Кто учредил государственный совет

Обновлено: 25.04.2024

Государственный совет – высший законосовещательный орган Российской империи. Просуществовал с момента своего учреждения Александром 1 по манифесту «Об образовании Государственного совета» 1 января 1810 г. вплоть до февральской революции 1917 г.

Появление Совета было связано с реализацией программы либеральных преобразований в России начала 19 в. Программа разработана Сперанским.

Через совет должны были проходить все принимаемые в стране законы. В компетенцию совета входили вопросы внутреннего управления, внешней и внутренней политики, контроль отчетов государственного бюджета и Государственного контроля. Структура органа была следующая. Общее собрание, канцелярия, департаменты и постоянные комиссии. Членов совета назначал и увольнял император. Членство пожизненно. В 1810г. в состав входило 35 человек. Вначале 20 в. – 90.

В 1856 г. императором была утверждена парадная, праздничная и обыкновенная форменная одежда членов Государственного совета.

После первой русской революции 1905 г., когда была учреждена государственная дума, государственный совет стал верхней палатой российского парламента. После чего только половина членов совета назначалась императором, а другая часть избиралась. Те кто избирались, пользовались депутатской неприкосновенностью, в отличие от тех которые назначались.

Первым председателем Госсовета был граф Н.П. Румянцев. Тот самый Румянцев, чья коллекция книг, живописи, древностей и т.п. составила основу Императорского Московского и Румянцевского музея, размещавшегося со второй половины 19 в. и до 1920-х годов в доме Пашкова.

В современной России Государственный совет это совещательный орган, призванный содействовать реализации полномочий главы государства. Председателем Госсовета является Президент России.

Манифест Александра 1 об образовании Государственного совета от 1 января 1810 будет представлен на выставке «100 раритетов российской государственности» с 1 по 20 марта в «Новом манеже» (Москва, Георгиевский переулок, д. 3). Наряду с этим документом можно будет увидеть подлинники других документов, сыгравших судьбоносную роль в истории России.

Учреждение Государственного Совета

История России от времян Петра Первого представляет беспрерывное почти колебание правительства от одного плана к другому. Сие непостоянство, или, лучше сказать, недостаток твердых начал, был причиною, что доселе образ нашего правления не имеет никакого определенного вида и многие учреждения, в самих себе превосходные, почти столь же скоро разрушались, как и возникали.

При издании самых благоразумных и спасительных законов вопрос, на чем они основаны и что может удостоверить их действие, сей вопрос оставался всегда не разрешенным, и в сердце народа умерщвлял всю силу их и доверенность.

Сему иначе и быть невозможно. Во всяком государстве, коего политическое положение определяется единым характером государя, закон никогда не будет иметь силы, народ будет все то, чем власть предержащая быть ему повелит. Воссядет на престол дух сильный и предприимчивый, один из сих духов, что небо посылает на землю для преобращения судьбы царств, он пожелает народ грубый и упрямый одним махом передвинуть и поставить на той точке совершенства, к коей смежные государства веками доходили – и царство сие покроется всем блеском заимственного просвещения. Успехи войны и наружное сходство внутреннего устроения заставят возмечтать народ, что он все сделал, нарядившись в чужое платье и переменив внешний свой вид. С сего времяни подражание войдет в свойство народа, и природная гордость северных обитателей обратится в тщеславие и напыщенную уверенность. Все займутся украшением поверхностей и, введя иностранные названия в образ правления, будут думать, что переменили самое существо его – позлатят цепи свои и нарекут себя свободными. Ослепись призраками роскоши и меняя кровавый пот на игрушки, возмечтают, что обогатились торговлею. Откроются академии, явятся Бернуллии и Ридингеры, прославятся в Европе деяния мудрых, а народ чтение грамоты будет считать еще между смертными грехами. Таким образом пройдет и другое царство по глубокой бразде, проложенной первым. Обуреваемый царедворскими интригами, престол достанется властолюбивым министрам, кои под имянем восседящей на нем слабости, дозволят себе в европейском государстве самые азиатские жестокости и самовластие. Народ, угнетенный под сим ярмом, переведет дух при царстве милости и благочестия, и хотя судьба его в существе своем не переменится, но сладкая уверенность владеющего милосердия поддержит несколько дух его от падения.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА

По примерам древнего отечественного нашего законодательства мы не оставим назначить порядок, коим уложение сие совокупным рассмотрением избраннейших сословий имеет быть уважено и достигнет своего совершенства.

Но законы гражданские, сколь бы они ни были совершенны, без государственных установлений не могут быть тверды.

В числе сих установлений Совет издавна занимал важное место. В начале своем он был временным и преходящим. Но при вступлении нашем на престол, наименовав его Государственным, мы тогда же предназначили дать ему в свое время образование, свойственное публичным установлениям.

Ныне, с помощью Вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих главных началах:

I. В порядке государственных установлений Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти.

II. По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению.

III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти.

IV. Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых.

V. Члены Совета могут иметь звания в порядке судном и исполнительном.

VI. Министры суть члены Совета по их званию.

VII. В Совете председательствуем мы сами.

VIII. В отсутствие наше место председателя занимает один из членов по нашему назначению.

IX. Назначение члена председательствующего возобновляется ежегодно.

X. Совет разделяется на департаменты.

XI. Каждый департамент имеет определенное число членов, из коих один председательствует.

XII. Министры не могут быть председателями департаментов.

XIII. Члены всех департаментов составляют общее собрание.

XIV. Члены Совета, при определении коих не будет назначен особенный департамент, присутствуют в общих собраниях.

XV. Распорядок членов по департаментам возобновляется каждые полгода по нашему усмотрению.

XVI. Присутствия департаментов и общих собраний имеют положенные дни, но по уважению дел во всякое время они могут быть созваны особенным нашим повелением.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА

Государственный совет, таким образом составленный, в первых своих собраниях обратит внимание на следующие главные предметы:

Первое. Гражданское уложение, по мере совершения его с принадлежащими к нему судебными обрядами и устройством судебных мест, будет поступать на его уважение. За сим последует уложение уголовное. От успешного окончания сего труда зависит общее устройство судебной части. Вверив оную особенно Правительствующему сенату, мы не умедлим дать сему высшему в империи нашей судебному сословию образование, важному назначению его свойственное, и присоединим к его установлениям все, что может их усовершить и возвысить.

Второе. Различные части, министерствам вверенные, требуют разных дополнений. При первоначальном их учреждении предполагаемо было постепенно и соображаясь с самим их действием приводить сии установления к совершенству. Опыт показал необходимость довершить их удобнейшим дел разделением. Мы предложим Совету начала окончательного их устройства и главные основания общего министерского наказа, в коем с точностью определятся отношения министров к другим государственным установлениям и будут означены пределы действия и степень их ответственности.

Третье. Настоящее положение государственных доходов и расходов требует также неукоснительного рассмотрения и определения. На сей конец доставим мы Совету план финансов, составленный на началах, части сей наиболее свойственных. Главные основания сего плана состоят в том, чтоб всевозможным сокращением издержек привести их в надлежащую соразмерность с приходами, установить во всех частях управления истинный разум доброй экономии и самыми действенными мерами положить твердое основание постепенной уплаты государственных долгов, коих ненарушимость, удостоверенную всеми государственными богатствами, мы всегда признавали и будем признавать одним из важнейших и неприкосновенных обязательств нашей империи.

Дан в Санкт-Петербурге в 1-й день генваря в лето от рождества Христова 1810, царствования же нашего в десятое.

Государственный совет - в 1906-1917 годах высшее на ряду с Государственной думой, законодательное (верхняя палата первого российского парламента), а до этого с 1810 по 1906 годы - высшее законосовещательное учреждение Российской империи.


Преобразован 1(13) января 1810 года из Непременного совета (существовал с 1801 года) в соответствии с "Планом государственных преобразований" М.М. Сперанского для централизации законодательной практики и унификации юридических норм.

Законодательной инициативой Государственный совет не обладал - внесение законопроектов в Государственный совет определялось волей царя. Обсуждённые в департаментах Государственного совета законопроекты выносились на его общее собрание и после утверждения императором получали силу закона.

С 1824 года прекратилась практика утверждения мнения большинства: император мог утвердить и мнение меньшинства или отвергнуть оба мнения, приняв собственное решение (закреплено в 1842 года в "Учреждении Государственного совета"). В 1880-е годы часть функций Государственного совета перешла в Комитет министров.

В ведении Государственного совета находились все вопросы, требовавшие отмены, ограничения, дополнения или пояснения прежних узаконений и принятия новых, общие распоряжения к исполнению существующих законов. Государственный совет рассматривал ежегодные отчёты министерств (до 1827 года), сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 года государственную роспись доходов и расходов), годовые отчёты Госбанка (с 1894 года). Государственный совет также рассматривал также сметы и штаты государственных учреждений, отдельные вопросы, требовавшие утверждения верховной власти.

Первоначально в состав Государственного совета входило 35 человек, к 1890 году — 60, назначаемых (как и председатель Государственного совета) императором из числа высших сановников. К 1905 году Государственный совет насчитывал 90 человек. Министры являлись членами Государственного совета по должности. В случае присутствия царя председательство переходило к нему. Фактически членство в Государственном совете было пожизненным. Члены Государственного совета делились на присутствовавших только на общем собрании и присутствовавших в департаментах. В 1812—1865 годах председатель Государственного совета являлся одновременно председателем Комитета министров.

Государственный совет состоял из 4 департаментов: Департамента законов, рассматривавшего законопроекты общегосударственного значения; Департамента гражданских и духовных дел, ведавшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства; Департамента государственной экономии, занимавшегося вопросами, касающихся финансов, промышленности, торговли, наук и пр.; Военного департамента, существовавшего до 1854 года.

В феврале — апреле 1817 года существовал Временный департамент для рассмотрения ряда проектов, положений и уставов; в 1832-1862 годах — Департамент Царства Польского (в 1866-1871 годах Комитет по делам Царства Польского), с января 1901 года действовал Департамент промышленности, наук и торговли.


Перед рассмотрением в Государственном совете все дела поступали в Государственную канцелярию, во главе которой стоял государственный секретарь, имевший ранг министра. Задача Государственной канцелярии - делопроизводство и подготовительные работы к заседаниям Государственного совета. В ведении Государственной канцелярии также находились Государственный архив и Государственная типография.

После обсуждения дел в соответствующих департаментах канцелярии наиболее важные из них передавались в Общее собрание Государственного совета (некоторые дела поступали сразу в Общее собрание). Заседания департаментов и общих собраний Государственного совета были не публичны, на них не допускались также и представители печати.

Кроме того, в составе Государственного совета были: Комиссия составления законов (в 1826 году преобразована во Второе отделение Собственной его императорского величества канцелярии); Кодификационный отдел (1882-1893 годы); Комиссия прошений (1810-1835 годы); Особое присутствие для предварительное рассмотрения жалоб на определения депутатов Сената (1884-1917 годы); Особое присутствие о военной повинности (1874-1881 годы); Главный комитет об устройстве сельского состояния (1861-1882 годы) и др.

В 1906 году с созданием Государственной думы Государственный совет был реформирован в верхнюю законодательную палату и стал участвовать в законодательной деятельности на равных правах с Государственной думой, получив право законодательной инициативы (исключая вопросы изменения Основных законов).


После реорганизации Государственный совет включал: 1-й департамент — рассмотрение дел по административным, гражданским и судебным вопросам; 2-й департамент — по отчётам финансово-кредитных учреждений и дел о строительстве железных дорог, об отводе и продаже участков казённых земель; Государственную канцелярию; Финансовую комиссию (1907-1917 годы) для предварительного рассмотрения проектов государственной росписи доходов и расходов, смет и чрезвычайных расходов; Особое присутствие по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев (1905 -1917 годы).

Делопроизводство Государственного совета по-прежнему было возложено на Государственную канцелярию и Государственного секретаря. Издание Свода законов и Полного Собрания законов также было оставлено в ведении Государственной канцелярии.

Государственный совет состоял из равного числа назначаемых императором членов и выборных членов. Министры присутствовали на его заседаниях по должности, но голосовать имели право, только являясь членами Государственного совета. Члены Государственного совета по Высочайшему назначению увольнялись исключительно по их личной просьбе.

Члены Государственного совета по выборам избирались: от губернских земских собраний — по 1 человеку (из числа лиц, владевших утроенным земельным или имущественным цензом для выборов в Государственную думу, за исключением лиц, прослуживших 2-й срок предводителями дворянства; избирались на 3 года); от губернских и областных дворянских обществ - в 18 человек (от каждой губернии по 2 выборщика на общее собрание, избиравшее членов Государственного совета); от российской православной церкви — 6 человек (избирались Синодом по представлению епархиальных архиереев); от Совета и местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ - 12 человек; от Петербургской АН и университетов — 6 человек (АН и каждый университет избирали 3 выборщиков из числа ординарных академиков или профессоров, которые на общем собрании избирали членов Государственного совета); финляндский сейм избирал 2 человека. В 1914 году Государственный совет состоял из 188 человек.

Члены Государственного совета (за исключением членов от губернских земских собраний) избирались на 9 лет, каждые 3 года обновлялась 1/3 состава. В Государственный совет не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную думу, лица моложе 40 лет или не окончившие курса в средних учебных заведениях. В отличие от порядка избрания в Государственную думу, от выборов в Государственный совет не устранялись воинские чины, состоявшие на действительной государственной службе. При обсуждении и принятии законов законодательным составом признана 1/3 Государственного совета.

После Февральской революции 1917 году Государственный совет фактически перестал существовать. 6 октября 1917 года был издан декрет Временного Правительства о роспуске Государственной думы и утрате полномочий членами Государственного совета. Так как предстояло созвать Учредительное Собрание, которое должно было разработать и принять Конституцию России (республиканского, парламентско-президентского типа).

«Пример всего благородного и полезного»: топ-5 фактов о Государственном совете

220 лет назад началась история нового органа Российской империи – Государственного совета. Он просуществует вплоть до Февральской революции, позже отработает всего одну сессию на закате Советского Союза и будет возрожден по указу президента в 2000 году

На столетие опередивший Госдуму

Государственный совет Российской империи был учрежден в 1810 году по распоряжению Александра I. Появлением нового законосовещательного органа император был обязан М.М. Сперанскому, годом ранее представившему программу преобразований под названием «Введение к Уложению государственных законов». Правда, помимо Госсовета Сперанский предлагал учредить еще и Государственную Думу, но на этот рискованный шаг Александр Павлович не решился. Таким образом, Государственный совет в России появился почти на сто лет раньше, чем Дума.

Высший законосовещательный орган империи рассматривал внесенные министрами законопроекты до того, как их утверждал император, а также занимался сметами, штатами госучреждений и жалобами на определения департаментов Сената. Прямой опасности для императорской власти Госсовет не представлял: даже если на заседаниях большинство высказывало одно мнение, государь мог поддержать меньшинство или отвергнуть обе точки зрения, тем самым решив судьбу будущего закона.

Михаил Михайлович Сперанский

Михаил Михайлович Сперанский

Изначально в состав Государственного Совета императором лично назначались 35 лиц. Председателем являлся сам государь, причем с 1812 по 1865 годы он совмещал эту должность с руководством Кабинетом министров. Положение Госсовета обычно принято считать номинальным, но это в корне неверно. Сейчас уже мало кто знает, насколько важную роль данное учреждение сыграло в подготовке и издании Полного собрания законов и Свода законов Российской империи (вновь под руководством М.М. Сперанского и контролем со стороны Николая I), а в царствование Александра II – в разработке законодательной базы Великих реформ. Сами правители не склонны были недооценивать деятельность Государственного Совета. Так, вышеупомянутый Александр II говорил: «Помните, что Государственный совет есть высшее в государстве сословие и потому должен оставаться примером всего благородного, полезного и честного». По словам императора, ставшую крылатой фразу о том, что в 1861 году пришло время «освободить потомственно благородное сословие от потомственного позора рабовладения» он тоже впервые услышал на заседании Госсовета.

После Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 года Государственный совет превратился в верхнюю палату первого российского парламента. Половина членов Госсовета по-прежнему назначалась императором, остальные же избирались от сословных и профессиональных курий: губернских земских собраний, дворянских обществ, Академии наук и университетов, духовенства, а также от промышленников и купцов. Поскольку теперь Дума и Совет имели равные законодательные права, на рассмотрение Николая II представлялись лишь одобренные обеими палатами парламента законопроекты. История Госсовета Российской империи завершилась после Февральской революции. Спустя 107 лет существования он был ликвидирован.

Парадная, праздничная и повседневная форменная одежда членов Государственного совета, утвержденная Александром II в 1856 году

Парадная, праздничная и повседневная форменная одежда членов Государственного совета, утвержденная Александром II в 1856 году

Из Зимнего – в Мариинский

Места заседаний Государственного совета менялись. До 1885 года это был Зимний дворец, а после – дворец Мариинский. Последний неслучайно получил негласный статус «центра Российской государственности», хотя изначально представлял собой лишь свадебный подарок Николая I дочери, Марии Николаевне, и ее будущему мужу герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому. После смерти обоих супругов дворец унаследовали их дети, но были вынуждены продать его за долги.

В 1884 году казна выкупила Мариинский дворец за 3 миллиона рублей с рассрочкой на тридцать лет, а через год здание было отдано под нужды Государственного совета. В связи с этим многие помещения дворца были перестроены: ротонда стала местом заседаний, кабинет герцога Лейхтенбергского стал кабинетом председателя Совета. Свечное освещение во дворце вскоре заменили на электрическое. Когда после 1905 года роль Госсовета значительно возросла, а численность увеличилась (на заседаниях находились журналисты), начался новый этап строительных преобразований. Помещение Зимнего сада было преобразовано в Большой зал заседаний, и 15 октября 1908 года Государственный совет провел в нем первое заседание.

Здание Мариинского дворца. XIX век.

Здание Мариинского дворца. XIX век

Картина Репина и его помощников

Деятельности Госсовета посвящена одна из самых известных картин русского художника И.Е. Репина – «Торжественное заседание Государственного совета в честь столетия со дня его учреждения». Живописец работал не в одиночку: для сотворения шедевра он привлек нескольких помощников, среди которых был, например, и известный художник Борис Кустодиев.

Сначала Репину необходимо было подготовить эскиз. Для этого он присутствовал на настоящем заседании Совета в 1901 году и старался работать как можно быстрее, превозмогая боль в правой руке (любопытно, что часть картины в итоге будет написана левой рукой). Когда заседание закончилось и все поднялись с мест для посещения дворцовой церкви, эскиз размером 40,5х88,5 сантиметров был уже готов. После его утверждения художник в течение двух месяцев исправно приходил в Мариинский дворец, занимал специально отведенное для него место и писал отдельные фигуры и лица. В общей сложности количество набросков составило два альбома. Пользоваться фотографиями членов Государственного совета художник категорически отказался и писал только с натуры. Исключение он согласился сделать для императора и председателя Совета великого князя Михаила Николаевича. Создание шедевра заняло три года. 4 января 1904 года Мариинский дворец был открыт для всех. Посетители увидели огромное полотно, а на нем – 81 персонажа.

Заседание Государственного совета. 1908 год

Заседание Государственного совета. 1908 год

Недолгий век советского Госсовета

После упразднения в феврале 1917 года Государственный совет вновь появился уже в Советском Союзе, правда, совсем ненадолго. В общей сложности он просуществовал 112 дней: с 5 сентября по 10 декабря 1991 года. Что же успел сделать этот орган за столь короткий срок? За три месяца Государственный совет, в состав которого вошли президент СССР М.С. Горбачев, а также главы советских республик, утвердил 24 постановления, среди которых – о предоставлении независимости Литве, Латвии и Эстонии, а также упразднении ряда комитетов и министерств. Через два дня после подписания Беловежских соглашений и официального распада СССР Госсовета не стало.

Двадцатилетний юбилей

История современного Государственного Совета Российской Федерации берет начало с 1 сентября 2000 года. В этот день президент В.В. Путин подписал соответствующий указ и утвердил положение, определяющее задачи и порядок его работы. Первое заседание Госсовета состоялось 22 ноября в Александровском зале Большого Кремлевского дворца. Чаще всего заседания проходят в Москве, но бывают и выездные – например, в Санкт-Петербурге, Калининграде и Казани. В состав Госсовета входят 100 человек (из них восемь – члены президиума, переназначаемые президентом каждые полгода), работающих на общественных началах. Сейчас законодательными полномочиями орган не обладает, и его деятельность носит консультативный характер.

Заседание Государственного совета Российской Федерации

Заседание Государственного совета Российской Федерации

В настоящее время главной функцией Государственного совета Российской Федерации является проведение консультаций президента с главами субъектов по вопросам, имеющим особое государственное значение. Вероятно, в нынешнем году, когда мы будем отмечать двадцатилетний юбилей возрождения Госсовета (1 сентября 2020 года), его функции изменятся и расширятся, о чем будет указано в Основном законе нашего государства.

Появление в России Государственного Совета связано с либеральными реформами Александра I. 26 марта (7 апреля) 1801 г. император упразднил учреждённый Екатериной II в 1768 г. Совет при высочайшем дворе и указом от 30 марта (11 апреля) 1801 г. создал совещательный орган, названный в указе Советом непременным. Одновременно М. М. Сперанскому было поручено подготовить программу либеральных преобразований всей системы государственных органов.

Согласно проекту Сперанского, «вершину всей государственной организации и её последнее звено» должен был составлять Государственный Совет, «в коем все части законодательной, судной и исполнительной власти в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти». В подготовленной Сперанским объяснительной записке отмечалось, что до сих пор «соображения о составлении закона были предметом личного доверия и, переходя из одних рук в другие, никогда не имели ни единства, ни надлежащего уважения». Впоследствии записка «О необходимости учреждения Государственного Совета» легла в основу речи императора, произнесённой при его торжественном открытии.

Отсчёт истории Государственного Совета начался 1 (13) января 1810 г., когда вышел манифест Александра I об организации этого учреждения.

Государственный Совет являлся высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Он рассматривал внесённые министрами законопроекты до их утверждения императором, сметы и штаты государственных учреждений, жалобы на определения департаментов Сената. Для этих целей при Совете действовали Комиссия составления законов и Государственная канцелярия во главе с государственным секретарём. Последняя, помимо делопроизводства, занималась редактированием текстов законопроектов, выносимых на обсуждение, проводила работу по составлению законов. Законопроекты сначала рассматривались в департаментах, а затем выносились на общее собрание Государственного Совета и после утверждения императором получали силу закона. При этом император мог поддержать мнение как большинства, так и меньшинства Совета, а мог отвергнуть и то, и другое.

Государственный совет сыграл важную роль в подготовке и издании первого Полного собрания законов и Свода законов Российской империи, а в царствование императора Александра II принимал участие в разработке законодательной базы реформ 1860-1870-х гг.

Первоначально Государственный Совет состоял из 35 членов, назначавшихся императором. Председателем Государственного совета считался сам император, а в его отсутствие — назначаемый ежегодно императором председатель из числа членов Совета. С 1812 г. по 1865 г. председатель Государственного Совета одновременно являлся председателем Кабинета министров.

После Манифеста 17 (29) октября 1905 г. Государственный Совет был преобразован в верхнюю палату российского парламента, половина членов которой назначалась императором, а другая половина избиралась от особых сословных и профессиональных курий. Выборные члены избирались от духовенства, губернских земских собраний, дворянских обществ, Академии наук и университетов, а также от промышленников и торговцев (частично путём косвенных выборов). Государственный совет рассматривал принятые Государственной Думой законопроекты до их утверждения императором. Поскольку Дума и Совет имели равные законодательные права, на рассмотрение императора представлялись только те законопроекты, которые были одобрены обеими палатами парламента.

После Февральской революции 1917 г. Государственный Совет Российской империи прекратил своё существование в связи с изменением политической системы страны.

5 сентября 1991 г. внеочередной пятый Съезд народных депутатов СССР принял закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период», согласно которому был образован Государственный Совет СССР как межреспубликанский совещательный орган для согласования вопросов внутренней и внешней политики субъектов Союза. В состав совета были включены высшие должностные лица союзных республик, а функции председателя возлагались на президента СССР. Совет прекратил работу в связи с распадом СССР в декабре того же года.

1 сентября 2000 г. был образован Государственный совет Российской Федерации в качестве совещательного органа при главе государства. Председателем ныне действующего Государственного совета является президент страны.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: