Кто проводит суда по фарватеру

Обновлено: 29.04.2024


2. Морская рыба, сопровождающая на далекие расстояния корабли и крупных рыб, особенно акул. Говорят, что нельзя увидеть большую хищную акулу без хотя бы одного лоцмана, маленькой, хлопотливой рыбки. Н. Тарасов, Море живет.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Лоцман (от нидерл. loodsman) — моряк или речник, по квалификации — судоводитель с опытом работы в данном регионе, хорошо знающий данную береговую обстановку и местный фарватер и проводящий по нему морские или речные суда, особенно в местах, представляющих опасность.

К борту судна, запросившему предварительно лоцманскую проводку, лоцмана доставляют на лоцманском боте (катере) или судне, а в случае плохой погоды или особых обстоятельств на вертолете. Иногда роль лоцманского катера выполняет буксир, который также помогает судну в швартовых операциях. Лоцман проводит судно по безопасному маршруту. С катера на борт судна лоцман поднимается по лоцманскому трапу, если борт судна выше, чем борт лоцманского катера. Лоцман может перепрыгнуть с катера на судно, если борта судна выше борта катера не более чем на 33 сантиметра (такое же расстояние между балясинами лоцманского трапа) или борт катера немного выше борта судна. Если разница между бортами судна и лоцманского катера более 9,5 метра, то для подъёма лоцмана на борт готовят комбинированный трап.

Лоцман обязан проводить по фарватеру каждое судно при входе и при выходе его из порта. Однако присутствие лоцмана на борту судна не снимает с капитана ответственности за безопасность. Все указания лоцмана носят только рекомендательный характер.

За услуги лоцмана взимается лоцманский сбор — плата за проводку судов по фарватеру. При невозможности обеспечения судна лоцманом на мачтах береговых постов при входе в гавань поднимают лоцманские сигналы — для указания глубин и рекомендуемого курса при входе в гавань. На судоходных реках и внутренних водоёмах, чаще всего, функции капитана и лоцмана совмещаются одним лицом, а для обозначения фарватера, глубин и безопасного курса служат буи, бакены и береговые створные знаки.

ЛО'ЦМАН, а, м. [гол. loodsman]. 1. Лицо, хорошо знающее фарватер и проводящее по нему суда (мор.). || Соответствующая должность в команде морского или речного судна (мор.). 2. Морская рыба, сопровождающая акул и др. больших рыб и питающаяся остатками их пищи (зоол.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ло́цман

1. морск. специалист по проводке судов в опасных и труднопроходимых районах, на подходах к портам и т. п.

2. зоол. морская рыба, сопровождающая на далекие расстояния корабли и крупных рыб, особенно акул

Лоцман

1. русская фамилия

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: лёжа — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Лоцман

Нидерл. Loodsman (от loodsen — вести корабль). Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте. Профессия подходит тем, кого интересует физкультура, ОБЖ и география (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Лоцман – знаток фарватера, специалист порта по проводке судов, отвечающий за их беспрепятственное прохождение в сложных местах.


Особенности профессии

Лоцман хорошо знает условия плавания в каком-либо сложном для судоходства прибрежном районе с большим количеством отмелей, каменистых островов, подводных скал и пр.

По статистике, почти 90% аварий происходит в районах, ограниченных для мореплавания, в портах и на подходах к ним. Лоцман проводит по фарватеру каждое судно при входе и при выходе из порта, т.к. лучше капитана знает местные условия навигации. На входе в гавань, корабль запрашивает лоцмана. Тот на своём катере (лоцманском боте или на вертолёте) добирается до корабля и указывает капитану безопасный маршрут.

Услуга лоцмана оплачивается из так называемого лоцманского сбора, который взимает порт. Лоцман – лишь советник капитана, и ни коим образом его не заменяет, его присутствие не снимает с капитана ответственности.

В то же время лоцман отвечает за качество своей работы. По российскому законодательству, если по его вине произошла авария, порт возмещает убытки. Если же капитан действует без учёта рекомендаций лоцмана, лоцман может отказаться от проводки.

В тех случаях, когда лоцмана нет, суда ориентируются по лоцманским сигналам, указывающим глубину. В морских портах обычно лоцманы есть. На реках роль лоцмана чаще всего берёт на себя капитан. С одной стороны, он ориентируется по карте (лоции), бакенам пр. знакам, с другой – постоянно водя судно по одному маршруту, он сам становится знатоком фарватера.

Историческая справка

Известно, что в Древней Греции мореходы пользовались пери?плами, описаниями морских походов с практическими рекомендациями по навигации.

Там указывались ориентиры, места якорных стоянок, места пополнения пресной воды и т.д. И там же имелись указания, в каких районах следует пользоваться услугами лоцмана и как его вызвать. Самый ранний известный перипл подобного относится к середине IV века до н. э. В нем описывается побережье Чёрного и Средиземного морей. Есть сведения о древних арабских лоцманах, которые пользовались компасом и морскими картами.

Средневековое морское право разделяло лоцманов открытого моря (отвечали за проводку корабля только в открытом море) и лоцманов прибрежного плавания. В эпоху великих географических открытий роль лоцманов возросла. Известно, что первым, кто сообщил Колумбу о существовании незнакомых земель восточной части Атлантики, был лоцман открытого моря португалец Мартин Винсенте, а сопровождал великого мореплавателя в его океанском походе лоцман Барталомей Руис.

Лоцман входил в состав экипажа корабля, поскольку нанимался на весь рейс. С развитием судоходства в мира развивался прибрежный лоцманский промысел.

Официальное зарождение лоцманской службы в России произошло в 1653 году, когда царским указом крестьянину Архангельской губернии Ивану Хабарову было разрешено проводить к единственному тогда российскому Архангельскому порту и отводить в море «торговые, разных земель корабли».

Любой, даже небольшой корабль – это не только прочный корпус и разнообразное оборудование, но и слаженная команда, в которой у каждого есть свой чётко очерченный круг обязанностей. Названия корабельных должностей для непосвящённых звучат загадочно и романтично: лоцман, штурман, боцман. Практически все они были заимствованы из голландского языка во времена царя Петра, когда Россия создала и начала развивать свой собственный флот.


Давайте разберёмся, какую роль носители этих званий играют на корабле и чем занимаются во время плавания.

Кто такой боцман?

Слово «боцман» происходит от голландского «вootsman», где вoot – это лодка, а manчеловек, мужчина. На современных гражданских судах это ответственная должность, которую занимает опытный матрос. В его обязанности входит организация и контроль текущих работ на корабле, руководство погрузкой и разгрузкой, поддержание в исправности спасательных средств и многое другое.

Боцман руководит матросами, назначает их на те или иные работы, обучает и проверяет наличие необходимых знаний. Кроме того, в прошлом боцман был обязан наказывать матросов за недобросовестное выполнение обязанностей, попытки бунта и т.д., вплоть до повешения.

На крупных судах с многочисленной командой всеми работами, как правило, заведует боцманская команда. Она состоит из старшего боцмана, который является её главой, и остальных боцманов, поочерёдно несущих вахту. Во время авралов старший боцман должен находиться на баке – передней части палубы. С этого места ему хорошо видно, что происходит на корабле, чтобы руководить работой матросов и вовремя исправлять недочёты.

Лоцман и его обязанности

В настоящее время профессия лоцмана становится всё менее востребованной. Так называют опытного моряка, который лучше других знает донный рельеф и фарватер, течения и водовороты. Опираясь на эти знания, он проводит корабль по безопасному маршруту, исключающему попадание на мель или столкновение с другими опасностями.


Лоцман может быть включен в корабельную команду, если судно постоянно ходит по одному маршруту – как правило, по реке. Но при наличии эхолота и размеченного фарватера обязанности лоцмана вполне может выполнять капитан, особенно если судно невелико.

На морских кораблях лоцман часто является приглашённым специалистом. Его услуги запрашивают в близлежащем порту, после чего лоцман прибывает на судно на катере или вертолёте. Нередко ему даже не нужно переходить на борт проводимого корабля: буксир, на котором находится лоцман, плывёт впереди и показывает безопасный маршрут. Однако указания лоцмана не являются обязательными для капитана и не снимают с него ответственности за судно. Лоцман только даёт рекомендации, но решение о выборе того или иного маршрута выбирает капитан корабля.

Штурман и его роль на корабле

Профессия штурмана чрезвычайно важна и ответственна, ведь именно он занимается определением местоположения судна, рассчитывает и прокладывает курс, отмечает на карте перемещения, следит за исправностью навигационных приборов. Разумеется, капитан тоже обладает необходимыми знаниями, однако на нём лежит множество других обязанностей. Штурман же не занимается ничем другим, кроме определения и расчёта курса.

Для исполнения своих обязанностей штурман использует специальное оборудование и инвентарь. Во времена парусного флота это были обычные и сигнальные флаги, вымпелы, компасы, песочные часы, лоты и лаги, другое штурманское имущество. В ведении штурмана находятся морские карты и лоции (описания особенностей определённых районов моря, с указанием глубин, течений, мелей и рифов, банок и т.д. Ранее штурман должен был заниматься картографированием, сверять реальные береговые линии с картой и при необходимости вносить исправления.

В обязанности штурмана входит предупреждение капитана о возможных опасностях – скалах, рифах, мелях, течениях, которые могут увести с курса или повредить корабль. Во время остановки у берега штурман должен выбрать удачное место, достаточно глубокое, чтобы можно было без опасений отдать якорь.


На современных военных судах штурманскую должность занимает опытный офицер, прошедший специальную подготовку. Хотя все военно-морские офицеры в той или иной степени владеют навыками штурмана, необходимость в этой специальности существует до сих пор.

В описаниях событий, происходящих на море или пресноводном водоёме, нередко встречается слово «фарватер». Людям, далёким от мореплавания и водной стихии, порой сложно понять, о чём идёт речь.


Давайте рассмотрим, что же такое фарватер в морской и речной навигации.

Что обозначает слово «фарватер»?

Как и подавляющее большинство морских терминов, слово «фарватер» пришло к нам из голландского языка вместе с царём-реформатором Петром. Голландский термин «vaarwater» образован соединением двух более простых слов: «varen» – плыть и «water» – вода. Он означает безопасную водную трассу, по которой судно может пройти, не рискуя сесть на мель или напороться на подводное препятствие.

Знание фарватера особенно необходимо в речном судоходстве, так как русло реки не везде обладает глубиной, достаточно для прохода крупного корабля с большой осадкой. Кроме мелей, опасность для судов представляют подводные рифы – спрятанные под водой скалы или гряды скал, возвышающиеся над ровной поверхностью дна. Столкновение с конструкциями затонувшего корабля или оставшимися со времён войны минами тоже не сулит судну ничего хорошего.

Разновидности фарватеров

В соответствии с их назначением различают фарватеры:

  • главный – используемый в качестве основного пути при плавании по реке, в шхерах или при заходе в бухту с моря;
  • подходный – необходимый для подхода к наружной части порта;
  • соединительный – предназначенный для соединения главных и/или подходных фарватеров.

По уровню обследования и надёжности фарватер может быть:

  • протраленным гидрографическим тралом, удаляющим с поверхности дна опасные предметы и образования;
  • обследованным методом промера глубин, с нанесением на навигационную карту;
  • недостаточно обследованным, т.е. без указания глубин в картах и лоциях, но уже пройденным судном с определённым водоизмещением.

Фарватер может быть проложен:

  • в шельфовой зоне моря – морской;
  • между шхерами – шхерный;
  • по руслу реки – речной и т.д.

Хотя гидролокационное оборудование снижает риск столкновения с подводными скалами и другими опасностями, но знание фарватера всё равно остаётся для моряков насущной необходимостью.


Безопасный фарватер

Существует ряд параметров, в соответствии с которыми фарватер признаётся безопасным для судоходства. Сюда входят:

  • глубина, достаточная для прохода судов с определённым уровнем осадки;
  • ширина, необходимая для прохода одного или нескольких судов;
  • наличие достаточно длинных прямолинейных участков между поворотами пути;
  • кривизна поворотов, достаточная для разворота крупных кораблей;
  • размеры шлюзов, рассчитанные на размещение судов определённой величины;
  • высота мостов, достаточная для прохождения судов;
  • отсутствие сильных течений, способных сбить судно с курса или занести русло песком.

Если хотя бы один из параметров не соответствует размерам или осадке корабля, фарватер не может считаться безопасным.

Как обозначают фарватер?

Как правило, специальные знаки для обозначения фарватера используют в речном судоходстве. Для этого на воде размещают плавучие указатели – бакены или буи, а на берегу – створные, перевальные и другие знаки. На шлюзах и в узких местах очерёдность пропуска судов регулируется светофорами или семафорами.

Плавучие знаки

  • Бакен – плавучая пирамида с тремя гранями, изготовленная из дерева и закреплённая на плавучих плотиках. Снизу на длинном тросе прикреплён якорь или груз, удерживающий бакен на месте.
  • Буй – конусообразный плавучий знак, изготовленный из стального листа. В его верхней части закреплён проблесковый фонарь, который включается с наступлением темноты. Чтобы избежать переворачивания, в нижнюю часть буя закладывают бетонный утяжелитель. В настоящее время повсеместно бакены заменяют буями, поскольку буй более практичен, надёжен и лучше виден с корабля.
  • Веха – закреплённый на плавучем плотике шест с метёлкой либо перекладиной на конце. Вехи используют там, где судоходство разрешено только в дневное время. Иногда веху устанавливают временно, если бакен или буй пришёл в негодность или был сорван со своего места.

Знаки с левой стороны фарватера обозначают зелёным цветом, с правой – красным.

Створные знаки

Чтобы легче определять местоположение судна, на берегах рек, озёр и водохранилищ устанавливают створные знаки. Это конструкции особой формы с расположенным наверху знаком – прямоугольником, треугольником или квадратом, окрашенным в красный, жёлтый, белый или чёрный цвет. Створные знаки хорошо различимы лишь с основного направления, рассмотреть их под углом почти невозможно. В навигации используются следующие виды створных знаков:

  • осевые, или линейные, показывающие направление судового хода;
  • щелевые, указывающие ширину и направление фарватера;
  • кромочные, предупреждающие о кромках судового хода;
  • перевальные, сигнализирующие о том, что фарватер переходит от одного берега к другому;
  • створно-перевальные, состоящие одновременно из осевого и перевального знака.


В настоящее время обычные створные знаки заменяют лазерными створами, в которых функцию указателя выполняет безопасный для глаз лазерный луч. Он заметен на расстоянии от полутора километров при любой погоде, что существенно повышает безопасность навигации на внутренних водоёмах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: