Кто охраняет суда строящие северный поток 2

Обновлено: 27.04.2024

Пусть

Очень хорошим проектом оказался газопровод "Северный поток – 2". Сколько раз многочисленные эксперты и в нашей стране (представители либерального экономического лагеря) и за пределами России заявляли, что этот газопровод – вещь сугубо политическая и к экономике не имеет никакого отношения. Что, мол, потраченные на него деньги никогда не отобьются, и это сплошные расходы и путь к обнищанию страны. Примерно с такой же частотой все эти лица утверждали, что Керченский (Крымский) мост никогда не может быть построен по тысяче и одной причине. Как и с мостом, эти господа обмишулились по самое не балуйся. Можно считать, что "Северный поток-2" уже окупился, не перекачав в Германию еще ни одного кубометра газа. Во всяком случае, для нашей страны и "Газпрома". Пусть косвенно, в силу сочетания целого ряда причин, но окупился.

Буквально на днях вышла отчетность концерна "Газпром" за девять месяцев нынешнего года. Оказалось, что чистая выручка компании от продажи газа в Европу выросла более, чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2020-го - до 2,46 трлн. рублей (почти 39 млрд. долларов США). А чистая прибыль за аналогичные периоды в сравнении увеличилась аж в 5 раз – до 1,59 трлн. рублей (немногим более 21 млрд. долларов).

Страны Европы, отказавшись от долгосрочных контрактов, были вынуждены платить по биржевым ценам, которые в этом году скакнули на редкость высоко. При этом, экспорт газа в дальнее зарубежье вырос на 14%, а рост средней цены составил 87%. Средняя цена поставки тысячи кубометров в дальнее зарубежье выросла почти вдвое, со 129 долларов до 241. То есть, разница составила 112 долларов за тысячу кубов, что при объеме 175,7 млрд. кубометров дало дополнительную выручку в 19,6 млрд. долларов США.

А какова у нас гигантская стоимость "Северного потока – 2"? Страшно сказать, около 11 миллиардов тех самых долларов. Причем, половину на строительство давали иностранные компании-участники проекта. То есть половина расходов на них, а выручка вся наша. Хорошая арифметика!

Более того, активное противодействие "Северному потоку – 2" со стороны европейских "зеленых" и администраций США продолжает поддерживать биржевые цены на газ на невиданных доселе высотах. Стоимость тысячи кубов пляшет вокруг тысячи долларов плюс-минус до сих пор, и в немалой степени это продолжается по той причине, что ввод в эксплуатацию "СП–2" искусственно тормозится, а заполнение газовых хранилищ в Европе далеко от не то что идеальных, а и даже от хороших показателей. И чем дольше будет идти свистопляска с "СП-2", тем больше Европу будет лихорадить не от холода, а от цен на газ. А денежку будет получать "Газпром".

Многие европейские и американские эксперты считают "СП–2" не просто политическим, а и вовсе "энергетическим оружием" Путина. И, знаете, стоит с этим согласиться. Вот только в оружие его превратил сам Запад. Смотрите, республиканцы бойкотируют принятие оборонного бюджета США из-за отсутствия санкций против "СП-2" (в конце концов, демократы отступили, но каково им сейчас чувствовать горечь поражения, и от этого их чувства к республиканцам теплее не стали), в правительстве ФРГ "зеленые" цапаются с социал-демократами, Германия пытается освободиться от шантажа США по этому вопросу и в немецком политикуме нарастает недовольство американской политикой.

Всего этого раздрая не было бы и в мечтах, если бы "СП-2" просто построили и запустили в эксплуатацию, как всякий коммерческий трубопровод, каким он и является на самом деле. Но именно на Западе его политизировали, демонизировали, именно там сами они сделали его оружием, а сейчас, готовясь к поражению от его применения, кричат: "Ой, больно! Ой, холодно!"

И пусть "СП-2" еще не работает, но деньги в Россию он уже приносит. И большие деньги. Вот бы на Западе потормозили бы запуск "СП-2" еще пару лет, нам бы и деньги не пришлось бы искать на какой-нибудь "СП-3". Просто достали бы из кошелька с легкой ухмылкой. А все эти страны, которые борются с "СП-2", а в его лице с Россией, продолжали бы все это время наносить себе незаживающие раны.

Возрастная категория сайта 18 +

Плавучий трубоукладчик «Академик Черский»

Россия привлекла боевые корабли Военно-морского флота для сопровождения трубоукладчика и двух других судов, которые будут задействованы в достройке трубопровода «Северный поток-2» в Балтийском море. Об этом сообщил заместитель секретаря Совета безопасности России Михаил Попов.

По его словам, «такая мера была обусловлена рисками провокаций со стороны отдельных государств». Эти государства дипломатично не были названы, но кто ж их не знает? США, Польша и некоторые другие страны не раз открыто заявляли, что они противники «Северного потока-2» и активно противодействовали его завершению. А Вашингтон в конце прошлого года даже наложил санкции на все компании, которые участвовали в строительстве. Швейцарская Allseas тут же трусливо отозвала свой трубоукладчик из Балтийского моря. Но США и этого показалось мало: они стали стращать санкциями и страховые компании, сотрудничающие с участниками строительства. И даже включили расходы на такие ограничения в… оборонный бюджет США!

По сути, грубая экономическая война была объявлена не только России, но и всем странам, которые участвовали (или намеревались участвовать) в проекте. Правда, Берлин несколько раз огрызнулся на Вашингтон.

Но Москва нашла выход из положения: плавучий трубоукладчик «Академик Черский» и суда снабжения «Остап Шеремет» и «Иван Сидоренко» пришли из Владивостока в Калининград. И на всем этом длинном пути возле них «челночным способом» дежурили российские боевые корабли.

Какие именно? – допытывался я у своих источников в Совбезе. Мне отвечали по-разному: «Напишите, что это были боевые корабли третьего, второго и первого ранга… Многоцелевые и противолодочные корабли… Корветы и фрегаты вас устроят?»…

ДОСЬЕ «КП»

Проект «Северный поток-2» представляет собой расширение действующего «Северного потока». Новый трубопровод пройдет от побережья России через Балтийское море до Германии, его мощность должна составить 55 млрд куб. метров газа в год. Оператор проекта Nord Stream 2 AG, единственный акционер — «Газпром». Компании «Газпрома» осталось достроить 6% трубопровода. Газопровод из России в Германию по дну Балтийского моря должны были построить еще в конце 2019 года. Завершение проекта перенесли на рубеж 2020-2021 годов.

Ну а что же дальше?

«Академик Черский» находится в порту Мукран в Германии. Там расположена логистическая база «Северного потока-2». Конгресс США грозит Мукрану «финансовым разрушением», если он не выгонит наш трубоукладчик. Суда снабжения ждут команды в Калининграде.

И если махнуть рукой на американские угрозы и приступить к завершающей фазе строительства, то, не ровен час, дело может дойти до столкновений кораблей США и России на Балтике. Ибо для Вашингтона «Северный поток-2» - это гигантские не только экономические (кому будет нужен его дорогущий сжиженный газ в центральной Европе?), но и политические потери – Россия подсадит Германию на свою «голубую иглу». Тем временем Берлин все чаще подает Вашингтону сигналы, чтобы он не мешал выгодному для немцев контракту с Москвой. И тут уже искрит не меньше, чем тогда, когда Турция без «разрешения США» купила у России С-400. В рядах ключевых стран НАТО намечается еще один нешуточный раскол. Остается ждать, когда боевые корабли Германии и России вместе возьмут под охрану суда, завершающие «Северный поток-2». Ну чтобы уже совсем никто не мешал взаимовыгодной сделке…

Возрастная категория сайта 18 +

Замглавы Совбеза России Михаил Попов сообщил, что сопровождение трубоукладочного судна и двух судов снабжения кораблями Военно-морского флота было необходимо из-за возможных провокаций со стороны других государств

Россия задействовала боевые корабли для охраны судов, участвующих в строительстве трубопровода «Северный поток-2» (Nord Stream 2), из-за возможных провокаций со стороны других стран. Об этом заявил заместитель секретаря Совета безопасности России Михаил Попов, передает «Интерфакс».

Он рассказал, что корабли Военно-морского флота обеспечивали безопасный переход трубоукладочного судна «Академик Черский» и судов снабжения «Остап Шеремета» и «Иван Осипенко», которые участвуют в строительстве «Северного потока-2», из Владивостока в Калининград.

«Эта мера была обусловлена рисками провокационных действий со стороны отдельных государств», — отметил Попов.

Трубоукладчик «Академик Черский»

Проект «Северный поток-2» предполагает строительство по дну Балтийского моря двух ниток газопровода протяженностью более 1,2 тыс. км каждая общей мощностью 55 млрд куб. м в год. По ним будет поставляться газ в Германию через морские территории России, ФРГ, Финляндии, Швеции и Дании. Сейчас трубопровод закончен более чем на 90%. Его строительство было приостановлено в декабре 2019 года из-за санкций США, в результате которых швейцарская компания Allseas увела свои трубоукладочные суда с проекта.

В связи с этим Россия была вынуждена подключить к строительству трубоукладчик «Академик Черский», единственный в стране обладающий современной системой динамического (безъякорного) позиционирования. В феврале он вышел из порта Находки и к началу мая добрался до немецкого порта Мукран, где находится логистический терминал проекта строительства «Северного потока-2» и хранятся трубы, необходимые для завершения строительства.

Компания МРТС, участвовавшая в постройке российского участка газопровода «Северный поток-2», заявила, что не намерена укладывать трубы в водах Дании. В аренде у МРТС находится баржа «Фортуна», которую ранее связывали с проектом

Баржа «Фортуна»

Российская компания «Межрегионтрубопроводстрой» не намерена предоставлять трубоукладочную баржу «Фортуна» для достройки российского экспортного газопровода «Северный поток-2» (Nord Stream 2), ставшего мишенью американских санкций. «Акционерное общество «Межрегионтрубопроводстрой» (АО «МРТС») не принимает и не намерено принимать участие в выполнении работ по укладке газопровода Nord Stream 2 в Балтийском море с использованием трубоукладочной баржи «Фортуна» или иным образом», — сообщил РБК официальный представитель компании.

В МРТС уточнили, что компания никогда не являлась собственником баржи «Фортуна». «АО «МРТС» не является собственником указанного судна, а арендует его по договору бербоут-чартера для использования в других проектах», — следует из комментария компании.

Бербоут-чартер (понятие определено в Кодексе торгового мореплавания России) предусматривает, что судовладелец за определенную плату и на определенный срок передает судно фрахтователю во временное пользование и владение без экипажа.

Кто может достроить Nord Stream 2

Баржа «Фортуна», которая (по данным сервиса Marine Traffic) сейчас находится в немецком порту Росток, называлась аналитиками (например, отраслевым изданием ICIS, аналитической службой Platts Analyitcs и др.) как один из кандидатов на достройку «Северного потока-2», приостановленную в декабре 2019 года из-за американских санкций. В конце прошлого года конгресс США принял закон, угрожающий вторичными санкциями против собственников судов — трубоукладчиков Nord Stream 2. Сразу после этого морское строительство газопровода свернула швейцарско-голландская фирма Allseas.

Так, издание ICIS писало 6 июля, что если в достройке газопровода будут участвовать «Фортуна» и трубоукладчик «Академик Черский», то финальные работы могут занять около 53 дней.

Представитель МРТС говорит, что компания принадлежит «частным лицам», но их имена не раскрывает. По данным СПАРК, 100% АО «Межрегионтрубопроводстрой» принадлежало «МРТС Холдингу», но еще в ноябре 2011 года доля холдинга снизилась до 5%. Другие совладельцы компании не указываются. У «МРТС Холдинга», в свою очередь, три совладельца — Валерий Коликов (80%), Александр Коликов (10%) и Владимир Дурнин (10%).

Фото: Shutterstock

Цена на золото нарисовала «крест смерти». Что это такое и чем он опасен

На рынке PR — деформация: специалисты просят миллионы ни за что

Налоговые споры: на что обратить внимание прямо сейчас

Фото: Unsplash

Китайские электрокары вытесняют лидеров автопрома. Как на этом заработать

Амбиции падают: CFO готовы менять работу даже без повышения оклада

Фото: Michael Cohen / Getty Images for The New York Times

Дожить до 120 лет: зачем сооснователь PayPal принимает гормон роста

Фото: Shutterstock

Акции Coinbase рухнули вслед за криптой. Стоит ли их покупать на просадке

Фото: Shutterstock

Что такое амнистия капитала и зачем она нужна владельцам криптовалют

Если «Фортуна» не участвует в достройке «Северного потока-2», не ясно, кто будет укладывать трубы на оставшемся датском морском участке. Единственным подходящим кандидатом остается трубоукладчик «Академик Черский» (такую возможность допускал министр энергетики Александр Новак еще в декабре 2019 года). В июне принадлежащая «Газпрому» проектная компания Nord Stream 2 (строит одноименный трубопровод) попросила Датское энергетическое агентство (DEA) разрешить использовать при строительстве не только судно (или суда) с динамической системой позиционирования (как «Академик Черский»), но и суда с якорной системой позиционирования (как «Фортуна»).

При этом Nord Stream 2 никогда не называл конкретные суда, которые могут участвовать в достройке газопровода, после того как из строительства вышла Allseas. И «Академик Черский», и «Фортуна» в последние месяцы стояли в немецком порту Мукран, логистическом хабе проекта.

«Мы своевременно проинформируем о наших планах и возобновлении работ», — ответила пресс-служба Nord Stream 2 на запрос РБК во вторник, 4 августа.

Кто владеет судном

«Фортуна» по состоянию на 30 июля числилась в составе флота МРТС, следует из снимка страницы сайта компании в Google Cache (сохранен у РБК), но сейчас это судно там не указано. «ТУБ «Фортуна» — это якорная баржа с 12-точечной системой позиционирования для строительства морских подводных трубопроводов», — говорилось на сайте МРТС.

Проектная компания Nord Stream 2 в ноябре 2019 года указывала на своем сайте, что судно «Фортуна» компании МРТС уложило первые 13 км обеих ниток газопровода от российского берега. В выписке из Российского международного реестра судов указано, что владельцем баржи «Фортуна» является «Межрегионтрубопроводстрой».

Однако в МРТС сообщили, что с точки зрения Кодекса торгового мореплавания России в качестве владельца судна в судовом реестре может быть указано лицо, лишь эксплуатирующее судно. ООО «МРТС Морские проекты» действительно участвовало в строительстве российской части «Северного потока-2», но больше в проекте не участвует и достраивать не собирается, сказал представитель МРТС.

У судов — потенциальных участников Nord Stream 2 меняются владельцы

Nord Stream 2 до сих пор не возобновил строительство газопровода в водах Дании (там осталось достроить около 6% трубы), хотя, по решению Датского энергетического агентства (DEA), может начать строить с 3 августа 2020 года. Месяцем ранее датский регулятор разрешил Nord Stream 2 укладывать трубы с использованием судна с якорной системой позиционирования, а не только судов с динамической системой позиционирования, как было разрешено ранее.

У «Академика Черского» недавно сменился владелец: «Газпром флот» (дочернее предприятие «Газпрома») вывел из своего состава этот трубоукладчик и еще два судна снабжения. В конце июля РБК сообщал, что «Академик Черский» больше не принадлежит «Газпрому»: судно находится в собственности АО «Самарский теплоэнергетический имущественный фонд» (СТИФ), а этот фонд во втором квартале перестал входить в группу «Газпрома», следовало из его материалов. Кто является конечным бенефициаром СТИФа, неизвестно.

Аналогично два судна снабжения («Остап Шеремета» и «Иван Сидоренко»), ранее входившие в эксплуатационный флот «Газпром флота» и способные помогать в достройке Nord Stream 2, теперь принадлежат АО «Нобилити», чьи текущие собственники не раскрываются (учредителями компании были структуры «Газпрома»).

В июле Госдепартамент США изменил свое публичное руководство по применению Статьи 232 закона CAATSA, распространив ее действие на проект Nord Stream 2. Теперь американские санкции грозят иностранным компаниям, инвестирующим в «Северный поток-2». Кроме того, в обе версии законопроекта о бюджете Пентагона, принятые в палате представителей и сенате США, вошли предполагаемые дополнительные санкции против компаний, предоставляющих суда для строительства Nord Stream 2.

Страсти вокруг газопровода «Северный поток-2» не утихают. В то время, как власти Дании называют окончательные сроки строительства, США продолжают давить на Европу, угрожая тяжелыми санкциями. Масла в огонь подливает Киев, который пугает страшными экономическими последствиями прекращения транзита газа через Украину. У Берлина свои аргументы. Пока противостояние идет в политической плоскости, однако никто не может исключить и силовой вариант - например, диверсии, мы выяснили, чем можно защитить "Северный поток-2".

Развитые системы мониторинга, тральщики и беспилотные мини-субмарины

– Я считаю, что, на самом деле "Северному потоку-2" мало что может угрожать, – утверждает военный эксперт Алексей Леонков. – Во-первых, совершить диверсию, да еще и на дне моря, технически крайне сложно. Нужны специальные глубоководные подводные аппараты. А они есть далеко не у всех государств.

Следовательно, даже если участок "Северного потока-2" взорвут, будет понятно, что диверсия – дело рук государственных спецслужб. Это уже не спишешь на террористов-экстремистов. Кроме того, за себя говорит и статистика: до сих пор не было ни одного теракта или умышленного подрыва на подводных нефтепроводах, газопроводах или на тех же кабеля связи в Атлантике. Состояние таких объектов постоянно тщательно мониторится с помощью различных технических средств. Что касается газопровода, это постоянная проверка давления и величины расхода газа в трубе, на выходе из России и на входе в Европу.

"Так что вдоль трубы "Северного потока-2" никто с автоматами ходить не будет и опутывать ее «колючкой» тоже не надо", - считает эксперт.

Он скептически оценил идею использовать ситуацию вокруг СП-2 в качестве предлога для увеличения военного присутствия на Балтике.

– Зачем? У нас там сил предостаточно. Более потенциал Балтфлота и так увеличится, если нужно, без всяких потоков, - утверждает Леонков. – Это вещи в разных плоскостях, и друг на друга они никак не влияют.

Тем не менее, убежден эксперт, система мониторинга должна быть отлажена до мелочей.

– Россия несет ответственность как поставщик. В контракте четко прописано, сколько мы перекачиваем и с каким давлением. Если что-то случается, мгновенно перекрывается газовая магистраль, формируется ремонтная бригада, определяется место аварии и с помощью, например, специальной подводной сварки или роботов-манипуляторов устраняется неисправность.

При этом известно, что у России есть в наличии и особые беспилотные подводные аппараты, которые могут быть использованы как средство мониторинга. Один из них роботизированный комплекс «Галтель». Еще несколько лет назад этот глубинный разведчик-сапер уже прошел обкатку у берегов Сирии. Он был занят поиском неразорвавшихся боеприпасов и охраной акватории у порта Тартус. Параллельно с этим «Галтель» помогла составить максимально подробную карту глубин.

«Галтель» ориентируется под водой с помощью особой гидроакустической навигационной системы. Дело в том, что ни российская ГЛОНАСС, ни заморская GPS до глубин не дотягивается, поэтому в ход идут маяки-ориентиры, которые задают координаты перемещения подводному аппарату. Но куда важнее зрячесть «Галтели» - она может разглядеть на морском дне даже небольшие замаскированные объекты – от пловца-диверсанта до спичечного коробка, застрявшего в иле.

Есть и другая подводная беспилотная новинка – изделие предприятия «Регион». В отличие от «Галтели», она еще в стадии опытно-конструкторской работы. Все что известно: длина аппарата – в среднем два метра. Диаметр сопоставим с «Галтелью». Ее преимущество – она может нести вооружение. Специальная модульная система позволяет «навесить» на нее подводный автомат, мины для дистанционного разминирования. Так он способен не только отслеживать ситуацию, но и при случае защитить приморскую инфраструктуру от подводных диверсий.

Кроме этого, в случае необходимости прикрыть район "Северного потока-2" могут и классические тральщики. Такие как базирующийся на Балтике «Александр Обухов» нового проекта 12700 с системой «Александрит-ИСПУМ».

– Например, он может заниматься поиском заложенных фугасов на трубопроводе. Его гидроакустическая система может даже в сложных гидрологических условиях обнаружить все типы мин: якорные и донные. Кроме этого, способна засечь и малогабаритные самодвижущиеся роботизированные боевые системы, - добавил эксперт Алексей Леонков.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: