Восточный путь возникновения государства связан с организацией сбора податей и налогов

Обновлено: 25.04.2024

Первые государства, возникшие на Древнем Востоке (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.), были доклассовыми, так как основной их функцией было одновременное управление сельскими общинами, объединенными в государство-полис, и организация общественных работ на ирригационных сооружениях. В таких государствах наибольшее распространение получил «азиатский способ производства». Основные причины появления государства здесь тесно связаны с сельским хозяйством: требовались масштабные ирригационные работы в связи с засушливым климатом и развитием поливного земледелия; необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий; необходимость единого, централизованного руководства ими. Так называемая «знать» как высшее сословие возникает из родоплеменной знати, постепенно превращаясь в обособленную социальную группу, осуществляющую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает собственные интересы, не совпадающие с общественными.

Таким образом, этот (восточный или азиатский) путь возникновения государства отличается прежде всего тем, что политическое господство основывалось не на богатстве, а на отправлении какой-либо общественной функции, занимаемой должности. Экономика основывается на государственной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность, однако она не оказывала существенного влияния на экономику – решающий вклад в общественное производство вносил труд «свободных» общинников.

Восточное государство возникло до появления сословий. Основное средство производства – земля – формально находится в собственности общин. Общинники считаются свободными, однако фактически все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного бюрократическо-чиновничьим аппаратом во главе с абсолютным монархом. Все восточные государства имели много общего в главном: все они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства (власть-собственность), а частная собственность имела второстепенное значение.

Все существующие государства имеют свою историю развития и условия формирования, однако у них есть и общая черта: неолитическая революция (переход от присваивающей формы экономики к производящей) стала катализатором разрушения родоплеменной организации, спровоцировала социальное расслоение в обществе, стала основой для трансформации обычаев в правовые нормы. В зависимости от того, каким способом осуществлялись указанные изменения, возможно выделить два пути формирования государства: восточный и западный.

Восточный путь возникновения государства

Такое направление развития государственного строя называют также азиатским. Основными предпосылками к реализации восточного сценария стали:

  • переход от кочевого образа жизни к оседлому;
  • необходимость в связи со сменой образа жизни организации крупномасштабных общественных работ (строительство поливных сооружений, земледельческие работы и пр.);
  • потребность объединить для осуществления вышеуказанных задач существенное количество людей (родоплеменное объединение) и территорий;
  • необходимость всестороннего контроля проведения работ и управления рабочими.

Все вышеописанные процессы происходили на фоне зарождающихся древних восточных деспотий. Очевидно, что целесообразным было централизовать руководство. Так начало проявляться социальное расслоение: появился управляющий слой, узурпирующий не столько само производство, сколько вопросы распределения ресурсов во время и после производства. Также очевидно, что интересы самой структуры управления стали значительно отличаться от интересов прочей массы людей. Фактически это была сила, эксплуатирующая трудовые ресурсы остальных членов сообщества. Собственно, описываемый управляющий слой стал прародителем государственного аппарата.

С ростом числа вопросов, требующих решения, возникла потребность функционального разделения управляющей структуры. Так начал зарождаться бюрократический аппарат власти, представляемый различными подразделениями (ведомствами), в частности, финансовым, военным и ведомством публичных работ.

Для экономики этого периода развития характерна государственная форма собственности: фактически все блага принадлежали управляющей единице, основная часть населения не владела ничем.

Общие характеристики государств восточной формы развития

Едиными для всех государств, развивающихся по восточному сценарию, являются следующие черты:

  • государственная форма собственности, единоличное владение всеми благами монархом;
  • сохранение такой первобытной формы уклада жизни как община, что, в том числе, исключало факт появления частной собственности;
  • отсутствие условий для развития средств производства и в целом отсутствие в обществе возможностей для развития, модернизации;
  • расслоение общества, основанное на положении людей в структуре власти;
  • в отсутствие каких-либо иных собственников, кроме государства – ненаказуемое злоупотребление властью, превышение полномочий, коррупция;
  • неограниченная власть государственного аппарата, возглавляемого одним лицом, абсолютным монархом.

Восточный тип формирования присущ самым первым государственным структурам на Земле: как уже было отмечено выше, первичной формой стала древневосточная деспотия. Это были важные исторические шаги плавного перехода от первобытного общества к государству.

Западный путь возникновения государства

Западный вариант формирования государства также носит название европейского. Здесь также зарождение государства строилось на имущественном неравенстве, однако причина его происхождения была иной.

Следствием неолитической революции стало общественное разделение труда: определенным родом деятельности (ремеслом) занимались конкретные люди (ремесленники), на этом фоне активно развивалась торговля. Отдельные семьи теперь могли позволить себе быть независимыми от общины, иметь свое средство заработка, свою собственность. Такие условия были благоприятны для модернизации средств производства: ввиду наличия личной заинтересованности в получении благ прикладывались усилия по наращиванию производственных процессов. Очевидно, что и усилия, и результат не могли быть равноценными для всех: у отдельных групп людей возникали излишки продукции, приводящие к накоплению благ, а, соответственно, происходило расслоение общества на классы (по признаку богатства и, соответственно, власти).

Отличием от азиатского пути возникновения государства является то, что здесь наиболее влиятельные лица не только занимали самые высокие должности в государственной структуре, но при этом были автономны, имели частную собственность и сами являлись источником власти.

Закономерно, что разделение на «богатых и бедных» спровоцировало неразрешимые противоречия и конфликты. При этом еще не существовало подходящих методов урегулирования данных споров. Собственно, создание государственной структуры и права изначально было направлено на создание законных условий для крупных собственников сохранения своего имущества, установление для них некого статуса-кво.

На протяжении всей истории развития государства, идущие европейским путем, претерпевали эволюционные метаморфозы: в этом еще одно их отличие от неповоротливой восточной модели.

В ХХ веке практически каждый гражданин (или все граждане в некоторых государствах) являлся собственником, так или иначе; получили распространение основные положения о равноправии и демократии. Эти значительные перемены в обществе совокупно с постоянно развивающейся технологической сферой создали для западной модели достаточную устойчивость и потенциал.

Общие характеристики государств западной формы развития

Базовыми чертами, присущими государственному устройству западного типа, являются:

Государства возникали и формировались разными путями. Выделяют восточный путь, начавшийся на на Древнем Востоке и продолжавшийся в Африке, Америке. Особенность этого пути в «азиатском способе производства». Главными факторами являются: земельная община, коллективная собственность, переход родоплеменной знати в чиновничий аппарат управления. Коллективная собственность переходит в государственную. Классовая дифференциация не наблюдается здесь отчетливо. Государство одновременно организовывает производство и эксплуатирует работников – сельских общинников.

По-другому возникали государства в Южной Европе, где ведущую роль играло классовое расслоение, которое произошло в результате интенсивного формирования частной собственности. Сюда относятся возникновение Древней Греции, Рима. В Риме долгое время противоборствовали две группы свободных членов родоплеменного общества: патриции и плебеи. Это тоже оказало существенное влияние на классовое расслоение.

На вопрос возникновения государств в западной и восточной Европе существует несколько точек зрения. Сторонники первой точки зрения говорят о разложении первобытных отношений и зарождении феодальных (Россия, Германия). Вторая точка зрения сводится к тому, что после разложения родового строя наступает период длительный по времени, когда родовая знать определяется в особую группу, обеспечивает себя привилегиями, захватывает большую часть собственности. Крестьяне при этом не теряют своей свободы и имеют в собственности землю. Такой тип государства называется профеодальным.

В России IX-X вв формой государственности были города-государства Новгород, Псков, Суздаль с общинным устройством и общим собранием – вече. Эти города повлияли на формирование государственно-правового управления. Общественные отношения регулировали обычное и договорное право. В 862 г. новгородцами на княжение был приглашен Рюрик. Он не имел права собирать налоги, город просто оплачивал его работу.

Пути возникновения государства различны, существует несколько теорий.

Теологическая теория происхождения государства

К родоначальникам этой теории можно отнести Августина, Фому Аквинского. Древнейшая из теорий отражает теократические черты первых государств: законность культа и его обрядов, роль жрецов, соглашение между религиозной и светской властью.

Согласно данной теории творцом всего является Бог. Поэтому сущность государства, его природу познать невозможно, так как это божье творение. Теория не отрицает существование земного государства и поддержание в нем порядка. Благодаря этой теории престиж государства и государственной власти был высоко поднят. Теория к тому же осуждала преступность, способствовала утверждению порядка в обществе.

Патриархальная теория возникновения государства

Этой теории придерживались в Древней Греции и Риме, она была распространена во времена средневекового абсолютизма и дошла до наших дней. Родоначальником можно считать Аристотеля, который считал, что государство – это естественная форма человеческой жизни. Вне государства человек осуществлять общение, деятельность не может. Человек – это общественное существо, он стремится объединится с себе подобными, образовать патриархальную семью. Когда таких семей создается множество, происходит образование государства. Аристотель приравнивал власть государства к отцовской власти.

Л.Филмер в абсолютистской Англии, ссылаясь на патриархальную теорию, доказывал то, что королевская власть была дана Адаму Богом, поэтому он не только отец человеческого рода, но и властелин.

Патриархальная теория развивалась и в России. М.Н.Покровский считал, что древняя государственная власть развивалась из власти отцовской. У русского народа глубоко заложена вера в «отца народов», хорошего царя, вождя не без влияния патриархальной теории.

Теория договорного появления государства

Теория тоже древняя. Древнегреческие софисты считали, что люди объединились на договорных началах для того, чтобы обеспечить справедливость. Эпикур провозглашал, что государство покоится на взаимном договоре.

Сторонников этой теории было много во всех концах света: Г.Гроций, Б.Спиноза, А.Радищев, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. Люди изначально находились в определенном естественном состоянии и обладали правами и свободами от рождения. Гоббс считал, что это состояние «войны всех против всех». Затем ради достижения мира люди заключили общественный договор и передали часть своих прав государству, обещая подчиняться ему. Государство должно было сохранить неотчуждаемые права человека: свободу, безопасность, право собственности.

Руссо считал, что договор – основа законной власти. Каждый, кто договаривается, должен подчиняться общей воле (государству), став его участником. Суверенитет принадлежит народу в целом, правитель уполномочен народом, он отчитывается перед ним и сменяется по его воле.

Учение Гегеля и теория завоевания

Г.В.Гегель создал свою теорию происхождения государства. Основой государства он определил «мировой разум» – абсолют духа и разума. Государство, по мысли Гегеля, не может служить отдельным лицам и не может создаваться ими. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не может быть представителем чьих-то интересов, оно является абсолютной самоцелью. Государство имеет цель в себе, высшую из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность личности – быть достойным членом государства.

Гегель не признает суверенитет народа как основу государства и идею демократии, вытекающую из него. По утверждению Гегеля народ не знает, чего хочет «разумная воля» и чего он хочет сам, поэтому верховная власть не может выражать интересы народа.

В начале XX века стала распространяться теория насилия (завоевания). Опираясь на исторические факты, основоположники теории считали войны и завоевания основой государства. Л.Гумплович утверждал, что все государства возникли при помощи актов насилия.

Ирригационная, органическая и марксистская теории происхождения государства

Необходимость строительства и эксплуатации огромных ирригационных сооружений в Месопотамии, Египте, Индии, Китае сделало возможным образование государства. Хозяйственные процессы выделили класс чиновников – управленцев, которые стали злоупотреблять своим положением и порабощать общество. Основателем ирригационной теории является К. Виттфогель и его работа «Восточный деспотизм». Он называет этот период гидравлическим или агроменеджериальным.

Органическая теория, сторонниками которой являются Спенсер, Вормс, утверждает, что государство сформировалось при естественном развитии. Государство появилось вместе с людьми и является творением сил природы.

Марксистская теория появления государства хорошо раскрыта в работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Для данной теории характерен материалистический подход. Возникновение государства связано с появлением частной собственности, возникновением классового общества и классовым антагонизмом.

Ленин говорил о государстве как об аппарате для применения насилия, поддержания господства одного класса над другим.

«Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий» – в этом суть марксистской теории.

2. Установите соответствие теорий происхождения государства и их авторов:

1) Ирригационная; а) К. Виттфогель;

2) Органическая; в) Ф.Энгельс;

3) Марксистская; д) Е. Дюринг.

3. Способом регулирования общественных отношений в первобытном обществе является:

а) позитивное обязывание;

б) административный акт;

4. К. Марксу и Ф. Энгельсу принадлежит идея возникновения государства, которую можно сформулировать следующим образом:

а) разросшаяся семья – основа государства;

б) государство возникло в результате суммы военно-политических факторов;

в) государство – продукт социально-экономического развития;

г) государство возникло в результате естественного отбора;

д) государство существовало всегда.

5. К теориям происхождения государства не относится:

в) общественного договора;

6. Характерной чертой экономики первобытного общества является:

б) производящий характер;

в) интенсивный характер;

г) присваивающий характер;

7. Какую теорию происхождения государства развили Л. Гумплович, Е. Дюринг и К. Каутский:

8. Восточный путь возникновения государства связан:

а) с организацией сбора податей и налогов;

б) волей вождя племени;

в) необходимостью проведения массовых общественных работ;

г) организацией вооруженной защиты от внешних угроз.

9. Теория насилия основывается на том, что государство необходимо:

а) для обеспечения господства одной расы над другой;

б) для реализации идеи подчинения слабых индивидов более сильным;

в) для реализации потребности людей подчиняться и властвовать.

10. К признакам государства, отличающим его от первобытного общества, не относятся:

а) особый аппарат публичной власти;

б) пожертвования и поборы;

в) территориальное деление населения;

11. правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и вошедшее в привычку, обозначается понятием:

а) право; б) обычай; в) нравы.

12. нормативная регуляция первобытного общества характеризуется:

а) преобладанием запретов, неразделенностью прав и обязанностей;

б) отсутствием особого механизма принуждения, отделенного от общества и обеспечивающего исполнение норм;

в) всем вышеперечисленным, включая основную форму закрепления – обычай.

13. в первобытном обществе общественные отношения регулировались следующими социальными нормами:

а) обычаями, простейшими нормами морали, религиозными нормами и табу;

б) обычаями, нормами права, нормами морали, политическими нормами;

в) всеми вышеперечисленными, включая моду.

14. По какой причине социальные нормы первобытного общества называют мононормами:

а) нормы того периода совпадали по содержанию;

б) была только одна социальная норма;

в) в первобытном обществе не было норм права?

15. основными способами образования права в первобытном обществе являются следующие:

а) толкование и правотворчество;

б) санкционирование и правотворчество;

в) систематизация и санкционирование.

16. от социальных норм первобытного общества право отличается:

а) общеобязательной нормативностью, формальной определенностью;

б) институционностью, обеспеченностью государственным принуждением;

в) всем вышеперечисленным, а также различимостью прав и обязанностей.

17. Представителями «договорной теории» происхождения государства и права являются:

а) Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев;

б) Фома Аквинский, Ж. Маритэн;

в) Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский.

18. «Психологическую теорию» происхождения государства и права развивали:

а) Л. Петражицкий, Дж.Дж. Фрейзер, Г. Тард;

б) Г. Гроций, Т. Гоббс;

в) Аристотель, Р. Фильмер.

19. «Теорию насилия» в происхождении государства и права развивали:

а) Л. Гумплович, К. Каутский;

б) Л. Петражицкий, Дж.Дж. Фрейзер;

в) К. Маркс, Ф. Энгельс.

20. представителями классовой теории происхождения государства и права являются:

Макиавели: государства могут быть "либо унаследованными - если род государя правил долгое время, либо новыми" (присоединены вследствие завоевания).

"Восточные и западные" направления формирования государства

"Западные" направления формирования государства

1) афинская - форма, которой был свойственен классический путь возникновения государства. Проявилась в следующих последовательных реформах:

    • реформа Тезея (разделение населения на классы по роду трудов деятельности: земледельцы, ремесленники, благородные лица;
    • реформа Соломона (разделение общества по имущественному признаку на 4 класса, из которых первые 3 могут занимать управленческие должности в государственном аппарате. 4-й класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании);
    • реформа Клисфена (разделение территории государства на 100 общин - округов, каждая из которых бала построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной.

    2) римская - когда государство возникло ускоренно вследствие борьбы между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

    3) древнегерманская - когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

    4) азиатская - в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

    Фридрих Энгельс : афинская, римская, древнегерманская.

    Особенности становления государственности в античном мире во многом предопределялись природно-географическим фактором, например, в Древней Греции: рельеф - изолированные города - государства (полисы) - развитие торговли - социальные дифференциации - переход к высокоразвитой государственности.

    Главный фактор "Западного пути" образования государства: кастовое расслоение общества благодаря формированию частной собственности на землю, скот, рабов.

    "Восточное" направление формирования государства:

    Понятие "Восток" используется как историко - культурное, цивилизационное.

    Принципиальное различие восточного и западного путей заключалось в том, что на Востоке, в отличие от Запада, частно-собственнические отношения, ориентированные на рынок, не занимали значительного места.

    Одной из основных социальных форм, изучающих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древне-восточного государства, особенности правовых систем.

    Крепость общинных связей тормозила процесс классообразования, но не смогла сдержать имущественное расслоение общества.

    3 основных социально-классовых образования:

      1. различные категории лиц, лишенные средств права, подневольные работники, рабы;
      2. свободные мелкие производители (крестьяне и ремесленники);
      3. господствующий социальный слой.

      Основная черта древневосточных обществ - традиционность.

      Специфической чертой политической организации древневосточных обществ является "восточная деспотия": монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествленного монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство с жестким тоталитарным режимом.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: