Кто стоит на страже закона 7 класс обществознание адвокат

Обновлено: 26.04.2024

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

ВложениеРазмер
pasport_uroka_obshchestvoznanie_7_klass.docx 74.2 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт урока обществознания в 7 классе

Кто стоит на страже закона

Горина Наталья Константиновна

Создать условия для формирования представлений о структуре правоохранительных органов, уважительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов

  • осмысление, обобщение и закрепление полученных знаний;
  • способствовать развитию умения критически мыслить, выделять главное, решать проблемные задания, доказывать свою точку зрения;
  • способствовать формированию умения работать с документами, участвовать в дискуссиях;
  • формирование умений и навыков цивилизованной защиты своих прав ;
  • работать над развитием устной речи;
  • способствовать развитию навыков работы с текстом учебника и дополнительным материалом, умение выделять главное, делать выводы;
  • способствовать формированию политической культуры у обучающихся, уважительного отношения к закону, к правам других людей;
  • способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся через работу в парах, группах.

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1: сравнивает разные точки зрения;

ЛР-2: оценивает собственную учебную деятельность;

ЛР-3: сохраняет мотивацию к учебной деятельности;

ЛР-4: понимает значение знаний для человека и принимает его;

ПУД-1: умеет привлекать информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи;

ПУД-2: умеет формулировать ответы на вопросы учителя;

ПУД-3: умеет выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме;

ПУД-4: умеет анализировать и выделять главное;

ПУД-5: дает определения понятиям;

ПУД-6: умеет структурировать новую информацию в нужной форме;

ПУД-7: умеет выбирать наиболее эффективный способ решения познавательной задачи;

КУД-1: умеет планировать цели и способы взаимодействия;

КУД-2: участвует в коллективном обсуждении проблем;

КУД-3: обменивается мнениями, выслушивают и принимают позицию партнера;

КУД-4: формулирует точку зрения;

РУД-1: осознаёт и принимает учебную задачу;

РУД-2: умеет работать по предложенному плану;

РУД-3: умеет прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала;

ПР-1: имеет представление о правоохранительных органах;

ПР-2: применяет понятийный аппарат (правопорядок, прокуратура, таможня, адвокат, нотариус, лицензия);

ПР-3: умеет определять, какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов, какие органы называются правоохранительными; задачи, стоящие перед судом; что такое полиция, каковы основные направления деятельности полиции; на основе каких принципов полиция осуществляет свою деятельность; как работают подразделения по делам несовершеннолетних;

ПР-4: устанавливает причинно-следственные связи;

ПР-5: умеет работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы;

ПР-6: умеет высказывать собственное мнение и суждения.

Программные требования к образовательным результатам раздела «Регулирование поведения людей в обществе»

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
  • определять способам действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • основам самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • смысловому чтению;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающейся получит возможность научиться:

  • определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов;
  • получит относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданин обязан соблюдать законы государства..

План изучения учебного материала

  1. 1. Какие органы называют правоохранительными?
  2. 2. Виды правоохранительных органов.
  • 3. Цели и задачи правоохранительных органов
  1. 4. Решение правовых задач
  2. 5. Разгадывание кроссворда
  3. 6. Подведение итогов
  • Правопорядок, прокуратура, таможня, адвокат, нотариус, лицензия.

Урок изучение нового материала.

Технология развивающего обучения проблемно-диалогическая

  • Учебник: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2018 г.
  • Конституция РФ, раздаточный материал, обществоведческий словарь
  • Компьютер

Место проведения урока

Стр. 61, выполнить задание (описать картину)

Технологическая карта хода урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель приветствует учеников:

- Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной работе.

У нас бодрое настроение. С таким же отличным настроением мы поработаем на протяжении всего урока. И так, приготовились работать. Желаю нам удачи!

Проверяют готовность к уроку

Эмоционально настраиваются на работу

II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Актуализация ранее изученных знаний:

- Назовите основные группы прав человека.

- Что такое закон?

- Почему нужно соблюдать законы?

- Молодцы! А сейчас поговорим в шутку о серьёзном!

- На столах у каждой пары есть карточки.

- Задание: определите, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.

1. Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на… (свободное передвижение)

2. Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил её право на ….(личную неприкосновенность)

3. Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на… (неприкосновенность жилища)

4. Царевич Иван из сказки «Иван Царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (владение имуществом)

5. В сказке «Иван Царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…(жизнь и личную неприкосновенность)

- Молодцы! Вы ответили, какие права нарушены!

- О случаях нарушения правопорядка постоянно пишут в газетах, говорят по радио и в передачах ТV. А если случилось ЧП или просто возникнет сложная жизненная ситуация с вами или вашими близкими? Куда следует обратиться?

(Если ребята затрудняются ответить, можно предложить им, отгадать словосочетание)

- Какие функции выполняют правоохранительные органы?

- Предположите тему нашего урока. Правильно! «Кто стоит на страже закона»

- Обозначьте цель нашего сегодняшнего урока.

- гражданские, политические, экономические, социальные, культурные

- нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определённом, особом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения;

1. К правоохранительным органам Российской Федерации относятся суд, прокуратура, полиция, Федеральная служба безопасности (ФСБ), таможня и др. Их назначение — борьба с правонарушениями, защита правопорядка, пресечение противоправной деятельности. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов. В большинстве правоохранительных органов работают сотрудники с юридическим образованием, а сами правоохранительные органы действуют строго в рамках закона. Все правоохранительные органы имеют общие задачи по охране общественного порядка, обеспечению законности, защите прав и интересов граждан.

2. Правоохранительные органы — обособленная группа, преимущественно государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.
В целом, в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную, следственную или прокурорскую деятельность на основании специальных законов. В таких органах предусмотрена правоохранительная или военная служба: Прокуратура Российской Федерации; Министерство по чрезвычайным ситуациям; Следственный комитет Российской Федерации; Федеральная служба безопасности; Министерство внутренних дел; Полиция; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная таможенная служба (только ее правоохранительные подразделения); Министерство юстиции Российской Федерации; Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральная служба судебных приставов.

3. В правовом государстве суды решают любые вопросы, целью которых является восстановление справедливости. В компетенцию суда входит также определение меры наказания для тех, кто виновен в нарушении закона. Кроме того, суды решают споры между гражданами, если последние не могут договориться самостоятельно .Дела, которые стоят перед судом, делятся на уголовные и гражданские .В уголовных делах суд определяет меру наказания за нарушение законов, перечисленных в УК. Наказание по уголовным делам может включать штрафы, общественные работы, условное наказание, тюремное заключение и т.д.Гражданские дела чаще всего связаны с конфликтами между людьми и/или учреждениями, и, как правило, основным вопросом являются деньги. Задача суда в данном случае - разобраться со всеми фактами дела и применить к ним соответствующий закон. В конце концов, суд должен решить, какие юридические последствия вытекают из действий участвующих в конфликте сторон .

4. Полиция заниматься своей деятельность, и обеспечивает следующее:

1) Защиту личности, общества, государства от противоправных посягательств и различных родов преступлений и хулиганства.

2) Заранее предупреждение и пресекает преступления и административные правонарушения.

3) Раскрывает, а так же выявляет преступления.

4 )Разыскивает преступников.

5) Производит слежение за исполнения прав человека, а так же закона.

5. Начнем с простых принципов на которые полагается любой добросовестный человек. Так как полиция это блюстители закона, то они должны подавать пример гражданам как себя вести. Они должны основывать свою деятельность на принципах:

Это основные принципы, которые способствуют успешному выполнению их должностных обязанностей. Специальные принципы состоят в следующем:

Уважать права гражданина.Данный принцип означает, что сотрудник полиции обязан осуществляет свою деятельность с четким соблюдением прав и свобод человека. Сотруднику полиции запрещается прибегать к насилию и любым другим методам унижающим достоинство человека.Законность.

Принцип законности говорит о том, что сотрудник полиции осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с законом.

Значит то, что правоохранительная деятельность сотрудников полиции обязывает их защищать всех граждан вне зависимости от пола, расы и национальности.

Доверие граждан к деятельности полиции.

Сотрудник полиции должен стремиться получить доверие от граждан.

Взаимодействие с другими органами. Полицейские в своей деятельности могут обращаться за помощью к другим органам, но только в соответствии с законом.

Цель урока: сформировать у учащихся общее представление о праве и правопорядке, о правах и обязанностях граждан, о правоохранительных органах государства.

Задачи урока:

- учебная: Осмысление, обобщение и закрепление полученных знаний; развитие умения критически мыслить, выделять главное, решать проблемные задания, доказывать свою точку зрения; работать с документами, участвовать в дискуссиях, формирование умений и навыков цивилизованной защиты своих прав.

- воспитательная: формирование политической культуры у обучающихся, уважительного отношения к закону, к правам других людей, развитие коммуникативных компетенций учащихся через работу в парах, группах.

- развивающая: научить выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знание на практике (формирование компетенции)

Тип урока – комбинированный

Технология – педагогика сотрудничества

Оборудование урока:

Конституция РФ (статья из конституции)

Методы ведения урока: беседа с закреплением материала в ходе урока, использование презентации, работа с учебником, документами.

Основные понятия темы: правоохранительные органы, функция правоохранительных органов, презумпция невиновности, милиция общественного порядка и криминальная милиция.

Средства урока: материалы учебника Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс, параграф 7, Конституция РФ, раздаточный материал, обществоведческий словарь.

1. Организационный момент

Все мы – люди, мы - граждане России, у всех нас есть права и обязанности, но всегда ли эти права соблюдаются. (ответы детей)

2. На столах у каждой группы есть карточки.

В шутку о серьёзном.

Задание: определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. (время выполнения задания – 30 сек.)

- Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на… (свободное передвижение)

- Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил её право на ….(личную неприкосновенность)

- Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на… (неприкосновенность жилища)

- Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…(труд)

- Царевич Иван из сказки «Иван Царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (владение имуществом)

- В сказке «Иван Царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…(жизнь и личную неприкосновенность)

Вы ответили какие права нарушены.

3. Слово учителя.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди… Одновременно с ними появились главные вопросы:

что люди могут делать и чего не могут;

что люди обязаны делать и чего не обязаны;

на что люди имеют право и на что не имеют.

Речь сейчас пойдёт о наших с вами правах и обязанностях

А где закреплены наши основные права и обязанности?

(зафиксированы в Конституции РФ, в Декларации прав человека, Конвенции о правах ребёнка. (Раздаточный материал).

На прошлом уроке я просила вас подумать над проблемным вопросом: «Почему не бывает прав без обязанностей?»

Для чего нам необходимы правила, законы?

Практикум: попытайтесь создать свои правила для работы в группе на уроке. Пример:

Слушать и слышать друг друга;

Не перебивать, работать всем активно;

Не обижать и не обижаться;

Замолкать по знаку поднятой руки

Беседа: Для чего нам с вами нужны эти правила?

Вывод: законы необходимы, чтобы был порядок!

Что такое закон?

Почему законы важно соблюдать?

Почему закон нуждается в защите?

О случаях нарушения правопорядка постоянно пишут в газетах, говорят по радио и в передачах Т V . А если случилось ЧП или просто сложная жизненная ситуация с вами или вашими близкими? Куда следует обратиться?

Составьте кластер, в котором помечено, что хотелось бы узнать о правопорядке.

Приём «Сброс идей в корзину». Вопросы от групп заносятся на схему.

защищает закон и порядок?

Как добиться порядка?

Что нужно знать, чтобы самому защитить

Как самому не стать правонарушителем?

На прошлом уроке мы говорили о том, что именно государство должно установить такой порядок, который позволил бы гражданам жить в безопасности и процветании.

Если произойдет сложная жизненная ситуация с вами или вашими близкими? Куда следует обратиться? (правоохранительные органы)

Кого можно назвать стражами закона?

Суд, прокурор, адвокат, милиция. Это – правоохранительные органы. Именно они охраняют закон.

Целью нашего сегодняшнего урока будет

знакомство с правоохранительными органами.

Тема урока «Кто стоит на страже закона» (запись в тетрадь)

Посмотрите на доску, у нас здесь находится дом, но не обычный, а «Дом права»

Мы совместно постараемся заселить «Дом права» правоохранительными органами.

Предположите, какие органы мы поселим в это здание?(идёт обсуждение)

2. В следующую комнату нашего Дома права я предлагаю поселить ПРОКУРАТУРУ (кликаем мышкой во втором окне, затем кнопка «возврат»).

- Каковы функции прокуратуры?

3 .Следующая служба, которая относится к правоохранительным – ФСБ (Федеральная служба безопасности). Ей мы тоже отведём место в нашем «Доме» (окно 3)

-Каковы функции ФСБ

4. Таможню относят к правоохранительным органам, и в нашем Доме права ей тоже найдётся место. (4 окно)

-Какие задачи стоят перед таможней?

- В чем её правоохранительная функция?

5 .На улицах российских сёл и городов можно увидеть большие рекламные щиты

«02: если где-то человек попал в беду». Как вы понимаете смысл этой надписи?

Милиция- это правоохранительный орган. Она тоже поселится в нашем Доме. (окно 5,кнопка)

Что мы отнесём к функциям милиции?

(работа в группах по учебнику параграфа 7)

Мы с вами только что назвали те органы государства, которые обязаны защищать добропорядочных граждан, а нарушителей закона привлекать к суду и наказывать.

III . Основная часть урока.

У вас на столах - отдельные статьи Конституции, информация о правоохранительных органах. Нам необходимо познакомиться с этим источником и ответить на вопросы: Как и чем могут помочь нам с вами эти правоохранительные органы.

Работа в группах 5 минут? Выполнение заданий.

1 группа. Суд.

Внимательно прочитайте (стр. 78 учебника, статьи Конституции 46, 47, 118, 119., документ и ответьте на вопросы:

Кто и как осуществляет правосудие в нашей стране?

Кто такой судья, кто работает в суде?

Кто имеет право заставить выполнять решение суда?

Попытайтесь сформулировать определение: СУД – это……

Задача. Иванова после окончания юридического института назначили на должность судьи. Ему было 22 года. Законно ли данное назначение?

2 группа. Адвокаты

Внимательно прочитайте (стр. 77 учебника, статью Конституции 48, документ и ответьте на вопросы:

Кто и как осуществляет юридическую помощь в нашей стране?

Кто такой адвокат, кто может стать адвокатом?

Попытайтесь сформулировать определение: адвокат – это…

Задача. Несовершеннолетний Носов угнал машину. Это уголовное дело в суде рассматривалось без адвоката. Правильно ли поступил суд?

3 группа. Милиция.

Внимательно прочитайте (стр. 81 учебника, документ и ответьте на вопросы:

Каковы главные задачи милиции?

Что такое криминальная милиция, милиция общественной безопасности, паспортно-визовая служба?

На что имеют право работники милиции для обеспечения общественного порядка?

Попытайтесь сформулировать определение: милиция – это……..

Задача. Когда Николаю исполнилось 14 лет, он заявил. Не буду получать паспорт! Столько проблем: фотографии, документы, очереди… Это моё право, захочу – не буду получать. Прав ли подросток?

4 группа. Прокуратура.

Внимательно прочитайте (стр. 77 учебника, документ и ответьте на вопросы:

Каковы главные задачи прокуратуры?

Попытайтесь сформулировать определение: прокуратура – это…

Задача. Милиционер в квартире Иванова произвёл обыск, не предъявив никаких документов. Законны ли действия милиционера?

Слово – группам (зачитывают задание и отвечают на вопросы.) Решение задач.

Учитель. Только что мы с вами познакомились с информацией о правоохранительных органах.

Вернёмся к кластеру. На какие вопросы мы с вами получили ответы?

Давайте ещё раз попытаемся кратко повторить эту информацию.

Запишите в тетрадях ответы на вопросы, определения, используя фрагменты из словаря (раздаточный материал). Это то, что вы узнали сегодня на уроке.

Обсудите в группах ваши записи, постарайтесь оценить работу вашей группы сегодня на уроке.

Закрепление изученного материала.

Итог : сегодня мы работали по правилам, придуманным вами. Какие у вас впечатления? Смогли мы выполнить эти правила, что не получилось, на что нужно обратить внимание, работая в группе?

Вот мы и заселили наш Дом права. Надеюсь, если вам придётся в него зайти, вы не запутаетесь и обратитесь за помощью в нужный кабинет.

Мы сейчас это проверим.

Задание по группам. (вопросы задаются поочерёдно группам)

Вы решили поменять квартиру, вы хотите получить разъяснение о ваших правах на наследство, вам необходима защита в суде (адвокат, юрист)

Вам угрожают расправой, или украли телефон, ваши вещи (Милиция)

Ваши соседи затопили вашу квартиру и не желают выплатить деньги за причинённый ущерб (Суд);

Вас незаконно задержали, доставили в милицию, грубо с вами обращались (прокурор).

В. Иванова , ученика 8 класса постоянно избивают родители.

-Бабушка решила подарить внуку машину,

ранее принадлежавшую деду.

- Вы обнаружили, что у вас пропал дорогой мобильный телефон.

Предупреждает, защищает, наказывает

Необходимое условие существования общества

V . ТЕСТ (Приложение 1)

VI . Рефлексия

Сегодня на уроке мы хорошо поработали.

Представьте что вы стоите перед выбором «Кем стать?»

И в случае если вы выберите службу в правоохранительных органах, то где бы вы служили и почему?

Список литературы:

Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; Ром. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 256 с.

Алексушин Г.В. История правоохранительных органов. Самара: Издательство АНО «ИА ВВС» и АНО «Ретроспектива», 2005.

Рыбников В. В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов Отечества. М.: Издательство «Щит-М», 2007.

Цель урока: сформировать у учащихся общее представление о праве и правопорядке, о правах и обязанностях граждан, о правоохранительных органах государства.

Задачи урока:

учебная: Осмысление, обобщение и закрепление полученных знаний; развитие умения критически мыслить, выделять главное, решать проблемные задания, доказывать свою точку зрения; работать с документами, участвовать в дискуссиях, формирование умений и навыков цивилизованной защиты своих прав.

развивающая: научить выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знание на практике (формирование компетенции)

воспитательная: формирование политической культуры у обучающихся, уважительного отношения к закону, к правам других людей, развитие коммуникативных компетенций учащихся через работу в парах, группах.

Тип урока – комбинированный

I. Организационный момент

Все мы – люди, мы - граждане России, у всех нас есть права и обязанности, но всегда ли эти права соблюдаются.

(ответы детей)

II. Актуализация

На столах у каждой группы есть карточки.

В шутку о серьёзном.

Задание: определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. (время выполнения задания – 30 сек.)

v Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на… (свободное передвижение)

v Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил её право на ….(личную неприкосновенность)

v Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на… (неприкосновенность жилища)

v Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…(труд)

v Царевич Иван из сказки «Иван Царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (владение имуществом)

v В сказке «Иван Царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…(жизнь и личную неприкосновенность)

(ученики отвечают на вопросы)

III. Мотивация

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди… Одновременно с ними появились главные вопросы:

ü что люди могут делать и чего не могут;

ü что люди обязаны делать и чего не обязаны;

ü на что люди имеют право и на что не имеют.

Речь сейчас пойдёт о наших с вами правах и обязанностях

А где закреплены наши основные права и обязанности?

(зафиксированы в Конституции ЛНР, в Декларации прав человека, Конвенции о правах ребёнка. (Раздаточный материал).

ü Для чего нам необходимы правила, законы?

Вывод: законы необходимы, чтобы был порядок!

Ø Что такое закон?

Ø Почему законы важно соблюдать?

Ø Почему закон нуждается в защите?

О случаях нарушения правопорядка постоянно пишут в газетах, говорят по радио и в передачах Т V . А если случилось ЧП или просто сложная жизненная ситуация с вами или вашими близкими? Куда следует обратиться?

Приём «Сброс идей в корзину». Вопросы от групп заносятся на схему.


На прошлом уроке мы говорили о том, что именно государство должно установить такой порядок, который позволил бы гражданам жить в безопасности и процветании.

Ø Если произойдет сложная жизненная ситуация с вами или вашими близкими? Куда следует обратиться? (правоохранительные органы)

Кого можно назвать стражами закона?

Суд, прокурор, адвокат, милиция. Это – правоохранительные органы. Именно они охраняют закон.

Тема урока «Кто стоит на страже закона» (запись в тетрадь)

IV. Изучение нового материала

Посмотрите на доску, у нас здесь находится дом, но не обычный, а «Дом права»

Мы совместно постараемся заселить «Дом права» правоохранительными органами.

Предположите, какие органы мы поселим в это здание? (Идёт обсуждение)

2. В следующую комнату нашего Дома права я предлагаю поселить ПРОКУРАТУРУ (кликаем мышкой во втором окне, затем кнопка «возврат»).

ü Каковы функции прокуратуры?

3 .Следующая служба, которая относится к правоохранительным – МВД

ü Каковы функции МВД?

4. Таможню относят к правоохранительным органам, и в нашем Доме права ей тоже найдётся место.

ü Какие задачи стоят перед таможней?

ü В чем её правоохранительная функция?

5 .На улицах российских сёл и городов можно увидеть большие рекламные щиты

«02: если где-то человек попал в беду». Как вы понимаете смысл этой надписи?

Милиция - это правоохранительный орган. Она тоже поселится в нашем Доме.

ü Что мы отнесём к функциям милиции?

Мы с вами только что назвали те органы государства, которые обязаны защищать добропорядочных граждан, а нарушителей закона привлекать к суду и наказывать.

У вас на столах - отдельные статьи Конституции, информация о правоохранительных органах. Нам необходимо познакомиться с этим источником и ответить на вопросы: Как и чем могут помочь нам с вами эти правоохранительные органы.

Работа в группах 5 минут? Выполнение заданий.

1 группа. Суд.

Кто и как осуществляет правосудие в нашей стране?

Кто такой судья, кто работает в суде?

Кто имеет право заставить выполнять решение суда?

Попытайтесь сформулировать определение: СУД – это……

Задача. Иванова после окончания юридического института назначили на должность судьи. Ему было 22 года. Законно ли данное назначение?

2 группа. Адвокаты

Кто и как осуществляет юридическую помощь в нашей стране?

Кто такой адвокат, кто может стать адвокатом?

Попытайтесь сформулировать определение: адвокат – это…

Задача. Несовершеннолетний Носов угнал машину. Это уголовное дело в суде рассматривалось без адвоката. Правильно ли поступил суд?

3 группа. Милиция.

Каковы главные задачи милиции?

Что такое криминальная милиция, милиция общественной безопасности, паспортно-визовая служба?

На что имеют право работники милиции для обеспечения общественного порядка?

Попытайтесь сформулировать определение: милиция – это……..

Задача. Когда Николаю исполнилось 14 лет, он заявил. Не буду получать паспорт! Столько проблем: фотографии, документы, очереди… Это моё право, захочу – не буду получать. Прав ли подросток?

4 группа. Прокуратура.

Каковы главные задачи прокуратуры?

Попытайтесь сформулировать определение: прокуратура – это…

Задача. Милиционер в квартире Иванова произвёл обыск, не предъявив никаких документов. Законны ли действия милиционера?

Слово – группам (зачитывают задание и отвечают на вопросы.) Решение задач.

Учитель. Только что мы с вами познакомились с информацией о правоохранительных органах.

Вернёмся к кластеру. На какие вопросы мы с вами получили ответы?

Давайте ещё раз попытаемся кратко повторить эту информацию.

Запишите в тетрадях ответы на вопросы, определения, используя фрагменты из словаря (раздаточный материал). Это то, что вы узнали сегодня на уроке.

Обсудите в группах ваши записи, постарайтесь оценить работу вашей группы сегодня на уроке.

V. Закрепление.

Итог : сегодня мы работали по правилам, придуманным вами. Какие у вас впечатления? Смогли мы выполнить эти правила, что не получилось, на что нужно обратить внимание, работая в группе?

Вот мы и заселили наш Дом права. Надеюсь, если вам придётся в него зайти, вы не запутаетесь и обратитесь за помощью в нужный кабинет.

Мы сейчас это проверим.

Задание по группам. (вопросы задаются поочерёдно группам)

Ø Вы решили поменять квартиру, вы хотите получить разъяснение о ваших правах на наследство, вам необходима защита в суде (адвокат, юрист)

Ø Вам угрожают расправой, или украли телефон, ваши вещи (Милиция)

Ø Ваши соседи затопили вашу квартиру и не желают выплатить деньги за причинённый ущерб (Суд);

Ø Вас незаконно задержали, доставили в милицию, грубо с вами обращались (прокурор).

Ø В. Иванова , ученика 8 класса постоянно избивают родители.

Ø Бабушка решила подарить внуку машину,

ранее принадлежавшую деду.

Ø Вы обнаружили, что у вас пропал дорогой мобильный телефон.

VI. Рефлексия

Сегодня на уроке мы хорошо поработали.

Представьте что вы стоите перед выбором «Кем стать?»

И в случае если вы выберите службу в правоохранительных органах, то где бы вы служили и почему?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: учащихся уяснят, как организована правоохрани­тельная система в нашей стране; продолжат формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, решать проблемные вопросы по теме урока;

Оборудование: карточки-задания с дополнительным материалом.

Оформление доски: тема урока, дополнительный материал, новые понятия (полиция, прокуратура, Федеральная служба безо­пасности, таможня, адвокатура, нотариат, наследство, лицензия, частная детективная и охранная деятельность, суд, правосудие, свидетель, приговор, презумпция невиновности, криминальная и общественная безопасность, уголовный розыск, патрульно-постовая служба, дежурная часть, протокол, подразделение по де­лам несовершеннолетних, участковые уполномоченные, ГИБДД, паспортно-визовая служба), домашнее задание.

Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Виновен - отвечай»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 1 и 2

Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

Почему запрещено противозаконное поведение?

Для этого подумайте и поразмыслите:

Чем опасен малозначительный проступок?

Почему от такого проступка до преступления - один шаг?

Чем может закончиться необдуманное желание подростка «по­шутить»?

Что такое противозаконное поведение?

Почему поступок, не противоречащий закону, не может быть при­знан преступлением?

Может ли быть разница между моральными нормами и законом? Почему?

Как поддерживался порядок в обществе в прошлом?

Какие уроки извлекло человечество из нарушений общественного порядка?

Что такое табу, принцип талиона?

Какой вред обществу наносит противоправное поведение?

Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

Каких целей добивается государство, наказывая нарушителей закона?

Для этого подумайте и поразмыслите:

Что такое наказание? Какие виды наказаний предусматривает Уго­ловный кодекс РФ?

От чего зависит степень наказания за нарушение закона?

Может ли государство оставить правонарушение без наказания?

Как государство делит нарушения закона?

Какие виды преступлений вы знаете?

Какой кодекс рассматривает совершенные человеком проступки? На какие группы делятся проступки?

В чем разница наказаний для несовершеннолетних и взрослых на­рушителей закона? Почему наказания для несовершеннолетних более мягкие?

За какие правонарушения на несовершеннолетних возлагается уголовная ответственность?

Что такое подстрекательство? Как к подстрекателям относится закон?

Какие наказания предусмотрены для несовершеннолетних?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом

Наказание зависит от . (вреда).

Уголовный кодекс РФ содержит перечень . (преступлений).

Кодекс об административных правонарушениях дает четкое определение . (проступкам).

Гражданский кодекс РФ требует полностью возместить при­чиненный . (ущерб).

Трудовой кодекс РФ предусматривает наказание для нару­шителей трудовой . (дисциплины).

Чтение текста рубрики «Человек в истории». Беседа по вопросам

Почему Анатолий Федорович Кони может служить образцом для современных юристов? (Личные качества А.Ф. Кони - благородство, честность, трудолюбие, мужество.)

Какими качествами должен обладать судья? (Судья должен сводить «доступное человеку. великое начало справедли­вости в земные, людские отношения».)

Какими качествами должен обладать прокурор? (Прокурор должен быть обвиняющим судьей, который «умеет от­личить преступление от несчастия, навет от праведного свидетельского показания».)

Подумайте и ответьте, что ждет:

-Работника опоздавшего на работу. (Дисциплинарное наказа­ние согласно Трудовому кодексу РФ.)

-Хулигана, разбившего окно в подъезде, (Возмещение ущерба.)

-Рецидивиста, совершившего кражу. (Уголовная ответствен­ность.)

3. Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 1 и 2, отзывы одноклассников

III. Изучение новой темы (урок-практикум)

Задача для учащихся: выяснить, почему закон нуждается в за­щите; кого можно назвать стражами закона; какие задачи стоят перед судом.

Самостоятельная работа с текстом учебника

- Какие органы относятся к правоохранительным? (Суд, прокуратура, полиция, Федеральная служба безопасности (ФСБ), таможня, адвокатура, нотариат, частные детек­тивы и охранные агентства.)

- Каковы функции правоохранительных органов? (Борьба с пра­вонарушениями, защита правопорядка, пресечение противо­правной деятельности; охрана общественного порядка, обес­печение законности, защита прав и интересов граждан.)

- Как необходимо судить: по праву или по совести?(Пример­ный ответ. Один из главных судебных принципов - презумп­ция невиновности. Это значит: пока судом не доказана вина человека, обвиняемый считается невиновным. Суд осуществ­ляет правосудие, т. е. разрешает конкретные правовые споры на основе закона, а значит, ничто не может заставить судью принять решение, противоречащее закону и принципам спра­ведливости. Для осуществления своих функций в полном объеме судьи должны быть независимы от местных властей и подчиняться только Конституции и законам.)

2.Самостоятельная работа учащихся с текстом рубрики «Человек в истории»

- Какой подход к рассмотрению дел в суде отстаивал Влади­мир Данилович Спасович?(Спасович считал, что, уста­новив факт преступления, можно дать свободу чувствам против виноватого.В сострадании обе стороны нужда­ются одинаково.)

- Подумайте, какие качества необходимы адвокату. (Адвокат должен быть честным, обладать твердым характером, способным пойти на конфликт с властями ради справед­ливой защиты интересов обвиняемого.)

- Как они проявились в конкретном случае? (Защищая инте­ресы солдата, стоящего по социальному положению ниже офицера, Спасович доказал несправедливость обвинения, поскольку оба участника конфликта были равны перед за­коном, так как не находились на службе.)

-Какие функции в государстве возложены на Федеральную службу безопасности?

-Где закрепляются сделки с недвижимостью?

-Что такое таможня?

-В какие правоохранительные органы можно позвонить по те­лефону 02?

-Может ли прокуратура восстановить несправедливо уволен­ного работника?

-Кто защищает интересы подсудимого?

-Почему судья не может судить по совести?

4.Подведение итогов урока

1)Почему закон нуждается в защите?

2)Кого можно назвать стражами закона?

3)Какие задачи стоят перед судом?

Подготовить устный ответ на вопросы:

Кто стоит на страже закона?

Как обеспечить настоящее правосудие?

Выполнить задания 1, 2 и 3.

Дополнительный материал 1

Судебная власть - в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с зако­нодательной и исполнительной) представляет собой совокупность полно­мочий по осуществлению правосудия, т. е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституци­онных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права (например, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный суд США), нормотворческих полномочий (создание судебных прецедентов судами в англосаксонских странах), контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых-других второ­степенных полномочий (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т. п.), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия. Полномочия судебной власти подразделяются на основные (исключительные) - по осуществ­лению правосудия и вспомогательные. В современных демократических государствах осуществление основных полномочий судебной власти воз­лагается на суды различных категорий - обычные (общей компетенции и специализированные), административные, конституционные, а также иногда на так называемые квазисудебные органы. В Российской Фе­дерации основные полномочия судебной власти осуществляются только судами (в том числе единолично судьями).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: