Кто делает посуду профессия

Обновлено: 25.04.2024

Цель: расширение представлений детей о мире профессий взрослых, через знакомство с профессией «Гончар».

Виды задач Интеграция образовательных областей Предпосылки УУД

1.1. Уточнить представления детей о профессии «Гончар».

1.2. Расширить и обогатить представления детей о трудовых действиях, спецодежде, орудиях труда и результатах труда гончара.

2.1. Развивать внимание, память, логическое мышление, зрительное восприятие.

2.2. Развивать познавательный интерес.

2.3. Стимулировать детей к общению, совершенствовать навык диалогической речи.

2.4. Развивать мелкую моторику.

Контроль: осуществляет действия по образцу и заданному правилу;

Общеучебные: находит и выделяет необходимую информацию;

Логические: анализ – выделяет существенные признаки объекта.

3.1. Воспитывать самостоятельность в производственных действиях.

3.2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми во время выполнения совместной работы.

3.3. Продолжать формировать трудовые и культурно-гигиенические навыки.

Смыслообразование: проявляет осознанные познавательные процессы Коммуникативные:

Владение речью: слушает собеседника, вступает в диалог;

участвует в коллективном обсуждении проблемы.

Оборудование и материалы к ООД:экран; проектор; ноутбук; презентация PowerPoint; мольберт; напольный ковер; подушки по количеству детей; гончарный круг; макет печи; изделия из глины; картинки с этапами изготовления тарелки; плакат с изображением гончара; картинки с одеждой, инструментами и изделиями; по количеству детей: фартуки и нарукавники, глина, доски для лепки, стеки, скалки, салфетки, пластмассовые тарелки различной формы, украшения, влажные салфетки.

Ход ООД:

Этапы ООД Продолжительность Задачи Методы, приемы, формы Ход Анализ ООД

1. Организационный этап (подготовка к ООД) 1 мин.

Дети заходят в группу, где их ждут гости. В помещении стоит стол, на столе посылка с битой посудой, в стороне импровизированная гончарная мастерская.

В. Здравствуйте ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, предлагаю поздороваться с ними. Улыбнемся и подарим своей улыбкой хорошее настроение.

2. Мотивационный (обеспечение мотивации и принятие детьми цели деятельности, введение в игровую ситуацию) 2 мин. 2.1.

( Ответы детей: осколки, черепки)

В. Все, что нам прислали, разбилось, интересно, что же там было? Из чего же все это было сделано?

Как вы думаете почему из глины?

Дети предполагают, рассуждают, воспитатель помогает и подводит к тому, что это были цветочные горшочки из глины.

3. Этап создания проблемной ситуации (актуализации знаний) 3. Игровая деятельность 2 мин. 2.1.

2.3. Проблемный вопрос

Может, вы знаете, человек, какой профессии сможет нам помочь?

( Ответы детей:гончар)

Тогда отправляемся к гончару! Вы согласны?

(дети с педагогом подходят к мастерской)

4. Этап решения проблемной ситуации. 4 мин. 1.1.

Беседа с демонстрацией презентации

Мини – музей «Рабочее место гончара»

Демонстрация и обсуждение оборудования

Составление схемы. Словесная инструкция

Вот и мастерская. Вы берите подушки и присаживайтесь поудобнее на коврик. (перед экраном)

Пока дети располагаются, педагог одевает за ширмой фартук и нарукавники.

Педагог обращает внимание на позу, в которой сидят дети!

Слайд 2. Гончар – это человек, изготавливающий посуду, игрушки, украшения из обожженной глины. Эта профессия появилась много лет назад.

Слайд 3.4. Глину добывали по берегам водоемов. Она бывает разных оттенков.

Поэтому изделия из разной глины, отличаются цветом.

Слайд 5. В Ярославской области, мастера гончарного дела, изготавливали чернолощёную керамику. (Вопросы детям!

Слайд 6. При работе с глиной Гончару необходимо надеть фартук и нарукавники, чтобы не испачкаться.

Слайд 7. Для изготовления посуды, игрушек и украшений, гончар пользуется различными инструментами: скребки, стеки, прихваты и многое другое.

Слайд 8. Изделия из глины делают на гончарном круге и вручную. Такая работа требует внимания, трудолюбия, аккуратности.

Слайд 9. Для того чтобы глиняные предметы были прочными их отправляют в печь на обжиг.

Слайд 10. Сейчас у каждого из нас дома есть изделия из глины. Это тарелки, вазы, чайники, кувшины, игрушки, статуэтки и много другое. Они красивые, экологически безопасные и практичные.

У каждого гончара есть свое рабочее место. Пойдем посмотрим. (дети с воспитателем подходят к гончарному уголку)

Здесь находиться все необходимое для работы: гончарный круг, инструменты, печь, образцы изделий. (педагог спрашивает, что еще видят дети, дает детям потрогать, посмотреть)

А это ваши рабочие места, т. к. вы сегодня мои подмастерья – мои ученики. А вы уже знаете, что настоящий гончар всегда работает в специальной одежде. Проходите, одевайтесь. (дети одевают фартуки, нарукавники, при необходимости помогают друг другу и занимают рабочие места).

Ребята, посмотрите, что у вас на столах (Ответы детей)

Юные гончары начинают осваивать профессию с самого простого – с изготовления тарелок.

Сейчас я вам расскажу, как их делать.

Делать тарелку мы будем в ручную, без гончарного круга, по форме. На один край салфетки кладем кусок глины, накрываем второй половиной глину и начинаем раскатывать ее скалкой. У нас должна получиться лепешка, только не делайте ее очень тонкой, а то тарелка будет хрупкой. Теперь верхнюю часть салфетки аккуратно снимаем, выбираем форму тарелки, которая вам понравилась, прикладываем на глину. Нажимаем, лишнее отрезаем стекой, переворачиваем, убирая все лишнее. Получившуюся тарелку украшаем.

Дети по инструкции и показу воспитателя изготавливают тарелки. После работы вытирают руки влажными салфетками.

Готовые тарелки поставим на поднос и отправим их в печь просушиться.

Пока тарелки сохнут, мы с вами уберем свои рабочие места и снимаем фартуки и нарукавники. (воспитанники убирают рабочие места, раздеваются)

5. Этап закрепления знания в играх 15 мин.

Дидактическая игра «Что нужно гончару» Вам понравилось учиться гончарному делу? (ответы детей)

Как вы думаете, ребятам из вашей группы будет интересно узнать о профессии гончар? (ответы детей)

Предлагаю вам составить таблицу, что нужно мастеру гончарного дела для работы. Тогда вам будет легче рассказать о профессии гончар своим друзья. Пойдёмте к мольберту вы будете выбирать, что нужно гончару для работы и приклеивать на нашу схему. (дети выбирают картинки, относящиеся к профессии «Гончар», рассказывают почему сделали свой выбор, приклеивают на схему и обсуждают получившуюся схему)

6. Рефлексивный этап (подведения итогов ООД, самооценка детей). 2 мин. 2.3.

Подведение итогов В. Ребята, кем мы с вами сегодня были? ( Ответы детей: гончарами)

Как вы считаете это нужная профессия?

Интересная? Чем вам она понравилась (не понравилась?

На память о такой интересной профессии возьмите наш плакат. Ваши тарелки на подносе я помогу отнести в группу и пусть они там еще подсохнут, а вечером вы возьмете их домой.

Конспект фронтального занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня «Профессия повар» Цель: познакомить детей с профессией повара и предметами, необходимыми для его работы. Задачи: Образовательные: - уточнять и активизировать.

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Ряховская Д. Р. к. п. н., учитель-логопед высшей квалификационной.

Конспект НОД по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Бархатцы»

Конспект НОД по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Бархатцы» Цель: Обобщать знания детей об условиях роста растений, их развития и размножения. Задачи: 1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.

Конспект НОД по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Цель: формирование бережного отношения к воде. Задачи: Образовательные: - Познакомить детей с разными способами очистки воды посредством.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Профессия химик» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема «ПРОФЕССИЯ - ХИМИК». Воспитатель.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Моя семья»

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Моя семья» Цель. Расширение представлений детей об истории. Задачи. Формировать представления о родственных отношениях и взаимосвязях, знать понятия.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Буратино» р. п. Кузоватово Конспект НОД с детьми старшего дошкольного.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Скоро в школу» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Буратино» р. п. Кузоватово Конспект НОД с детьми старшего дошкольного.

Конспект соревнований ко Дню космонавтики с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект соревнований ко Дню космонавтики с детьми старшего дошкольного возраста осударственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Приморского района Санкт-Петербурга КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ.

Конспект занятия «Есть такая профессия — повар» с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект занятия «Есть такая профессия — повар» с детьми старшего дошкольного возраста Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет). Тема: «Есть такая профессия – повар». Форма проведения: Инсценированное.

Подготовительная логопедическая группа. Логопед Хрущева Л.В.

Образовательная область «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей

Цель: Систематизировать и пополнять знания детей о посуде, о профессиях людей, изготавливающих посуду .

-Использовать знания отдельных детей как источник получения информации.

-Формировать монологическую речь

- Рассказать о процессе изготовления некоторых видов посуды , о рабочих профессиях, через монолог детей;

- Формировать интерес к профессиям людей, работающих в нашем городе

- Продолжать упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными;

- Продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных;

- Обогащать глагольный словарь детей;

- Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением;

- Формировать умение делать умозаключения. Развивать мыслительную деятельность.

- Учить дифференцировать звуки «С»-«С*» в словах

- Развивать фонематический слух и восприятие.

-Развивать фонематический анализ и синтез.

- Развивать дыхание и голос.

- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

- Воспитывать самоконтроль за речью

- Воспитывать положительное отношение к разным профессиям.

Словарная работа:

Посуда: пластмассовая, металлическая, деревянная, хрустальная, глиняная, керамическая, фарфоровая, фаянсовая, стеклянная, бумажная, чугунная, эмалированная. Картины: гончар, эмалировщик, стеклодув, художник

Предварительная работа:

· Рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства.

· Игра: «Один - много»

· Игра: «Что из чего сделано?».

· Игра « Что для чего?»

· Игра «Чего не хватает?»

. «Посчитай от 1 до 10»

посуда из разного материала (глины, стекла, эмали) ;

- иллюстрации с наборами посуды ;

- иллюстрации к профессиям (гончар, стеклодув, эмалировщик, художник) ;

Логопед: -Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло!

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро! » - солнцу и птицам.

«Доброе утро! »- улыбчивым лицам.

I. Организационный момент

Логопед : Ребята, мы каждый день совершаем путешествие в волшебную страну звуков и букв, а сегодня мы с вами совершим необычное путешествие- экскурсию в царство посуды , познакомимся с людьми, которые изготавливают посуду.

Логопед : Что такое посуда ?

Дети : Посуда – это хозяйственные предметы, представленные для еды, питья, приготовления пищи и хранения продуктов.

Помогать готова всюду

Нам различная посуда .

На ее еду кладут,

Из нее едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты,

Сыр и масло, хлеб и фрукты,

В ней готовят сотни блюд –

Варят, жарят и пекут.

Логопед: -Раз, два, три.

Вокруг себя обернись и в царстве посуды окажись!

II. Основная часть

2.1 Логопед: - Мы, ребята, на заводе, где изготавливают посуду. А кто делает посуду и какую, мы сейчас узнаем.

Ребенок 1: Моя профессия гончар. Гончар работает с глиной и изготавливает посуду из глины. Цвет глины может быть белым, красным и черным. Изделия из красной и черной глины – это глиняная и керамическая посуда: горшки, вазы, кружки, миски, тарелки. Посуда из белой глины называется фарфор. Мы делаем фарфоровые чайные и столовые сервизы.

(Ребенок выставляет на доску картинку «профессия гончар», картинки-посуды из керамики и фарфора).

Ребенок 2: (выходит второй ребенок). Моя профессия эмалировщик. Мы, эмалировщики, покрываем металлическую посуду эмалью, она становится красивой, экологичной. Сегодня, чаще всего, для приготовления пищи пользуются эмалированной посудой. Это кастрюли, миски, ведра, дуршлаки. (выставляются картинки посуды и профессии-эмалировщик).

Ребенок 3: Чтобы посуда была красивой - ее расписывают мастера. Я художник по росписи посуды. Расписываю керамическую, фарфоровую и фаянсовую посуду, эмалированную, деревянную. (выставляются картинки с названной посудой).

Ребенок 4. А я стеклодув. Люди, которые делают из стекла посуду, называются стеклодувами.

Логопед: А вы знаете, откуда берется стекло?

-Его делают из песка, но не обычного, а из очень чистого. Если песок сильно нагреть, до высокой температуры – он расплавится и станет жидким. Жидкому стеклу можно придать любую форму. Из жидкого стекла можно штамповать любые предметы.

А еще из жидкого стекла можно выдувать разные формы. (Показ на примере мыльных пузырей). Стеклодувы опускают длинную трубку в жидкое стекло и начинают дуть, придавая стеклу нужную форму. Жидкое стекло можно резать специальными ножницами, вырезать разные украшения.

2.2 Дыхательное упражнение с мыльными пузырями

-Ребята, в нашем г. Коркино, есть стеклозавод, где работают стеклодувы, мастера-по изготовлению посуды из стекла. Они делают стаканы, банки, бутылки. (Показ слайдов). А раньше мастера-стеклодувы делали елочные игрушки.

2.4 Логопед: -Ребята, давайте поблагодарим наших ребят-мастеров. Они нам очень интересно рассказали о своей профессии и о посуде, которую делают.

Вокруг себя обернись в стране звуков и букв окажись.

-Ребята, скажите, с какими профессиями вы познакомились? (ответы детей)

-Как называется посуда, сделанная из: глины? керамики? металла? стекла? дерева? фарфора? (ответы детей).

III . Физминутка («Превращение» детей в посуду).

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Дети надувают животики: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик чайника

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки

Приседают, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца.

Только стукни - разобьются.

Кружатся, делая руками круг.

Вот серебряные ложки.

Голова на тонкой ножке.

Тянут руки вверх, смыкают над головой.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

Ложатся на ковер, вытягиваются.

Логопед: - Нам посуда приготовила загадки:

4.1 Четыре ноги, два уха.

Один нос да брюхо (самовар).

А вся в дырках (сито)

Меж собой болтают звонко

Вилки, ложки и …(солонка)

Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила.

Брат ее мальчик Иван

Тоже разбил … (стакан).

(По мере отгадывания выставляются картинки-отгадки)

-Вы молодцы, отгадали все загадки. А почему «посуда» решила вам загадать именно эти загадки?

-Дайте характеристику звуку «С», «С*». Где вы слышите звук «С или Сь» в этих словах?

-А вот еще 2 загадки от посуды:

Гончар сидит за верстаком

И мнет руками мягкий ком

Вертящийся на диске.

И ком становится горшком,

-Определить место звука «С» в слове. Какой звук?

Я горячее храню

И холодное храню-

Я и печь, и холодильник

Вам в походе заменю. (термос)

-Определить место звука «С» в слове. Какой звук?

(выставленные на доске предметы-отгадки) Логопед:- Как называются все эти предметы?

4.2 Логопед : - Есть ли в слове «ПОСУДА» звук «С»? Где слышите звук «С»? Какой звук?

-Назовите в слове «ПОСУДА» гласные звуки. Значит сколько слогов? (правило)

-Назовите согласные звуки.

- Сколько всего звуков в слове?

-Еще раз разделите слово на слоги. Назовите слоги-слияния.

-Сделайте звуко-слоговую схему слова «ПО-СУ-ДА»

-Подарите каждому звуку букву.

Ребята, с какими новыми профессиями вы сегодня познакомились? Важны ли эти профессии в нашей жизни? Как и чем важны эти профессии?

гончар кто это

На сегодняшний день умение работать с глиной входит в список прикладного искусства, начало которого уходит в далекое прошлое. Именно по этой причине, мастеров, которые овладели им, называют гончар кто это, сейчас и узнаем.

Что нужно знать о профессии?

Гончаром называют мастера, умеющий изготавливать красивую глиняную или керамическую посуду. Стоит сказать, что для обоих вариантов используется специальная глина. А обозначают они одну и ту же посуду.

Гончар кто это. Мастера из далекого прошлого!

Причем, под керамикой понимается разнообразная по своему составу и режиму обжига посуда. Современные мастера ничуть не уступают своим древним предкам, изготавливая действительно красивые и ценные вещи.

Стоит сказать, что за время, которое прошло с момента своего появления, данное ремесло практически не изменилось. Современные мастера все так же месят глину и используют гончарный круг.

Изменяется лишь способ обжига, да круг вращается при помощи автоматики, позволяющей регулировать скорость и направление вращения.

Требование к специальности

Это только непосвященному в таинства мастерства кажется, что не составляет большого труда изготовить поделку из глины. Однако практика показывает, что только у настоящих мастеров, которые освоили технику изготовления высококачественных изделий из глины, получаются поделки высшего качества.

Профессиональный гончар должен уметь:

  1. выбрать глину;
  2. правильно ее приготовить;
  3. знать техники изготовления различных поделок из глины.

И только настоящие мастера могут сотворить настоящее чудо в виде вазы, горшочка, различных поделок и сувениров. Причем все работы проводятся голыми руками, смоченными в воде.

Для того чтобы работа удалась, необходимо будет знать:

  1. какой состав, и какие особенности должна иметь правильная глина;
  2. чем различаются различные виды глиняной массы, используемые для производства керамических изделий;
  3. следует знать, все пункты технологического процесса;
  4. все приемы и способы, используемые для изготовления глиняных изделий при помощи специальных гончарных станков;
  5. какие бывают гончарные печи и как правильно нужно в них загружать изделия;
  6. следует знать основы и правила составления композиции. Это заставляет мастеров изучать исторические особенности той или иной техники и вида.

Особенности профессии

Само по себе производство гончарных изделий будет включать в себя:

  • умение приготовления глиняных строительных кирпичей различного назначения;
  • изготовление различных изделий промышленного назначения. Сюда входят не только огнеупорные кирпичи, но и реторты, кафеля и трубы;
  • изготовление разных видов глиняной или каменной посуды;
  • мастерское украшение;
  • знание и умение изготовления фаянсовых или фарфоровых изделий;
  • как проводится глазурование различных изделий из глины. Данная техника позволяет защитить изделие от пропитывания его влагой.

Следует знать, как пользоваться специальными гончарными печами для обжига готовых гончарных изделий.

Так, они бывают:

  • · стоячие. В них проходит обжиг каменная посуда, а так же фаянс и фарфор;
  • · лежачие, их еще называют закальными. В них проходят обжиг изделия, для которых не обязательна высокая прочность;
  • · горны. В них обжигают горшки.

Теперь вы знаете, что это за профессия гончар кто это и что нужно знать и уметь, чтобы считаться профессионалом.

Плиточник кто это

Среди рабочих, занятых в строительстве, особое место занимают профессионалы по специальности облицовщик — плиточник кто это, какие у него обязанности и что должен знать и уметь – рассмотрим далее.

Особенности профессии

В основном, плиточники – сугубо мужская профессия, хотя в ней встречаются и женщины, причем они практически не уступают в профессиональных достижениях.

Прежде всего, плиточник – это не только тот, кто кладет плитку, но и владеющий такими инструментами как:

В отдельных случаях придется уметь делать бетонные стяжки или штукатурить, для выравнивая поверхности, а это уже физическая сила. Облицовщик выполняет свою работу в зависимости от поставленной перед ним задачи.

Что должен уметь делать?

Что должен уметь делать

Так как во время выполнения строительных работ приходится выполнять самые различные задания, то облицовщик должен знать и уметь выполнять:

  • делать облицовку стен;
  • отделку плиткой опор мостов;
  • проведение внутренних работ в домах и квартирах;
  • какие бывают сорта и виды материала;
  • готовить различные виды растворов;
  • укладывать ковровой керамики, согласно заранее составленного рисунка;
  • осуществлять ремонт облицованных поверхностей;
  • основы нанесения разметки, а так же подготовки поверхностей;
  • какие бывают швы;
  • как ремонтировать и заменять плитки.

Личностные качества

Чтобы плиточник считался профессионалом, он должен обладать:

  • отличным глазомером;
  • хорошей координацией;
  • хорошим вестибулярным аппаратом;
  • не бояться высоты;
  • стремиться изучать новые техники.

Кроме того:

  • быть внимательным и аккуратным;
  • обладать терпением и упорством. Спешка тут не желательна;
  • будут не лишними навыки некоторых смежных специальностей. Например, уметь выполнять штукатурные работы, отделку гипсокартоном;
  • должен не бояться замкнутых пространств небольшой площади, например, ванных комнат или туалетов.

Основные медицинские противопоказания

Не стоит выбирать профессию плиточник, если:

  • часто болеет простудными болезнями, воспалением легких, имеет проблемы с дыханием;
  • если наблюдаются проблемы с ногами, суставами и позвоночником;
  • имеются проблемы связанные с ограничением подвижностью рук;
  • если есть болезни сердцем и сосудами;
  • нарушения нервной системы, частые обмороки;
  • если имеет место нарушения вестибулярного аппарата.

Стоит рассмотреть, какие плюсы и минусы имеет профессия плиточник. Начнем с положительной стороны:

  • у хороших мастеров будет довольно высокий заработок, в том числе и как дополнительный;
  • профессия всегда востребована;
  • чаще всего работы будут выполняться в теплых помещениях;
  • зачастую, для начала карьеры не обязательно иметь специальное образование. Важно найти профессионала, который будет обучать;
  • можно начать собственный бизнес;
  • загруженность зависит только от качества выполненной работы.

Не стоит забывать и о имеющихся минусах:

  • практически всегда приходится работать в пыльном помещении;
  • частые заказы будут в очень стесненных и сложных помещениях – ванная, сауна, туалеты;
  • большую часть рабочего времени придется находиться либо на ногах или в неудобном положении;
  • работа не славится разнообразием;
  • могут возникать спорные и конфликтные ситуации, особенно при частных заказах.

Вывод

Для того чтобы стать профессионалом – необходимо все делать правильно и аккуратно. Этим и славится профессия плиточник кто это – мы рассмотрели в этой статье.


Статьи

Подписаться на телеграм-канал Натальи Ковалевой

Знания о природе такого материала, как глина, передаются из поколений поколения вот уже на протяжении нескольких веков. Современное искусство, равно как и древнее ремесло, просто немыслимо без использования глины. Изначально гончарное искусство было направлено на получение предметов обихода. Со временем оно развивалось, поэтому уже в древности люди через изготовление керамических поделок могли реализовать свои духовные потребности.

Известно также и о медитативных свойствах процесса работы с глиной, поэтому гончарное ремесло и роспись по керамике часто применяется, как своеобразная терапия.

Постепенно из гончарного ремесла выделилась профессия художника-керамиста. Сейчас роспись по керамическим или фарфоровым изделиям относится к декоративно-прикладному искусству. Настоящие мастера своего дела пронесли через века все тайны и секреты своих предков. Тем не менее, сама профессия художника-керамиста считается диковинной и достаточно редкой. Она направлена не только, вернее, не столько на создание предметов обихода или декора. Керамист через роспись получает возможность воплотить в жизнь некоторые идеи, видит в этом возможность самовыражения. Действительно, в его умелых руках такой простой материал, как глина способен превращаться в настоящие шедевры, уникальные скульптуры, полотна и панно.

Художник-керамист по долгу своей профессии вынужден выполнять несколько обязательств. Он занимается подбором материала, выполнением эскизов и различных изделий, оформлением, колорированием, декорированием и сушкой. Многогранность профессии обуславливает широкий перечень требований к знаниям и умениям керамиста. Он обязан знать различные художественные методы художественно-прикладного искусства в целом и народного творчества в частности. Владеть перечисленными методиками и знать виды изобразительного искусства.

Тарелка из глины

На первый план в его работе выступают теоретические знания о технике рисунка и способах проектной графики. Помимо этого, керамист, как и гончар, обязан в совершенстве владеть технологией ручного производства фарфоровых изделий. Он должен обладать знаниями в следующих отраслях:

  • Технология росписи по керамике.
  • Свойства материалов, применяемых в декоративно-прикладном искусстве.
  • Пластические свойства глины.
  • Теоретические основы цветоведения.
  • Оценка качества керамических изделий.

Художник-керамист вполне заслуженно получил название «человек-оркестр». В нем гармонично сочетаются самые разнообразные качества. Он является скульптором, художником, портретистом и простым рабочим, умеющим замешивать глиняное тесто.

Расписанная керамическая тарелка

В крупном городе таких мастеров лишь единицы. Каждая новая поделка – результат импровизации мастера. Именно поэтому керамические изделия отличаются своей уникальностью. Ручные работы ценятся больше, чем заводские.

Где учиться

Освоить профессию художника-керамиста не так просто. История дает нам множество примеров творчества самородков по всей территории России, от древних городов до маленьких деревень. Но при желании можно получить соответствующие знания и навыки в специальных учебных заведениях. К таковым относятся, например, Красноярский государственный институт искусств, Сибирский Федеральный институт архитектуры и дизайна, Алтайский политехнический техникум, Уральский архитектурно-художественный университет. Приведен далеко не полный перечень учебных заведений, где преподается искусство росписи по керамике.

В ведущих ВУЗах страны открыты отделения «Художественная керамика» с различными вариациями образовательной программы. Изучение этих программ подразумевает овладение следующими профессиональными компетенциями:

  • Линейно-конструкторское построение.
  • Академическая живопись.
  • Навыки скульптуры и макетирования.
  • Работа с цветовыми композициями.
  • Создание художественно-графических проектов.
  • Изготовление изделий народного промысла.
  • Работа с материалом.

Керамическая картина

Большая часть современных керамистов имеет образование по декоративно-прикладному искусству. Выпускники художественно-графических факультетов без проблем могут освоить специальность при освоении дистанционных курсов. Главное, чтобы художник обладал необходимыми творческими способностями. Немало и тех, кому тайны ремесла так и не открылись.

Подписаться на телеграм-канал Натальи Ковалевой

Где востребован художник-керамист

Несмотря на то, что занятия декоративно-прикладного характера направлены на реализацию духовных потребностей человека, художник-керамист, как любой другой специалист, должен получать за свои труды материальное вознаграждение. Логично возникает вопрос о востребованности работника с такой специальностью.

В первую очередь, керамиста задействуют на фабричном производстве. Расписная керамика в виде декоративной посуды выпускается в Уфе, Москве, Санкт-Петербурге. Керамическую плитку изготавливают в Самаре, Волгограде, Нижнем Новгороде. Художник может заниматься непосредственной росписью изделий или отвечать за технологический процесс работы с материалом.

Глиняный кот

Работа в художественных мастерских – самый наглядный пример творчества художника. Он может заниматься восстановлением керамических изделий, фамильных ценностей, раритетных экземпляров. Часто керамисту приходится восстанавливать и обновлять рисунки на керамике, наносить знаки, фамильные гербы, надписи.

В системе образования работа по керамике тоже нашла свое применение. Организуются кружки, секции, курсы внеурочной деятельности. Художник может работать преподавателем при наличии соответствующего образования. Необходимо отметить, что в последнее время дополнительному образованию детей стало уделяться больше внимания.

«Свободный художник» создает свои шедевры для последующей продажи или организации выставок. Он работает на заказ или в свободном режиме. Работы востребованы любителями народного творчества и коллекционерами. Особую ценность представляет роспись по керамике в каком-либо определенном стиле. Ярким примером служить роспись Гжель.

Работа художника-керамиста

Художник в каждое свое изделие должен вдохнуть жизнь. Для этого он вынужден проводить в мастерской немало времени. У него нет плана работы, так как каждая поделка требует индивидуального подхода. Время изготовления поделки варьируется от нескольких дней до нескольких недель, но в любом случае керамисту приходится выполнять целую серию основных и вспомогательных операций.

На первом мастеру следует позаботиться о сырье, то есть найти подходящую глину с нужными качествами. Не каждый материал годен для ремесла. Для керамики подходят пластичные жирные сорта. Существует множество сортов глины, однако принято выделять красную глину или природную, майолику (белая керамика), каолин (огнеупорная глина), глину для фарфора и глину из песчаника. Та глина, которую без труда можно найти в любом карьере, без предварительной обработки для производства керамики не подойдет. Сначала нужно избавиться от посторонних примесей. Из материала извлекаются мелкие камешки, корни, трава.

Создание декоративных плакеток

Процесс подготовки глины достаточно сложный. Он включает в себя разные этапы сортировки и процеживания. Керамист готовит глину к хранению, и непосредственно перед началом работы. Гончарное искусство воплощается в формах изделия.

Затем наступает стадия декорирования. Именно здесь керамист раскрывается, как художник. Иногда мастер выполняет настолько уникальную форму, что изделие не нуждается ни в каком декоре. Сушка – важнейший этап. Для того, чтобы стать хорошим мастером, необходимо иметь под рукой специальное оборудование, в том числе, муфельную печь, где будет обжигаться глина.

Декоративная плакетка для интерьера

Художники керамисты – настоящие волшебники, которые умеют превращать неодушевленный кусок пластичного материала в живые формы, передающие тайны народных искусников, таинства природы, красоту цветов. Настоящие любители прикладного искусства ценят керамику за ту тонкую грань, которая позволяет ощутить всю красоту и хрупкость окружающего нас мира.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: