Личная безопасность и общественные обязанности на судне

Обновлено: 28.04.2024

5. Дмитриев В.И. Практика мореплавания (Practice of navigation). – СПб.: «Элмор», 2009. – 232 с.

6. Дмитриев В.И. Обеспечение живучести судов и предотвращение загрязнения окружающей среды. – М.: МОРКНИГА, 2010.

7. Устав Службы на судах ФРП

8.УМК в электронном виде

10.Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74 с поправками).

12. Другие источники.

Методические указания

Организация проведения учений судового экипажа является важным элементом в начальной подготовке экипажа.

Учения должны проводиться по всем видам тревог, предусмотренным на судне. Ежемесячно каждый член экипажа должен принимать участие, по меньшей мере, в одном учении по оставлению судна и в одном - по борьбе с пожаром.

Если в предыдущем месяце более 25 % членов экипажа не принимали участия в проводившихся на судне учениях по оставлению судна и по борьбе с пожаром, то учения экипажа должны быть проведены в течение 24 часов после выхода судна из порта.

При вводе судна в эксплуатацию, после модификаций существенного характера или если на судне новый экипаж, то такие учения должны быть проведены до отхода.

Учения по оставлению судна

Каждое учение по оставлению судна должно включать:

• прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам;

• проверку того, чтобы все пассажиры и члены экипажа были соответствующим образом одеты;

• проверку того, чтобы были правильно надеты спасательные жилеты;

• приспускание, по меньшей мере, одной спасательной шлюпки;

• пуск и работу двигателя спасательной шлюпки;

• поиск и спасание манекенов, блокированных в каютах;

• инструкцию по использованию радиооборудования для спасательных средств.

Каждая спасательная шлюпка с расписанной на ней командой должна спускаться на воду и маневрировать на воде, по меньшей мере, один раз в 3 месяца во время проведения учения по оставлению судна.

Дежурные шлюпки с расписанной на них командой один раз в месяц должны спускаться на воду и маневрировать на воде. Во всяком случае, это требование должно соблюдаться, по меньшей мере, один раз в 3 месяца.

Если на судне установлены морские эвакуационные системы, то в учения должны входить тренировки по процедурам развертывания таких систем вплоть до непосредственного их использования.

Учения по борьбе с пожаром

Каждое учение по борьбе с пожаром должно включать:

• прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам;

• пуск пожарного насоса с использованием, по меньшей мере, двух требуемых стволов, чтобы показать, что система находится в надлежащем рабочем состоянии;

• проверку снаряжения пожарного и другого личного спасательного снаряжения;

• проверку соответствующего оборудования связи;

• проверку работы водонепроницаемых дверей, пожарных дверей и пожарных заслонок, главных приемных и выпускных отверстий вентиляционных систем в районе проведения учения;

• проверку необходимых устройств при оставлении судна.

Оборудование, используемое во время учений, должно быть немедленно приведено обратно в состояние полной готовности к эксплуатации, а любые неполадки и дефекты, обнаруженные во время учений, должны быть устранены как можно скорее.

После каждого общесудового учения должен проводиться всесторонний разбор действий экипажа, для чего командный состав в ходе учения должен внимательно наблюдать за действиями экипажа.

Результаты учения записываются старшим помощником капитана в плане учения (на листе замечаний). О проведении учения (особенно о спуске спасательных шлюпок с указанием их номера) необходимо сделать краткую запись в судовом журнале, а по борьбе с пожаром дополнительно в пожарно-контрольном формуляре.

Вахтенный помощник фиксирует в судовом журнале действия экипажа в процессе проведения учений.

Если плановое учение не было проведено в установленные сроки, необходимо записать в судовом журнале причину отмены учения.

Вопросы для самопроверки:

1. На судах какой длины имеется 8 спасательных кругов?

2. Какой наружный и внутренний диаметр спасательного круга?

3. Сколько времени спасательный круг поддерживает вес не менее 14,5 кг?

4. Какая масса веса спасательного круга?

5. Какой размер спасательного леера и его диаметр у спасательного круга?

6. Сколько времени е поддерживает горение спасательный жилет охваченный пламенем?

7. Какой процент людей совершенно не знакомый с устройством спасательного жилета может воспользоваться им в течение не более одной минуты?

8. С какой высоты можно прыгать в спасательном жилете без получения телесных повреждений?

9. Какие основные требования к конструкции спасательной шлюпки?

10. При какой скорости судна на тихой воде, можно безопасно спускать спасательную шлюпку?

11. Сколько времени способен работать двигатель спасательной шлюпки, если она находится вне воды?

12. На какое время должен быть запас топлива в шлюпке, если она загружена полностью и имеет ход 6 узлов?

13. Как маркируются спасательные плоты и что это обозначать?

14. Какое время не должны превышать по времени посадка людей в спасательные средства, для грузовых судов, для пассажирских и промысловых судов неограниченного района плавания?

15. Какое количество суток способна выдерживать на плаву, влияние окружающей среды, конструкция спасательного плота?

16. При каком крене и дифференте спусковые устройства должны обеспечивать спуск на воду?

Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около.

Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.

Поиск по сайту

Морской транспорт является надежным средством передвижения и транспортировки различных грузов. Это связано с тем, что безопасности на судне уделяется первостепенное значение.

Все члены команды проходят обязательное обучение и несколько типов инструктажей. Ответственность за их проведение и исполнение возлагается на командира судна. Именно капитан обязан ознакомить прикрепленных к кораблю новых членов экипажа с особенностями этого водного транспорта, внутренним расписанием, должностной инструкцией, а также действиями в связи с тревогой. Поступивший в подчинение новый служащий должен иметь представление о месте нахождения спасательных средств, уметь пользоваться аварийными материалами и четко знать все правила.

Член экипажа, не прошедший первичный инструктаж по безопасным методам исполнения своих обязанностей, не допускается к судовым работам. Обучение имеет право провести помощник капитана или старший механик, в ведении которых находится процесс обучения членов экипажа.

Пассажиры, включая совершеннолетних родственников моряков, также обязаны ознакомиться с техникой безопасности на судне. В ведении дежурного помощника командира корабля находится журнал регистрации всех прошедших инструктаж.

Правила для судовых работ

Судовые работы

Обязательно вся трудовая деятельность должны происходить в соответствии с технологическими картами и инструкциями. В них обозначены те виды работ, которые могут быть выполнены на судне самостоятельно членами экипажа. Для уточнения используются инструкции к тому или иному оборудованию и другие технические документы (схемы).

Технологические документы содержат раздел с информацией о безопасной технологии выполнения работ на судне. Руководит процессом капитан корабля либо специально назначенное лицо из командного состава.

Для отработки практических навыков применения технического оборудования и судовых средств различного назначения регулярно проводятся практические занятия в форме учебной тревоги.

Активно используются тренажерные комплексы УТС (учебно-тренажерные суда). На них происходит оттачивание приемов по обеспечению сохранности судна в чрезвычайной ситуации. За обучаемыми ведется постоянный контроль и наблюдение.

Соблюдение техники безопасности на корабле подразумевает закрепление за каждым членом экипажа того или иного корабельного оборудования, технических и спасательных средств, документации и помещения. Моряк несет ответственность за своевременную проверку работоспособности вверенного устройства, его исправность и поддержание его в надлежащем виде.

В обязанности ответственного лица за проведение судовых работ входит:

  • Иметь представление об устройстве, конструкции и принципах действия корабельного оборудования. Владеть безопасными приемами осуществления различных видов работ на судне.
  • Распределять членов экипажа для технического обслуживания устройств, учитывая их основную квалификацию, практический опыт и стаж работы.
  • Проводить инструктаж с объяснением технологии выполнения судовых работ. Обязательно затронуть тему по правильному применению защитных средств.
  • Осуществлять регулярную проверку на исправность всех инструментов, технических средств, которые могут быть задействованы при выполнении работ.
  • Перед тем, как приступить к судовым работам в закрытых или редко используемых помещениях проверить состав воздуха.
  • Место проведения работ оградить ограждением или пометить установкой знака безопасности. Запрещается внутри ограждения находиться людям, которые не участвуют в проводимых работах.
  • В случае несоблюдения кем-то из членов экипажа техники безопасности на судне отстранять его от выполняемых обязанностей.

Капитан или уполномоченное им лицо отвечает за сохранность жизни и здоровья, находящихся под его командованием людей. Он несет ответственность за травмопасные ситуации и случаи травматизма, поэтому он обязан принимать все необходимые меры для их предотвращения.

Правила для членов экипажа

Правила безопасности для членов экипажа

Обязанность контролировать соблюдение всех требований безопасного поведения, а также правил работы с оборудованием возлагается также на моряков. При обнаружении нарушений охраны труда и техники безопасности стоит немедленно сообщить командному составу. Одновременно с этим необходимо приложить силы для их ликвидации.

Запрещается начинать ремонтные или профилактические работы, сопряженные с приостановкой функционирования какого-либо устройства, без согласования с капитаном или его помощником (старшим механиком). Рядом с оборудованием бытового назначения необходимо прикрепить подробную инструкцию с правилами эксплуатации. Это касается также пищеблока и прачечной.


Используя штормовые или вертикальные трапы, следует помнить о принципе наличия, как минимум трех точек опоры. При необходимости использовать предохранительный пояс. Все поручни и ступени трапов, палуба судна и проходы регулярно должны очищаться от наледи, воды или масла. Необходимо следить, чтобы они не были скользкими.

Обнаружив неисправность на трапе, служащий корабля перекрывает к нему доступ с помощью знака «проход воспрещен». На пути к рабочим местам не должны находиться посторонние предметы. Упаковку от оборудования следует класть в специально отведенное место, где она никому не будет мешать.

При выполнении работ на высоте или связанных с риском падения за борт все моряки обязаны одевать защитные жилеты и каски, использовать страховочные тросы. Человек в неисправном или грязном обмундировании к выполнению судовых обязанностей не допускается.

Ремонт и стирка спецодежды возлагается на администрацию судна. Запрещено во время корабельных работ одевать украшения (кольца, цепочки, серьги). Выходить за палубные ограждения, а также перегибаться за них также входит в число запретных действий на корабле.

Работа с подъемными устройствами

Работа на подъемных устройствах

Осуществляя деятельность с подъемными корабельными механизмами по технике безопасности на судне не допускается:

  • Начинать работу, если неисправны тормоза или возникают неточности в показаниях предохранительных приборов.
  • Использовать концевой выключатель для аварийной остановки устройства
  • Осуществлять транспортировку людей на площадках грузовых подъемниках. Исключение могут составлять лишь водители, которые управляют погрузочными машинами.


В ситуации, когда необходимо закрепить груз или осуществить другие работы на высоте для перемещения работников используется люлька и корабельный кран. Транспортировка происходит под непосредственным контролем старшего помощника командира корабля.

Перемещение люльки должно происходить так, чтобы она не задевала грузовые контейнеры, сооружения на судне или постройки на береговой линии.

Обязательно перед посадкой в нее людей необходимо провести тщательный осмотр на наличие возможных неисправностей.

Судовым краном в такой ситуации должен управлять наиболее опытный специалист из числа членов экипажа. Использовать подъемные устройства для опускания моряков в трюм запрещено.

Швартовые работы

Швартовые работы

Правила техники безопасности на морских судах при использовании буксирно – швартовочных устройств подразумевают следование следующим указаниям:

  • Без команды командира нельзя начинать работу со швартовым механизмом
  • Не использовать канаты с колышками, а также, если на концах имеются необрубленные проволоки
  • После окончания работ убирать с барабана судовой лебедки канаты
  • Стоять в месте натяжения швартового каната
  • Не выбирать те тросы, которые пробуксовывают на турачке
  • Не прижимать их ногами к различным корабельным конструкциям
  • Выбрасывать за борт концы троса только в случае остановки судна и окончательном прекращении работы винтов.
  • На каждый роульс буксирского полуклюза закладывать только один канат

Дополнительно рекомендуем Вам изучить

(Основные и действующие Правила техники безопасности на судах морского флота)

На водном транспорте безопасность, охрана труда и техника тесным образом взаимосвязаны. Все корабельные устройства и оборудование, которое по инструкции должно проходить регулярное техническое освидетельствование или подвергаться испытаниям должны подлежать инвентаризации. Для этого на них наносятся специальные номера.

Лица, нарушившие основные требования техники безопасности на корабле подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной законом РФ.

1 До того, как им будут назначены обязанности на судне, все лица, работающие или занятые на морском судне, не являющиеся пассажирами, должны пройти одобренную ознакомительную подготовку в отношении способов личного выживания или получить достаточную информацию и инструктаж, принимая по внимание руководство, приведенное в части В, с тем чтобы они:

.1 могли общаться с другими людьми на судне по основным вопросам безопасности и понимать информацию по безопасности, представленную в виде символов, знаков и аварийно-предупредительных сигналов;

.2 знали, какие действия надо предпринимать в случае:

.2.1 падения человека за борт,

.2.2 обнаружения пожара или дыма, или

.2.3 подачи сигнала о пожаре или оставлении судна;

.3 знали места сбора и посадки и пути эвакуации;

.4 знали местонахождение спасательного жилета и умели надевать его;

.5 умели объявлять тревогу и имели начальные знания об использовании переносных огнетушителей;

.6 могли предпринять немедленные действия при несчастном случае или в иной ситуации, требующей неотложной медицинской помощи, прежде чем обратиться за последующей медицинской помощью, которую можно получить на судне; и

.7 умели закрывать и открывать противопожарные, водонепроницаемые и непроницаемые при воздействии моря двери, установленные на конкретном судне, иные чем предназначенные для закрытия отверстий в корпусе судна.

2 Моряки, работающие или занятые на судне в какой-либо должности, связанной с выполнением обязанностей по безопасности или предотвращению загрязнения во время эксплуатации судна, прежде чем им будут назначены какие-либо обязанности на судне, должны:

.1 получить соответствующую одобренную начальную подготовку или инструктаж по:

.1.1 способам личного выживания, как изложено в таблице А-VI/1 -1,

.1.2 противопожарной безопасности и борьбе с пожаром, как изложено в таблице A-VI/1-2,

.1.3 оказанию элементарной первой помощи, как изложено в таблице А-VI/1-3, и

.1.4 личной безопасности и общественным обязанностям, как изложено в таблице А-VI/1-4;

.2 представить доказательство того, что они достигли требуемого стандарта компетентности, позволяющего им принять на себя задачи, обязанности и ответственность, перечисленные в колонке 1 таблиц A-VI/1-1, A-VI/1-2, А-VI/1-3 и А-VI/1-4, путем:

.2.1 демонстрации компетентности в соответствии с методами и критериями для оценки компетентности, приведенными в колонках 3 и 4 этих таблиц, и

.2.2 сдачи экзамена или систематической оценки как части одобренной программы подготовки по вопросам, перечисленным в колонке 2 этих таблиц.

3 Моряки, имеющие квалификацию в начальной подготовке в соответствии с пунктом 2, должны представить доказательство того, что в течение пяти предшествующих лет они сохранили требуемый стандарт компетентности, позволяющий им принять на себя задачи, обязанности и ответственность, перечисленные в колонке 1 таблиц A-VI/1-1 и А-VI/1-2.

4 Стороны могут принять подготовку и опыт работы на судне в качестве сохранения требуемого стандарта компетентности в следующих областях:

.1 способы личного выживания, как изложено в таблице A-VI/1-1:

.1.1 надевание спасательного жилета;

.1.2 посадка в спасательную шлюпку или на спасательный плот с судна с надетым спасательным жилетом;

.1.3 принятие первоначальных мер при посадке в спасательную шлюпку для повышения шансов выживания;

.1.4 постановка плавучего якоря спасательной шлюпки;

.1.5 работа с оборудованием спасательных шлюпок и плотов; и

.1.6 работа с устройствами для определения местонахождения, включая радиооборудование;

.2 противопожарная безопасность и борьба с пожаром, как изложено в таблице A-VI/1-2:

.2.1 использование автономных дыхательных аппаратов; и

.2.2 с надетым дыхательным аппаратом проводить спасательные операции в задымленном закрытом помещении с использованием одобренного судового дымообразующего устройства.

5 В отношении судов, не являющихся пассажирскими судами валовой вместимостью более 500, совершающими международные рейсы, и танкерами, если Администрация считает, что в связи с размерами судна и продолжительностью или характером его рейса применение в полном объеме требований настоящего раздела является нецелесообразным или практически невозможным, она может освободить моряков такого судна или класса судов от соответствия некоторым из требований, принимая во внимание безопасность людей на судне, самого судна и имущества, а также защиту морской среды.

Спецификация минимального стандарта компетентности в области способов личного выживания

1 До того, как им будут назначены обязанности на судне, все лица, работающие или занятые на морском судне, не являющиеся пассажирами, должны пройти одобренную ознакомительную подготовку в отношении способов личного выживания или получить достаточную информацию и инструктаж, принимая во внимание руководство, приведенное в части В, с тем чтобы они:

.1 могли общаться с другими людьми на судне по основным вопросам безопасности и понимать информацию по безопасности, представленную в виде символов, знаков и аварийно-предупредительных сигналов;

.2 знали, какие действия надо предпринимать в случае:

.2.1 падения человека за борт,

.2.2 обнаружения пожара или дыма, или

.2.3 подачи сигнала о пожаре или оставлении судна;

.3 знали места сбора и посадки и пути эвакуации;

.4 знали местонахождение спасательного жилета и умели надевать его;

.5 умели объявлять тревогу и имели начальные знания об использовании переносных огнетушителей;

.6 могли предпринять немедленные действия при несчастном случае или в иной ситуации, требующей неотложной медицинской помощи, прежде чем обратиться за последующей медицинской помощью, которую можно получить на судне; и

.7 умели закрывать и открывать противопожарные, водонепроницаемые и непроницаемые при воздействии моря двери, установленные на конкретном судне, иные чем предназначенные для закрытия отверстий в корпусе судна.

2 Моряки, работающие или занятые на судне в какой-либо должности, связанной с выполнением обязанностей по безопасности или предотвращению загрязнения во время эксплуатации судна, прежде чем им будут назначены какие-либо обязанности на судне, должны:

.1 получить соответствующую одобренную начальную подготовку или инструктаж по:

.1.1 способам личного выживания, как изложено в таблице А-VI/1-1,

.1.2 противопожарной безопасности и борьбе с пожаром, как изложено в таблице А-VI/1-2,

.1.3 оказанию элементарной первой помощи, как изложено в таблице A-VI/1-3, и

.1.4 личной безопасности и общественным обязанностям, как изложено в таблице А-VI/1-4;

.2 представить доказательство того, что в течение пяти предшествующих лет они достигли требуемого стандарта компетентности, позволяющего им принять на себя задачи, обязанности и ответственность, перечисленные в колонке 1 таблиц A-VI/1-1, A-VI/1-2, A-VI/1-3 и A-VI/1-4, путем:

.2.1 демонстрации компетентности в соответствии с методами и критериями для оценки компетентности, приведенными в колонках 3 и 4 этих таблиц, и

.2.2 сдачи экзамена или систематической оценки как части одобренной программы подготовки по вопросам, перечисленным в колонке 2 этих таблиц.

3 В отношении судов, не являющихся пассажирскими судами валовой вместимостью более 500, совершающими международные рейсы, и танкерами, если Администрация считает, что в связи с размерами судна и продолжительностью или характером его рейса применение в полном объеме требований настоящего раздела является нецелесообразным или практически невозможным, она может в определенной степени освободить моряков такого судна или класса судов от соответствия некоторым из требований, принимая во внимание безопасность людей на судне, самого судна и имущества, а также защиту морской среды.

Спецификация минимального стандарта компетентности в области способов личного выживания

1 До того, как им будут назначены обязанности на судне, все лица, работающие или занятые на морском судне, не являющиеся пассажирами, должны пройти одобренную ознакомительную подготовку в отношении способов личного выживания или получить достаточную информацию и инструктаж, принимая во внимание руководство, приведенное в части В, с тем чтобы они:

.1 могли общаться с другими людьми на судне по основным вопросам безопасности и понимать информацию по безопасности, представленную в виде символов, знаков и аварийно-предупредительных сигналов;

.2 знали, какие действия надо предпринимать в случае:

.2.1 падения человека за борт,

.2.2 обнаружения пожара или дыма, или

.2.3 подачи сигнала о пожаре или оставлении судна;

.3 знали места сбора и посадки и пути эвакуации;

.4 знали местонахождение спасательного жилета и умели надевать его;

.5 умели объявлять тревогу и имели начальные знания об использовании переносных огнетушителей;

.6 могли предпринять немедленные действия при несчастном случае или в иной ситуации, требующей неотложной медицинской помощи, прежде чем обратиться за последующей медицинской помощью, которую можно получить на судне; и

.7 умели закрывать и открывать противопожарные, водонепроницаемые и непроницаемые при воздействии моря двери, установленные на конкретном судне, иные чем предназначенные для закрытия отверстий в корпусе судна.

2 Моряки, работающие или занятые на судне в какой-либо должности, связанной с выполнением обязанностей по безопасности или предотвращению загрязнения во время эксплуатации судна, прежде чем им будут назначены какие-либо обязанности на судне, должны:

.1 получить соответствующую одобренную начальную подготовку или инструктаж по:

.1.1 способам личного выживания, как изложено в таблице А-VI/1-1,

.1.2 противопожарной безопасности и борьбе с пожаром, как изложено в таблице А-VI/1-2,

.1.3 оказанию элементарной первой помощи, как изложено в таблице A-VI/1-3, и

.1.4 личной безопасности и общественным обязанностям, как изложено в таблице А-VI/1-4;

.2 представить доказательство того, что в течение пяти предшествующих лет они достигли требуемого стандарта компетентности, позволяющего им принять на себя задачи, обязанности и ответственность, перечисленные в колонке 1 таблиц A-VI/1-1, A-VI/1-2, A-VI/1-3 и A-VI/1-4, путем:

.2.1 демонстрации компетентности в соответствии с методами и критериями для оценки компетентности, приведенными в колонках 3 и 4 этих таблиц, и

.2.2 сдачи экзамена или систематической оценки как части одобренной программы подготовки по вопросам, перечисленным в колонке 2 этих таблиц.

3 В отношении судов, не являющихся пассажирскими судами валовой вместимостью более 500, совершающими международные рейсы, и танкерами, если Администрация считает, что в связи с размерами судна и продолжительностью или характером его рейса применение в полном объеме требований настоящего раздела является нецелесообразным или практически невозможным, она может в определенной степени освободить моряков такого судна или класса судов от соответствия некоторым из требований, принимая во внимание безопасность людей на судне, самого судна и имущества, а также защиту морской среды.

Спецификация минимального стандарта компетентности в области способов личного выживания

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: