Принцип полного и всестороннего удовлетворения судов в кадровых ресурсах означает

Обновлено: 19.04.2024

1. Мировые судьи в Российской Федерации (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

3. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

1. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 3. Компетенция мирового судьи

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

6.1) дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

7) утратил силу. - Федеральный закон от 22.07.2008 N 147-ФЗ;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Судебные участки

1. Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках.

2. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

3. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

4. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

5. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

6. Председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

Статья 5. Требования, предъявляемые к мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей

К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

1. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

2. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, до достижения мировым судьей предельного возраста пребывания в должности мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий мирового судьи - не позднее чем через десять дней после дня открытия вакансии мирового судьи объявляется об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При этом срок полномочий вновь назначенного (избранного) мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи.

Статья 7. Срок полномочий мирового судьи

1. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

2. При повторном назначении (избрании) на должность мировой судья назначается (избирается) на соответствующую должность без ограничения срока полномочий. Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи - 70 лет.

Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи

1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", с учетом требований настоящей статьи.

1.1. Днем прекращения полномочий мирового судьи является:

1) последний день месяца, в котором истекает срок полномочий мирового судьи;

2) последний день месяца, в котором мировой судья достигает предельного возраста пребывания в должности мирового судьи;

3) следующий день после дня вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий мирового судьи.

2. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

3. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в иных случаях временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в судебном районе возложить обязанности отсутствующего по указанным основаниям мирового судьи на другого мирового судью этого же судебного района не представляется возможным (в судебном районе создана только одна должность мирового судьи или временно отсутствуют другие мировые судьи судебного района), то исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

Исполнение обязанностей мирового судьи может быть возложено на судью, находящегося в отставке, в порядке, предусмотренном статьей 7.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Мировой судья, находящийся в отставке, может быть привлечен к исполнению обязанностей мирового судьи независимо от того, на каком судебном участке какого судебного района соответствующего субъекта Российской Федерации он исполнял обязанности мирового судьи до почетного ухода или почетного удаления с должности, а судья федерального суда, находящийся в отставке, - независимо от того, в суде какого уровня на территории какого субъекта Российской Федерации он осуществлял правосудие в качестве судьи федерального суда.

Статья 9. Аппарат мирового судьи

1. Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.

2. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет мировой судья соответствующего судебного участка.

4. Перемещение работника аппарата мирового судьи на иную должность, применение к нему мер поощрения и взыскания, а также утверждение графика отпусков работников аппарата мирового судьи осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с мировым судьей соответствующего судебного участка.

Статья 10. Организационное обеспечение деятельности мировых судей

1. Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

2. Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплата труда работников аппарата мировых судей в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации производятся в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период.

4. Совет судей субъекта Российской Федерации взаимодействует с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при разработке проекта бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей. При наличии разногласий высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации прилагает к проекту бюджета субъекта Российской Федерации предложения совета судей субъекта Российской Федерации вместе со своим заключением.

5. Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия совета судей субъекта Российской Федерации.

Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия конференции судей субъекта Российской Федерации.

6. Мероприятия по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и органами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

7. Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Статья 11. Символы государственной власти в зале судебных заседаний мировых судей

1. В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 12. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Установить, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к компетенции мировых судей, рассматриваются районными судами.

Организационное обеспечение деятельности судов - это создание всех не­обходимых условий для нормального функционирования судов, обес­печение их кадровыми, финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами.

2 Принципы организационного обеспечения деятельности судов:

• создание условий для полного и независимого осуществления правосудия;

^ невмешательство в осуществление судами правосудия и строгое следо­вание принципу независимости судей, народных, присяжных и арбит­ражных заседателей;

при рассмотрении конкретных дел органы, осуществляющие организа­ционное обеспечение деятельности судов, не вправе давать судам ка­кие-либо указания, а суды не обязаны (да и не вправе) исполнять эти указания, если они вес же были даны,

организационное обеспечение деятельности судов осуществляется только в рамках, установленных законом и в определенном им порядке.

^ Основные направления организационного обеспечения деятельности судов.

разработка и внесение в соответствующие органы проектов законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам организации судов, ус­тановления штатной численности судей,

подбор кандидатов в судьи, проверка их профессиональной квалифика­ции и нравственных качеств; создание и обеспечение деятельности ко­миссий по проведению квалификационных экзаменов кандидатов в су­дьи, дача заключений о возможности назначения кандидата на должность судьи;

дача заключений по вопросам, подведомственным квалификационным коллегиям судей (приостановление и прекращение полномочий судей, их аттестация, привлечение судей к ответственности);

организация выборов и назначения народных заседателей; отбор при­сяжных заседателей и составление их списков; составление списков ар­битражных заседателей;

организация работы по повышению профессиональной квалификации судей и работников аппарата судов, улучшению правовых знаний на­родных и арбитражных заседателей;

оказание судам помощи по вопросам исполнения судебных решений;

материально-техническое, финансовое и иное обеспечение деятельно­сти судов и органов судейского сообщества (финансирование, обеспе­чение зданиями, мебелью, канцелярскими принадлежностями, сред­ствами связи, охрана, поддержание порядка в судебных заседаниях и т. п.);

организация ведения судебной статистики;

обеспечение судов различной информацией правового характера (законы, иные нормативные акты, судебные решения, специальная литература);

организация делопроизводства в судах;

изучение и обобщение практики работы судов в рамках отдельного ре­гиона или всей страны; организация научных исследований по вопро­сам организации и деятельности судов;

изучение международного опыта по вопросам организационного обес­печения деятельности судов; разработка международных договоров по вопросам правовой помощи и иным вопросам, связанным с деятельно­стью судов.

Организационное обеспечение деятельности отдельных подсистем судов

/. ^ Организационное обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ

2. Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции

3. Судебный департамент при Верховном Суде РФ

4. Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов

________________________________________________________________________________________

Осуществление независимого и беспристрастного правосудия, повышение его доступности, обеспечение самостоятельности судов находится в тесной связи с организационным и материально-техническим обеспечением судебной деятельности.

Обеспечение судов кадрами, финансами, транспортом, мебелью, средствами связи, оргтехникой и другими материально-техническими и иными ресурсами относится к гарантиям самостоятельности и независимости судебной власти в системе разделения властей. Это обеспечение, с одной стороны, должно исключать материальную зависимость судов от органов законодательной и исполнительной власти, а с другой - не должно отвлекать внимание судей на выполнение не свойственных правосудию функций.

Организационное обеспечение деятельности судов - деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по осуществлению мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Обеспечение деятельности судов осуществляется по следующим направлениям:

Формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей:

для федеральных судов → осуществление мероприятий по созданию совокупности баз данных и банков данных, разработка единых технологий их ведения и использования, создание информационных систем и использование информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;

для мировых судей → осуществление мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

Организационно-правовое обеспечение: разработка и внесение в соответствующие органы предложений, проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам организации судов, установления штатной численности судей; изучение и обобщение организации работы судов и разработка мер по её совершенствованию; внесение в Верховный Суд РФ предложений по созданию или упразднению судов; разработка научно-обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппарата судов; сбор, обработка и анализ судебной статистики; организационно-методическое обеспечение делопроизводства и работы судебных архивов;

- информатизация и информационно-правовое обеспечение судебной деятельности, взаимодействие с органами судейского сообщества, с Советом судей РФ, его Президиумом, комиссиями судей, обеспечение безопасности судей и охрана зданий судов.

Мероприятия по кадровому обеспечению и государственной службе: определение потребностей судов в кадрах; осуществление работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов, органов и учреждений Судебного департамента; обеспечение судов различной информацией правового характера (законами, иными нормативными правовыми актами, судебными решениями, специальной литературой и т.п.); методическое и организационное обеспечение психологического сопровождения судебной деятельности, психодиагностического опроса кандидатов на должность судей; создание нормативной базы прохождения государственной гражданской службы в системе Судебного департамента и в федеральных судах; контроль за исполнением законов и нормативных актов о государственной гражданской службе; аттестация государственных гражданских служащих и присвоение им классных чинов; мобилизационную работу в судах и системе Судебного департамента; работу по защите государственной тайны и секретного делопроизводства; обеспечение работы Центральной наградной комиссии, созданной приказом председателя Верховного Суда РФ.

Финансово-экономическое обеспечение: разработка и представление в Правительство РФ согласованных с Советом судей РФ предложений о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год; обеспечение судей и сотрудников аппаратов судов и Судебного департамента денежным содержанием; реализацию финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий судов и других мероприятий); контроль за использованием средств федерального бюджета.

Материально-техническое обеспечение: мероприятия по обеспечению судов предметами снабжения и расходными материалами, в том числе: обеспечение судов транспортом, мебелью, средствами связи, предметами государственной символики, оргтехникой; разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства, а также информационного обеспечения судебной деятельности; организацию строительства зданий, ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов;

Организационное и техническое обеспечение деятельности органов судейского сообщества: координация мероприятий по подготовке и проведению совместно с органами судейского сообщества, структурными подразделениями Судебного департамента пленарных заседаний Совета судей РФ, заседаний Президиума Совета судей РФ, заседаний Высшей квалификационной коллегий судей РФ, совещаний, семинаров и иных мероприятий с органами судейского сообщества; комплексный анализ информации о потребностях в области организации материально-технического обеспечения органов судейского сообщества субъектов РФ, о состоянии работы территориальных управлений Судебного департамента в субъектах РФ в части организационного и технического обеспечения деятельности органов судейского сообщества; контроль за выполнением структурными подразделениями Судебного департамента при Верховном Суде РФ поручений органов судейского сообщества;

Обеспечение социальных прав и гарантий судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов: защита социальных прав и гарантий судей и государственных служащих; принятие мер по обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями; организация медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов в соответствии с федеральным законодательством; организация страхования имущества, жизни и здоровья судей;

Иные направления обеспечения деятельности судов: формирование общественного мнения о деятельности судов и органов судейского сообщества в целях повышения авторитета судебной власти и престижа профессии судьи; организация взаимодействия со средствами массовой информациипо вопросам судебной проблематики; взаимодействие с адвокатурой, другими правоохранительными органами по вопросам обеспечения деятельности судов; обеспечение безопасности судей и работников суда внутри суда, безопасности судей и членов их семей вне суда; принудительное исполнение судебных решений; организация охраны и конвоирования лиц, находящихся под стражей; развитие международного сотрудничества в сфере правосудия и повышения его эффективности.

Принципы организационного обеспечения деятельности судов:

· законность → обеспечение деятельности судов осуществляется только на основе закона, в рамках, установленных законами и в порядке, предусмотренном законами;

· невмешательство → органы и должностные лица, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов, не вправе оказывать какое-либо воздействие на судей и принимаемые ими решения;

· создание условий для полного и независимого осуществления функций судебной власти;

· полное и всестороннее удовлетворение судов в кадровых, финансовых и иных ресурсах.

1, Организационное обеспечение деятельности судов - это создание всех не­обходимых условий для нормального функционирования судов, обес­печение их кадровыми, финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами.

2 Принципы организационного обеспечения деятельности судов:

• создание условий для полного и независимого осуществления правосудия;

^ невмешательство в осуществление судами правосудия и строгое следо­вание принципу независимости судей, народных, присяжных и арбит­ражных заседателей;

при рассмотрении конкретных дел органы, осуществляющие организа­ционное обеспечение деятельности судов, не вправе давать судам ка­кие-либо указания, а суды не обязаны (да и не вправе) исполнять эти указания, если они вес же были даны,

организационное обеспечение деятельности судов осуществляется только в рамках, установленных законом и в определенном им порядке.

Основные направления организационного обеспечения деятельности судов.

разработка и внесение в соответствующие органы проектов законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам организации судов, ус­тановления штатной численности судей,

подбор кандидатов в судьи, проверка их профессиональной квалифика­ции и нравственных качеств; создание и обеспечение деятельности ко­миссий по проведению квалификационных экзаменов кандидатов в су­дьи, дача заключений о возможности назначения кандидата на должность судьи;

дача заключений по вопросам, подведомственным квалификационным коллегиям судей (приостановление и прекращение полномочий судей, их аттестация, привлечение судей к ответственности);

организация выборов и назначения народных заседателей; отбор при­сяжных заседателей и составление их списков; составление списков ар­битражных заседателей;

организация работы по повышению профессиональной квалификации судей и работников аппарата судов, улучшению правовых знаний на­родных и арбитражных заседателей;

оказание судам помощи по вопросам исполнения судебных решений;

материально-техническое, финансовое и иное обеспечение деятельно­сти судов и органов судейского сообщества (финансирование, обеспе­чение зданиями, мебелью, канцелярскими принадлежностями, сред­ствами связи, охрана, поддержание порядка в судебных заседаниях и т. п.);

организация ведения судебной статистики;

обеспечение судов различной информацией правового характера (законы, иные нормативные акты, судебные решения, специальная литература);

организация делопроизводства в судах;

изучение и обобщение практики работы судов в рамках отдельного ре­гиона или всей страны; организация научных исследований по вопро­сам организации и деятельности судов;

изучение международного опыта по вопросам организационного обес­печения деятельности судов; разработка международных договоров по вопросам правовой помощи и иным вопросам, связанным с деятельно­стью судов.

30 правил арбитражного процесса от Пленума Верховного суда

Верховный суд полностью обновил разъяснения по рассмотрению дел в первой инстанции по правилам Арбитражного процессуального кодекса — впервые за 25 лет. Пленум напомнил о добросовестности и процессуальной экономии, рассказал об общих правилах подсудности споров, уточнил требование о высшем образовании для представителей по экономическим спорам и рассказал, как правильно дополнять иски и истребовать доказательства у процессуальных оппонентов.

Арбитражные суды рассматривают экономические споры и и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Чтобы суды избежали ошибок, Пленум объясняет: под «иной экономической деятельностью» надо понимать деятельность, связанную с созданием юридического лица, управлением или участием в нем, а также с «поддержанием на надлежащем уровне функционирования юридического лица, необходимого для достижения его уставных целей».

Если арбитражный суд понимает, что заявленный иск не относится к этим категориям, он должен возвратить его заявителю.

Некоторые дела рассматриваются в арбитражном суде вне зависимости от того, кто является истцом или ответчиком по ним. Например, это споры о ценных бумагах и о защите деловой репутации, корпоративные споры и банкротные дела (ч. 6 ст. 27 АПК).

Гражданина можно привлечь к участию в деле в качестве третьего лица — это не мешает рассмотрению спора.

Если суд возвратил иск из-за неподсудности дела судам общей юрисдикции, заявитель может обратиться в арбитражный суд и приложить к иску акт первого суда. В таком случае арбитражный суд обязан принять и рассмотреть такое требование по существу. При этом он должен зачесть госпошлину, заплаченную заявителем при обращении в суд общей юрисдикции.

При рассмотрении дел арбитражные суды должны учитывать основные принципы осуществления правосудия в России, напоминает ВС. К таким принципам, в числе прочих, относится добросовестность сторон.

Если суд понимает, что одна из сторон ведет себя недобросовестно, он не должен дожидаться, пока на это обратит внимание другая сторона. Злоупотребление правом может быть признано и по инициативе суда.

Процедура рассмотрения дела должна отвечать требованиям процессуальной эффективности и экономии. «Снижение уровня процессуальных гарантий в целях процессуальной экономии не допускается», — подчеркивает Пленум.

ВС напомнил, что иск можно подать по месту нахождения любого из соответчиков. Арбитражный суд не вправе вернуть иск лишь на том основании, что его можно было заявить по месту нахождения другого соответчика. При этом обязательно нужно заявить какое-либо требование к соответчику, по которому выбирается подсудность, иначе иск вернут.

Иск можно подать и по месту исполнения договора, о котором стороны договорились в соглашении. «Если в договоре прямо не указано место его исполнения или отсутствует адрес исполнения, подсудность дела определяется по общим правилам», — подчеркивает Пленум.

Еще стороны могут указать в договоре, в каком суде будет разрешаться их возможный спор. Соглашение об изменении подсудности не зависит от других условий договора. Поэтому в случае признания договора недействительным эта оговорка продолжит действовать, если, конечно, весь договор не был сфальсифицирован.

А если при заключении соглашения об изменении территориальной подсудности допущено злоупотребление правом, суд по ходатайству ответчика может передать дело на рассмотрение арбитражным судом другого региона.

Иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества (исключительная подсудность).

При этом корпоративные споры, связанные с оборотом недвижимости, должны рассматриваться в регионе регистрации компании. Правила исключительной подсудности также не применяются при оспаривании решений или действий Росреестра, регистрирующего права на недвижимость.

При принятии иска арбитражный суд должен оценивать только соответствие заявления требованиям к его форме и содержанию. Оценивать обоснованность исковых требований на этой стадии нельзя.

Суд может оставить иск без движения, если заявление не позволяет определить характер правоотношений сторон и обстоятельства их возникновения, а также если оно не содержит требования истца к ответчику со ссылкой на законы и другие акты.

Заявитель может произвести расчет взыскиваемой суммы прямо в иске либо оформить его в виде отдельного документа, который в таком случае нужно приложить к заявлению.

Истец может объединить в заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам. То есть если в предмет доказывания по каждому требованию входят одни и те же обстоятельства.

В случае нарушения правил объединения нескольких требований в одном иске суд может выделить одно из требований в отдельное производство, а не возвращать весь иск целиком, подчеркивает Пленум.

Если арбитражный суд оставил иск без движения, он предложит заявителю представить дополнительные документы или информацию. Суд должен указать срок, на который он обездвиживает иск, с учетом времени, необходимого для устранения недостатков заявления. Здесь надо принять во внимание и время, которое уйдет на на отправку и доставку почтовой корреспонденции исходя из территориальной удаленности лиц, участвующих в деле.

Согласно правилам АПК, представители в арбитражных судах должны иметь высшее юридическое образование. Но диплом нужен не всем. Например, адвокатам достаточно предоставить арбитражному суду только удостоверение (или его копию) и доверенность.

Диплом также не потребуется помощнику юриста или адвоката.

Если у лица, участвующего в деле, есть представитель с юридическим образованием, то «наряду с ним к участию в арбитражном процессе в качестве представителей допускаются лица, не имеющие высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности», — объясняет ВС. Такие представители пользуются теми же правами.

Кроме того, требование о высшем образовании не распространяется на патентных поверенных и прокуроров.

Арбитражные управляющие и представители по делам о банкротстве тоже не должны подтверждать свою квалификацию в суде.

Если юрист подает иск от имени организации, он должен приложить к заявлению копию документа о высшем образовании. Такая копия должна быть заверена либо нотариусом, либо работодателем истца, либо организацией-заявителем иска.

Поскольку информация о статусе адвоката содержится в реестре адвокатов, копия удостоверения адвоката заверения не требует.

Если иск подписан представителем, который не подтвердил свое образование копией диплома или удостоверения, суд оставит заявление без движения. У юриста будет возможность представить недостающий документ.

Для подачи в суд заявлений и ходатайств, для ознакомления с материалами дела и для получения исполнительного листа высшее образование не требуется, нужна только доверенность. Можно поручить такую работу курьеру или помощнику.

ВС напоминает: арбитражный суд не связан правовой квалификацией правоотношений, предложенной участниками спора. Например, суд может самостоятельно изменить заявленное требование об убытках на требование о взыскании неосновательного обогащения.

Суд может принять к производству дополнительно предъявленные требования. Например, о применении последствий недействительности сделки в споре о признании этой сделки недействительной. Отдельный иск для таких требований подавать не нужно.

Если ответчик против дополнительных требований, суд может объявить перерыв в заседании, чтобы у стороны была возможность подготовить обоснованные возражения.

Истец может изменить основание или предмет иска, а также увеличить или уменьшить размер требований. Делать это нужно в суде первой инстанции или в апелляционной, которая рассматривает дело по правилам первой. Если вышестоящие суды вернули дело на новое рассмотрение в первую инстанцию, изменение требований также возможно.

У ответчика есть право признать иск, но судья может его и не принять. Например, если он подозревает, что участники спора намерены совершить незаконную финансовую операцию при отсутствии спора о праве между ними.

Арбитражный суд может принять встречное исковое требование, если оно направлено к зачету первоначального. Непосредственная связь между встречным и первоначальным исками может отсутствовать. Например, в рамках одного дела могут быть рассмотрены носящие встречный характер требования об оплате по нескольким различным договорам, если имеются основания зачета требований из этих договоров.

Суд должен принять встречный иск и в случае, если его удовлетворение полностью или в части исключает удовлетворение первоначального иска. «Например, в случае предъявления требования о взыскании долга по договору может быть заявлено о признании этого договора недействительным», — объясняет Пленум.

Встречный иск также возможен в случаях, когда между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению дела.

Например, в рамках одного дела суд может рассмотреть требование собственника о возврате переданной в аренду вещи и требование арендатора о возмещении стоимости произведенных им неотделимых улучшений.

Встречный иск можно подать без соблюдения требований о досудебном порядке урегулирования спора. Если первоначальному истцу потребуется время для подготовки возражений на встречный иск, суд отложит заседание или объявит перерыв.

Пленум рекомендует не затягивать с подачей встречного иска. Но если она «со всей очевидностью» направлена на затягивание процесса, встречный иск вернут. При этом у ответчика останется право на подачу отдельного иска.

Указание в иске на третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, еще не означает, что их обязательно нужно привлечь к рассмотрению дела. Суд сперва должен выяснить, каким образом судебный акт, который может быть принят по данному делу, повлияет на права или обязанности такого лица по отношению к одной из сторон спора.

Доказательства, которые не были приложены к исковому заявлению и отзыву, нужно предъявить другим участникам спора до судебного заседания. Если этого не сделать, суд все равно должен будет их рассмотреть, но в таком случае на истца могут возложить бремя оплаты судебных издержек — вне зависимости от результата рассмотрения дела.

Арбитражный суд может истребовать необходимые для разрешения спора доказательства у любого лица, в том числе и у процессуального оппонента. Поводом для этого может стать ходатайство одной из сторон, но заявитель должен объяснить, для чего нужны эти доказательства и почему он не может получить их самостоятельно.

К уважительным причинам Пленум относит не зависящие от лица обстоятельства. Например, введение режима повышенной готовности в регионе.

Внутренние организационные проблемы лица, у которого истребуются доказательства, уважительными причинами не признают. Например, смену руководителя, отсутствие в штате юриста или необходимость согласования отправки доказательств с начальством или вышестоящим органом.

Если лицо, у которого истребовали доказательства, проигнорировало запрос суда, его могут оштрафовать по правилам ч. 9 ст. 66 АПК. Их все равно придется предоставить даже после штрафа.

Пленум напоминает, что судья, ведущий процесс, должен обеспечивать порядок в заседании. Для этого он может удалять из зала заседаний как стороны и их представителей, так и слушателей. В последнем случае судья может не выяснять личность таких граждан, например если они массово нарушают порядок.

ВС подчеркивает, что участники процесса должны заявлять все ходатайства в письменном виде. В случае если заявленное устно ходатайство, исходя из его предмета, требует письменного изложения, суд вправе отложить разбирательство или объявить перерыв, чтобы дать возможность подготовить его в письменном виде.

Суд вправе не рассматривать ходатайство, заявленное повторно тем же лицом и по тем же основаниям, напоминает Пленум.

Неоднократное немотивированное заявление одного и того же ходатайства при рассмотрении дела может стать основанием для удаления из зала суда или судебного штрафа.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: