Конституционные принципы правосудия по гражданским делам их роль и значение

Обновлено: 03.05.2024

Рассмотрим состав конституционных принципов гражданского процессуального права, а также определим их характеристику.

Конституция России наделена высшей юридической силой. Она провозглашает основные принципы организации государственной власти и реализации правового статуса личности.

На базе конституционных норм строятся все прочие законодательные нормы, в том числе и нормы гражданского судопроизводства. В Основном законе отражены конституционные принципы гражданского процессуального права.

К конституционным принципам, которые заложены в основу гражданского процессуального права, относят следующие:

– осуществление правосудия по гражданским делам только судом;

– независимость судей и подчинение их лишь законодательству;

– гласность судебного разбирательства;

– равноправие перед законом и судебными органами;

Статья 118 Конституции России устанавливает конституционный принцип осуществления правосудия по гражданским делам только судом .

Правосудие в России реализуется только судом. Судебную систему РФ формируют федеральные суды, конституционные (уставные) суды, мировые судьи субъектов России.

Разрешение правовых вопросов другими органами в пределах их компетенции (третейскими судебными инстанциями, комиссиями по трудовым спорам и т.п.) не признается правосудием.

Статья 120 Конституции РФ определяет конституционный принцип независимости судей и подчинение их только закону .

Согласно Конституции судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному законодательству.

Принцип независимости судей значит, что никто не имеет права вмешиваться в судебную деятельность по разрешению конкретных дел, выдавать судьям указания по способам решения определенного судебного дела, оказывать на них какое-либо давление.

Приведенное конституционное положение конкретизировано в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года.

Принципы независимости судей и подчинения их лишь закону обусловлены внутренним единством, поскольку она связана с их подчиненностью только закону. В свою очередь подчиненность их лишь законодательству может быть обеспечена только при условии их независимости.

Статья 123 Конституции предусматривает конституционный принцип гласности судебного разбирательства .

Данный конституционный принцип гражданского процессуального права означает, что разбирательство дел во всех судебных инстанциях является открытым. Слушание дел в закрытых судебных заседаниях возможно только в тех случаях, которые предусмотрены в законе.

Принцип гласности как конституционный принцип гражданского процессуального права несет воспитательное значение для граждан и участников процесса. Данный принцип гражданского процессуального права предоставляет гражданам контроль над деятельностью суда и народных заседателей.

По гражданским делам закрытое судебное заседание возможно только в следующих целях:

– предотвращение разглашения государственной тайны;

– предотвращение разглашения сведений о личных интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц и тайны усыновления.

Слушание дела в закрытом заседании суда проходит при условии соблюдения всех правил судопроизводства.

Однако во всех случаях судебное решение провозглашается публично, кроме случаев, если подобное объявление решений затрагивает права и интересы несовершеннолетних.

Статья 19 Конституции РФ устанавливает конституционный принцип равноправия перед законом и судом .

Равноправие перед законом и судом гарантируется тем, что судебное дело разрешается в одном и том же порядке, в одних и тех же процессуальных формах вне зависимости от происхождения граждан, социального и имущественного положения, пола и других обстоятельств. Согласно данному конституционному принципу гражданского процессуального права правосудие реализуется органами единой для всех судебной власти.

Пункт 3 статьи 123 Конституции России и статья 12 ГПК РФ определяют конституционный принцип состязательности .

Судопроизводство в России производится на основе принципа состязательности. Данный принцип в гражданском процессе значит, что судебное разбирательство дела проходит в форме состязания между различными сторонами, так как стороны отстаивают противоположные материальные правовые интересы.

Пункт 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ предусматривает конституционный принцип равноправия сторон .

Указанный принцип находит выражение в том, что закон предоставляет, а суд гарантирует сторонам дела одинаковый объем процессуальных прав, которые направлены на защиту охраняемых законом интересов.

Помимо равных процессуальных прав стороны имеют и равные процессуальные обязанности.

Принципы гражданского процесса - это основополагающие идеи, положения, руководящие начала по вопросам осуществления судопроизводства по гражданским делам, закрепленные и раскрытые в нормах гражданского процессуального права.

Пока принципы не закреплены в нормах права, они являются научной доктриной. Принцип становится правовым после раскрытия его сути в норме права.

Принципы устанавливают содержание, структуру гражданского процессуального права. Они определяют цель процесса и методы достижения этой цели, характеризуют содержание деятельности субъектов гражданского процессуального права, определяют существенные черты, выражающие сущность процессуального права.

Принципы гражданского процессуального права представляют собой не просто группу принципов, а образуют определенную их совокупность, систему. Это обусловливается единством выраженных в них идей, устремленностью к выполнению единой цели, подчеркивает публичный характер гражданского процесса.

Каждый из принципов играет самостоятельную роль в стадиях процесса или его отдельных институтах.

Конституционные основы (принципы) правосудия - это закрепленные в Конституции РФ и законах руководящие правовые положения, выражающие сущность и специфические свойства правосудия, с учетом особенностей правовой и судебной системы РФ.

Содержащиеся в них положения обязательны для исполнения не только судьями и другими участниками процесса, но и не могут не учитываться законодателями, для которых они служат ориентирами в их законотворческой деятельности.

Принципы правосудия, закрепленные на законодательном уровне, сформулированные в определенные понятия в процессе научных исследований, сводятся в определенную систему, которая включает:

  1. принципы судоустройства (независимость судей, участие граждан в правосудии и др.);
  2. принципы судопроизводства (уголовное, административное, гражданское, арбитражное).

В Конституции РФ закреплены следующие принципы гражданского правосудия:

    • принцип законности правосудия - ч. 2 ст. 15;
    • осуществление правосудия только судом - ст. 118;
    • доступность судебной защиты - ст. 46;
    • осуществление правосудия на началах равенства перед судом и законом - ст. 19;
    • участие граждан в отправлении правосудия - ч. 5 ст. 32, ч. 4 ст. 123;
    • состязательность и равноправие сторон - ч. 3 ст. 123;
    • независимость судей и подчинение их только закону - ст. 120;
    • гласность в деятельности суда - ч. 1 ст. 123;
    • государственный или национальный язык судопроизводства и делопроизводства в судах - ст. 68, ч. 2 ст. 26.

    Принцип законности правосудия

    Общее требование соблюдения закона, закрепленное в Конституции РФ (п. 2 ст. 15), относится к органам государственной власти, местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и их объединениям. Естественно, что это требование относится и к суду, причем относится даже в большей степени, так как это не только принцип его деятельности, но и цель разбирательства конкретных дел.

    Применительно к принципу законности правосудия использование нормативной правовой базы имеет свои особенности:

    1. правосудие осуществляется на основе Конституции РФ и законов, т.е. актов, принятых законодательными органами РФ и ее субъектов;
    2. при осуществлении правосудия должны учитываться важные для оценки правонарушения правила о действии закона во времени (закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением).

    Принцип законности правосудия требует, чтобы по каждому вынесенному судом приговору и решению была ссылка на соответствующую норму материального права и было мотивировано ее применение с учетом обстоятельств дела и характеристики его участников.

    По гражданскому (арбитражному) делу кроме норм Гражданского кодекса РФ суды применяют нормы других отраслей права (трудового, семейного, жилищного) и используют подзаконные акты, если они не противоречат закону.

    В содержание принципа законности правосудия входит и требование точного соблюдения судами норм процессуального права :

    1. только путем строгого соблюдения правил судебной процедуры всеми участниками судебного процесса суд может успешно выполнять правоохранительную функцию укрепления законности и правопорядка;
    2. именно с помощью установленных процедур суд получает объективные материалы для применения соответствующей нормы материального права и в итоге выносит законное и обоснованное решение.

    Осуществление правосудия только судом

    Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции PФ.

    Содержание этого принципа легко раскрывается на примере уголовного судопроизводства. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (п. 1 ст. 49 Конституции РФ). Сложнее данный принцип раскрывается в области гражданского процесса.

    Принцип отправления правосудия только судом действует и в гражданском, и в арбитражном судопроизводстве (процессе).

    В гражданском процессе этот принцип проявляется в том, что суды в системе органов, осуществляющих защиту права (третейские суды, нотариат, комиссии по трудовым спорам (КТС) и т.д.), занимают особое место. Приоритет судебной формы защиты права выражается в том, что:

    • когда спор о праве рассматривается несколькими органами, в число которых входит суд, окончательное решение принимается судом, например по трудовым спорам после КТС решения по заявлению заинтересованного лица принимает суд;
    • на суд возложена обязанность проверки законности в определенных пределах решений третейских судов в случае обращения за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
    • юрисдикция общих судов имеет преимущество перед арбитражной;
    • решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК РФ).

    Содержание принципа «осуществление правосудия только судом» включает осуществление судебной деятельности во всех ее формах, т.е. разрешение дел по существу в первой инстанции, разбирательство в апелляционной, кассационной инстанциях и в надзорном порядке (в том числе и по вновь открывшимся обстоятельствам).

    Равенство всех перед законом и судом

    Конституция РФ (ст. 19) провозглашает равенство всех перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина во всех сферах политической и социально-экономической жизни государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

    Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 7), адресуя эту норму судам (суды не отдают предпочтения каким-либо органам и лицам, участвующим в процессе), дополнил ее, указав, что суд может принимать во внимание и другие обстоятельства, - связанные с необоснованным ограничением прав человека, не указанные в федеральном .законе. Таким образом, судам была предоставлена возможность признавать и иные обстоятельства, кроме тех, которые перечислены в ст. 19 Конституции РФ.

    Равенство перед законом означает:

    1. одинаковое применение норм, закрепленных в законе, ко всем гражданам (не допускается изъятие или исключение из требований закона каких-либо положений из-за социальных, имущественных, национальных и иных различий сторон при решении вопроса о признании или отказе в признании исковых требований в гражданском процессе);
    2. необходимость исключения в законотворческой деятельности возможности установления норм, дискриминирующих стороны по каким-либо признакам, запрещенным Конституцией РФ.

    Равенство перед судом предусматривает, что правосудие должно осуществляться на основе единого суда для всех, т.е. всем участникам процесса предоставляются одинаковые права защищать свои интересы, независимо от социальных, имущественных и других различий.

    Таким образом, единое для всех равенство перед законом дополняется и единством суда. Не допускается создание каких-либо специальных судов, осуществляющих правосудие для отдельных групп населения по социальным, национальным или иным признакам. Не допускается также создание чрезвычайных судов.

    Принцип участия граждан в отправлении правосудия

    Конституционная норма, установившая этот принцип, гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия» (ч. 5 ст. 32). В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве арбитражных заседателей - в арбитражных судах.

    Присяжные заседатели - граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя считается гражданским долгом. Деятельность присяжных заседателей регулируется Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

    Независимость присяжного заседателя при исполнении им своих обязанностей гарантируется действующим законодательством, включая и его неприкосновенность. Руководители предприятий и организаций, другие должностные лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять свои обязанности, несут административную ответственность, предусмотренную законодательством.

    Порядок участия арбитражных заседателей в рассмотрении дел и другие вопросы их деятельности регламентируются ст. 19 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

    Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе

    В соответствии с Конституцией РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123). Под сторонами в гражданском (арбитражном) процессе понимаются истец и ответчик.

    Сущность рассматриваемого принципа заключается в таком построении судебной процедуры, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских и уголовных дел равные возможности сторон по отстаиванию защищаемых ими интересов . При этом суд наделяется всеми необходимыми полномочиями, обеспечивающими именно такой порядок процедуры соответствующего судопроизводства.

    Противоположность (несовпадение) интересов сторон при их процессуальном равноправии обеспечивает состязательный характер их участия в процессе, а отделение функций суда от прав и обязанностей противоборствующих участников процесса гарантирует законность и объективность правосудия.

    Конституционный принцип состязательности и равноправия сторон находит развитие в соответствующих процессуальных положениях, регламентирующих рассмотрение гражданских и арбитражных дел. Так, ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, гарантируя состязательность и равноправие сторон, обеспечивает их равные права по представлению документов и участию в их исследовании в суде. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создает необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела: разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий и создает условия для правильного применения законодательства.

    Принцип состязательности и равноправия сторон находит наиболее полное воплощение при рассмотрении дела в судебном заседании по первой инстанции. Прослеживается этот принцип и в вышестоящих инстанциях.

    Независимость судей и подчинение их только закону

    Судья Конституционного суда в отставке, профессор Высшей школы экономики Тамара Морщакова о независимости судей в России.

    Конституция РФ устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральным законам (ст. 120).

    Конституционный принцип независимости судей нашел отражение и развитие во многих актах федерального законодательства, регламентирующих различные стороны осуществление правосудия и деятельности судов, в гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве.

    Суд относится к числу таких государственных учреждений, деятельность которых часто находится в поле зрения многих органов, должностных и частных лиц. Таким образом, проблема обеспечения независимости судей связана с их взаимоотношениями с другими государственными структурами, хозяйственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами. Независимость судей проявляется также и во внутрисудебных отношениях с другими участниками процесса и с вышестоящими судебными органами.

    В этой ситуации принцип независимости судей играет особую роль в системе конституционных положений, определяющих правовой статус носителей судебной власти. Судьи по закону обеспечиваются условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей, реальными гарантиями независимости и введением ответственности за незаконное вмешательство в их деятельность.

    Сама формула подчинения судей только Конституции РФ имеет основополагающее значение. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, является актом прямого действия и никакие другие правовые акты, применяемые на территории страны, не должны ей противоречить. Упомянутая формула определяет некоторую специфическую сторону деятельности судей, связанную с правом судов, опираясь на Конституцию РФ, осуществлять контроль за законностью правовых актов, применяемых при осуществлении правосудия.

    Юридические гарантии независимости судей реально воплощены в нормах об их несменяемости и неприкосновенности и других положениях Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». В соответствии с упомянутым законодательным актом судьи несменяемы; гарантируется их неприкосновенность и предоставление судье материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, а также предусматривается ответственность за незаконное вмешательство в их деятельность (см. гл. 8).

    Законодательство предусматривает строгую ответственность за вмешательство в деятельность суда как органа судебной власти и не только при непосредственном отправлении правосудия, но и за попытку оказать незаконное воздействие на судью на любом этапе исполнения им своих обязанностей.

    Принцип гласности в деятельности суда

    Согласно Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 1 ст. 123). Конституционный принцип означает, что, в отличие от деятельности других государственных органов, во всех судах судебной системы РФ рассмотрение конкретных дел осуществляется гласно, в открытых судебных заседаниях.

    На судебные заседания допускаются все граждане (по уголовным делам - не моложе 16 лет, кроме тех случаев, когда они - обвиняемые, потерпевшие или свидетели по делу).

    Конституционный принцип гласности в деятельности суда, с одной стороны, обеспечивает воспитательное значение судебных процессов, с другой - свидетельствуя о демократических началах судопроизводства, служит своего рода контролем населения за правосудием, дисциплинирует суд, обязывает носителей судебной власти строго относиться к выполнению установленных законом процедур.

    В залах судебных заседаний могут присутствовать и освещать работу суда корреспонденты газет, радио, телевидения и других средств массовой информации. Размещение и использование соответствующей радио- и телевизионной аппаратуры допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании. На судей возлагается обязанность обеспечить для населения и представителей средств массовой информации возможность присутствовать при судебном разбирательстве дел.

    Под принципом гласности понимается свободный доступ в зал судебных заседаний всех желающих послушать процесс граждан, а также их право на письменные заметки о процессе и фиксацию всего происходящего в зале судебного заседания с занимаемого места.

    В зависимости от лиц, которые могут быть ознакомлены с деятельностью суда, различают:

    • гласность для сторон и других лиц, участвующих в деле (гласность в узком смысле слова);
    • гласность для народа (или публичность).

    Публичность заключается в праве присутствия в зале судебного заседания посторонних лиц, т.е. публики, включая представителей средств массовой информации, которые могут помещать объективные отчеты о судебном разбирательстве, не предрешая выводов суда в решении.

    Исключения из принципа гласности:

    1. ограничения, предусмотренные законом и не допускающие усмотрения судей или других лиц, участвующих в деле, по вопросу проведения закрытого судебного заседания;
    2. ограничения, предусмотренные в законе, допускающие возможность проведения закрытого судебного заседания по ходатайству лиц, участвующих в деле, представителей либо по инициативе суда.

    Закон допускает исключение из принципа гласности в интересах сохранения различного рода тайны. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны, и в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

    Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах

    В соответствии с Конституцией РФ государственным языком на всей территории Российской Федерации считается русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки (ст. 68). Признавая равноправие всех наций и народностей, населяющих Российскую Федерацию, с учетом ее национально-государственного устройства, Конституция РФ установила право каждого пользования родным языком, на свободный выбор языка общения (ч. 2 ст. 26).

    С позиций этих основных конституционных требований решается и вопрос о языке судопроизводства и делопроизводства в судах. Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» установил, что судопроизводство и делопроизводство в судах ведется на государственном языке Российской Федерации или государственном языке республики, на территории которой находится суд.

    Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» конкретизировал эту норму следующим образом (ст. 10):

    • судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, арбитражных и всех военных судах ведется на русском языке;
    • судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах обшей юрисдикции - на русском или государственном языке республики, на территории которой находится суд;
    • в судах субъектов РФ: конституционных, уставных и у мировых судей - на государственном языке республики или русском языке.

    Из изложенного следует, что все стадии производства должны вестись с соблюдением конституционного права каждого пользоваться родным языком. Это право не предусматривает каких-либо исключений и не должно зависеть от усмотрения следователя или судьи.

    Разрешением гражданских споров занимаются различные частные третейские (арбитражные) суды, административные комиссии и другие квазисудебные органы, создаваемые спорящими сторонами или действующие на постоянной основе. Но их деятельность не может называться правосудием, поскольку она осуществляется не от имени государства и вне установленных законом процессуальных правил.

    К конституционным принципам правосудия можно отнести:

      1. Правосудие в РФ осуществляется только судом (статья 118 Конституции РФ).
      2. Создание чрезвычайных судов не допускается (статья 118 Конституции РФ).
      3. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (статья 120 Конституции РФ).
      4. Судьи несменяемы (статья 121 Конституции РФ).Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
      5. Судьи неприкосновенны (статья 122 Конституции РФ).Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
      6. Разбирательство дел во всех судах открытое (статья 123 Конституции РФ). Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
      7. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом (статья 123 Конституции РФ).
      8. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 Конституции РФ).
      9. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (статья 123 Конституции РФ).
      10. Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (статья 124 Конституции РФ).

      Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" к принципам правосудия относит следующие:

      Закон устанавливает твердый порядок создания и упразднения судов. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

      Высокий статус судов подчеркивается установленными законом символами судебной власти. На здании каждого суда устанавливается Государственный флаг РФ, а в зале заседаний помещаются изображение Государственного герба РФ и Государственный флаг РФ. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

      1) Осуществление правосудия только судом (ст.118). Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

      2) Принцип независимости судей (ст.120). Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

      3) Принцип гласности (ст.123). Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

      4) Принцип состязательности (ст.123). Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

      5) Принцип равенства граждан перед законом и судом (ст.19). Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

      6) Принцип права на судебную защиту (ст.46). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

      Конституционные принципы правосудия - это закрепленные в Конституции (гл.7) и законах идейно-политические, руководящие правовые положения, выражающие демократическую сущность и специфические свойства правосудия и судебной власти с учетом национальных особенностей правовой и судебной систем России.

      Конституционные принципы правосудия играют важную роль в развитии законодательства о суде, в осуществлении задач по обеспечению законности и защиты прав человека, т.к. содержат в себе идейно-политические начала права, являются еще и правовыми нормами, регулирующими организацию и деятельность суда, их нарушение влечет вынесение неправосудных судебных актов, которые подлежат отмене вышестоящим судом.

      Особенность принципов правосудия заключается в том, что почти все они даны в Конституции и в отраслевом законодательстве в виде конкретных норм судоустройства и процессуального права.

      6. Субъекты гражданских процессуальных отношений их характеристика и классификация. Все участники судопроизводства по конкретному гражданскому делу являются субъектами гражданских процессуальных правоотношений, возникших в связи с его рассмотрением. В зависимости от того, на какой стороне правоотношения выступают эти субъекты, их можно разделить на три группы: 1) суд (коллегиальный или единоличный); 2) лица, участвующие в деле; 3) лица, содействующие осуществлению правосудия.

      Руководящая роль суда в гражданском процессе определяется и содержанием тех норм гражданского процессуального права, которые он применяет при рассмотрении споров.

      Правовое положение судей закреплено Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации". В этой статье говорится, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

      Лица, участвующие в деле, занимают особое положение среди других участников гражданских процессуальных отношений. Их деятельность активно влияет на ход и развитие гражданских процессуальных правоотношений, возникновение, изменение и прекращение процесса в целом. Лицами, участвующими в деле, являются стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений.

      Лица, содействующие осуществлению правосудия, — это свидетели, эксперты, переводчики, представители, специалисты. Они привлекаются в процесс для оказания содействия правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела. Они также являются субъектами гражданских процессуальных правоотношений, наделены определенными процессуальными правами и обязанностями, но в отличие от лиц, участвующих в деле, юридической заинтересованности в исходе дела не имеют.

      Гражданская процессуальная правоспособность — это предоставленная субъекту отношений законом возможность иметь в гражданском судопроизводстве процессуальные права и нести процессуальные обязанности. Гражданской процессуальной правоспособностью обладают граждане, юридические лица, общественные организации, не являющиеся юридическими лицами, трудовые коллективы. Гражданская процессуальная правоспособность возникает одновременно с правоспособностью в материальном праве.

      Однако для того чтобы личными действиями осуществлять процессуальные права и исполнять процессуальные обязанности, необходимо также обладать и процессуальной дееспособностью.

      Гражданская процессуальная дееспособность — это предоставленная законом субъекту гражданского процессуального правоотношения способность личными действиями в пределах закона осуществлять гражданские процессуальные права и исполнять возложенные на него процессуальные обязанности, а также поручать ведение дела своему представителю (ст. 37 ГПК).

      Граждане становятся полностью дееспособными с достижением совершеннолетия, т. е. по достижении восемнадцати лет. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет обладают частичной дееспособностью. Их нарушенные права и законные интересы защищаются в суде их родителями, усыновителями и попечителями. Однако суд обязан привлекать к участию в деле самих несовершеннолетних. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может лично осуществлять свои процессуальные права и обязанности в суде в случае объявления его полностью дееспособным (эмансипация — ст. 27 ГК). Он может также лично осуществлять свои процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности со времени вступления в брак (ст. 37 ГПК). Юридические лица обладают процессуальной правоспособностью и дееспособностью с момента их регистрации. Субъекты наделены законодателем определенными процессуальными правами и обязанностями, которые в совокупности составляют содержание гражданских процессуальных правоот­ношений.

      7. Суд и судейское сообщество в РФ. Суд – орган государственной власти, призванный осуществлять правосудие посредством разрешения гражданских и уголовных дел. Это обязательный субъект гражданских процессуальных правоотношений, поскольку именно суду принадлежит право разрешать спор по существу. Судебная власть в Российской Федерации:

      - осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия;

      - самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей;

      - осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства.

      Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

      Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в РФ" регулирует вопросы функционирования судейского сообщества в РФ.

      Судейское сообщество в РФ (далее - судейское сообщество) образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ.

      Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

      Всероссийский съезд судей;

      конференции судей субъектов Российской Федерации;

      Совет судей Российской Федерации;

      советы судей субъектов Российской Федерации;

      общие собрания судей судов;

      Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;

      квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;

      Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

      экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

      Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

      Основные задачи органов судейского сообщества:

      содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

      защита прав и законных интересов судей;

      участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

      утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

      Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

      Советы судей, квалификационные коллегии судей, Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии) формируются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей и экзаменационные комиссии не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения.

      правосудия и судебной власти с учетомнациональных особенностей судебнойсистемы России.

      Играют важную роль в развитии законодательства в суде, в решении задач обеспечения и защиты прав человека.

      Являются правовыми нормами, регулирующими организацию и деятельность суда.

      Обязательны для исполнения всеми, кого они касаются, прежде всего судьями и другими участниками судебного процесса.

      Их нарушение влечет за собой вынесение неправосудных судебных актов, которые

      подлежат безусловной отмене вышестоящим судом.

      5) Воплощаются в тех отраслях права, которые регулируют построение и деятельность суда – в судоустройственном, гражданском процессуальном, арбитражном процессуальном и уголовно-процессуальном праве.

      6) В нормах о судоустройстве и нормах процессуального права часто закреплены в виде формулировок конкретных статей закона.

      7) Некоторые принципы не формулируются в отраслевом законодательстве в виде отдельных норм или статей закона. Их содержание раскрывается через иные нормативные положения соответствующей отрасли, а понятие выявляется в процессе научного исследования и ходе реализации многих ее норм и институтов.

      Особенность – почти все принципы правосудия закреплены в К и отраслевом законодательстве виде конкретных норм.

      Это обусловленные характером самого общества идейные основы права и правосудия. Принципы-идейные основы формируются на базе идеологического многообразия и исторического опыта народа.

      Указанные принципы суть политические основы правосудия и права, т.к. право само является политической категорией, поскольку затрагивает интересы значительного числа людей

      Это руководящие нормы права. Направляют развитие права данного гос-ва

      В правовом гос-ве концентрированно выражают демократизм права, суда и правосудия

      Закрепляют специфику судебной власти, ее отличие от исполнительной и законодательной, а также национальные особенности российского права в судебной системе.

      Конституционные (сформулированы непосредственно в К)

      Принципы, вытекающие из положений К, но не закрепленные в ней

      Принципы, закрепленные в конституции:

      Единство судебной системы

      Осуществление правосудия только судом

      Доступность судебной защиты прав

      Осуществление правосудия на началах равенства сторон перед законом и судом

      Коллегиальность рассмотрения дел в судах

      Участие граждан в суде первой инстанции (арбитражные и присяжные заседатели)

      Открытое разбирательство дел во всех судах

      Обеспечение обвиняемому право на защиту

      Неприкосновенность судей и др.

      Поскольку организация и деятельность суда в основном регулируется нормами о судоустройстве и нормами отраслей процессуального права - уголовного, гражданского и арбитражного, то и принципы правосудия закрепляются в данных отраслях права. При этом если принципы закреплены лишь в одной из отраслей и только в ней реализуются, то речь идет о специфически отраслевых принципах.

      Большинство принципов правосудия закре­плены во всех отраслях права, регулирующих правосудие, т. е. в нормах и о судоустройстве, и о судопроизводстве. Поэтому они являются межотраслевыми принципами, свойственными и организации, и деятельности суда, а по­тому выступают принципами судебной власти и правосу­дия в целом.

      Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом

      Нормативная Основа:конституция РФ ст 19 ФКЗ 2О судебной системе РФ»ГПК рф,.АПК РФ.УК РФ.

      Принцип равенства всех пред законом и судом распространяется на граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, любыеорганизации.Основное содержание принципа заключается в запрете любых форм дискриминации.

      Независимость сторон от каких-либо различий и обстоятельств при осуществлении правосудия образует содержание рассматриваемого принципа, состоящего из двух частей: равенство сторон перед законом и равенст­во их перед судом.

      Равенства всех граждан перед законом означает

      -Правосудие осуществляется на основе единого для всех законодательства(един для всех УК, ГК РФ,ГПК РФ другие законы и подзаконные акты).

      Суд не вправе делать каких-либо изъятий из положений законодательства ввиду тех или иных различий участников судебного процесса, кроме случаев. Когда само государство в нормативных актах некоторым субъектам права предоставляет отдельные льготы или дополнительные гарантии. Например суд может в случаях, указанных в законе, освободить гражданина от уплаты государственной пошлины.

      Основания юридической ответственности за совершенные правонарушения (преступления, административные правонарушения. И. т. Д. ), порядок привлечения к ответственности одинаков, а меру ответственности суд определяет, исходя из обстоятельств дела пример, наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств) и личности правонарушителя.

      Законодательством установлены некоторые изъятия их этих положений .Так, установлен особый порядок привлечения к ответственности судей, прокурорских работников. ДЕПУТАТОВ И ДР-В ЦЕЛЯХ создания дополнительных гарантий профессиональной деятельности этих лиц. Защиты от незаконного воздействия на них. Однако эти исключения из общих правил привлечения к ответственности, не наделяет указанных лиц дополнительными правами и привилегиями по сравнению с другими участниками судебного процесса в случае их привлечения к ответственности.

      Равенство всех перед судом проявляется в следующем:

      -Провосудие осуществляется единой судебной системой. Каждый вправе получать судебную защиту без каких-либо ограничений. Создание чрезвычайных судов запрещено \конституцией РФ.

      -Порядок судопроизводства различается только в зависимости от вида судопроизводства конституционное, гражданское –в судах общей юрисдикции или в арбитражных судах)и является единым для иных дел в конкретном виде судопроизводства. Например, порядок уголовного судопроизводства регламентируется УПК РФ и является единым для всех судов общей юрисдикции.

      -Суды принимают дела к своему производству и рассматривают их в соответствии с правилами о подсудности.так как согласно ч 1 ст 47Кнституции РФ никто не может ыть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей к подсудности которого оно отнесено

      -Субъекты процесса, обладающие определенным процессуальным статусом. Наделены иными процессуальными правами и обязанностями. Например, все истцы равны в своих правах и обязанностях вне зависимости от категории дела и заявляемых требований, внесвидетели имеют одинаковые права и обязанности.

      8. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе.

      В соответствии ч.3 ст. 123 К РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

      Этот принцип действует в любой форме судопроизводства при рассмотрении дел по любой инстанции.

      В гражданском судопроизводстве состязательностьобусловлена несовпадением материально-правовых интересов сторон (истца и ответчика), а состязательное начало в их поведении проявляется в следующем.

      Действия суда зависят от требований истца и возражений ответчика, поэтому суд разрешает дело в объеме заявленных требований или возражений.

      Если истец откажется от иска, либо стороны решат заключить мир или соглашение, то суд должен прекратить производство по делу.

      Истец и ответчик могут участвовать в судебном процессе лично или через своих представителей, кроме случаев, когда обязательно личное присутствие сторон вне зависимости от количества у них представителей.

      Истец и ответчик должны доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обосновании своих требований или возражений, если законом не установлены иные правила по доказыванию.

      Состязательность в процессе возможна потому, что истец и ответчик наделены равными процессуальными правами: например, заявлять отводы суду и другим участникам процесса, заявлять необходимые ходатайства, представлять доказательства, участвовать в их исследовании,возражать против отводов ходатайств и доказательств, заявленных противоположной стороной, знакомиться с материалами дела и т.д.

      Роль суда заключается в руководстве судебным процессом, в разъяснении участникам судебного разбирательства их прав и обязанностей, последствий злоупотребления правами или невыполнения обязанностей, а так же в оказании сторонам помощи в реализации их прав.

      Например: по просьбе стороны суд истребует доказательства.

      В уголовном судопроизводстве функция обвинения отделена от функции защиты, а обе они отделены от функции рассмотрения дела судом.

      Функцию обвинения в судебном процессе выполняет государственный обвинитель, потерпевший, представитель потерпевшего, законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего.

      Функцию защиты выполняет подсудимый, защитник подсудимого, законный представитель несовершеннолетнего подсудимого.

      Сторона обвинения обязана обосновать предъявленные подсудимому обвинения, а сторона защиты может оправдать это обвинение полностью или частично.

      Обвинениеи защита равноправны в заявлении отводов, ходатайств, представлению доказательств, участию в их исследовании, а так же в выполнении других процессуальный действий.

      Роль суда такая же как в гражданских делах.

      В любом процессе суд не связан мнением сторон о разрешении дела и выносит решение на основе внутреннего убеждения и закона, а обстоятельства дела исследуются в судебном процессе. Исключение составляют случаи отказа государственного обвинителя от поддержания обвинения.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: