблемы формирования правоохранительной системы в современном российском обществе / М.А. Буганова. - М., 2007. - 98 с.

4. Вандышев В.В. О системе правоохранительных органов в Российской Федерации // Сб. тр. СПБ.юрид. акад. – 2005.

5. Галузо В.Н. Система правоохранительных органов России: учебник / В.Н. Галузо. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 287 с.

6. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Зерцало, 1997, 368 с.

7. Кваши Ю.Ф. Правоохранительные органы Российской Федерации. Под общ.ред. Ю.Ф. Кваши. Часть первая: Учебное пособие. М.: ЧеРо-Контур, 2000.

8. Ларин А.М. Эффективность применения уголовно-процессуального закона // Советский уголовно-процессуальный закон и проблемы его эффективности. М., 1979.

9. Мирзоев Г.Б. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность : учеб, для студентов высш. учеб.заведений / [Г.Б. Мирзоев и др.] ; под ред. Г.Б. Мирзоева, В.Н. Григорьева. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2010. - 463 с.

10. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2004.

11. Швецова В.И. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации: Учебник. Под ред. В.И. Швецова. М.: ТЕИС, 1996. – С. 224

[1]Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 7-е, перераб. и доп./Под ред. К.Ф. Гуценко. М.: Издательство Зеркало-М,2002.- С.12.

[2]Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 19.

[3] Гуценко К.Ф., Там же Стр. 7

[4]Артемьев А.М. О признаках правоохранительной службы // Актуальные пробл. соврем, науки. - 2008. - № 2. - (Юридические науки) (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве) – С 117-121.

[5]Гуценко К.Ф., Там же.стр. 10-12.

[6]Борщевский М.Ю. Организация и деятельность адвокатуры в РФ. М.: Аитэя, Профобразование, 2000. – С. 57

[7]Швецова В.И. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации: Учебник. Под ред. В.И. Швецова. М.: ТЕИС, 1996. – С. 41

[8]Галузо В.Н. Система правоохранительных органов России: учебник / В.Н. Галузо. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. –С. 19-22.

[9]Правоохранительные органы Российской Федерации. Под общ.ред. Ю.Ф. Кваши. Часть первая: Учебное пособие. М.: ЧеРо-Контур, 2000 – 50 С.

[16]Мирзоев Г.Б. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность : учеб, для студентов высш. учеб.заведений / [Г.Б. Мирзоев и др.] ; под ред. Г.Б. Мирзоева, В.Н. Григорьева. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2010. – С. 151 с.

[17]Мирзоев Г.Б. Там же. Стр. 211-212

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.02)


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма


  1. Предмет дисциплины «Судебные и правоохранительные органы», значение и место в системе юридических дисциплин.

Значение и место в системе юридических наук:

- Конституционное право - освещает вопрос места и значения правоохранительных органов в общегосударственном механизме, конституционные основы их деятельности, определяет права, свободы и обязанности человека и гражданина;

- Криминология – дает толчок правоохранительным органам для изучения антисоциальных явлений и предотвращения их;

- Теория государства и права - является методологической дисциплиной. Актуальными являются вопросы о функциях государств аи права, нормах права и их реализации, правовом и противоправном поведении, правовом регулировании и юридическом процессе;

- Административное право - его нормы создают правовую основу исполнению правоохранительной функции как одного из направлений государственного управления;

- Уголовное право - выполняет охранительную функцию всех правоотношений и для СПО имеет значение как система правовых норм. Которые являются предметом правоохранительной деятельности, и как дисциплина о применении уголовно-правовых норм, которые являются преимущественно охранительными;

- Уголовный процесс - дает представление о последствиях проведения действий в конкретном деле в направлении обвинения или оправдания и решения других вопросов по сути расследуемого уголовного дела;

- Гражданско-процессуальное право - описывает рассмотрение процедур по охране имущественных и неимущественных прав граждан

2 Понятие, цели, виды правоохранительной деятельности.

Правоохранительная деятельность - вид государственной деятельности, который осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и неуклонном выполнении установленных государством норм процедурного и процессуального права.

Цели правоохранительных органов:

Первая группа целей - непосредственные цели:

1 – обеспечение и защита, либо охрана нарушенных оспариваемых прав, свобод, интересов человека (гражданина, юридических лиц, прав свобод интересов, интересов органов местного самоуправления, общественного строя, порядка управления и других, которые охраняются законом).

2 – обеспечение реализации актов судебных и иных органов;

3 – установка на то, чтобы каждый из совершивших правонарушение был наказан и не один из невиновных не был привлечен к ответственности.

Вторая группа целей – цели более высокого уровня совпадающие с целями гсударства:

1 – укрепление законности и правопорядка;

2 – профилактика правонарушений;

3 – исправление осужденных;

4 – правовое и нравственное воспитание граждан.

Виды правоохранительной деятельности:

охрана общественного порядка;

защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи;

правовая работа и некоторые другие

3 . Нормативно-правовые акты дисциплины, их классификация. Нормы Конституции ДНР, касающиеся судебных и правоохранительных органов.

Источниками дисциплины «Судебные и правоохранительные органы» являются нормативно-правовые акты, регулирующие основы организации и деятельности судебных и правоохранительных органов, а также учебная и научная литература.

1 группа – правовые акты общего характера. К ней относятся «Конституция ДНР», всеобщая декларация прав человека, международный пакт о гражданских и политических правах и другие международные правовые акты и соглашения.

2 группа – правовые акты касающиеся судебной власти, судов и правосудия. К ней относятся такие проекты о верховном суде ДНР: «Проект о статусе судей» «Проект Кодекса о судебной этике», «Проект регламента Верховного суда ДНР», «Временное положение о судебной системе ДНР».

3 группа – правовые акты органов юстиции. К ним относится все, что касается Юстиции. Положение о Министерстве Юстиции, Закон о нотариате.

4 группа – правовые акты касающиеся органов прокуратуры и органов расследования. К ним относится «Закон о прокуратуре ДНР», УПК ДНР.

Нормы Конституции ДНР, касающиеся судебных и правоохранительных органов:

Судебная власть и прокуратура в донецкой народной республике

Статья 80 Правосудие в Донецкой Народной Республике осуществляется только судом.

В Донецкой Народной Республике действуют Верховный Суд Донецкой Народной Республики и иные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых определяются законом Донецкой Народной Республики.

Статус, полномочия, порядок и гарантии деятельности судей определяются законом Донецкой Народной Республики.

Статья 81 Прокуратура Донецкой Народной Республики осуществляет надзор за соблюдением настоящей Конституции и исполнением законов на территории Донецкой Народной Республики, выполняет иные функции, установленные законами.

Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики и заместители Генерального прокурора Донецкой Народной Республики назначаются на должность и освобождаются от должности Народным Советом Донецкой Народной Республики по представлению Главы Донецкой Народной Республики.

Прокуроры районов, городов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Донецкой Народной Республики.

4 Понятие и сущность судебной власти.

Судебная власть - специфическая ветвь государственной власти, которая имеет собственную исключительную компетенцию по поводу рассмотрения юридически значимых дел, и реализуется исключительно конституционными органами, т.е. судами, в пределах закона и специальных судебных процедур.

Сущность судебной власти

Исключительность судебной власти заключается в том, что никакой иной орган государственной власти или управления не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов. Государство доверяет именно суду право легитимно использовать полномочия государственной власти на применение в процессуальном порядке государственного принуждения. Суд является единственным органом власти, уполномоченным в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления, применить принудительные средства охраны правопорядка, назначить уголовное наказание.

Полнота судебной власти определяется ее объемом, окончательностью решений, принимаемых судебными органами, их обязательностью. Вступившие в законную силу решения судов, а также предусмотренные законом судебные распоряжения, требования, поручения и другие судебные акты должны быть обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, должностных лиц, граждан и их объединений и подлежать безусловному исполнению на всей территории.

5 Основные признаки и функции судебной власти.

Общие признаки судебной власти:

1 Социальный характер- принадлежит к сфере социальных отношений, существует в обществе и распространяется на него;

2 Волевой характер- предусматривает принятие судебного решения относительно рассмотренного вопроса;

3 Регулирующее и организационное предназначение- служит для устранения конфликтов и социального напряжения в обществе;

4 Структура властеотношений- субъект (суд), объект ( правовые вопросы, что рассматриваются) и властное содержание;

5 Целеустремленность – предусматривает целенаправленное влияние субъекта на объект;

6 Принудительный характер - полагается на силу государственного принуждения.

Специальные признаки судебной власти:

1 Объективность – беспристрастность при принятии решений, которые основаны на законе;

2 Нормативность- содержание, форма и порядок осуществления властных полномочий, закрепленных в законе;

3 Особенная предметная сфера- реализуется при наличии спора между сторонами, имеющая правовую природу;

4 Ситуативный характер- реализуется только при условии обращения к ней субъектов права, которые пребывают в состоянии конфликта;

5 Легитимность – признание обществом судебной власти и уровень доверия к ней;

6 Полнота- распространяется на все правоотношения, что возникают в государстве.

Функции судебной власти – основные направления деятельности судебной власти, которые определяют ее роль и предназначение в обществе.

- рассмотрение и решение по сути правовых конфликтов;

- решение вопросов относительно возможности применения к лицу мер процесуального принуждения и исполнения процесуальных действий;

- рассмотрение и решение жалоб на действия (бездействие) прокурора и органов досудебноготрасследования, и предоставление вывода относительно их законности и обоснованности;

- официальное засвидетельствование юридических фактов;

- принятие решений относительно ограничения прав и свобод граждан;

- толкование правовых норм.

6 Вопрос. Понятие и признаки правосудия.

Правосудие - одно из направлений государственной правоохранительной деятельности. Правосудию отведено ведущее и ответственное место в этой деятельности, ибо в ходе его осуществления происходит принятие решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций. Именно правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным в совершении преступления и назначении ему меры наказания либо иного, определенного законом, воздействия.

Сущность правосудия проявляется не только в том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным направлением (функцией) правоохранительной деятельности принимает общеобязательные решения по кардинальным вопросам. Ему присущ ряд других специфических признаков:

1. Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций иными органами либо должностными лицами не допускается.

2. Правосудие осуществляется путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел.

3. Правосудие осуществляется на основе закона и в точном соответствии с ним.

4. Правосудие осуществляется в особом, предусмотренном законом процессуальном порядке.

5. Важнейший признак правосудия состоит в том, что в результате осуществления правосудия по конкретному делу суд применяет государственное принуждение. По закону только суду предоставлено право применять государственное принуждение за совершенное преступление.

7 Вопрос. Общая характеристика форм судопроизводства.

Форма судопроизводства – порядок судопроизводства – это процесс, связанный с возникновением, движением, разбирательством и решением судебных дел.

Все действия суда и других участников процесса, в том числе по исследованию доказательств урегулированы процессуальным законодательством.

Формы реализации судебной власти:

Конституционное судопроизводство - форма реализации судебной власти, в процессе которой решаются юридические дела, предметом которых являются конституционно-правовые вопросы, связанные с обеспечением придерживания Конституции Украины государственными органами, официальное толкование Конституции и законов Украины и некоторые другие вопросы;

Гражданское судопроизводство - реализации судебной власти, в процессе которой решаются правовые конфликты, что возникают с гражданских, семейных и некоторых других правоотношений.

Состав включает рассмотрение и решение юридических дел, связанных с защитой имущественных, личных неимущественных, семейных и других прав и законных интересов субъекта права.

Уголовное судопроизводство - форма реализации судебной власти, в процессе которой рассматриваются и решаются дела об уголовных правонарушениях. Состав предусматривает в рассмотрении в судебных заседаниях уголовных дел и применении установленных законом видов наказания к лицам, которые виновны в совершении преступления, или в оправдании невиновных.

Административное судопроизводство - форма реализации судебной власти, в процессе которой решаются юридически значимые дела, что возникают в сфере управленческих правоотношений при наличии публичного интереса.

Хозяйственное судопроизводство – форма реализации судебной власти, в процессе которой решаются правовые конфликты, что возникают в сфере хозяйственных правоотношений. Состав предусматривает в рассмотрении и решении правового конфликта, который, возник между субъектами, осуществляющими хозяйственную или иную экономическую деятельность.

- урегулированная законом деятельность;

- осуществляется спец. лицами;

- рассматривает споры возникающие в конкретной правовой сфере;

- осуществляется в рамках только одной инстанции;

- наличие судебного решения.

8 Вопрос. Конституционные принципы правосудия, их значение и краткая характеристика.

1. Понятие и система принципов судебной власти и правосудия.

Принципы осуществления судебной власти (принципы правосудия) - закреплённые законодательством основные, руководящие положения наиболее общего характера, определяющие организацию и деятельность судов. Принципы правосудия взаимосвязаны и образуют единую систему.

2. Осуществление правосудия только судом.

Правосудие осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Присвоение властных полномочий суда преследуется по закону.

3. Принцип законности.

Принцип законности является общеправовым принципом. Применительно к судебной власти принцип законности означает, что суды обязаны осуществлять судебную власть в соответствии с порядком, установленным процессуальными и иными федеральными законами, и при осуществлении судебной власти правильно применять действующие законы. Суды обязаны применять Конституцию, законы и иные действующие на её территории нормативные правовые акты. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

4. Самостоятельность судов, независимость судей.

Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции и закону. Судьи (а также присяжные, народные и арбитражные заседатели), участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции и закону.

5. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел, участие граждан в осуществлении правосудия.

Рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах осуществляется единолично или коллегиально. Согласно Конституции никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом. Законный состав суда по различным делам устанавливается процессуальным законодательством. Коллегиальное рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах общей юрисдикции осуществляется коллегией в составе судьи и двух народных заседателей, в составе трёх судей или президиумом суда, а уголовных дел - также коллегией в составе судьи и двенадцати присяжных заседателей.

6. Право на судебную защиту.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию.

7. Состязательность и равноправие сторон.

Все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным законом основаниям. Стороны судебного процесса, как правило, обладают равными процессуальными правами.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: