Кто снимается в программе час суда

Обновлено: 05.05.2024

Давайте, я стану для вас сейчас Павликом Морозовым, и «сдам» телевидение)) Расскажу вам, как снимаются скандальные судебные шоу и реалити. Да и просто про шоу в студиях вам заодно расскажу. Хотя, возможно, вы все это уже знаете или догадывались об этом))

Итак. Ответ на главный вопрос – в судебных шоу и реалити герои настоящие или актеры?

Актеры.

Да, там снимаются актеры, часто – без образования или опыта. По сути, там может сняться любой человек , кто захочет. Главная суть в том, что вы там рассказываете и разбираете не свою реальную историю из жизни, а играете по сценарию и говорите заранее написанный текст.

И абсолютно все судебные шоу (которых сейчас нереально много стало!) – это постановки. Верить в это нельзя.

Тексты пишут сценаристы, играют актеры или обычные люди, ставшие на проект актерами. И получают за это деньги. А зрители - оплачиваемая массовка .

Мне нередко приходят приглашения на кастинги в судебные шоу.

Кстати, среди профессиональных актеров участие в таких проектах очень сильно не приветствуется ! Поэтому туда часто набирают «одноразовых» артистов.

С реалити все немного сложнее. В каких-то тоже снимаются актеры, соответствующего уровня, разумеется. А где-то для остроты ощущений набирают и реальных героев. Но! Большое и жирное НО! Даже если приходят настоящие герои с настоящими жизненными ситуациями, их речь все равно корректируются.

Шоу заточены на скандалы. Создатели хотят сделать их максимально эмоциональными, причем именно в негативном ключе – это сильнее затрагивает эмоции. Поэтому даже из обычной ситуации они сделают скандал. И даже если участвуют обычные люди с реальными проблемами, будьте уверены – масштаб этой проблемы, и особенно – конфликтов между людьми СИЛЬНО преувеличен!

Поэтому верить во все это определенно не нужно. Назвать это обманом не могу. Скорее это – фантазия. Как сказочка. Скандальная такая.

Даже тот самый пресловутый и всем надоевший уже «Дом 2» - это полностью постановка со сценарием. Одна моя знакомая начинающая актриса от полного безденежья в свое время участвовала в кастинге на эту передачу. К ее счастью, не прошла. И она подтверждала, что там сценарий и постановка.

В таких передачах, частенько, нет, как в кино, прописанных диалогов. Хотя в большинстве реалити-шоу такое есть. Но даже если без диалогов, там обязательно есть канва ситуаций и скандалов на каждый день. И герои обязаны это отыгрывать. Если говорят поссориться, значит надо поссориться. Если драться – значит драться. Им за это деньги платят.

Если посмотреть разные сезоны одного и того же шоу, то можно очень четко проследить закономерности поведения героев, возникновения конфликтов. Даже многие ситуации идентичны.

Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал))

«Иллюзия справедливости»: как создаются телешоу про суды

Телевидение и суд

Первый предполагает съемки реального государственного судебного процесса с настоящим судьей, сторонами и решением, которое затем придется исполнять. Самый яркий пример – американская передача «Пойманный в Провиденсе». В ней муниципальный судья Фрэнк Каприо рассматривает мелкие преступления и дела о нарушении правил дорожного движения, которые затем транслируются на канале ABC6.

Второй подход – создание негосударственного третейского суда и трансляция на телевидении его заседаний. В таких процессах роль судьи исполняет юрист, которому стороны доверили свое дело и решение которого согласились принять к исполнению. За участие в съемках истец и ответчик получают гонорар – обычно он полностью покрывает судебные расходы. В качестве примера можно привести программу «Судья Джуди», которая выходит в США с 1993 года. За годы трансляции она стала одной из самых рейтинговых в истории американского телевидения. Ведет процесс экс-судья Джудит Шейндлин.

Третий подход является самым популярным и предполагает съемки полностью вымышленного шоу с участием актеров и массовки. Первое такое шоу в России – «Час суда» на РЕН ТВ. Программа вышла в январе 2004 года с адвокатом Павлом Астаховым в качестве судьи. Почти одновременно с ним появился дочерний проект «Час суда. Дела семейные», в котором разбирались конфликты между родственниками. Спустя год на Первом канале стартовал «Федеральный судья», а на «России 1» – «Суд идет», которые просуществовали больше пяти лет. Позднее были «Судебные страсти», «Суд присяжных», «Право на защиту». Сейчас на телеканале «Домашний» идут сразу три передачи, имитирующие судебные процессы: «По делам несовершеннолетних», «Тест на отцовство» и «Давай разведемся!»

Сценарий и съемки


Съемки передачи «По делам несовершеннолетних» проходят в павильоне на севере Москвы. Обычно они длятся с утра и до вечера несколько дней подряд: снимают сразу по 13–15 серий. Один сюжет идет в среднем 50 минут. Хотя все участники – это обычные люди и не имеют актерского образования, подготовленный редакторами текст знают наизусть, поэтому запись ведется практически без остановки.

На площадке из-за большого количества прожекторов очень жарко, в перерывах между сюжетами «актеры» выходят на улицу подышать воздухом. Телевизионщики строго следят, чтобы все вели себя тихо, смотрелись в кадре органично, убирали сумки, выключали гаджеты, а на одежде не было лейблов. Это касается даже зрителей, которых не больше 15 человек.

Происходящее на съемочной площадке совершенно не похоже на настоящий судебный процесс, хотя роли адвоката, прокурора и судьи исполняют реальные юристы.


По сюжету школьница приобрела в магазине бутылочку розжига, пришла в гараж, где находился ее одноклассник, и подожгла его. Потерпевший от ожогов скончался. В суде она утверждала, что ни в чем не виновата: горючая жидкость разлилась случайно, а возгорание произошло из-за некачественной электропроводки. Прокурор кричал, что кто-то должен ответить за поджог мальчика, а про плохие отношения между одноклассниками знала вся школа. На это адвокат заявил, что в средние века людей пачками сжигали на кострах и никакой ответственности за это не было. Мама девочки настаивала: ее дочь – практически отличница, следовательно, не могла совершить ничего плохого. Два одноклассника, которых пригласили выступить свидетелями, называли подсудимую «доской» и обвиняли в убийстве, ведь она никому не дала списать контрольную, в результате одна получила пятерку. Третья одноклассница девочку защищала, хотя и недолюбливала. Она заявила, что имеет большой опыт отношений, поэтому поняла, что между ребятами любовь. К концу разбирательства подсудимая призналась: с умершим у нее действительно была любовная связь, которую пара скрывала, чтобы не слышать насмешек одноклассников. Постоянные преследования и издевательства привели к тому, что школьники решили сжечь диван в гараже, на котором они часто коротали вечера. Однако пожар распространился слишком быстро, в результате подросток погиб. Судья приняла решение оправдать подсудимую, а также выступила с напутственной речью. Ее смысл сводился к тому, что родителям надо чаще и доверительнее общаться со своими детьми, а тем не бояться первых чувств и не придумывать лживых историй.

Юридические знания и приятное времяпрепровождение

После передачи мы побеседовали с Викторией Данильченко – ведущей, преподавателем МГИМО, адвокатом, председателем московской «Коллегии адвокатов Виктории Данильченко». Она рассказала, что раньше в программе рассматривались реальные судебные дела, которые предоставляли суды, занимающиеся подростковой преступностью. «Но все же это в первую очередь шоу. Вся тематика программы и ее смысл заключаются не в том, какой я вынесла приговор, а почему он именно такой. Важнее всего, какое напутствие я даю тому или иному участнику процесса», – считает Данильченко. По ее мнению, программа хочет донести до общества, что суды по делам несовершеннолетних – это не способ избежать наказания грабителю, убийце и насильнику, а возможность разобраться в причинах, толкнувших ребенка на преступление, и дать ему шанс вернуться к нормальной жизни. «Когда на скамье подсудимых несовершеннолетний, всегда нужно понимать, что привело его сюда. Скорее всего, это жестокость и равнодушие взрослых. Поэтому для нас главное – диалог между взрослым и ребенком, между судьей и ребенком, между матерью и ребенком. Ведь мы должны не только наказать, но и постараться наставить подростка на путь истинный», – говорит Виктория.


Когда ведущая только начинала участвовать в съемках, читала синопсис, делала пометки, готовила речь. «Сейчас я позволяю себе даже не открывать сценарий. На проекте это разрешено только мне. Если ты знаешь, что тебя ждет, как поведет себя герой и что скажет в ту или иную минуту, интерес пропадает. Для меня съемка каждого эпизода – реальный судебный процесс, в ходе которого я выясняю все аспекты дела, устанавливаю, кто прав, а кто виноват. Именно поэтому я ничего себе не пишу, не использую никаких заготовок», – объяснила Данильченко. При этом она призналась, что больше волнуется перед реальными слушаниями в суде, чем перед несколькими телекамерами: «Все же телевидение – это одно, при любом неудачном дубле его всегда можно переписать. В жизни все иначе. Здесь реальные истории, человеческие судьбы, а значит, я не имею права на ошибку».

По мнению Данильченко, популярность шоу, имитирующих судебные процессы, можно объяснить двумя факторами: «Первый, очень хочется, чтобы он был основным, – люди действительно начали осознавать собственную правовую безграмотность. А судебные шоу – отличная возможность получить элементарные юридические знания на простом языке. Вынести из таких передач урок о том, как нужно себя вести или, наоборот, чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах, можно, не обладая никакими специальными знаниями. Второе объяснение достаточно банальное. Судебные ток-шоу – это своеобразный детектив: за одну серию зритель узнает обо всех обстоятельствах преступления, о преступнике, а еще и о назначенном наказании. Для многих это приятное времяпрепровождение после тяжелого рабочего дня, не требующее особых эмоциональных затрат». При этом Виктория опасается, что из-за таких передач у людей может сформироваться превратное представление о судебном процессе: «Рождается иллюзия, что суд – это место полного порядка и бесконечной справедливости. К сожалению, в жизни все совсем не так. Попадая на реальное заседание, человек нередко получает как минимум эмоциональный шок от безобразия, которое там порой творится. Бесконечное ожидание в коридорах судов, абсолютная отстраненность судей. Когда судебная система в нашей стране поменяется в лучшую сторону, неизвестно. Пока нам приходится только мечтать, что в настоящих судах наступит порядок, и наслаждаться красивой телевизионной картинкой».

Как я снималась в передаче


Сидела я как-то без работы, и попалось мне объявление в газете: «Съемки в массовке». Съездила после звонка туда, прошла бесплатный кастинг актерский. Нужно было сыграть заданный сюжет – поругаться с оппонентом из-за вытоптанных цветочков на моей клумбе и обязательно заплакать. Все это мне удалось успешно выполнить, и в актерской базе массовки я появилась с пометкой «интеллигентская размазня» (или что-то очень похожее). Через пару недель мне позвонили и пригласили на съемки в передачу «Час суда».

Предупредили, чтобы оделась неброско, в смысле, чтоб темная одежда была. Дальше была репетиция в течение трех часов. Мне выпала роль истца. По сюжету я - жертва шизанутой коровы. Моя героиня – одинокая писательница каких-то учебников, работающая на даче. И по сюжету, эта чокнутая корова паслась как раз на моем пути к электричке. Корова на меня напала, покалечила, в результате я не сдала вовремя заказчику рукопись и потеряла крупную сумму неполученного гонорара. А, и еще из уха у меня выпала фамильная сережка с драгоценнейшими брюликами, которую заныкала хозяйка коровы.

Эту хозяйку играла милая женщина с улыбчивым лицом. Помреж, осмотрев ее внешность, сначала сказала: «Не похожи Вы на наглую торговку!» тогда «торговка» закатала по локоть рукава реквизитной алой блузки: «А так?» - и выставила всем на обозрение шикарные татушки на весь локоть! Вопрос был решен, «торговку» загримировали, сделав ей макияж в стиле дискотеки 80-х и начесав взбитую шевелюру. Мой грим был и проще, и сложнее одновременно. Проще, что мне только реснички подкрасили и губы слегка мазнули, а сложнее – сделали мне шрам на лбу и виске. У меня есть свой шрамик на левом глазу с детства (искусала собака) и чуточку на щеке, так гример «привязала» киношные рубцы к моим шрамам так, что мне аж лицо чуть-чуть перекосило. В зеркале неплохо так смотрелось. Ведь по сюжету корова меня слегка скальпировала.

Отрепетировали мы довольно быстро, прогнали раза два-три сюжет, а остальное время я читала ксерокопию оригинального заявления прототипа моей героини. В сценарии передачи изменили только имена и фамилии. Итак, моя писательница идет с дачи на электричку мимо кладбища, где возле тропинки пасется знаменитая своим дурным нравом корова, достававшая уже весь дачный поселок. Хозяйка ее не привязывала, и корова не раз нападала на людей. Все жалобы пресекались на корню, так как у хозяйки коровы были знакомые мясники с рынка, «успокаивавшие» жалобщиков. Корова напала на мою героиню и повалила ее на траву, бодала и топтала, пока я не уползла в кусты. Раненая, с кровью на лице, я бросилась к ближайшему дому за помощью, и это был дом хозяйки коровы!

Меня пожалели, дали умыться и чистое полотенце, посадили за стол и сказали: «Не волнуйся, сейчас мы вызовем скорую помощь, а ты выпей-ка рюмочку для снятия стресса!» И моя героиня выпила, дура, эту рюмку. Далее меня вытолкали из дому со словами: «Вали отсель, дура пьяная!», и я поперлась на шоссе ловить попутку в больницу. А, сережку я после искала в траве, но не нашла, а стоила она тыщ так 70 с гаком.

Еще у меня был свидетель, собравший несколько подписей соседей, подтверждавших дурную репутацию несчастной коровы, которую зарезали и продали на мясо сразу после инцидента. Я уже не все подробности помню, да это и не так важно. В результате судья, которого играл Павел Астахов, присудил хозяйке коровы выплатить мне затребованный мной материальный и моральный ущерб в нехилой сумме, несколько сот тысяч.

Съемка была в реальном времени, одним куском, минут 20-25. Свой текст (разрешалось импровизировать в пределах заданной темы) я проговорила удачно, ревела и пускала слезы и сопли размазня-писательница моя волне достоверно – помреж из-за софитов показала мне большой палец! Потом мне выдали гонорар две с половиной тыщи рублей (точную сумму уже не помню), и все участники нашего сюжета разошлись, а в павильоне продолжились съемки следующего сюжета. На улице хлестал сильный дождь, но я взяла с собой зонтик, и до метро мы с исполнительницей роли ответчицы шли под одним зонтом.
© Бамсик

В нулевых на российском ТВ появилась программа “Час суда”. Это калька с американского шоу, именно поэтому, если вы смотрели отечественный аналог, у вас кровь из глаз шла - насколько там все не похоже на реальную жизнь. Начиная с декора помещений, заканчивая подходом к рассмотрению дел.

Разумеется, те, кто работает в правоохранительной системе, смотреть выпуски не могли, настолько это “испанский стыд”. Меня хватило на несколько минут! Но в целом, сама идея передачи не так уж и плоха - показывать людям, как работает судебная система. Обыватели, пусть им и не закрыт вход на заседания, вряд ли туда пойдут, а здесь - пожалуйста, суд не выходя из дома.

Как это обычно и бывает - начали за здравие, а закончили. фарсом. Насколько мне известно, сначала за основу выпусков брали реальные дела, но меняли имена и персональные факторы, тем самым показывали, как работает суд. Была некая возможность получить элементарные юридические знания на простом языке. Но, сами понимаете, суд - это не шоу, там весьма скучно для прайм-тайма, поэтому вскоре в сюжеты врезали какие-то несуразные линии, драки, неуместные высказывания. Особенно меня забавляло, как в конце нулевых программа трансформировалась в «Судебные страсти». Ну очень подходящее название.

Кто-то переключал и забывал, а кто-то продолжал смотреть, наивно полагая, что в жизни все так же. А некоторые вообще думали, что это реальные судебные заседания! Это печально, потому что юридическая грамотность в нашей стране и так хромает, а с такими “просвещением” и вовсе стремится к нулю.

А судьи кто? В теории, происходящее на съемочной площадке пусть совершенно и не похоже на настоящий судебный процесс, но роли адвоката, прокурора и судьи исполняют реальные юристы. Честно сказать, я всегда был убежден, что это актеры. Хотя, помнится, Павел Астахов одно время сделал себе карьеру как раз на таком шоу. Пусть он и шоумен, но адвокатскую деятельность тоже вел.

Но была ли знаменитая Елена Дмитриева, игравшая роль судьи по семейным делам, юристом в жизни? Легкий мониторинг в соцсетях показал, что сначала она работала директором юридической дирекции ВГТРК, также была советником руководителя телеканала ТВЦ, а затем вела юридическое шоу, где играла роль судьи. Получается, что к судебной практике она не имела никакого отношения, а была обычным штатным юристом!

Судя по тому, что она оказалась на реальной скамье подсудимых по обвинению в вымогательстве , доход от передач был небольшим, и она занималась еще и частной практикой. В 2017-м к ней обратился бизнесмен и попросил помочь ему с юридической стороны (подчеркиваю) в конфликте с его бывшим коллегой. Мужчины основали совместный бизнес и закрепили сделку покупкой двух Mercedes в кредит. Бывший коллега (тогда еще компаньон) оформить автомобиль на себя не мог, поэтому попросил это сделать друга. Бизнес не выгорел, дело закрылось, друзья разругались.

По каким-то причинам клиент Дмитриевой решил, что экс-друг виноват в кризисе компании и оценил свои убытки в 80 миллионов рублей. Разумеется, бывший компаньон отказался что-либо возмещать. С какой это стати? “Как же догнать эти деньги”, - подумал коммерсант и придумал интересный способ: написать заявление в полицию об угоне машины. Бывший коллега, опасаясь уголовного преследования, решил пойти на сделку, но предложил отдавать долг частями. В момент первой встречи коммерсанта и Дмитриеву вместе с ним задержали сотрудники ФСБ по подозрению в вымогательстве.

А теперь вопрос: если Дмитриева консультировала бизнесмена, то почему ей пришел в голову такой преступный способ решения проблемы? Она точно юрист? Почему не отговорила клиента от столь странной затеи с замашками из 90-х?

К слову, Дмитриева получила два года условно, а по центральному телевидению передачу с ее участием все еще крутят, но в записи. Рейтинги, понимаете, никто не отменял.


«Час суда» – первое судебное шоу на российском телевидении, шоу-долгожитель – программа идет с 2003 года по сей день. Его бессменный ведущий – юрист, адвокат Павел Астахов. За время выхода передачи он получил должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. Кстати, на место ведущего проводился конкурс, было около 20 кандидатов из числа практикующих адвокатов. Конкурс проходил в несколько этапов. Четыре кандидата, которые вышли в финал, записывали пилотные программы, рассматривая реальные дела.

В развлекательно-познавательной программе «Час суда» Павлом Астаховым рассматриваются дела, с которыми приходится часто встречаться в повседневной жизни. Остановил инспектор ГАИ и незаконно потребовал штраф, обманули в магазине – эти и многие другие претензии и конфликты могут стать поводами для обращения в телевизионный суд.

Как делается программа Час суда?

Из интервью Павла Астахова: «Передачу записываем в выходные блоками по несколько дел. Прямой эфир? Нет. Тогда мне пришлось бы сменить профессию. На одно дело отводится 12 минут, в это время мы должны уложиться. В моем наушнике «висит» редактор и напоминает, когда надо заканчивать. Конечно, ведется большая подготовительная работа с документами, а то, что видят зрители, – результат. Секрет съемок в том, что участников снимают скрытые камеры, все замаскировано. Конечно, они догадываются, но когда человек не видит, как его снимают, он ведет себя более естественно, отключается и погружается в свои проблемы. Я стараюсь людей разговорить, в диалоге человек начинает раскрываться. Участники изначально соглашаются держать себя в рамках, но иногда распаляются, теряют контроль. Наверное, кому-то было бы интересно смотреть на скандалы, но тогда это была бы другая передача. Я не хочу участвовать в подобных шоу и согласился быть ведущим в программе при условии, чтобы дела были настоящие, доказательства реальные, а участники – непрофессиональные, даже те, которые приходят по доверенности».

По мнению генерального продюсера РЕН ТВ Дмитрия Лесневского, секрет успеха программы в том, что ее ведет именно высокопрофессиональный юрист.

Откуда берутся сюжеты в Часе суда?

Авторы программы особо подчеркивают, что она основана исключительно на реальных сюжетах – при том количестве обращений, которые поступают в программу, а их порой приходит до 2 тысяч в неделю, нет смысла заниматься придумыванием сюжетов и поводов для обращения в суд.

Из интервью Павла Астахова: «Нас часто спрашивают: «настоящие» люди участвуют в съемках или нет? Но, на мой взгляд, важнее то, что дела настоящие, проблемы насущные, жизненные конфликты. Что касается участников, то мы не отступаем от действующего гражданско-процессуального закона. А там сказано, что человек может либо сам представить свою проблему, либо действовать через доверенное лицо. Когда гражданин не в состоянии представить свое дело (например, не может приехать в Москву), он пишет доверенность. А редакторы программы подбирают представителей. Единственное ограничение – профессиональным актерам сниматься нельзя. Но по особо острым делам мы не допускаем представительства. Люди должны знать, что человек пришел со своей проблемой сам».

Соведущими программы «Час суда» в разное время были адвокат Михаил Барщевский и автор детективных романов Татьяна Устинова – они комментировали рассматриваемые дела для зрителей.

Значимость программы Час суда

Павел Астахов считает, что программа играет важную общественную роль – это юридическое просвещение граждан.

Из интервью Павла Астахова: «Ко мне нередко в разных общественных местах подходят люди и говорят: у меня была похожая ситуация, и, посмотрев вашу программу, я решил обратиться в суд и теперь знаю, какие доказательства надо собрать. Я очень рад, что наша программа служит своеобразным юридическим ликбезом. Мы пытаемся показать, каким должен быть суд с нашей точки зрения. Я создаю образ судьи, которого хотел бы видеть в том суде, в который приду. Ведь судья – это говорящий закон, и он должен себя вести подобающим образом: не хамить, не издеваться, не повышать голос. И сегодня в своей адвокатской практике я стал замечать, что судьи стараются «подтягиваться» под этот образ».

Продюсером программы «Час суда» с 2009 года является супруга Павла Астахова Светлана.

В 2007 году появилось ответвление программы «Час суда. Дела семейные». Теперь программа «Дела семейные» выходит на телеканале «Домашний».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: