Правосудия обороны национальной безопасности и охраны общественного порядка

Обновлено: 18.04.2024

Государственная и общественная безопасность

42. Стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

43. Основными угрозами государственной и общественной безопасности являются:

разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам;

деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;

деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование "цветных революций", разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми;

деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе;

преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности;

стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров.

44. Главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности.

45. Обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб, органов государственного контроля (надзора), совершенствования единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, и иных правонарушений (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики), разработки и использования специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений.

46. Особое внимание уделяется искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов. В этих целях реализуются Национальная стратегия противодействия коррупции и национальные планы противодействия коррупции, в обществе формируется атмосфера неприемлемости данного явления, повышается уровень ответственности за коррупционные преступления, совершенствуется правоприменительная практика в указанной области.

47. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности:

совершенствуются структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти, развивается система выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деструктивной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, наносящей ущерб национальным интересам, актов терроризма, проявлений религиозного радикализма, национализма, сепаратизма, иных форм экстремизма, организованной преступности и других преступных посягательств на конституционный строй Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, государственную и частную собственность, общественный порядок и общественную безопасность;

создаются механизмы предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов, а также противодействия участию российских граждан в деятельности преступных и террористических группировок за рубежом;

укрепляется режим безопасного функционирования, повышается уровень антитеррористической защищенности организаций оборонно-промышленного, ядерного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов;

совершенствуется система выявления и анализа угроз в информационной сфере, противодействия им;

принимаются меры для повышения защищенности граждан и общества от деструктивного информационного воздействия со стороны экстремистских и террористических организаций, иностранных специальных служб и пропагандистских структур;

осуществляется комплексное развитие правоохранительных органов и специальных служб, укрепляются социальные гарантии их сотрудникам, совершенствуется научно-техническая поддержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружение перспективные специальные средства и техника, развивается система профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения государственной и общественной безопасности;

повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности.

48. Обеспечение национальной безопасности в пограничном пространстве осуществляется путем развертывания на государственной границе Российской Федерации высокотехнологичных и многофункциональных пограничных комплексов и систем, повышения эффективности пограничной деятельности, совершенствования межведомственного взаимодействия и межгосударственного пограничного сотрудничества, активизации процесса международно-правового оформления государственной границы и социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации.

49. Обеспечение национальной безопасности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области пожарной безопасности осуществляется путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее территориальных и функциональных подсистем, взаимодействия с аналогичными иностранными системами, повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, развития системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения, поддержания на должном уровне современной технической оснащенности и готовности пожарно-спасательных сил, развития системы принятия превентивных мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров на основе совершенствования надзорной деятельности, проведения профилактических мероприятий, а также путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения.

Войска национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии) являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Статья 2. Задачи войск национальной гвардии

1. На войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач:

1) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;

2) охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации;

3) участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;

4) участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;

5) участие в территориальной обороне Российской Федерации;

6) оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации;

7) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны; (В редакции Федерального закона от 05.12.2017 № 391-ФЗ)

8) охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам;

9) обеспечение по решению Президента Российской Федерации безопасности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и иных лиц. (Пункт введен - Федеральный закон от 07.03.2018 № 40-ФЗ)

2. Иные задачи на войска национальной гвардии могут быть возложены решениями Президента Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 3. Правовая основа деятельности войск национальной гвардии

Правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность войск национальной гвардии.

Статья 4. Принципы деятельности войск национальной гвардии

Войска национальной гвардии осуществляют свою деятельность на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия и централизации управления.

Статья 41. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности войск национальной гвардии

1. При осуществлении полномочий, предусмотренных пунктами 4, 16, 18, 24, 26, 27 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, сотрудник войск национальной гвардии обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения, а в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

2. Сотрудник войск национальной гвардии имеет право не исполнять требования, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, при возникновении обстоятельств, создающих непосредственную угрозу жизни и здоровью сотрудника войск национальной гвардии или иных лиц, а также при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц.

(Статья введена - Федеральный закон от 31.07.2020 № 275-ФЗ)

Статья 5. Общий состав войск национальной гвардии

1. В состав войск национальной гвардии входят:

1) органы управления;

2) объединения, соединения и воинские части;

3) подразделения (органы), в том числе в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции (далее - подразделения);

4) образовательные организации высшего образования и иные организации.

2. Органы управления объединений, органы управления соединений, воинские части, подразделения, образовательные организации высшего образования и иные организации войск национальной гвардии могут быть юридическими лицами в организационно-правовой форме государственного учреждения.

3. Создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) воинских частей и подразделений войск национальной гвардии осуществляются руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

4. Органы управления объединений, подразделения и организации войск национальной гвардии, являющиеся юридическими лицами, действуют на основании уставов, утверждаемых руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

5. Органы управления соединений и воинские части войск национальной гвардии, являющиеся юридическими лицами, действуют на основании единого типового устава, утверждаемого руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Статья 6. Руководство и управление войсками национальной гвардии

1. Руководство войсками национальной гвардии осуществляет Президент Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации:

1) определяет задачи войск национальной гвардии;

2) утверждает структуру и состав войск национальной гвардии (до оперативно-территориального объединения включительно);

3) утверждает штатную численность военнослужащих войск национальной гвардии, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии и имеющих специальные звания полиции (далее - сотрудники), и гражданского персонала войск национальной гвардии;

4) назначает на должность главнокомандующего войсками национальной гвардии и освобождает его от должности;

5) учреждает геральдический знак - эмблему, знамя и флаг войск национальной гвардии, флаг уполномоченного федерального органа исполнительной власти, флаг руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти, знамена территориальных органов уполномоченного федерального органа исполнительной власти и утверждает положения о них, их описания и рисунки; (В редакции Федерального закона от 01.04.2022 № 85-ФЗ)

51) учреждает флаг кораблей, катеров и судов войск национальной гвардии, вымпел кораблей и катеров войск национальной гвардии и утверждает их описания и рисунки; (Пункт введен - Федеральный закон от 01.04.2022 № 85-ФЗ)

52) определяет порядок охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии; (Пункт введен - Федеральный закон от 01.04.2022 № 85-ФЗ)

6) утверждает положение об оперативно-территориальном объединении войск национальной гвардии;

7) устанавливает количество должностей в войсках национальной гвардии, подлежащих замещению высшими офицерами (высшим начальствующим составом), присваивает воинские звания высших офицеров (специальные звания высшего начальствующего состава), назначает военнослужащих (сотрудников) на воинские должности (должности), для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров (специальные звания высшего начальствующего состава), освобождает их от воинских должностей (должностей) и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

8) утверждает концепцию и план строительства и развития войск национальной гвардии;

9) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3. Правительство Российской Федерации:

1) осуществляет выделение финансовых средств для обеспечения деятельности войск национальной гвардии в пределах сумм, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также обеспечивает выделение необходимых материально-технических ресурсов;

2) утверждает перечень состоящих на вооружении войск национальной гвардии оружия, боеприпасов, боевой и специальной техники, специальных средств;

3) обеспечивает оснащение войск национальной гвардии вооружением, боеприпасами, боевой и специальной техникой, специальными средствами по их заказам;

4) утверждает перечни важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии;

5) утверждает перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии;

6) осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по социальной защите, материальному обеспечению военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы из внутренних войск, уволенных с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, членов их семей, лиц, находящихся (находившихся) на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), и гражданского персонала; (В редакции федеральных законов от 29.07.2018 № 264-ФЗ, от 31.07.2020 № 276-ФЗ)

61) утверждает перечень отдельных категорий сотрудников, которые имеют право на питание за счет средств федерального бюджета и которым по их просьбе выдается продовольственный паек, устанавливает порядок и нормы выдачи продовольственного пайка и его ассортимент; (Пункт введен - Федеральный закон от 31.07.2020 № 276-ФЗ)

7) обеспечивает реализацию гарантий правовой защиты и социальной поддержки военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы из внутренних войск, уволенных с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, членов их семей, лиц, находящихся (находившихся) на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), и гражданского персонала; (В редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 264-ФЗ)

8) утверждает перечень водных объектов, расположенных в районах с наиболее ценными природными ресурсами, на акваториях которых воинские части войск национальной гвардии участвуют в охране общественного порядка;

9) определяет порядок использования авиации войск национальной гвардии в интересах других федеральных органов исполнительной власти;

10) утверждает требования к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии, порядок контроля за их выполнением и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны, если иное не установлено законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;

11) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

4. Управление войсками национальной гвардии осуществляет руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти, являющийся главнокомандующим войсками национальной гвардии.

Статья 7. Дислокация войск национальной гвардии

1. Объединения, соединения, воинские части и подразделения войск национальной гвардии дислоцируются в соответствии с задачами войск национальной гвардии и с учетом социально-экономических условий мест дислокации.

2. Места дислокации воинских частей и подразделений войск национальной гвардии определяются решением руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а от соединения и выше - решением Президента Российской Федерации.

3. Передислокация воинских частей и подразделений войск национальной гвардии осуществляется по решению руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а от соединения и выше - по решению Президента Российской Федерации.

Глава 2. Полномочия войск национальной гвардии

Статья 8. Полномочия войск национальной гвардии

1. Войска национальной гвардии в целях выполнения возложенных на них задач осуществляют следующие полномочия:

1) общие полномочия;

2) специальные полномочия (меры принуждения): задержание; вскрытие транспортного средства; вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории); оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов; формирование и ведение банков данных о гражданах;

3) полномочия по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения и правового режима контртеррористической операции и полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции;

4) иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Полномочия войск национальной гвардии реализуются органами управления, объединениями, соединениями, воинскими частями, подразделениями, организациями и военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

3. Законные требования военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии при реализации ими полномочий войск национальной гвардии обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

Статья 9. Общие полномочия войск национальной гвардии

1. Войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями:

1) требовать от граждан соблюдения общественного порядка;

2) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

3) пресекать преступления, административные правонарушения и противоправные действия;

4) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, либо если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;

5) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

6) принимать необходимые меры по охране места происшествия до прибытия представителей органов следствия или дознания, требовать от граждан покинуть место происшествия;

7) доставлять граждан в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) в целях решения вопроса о задержании гражданина; установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни или здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом;

8) производить досмотр транспортных средств, плавучих средств (судов), нарушивших правила, установленные на охраняемых войсками национальной гвардии объектах;

9) производить в пунктах пропуска личный досмотр работников охраняемых войсками национальной гвардии важных государственных объектов;

10) требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых войсками национальной гвардии объектах; производить досмотр и (или) осмотр граждан, посещающих эти объекты, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств, плавучих средств (судов) при входе (въезде) на территории охраняемых объектов (акваторий) и выходе (выезде) с территорий охраняемых объектов (акваторий); при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан, и условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению выявленных нарушений и устранению указанных условий;

11) беспрепятственно входить в любое время суток на территории и в помещения охраняемых войсками национальной гвардии объектов, осматривать их в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, а также в целях задержания лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты;

12) осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ;

13) при несении службы по охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности на акваториях водных объектов производить досмотр плавучих средств (судов);

14) вести разведку в районах выполнения служебно-боевых задач. Организация и порядок ведения разведки войсками национальной гвардии определяются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

15) выдавать гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; лицензии на осуществление деятельности по торговле оружием, основными частями огнестрельного оружия и патронами к нему; лицензии на экспонирование и (или) коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, на хранение и ношение наградного оружия, на транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение и использование или хранение и ношение отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового и служебного оружия, полученного во временное пользование в соответствии с ф

Референдум(от лат. referendum –то, что должно быть сообщено) – в конституционном праве важнейший институт непосредственной демократии, представляет собой голосование всего народа или населения какой-либо территориальной единицы по тому или иному важному вопросу государственной или общественной жизни.

В зависимости от того, на какой территории проводится референдум, различают общенациональный (государственный)и местныйреферендумы.

Общенациональный (государственный) референдум проводится на всей территории государства, а местныйв отдельных субъектах федерации или административно-территориальных единицах.

По юридической силе и последствиям референдум делят на императивныйи консультативный.Императивнымназывается референдум, если принятое народом решение имеет обязательную юридическую силу и является окончательным. Консультативныйреферендум призван выявить мнение населения по тому или иному важному вопросу государственной и общественной жизни, результаты которого учитываются компетентными органами государства при принятии решения путём издания соответствующего акта.

Кроме того, выделяют конституционныйи законодательныйреферендумы. Предметом конституционногореферендума является проект новой конституции, поправки в конституцию, предметом законодательного референдума выступает проект закона.

В Республике Казахстан вопросы референдума регулируются Конституцией Республики 1995 года, Конституционным законом Республики Казахстан от 2 ноября 1995 года «О республиканском референдуме»[116], Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан» в части, не противоречащей Конституционному закону «О республиканском референдуме», актами Центральной комиссии референдума, носящими нормативный характер. В соответствии со статьёй 1 Конституционного закона «О республиканском референдуме» республиканский референдум - всенародное голосование по проектам Конституции, конституционных законов, законов и решений по иным наиболее важным вопросам государственной жизни Республики Казахстан. Референдум проводится на всей территории Республики. Поэтому референдум в Казахстане называется республиканским, так как, во-первых, имеет общенациональный характер, и, во-вторых, государство Казахстан по форме правления является республикой.

Здесь следует отметить, что в связи со значением, которому придается республиканскому референдуму, и его большой важностью в организации и проведении, данный вопрос, хотя Конституцией Республики и не предусмотрен как вопрос, подлежащий регулированию конституционным законом, тем не менее, регулируется конституционным законом, а не обычным законом.

В Казахстане периода суверенитета и независимости республиканский референдум проводился дважды – 29 апреля 1995 года, когда на референдум был вынесен вопрос о продлении срока полномочий Президента Республики Казахстан до декабря 2000 года, и 30 августа 1995 года, когда был вынесен вопрос о принятии Конституции Республики Казахстан. В первом случае на референдуме решался вопрос государственной важности – продление срока полномочий Президента Казахстана, а во втором было голосование по проекту Конституции. Принятие, например, конституции путем референдума является одним из демократических способов его принятия, чем, например, октроированный способ принятия конституции. Однако следует иметь в виду, что хотя референдум и демократический институт, но на нём избиратель может лишь ответить «да» или «нет» на вопрос, одобряет ли он конституцию; предложить же какие-либо поправки он не может[117].

В некоторых государствах вместо термина «референдум» используется термин «плебисцит» (например, во Франции). С формально-юридической точки зрения плебисцит и по процедуре проведения, и по вопросам, который выносится на плебисцит, ни чем не отличается от референдума[118].

Референдум является одним из демократических институтов народовластия. Статьи 1, 3, 33, 44, 54, 72, 73, 90, 91, 94 Конституции Республики Казахстан 1995 года предусматривали и предусматривают институт республиканского референдума. Например, одним из основополагающих принципов деятельности Республики является решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте (ст.1 Конституции). Пункт 1 статьи 90 Конституции Республики, в свою очередь, констатирует прошедший республиканский референдум по вопросу принятия Конституции: «Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования результатов референдума с одновременным прекращением действия ранее принятой Конституции Республики Казахстан». Здесь имеется в виду проведенный республиканский референдум 30 августа 1995 года и официальное опубликование его результатов Центральной комиссией референдума 5 сентября того же года[119]. День принятия Конституции на республиканском референдуме объявляется государственным праздником – Днем Конституции Республики Казахстан (п.2 ст.90 Конституции).

Статья 2 Конституционного закона «О республиканском референдуме» определяет вопросы, которые могут быть предметом республиканского референдума:

1) принятие Конституции, конституционных законов, законов Республики, внесение в них изменений и дополнений;

2) решение иных наиболее важных вопросов государственной жизни Республики.

Конституция Республики Казахстан 1995 года прямо закрепляет нормы, не подлежащие пересмотру. В частности, пункт 2 статьи 91 устанавливает, что установленные Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления Республики не могут быть изменены. Это означает, что как на республиканский референдум, так и на рассмотрение Парламента нельзя выносить вопросы, связанные с изменением формы государственно-территориального устройства и формы правления Республики. Например, нельзя выносить на референдум или на рассмотрение Парламента вопрос о внесении изменений и дополнений в нормы Конституции Республики, направленные на изменение унитарной формы государственного устройства Казахстана на федеративную, а также президентской формы правления на парламентарную либо смешанную.

Конституционный закон «О республиканском референдуме в статье 3 расширяет перечень вопросов, которые не могут предметом референдума. Это следующие вопросы:

1) которые могут повлечь за собой нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина;

2) изменения унитарности и территориальной целостности государства, формы правления Республики;

3) административно-территориального устройства и границ Республики;

4) правосудия, обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка;

5) бюджетной и налоговой политики;

6) амнистии и помилования;

7) назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящиеся к ведению Президента, Палат Парламента и Правительства Республики;

8) выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Республики.

Вынесение указанных вопросов на референдум напрямую затрагивают вопросы функционирования конституционного строя Республики Казахстан. Например, не только унитарная форма государственного устройства, территориальная целостность государства и форма правления Республики, но и административно-территориальное устройство, выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Республики, составляют основы конституционного строя Республики Казахстан, закрепленные в I Разделе и в других положениях Конституции.

Кроме того, вынесение на республиканский референдум вопросов, связанных с изменением порядка назначения или избрания судей, например, чтобы все судьи избирались представительными органами или прямо населением, будет затрагивать полномочия Президента Республики и Сената Парламента, которые имеют отношение к вопросам назначения либо избрания соответствующих судей судебной системы Республики Казахстан. Более того, вынесение на республиканский референдум, например, такого вопроса, чтобы акимы областей, городов республиканского значения и столицы не назначались на должность Президентом Республики с согласия маслихатов соответственно областей, городов республиканского значения и столицы, а избирались прямо и непосредственно населением указанных административно-территориальных единиц, также будет затрагивать полномочия Президента Республики.

Поэтому для обеспечения стабильности закрепленных в Конституции Республики порядка функционирования президентской формы правления, унитарной формы государственного устройства Республики, всех институтов государственной власти, а также прав и свобод человека и гражданина запрещается нарушать указанную стабильность путем республиканского референдума.

Проведение референдума основывается на принципах:

1) добровольности участия в референдуме и свободного волеизъявления граждан;

2) всеобщего, равного и прямого права граждан на участие в референдуме при тайном голосовании;

3) гласности (ст.4 Конституционного закона «О республиканском референдуме»).

Конституция Республики Казахстан 1995 года в подпункте 10 статьи 44 устанавливает право Президента Республики Казахстан принимать решение о проведении республиканского референдума, а в соответствии с подпунктом 3 статьи 54 Конституции Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате проявляет инициативу о назначении республиканского референдума.

Конституционный закон «О республиканском референдуме» регламентирует вопросы назначения и подготовки республиканского референдума. В соответствии со статьей 11 данного Конституционного закона инициатива назначения референдума принадлежит:

1) Президенту Республики Казахстан;

2) Парламенту Республики Казахстан, который обращается с инициативой о назначении референдума к Президенту Республики Казахстан. Выдвижение инициативы осуществляется Парламентом в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопроса вначале в Мажилисе, а затем в Сенате и оформляется соответствующими постановлениями Палат Парламента;

3) Правительству Республики Казахстан, которое обращается с инициативой о назначении референдума к Президенту Республики Казахстан. Выдвижение инициативы осуществляется Правительством на своем заседании большинством голосов от общего числа его членов и оформляется соответствующим постановлением;

4) не менее чем двумстам тысячам гражданам Республики, обладающих правом на участие в республиканском референдуме, в количественном отношении в равной мере представляющих все области, столицу Республики и города республиканского значения, которые обращаются с инициативой о назначении референдума к Президенту Республики.

Предложения о назначении референдума по одному и тому же вопросу (одним и тем же вопросам) могут быть внесены и рассматриваются повторно Президентом Республики не ранее чем через два года после принятия предыдущего решения по указанному вопросу (указанным вопросам).

Сам порядок подготовки и проведения республиканского референдума регулируется в основном процессуально-правовыми, нежели материально-правовыми нормами. Процесс проведения референдума, как и избирательный процесс, законодательный процесс в Парламенте, а также конституционное производство в Конституционном Совете, можно сказать, является составной частью конституционного процесса. Сам процесс (процедура) проведения референдума, регулируемый Конституционным законом «О республиканском референдуме», довольно сложен. Данный Конституционный закон предусматривает образование инициативной группы по вопросу о назначении республиканского референдума, регистрацию инициативной группы референдума, порядок и сроки сбора подписей, ответственность за нарушение порядка сбора подписей, направление подписных листов и итогового протокола по результатам сбора подписей, срок проведения республиканского референдума и др. вопросы.

Порядок проведения республиканского референдума включает в себя списки граждан, имеющих право участвовать в республиканском референдуме, оповещение о времени и месте голосования при проведении референдума, бюллетень для голосования, недействительные бюллетени при подведении итогов республиканского референдума, само голосование, подсчет голосов и определение результатов референдума, подведение итогов республиканского референдума. Кроме того, предусматривается рассмотрение Конституционным Советом вопроса о правильности проведения республиканского референдума в случае, указанном в подпункте 1 пункта 1 статьи 72 Конституции Республики, а также опубликование итогов республиканского референдума.

Следует особо указать на юридическую силу решений и обязательность решений, принятых республиканским референдумом. Пункт 1 статьи 35 Конституционного закона «О республиканском референдуме» устанавливает, что решение, принятое референдумом, имеет обязательную силу на всей территории Республики Казахстан и не нуждается в каком-либо подтверждении актами Президента или органов государственной власти Республики. Это означает, что решение, принятое референдумом имеет прямое, непосредственное действие на всей территории Республики Казахстан безо всяких каких-либо дополнительных условий.

Более того, пункт 2 статьи 35 Конституционного закона «О республиканском референдуме» закрепляет, что несоответствия между решением, принятым референдумом, и Конституцией, конституционными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Республики устраняются путем приведения Конституции, конституционных законов, законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с решением, принятым референдумом. Здесь следует отметить, что в самой Конституции Республики Казахстан 1995 года отсутствует указание о соотношении по юридической силе норм Конституции и решения, принятого республиканским референдумом. Пункт 2 статьи 4 Конституции констатирует, что высшей юридической силой и прямым действием на всей территории Республики обладает Конституция. Кроме того, пункт 1 этой же статьи Конституции устанавливает нормы, которые являются действующим правом в Республике Казахстан. Среди них нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики. Как видно, в состав действующего права не включены нормы, которые могут быть приняты в результате республиканского референдума.

Однако отметим, что нормы Конституции, соответствующих ей законов, могут быть изменены, дополнены или отменены путем республиканского референдума. Например, пункт 1 статьи 91 Конституции предусматривает, что изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан могут быть внесены республиканским референдумом. Соответственно, нормы законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики должны быть приведены в соответствии с измененными и дополненными республиканским референдумом нормами Конституции Республики Казахстан. Тем самым, содержание тех или иных норм Конституции Республики 1995 года (кроме тех, которые не подлежат пересмотру), законов, иных нормативных правовых актов могут обусловливаться решением, принятым республиканским референдумом и включаться в состав действующего права Республики Казахстан.

Схема

Республиканский референдум - всенародное голосование по проектам Конституции, конституционных законов, законов и решений по иным наиболее важным вопросам государственной жизни Республики Казахстан. Референдум проводится на всей территории Республики
Предмет республиканского референдума принятие Конституции, конституционных законов, законов Республики, внесение в них изменений и дополнений
решение иных наиболее важных вопросов государственной жизни Республики
Не могут быть предметом референдума вопросы которые могут повлечь за собой нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина
изменения унитарности и территориальной целостности государства, формы правления Республики
административно-территориального устройства и границ Республики
правосудия, обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка
бюджетной и налоговой политики
амнистии и помилования
назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящиеся к ведению Президента, Палат Парламента и Правительства Республики
выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Республики
Юридическая сила и обязательность решений, принятых республиканским референдумом решение, принятое референдумом, имеет обязательную силу на всей территории Республики Казахстан и не нуждается в каком-либо подтверждении актами Президента или органов государственной власти Республики
несоответствия между решением, принятым референдумом, и Конституцией, конституционными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Республики устраняются путем приведения Конституции, конституционных законов, законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с решением, принятым референдумом

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте содержание дефиниции «референдум».

2. Какие виды референдумов различают в конституционном праве?

3. Какие вопросы могут быть предметом республиканского референдума?

4. Какие вопросы не могут быть предметом республиканского референдума?

5. Назовите принципы проведения республиканского референдума.

6. Назовите нормативные правовые акты, регулирующие вопросы республиканского референдума.

7. Кому принадлежит право назначения республиканского референдума?

8. Кому принадлежит инициатива о назначении республиканского референдума?

9. Охарактеризуйте вкратце порядок проведения республиканского референдума.

10. В какие сроки вступают в силу решения, принятые республиканским референдумом и какова юридическая сила этих решений?

До Октября вопрос о том, какие органы - чрезвычайные или обычные - будут вести борьбу с контрреволюцией, не ставился. . В декрете о создании центральных органов управления не значится такого специального органа, хотя, вероятно, предполагалось, что функции охраны общественного порядка будет отчасти выполнять НКВД, главной задачей которого было руководство строительством советского аппарата на местах. Сразу же после победы Октября функции борьбы с контрреволюцией выполнял такой чрезвычайный орган, как петроградский военревком.

Образованный согласно декрету II Всероссийского съезда Советов Наркомат внутренних дел РСФСР стал центральным органом охраны общественного порядка и внутреннего административного управления. Полномочия НКВД РСФСР были чрезвычайно широки. Две главные задачи стояли перед наркоматом: организация советского строительства на местах и охрана революционного порядка. НКВД разрабатывал положения и инструкции по вопросам советского строительства, устанавливал типовую структуру Советов и их органов, наблюдал за правильностью проведения на местах съездов Советов и перевыборов в Советы, разбирал конфликты между Советами, собирал и отрабатывал статистические данные об их деятельности. Как орган охраны общественного порядка НКВД руководил рабоче-крестьянской милицией, специальной милицией, уголовным розыском, войсками внутренней охраны, постановки дела записи актов гражданского состояния.

Кроме того, наркомат и его местные органы управляли коммунальным хозяйством, занимались вопросами, связанными с устройством пленных и беженцев.

В ведение НКВД было передано и исправительно-трудовое дело. В апреле 1919 г. в составе НКВД было создано Центральное управление лагерями принудительных работ. С 1922 г. наряду с лагерями оно стало заведовать и другими местами заключения, находившимися до этого в ведении органов юстиции.

В 1918 г. - 1920 гг. большое внимание уделялось работе милиции. Милиция подразделялась на городскую, уездную, промышленную, железнодорожную, водную и розыскную. Во главе этой системы стояло Главное управление милицииНКВД РСФСР.

В связи с окончанием гражданской войны и изменением обстановки в стране органы охраны государственной безопасности и общественного порядка были реорганизованы.

В феврале 1922 г. ВЧК как выполнившая свои задачи была упразднена. Часть ее функций передавалась судебным органам, часть - образованному в составе НКВД Государственному политическому управлению (ГПУ); аппарат ГПУ был значительно сокращен. На ГПУ возлагалось подавление открытых контрреволюционных выступлений, борьба с бандитизмом, шпионажем и контрабандой, охрана границ, железнодорожных и водных путей. В Красной Армии и на транспорте были созданы особые отделы в непосредственном ведении ГПУ находились особые части войск. Местными органами ГПУ являлись политотделы при ЦИК автономных республик и исполкомах губернских Советов.

В мае 1922 г. третья сессия ВЦИК приняла положение о прокурорском надзоре, согласно которому ГПУ становилось органом дознания и предварительного следствия. Арест мог производится только с санкции прокурора.

Руководство охраной государственной безопасности страны было отнесено к ведению. Союза ССР, а руководство охраной общественного порядка - к исключительному ведению союзных республик. Поэтому в 1922 - 1923 гг. существовавшие в республиках наркоматы внутренних дел претерпели крупную реорганизацию.

После создания СССР функции НКВД РСФСР были как бы разделены на две части, и те, что касались государственной безопасности, изъяты из ведения НКВД РСФСР. В июле 1923 г. образовался общефедеральный орган - Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР, положение о котором было утверждено Президиумом ЦИК СССР 15 ноября 1923 г. ОГПУ создавалось на правах общесоюзного наркомата, имело в союзных республиках своих уполномоченных, а в армии - особые отделы. Председатель ОГПУ назначался Президиумом ЦИК СССР и входил с правом совещательного голоса в состав СНК СССР. ОГПУ были подчинены пограничные войска. Оно вело оперативную разведывательную работу. В 1929 г. в ведение ОГПУ была передана часть исправительно-трудовых лагерей, началось привлечение заключенных к строительству ряда предприятий, железнодорожных и водных магистралей (каналов беломоро-балтийского, Волго-Москва и др.). Надзор за законностью действий ОГПУ СССР возлагался на Прокурора Верховного суда СССР, а с 1933 г. - на Прокурора СССР. Во главе ОГПУ СССР долгие годы был Ф.Э. Дзержинский, после его смерти, с 1926 г., - В.Р. Менжинский, затем - Г.Г. Ягода.

С середины 20-х годов злоупотребления политической властью проявлялись во всех сферах, но в первую очередь - в уголовной юстиции и деятельности правоохранительных органов. В обществе искусственно нагнеталось ощущение зловещей угрозы, нависшей над завоеваниями революции. Эта угроза персонифицировала сначала в кулаках, затем во “врагах народа”. Их действиям приписывался всеобъемлющий, всепроникающий характер. Из этого выводилась необходимость чрезвычайного законодательства, что неизбежно вело к гипертрофии функций карательных органов.

В 1927 г. ЦИК СССР предоставил ОГПУ СССР право рассматривать во внесудебном порядке дела о диверсиях, поджогах, порче оборудования высшей меры наказания.

Что касается наркоматов внутренних дел республик, то после создания СССР они по прежнему подчинялись республиканским правительствам. Постепенно функции их сужались, в печати даже обсуждался вопрос о возможности их полной ликвидации. В некоторых республиках НКВД были упразднены: например, НКВД УзССР был упразднен уже в 1928 г. В декабре 1930 г. был упразднен НКВД РСФСР, часть его функций передавалась другим наркоматам: например, места заключения - в ведение Наркомата юстиции, а для руководства органами милиции в РСФСР, как и в других союзных республиках, первоначально были созданы самостоятельные Главные управления рабоче-крестьянской милиции при СНК республики. Однако 27 декабря 1932 например. было издано постановление ЦИК и СНК СССР об установлении в стране паспортной системы и обязательной прописки.

В этот же день было издано постановление об образовании Главного управления рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ СССРи положение о нем, которое обязывало милицию всемерно содействовать внедрению паспортного режима.

Функции ОГПУ СССР расширились, оно не только обеспечивало государственную безопасность, но и охраняло общественный порядок, государственную и общественную собственность, вело паспортизацию населения.

В начале 30-х годов в системе административно-политических органов была проведена реформа, направленная на централизацию управления. увеличение численности карательных органов. Милиция, ранее находившаяся в двойном подчинении - НКВД союзных республик и местным Советам, была выведена из-под контроля местных властей и подчинена непосредственно ОГПУ СССР. В ведение ОГПУ СССР перешла система исправительно-трудовых учреждений. 7 апреля 1930 г. было принято новое положение об исправительно-трудовых лагерях, которые становились основным местом лишения свободы (до 1930 г. - исправительно-трудовые колонии НКВД республик, затем - наркомюстов республик).

10 июля 1934 г. было принято решение об образовании наркомата внутренних дел СССР как централизованного органа управления государственной безопасностью и общественным порядком. НКВД СССР был союзно-республиканским ведомством, в связи с чем одноименные наркоматы были созданы и в союзных республиках (кроме РСФСР).

Первоначально функции НКВД СССР были ограничены и заключались в руководстве обеспечением государственной безопасности, охраной социалистической собственности и регистрацией гражданских состояний. Но за два года существования НКВД они весьма заметно расширились.

В НКВД в полном составе вошло ОГПУ СССР, после чего оно было преобразовано в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ).

Помимо этого в наркомате были образованы Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ), главное управление пограничной и внутренней охраны, Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, Главное управление пожарной охраны, отдел ЗАГС и т.п. Вместо упразднявшей судебной коллегии ОГПУ было создано Особое совещание при наркоме, в состав которого входили кроме наркома его заместители, уполномоченный по РСФСР, начальник ГУРКМ, нарком внутренних дел республики, на территории которой возникло дело, и Прокурор СССР. Полномочия совещания ограничивались правом применения во внесудебном порядке заключение в ИТЛ на срок до 5 лет, ссылку под надзор на 5 лет и высылку за пределы СССР.

В феврале 1941 г. НКВД СССР разделился на Наркомат внутренних дел СССРиНаркомат государственной безопасности СССР (оба - союзно-республиканские). В июле 1941 г. наркоматы снова объединились в Наркомат государственной безопасности СССР(оба - союзно-республиканские). В июле 1941 г. наркоматы снова объединились в Наркомат внутренних дел СССР. В апреле 1943 г. он вновь разделился на НКВД СССР и НГКБ СССР.

В годы войны репрессивный карательный механизм продолжил работать: выселялись на спецпоселения народы Северного Кавказа (чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы), Крыма, немцы Поволжья. В 1945 - 1949 гг. из Прибалтики выселялись литовцы, латыши, эстонцы. Всего на 1 января 1953 г. числилось 2753356 спецпоселенцев. Для "проверки” военнослужащих, находившихся в плену или окружении, были созданы спецлагеря НКВД. Эту проверку вели отделы контрразведки “СМЕРШ”. Всего через спецлагеря прошло 354592 чел. (в том числе 50441 офицеров).

В начале марта 1953 г. при общей реорганизации министерств МВД СССР и МИГ СССР объединились в Министерство внутренних дел СССР. В июне 1953 г. был арестован Л.П. Берия (арест носил примитивный характер).

13 марта 1954 г. из МВД СССР выделился Комитет государственной безопасностипри СМ СССР (союзно-республиканский), одновременно образовались одноименные комитеты в союзных республиках.

В ведении МВД СССР оставалась только охрана общественного порядка (административный надзор, руководство милицией и пожарной охраной, ЗАГС, архивное дело и т.п.). В связи с мероприятиями по расширению прав союзных республик 13 января 1960 г. МВД СССР было ликвидировано. Большинство его функций (руководство милицией и пожарной охраной, ЗАГС и др.) отошло в МВД союзных республик, на которые возлагалось обеспечение охраны общественного порядка. 22 февраля 1962 г. они были переименованы в министерства охраны общественного порядка. Новое название подчеркнуло, в каком направлении должна строится их деятельность.

Однако ликвидация МВД СССР не оправдала себя. Упразднение союзного органа управления охраной общественного порядка усложнило координацию работы республиканских органов по борьбе с преступностью, привело к разнобою в нормативном регулировании некоторых вопросов службы охраны порядка, затруднило обмен опытом, использование новейших достижений науки и техники и т.п. Поэтому в интересах обеспечения единого оперативного управления охраной порядка и борьбой с преступностью 26 июля 1966 г. было образовано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР, переименованное 25 ноября 1968 г. в Министерство внутренних дел СССР.

В 70-80-е годы ослабился правопорядок, участились проявления произвола и беззакония. Институты власти не всегда обеспечивали осуществления единого режима законности, равенства всех граждан перед законом. Правоохранительные органы не только попали в зависимость от местных руководителей, но и сами оказались подвержены коррупции и разложению. Кроме того, часть работников правоохранительных органов вступила в связь с преступным миром. Взяточничество, злоупотребления служебным положением проникли даже в высшее звено руководства МВД СССР. Не помогло в этом отношении и создание в 1983 г. в системе МВД политорганов, хотя в 1983-1985 гг. за нарушения законности и дисциплины и по служебному несоответствию из органов была уволена 161 тыс. сотрудников. С каждым годом росла преступность. Только за 1973-1983 гг. общее число преступлений выросло вдвое.

Центральным органом в области охраны государственной безопасности являлся союзно-республиканский Комитет государственной безопасности при СМ СССР. 5 июля 1978 г. он был преобразован в Комитет государственной безопасности СССР.

В 60-80е годы органы государственной безопасности имели огромное влияние, являлись органами поистине всеобъемлющего контроля, надзиравшими за деятельностью всего государственного аппарата, творческих союзов, церкви, вузов, милиции и даже армии. КГБ стал выполнять не свойственные ему функции, порой создавая на пустом месте громкие “процессы”, ведя борьбу с интеллигенцией теми же средствами и методами, что и борьбу со шпионами, приравнивая, таким образом, советских граждан к действительным врагам Советского государства.

начавшаяся в 1985 г. перестройка потребовала от органов госбезопасности принципиального обновления работы, критического осмысления прошлого опыта. В связи с этим КГБ СССР вместе с Прокуратурой СССР и Верховным судом СССР участвовал в реабилитации необоснованно репрессивных граждан. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. “О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов” все граждане (за исключением изменников Родины и карателей, нацистских преступников, участников бандитских формирований, фальсификаторов уголовных дел), привлекавшиеся к уголовной ответственности внесудебными органами, были реабилитированы. Вместе с министерствами и ведомствами КГБ привело рассекречивание многих материалов, доступ к которым был в свое время по разным причинам ограничен. В 1989 г. в составе КГБ СССР было создано новое подразделение - Управление по защите советского конституционного строя, упразднено образованное в 1967 г. Пятое управление, в задачи которого входила борьба с идеологическими диверсиями. Вновь созданное управление, в задачи которого призвано было противодействовать посягательствам зарубежных спецслужб на конституционные основы СССР, предупреждать и пресекать деятельность лиц, пытающихся насильственным путем свергнуть или изменить государственный строй СССР, участвовать в предотвращении массовых беспорядков, пресекать террористические и иные проявления насильственного характера, в том числе направленные на разжигание межнациональной розни, бороться с организованной преступностью.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: