Дело по заявлению об отказе в регистрации политической партии какой суд

Обновлено: 28.03.2024

Статья 15. Государственная регистрация политической партии и ее региональных отделений

1. Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц.

(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами (далее - уполномоченные органы). Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия уполномоченных органов с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений определяется Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в федеральный уполномоченный орган не позднее чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии.

(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 23.05.2015 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом не менее чем в половине субъектов Российской Федерации государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган при установлении соответствия документов, необходимых для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, требованиям настоящего Федерального закона принимает решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о политической партии или ее региональном отделении и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

Федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня получения от регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о политической партии или ее региональном отделении выдает уполномоченному лицу политической партии или ее регионального отделения документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. При этом в случае, если не принято решение об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, указанный документ должен быть выдан не позднее чем через месяц со дня подачи соответствующего заявления о государственной регистрации, а в случае, если в соответствии с пунктом 5.1 настоящей статьи принято решение о приостановлении государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, течение указанного срока прерывается. Часть такого срока, истекшая до принятия решения о приостановлении государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня повторного представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 5 в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. В случаях, предусмотренных пунктами 1.1 и 2.1 статьи 20 настоящего Федерального закона, федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган принимает решение о приостановлении государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения до устранения оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца. В случае принятия решения о приостановлении государственной регистрации федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган выдает уполномоченному лицу политической партии или ее регионального отделения письменное мотивированное заключение. В заключении указываются:

конкретные положения настоящего Федерального закона, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения;

исчерпывающий перечень несоответствий документов, представленных на государственную регистрацию, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам. При этом в каждом случае указывается, какому конкретному положению нормативного правового акта не соответствует представленный документ и в чем выражается это несоответствие.

Неустранение оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

6. В случае, если политическая партия в течение месяца со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, не представит в федеральный уполномоченный орган копии документов о государственной регистрации ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, документ о государственной регистрации политической партии признается федеральным уполномоченным органом утратившим силу, а данная политическая партия и ее региональные отделения по решению федерального уполномоченного органа исключаются из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующих записей.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Сроки, предусмотренные пунктами 4 и 6 настоящей статьи, продлеваются в случае, если территориальным органом федерального уполномоченного органа (далее - территориальный орган) принято решение о приостановлении государственной регистрации регионального отделения политической партии, предусмотренное пунктом 5.1 настоящей статьи, либо решение об отказе в государственной регистрации регионального отделения политической партии обжаловано в суд и на день истечения указанных сроков решение суда не вступило в законную силу.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В случае, если уставом политической партии предусмотрено наделение правом юридического лица иного структурного подразделения политической партии, государственная регистрация такого структурного подразделения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации регионального отделения политической партии. В этом случае на структурное подразделение политической партии распространяются требования, установленные настоящим Федеральным законом для государственной регистрации региональных отделений политической партии, за исключением подпунктов "а" и "б" пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 75-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. За государственную регистрацию политической партии и ее региональных отделений взимается государственная пошлина в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац исключен. - Федеральный закон от 21.03.2002 N 31-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Политическая партия не позднее чем через 15 дней со дня получения документа о ее государственной регистрации, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, представляет основные положения своей программы в "Российскую газету" для опубликования. "Российская газета" обязана не позднее чем через 15 дней со дня представления политической партией указанных положений опубликовать их на безвозмездной основе в объеме не менее двухсот газетных строк.

Глава 26. Особенности производства по делам об оспаривании
решений, связанных с государственной регистрацией или отказом
в государственной регистрации общественных или религиозных объединений,
политических партий, общественных движений, фондов,
органов общественной самодеятельности, а также решений о ликвидации,
запрете, приостановлении или ином ограничении их деятельности

Статья 239. Пределы действия настоящей главы

1. Настоящей главой устанавливаются особенности судопроизводства по указанным в части второй настоящей статьи делам с участием общественных или религиозных организаций, политических партий, общественных движений, фондов, органов общественной самодеятельности, их региональных (местных) структурных подразделений (далее - объединения).

2. По правилам, установленным настоящей главой, рассматриваются дела:

а) об обжаловании решений об отказе в государственной регистрации объединений, а также об отказе в государственной регистрации изменений в их уставах (далее - отказ в регистрации);

б) о непринятии в установленный законом срок решений о государственной регистрации объединений, а также изменений в их уставах (далее - пропуск срока регистрации);

в) о признании несоответствующей закону государственной регистрации объединений, а также государственной регистрации изменений в их уставах (далее - незаконная регистрация);

г) об обжаловании предупреждений, вынесенных объединениям уполномоченными на это органами, их должностными лицами;

д) о ликвидации, запрете, приостановлении или ином ограничении деятельности объединений.

Статья 240. Территориальная подсудность

Дела, перечисленные в статье 239 настоящего Кодекса, подсудны судам:

а) об отказе в регистрации, о пропуске срока регистрации, о незаконной регистрации - по месту нахождения органа юстиции, в компетенцию которого входит принятие решения о регистрации;

б) об обжаловании предупреждения - по месту нахождения государственного органа, вынесшего обжалуемое предупреждение;

в) о ликвидации, запрещении, приостановлении или ином ограничении деятельности объединения - по месту осуществления деятельности его центрального или руководящего органа, а в отношении объединения, являющегося юридическим лицом, также и по месту его государственной регистрации.

Статья 241. Право на подачу жалобы (заявления)

1. Право обжалования отказа в регистрации и обжалования пропуска срока регистрации имеют граждане, подписавшие заявление о регистрации. Если объединение, документы которого подавались на регистрацию, является юридическим лицом, такое право имеет также это объединение.

2. Право обжалования предупреждения, вынесенного объединению, имеет постоянно действующий руководящий орган этого объединения либо общее собрание (конференция) его членов.

3. Право подачи заявления о незаконной регистрации имеет объединение - юридическое лицо, охраняемые законом права которого нарушены такой регистрацией, а в случае обнаружения подложности документов, на основании которых произведена регистрация, - также и орган юстиции, принявший решение о регистрации.

4. Право на подачу заявления о ликвидации, запрете и приостановлении деятельности объединения имеет орган юстиции, осуществляющий регистрацию объединения.

Статья 242. Требования к жалобе, заявлению

1. Жалоба об отказе в регистрации, жалоба на пропуск срока регистрации должна быть подписана не менее чем половиной граждан, подавших заявление о регистрации, и не менее чем половиной членов постоянно действующего руководящего органа объединения, документы которого подавались на регистрацию. В жалобе должно быть указано, кому поручается представительство в суде либо кому дается право выдачи доверенности на право представительства в суде.

Жалоба на пропуск срока регистрации считается содержащей требование о государственной регистрации в установленный законом срок.

К жалобе прилагаются:

а) документы, которые представлялись для регистрации в соответствующий орган юстиции, или копии этих документов, а в случае, когда это для заявителя по каким-либо причинам невозможно, - указание этих причин и перечень представлявшихся документов;

б) документы, подтверждающие подачу указанных документов в соответствующий орган юстиции, с указанием в них даты подачи и принятия документов;

в) документ об отказе в регистрации, если обжалуется этот отказ.

2. Жалоба на предупреждение, подаваемая объединением, являющимся юридическим лицом, должна быть подписана лицом, которому право такой подписи предоставлено учредительными документами юридического лица, и удостоверена его печатью.

Жалоба на предупреждение, подаваемая объединением, не являющимся юридическим лицом, должна быть подписана не менее чем половиной членов постоянно действующего руководящего органа этого объединения. В жалобе должно быть указано, кому поручается представительство в суде либо кому дается право выдачи доверенности на право представительства в суде.

К жалобе прилагается копия обжалуемого предупреждения.

3. В заявлении о незаконной регистрации должны быть указаны те положения нормативных правовых актов, которым, по мнению заявителя, противоречит произведенная регистрация. К заявлению прилагается копия решения о регистрации, а к заявлению, подаваемому регистрирующим органом, кроме того, документы, на основании которых принято решение о регистрации. Если получение копии такого решения для заявителя является затруднительным, она по его просьбе истребуется судом.

4. В заявлении о ликвидации, запрете и приостановлении деятельности объединения должны быть указаны положения законодательства, на основании которых предъявляется соответствующее требование. К заявлению прилагаются копии предупреждений, на которых основывается требование.

Статья 243. Меры предварительной защиты заявленных требований о ликвидации, запрете деятельности объединений, нарушающих законодательство о борьбе с терроризмом либо непосредственно посягающие на жизнь и здоровье граждан

1. Под действие настоящей статьи подпадают объединения:

а) созданные или действующие в целях осуществления террористической деятельности или признающие возможность использования терроризма в своей деятельности;

б) пропагандирующие или содействующие терроризму;

в) общественные организации и фонды, финансирующие прямо или косвенно террористическую деятельность;

г) общественные и религиозные организации, чья деятельность непосредственно посягает на жизнь и здоровье граждан.

2. В качестве мер предварительной защиты заявленных требований о ликвидации, запрете объединений, указанных в части первой настоящей статьи, могут применяться:

а) приостановление деятельности объединения;

б) наложение ареста на имущество объединения, включая счета в финансовых учреждениях;

в) приостановление выпуска печатных изданий объединения, распространения агитационных материалов, включая аудио- и видеопродукцию;

г) запрет на совершение объединением иных действий.

Статья 244. Перерыв в производстве по делу при рассмотрении дел о ликвидации, запрете, приостановлении или ином ограничении деятельности объединения

При рассмотрении дела о ликвидации, запрете, приостановлении или ином ограничении деятельности объединения (кроме объединений, перечисленных в части первой статьи 243 настоящего Кодекса) суд может по ходатайству административного ответчика объявить перерыв до трех месяцев для устранения нарушений, послуживших основанием для обращения в суд.

Статья 245. Рассмотрение дел о ликвидации, запрете деятельности объединений, нарушающих законодательство о борьбе с терроризмом либо непосредственно посягающих на жизнь и здоровье граждан

1. Судья, приняв заявление о ликвидации, запрете объединения из перечисленных в части первой статьи 243 настоящего Кодекса в течение трех дней со дня поступления заявления назначает слушание дела. Извещение о слушании дела с приложением копии заявления направляется административному ответчику.

2. Рассмотрение дела должно быть начато не позднее двух недель со дня назначения дела к слушанию.

Статья 246. Постановление суда по жалобе (заявлению)

а) если решение об отказе в государственной регистрации было принято в установленный законом срок - со дня его принятия;

б) если решение о государственной регистрации или об отказе в таковой не было принято в установленный законом срок - со дня истечения установленного законом срока для принятия решения о государственной регистрации.

2. При удовлетворении требования о признании государственной регистрации недействительной решение о государственной регистрации считается недействительным со дня его принятия и не порождающим правовых последствий, кроме тех, которые связаны с его недействительностью.

3. При признании недействительным обжалованного предупреждения последнее считается необъявленным.

4. Постановление суда о ликвидации, запрете, приостановлении деятельности объединения подлежит исполнению после вступления решения суда в законную силу.

5. При решении вопроса о ликвидации, запрете объединения суд вправе принять решение о судьбе принадлежащего ему имущества.

Статья 247. Обращение постановления к немедленному исполнению

Постановление суда о ликвидации объединений, перечисленных в части первой статьи 243 настоящего Кодекса, обращается к немедленному исполнению в части запрета его деятельности, а по усмотрению суда может быть обращено к немедленному исполнению и в полном объеме.

"Российская юстиция", N 3, март 2004 г.

  • Статья 239. Пределы действия настоящей главы
  • Статья 240. Территориальная подсудность
  • Статья 241. Право на подачу жалобы (заявления)
  • Статья 242. Требования к жалобе, заявлению
  • Статья 243. Меры предварительной защиты заявленных требований о ликвидации, запрете деятельности объединений, нарушающих законодательство о борьбе с терроризмом либо непосредственно посягающие на жизнь и здоровье граждан
  • Статья 244. Перерыв в производстве по делу при рассмотрении дел о ликвидации, запрете, приостановлении или ином ограничении деятельности объединения
  • Статья 245. Рассмотрение дел о ликвидации, запрете деятельности объединений, нарушающих законодательство о борьбе с терроризмом либо непосредственно посягающих на жизнь и здоровье граждан
  • Статья 246. Постановление суда по жалобе (заявлению)
  • Статья 247. Обращение постановления к немедленному исполнению

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 20. Основания для приостановления государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения и отказа в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 20 настоящего Федерального закона

1. Политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если:

а) положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам;

б) наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 настоящего Федерального закона;

в) не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации политической партии;

г) федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям настоящего Федерального закона;

д) нарушены установленные настоящим Федеральным законом сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии;

Информация об изменениях:

е) не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации политической партии.

Информация об изменениях:

1.1. Государственная регистрация политической партии может быть приостановлена в соответствии с пунктом 5.1 статьи 15 настоящего Федерального закона при наличии основания для отказа в государственной регистрации политической партии, предусмотренного подпунктом "а", "б" или "г" пункта 1 настоящей статьи.

2. Региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если:

а) не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации регионального отделения политической партии;

б) территориальным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

в) не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации регионального отделения политической партии.

Информация об изменениях:

2.1. Государственная регистрация регионального отделения политической партии может быть приостановлена в соответствии с пунктом 5.1 статьи 15 настоящего Федерального закона при наличии основания для отказа в государственной регистрации регионального отделения политической партии, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 настоящей статьи.

3. Программа политической партии представляется исключительно для сведения федерального уполномоченного органа. Любые ошибки, неточности в программе политической партии не могут служить основанием для отказа в государственной регистрации политической партии, за исключением нарушения требований пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Федеральному уполномоченному органу запрещается требовать от политической партии внесения каких-либо изменений в ее программу.

Информация об изменениях:

4. В случае принятия уполномоченными органами решения об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения заявителю сообщается об этом в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данной политической партии или ее регионального отделения.

5. Отказ в государственной регистрации либо уклонение от государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения могут быть обжалованы в суд. Заявление политической партии или ее регионального отделения об обжаловании отказа в государственной регистрации рассматривается судом в течение месяца со дня подачи заявления. Отказ в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения не является препятствием для повторных представлений документов в уполномоченные органы для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения при условии устранения оснований, вызвавших такой отказ. Рассмотрение уполномоченными органами повторных представлений документов и вынесение по ним решений осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

6. Федеральный уполномоченный орган обязан в течение месяца после вступления в силу настоящего Федерального закона утвердить и опубликовать в "Российской газете" образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения.

7. Образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения, также размещаются федеральным уполномоченным органом на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования в течение месяца после их утверждения.

Статья 20. Основания для приостановления государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения и отказа в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если:

а) положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам;

б) наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 настоящего Федерального закона;

в) не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации политической партии;

г) федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) нарушены установленные настоящим Федеральным законом сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии;

е) не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации политической партии.

1.1. Государственная регистрация политической партии может быть приостановлена в соответствии с пунктом 5.1 статьи 15 настоящего Федерального закона при наличии основания для отказа в государственной регистрации политической партии, предусмотренного подпунктом "а", "б" или "г" пункта 1 настоящей статьи.

2. Региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если:

а) не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации регионального отделения политической партии;

б) территориальным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации регионального отделения политической партии.

2.1. Государственная регистрация регионального отделения политической партии может быть приостановлена в соответствии с пунктом 5.1 статьи 15 настоящего Федерального закона при наличии основания для отказа в государственной регистрации регионального отделения политической партии, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 настоящей статьи.

3. Программа политической партии представляется исключительно для сведения федерального уполномоченного органа. Любые ошибки, неточности в программе политической партии не могут служить основанием для отказа в государственной регистрации политической партии, за исключением нарушения требований пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Федеральному уполномоченному органу запрещается требовать от политической партии внесения каких-либо изменений в ее программу.

(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае принятия уполномоченными органами решения об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения заявителю сообщается об этом в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данной политической партии или ее регионального отделения.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Отказ в государственной регистрации либо уклонение от государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения могут быть обжалованы в суд. Заявление политической партии или ее регионального отделения об обжаловании отказа в государственной регистрации рассматривается судом в течение месяца со дня подачи заявления. Отказ в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения не является препятствием для повторных представлений документов в уполномоченные органы для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения при условии устранения оснований, вызвавших такой отказ. Рассмотрение уполномоченными органами повторных представлений документов и вынесение по ним решений осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Федеральный уполномоченный орган обязан в течение месяца после вступления в силу настоящего Федерального закона утвердить и опубликовать в "Российской газете" образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения.

(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения, также размещаются федеральным уполномоченным органом на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования в течение месяца после их утверждения.

КАС РФ Статья 239. Обращение в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

1. Избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

2. Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

3. Наблюдатели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права наблюдателей, связанные с осуществлением ими своих полномочий.

4. Члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.

5. Избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума. Избирательная комиссия, комиссия референдума вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Прокурор в порядке, установленном настоящей главой, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в случаях, предусмотренных настоящей статьей, частью 1 статьи 39 настоящего Кодекса, в защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

7. С административным исковым заявлением об определении срока, не позднее которого уполномоченный орган, должностное лицо или избирательная комиссия должны назначить выборы (за исключением выборов Президента Российской Федерации и выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), в суд могут обратиться избиратели, избирательные объединения, органы государственной власти, органы местного самоуправления, прокурор.

8. С административным исковым заявлением о назначении местного референдума в суд могут обратиться граждане, избирательные объединения, глава муниципального образования, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, прокурор.

9. С административным исковым заявлением об оспаривании решения о проведении местного референдума, решения, принятого на местном референдуме, в суд могут обратиться граждане, органы местного самоуправления, прокурор, уполномоченные органы государственной власти.

О выявлении конституционно-правового смысла ч. 10 ст. 239 см. Постановление КС РФ от 13.04.2017 N 11-П.

12. С административным исковым заявлением об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума в суд могут обратиться:

1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации - при проведении референдума Российской Федерации;

2) избирательная комиссия субъекта Российской Федерации - при проведении референдума субъекта Российской Федерации;

3) избирательная комиссия муниципального образования - при проведении местного референдума.

13. С административным исковым заявлением о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы в суд может обратиться Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

14. С административным исковым заявлением о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума в суд могут обратиться:

1) группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - в отношении расформирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

2) группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов палаты, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации - в отношении расформирования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

3) группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов палаты, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации - в отношении расформирования окружной избирательной комиссии по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов палаты, либо группа депутатов представительного органа муниципального образования численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации - в отношении расформирования избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии по выборам в представительный орган муниципального образования, территориальной, участковой комиссий;

5) указанные в пункте 4 настоящей части группы депутатов и избирательные комиссии, а также соответствующая избирательная комиссия муниципального района - в отношении расформирования избирательной комиссии поселения.

Ч. 15 ст. 239 признана частично не соответствующей Конституции РФ (Постановление КС РФ от 15.11.2018 N 42-П).

16. Избиратель, участник референдума вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, референдуме.

17. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию, в том числе в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, не является обязательным условием для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: