Принятие указа об обязанных крестьянах и реформа управления государственными крестьянами киселева

Обновлено: 27.03.2024

КИСЕЛЁВА РЕФО́ РМА 1837 – 41, ре­фор­ма уп­рав­ле­ния гос. кре­сть­яна­ми в Рос. им­пе­рии, про­ве­дён­ная П. Д. Ки­се­лё­вым . Рас­про­стра­ня­лась на бо­лее чем 8 млн. душ муж­ско­го по­ла (по ре­ви­зии 1835–36) разл. ка­те­го­рий не­за­кре­по­щён­ных кре­сть­ян: св. 5,1 млн. гос. кре­сть­ян, св. 1,2 млн. од­но­двор­цев и ок. 11 тыс. при­над­ле­жав­ших им кре­сть­ян, ок. 554 тыс. «ма­ло­рос­сий­ских ка­за­ков», ок. 374 тыс. «вой­ско­вых обы­ва­те­лей», ок. 651 тыс. кре­сть­ян зап. гу­бер­ний, ок. 188,6 тыс. кре­сть­ян Кры­ма и Кав­ка­за. По от­но­ше­нию к ос­таль­но­му на­се­ле­нию Рос. им­пе­рии эти ка­те­го­рии кре­сть­ян со­ста­ви­ли 34,6%. К. р. го­то­ви­лась в мар­те 1835 Сек­рет­ным к-том «Об улуч­ше­нии со­стоя­ния кре­сть­ян раз­ных зва­ний» (уч­ре­ж­дён в 1835), а за­тем 5-м от­де­ле­ни­ем Соб­ств. Е. И. В. кан­це­ля­рии под управ­ле­ни­ем П. Д. Ки­се­лё­ва (1836). Ле­том 1836 про­ве­де­на ре­ви­зия гос. де­ре­вень Кур­ской, Моск., Псков­ской и Там­бов­ской гу­бер­ний, пред­став­ляв­ших раз­лич­ные в эко­но­мич. от­но­ше­нии ре­гио­ны. В 1837 во все­под­дан­ней­шем док­ла­де имп. Ни­ко­лаю I Ки­се­лёв на­ме­тил осн. на­прав­ле­ния ре­фор­мы: «уст­рой­ст­во пра­виль­ной и спра­вед­ли­вой ад­ми­ни­ст­ра­ции», уст­ра­не­ние кре­сть­ян­ско­го ма­ло­зе­ме­лья, упо­ря­до­че­ние по­да­тей, соз­да­ние сель­ских школ, ор­га­ни­за­ция мед. и ве­те­ри­нар­ной по­мо­щи и др. В 1838 по ини­циа­ти­ве Ки­се­лё­ва из­да­но «Уч­ре­ж­дение об управ­ле­нии го­су­дар­ст­вен­ным иму­ще­ст­вом в гу­бер­ни­ях», рас­про­стра­нив­шее­ся на об­роч­ных гос. кре­сть­ян ве­ли­ко­рус­ских гу­бер­ний и по­слу­жив­шее ос­но­вой для из­да­ния др. по­ста­нов­ле­ний: об управ­ле­нии гос. иму­ще­ст­ва­ми в зап. гу­бер­ни­ях (Ви­лен­ской, Грод­нен­ской, Ви­теб­ской, Мо­ги­лёв­ской, Мин­ской, Ки­ев­ской, Во­лын­ской, По­доль­ской) и Бе­ло­сто­кской обл., об управ­ле­нии гос. иму­ще­ст­ва­ми в За­кав­каз­ском крае и об управ­ле­нии гос. иму­ще­ст­ва­ми в Кур­лянд­ской, Лиф­лянд­ской и Эс­т­лянд­ской гу­бер­ни­ях. Соз­да­ва­лась 4-сту­пен­ча­тая сис­те­ма управ­ле­ния: гу­бер­ния – ок­руг – во­лость – сель­ское об­ще­ст­во. В ка­ж­дой гу­бер­нии уч­ре­ж­да­лась Па­ла­та гос. иму­ществ, со­сто­яв­шая из хо­зяй­ст­вен­но­го и лес­но­го от­де­ле­ний. Ок­руг воз­глав­лял ок­руж­ной на­чаль­ник, имев­ший двух по­мощ­ни­ков: по за­ве­до­ва­нию гос. кре­сть­я­на­ми и по лес­ной час­ти. В за­ви­си­мо­сти от чис­лен­но­сти гос. кре­сть­ян ок­руг гос. иму­ществ ох­ва­ты­вал один или неск. уез­дов. Ок­ру­га под­раз­де­ля­лись на во­лос­ти (ок. 6 тыс. душ муж­ско­го по­ла в ка­ж­дой). Сохранялись ор­га­ны кресть­ян­ского са­мо­управ­ле­нияво­ло­ст­ной сход, со­сто­яв­ший из пред­ста­ви­те­лей до­мо­хо­зя­ев (один от ка­ж­дых 20 дво­ров), из­би­рав­шее­ся схо­дом сро­ком на 3 го­да во­ло­ст­ное прав­ле­ние в со­ста­ве во­ло­ст­но­го го­ло­вы и двух «за­се­да­те­лей» – по хо­зяй­ст­вен­ной и по по­ли­цей­ской час­ти. Во­лос­ти под­раз­де­ля­лись на сель­ские обще­ст­ва (1,5 тыс. душ муж­ско­го по­ла в ка­ж­дом). Сель­ское об­ще­ство вклю­ча­ло од­но или неск. се­ле­ний. Сель­ский сход со­сто­ял из пред­ста­ви­те­лей до­мо­хо­зя­ев от ка­ж­дых 5 дво­ров и из­би­рал сро­ком на 3 го­да сель­ско­го стар­ши­ну, а для ис­пол­не­ния по­ли­цей­ских функ­ций – сот­ских (од­но­го от 200 дво­ров) и де­сят­ских (од­но­го от 20 дво­ров). Для раз­бо­ра мел­ких тяжб и про­ступ­ков кре­сть­ян учреждались выборные во­ло­ст­ные и сель­ские «рас­пра­вы» (су­ды), которые руководство­ва­лись нормами обычного права и состоя­ли из су­дьи и нескольких за­се­да­те­лей (т. н. доб­ро­сове­ст­ные).

Изменения лучше начать самостоятельно, постепенно, осторожно. Нужно начать хоть с чего-нибудь, поскольку в противном случае, мы дождемся когда изменения пойдут от самого народа.

Николай 1

Указ об обязанных крестьянах 1842 года стал продолжением Указа о вольных хлебопашцах, подписанного в 1803 году. Само название «Обязанные крестьяне» показывает, что Указ ставил крестьян в острую зависимость от помещиков. Заключалось это в том, что если после 1803 года имел право освободить крестьянина за откуп, но обязательно с землей, то после 1842 года помещик мог освободить крестьянина, но без земли.

Предпосылки принятия Указа

Период правления Николая 1 характеризуется социальной нестабильностью. Причем на уровне земельного вопроса эта нестабильность была запредельно высокой. Достаточно сказать, что при Николае было 10 секретных комитетов только по аграрному вопросу. Эти комитеты издали 550 указов и распоряжений различной степени важности только по земельным вопросам. Государство пыталось найти золотую середину, поскольку находилось под давлением с двух сторон:

  1. Крестьяне. В отчетах 3-го отделения императору подчеркивалось, что «крестьянский вопрос - пороховая бочка под самодержавием».Это не было преувеличением. Несмотря на отмену крепостного права в 1861 году реально крестьянский вопрос решен не был, что привело к 1917 году. Что касается «Обязательных крестьян», то Николай 1 фактически отменил достижения Александра 1, разрешив крестьянам выкупать свободу, но без земли. Естественно, без земли крестьянин не выживет.
  2. Помещики. В 1803 году помещики получили право отпускать крестьян с землей за выкуп. Помещики были не против «продавать свободу» в некоторых случаях, но были категорически против лишаться земли.

В результате и крестьяне и помещики были недовольны сложившимся положением. При этом начиная с 1837 года Киселев проводил реформирование деревень, где жили государственные крестьяне. Крепостную проблему никто не решал.

Суть указа

В 1842 году был издан Указ об обязанных крестьянах. Его основные положения были следующими:

  • Помещик имел право предоставить крестьянину свободу за «выкуп».
  • Крестьяне при этом не не получали землю
  • Крестьянин обязывался нести повинности за пользование землей помещика.

Главное - помещики сохранили землю. Крестьянам свобода без земли была не нужна, поэтому за годы действия указа им воспользовались чуть более 27 тысяч человек (по переписи 1850 года крепостных в России было более 10 млн человек). Это цифры за 16 лет. Получается, ежегодно свободу получали всего 1,68 тыс крепостных во всей Российской Империи. Это подчеркивает главную мысль последних лет царствования Николая 1: крепостное право это зло, но его отмена найдет сопротивление в лице тех, кому крепостное право нужно. Поэтому были поддержаны помещики.

Причина того, почему крестьяне не спешили пользоваться правом на выкуп свободы, кроется в самой системе Указа, по которой у крестьян не было ни реальной свободы (они продолжали оставаться зависимыми от помещика и земли, которую тот им выделяет) ни земли.

Последствия указа

Указ 1842 года подчеркнул, что Россия пока не готова к отмене крепостного права. Либеральные начинания Александра 1 были отменены. Хотя при этом важно отметить, что и «Вольные хлебопашцы» был не самым эффективным указом, поскольку помещики получили право продавать свободу крепостным. Но никто их к этому не обязывал. Единственное отличие указа Николая 1 об обязанных крестьянах в том, что помещикам разрешили отпускать крестьян, но право помещиков на землю сомнению не подлежало.

В дальнейшем Указ был дополнен положениями, позволяющими крестьянам получить не только независимость, но и землю:

Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева

Начиная со времени императора Павла, правительство обнаруживало явное стремление к улучшению быта крепостных крестьян. При императоре Александре I, как мы знаем, был дан закон о свободных хлебопашцах, в котором как бы намечался путь к постепенному и полюбовному освобождению крестьян от власти их владельцев. Однако этим законом помещики не воспользовались почти вовсе, и крепостное право продолжало существовать, несмотря на то, что возбуждало против себя негодование прогрессивной части дворянства. Вступая на престол, император Николай знал, что перед ним стоит задача разрешить крестьянский вопрос и что крепостное право в принципе осуждено как его державными предшественниками, так и его противниками – декабристами. Настоятельность мер для улучшения быта крестьян не отрицалась никем. Но по-прежнему существовал страх перед опасностью внезапного освобождения миллионов рабов. Поэтому, опасаясь общественных потрясений и взрыва страстей освобождаемой массы, Николай твердо стоял на мысли освобождать постепенно и подготовил освобождение секретно, скрывая от общества подготовку реформы.

В составе класса государственных крестьян были прежние "черносошные" крестьяне, населявшие государевы черные земли; далее – крестьяне "экономические", бывшие на церковных землях, секуляризованных государством; затем — однодворцы и прочие "ландмилицкие" люди, т. е. потомки того мелкого служилого люда, который когда-то заселял южную границу Московского государства. Разнородные группы казенного крестьянства были на разной степени благосостояния и имели различное внутреннее устройство. Предоставленные местной администрации (казенным палатам и нижним земским судам), казенные крестьяне были нередко угнетаемы и разоряемы. В "Комитете 6-го декабря 1826 г." Сперанский заговорил о необходимости "лучшего хозяйственного управления для крестьян казенных" и высказал мнение, что такое управление "послужило бы образцом для частных владельцев". Мысль Сперанского встретила одобрение государя, который привлек к этому делу графа П. Д. Киселева. Это был один из образованных русских людей, сделавших походы 1812–1814 гг. и видевших европейские порядки. Приближенный императором Александром, Киселев еще в его время интересовался крестьянским делом и представил государю проект уничтожения крепостного права. Как знаток крестьянского вопроса он обратил на себя внимание императора Николая и приобрел его доверие. Киселеву было поручено все дело о казенных крестьянах. Под его управлением временно возникло (1836) пятое отделение собственной Его Величества канцелярии для лучшего устройства управления государственными имуществами вообще и для улучшения быта казенных крестьян. Это пятое отделение скоро было преобразовано в Министерство государственных имуществ (1837), которому и вверено было попечительство над казенными крестьянами. Под влиянием Министерства государственных имуществ в губерниях стали действовать "палаты" (теперь "управления") государственных имуществ. Они заведовали казенными землями, лесами и прочими имуществами; они же наблюдали и над государственными крестьянами. Эти крестьяне были устроены в особые сельские общества (которых оказалось почти 6000); из нескольких таких сельских обществ составлялась волость. Как сельские общества, так и волости пользовались самоуправлением, имели свои "сходы", избирали для управления волостными и сельскими делами "голов" и "старшин", а для суда (волостной и сельской "расправы") – особых судей. Так было устроено, по мысли Киселева, самоуправление казенных крестьян; впоследствии оно послужило образцом и для крестьян частновладельческих при освобождении их от крепостной зависимости. Но заботами о самоуправлении крестьян Киселев не ограничился. При его долгом управлении министерство государственных имуществ провело ряд мер для улучшения хозяйственного быта подчиненного ему крестьянства: крестьян учили лучшим способам хозяйства, обеспечивали зерном в неурожайные годы; малоземельных наделяли землей; заводили школы; давали податные льготы и т. д. Деятельность Киселева составляет одну из светлых страниц царствования императора Николая. Довольный Киселевым, Николай шутливо называл его своим "начальником штаба по крестьянской части".

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КРЕСТЬЯНАХ

[…] Казенных крестьян решено было устроить так, чтобы они имели своих защитников и блюстителей их интересов. Удача устройства крестьян казенных должна была подготовить успех освобождения и крепостных крестьян. Для такого важного дела призван был администратор, которого я не боюсь назвать лучшим администратором того времени, принадлежащим к числу лучших государственных людей нашего века. Это был Киселев, который в начале прошедшего царствования, по заключению Парижского мира, назначен был послом в Париже; ему поручено было устроить новое управление государственных крестьян и имуществ. По его плану открыто было в 1833 г. новое министерство государственных имуществ, во главе которого он и был поставлен. Для управления государственными имуществами на местах созданы были палаты государственных имуществ. Киселев, делец с идеями, с большим практическим знанием дела, отличался еще большою доброжелательностью, тою благонамеренностью, которая выше всего ставит общую пользу, государственный интерес, чего нельзя сказать о большей части администраторов того времени. Он в короткое время создал отличное управление государственными крестьянами и поднял их благосостояние. В несколько лет государственные крестьяне не только перестали быть бременем для государственного казначейства, но стали возбуждать зависть крепостных крестьян. Ряд неурожайных годов – 1843 г. и следующие – не только не потребовал ссуды государственным крестьянам, но даже Киселев не израсходовал на эти ссуды и запасного капитала, им образованного. С тех пор крепостные крестьяне стали самым тяжелым бременем на плечах правительства. Киселеву принадлежало то устройство сельских и городских обществ, основные черты которого были потом перенесены в положение 19 февраля для вышедших на волю крепостных крестьян.

Кроме всего этого Киселеву принадлежала также и мысль одного важного закона, касавшегося крепостных крестьян. Как мы знаем, 20 февраля 1803 г. издан был закон о вольных хлебопашцах; по этому закону землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с земельными наделами по добровольному с ними соглашению. Этот закон, плохо поддержанный правительством, оказал незначительное действие на быт крепостных; в продолжение 40 лет на волю вышло таким образом немного крестьян. Больше всего останавливала помещиков необходимость отдавать землю в собственность крестьян. Киселев думал поддержать действие этого закона, устранив это главное препятствие. В его несколько впечатлительной голове (недостаток, от которого несвободны все доброжелательные головы) мелькнула мысль, что можно совершить постепенное освобождение крестьян, предоставив это дело частной инициативе. Мысль закона состояла в том, что помещики могли по добровольному соглашению с крестьянами уступать им свои земли в постоянное наследственное пользование на известных условиях. Эти условия, раз составленные и утвержденные правительством, не должны были меняться; таким образом крестьяне будут прикреплены к земле, но лично свободны, а помещик сохранит за собою права собственности на землю, к которой прикреплены крестьяне. Помещик сохранял судебную власть над крестьянами, но уже терял власть над их имуществом и трудами; крестьяне работали на помещика или платили ему столько, сколько было поставлено в условии. Зато помещик освобождался от обязанностей, какие на нем лежали по владению крепостными, от ответственности за их подати, от обязанности кормить крестьян в неурожайные годы, ходатайствовать за них в судах и т. д. Киселев рассчитывал, что таким образом, поняв выгоду таких сделок, помещики сами поспешат устранить неприятности. При сохранении крепостного права образец устройства крестьян, выходивших, таким образом, на волю, был уже готов в сельском устройстве крестьян государственных, разделенных на волости и общины с выборными управлениями, судами, со свободными сходками и т. д.

Проект Киселева подвергся поправкам и, облеченный в закон 2 апреля 1842 г., не оправдал ожидания; это закон об обязанных крестьянах; ему дана была такая редакция, которая почти уничтожила его действие. К тому же на другой день по издании закона последовал циркуляр министра, которым тогда был Перовский; этот циркуляр и разделал закон; в нем было подтверждено с ударением, что права дворян на крепостных крестьян остаются неприкосновенными, что они не потерпят ущерба в этих правах, если в силу закона не пойдут на сделки с крестьянами. Помещики встревожились в ожидании указа; они уже давно привыкли смотреть на Киселева как на революционера; в Москве и губернских городах этот закон вызвал живые толки. Когда прочитали указ министра, все успокоились, все увидали, что это буря в стакане воды, что правительство так только, из приличия, издало этот указ, чтобы очистить бумагу. В самом деле, только два помещика воспользовались этим законом.

РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕРЕВНЕЙ

В 1837 г . было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил П.Д. Киселев. Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. В свое время он подавал Александру I записку о постепенной отмене крепостного права. В 1837–1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли.

Особое внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялась посадка картофеля. Местные чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли крестьян сообща сажать там картофель, а урожай изымали и распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места. Это называлось «общественной запашкой», призванной страховать население на случай неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку внедрить казенную барщину. По государственным деревням в 1840–1844 гг. прокатилась волна «картофельных бунтов».

Помещики тоже были недовольны реформой Киселева. Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к переходу в казенное ведомство. Еще большее недовольство помещиков вызывали дальнейшие планы Киселева. Он намеревался провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы я точно определить размер барщины и оброка.

Недовольство помещиков и «картофельные бунты» вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все классы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движения больше всего боялся Николай I. В 1842 г. на заседании Государственного совета он сказал: «Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

Реформа управления государственной деревней оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе за все 30-летнее царствование Николая I.

Отмена крепостного права в России явилась условием, обеспечившим утверждение капиталистической формации. Причиной, заставившей господствующие классы пойти на реформы, был кризис феодально-крепостнической системы. Этот кризис представлял собой результат конфликта новых производственных сил и старых феодальных производственных отношений. Кризис феодально-крепостнической системы вызвал обострение классовых противоречий, что и нашло свое выражение в росте крестьянского движения. В силу этого вопрос о крепостном праве и его ликвидации явился центральной проблемой общественно-идейной борьбы в первой половине XIX века в России. Отмена крепостного права могла быть осуществлена двояким способом: либо путем решительной ликвидации феодализма в результате революционного свержения царизма, либо путем реформы, означавшей сохранение в значительной степени остатков крепостничества. Первый путь означал развитие капитализма, не сдерживаемое какими бы то ни было феодально-крепостническими пережитками. Он обеспечивал быструю эволюцию сельского хозяйства по капиталистическому пути. Второй путь  развитие капитализма в условиях сохранения феодальных форм землевладения, медленно приспосабливающихся к капитализму. Этот путь крайне мучительный для крестьянства, обрекавший его на кабалу помещикам, всячески задерживал процесс капиталистической эволюции сельского хозяйства. Обстановка, сложившаяся в России не создала возможностей для революционного решения вопроса о ликвидации крепостного права. Отмена крепостного права повлекла за собой ряд буржуазных реформ (введение земств, реорганизация судебной системы, финансовые преобразования, введение городового Положения и, наконец, военные преобразования). Эти реформы, осуществляющиеся правительством под непосредственным влиянием революционного движения масс, а также общественного возбуждения, означали эволюцию царизма по пути превращения его в буржуазную.

Находясь на посту министра государственных имуществ, граф П.Д. Киселёв внёс существенный вклад в решение таких проблем социальной политики России как рациональность землепользования, несовершенство административно-чиновничьего аппарата, малообразованность населения, а главное, создал предпосылки для решения данных проблем в будущем. Проведённая графом П.Д. Киселёвым реформа государственной деревни 1837-1841 гг., во многом стала прообразом будущей широкомасштабной крестьянской реформы 19 февраля 1861 г.

1. Происхождение крепостного права

Крепостное право, т.е. прикрепление крестьян к земле, началось на Руси в ХV веке. До этого землёй владели главным образом сами князья, а также монастыри и бояре. Отношения между ними и людьми, работавшими на их земле, не были ясно определены. Некоторые земледельцы-крестьяне работали добровольно, но другие - принудительно, находясь иногда почти в рабской зависимости от землевладельцев.

Были и свободные крестьяне, работавшие на своей земле. Большинство крестьян могло свободно переходить с одного места на другое. Такая неопределенность земельных отношений не могла продолжаться после того, как московские князья начали "собирать русскую землю".

Московское государство рождалось в тяжелых условиях непрерывной борьбы с внешними врагами. Князьям нужна была вооруженная сила для защиты страны и для проведения своей политики. В награду за службу в войсках и при княжеском дворе служилым людям давались земли, так называемые "поместья", доходами с которых они жили. Эти служилые люди, которые впоследствии стали называться "помещиками", должны были по первому требованию правительства являться в полном вооружении для участия в военных действиях, приводя с собой столько людей, сколько требовалось в зависимости от размера их поместья.

Для обеспечения поместий рабочей силой стали приниматься меры к тому, чтобы "прикрепить" крестьян к земле, на которой они работали. Большое количество земель было передано во владение помещикам. Таким образом, на этих землях установилась зависимость крестьян от землевладельцев.

Сначала помещики владели поместьями временно. Крестьяне, работавшие у них, не принадлежали им лично. За плохую службу государству помещика могли лишить земель и передать их другому. Однако, как правило, поместье оставалось в пожизненном владении. Когда умирал отец, помещиком назначался его сын и так далее.

Ни помещику, ни государству уже не было выгодно разрешать свободный уход крестьян с занятой ими земли. Поэтому крестьян старались удержать на месте. Свободный переход в любое время от одного помещика к другому был запрещён. Такой переход разрешался только один раз в год в определённый, так называемый «юрьев день». Однако на практике крепостные нередко теряли это право. Если они занимали у помещика деньги и не могли уплатить ему долга, они должны были продолжать работать у него. Иногда богатые помещики, которым нужна была рабочая сила, приезжали в соседние поместья, уплачивали крестьянские долги и переселяли этих крепостных к себе.

Со временем, помещичьи земли стали постоянными владениями и могли передаваться по наследству, а крестьяне оказались прикреплены не только к земле, но и к помещику.

Помещики стали полными хозяевами земли и людей. Над своими крепостными они получили административную и судебную власть, а также собирали с них установленные государством налоги.

Отношения между помещиками и крепостными не были достаточно определены законом. Поэтому крепостные в значительной степени зависели от произвола помещика.

До второй половины ХVIII века за право владеть крепостными и землёй помещики продолжали работать для государства. В 1761 году Пётр III своим "указом о вольности дворянства" освободил дворян (помещиков) от обязанности служить государству; крепостные же остались собственностью помещика. Постепенно крепостное право становилось всё более похожим на рабство.

2. Первые предпосылки к отмене крепостного права

Уже в первый год царствования Николая I произошло 179 крестьянских волнений, из которых 54 были усмирены с помощью воинских команд. 12 мая 1826 г., в связи с многочисленными крестьянскими волнениями, сопровождавшимися упорными слухами о близкой "воле", был обнародован царский манифест, грозивший карами за распространение этих слухов и неповиновение.

Крестьяне выступали не только против "злоупотреблений" крепостным правом, но и против крепостного права вообще — за предоставление им "полной воли". Борьба крестьян за "волю" становилась все более настойчивой. Шеф жандармов А. X. Бенкендорф в секретных отчетах царю с тревогой писал об опасности этого явления. "Дело опасное, и скрывать эту опасность было бы преступлением. Простой народ ныне не тот, что был за 25 лет перед сим — писал он в отчете за 1839 год. — Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же". В заключение Бенкендорф рекомендовал приступить к решению крестьянского вопроса: "Начать когда-нибудь и с чего-нибудь надобно, и лучше начать постепенно, осторожно, нежели дожидаться, пока начнется снизу, от народа".

Николай I в принципе отрицательно относился к крепостному праву, видел его неприглядные стороны и считал социально опасным. Как-то раз, указав своим ближним на собранные в кабинете материалы о крестьянах, записки и проекты разных лиц по крестьянскому вопросу, он сказал, что "намерен начать процесс против крепостного права".

Понимая необходимость отмены крепостного права, он тем не менее указывал на несвоевременность проведения этой меры в данный момент. "Нет сомнения, — заявил он в Государственном совете 20 марта 1842 г., — что крепостное право в нынешнем его положении есть зло, для всех ощутительное, но прикасаться к нему теперь было бы еще более гибельным, и всякий помысел о даровании свободы крепостным людям был бы преступным посягательством на спокойствие государства". Здесь им было четко заявлено понимание как необходимости, так и опасности освобождения крестьян. Опасность он видел в том, что упразднение власти помещиков над крестьянами неизбежно затронет и самодержавие, опиравшееся на эту власть.

Характерны высказывания царя о помещиках как о своих "ста тысячах полицмейстерах", охранявших "порядок" в деревне. "Господа! — говорил он столичному дворянству 21 марта 1848 г. — У меня полиции нет, я не люблю ее: вы моя полиция". Правительство также опасалось, что отмена крепостного права не пройдет мирно и неизбежно будет сопровождаться народными волнениями. Поэтому проводимые меры в крестьянском вопросе носили паллиативный характер: они были направлены на отмену наиболее одиозных и вопиющих сторон крепостничества и преследовали цель снять остроту социальных отношений в деревне.

В царствование Николая I было издано в общей сложности более 100 законодательных актов по крестьянскому вопросу. Был издан ряд законов, направленных против обезземеливания крестьян.

Так, по указу 1827 г. помещикам запрещалось продавать крестьян без земли или одну землю без крестьян. Изданный в том же году указ запрещал отдавать крепостных крестьян на заводы. Указ 2 мая 1833 г. запрещал продавать крепостных с публичного торга "с раздроблением семейств", "удовлетворять казенные и частные долги", расплачиваясь за них крепостными с отрывом их от земли, а также переводить крестьян в дворовые, отбирая у них наделы. В 1841 г. было запрещено дворянам, не имевшим имений, покупать крестьян без земли.

В число мер, направленных на некоторое смягчение крепостного права, входили: указ 1828 г., ограничивавший право помещиков ссылать крестьян в Сибирь по своему усмотрению, предоставление указом 12 июня 1844 г. помещикам права отпускать дворовых на волю по обоюдному с ними договору, указ 1853 г. запрещал сдавать в аренду помещичьи населенные имения недворянам. Все эти куцые указы в виду их необязательности для помещиков оставались мертвой буквой или находили весьма ограниченное применение.

По образному определению В. О. Ключевского, это были лишь "законодательные щипки по больному месту дворянства".

2.1 Действия секретных комитетов

Предпринимались и попытки более общего подхода к решению проблемы крепостного права, для чего создавались специальные секретные комитеты. Всего в царствование Николая I было образовано 9 таких комитетов.

Не доверяя общественному мнению, правительство боялось открыто заявить о своих намерениях по этому весьма острому вопросу, рассматривая его келейно, чисто бюрократически. Членов секретных комитетов даже обязывали давать подписки о неразглашении сведений об их занятиях.

Правительство опасалось не только возбуждения крестьян, но и нежелательной реакции "справа" — со стороны наиболее крепостнической части помещиков, болезненно воспринимавших любые меры правительства, даже в малейшей степени затрагивавшие их интересы.

Определенное значение к подходу решения крестьянского вопроса из числа секретных комитетов имели два — комитеты 1835 и 1839 гг. "Секретный комитет для изыскания средств к улучшению состояния крестьян разных званий" 1835 г. поставил перед собой широкую, но весьма осторожно сформулированную задачу — постепенного перевода крестьян "от состояния крепостного до состояния свободного".

Было намечено три этапа этого процесса: на первом предполагалось ограничить работу крестьян на помещика тремя днями в неделю (т. е. провозглашенное законом Павла I правило о трехдневной барщине из рекомендательного должно было стать обязательным); на втором этапе крестьяне оставались "крепкими земле", но их повинности четко регламентировались законом; на третьем этапе крестьяне получали право свободного перехода от одного владельца к другому, надельная земля продолжала считаться собственностью помещика, но крестьяне могли арендовать ее по договоренности с ним на определенных условиях. Какого-либо срока завершения этого безземельного освобождения крестьян комитет не устанавливал. Однако даже это предложение не вышло за рамки его обсуждения.

Новая попытка общего решения крестьянского вопроса была предпринята в секретном комитете 1839г., в котором большую роль играл ранее близкий декабристам видный государственный деятель, сторонник умеренных реформ, П. Д. Киселев. Он считал возможным решить крестьянский вопрос путем правительственной регламентации отношений между крестьянами и помещиками. Стремясь сохранить дворянское землевладение и вместе с тем считая невозможным освобождение крестьян без земли, Киселев предложил, чтобы помещики при освобождении крепостных на волю предоставляли им наделы за выкуп или за строго фиксированные повинности.

2.2 Указы правительства

Новые экономические отношения требовали, из­менений в правовом положении сельских обывателей. От­дельные шаги в этом направлении были сделаны в первой половине XIX в.

Уже в 1801 г. государственным крестьянам было разрешено покупать землю у помещиков. В 1818 г. был принят указ, разрешивший всем крестьянам (в том числе и помещичьим) учреждать фабрики и заводы.

В 1803 г. принимается «Указ о вольных хлебопашцах», по которому помещики получили право отпускать своих крес­тьян на волю за установленный самими помещиками выкуп. Почти за шестьдесят лет действия указа (до реформы 1861 г. ) было утверждено лишь около 500 договоров об освобожде­нии и стали вольными хлебопашцами около 112 тысяч чело­век. Освобождение осуществлялось с санкции Министерства внутренних дел, крестьяне получали права собственности на недвижимость и участие в обязательствах.

Потребность в свободном наемном труде сделала неэф­фективным использование труда посессионных крестьян на фабриках и заводах: в 1840 г. заводчики получили право осво­бождать посессионных крестьян и вместо них нанимать воль­ных людей и оброчных крестьян.

В городах параллельно с сословием мещан и цеховых (мас­тера, ремесленники, подмастерья) стала формироваться со­циальная группа «рабочих людей».

Николай I исходил из незыблемости помещичьего землевладения. Он рассматривал земельную собственность помещиков "навсегда неприкосновенной в руках дворянства" и как гарантию "будущего спокойствия". Поэтому в указе 2 апреля 1842 г. было прямо сказано: "Вся без исключения земля принадлежит помещику; это вещь святая, и никто к ней прикасаться не может".

По этому указу крестьянин по воле помещика получал свободу и надел, но не в собственность, а в пользование, за который был обязан (отсюда и название "обязанный крестьянин") выполнять по соглашению с помещиком по сути дела те же феодальные повинности (барщину или оброк), но с условием, что помещик впредь не мог изменять ни виды, ни размеры этих повинностей. Предоставленный в пользование крестьянина надел помещик не мог уже ни отнять у него, ни обменять или уменьшить. Никаких определенных норм наделов и повинностей закон не устанавливал — все зависело от воли помещика. В селениях "обязанных крестьян" вводилось выборное "сельское самоуправление", однако сохранялась вотчинная власть помещика в имении.

Правительство всегда опасалось реакции крестьян на тот или иной указ. После издания указа 2 апреля 1842 г. местным властям было разослано секретное предписание, чтобы по поводу этого указа "не происходило бы никаких лживых разглашений насчет мнимого освобождения крестьян", а последние "оставались бы в беспрекословном повиновении помещикам". И действительно, некоторые крестьяне восприняли его как указ, объявляющий "волю", и в связи с этим в 9 губерниях произошли крестьянские волнения.

Указ всполошил и помещиков. Путем циркуляров и личных разъяснений Николай I успокоил помещиков, что данный указ нисколько не нарушает их прав.

Практического значения в разрешении крестьянского вопроса указ 2 апреля 1842 г. не имел. За время его действия (1842—1858) в категорию "обязанных крестьян" перешло всего лишь 27 173 души муж. пола в семи помещичьих имениях. Это объясняется не только тем, что большинство помещиков встретили этот указ в штыки, но и тем, что и сами крестьяне не соглашались на столь невыгодные условия, не дававшие им ни земли, ни свободы.

Еще меньшее применение имел указ 8 ноября 1847 г. о праве крестьян помещичьих имений, продававшихся с публичных торгов за неуплату казенных или частных долгов владельца имения. Согласно указу, крестьяне обязаны были внести выкуп в течение 30 дней со времени объявления о продаже имения. Размер выкупа определялся последней на торгах ценой, при этом крестьяне должны были внести всю выкупную сумму сразу, "не ожидая никакого пособия от казны". Выкупленная земля предоставлялась в собственность всей общине, а не отдельному крестьянскому двору. Выкупившиеся на волю крестьяне поступали в разряд государственных и несли наравне с ними все подати и повинности, за исключением оброка за землю (который платили государственные крестьяне за свои наделы). Поэтому такие крестьяне получали название "безоброчных".

Характерно, что несмотря на стеснительные условия выкупа, от многих крестьянских общин, к удивлению правительства, стали поступать заявления о предоставлении им возможности выкупиться на волю на основании указа 8 ноября 1847 г. За короткое время таких ходатайств поступило 266 — главным образом от крупных оброчных и промысловых селений, в которых у промышлявших крестьян были наличные денежные средства для выкупа и где крестьяне особенно остро воспринимали крепостную неволю, стеснявшую их промысловую деятельность.

Поскольку к этому времени почти половина помещичьих имений была заложена и многие их владельцы не могли рассчитаться с долгами, то продажа имений с торгов была нередким явлением. Помещики забили тревогу. Правительство пошло им навстречу: формально не отменяя указа, оно так изменило его различными "разъяснениями" и "дополнениями", что практически свело его на нет. Всего этим указом могли воспользоваться и выкупиться на волю лишь 964 души муж. пола крестьян.

3 марта 1848 г. был издан закон, предоставлявший помещичьим крестьянам право покупать землю (до этого они ее покупали на имя своего помещика). Однако и этот закон был обставлен рядом стеснительных для крестьян условий. Крестьянин мог купить землю только с согласия помещика, о чем он его заранее должен был известить. Но и приобретенная таким путем крестьянином земля законом не была защищена. Помещик мог безнаказанно завладеть ею, ибо закон запрещал крестьянам возбуждать против своего владельца иск.

2.3 Инвентарная реформа в западных губерниях

Смелее правительство действовало там, где его меры по крестьянскому вопросу не затрагивали интересов русского дворянства, а именно — в западных губерниях (в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине), и где помещиками были преимущественно поляки. Здесь правительство стремилось ослабить влияние польских помещиков и вместе с тем предотвратить процесс обезземеливания ими крестьян.

В 30-х годах была проведена конфискация имений у тех польских помещиков, которые участвовали в восстании 1830— 1831 гг. Крестьяне этих имений были переведены в разряд государственных.

В 1844 г. был образован Комитет западных губерний для выработки "Правил для управления имениями по утвержденным для оных инвентарям". Были составлены инвентари — описания помещичьих имений с точной фиксацией крестьянских наделов и общего для всех имений количества барщинных дней, которые впредь нельзя было изменять. Инвентарная реформа была проведена в 1847—1848 гг. в губерниях Правобережной Украины (Волынской, Киевской и Подольской), в 1852—1855 гг. — в белорусских губерниях (Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской).

Инвентарная реформа вызвала недовольство помещиков, выступавших против правительственной регламентации их владельческих прав, а также многочисленные волнения крестьян, положение которых она практически не улучшила.

Тема урока: Экономическая политика в условиях политической консервации. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселёва 1837-1841 гг.

Тип урока: урок открытия новых знаний;

Цель урока: сформировать у учащихся представление об исторической личности Николая I и познакомить учащихся с характерными чертами внутренней политики Николая I.

Название этапа

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

Здравствуйте, ребята. Рада вас приветствовать на нашем сегодняшнем уроке. Проверьте свою подготовку к уроку и давайте начнём.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Актуализация знаний и умений

Цель этапа: выявление степени усвоения знаний и умений задачи.

Создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организация формулировки темы учащимися.

Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте проверим, как вы поняли предыдущую тему. Для этого выполним несколько заданий.

1 задание. (1 слайд). Поработаем с датами и терминами. Устно заполним таблицу.

Ограничение возможности журналистов, писателей, поэтом высказывать антиправительственные мнения .

· В каком году был создан особый орган управления СЕИВК?

- Через канцелярию Николай I осуществлял личный контроль над действиями министерств и ведомств. Обширная канцелярия имела несколько отделений, в зависимости от сферы деятельности.

· В чем состояла задача II отделения СЕИВК? Кто возглавлял?

- Задачей II отделения канцелярии стало упорядочение законодательства (кодификация законов) и подготовка единого Свода законов. М.М. Сперанский. (2 слайд).

· Справилось ли 2 отделение со своей задачей? В чём это выразилось? Что стало итогом работы 2 отделения?

- Итогом стало опубликованное в 1830 г. Полное собрание законов Российской империи в 45 томах и изданный в 1832 г. Свод действующих законов Российской империи.

· Совершенно верно, был составлен единый Свод законов. За свою деятельность по составлению единого Свода законов Сперанский был награждён орденом Андрея Первозванного (3 и 4 слайды).

· Чем ведало 3 отделение?

- Вопросы политического сыска и выявления. Органы III отделения были созданы и на местах, они осуществляли контроль за настроениями умов.

· Кто возглавлял 3 отделение?

- Шефом III отделения и корпуса жандармов стал облечённый особым доверием царя генерал А. X. Бенкендорф.

· Ограничение возможности журналистов, писателей, поэтом высказывать антиправительственные мнения. Какой документ, созданный во времена Николая I выполнял эту задачу?

- Цензурный устав

· В каком году он был принят?

(6 слайд). 2 задание.

Последние годы правления Николая I называют мрачными? Как вы думаете, почему?

(7 слайд). 3 задание. Сопоставьте фамилии исторических деятелей с их изображениями.

1) А.Х. Бенкендорф

2) Николай I

3) М.М. Сперанский

4) Л.В. Дубельт

(8 слайд). 4 задание.

… - просмотр произведений, предназначенных для печати, постановки, а иногда и частных писем с целью контроля.

Совершенно верно. Молодцы, все справились с заданиями, а теперь продолжим изучение внутренней политики Николая I.

Отвечают на вопросы учителя, устно заполняют таблицу.

- Примерные ответы:

1) ужесточение цензуры

2) расцветом полицейско-бюрократической системы

Мотивация учебной деятельности

Цель этапа: выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности.

Проверка усвоения прошлой темы

· Давайте вспомним, какие сферы жизни общества вы знаете?

Какую сферу мы затрагивали на прошлом уроке?

А с политической сферой у нас больше всего связана какая сфера?

Какой вопрос экономической сферы госудрства был самым важным и насущным в то время? Если не ответят.

· Как и его предшественник на императорском троне Александр I

Николай 1 не смог обойти вниманием важнейший вопрос крестьянский.

Почему назрела необходимость отмены крепостного права?

В конце XVIII века крепостное право достигло своего апогея. Степень эксплуатации достигла такого уровня, за которым следует разложение и деградация крепостнического хозяйства. Это подтверждается и тем, что сам Александр I называл крепостное право рабством и о необходимости его отмены говорил в кружке своих единомышленников и приятелей – Негласном комитете. К тому времени крепостной труд был непроизводителен, в этом плане наемный труд был намного эффективнее. К тому же, в начале XIX века в Англии началась промышленная революция, которая резко повысила темпы роста промышленного производства. В этих условиях Россия рисковала стать неконкурентоспособной на европейском рынке. Поэтому уже к тому времени отчетливо назрела необходимость отмены крепостного права в России и развития промышленного производства.

Сегодня мы с вами узнаем, какие шаги, направленные на улучшение положения крестьян были сделаны Николаем I. Были ли они успешны? А также разберём экономическую политику Николая I.

- экономическая, политическая, социальная, духовная.

- Крестьянский вопрос наиболее остро встал в рассматриваемый период, потому что большую часть населения империи составляли крестьяне, как главная рабочая сила.

власть признавала, что факт сохранения крепостного права вёл к отставанию страны. Кроме того, крепостное право Европой воспринималось как пережиток, свидетельство отсталости и варварства и Россия должна была меняться.

- Крестьянский вопрос тормозил развитие России, что отличало её от европейских развитых стран, а чтобы сохранять роль межгосударственного лидера, Россия должна была меняться. К тому же, опорой страны в то время было дворянство, не особо желающее отмены крепостного права и отпуска своих крестьян, что вызывало противоречия: с одной стороны, государство должно меняться ради мирового лидерства, иначе оно попросту отстанет от других стран; с другой стороны, главная опора страны была бы лишена своих привилегий ради государственной цели, что повело бы за собой раздоры и восстания в стране, приведя к неустойчивому положению общества.

Постановка учебной задачи

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности.

Создать условия, в которых ученики сами спланируют свою деятельность на уроке, поставят задачи и выстроят план по их достижению.

Запишите тему нашего сегодняшнего урока

«Экономическая политика в условиях политической консервации». (9 слайд).

Слушают учителя. Знакомятся с планом урока.

Освоение нового учебного материала

Цель этапа: формирование новых знаний и умений.

Работа с учебником в группах, изучение понятий, работа в группах с раздаточным материалом.

Крестьянский вопрос в России был острым. Николай 1 понимал, что его нужно решать, но понимал он и другое - в стране произошли большие потрясения, а отмена крепостного права может вызвать волну негодования помещиков, что пошатнет позиции самодержавия. Поэтому был избран путь наименьшего сопротивления.

Николай I начал разбираться с крестьянским вопросом издалека. В первую очередь, он решил начать с преобразований, направленных на улучшение положения государственных крестьян.

Вспомните, какие крестьяне назывались государственными?

По поручению Николая I реформу управления государственными крестьянами провёл генерал П. Д. Киселёв — член Госсовета и министр государственных имуществ. (11 слайд). Именно его Николай I называл своим «начальником штаба по крестьянской части».

Реформа была призвана решить несколько важнейших задач: (12 слайд)

· Систематизировать налоговые сборы в деревнях.

· Увеличить благосостояние крестьян и улучшить условия их жизни. Снизить меру недовольства среди крестьян.

· Показать помещикам пример эффективного управления в деревне и «нового» отношения к крестьянам .

Нововведения затронули огромное количество людей. Источники называют разное (от 7,5 до 19 млн., первая цифра реальнее) количество государственных крестьян. Все они в той или иной степени стали объектом действий реформатора.

Суть: (13 слайд). Это записывать не нужно.

- Главным пунктом преобразований, осуществлённых в 1837—1841 гг., явилось введение крестьянского самоуправления.

- В деревнях стали создаваться школы, больницы и церкви.

- Там, где земли не хватало, иногда принималось решение о переселении крестьян на свободные земли в другие районы страны, особенно в восточные.

- Для того чтобы обезопасить крестьян от неурожая, было решено оставить часть земли на «общественную запашку». На этих участках крестьяне работали сообща и пользовались плодами общего труда. Нередко на таких общественных наделах насильно заставляли сажать картофель. Это было непривычно для русских крестьян и привело в начале 1840-х гг. к «картофельным бунтам».

- Увеличились участки земли, принадлежавшие крестьянам.

- Вводилось крестьянское самоуправление.

- При взимании оброка учитывалась доходность крестьянского. Вместе с тем содержание нового чиновничьего аппарата легло на плечи самих селян. Чиновник в государственной деревне стал играть ту же роль, что и помещик в крепостной деревне.

Реализованы большинство запланированных шагов были лишь частично, поскольку реформа столкнулась с двойным сопротивлением – «сверху» и «снизу».

Реформа Киселёва не могла вызвать симпатий со стороны помещиков, поскольку слишком усилились различия в положении государственных и крепостных крестьян. Недовольство преобразованиями Киселёва показало Николаю, что хоть крепостное право и является злом, но попытки его немедленного устранения грозят протестом со стороны приверженцев крепостничества.

Тем не менее отдельные шаги в этом направлении он предпринял: была запрещена продажа крепостных за долги; запрещалось также разлучать при продаже членов одной семьи.

Строительство школ и больниц, а также программа переселения принесли некоторый положительный результат. Но в целом проведение реформы управления государственными крестьянами закончилось неудачей, и «крестьянский вопрос» еще долгие годы оставался больным местом России.

Следующим шагом стало принятие указа об обязанных крестьянах.

1842 год – указ об обязанных крестьянах. (14 слайд).

По нему помещикам предоставлялось право по своему желанию освобождать крестьян, заключая с ними договор о предоставлении им земельных наделов в наследственное владение. За это крестьяне обязаны (отсюда и название указа) были выполнять различные повинности в пользу бывших владельцев.

Однако этим своим правом помещики не спешили воспользоваться, поскольку большинство из них противились нововведениям и предпочитали жить по старым порядкам. Из 10 млн крепостных до 1855 г. в обязанные крестьяне было переведено чуть менее 25 тыс. душ мужского пола.

В 1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги; в 1848 г. им было предоставлено право покупать незаселённые земли и строения.

Ещё одним крупным шагом Николая в отношении крестьян стала

(16 слайд) Инвентарная реформа 1847—1848 гг. Она была проведена только в западных губерниях (Литве, Белоруссии и Правобережной Украине) , где помещиками были в основном поляки-католики, а их крепостными — православные , где помещиками были в основном поляки-католики, а их крепостными — православные. ( Причиной проведения реформы лишь в западных губерниях он называл сопротивление русских помещиков центральных губерний России. По мнению Улащика, нежелание властей портить отношения со «своими» помещиками не распространялось на западные губернии, где было мало русских помещиков, а «польские» не внушали властям доверия ) .

Здесь были введены инвентарные правила: были строго определены размеры крестьянских наделов и повинности крестьян в пользу помещиков. Это улучшило положение крепостных, дало им чуть большую свободу, ограничило произвол помещиков.

Это улучшило положение крепостных, дало им чуть большую свободу, ограничило произвол помещиков, потому что помещик эти нормы нарушать не мог.

Однако, несмотря на все эти нововведения, система крепостного права в России продолжала сохраняться.

Давайте теперь поговорим о социально-экономическом развитии страны во второй четверти 19 века.

(17 слайд). Положение в деревне.

Одной из ключевых проблем царствования Николая I был крестьянский вопрос.

В правление Николая I происходило ограничение действия крепостного права. Так, с 1841 г. была запрещена продажа крепостных в розницу; с 1843 г. запрещалось покупать крестьян безземельным дворянам; с 1847 г. крестьяне имели право выкупаться на волю с землёй при продаже имения помещика за долги; в 1848 г. крестьянам всех категорий было разрешено приобретать недвижимость. Государство впервые в этот период стало систематически следить (при помощи III отделения) за тем, чтобы права крестьян не нарушались помещиками, и даже наказывать помещиков за эти нарушения.

На протяжении всего правления Николая I работали секретные комитеты (18 слайд) по крестьянскому вопросу, которые пытались разработать меры по облегчению положения крестьян и подготовить их к будущей отмене крепостного права. Они занимались «улучшением быта» крестьян.

Что касается транспорта и торговли.

Промышленный переворот затронул транспорт чуть позже, во второй половине XIX в., уже в пореформенный период. Однако и в период правления Николая I транспортная сеть неуклонно развивалась. Особенно это касается железных дорог. В 1837 г. в России появилась первая железная дорога: Петербург — Царское Село. (19 слайд).

В 1851 г. была построена дорога Петербург — Москва (Николаевская железная дорога). В 1842 г. был образован специальный Департамент железных дорог. Постройка вагонов и оборудования стала стимулом к развитию машиностроения.

Торговый баланс России в этот период был положительным, чему способствовала политика протекционизма. Кто знает, что это такое?

Главным предметом экспорта являлся хлеб. Основным направлением внешней торговли оставалась торговля с европейскими странами (около 90 % от всего торгового оборота). Ведущим торговым партнёром России по-прежнему была Англия. На азиатском направлении велась активная приграничная торговля с Китаем.

Что касается внутренней торговли, то во второй половине XIX в. стало возрастать значение постоянной магазинной торговли, хотя в хлеборобных районах, особенно на Украине, сохранялось значение ярмарочной торговли.

Переходим к последнему пункту нашего плана:

23 слайд. Реформа Е.Ф. КанкрИна.

В 1839—1843 гг. под руководством министра финансов графа Е. Ф. КанкрИна была проведена денежная реформа с целью укрепить позиции российской денежной системы. Обесценившиеся ассигнации были заменены кредитными билетами, которые правительство обменивало на серебро по строго установленному курсу. Во внешней торговле главным средством платежа стал серебряный рубль, все внешние сделки исчислялись в серебре.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: