Что просил бедный брат у богатого произведение шемякин суд

Обновлено: 19.04.2024

Жили два брата. Один-то был бедный, а другой богатый. Не стало у бедного брата дров. Нечем вытопить печь. Холодно в избе.

Пошел он в лес, дров нарубил, а лошади нет. Как дрова привезти?

— Пойду к брату, попрошу коня.

Неласково принял его богатый брат.

— Взять коня возьми, да смотри большого возу не накладывай, а вперед на меня не надейся: сегодня дай да завтра дай, а потом и сам по миру ступай.

Привел бедняк коня домой и вспомнил:

— Ох, хомута-то у меня нет! Сразу не спросил, а теперь и ходить нечего — не даст брат.

Кое-как привязал покрепче дровни к хвосту братнина коня и поехал.

На обратном пути зацепились дровни за пень, а бедняк не заметил, подхлестнул коня.

Конь был горячий, рванулся и оторвал хвост.

Как увидал богатый брат, что у коня хвоста нет, заругался, закричал:

— Сгубил коня! Я этого дела так не оставлю!

И подал на бедняка в суд.

Много ли, мало ли времени прошло, вызывают братьев в город на суд.

Идут они, идут. Бедняк думает:

Сам в суде не бывал, а пословицу слыхал: слабый с сильным не борись, а бедняк с богатым не судись. Засудят меня .

Шли они как раз по мосту. Перил не было. Поскользнулся бедняк и упал с моста. А на ту пору внизу по льду ехал купец, вез старика отца к лекарю.

Бедняк упал да прямо в сани попал и ушиб старика насмерть, а сам остался жив и невредим.

Купец ухватил бедняка:

И пошли в город трое: бедняк да богатый брат и купец.

Совсем бедняк пригорюнился:

Теперь уж наверняка засудят .

Тут он увидал на дороге увесистый камень. Схватил камень, завернул в тряпку и сунул за пазуху:

Семь бед — один ответ: коли не по мне станет судья судить да засудит, убью и судью .

Пришли к судье. К прежнему делу новое прибавилось. Стал судья судить, допрашивать.

А бедный брат поглядит на судью, вынет из-за пазухи камень в тряпке да и шепчет судье:

— Суди, судья, да поглядывай сюда.

Так раз, и другой, и третий. Судья увидал и думает: Уж не золото ли мужик показывает?

Еще раз взглянул — посул большой.

Коли и серебро, денег много .

И присудил бесхвостого коня держать бедному брату до тех пор, покуда у коня хвост не отрастет.

— За то, что этот человек убил твоего отца, пусть он сам станет на льду под тем же мостом, а ты скачи на него с моста и задави его самого насмерть, как он твоего отца задавил.

На том суд и кончился.

Богатый брат говорит:

— Ну ладно, так и быть, возьму у тебя бесхвостого коня.

— Что ты, братец, — бедняк отвечает. — Уж пусть будет, как судья присудил: подержу твоего коня до тех пор, покуда хвост не вырастет.

Стал богатый брат уговаривать:

— Дам тебе тридцать рублей, только отдай коня.

— Ну ладно, давай деньги.

Отсчитал богатый брат тридцать рублей, и на том они поладили.

Тут и купец стал просить:

— Слушай, мужичок, я тебе твою вину прощаю, все равно родителя не воротишь.

— Нет, уж пойдем, коли суд присудил, скачи на меня с моста.

— Не хочу твоей смерти, помирись со мной, а я тебе сто рублей дам, — просит купец.

Получил бедняк с купца сто рублей. И только собрался уходить, подзывает его судья:

— Ну, давай посуленное.

Вынул бедняк из-за пазухи узелок, развернул тряпицу и показал судье камень.

— Вот чего тебе показывал да приговаривал: Суди, судья, да поглядывай сюда . Кабы ты меня засудил, так я б тебя убил.

Вот и хорошо, — думает судья, — что судил я по этому мужику, а то бы и живу не быть .

Мозговой штурмО каком писателе идёт речь? Первые рассказы этого писателя бы.

Мозговой штурм
О каком писателе идёт речь?
Первые рассказы этого писателя были весёлые, смешные, забавные, остроумные, и печатали их в журналах, названия которых также были необычными: «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». И эти рассказы он пишет под псевдонимом, являясь студентом медицинского факультета Московского университета.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.

«Шемякин суд»
как сатирическое произведение
XVII века.

«Повесть о Шемякином суде» (читаем статью)Как вы понимаете, что такое демок.

«Повесть о Шемякином суде» (читаем статью)
Как вы понимаете, что такое демократическая л –ра?

Кто был героем демократической л – ры?

Демократическая литература XVII века 4Создавалась в народной среде, отражала.

Демократическая литература
XVII века

4
Создавалась в народной среде, отражала народные идеалы и представления о власти, суде, Церкви, правде, смысле жизни
Герои – простые люди, не совершившие ничего значительного для истории, ничем не прославившиеся. Часто неудачники, бедняки

Художественные «завоевания» демократической литературырешительный отказ от ис.

Художественные «завоевания» демократической литературы
решительный отказ от историзма, определяющего принципа древнерусской литературы

новый герой не историческая личность (князь, военачальник, священник), а бытовая (простой человек разных сословий)

безымянность литературных героев

постепенное освобождение литературы от религиозной опеки, отстаивание права на вымысел

появление жанра сатирической повести

6Дмитрий Шемяка (1420–1453), князь галицкий (Галича-Костромского), сын князя.

6
Дмитрий Шемяка (1420–1453),
князь галицкий (Галича-Костромского), сын князя Юрия Дмитриевича, внук князя Дмитрия Ивановича Донского.

С 1436 г. возглавлял удельно-княжескую и боярскую оппозицию против политики московского великого князя.

Известен тем, что в гражданских делах был за справедливость и древние уставы, а в 1446 году, предательски ослепив Великого князя Василия Темного, захватил великокняжеский престол.

«ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ» – произведение демократической литературы XVII в.

«ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ» –
произведение демократической литературы XVII в., представляющее собой русскую сатирическую переработку сказочного сюжета о мудрых решениях праведного судьи, широко распространенного как в фольклорных записях, так и в литературных переработках

Шемякин суд. Лубочная книга. Гравюра на меди, раскраска. Середина XVIII в.Луб.

Шемякин суд. Лубочная книга. Гравюра на меди, раскраска. Середина XVIII в.
Лубо́чная литерату́ра — дореволюционные дешёвые и примитивные по содержанию массовые издания, зачастую снабжённые ярко раскрашенной картинкой; примитивная литература, рассчитанная на невзыскательный вкус.

Сюжетистория бедняка, которому после несчастий неожиданно улыбнулась удачаИз.

Сюжет
история бедняка, которому после несчастий неожиданно улыбнулась удача
Из иллюстрации к сказке
«Шемякин суд» (гравюра на меди, первая половина XVIII в.).
Из собрания Ровинского

КомпозицияСУД ШЕМЯКИ – узелок с камнемИстория с лошадью братаИстория с сын.

Композиция
СУД ШЕМЯКИ – узелок с камнем
История
с лошадью брата
История
с сыном попа
История
с отцом горожанина
Приговор
брату
Приговор
попу
Приговор
горожанину
1

Как вы считаете, брат бедняка положительный или отрицательный образ? 11Предпр.

Как вы считаете, брат бедняка положительный или отрицательный образ?
11
Предприимчивость-способность использовать текущую обстановку и положение дел для получения выгоды, пользы

Гравюра на меди, первая половина XVIII в.Из иллюстрации к сказке «Шемякин суд.

Гравюра
на меди, первая половина XVIII в.
Из иллюстрации к сказке «Шемякин суд», первая половина XVIII в.). Из собрания Ровинского.

«Взыди ты на мост, — говорит истцу Шемяка, — а убивы отца твоего станеть под мостом, и ты с мосту вержися сам на него, такожде убий его, яко же он отца твоего».

Не удивительно, что истцы предпочли откупиться: они платят бедняку за то, чтобы он не заставил их исполнить решений судьи.
12

Гротеск (франц. grotesque, итал. grottesco, от итал. grotta – грот) – своео.

Гротеск (франц. grotesque, итал. grottesco, от итал. grotta – грот) – своеобразный стиль в искусстве и литературе, которым подчеркивается искажение или смещение норм действительности и совместимость контрастов – реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного юмора
Квятковский А. П.
Школьный поэтический словарь
Зачитать фрагменты повести, где встречается сочетание жизнеподобного изображения, так похожего на реальную действительность, с фантастическим.

Где «звучит» безобидный юмор?

Найдите явный сарказм в этом произведении.

Как вы оцениваете реакцию судьи на отсутствие взятки? Чему судья так радуется?

Определите, на чьей стороне безымянный автор произведения. Можно ли почувствовать его позицию? Каким образом?

Вопросы и задания

Жанровые особенности «Шемякина суда» Сатирическая повесть Напоминает бытовую.

Жанровые особенности «Шемякина суда»
Сатирическая повесть
Напоминает бытовую сказку
14

ШЕМЯКИН СУД – иносказательно: неправый, несправедливый суд, пародия на судеб.

ШЕМЯКИН СУД –
иносказательно: неправый, несправедливый суд, пародия на судебное разбирательство (ирон., презрит.)

Тест по произведению «Шемякин суд»

Тест по произведению «Шемякин суд»

1. Кто братья по жизненному статусу? 1)Землемеры 2) землепр.

1. Кто братья по жизненному статусу?
1)Землемеры 2) землепроходцы
3) землепашцы 4) земледельцы

2. Что просил бедный брат у богатого?
1) Хомут, лошадь 2) уздечку, хомут 3) лошадь, телегу 4) лошадь, уздечку

3. Как перевести «дровни»?
1) Дрова 2) дровосек 3) воз 4) сани

4. Что значит «бить челом»? Бить кого – нибудь 2) стукнуться 3) про.

4. Что значит «бить челом»?
Бить кого – нибудь 2) стукнуться
3) просить 4) бить человека

5. Кто принял братьев на ночлег?
Судья 3) князь
Поп 4) боярин

6. Зачем бедняк завернул камень в платок:
Ударить попа 2) отдать судье
3 ) собирал редкие камни 4) пришибить брата

7. Фамилия судьи: Шемякин 2) Шемяка 3) Шемякинов 4) Шемячкин 8. Что п.

7. Фамилия судьи:
Шемякин 2) Шемяка 3) Шемякинов 4) Шемячкин

8. Что показывал бедняк судье во время суда:
шапку 2) камень в платочке
3) деньги 4) платок в деньгами

9. За сколько забрал лошадь богатый у брата?
Десять рублей 2) пять рублей
3) бесплатно 4) за пятнадцать рублей

10. Зачем поп дал бедному 10 рублей?
За молитву 2) за попадью
3) чтобы отстал 4) за лошадь

11. Кто в произведении самый умный? Поп 2) Судья 3)Богаты.

11. Кто в произведении самый умный?
Поп 2) Судья 3)Богатый брат 4)Бедняк

12. Жанр произведения:
житие 2) сказка 3) повесть 4) рассказ

13. Кто высмеивается в этом произведении?
Судья 2) крестьянин 3) народ

14. Выражение « Шемякин суд» обозначает:
Смешной веселый суд
Справедливый и честный суд
Народный крестьянский суд
Продажный несправедливый суд

Проверь себя!

Д. з. 1. Какое впечатление произвела на вас повесть? Подготовьте развёр.

Д. з. 1. Какое впечатление произвела на вас
повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив
выражение «шемякин суд» как поговорку.
3. Прочитать «Недоросль».
22

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

ема: «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века.

Цели урока : показать идейно-художественное своеобразие повести как сатирического произведения;

· навыки монологической речи,

Методические приёмы: беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение по ролям, элементы анализа текста, рассказ по иллюстрациям.

І. Проверка домашнего задания.

1) Чтение нескольких сочинений об А. Невском.

2) Слайд 1-2 . Беседа по статье «Повесть о Шемякином суде» (стр. 29 – 30)

· Как вы понимаете, что такое демократическая л –ра? (создавалась в народ. среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, Церкви, правде, смысле жизни)

· Кто был героем демократической л – ры? (простые люди, не совершившие ничего значительного для истории, ничем не прославившиеся. Часто неудачники, бедняки).

ІІ. Рассказ учителя о демократической литературе. Русская л – ра на рубеже Χ V ІІ – Χ V ІІІ вв. представляла собой очень пёструю картину, характерную для переходного времени. Происходило расслоение л – ры: параллельно с литературой развивалась л – ра демократическая. С каждым годом расширяясь в объёме и всё больше привлекая к себе общественное внимание. Эта л – ра создавалась в народной среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, церкви, правде, смысле жизни. Героями произведений этой литературы были простые люди, так называемый «маленький человек», ничем не знаменитый, часто обездоленный, бедный, бесправный.

В истории русского лит. языка демократическая л - ра Χ V ІІ – Χ V ІІІ веков оставила глубокий, неизгладимый смысл. В выработанный предшествующим развитием книжный язык она влила две мощные струи – речь народно-поэтическую и живое разговорное просторечие, что способствовало формированию литературного языка эпохи.

Слайд 3 Одним из произведений демократической л – ры является «Повесть о Шемякином суде». Имя героя связывалось с именем галицкого князя Дмитрия Шемяки, ослепившего своего брата московского князя Василия ІІ и прослывшего неправедным судьёй. Имя Шемяки стало нарицательным.

П. встречается как в прозаических, так и в стихотворных вариантах. Старший из известных списков прозаического текста относится к концу XVII в. В XVIII в. прозаический текст был переложен неравносложным силлабическим стихом; существуют также переложения произведения тоническим стихом и шестистопным ямбом. Начиная с 1-й пол. XVIII в. появляются лубочные издания (Ровинский Д. Русские народные картинки.— СПб., 1881.— Кн. 1.— С. 189—192), воспроизводящие в сокращенном виде сюжет произведения (переиздавались 5 раз, вплоть до издания с цензурной пометой 1838 г.). На протяжении XVIII—XX вв. появляются многочисленные литературные обработки П.; в 1-й трети XIX в. произведение дважды переводилось на немецкий язык. Название повести — “Шемякин суд” — стало народной поговоркой.

ІІІ. Чтение повести по ролям заранее подготовленными учениками.

І V . Беседа по вопросам учебника

Дополнительные задания :

1) План Слайд 4

1. Два брата: богатый и бедный
2. Лошадь без хвоста
3. Сорвался с полатей
4. Предать себя смерти

В первой части П. рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню). Три этих эпизода можно рассматривать как «простые формы», как незаконченные анекдоты, как завязку. Сами по себе они забавны, но сюжетно не завершены, не «развязаны».

2-я часть: Слайд 5

5. Шемяка судья
6. Камень, завернутый в платок
7. Бедный хвалил Бога

Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.

Слайд 6 Комизм этих анекдотов усилен тем, что приговоры Шемяки — как бы зеркальное отражение приключений бедняка. Богатому брату судья приказывает ждать, когда у лошади отрастет новый хвост. Попу судья наказывает: «Атдай ему свою жену попадью до тех мест (до тех пор), покамест у пападьи твоей он добудет ребенка тебе. В то время возми у него пападью и с ребенком».

Слайд 7 Сходное по типу решение выносится и по третьему делу. «Взыди ты на мост, — говорит истцу Шемяка, — а убивы отца твоего станеть под мостом, и ты с мосту вержися сам на него, такожде убий его, яко же он отца твоего». Не удивительно, что истцы предпочли откупиться: они платят бедняку за то, чтобы он не заставил их исполнить решений судьи.

Читая повесть, русские люди XVII в., естественно, сравнивали суд Шемяки с реальной судебной практикой своего времени. Такое сравнение усиливало комический эффект произведения. Дело в том, что по «Уложению» (своду законов) 1649 г. возмездие также было зеркальным отражением преступления. За убийство казнили смертью, за поджог сжигали, за чеканку фальшивой монеты заливали горло расплавленным свинцом. Получалось, что суд Шемяки — прямая пародия на древнерусское судопроизводство.

Повесть вводит нас в накаленную обстановку жизни России второй половины XVII в. Она обличала неправедное («по мзде») судопроизводство, но с благодушным юмором рисовала образ самого судьи — Шемяки, решавшего дела в пользу бедняка, а не в пользу богатея и попа.

2. Слайд 8 . Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный .' НЕТ, негативный)
записать в таблицу обосновать свою позицию по спорному вопросу при помощи ключевых слов. В результате могла бы появиться подобная таблица:

1. Предприимчивость
2. Активность
3. Напор
4. Смекалка

1. Навязчивость
2. Лживость
3. Трусость
4. Нахальство
5. Наглость

1. Слайд 9 Попробуйте определить жанровые особенности «Шемякина суда»

· («Ш. суд» определён как сатирическая повесть,

· но произведение близко к фольклору, напоминает бытовую сказку: герои-простолюдины, хитрость и смекалка главного героя, обернувшие дело в его пользу.

· «Ш. суд» носит некоторые черты притчи: назидательность, противопоставление бедности и богатства, внешняя неэмоциональность повествования, построение фраз (анафоры), параллелизм эпизодов.

· Иллюстрированный вариант произведения напоминает комиксы

I. Работа с иллюстрациями. Задание по группам: пересказать несколько эпизодов, изображённых на иллюстрациях, близко к тексту.

II. Слайд 10 Д. з. 1. Какое впечатление произвела на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив выражение «шемякин суд» как поговорку.

В некоем месте жили два брата земледельцы, один богат, другой убог. Богатый много лет ссужал убогого и не мог исполнить скудости его. Пришёл однажды убогий к богатому просить лошади дров привести. Брат же ему не хотел давать ему лошади и сказал ему: - Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог. А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество: - Даже своего хомута и того у тебя нет! И не дал ему хомута. Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь изо всей мочи бросилась чрез подворотню с возом и оторвала у себя хвост. Убогий привёл к брату своему лошадь без хвоста. Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал поносить своего брата убогого за то, что, выпросив лошадь, испортил её, и, не взяв лошади, пошёл бить на него челом в город к Шемяке-судье.

А1 . Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) сказка 2) повесть 3) житие 4) поучение

А2 . Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование

2) завершает повествование

3) является кульминацией сюжета

4) является одним из этапов развития сюжета

А3. Главной темой данного фрагмента является:

2) тема внутренней свободы человека

4) тема различной жизни двух братьев

А4. Что определяет образ жизни убогого брата?

1) желание разбогатеть

2) забота о богатом брате

3) стремление взять побольше у богатого брата

4) стремление помогать всем людям

А5. С какой целью автор рассказывает о том, как у убогого брата лошадь лишилась хвоста?

1) выявляет отсутствие в герое человеческого начала

2) показывает небрежение к добру брата

3) характеризует психологическое состояние героя

4) подчёркивает социальное положение героя

В1. Укажите термин, с помощью которого в литературоведении характеризуются слова, вышедшие из употребления с течением времени («хомут», «поносить», «дровни»).

В2. Назовите средство создания образа героя, строящиеся на описании его внешности (со слов: «Пошёл убогий…»)

В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «А когда дал…», выпишите слово, которое характеризует отношение богатого брата к невежеству убогого.

В4. Объясните значение слова чело.

С1. Что означает выражение «шемякин суд»? кто из двух братьев оказался не прав? Почему?

Жили два брата. Один-то был бедный, а другой богатый. Не стало у бедного брата дров. Нечем вытопить печь. Холодно в избе.

Пошел он в лес, дров нарубил, а лошади нет. Как дрова привезти?

— Пойду к брату, попрошу коня.

Неласково принял его богатый брат.

— Взять коня возьми, да смотри большого возу не накладывай, а вперед на меня не надейся: сегодня дай да завтра дай, а потом и сам по миру ступай.

Привел бедняк коня домой и вспомнил:

— Ох, хомута-то у меня нет! Сразу не спросил, а теперь и ходить нечего — не даст брат.

Кое-как привязал покрепче дровни к хвосту братнина коня и поехал.

На обратном пути зацепились дровни за пень, а бедняк не заметил, подхлестнул коня.

Конь был горячий, рванулся и оторвал хвост.

Как увидал богатый брат, что у коня хвоста нет, заругался, закричал:

— Сгубил коня! Я этого дела так не оставлю!

И подал на бедняка в суд.

Много ли, мало ли времени прошло, вызывают братьев в город на суд.

Идут они, идут. Бедняк думает:

Сам в суде не бывал, а пословицу слыхал: слабый с сильным не борись, а бедняк с богатым не судись. Засудят меня .

Шли они как раз по мосту. Перил не было. Поскользнулся бедняк и упал с моста. А на ту пору внизу по льду ехал купец, вез старика отца к лекарю.

Бедняк упал да прямо в сани попал и ушиб старика насмерть, а сам остался жив и невредим.

Купец ухватил бедняка:

И пошли в город трое: бедняк да богатый брат и купец.

Совсем бедняк пригорюнился:

Теперь уж наверняка засудят .

Тут он увидал на дороге увесистый камень. Схватил камень, завернул в тряпку и сунул за пазуху:

Семь бед — один ответ: коли не по мне станет судья судить да засудит, убью и судью .

Пришли к судье. К прежнему делу новое прибавилось. Стал судья судить, допрашивать.

А бедный брат поглядит на судью, вынет из-за пазухи камень в тряпке да и шепчет судье:

— Суди, судья, да поглядывай сюда.

Так раз, и другой, и третий. Судья увидал и думает: Уж не золото ли мужик показывает?

Еще раз взглянул — посул большой.

Коли и серебро, денег много .

И присудил бесхвостого коня держать бедному брату до тех пор, покуда у коня хвост не отрастет.

— За то, что этот человек убил твоего отца, пусть он сам станет на льду под тем же мостом, а ты скачи на него с моста и задави его самого насмерть, как он твоего отца задавил.

На том суд и кончился.

Богатый брат говорит:

— Ну ладно, так и быть, возьму у тебя бесхвостого коня.

— Что ты, братец, — бедняк отвечает. — Уж пусть будет, как судья присудил: подержу твоего коня до тех пор, покуда хвост не вырастет.

Стал богатый брат уговаривать:

— Дам тебе тридцать рублей, только отдай коня.

— Ну ладно, давай деньги.

Отсчитал богатый брат тридцать рублей, и на том они поладили.

Тут и купец стал просить:

— Слушай, мужичок, я тебе твою вину прощаю, все равно родителя не воротишь.

— Нет, уж пойдем, коли суд присудил, скачи на меня с моста.

— Не хочу твоей смерти, помирись со мной, а я тебе сто рублей дам, — просит купец.

Получил бедняк с купца сто рублей. И только собрался уходить, подзывает его судья:

— Ну, давай посуленное.

Вынул бедняк из-за пазухи узелок, развернул тряпицу и показал судье камень.

— Вот чего тебе показывал да приговаривал: Суди, судья, да поглядывай сюда . Кабы ты меня засудил, так я б тебя убил.

Вот и хорошо, — думает судья, — что судил я по этому мужику, а то бы и живу не быть .

Повесть: Шемякин суд

В некоем месте жили два брата Земледельцы, один богат. другой убог. Богатый много лет ссужал убогого и не мог наполнить скудости его. Пришел однажды убогий к богатому просить лошади дров привезти. Брат же не хотел давать ему лошади и сказал ему:

— Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог.

А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество:

— Даже своего хомута и того у тебя нет!

И не дал ему хомута.

Пошел убогий от богатого, ваял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привез ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь изо всей мели бросилась через подворотню с возом и оторвала себе хвост.

Убогий привел к брату лошадь без хвоста. Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал поносить своего брага убогого за то, что, выпросив лошадь, испортил ее, и, не взяв лошади, пошел бить на него челом в город к Шемяке-судье.

Убогий, видя, что его брат пошел бить на него челом, пошел за братом своим, ведая, что если он сам не пойдет, то за ним из города пришлют и придется за проезд приставам платить.

И пришли оба к некоему селу, не доходя до города. Богатый пошел ночевать к попу того села, ибо был ему знаком. Убогий пришел к тому же попу и, придя, лег у него на полатях. А богатый начал рассказывать, что случилось с его лошадью и чего ради идет он в город. И потом начал поп с богатым ужинать, убогого же не зовут к себе есть. Убогий начал с полатей смотреть, что поп с братом его ест, и сорвался с полатей на зыбку и удавил попова сына до смерти. Поп также поехал о братом в город бить челом на убогого о смерти сына своего.

И пришли ко граду, где жил судья. Убогий же шел за ними. Пошли через мост в город. Некий житель того града вез под мостом по рву отца своего в баню мыться. Бедняк же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, решил себя смерти предать и бросился прямо с мосту в ров, желая расшибиться до смерти. Бросившись, упал на старика и удавил отца до смерти? Сын схватил его и привел к судье. Он же стал думать, как бы избегнуть напасти и что бы такое дать судье. И, ничего у себя не найдя, взял камень и, обернув его в платок, положил и шапку и летал перед судьею. Принес богатый брат челобитную исковую на убогого и начал на него бить челом судье Шемяке.

Выслушал Шемяка челобитную и сказал убогому:

Убогий же, не ведая, что сказать, вынул из шапки завернутый камень, показал его судье и поклонился. Судья же понадеялся, что ему от убогого будет посул, и сказал брату:

— Коли он у лошади твоей оторвал хвост, так ты у него лошади своей не бори, покамест у нее не вырастет хвост. А как вырастет хвост, тогда лошадь сбою возьмешь.

Потом начался другой суд. Поп бил челом судье, что убогий у него сына удавил. Убогий также вынул из шапки завернутый камень и показал судье. Судья же, видев то, что он опять сулит ему узел злата, и сказал попу:

Коли он у тебя ушиб сына до смерти, так ты отдай ему свою жену попадью, покамест не приживет он тебе с нею ребенка. Тогда возьми у него попадью и ребенка.

И начался третий суд. Убогий опять показал судье завернутый в плит камень, Судья же решил, что ему сулят третий узел, и сказал тому, у кого был убит отец:

— Взойди на мост, а убивший отца твоего станет под мостом, и ты бросься с моста на него и убей его так же, как и убил отца твоего.

После суда истцы вышли со ответчиком из приказа. Начал богатый просить у убогого свою лошадь. Убогий же ему сказал:

— По судейскому приказу, как у нее хвост вырастет, так п отдам тебе твою лошадь.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: