Конкретные обязанности ответственных лиц по проведению бункеровки судна приведены в

Обновлено: 01.05.2024

На судне должна быть разработана и утверждена капитаном инструкция по проведению бункеровочных операций и технологическая карта приема топлива.

При стоянке у причала судно, в случае необходимости, должно быть готово к быстрому отходу от него при возникновении пожара на причале или соседнем судне.

При перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, ремонтных и других видов работ устанавливаемый на судне противопожарный режим должен обеспечивать выполнение специальных требований пожарной безопасности нормативных документов на перечисленные работы.

При бункеровке судна должны быть предприняты и реализованы следующие меры:

- объявлено дважды по судовой трансляции о приеме топлива с указанием борта (правого, левого) и о правилах пожарной безопасности, подлежащих обязательному исполнению при бункеровочных операциях;

- произведен инструктаж членов экипажа, участвующих в бункеровочных операциях;

- закрыты все наружные закрытия, включая иллюминаторы со стороны борта, с которого принимается бункер, и лобовой переборки надстройки судна;

- приведены в готовность к немедленному действию противопожарные средства;

- у места шланговки организован пожарный пост с первичными средствами пожаротушения (2 пенных, а в условиях отрицательных температур - 2 порошковых огнетушителя, покрывало для тушения пламени, ящик с песком, совковая лопата, поддон) и проложены две рукавные линии с пенными стволами наибольшей производительности;

- место приема топлива ограждено и обозначено знаками безопасности: “Запрещается пользоваться открытым огнем”, “Запрещается курение”. “Проход воспрещен”;

- при наличии на борту пассажиров у места приема топлива должен быть выставлен специально проинструктированный вахтенный;

- при приеме бункера с берега в районе трапа вывешен щит с предупреждающей надписью “Внимание! Идет прием бункера”;

- на мачте должен быть вывешен сигнал опасности (днем флаг “Б”, ночью - красный огонь);

- при приеме и перекачке топлива в судовые танки (цистерны) должны быть приняты меры к исключению его выбрасывания через измерительные и воздушные трубы. Пролитое топливо должно немедленно удаляться с протиркой насухо мест его попадания, протирочный материал уничтожен или удален с судна. После удаления пролитого топлива в помещении оно должно быть тщательно провентилировано.

В процессе бункеровки не допускается проведение работ с применением открытого огня и вывод из готовности хотя бы одной из стационарных систем пожаротушения.

Проведение бункеровочных операций не допускается:

- при проведении погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами соответствующих классов, установленных нормативными документами на перевозку опасных грузов.

Об окончании бункеровки должно быть объявлено по судовой трансляции.

Снабжение судна маслами и другими горюче-смазочными материалами должно осуществляться в таре с применением средств подвоза и грузоподъемных механизмов, приспособленных для работы с горючими жидкостями в указанной таре.

Поставка на судно легковоспламеняющихся жидкостей должна осуществляться в металлических герметически закрывающихся емкостях вместимостью не более 20 л. Емкости не должны иметь повреждений, следов подтекания и загрязнений.

Поставленные на судно емкости должны быть немедленно разнесены и установлены в местах их постоянного хранения.

Суда всех типов, за исключением судов с атомными энергетическим установками, регулярно проводят бункеровочные операции. От того, что эти операции проводятся уже многие годы многими поколениями механиков, рутинными и безопасными они не стали. Не стали они такими, потому что проводят их люди, которые могут ошибаться, быть невнимательны, недобросовестно исполнять свои обязанности, быть просто недостаточно опытными и знающими. Результатом всего этого бывают частые случаи разливов нефтепродуктов при бункеровке, загрязнение моря, большие штрафы и даже пожары из-за нарушений правил пожарной безопасности при бункеровке.

Чтобы уменьшить влияние человеческого фактора при бункеровке, применяют организационные и технические меры. К организационным мерам можно отнести создание подробного, всеохватывающего проверочного листа (чек-листа). Он может быть разработан судовладельцем или самим старшим механиком. К таким же организационным мерам можно отнести инструкцию по проведению бункеровочных операций, которая должна содержать следующее:

  • описание систем трубопроводов, оборудования и устройств, предназначенных для выполнения бункеровочных операций;
  • обязанности ответственных лиц;
  • состав и обязанности вахтенных членов экипажа во время бункеровки;
  • обязанности каждого члена экипажа, привлекаемого, помимо вахтенных, к проведению бункеровки;
  • порядок подготовки судна, его систем, оборудования и устройств к предстоящей бункеровке, с учетом мероприятий по предотвращению загрязнения моря;
  • порядок начала, проведения и окончания бункеровки;
  • описание и порядок применения средств для локализации возможного разлива;
  • другие информационные материалы, указания, рекомендации и т.п.

К техническим, конструктивным мерам можно отнести следующее:

  • переливные системы с системами перелива;
  • аварийно-предупредительную сигнализацию о переливе;
  • системы дистанционного управления клапанами топливной системы;
  • системы дистанционного замера уровня топлива в танках;
  • системы автоматического управления бункеровочной операцией.

От подготовки и до окончания бункеровочной операцией руководит старший механик.

Перед началом бункеровки старший механик должен:

  • произвести инструктаж лиц, участвующих в операции;
  • определить, где должны находиться лица, участвующие в бункеровке;
  • организовать надежную связь между всеми участвующими в бункеровке;
  • обеспечить замеры топлива по танкам и переливным цистернам; при необходимости осушить переливные цистерны;
  • убедиться, что имеющиеся емкости позволяют принять требуемое количество топлива;
  • убедиться в том, что под шлангоприемники установлены поддоны, если отсутствуют стационарные поддоны;
  • убедиться в том, что шпигаты на палубе заглушены;
  • убедиться в том, что заглушены неиспользуемые при операции патрубки палубного трубопровода;
  • организовать непрерывное наблюдение за шлангом с момента приема его на судно до момента отдачи;
  • подготовить пост по ликвидации возможного разлива, укомплектовав его оборудованием и материалами, необходимыми для борьбы с разливом.

Согласовать с персоналом бункеровщика (береговой базы) следующее:

  • показания судовых и береговых часов;
  • последовательность наполнения топливных танков;
  • максимально допустимую подачу, а также интенсивность бункеровки в начале и при переходе с одного танка на другой;
  • время, необходимое на изменение интенсивности бункеровки;
  • число танков, одновременно наполняемых топливом;
  • время закрытия береговой задвижки и количество топлива, поступающего на судно за время ее закрытия;
  • порядок выполнения чрезвычайных действий при разливах топлива.
  • При бункеровке с танкера на рейде главные двигателе обоих судов должны быть в немедленной готовности.
  • Между судами должна быть установлена надежная связь.
  • Корпус танкера и грузовые шланги должны быть заземлены.
  • Бункерующее и бункеруемое судно не должны проводить огневых работ, выхлопные трубы должны быть снабжены исправными искрогасителями.
  • Подготовить к немедленному действию все противопожарное оборудование и все системы пожаротушения.
  • Принять меры, исключающие попадание топлива на горячие поверхности.

Запрещается бункеровка в следующих случаях:

  • если не все мероприятия по подготовке к бункеровке выполнены;
  • при неисправности систем пожаротушения;
  • при проведении огневых работ на судне;
  • через корпус другого судна.

Меры противопожарной безопасности при проведении грузовых операций на танкерах в данном разделе не рассматриваются. Они изучаются на курсах по подготовке специалистов для работы на танкерах.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно.

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Регистрационный N 14146

Правила
оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно
(утв. приказом Минтранса РФ от 29 апреля 2009 г. N 68)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"*.

2. Настоящие Правила регулируют условия оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно, технологические процессы и требования безопасности.

3. Настоящие Правила применяются при оказании услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно, осуществляемых в границах акваторий морских портов Российской Федерации.

4. Настоящие Правила не распространяются на услуги по снабжению судна припасами, запасными частями и судовым оборудованием, бункерному снабжению, аварийной перегрузке грузов и бункера.

5. Услуги по организации перегрузки грузов с судна на судно оказываются грузовладельцем либо судовладельцем судна с грузом, предназначенным для перегрузки на другое судно (выгружающее судно), либо судовладельцем судна, принимающего груз с выгружающего судна или судна-накопителя (принимающее судно), либо иным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - оператор).

II. Условия оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно

6. При оказании услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно оператором осуществляется погрузка, выгрузка, технологическое накопление груза, координация работы экипажей выгружающего, принимающего, а также вспомогательных судов.

7. Оказание услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно осуществляется при условии обеспечения оператором соблюдения требований безопасности, установленных законодательством Российской Федерации о торговом мореплавании, настоящими Правилами, обязательными постановлениями по морскому порту и распоряжениями капитана морского порта, принимаемыми в пределах его компетенции.

III. Организация работы оператора

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 10 мая 2016 г. N 122 в пункт 8 внесены изменения

8. Оказание оператором услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно осуществляется в местах (районах), установленных обязательными постановлениями в морскому порту.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 10 мая 2016 г. N 122 в пункт 9 внесены изменения

9. Осуществление в морском порту перегрузки грузов с судна на судно в местах (районах), не предусмотренных обязательными постановлениями в морском порту, является основанием для запрещения капитаном морского порта проведения грузовых операций по перегрузке грузов с судна на судно (далее - грузовые операции).

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 10 мая 2016 г. N 122 в пункт 10 внесены изменения

10. Для предоставления услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно оператор представляет на согласование капитану морского порта технологическую схему.

Технологическая схема обеспечения безопасности судоходства и экологической безопасности утверждается оператором после согласования с капитаном морского порта и должна содержать:

1) сведения об операторе (адреса и телефоны, данные об ответственных должностных лицах оператора);

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 10 мая 2016 г. N 122 в подпункт 2 внесены изменения

2) вид груза, его полное техническое наименование и планируемые объемы перегрузки грузов с судна на судно; для опасных грузов указывается класс и группа опасности;

3) способ перегрузки груза;

4) предъявляемые требования к осадке, конструкции и оборудованию судов, которые планируется использовать в схеме перегрузки грузов с судна на судно;

5) схемы подхода/отхода судов;

6) способы удержания (позиционирования) судна-накопителя или принимающего судна на месте осуществления работ по перегрузке грузов с судна на судно;

7) применяемые схемы швартовки;

8) перечень используемых средств перегрузки грузов с судна на судно (плавучие, штатные судовые или мобильные, установленные на судне временно), оборудования и требования к ним;

9) требования к производству грузовых операций;

10) схему управления погрузочно-разгрузочными работами;

11) требования к средствам связи;

12) мероприятия по обеспечению охраны и защите судов от актов незаконного вмешательства, направленных против безопасности мореплавания.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 10 мая 2016 г. N 122 в пункт 11 внесены изменения

11. Капитан морского порта согласовывает технологическую схему с учетом:

Информация об изменениях:

2) наличия достаточного водного пространства и глубины для маневрирования при подходе выгружающихся судов к судну-накопителю или принимающему судну и отходе от него;

3) достаточности обеспечения места якорной стоянки судов стационарными средствами удержания (позиционирования);

4) интенсивности судоходства в данном районе;

5) условий безопасности судоходства и порядка в морском порту.

12. Оператор после получения согласования технологической схемы с капитаном морского порта разрабатывает:

а) эксплуатационный регламент;

б) план ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (при перегрузке нефти и нефтепродуктов).

13. Эксплуатационный регламент, утверждаемый оператором, применительно к конкретным условиям должен содержать информацию о порядке и особенностях проведения операций по перегрузке грузов с судна на судно, в частности, информацию:

о средствах и порядке связи, обмене информацией;

о получении и передаче ответственным должностным лицам оператора прогнозов погоды и штормовых предупреждений;

об обеспечении навигационной безопасности в повседневных условиях и действиях при получении неблагоприятных прогнозов погоды, штормовых предупреждений и ухудшении гидрометеоусловий;

о лоцманском обслуживании;

о буксирном обеспечении;

о приеме/сдаче нефтесодержащих, льяльных и сточных вод, сухого мусора;

о возможности бункеровки судов и доставки на них грузов снабжения, судового оборудования;

об оказании медицинской помощи;

о требованиях пожарной и экологической безопасности;

информацию, которую должны предоставить капитаны судов, участвующих в перегрузке грузов с судна на судно;

о подготовительных операциях до начала маневрирования;

о требованиях относительно подхода к судну-накопителю или принимающему судну;

о расположении швартовного оборудования и рекомендуемых схемах заводки швартовов;

о последовательности выполнения работ по швартовке судов, перегрузке грузов с судна на судно, по снятию со швартовов и отходу;

о подготовке судов к грузовым операциям;

о координации и контроле производственной деятельности должностными лицами оператора.

IV. Требования безопасности при организации перегрузки грузов с судна на судно

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 10 мая 2016 г. N 122 в пункт 15 внесены изменения

15. Оператор вправе осуществлять оказание услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно при условии позиционирования хотя бы одного из судов, участвующих в грузовых операциях (мертвые якоря, бридели, швартовные бочки и т.д.).

В случаях, когда навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и географические особенности морского порта не позволяют оператору выполнить условия, предусмотренные абзацем первым настоящего пункта, допускается перегрузка грузов с судна на судно, при стоянке одного из судов на судовом якоре, если это предусмотрено обязательными постановлениями в морскому порту.

16. Оператор при оказании услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно:

1) заблаговременно обеспечивает капитанов судов, участвующих в перегрузке грузов, копиями технологической схемы и эксплуатационным регламентом;

2) заблаговременно получает от капитанов судов подтверждение о готовности к перегрузке грузов с судна на судно в соответствии с эксплуатационным регламентом и о совместимости конструкций и оборудования судов, которые будут использованы в перегрузке грузов;

3) до начала работ по перегрузке грузов с судна на судно принимает меры по обеспечению персонала, находящегося на судах и участвующего в перегрузке грузов с судна на судно, информацией о требованиях эксплуатационного регламента.

17. До начала швартовных работ каждое из судов, участвующих в перегрузке грузов с судна на судно, должно получить взаимное подтверждение о проведении проверки выполнения мероприятий, предусмотренных эксплуатационным регламентом.

18. Во время выполнения операций по перегрузке грузов с судна на судно капитан каждого судна обеспечивает безопасность своего судна, экипажа, груза и оборудования.

19. При выполнении операций по перегрузке грузов с судна на судно должна быть обеспечена надежная связь между судами. Члены экипажей судов, ответственные за проведение грузовых операций, должны постоянно иметь при себе надежные средства связи.

Сближение, швартовку и отдачу швартовов следует начинать только после проверки надежности связи.

20. Капитаны судов должны исходя из объема и планируемой продолжительности работ по перегрузке грузов с судна на судно задействовать персонал в количестве, достаточном для выполнения швартовных операций, управления грузовыми устройствами, несения ходовой вахты и обеспечения безопасности проведения грузовых операций.

21. Оператор приостанавливает выполнение операций по перегрузке грузов с судна на судно при невозможности выполнения требований безопасности.

22. Во время проведения работ по перегрузке грузов запрещается подход любых судов и плавсредств к судам, участвующим в перегрузке грузов с судна на судно. Подход и швартовка судов допускается при полной остановке работ по перегрузке грузов с судна на судно.

23. Противопожарное оборудование на судах должно быть подготовлено к немедленному использованию.

24. Средства для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должны быть работоспособны при гидрометеорологических условиях, допускающих грузовые операции.

25. Капитаны судов обеспечивают регулярный контроль состояния используемого судового оборудования и условий безопасного выполнения работ.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616.

Регламентирован порядок оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно (за исключением услуг по снабжению судна припасами, запасными частями и судовым оборудованием, бункерному снабжению, аварийной перегрузке грузов и бункера).

Указанные услуги включают в себя погрузку, выгрузку, технологическое накопление груза, координацию работы экипажей выгружающего, принимающего, а также вспомогательных судов.

Место перегрузки грузов согласовывается с капитаном морского порта. При этом учитываются план (схема) расстановки судов в морском порту и требования безопасности торгового мореплавания.

Для получения согласования капитану морского порта представляется технологическая схема. В ней указываются вид, наименование и объем груза; способ перегрузки; схемы подхода/отхода судов; схема управления погрузочно-разгрузочными работами; применяемые схемы швартовки; требования к средствам связи и другие сведения.

После получения согласования разрабатываются эксплуатационный регламент и план ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (при перегрузке нефти и нефтепродуктов). Эксплуатационный регламент должен содержать информацию о порядке и особенностях проведения операций по перегрузке грузов. Приведен примерный перечень подобных сведений.

Установлены правила безопасности при оказании услуг по перегрузке грузов. Одним из обязательных требований является наличие средств связи. Ответственность за обеспечение безопасности на судах возложена на их капитанов.

Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Приказ Минтранса РФ от 29 апреля 2009 г. N 68 "Об утверждении Правил оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно"

Регистрационный N 14146

Настоящий приказ вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 13 июля 2009 г. N 28

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минтранса России от 10 мая 2016 г. N 122

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

8 Мероприятия по предотвращению загрязнения нефтепродуктами при бункеровке судна

8.1 Подготовительные работы

8.1.1 Бункеровка судна должна производиться под руководством назначенного распоряжением капитана судна уполномоченного лица, которое несет ответственность за проведение бункеровочной операции, в том числе за выполнение мероприятий по предотвращению загрязнения нефтепродуктами водной среды.

8.1.2 Бункеровка судна должна осуществляться в соответствии с инструкцией по бункеровке, указанной в 4.7, в которой содержатся следующие основные сведения:

а) схема трубопроводов с указанием арматуры, приборов, вентиляционных, газоотводных, переливных труб и т.д. На схеме должно быть указано расположение клапанов (задвижек) для экстренного прекращения подачи топлива (масла) и порядок действия при их использовании;

б) обязанности лица, ответственного за бункеровку, а также вахтенных членов экипажа, привлекаемых к проведению бункеровочной операции;

в) порядок подготовки систем и устройств судна к бункеровке с учетом мероприятий по предотвращению загрязнения водной среды;

г) производительность бункеровки и рабочее давление в шлангах;

д) последовательность операций при проведении бункеровки;

е) требование по оповещению диспетчерского пункта ближайшего порта и контролирующих органов о загрязнении нефтепродуктами водной среды во время бункеровки;

ж) порядок применения средств по локализации разлива нефтепродуктов.

8.1.3 Основными причинами загрязнения нефтепродуктами водной среды при бункеровке являются переполнение топливных (масляных) систем и повреждение шлангов. Учитывая это, перед началом бункеровки ответственное лицо должно выполнить следующее:

а) проверить количество топлива (масла) в цистернах и уточнить, сколько топлива (масла) должно быть принято при бункеровке;

б) уточнить последовательность заполнения цистерн, проверить исправность сигнальных устройств, переливных, воздушных и мерительных труб;

в) убедиться в наличии поддонов, которые должны быть установлены в местах присоединения шлангов, под арматурой и вокруг воздушных труб;

г) проверить, закрыты ли все палубные шпигаты, через которые нефтепродукты могут попасть в воду.

8.1.4 Ответственное лицо должно установить и затем постоянно поддерживать связь с бункеровочной станцией и ее вахтенным начальником.

8.1.5 При неблагоприятных погодных условиях (сильный ветер, волнение) бункеровку с бункеровочной станции, установленной на рейде, производить не следует. Возможность проведения бункеровки, в зависимости от погодных условий, определяют совместно капитан судна и вахтенный начальник бункеровочной станции.

8.1.6 При швартовке судна к причалу или к другому судну на рейде для передачи загрязнений или проведения грузовых операций с нефтепродуктами необходимо убедиться в надежности швартовных концов и обеспечить наблюдение за швартовами при изменении осадки судна, а также при сильном ветре и волнении.

8.1.7 При выполнении операций передачи загрязнений, бункеровки и грузовых операций с нефтепродуктами на рейде между судами должны быть установлены мягкие кранцы, а шланги подвешены так, чтобы была исключена возможность их повреждения.

8.2 Проведение бункеровки

8.2.1 Бункеровка должна осуществляться с производительностью и давлением, указанными в инструкции, разработанной в соответствии с требованиями 8.1.2.

8.2.2 В начальный период бункеровки, по согласованию с вахтенным начальником бункеровочной станции, подача топлива (масла) должна быть минимальной для того, чтобы можно было прекратить прием при обнаружении неисправностей. Только удостоверившись в том, что топливо (масло) поступает в цистерны, предназначенные для заполнения, а также в отсутствии протечек в соединениях шлангов, можно увеличивать подачу (производительность) до номинального значения, указанного в инструкции, упомянутой в 8.1.2.

8.2.3 При достижении номинальной производительности бункеровки следует убедиться в том, что давление на входе в судовой трубопровод (а следовательно - давление в шлангах) не превышает рабочего давления.

8.2.4 Во время приема топлива (масла) должен осуществляться контроль за заполнением цистерн. Перед окончанием заполнения должен быть подан сигнал на бункеровочную станцию о снижении подачи топлива (масла), а затем и ее прекращении.

8.2.5 Клапаны на приемных трубопроводах судна нельзя закрывать до тех пор, пока не будет прекращена подача топлива (масла) с бункеровочной станции.

8.2.6 После заполнения цистерны и перекрытия клапанов следует проверить уровень топлива (масла) в цистерне. Если уровень повышается, необходимо проверить состояние клапанов и принять меры для предотвращения перелива.

8.2.7 Отсоединять шланги бункеровочной станции от приемных трубопроводов судна можно только после закрытия клапанов на приеме, при наличии поддонов у места соединения.

8.2.8 Если в процессе бункеровки имели место протечки и на палубе образовались нефтяные пятна, очистку палубы следует производить только впитывающими (сорбирующими нефтепродукты) материалами. Смыв нефтяных пятен с палубы за борт категорически запрещается.


3.2.1. Любая бункеровочная операция (прием наливом топлива и масла): подготовка, проведение и окончание ее, а также меры, направленные на исключение загрязнения моря в период бункеровочной операции, должны выполняться под непосредственным руководством ответственного лица за ведение приема топлива и масла в соответствии с Уставом службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации.

3.2.2. По получении задания на предстоящий рейс лицо, ответственное за прием топлива и масла, составляет технологическую карту бункеровки, которая утверждается капитаном.

3.2.3. На каждом судне должна быть инструкция по проведению бункеровочных операций с указанием обязанностей участвующих в этих операциях членов экипажа.

3.2.4. Инструкция по проведению бункеровочных операций должна содержать:

1) описание систем трубопроводов, оборудования и устройств, предназначенных для выполнения на судне бункеровочных операций, с указанием:

- схемы трубопроводов и расположения клапанов, насосов, приборов и устройств управления и контроля, вентиляционных, газоотводных, переливных труб и т.д.;

- местонахождение клапана или другого устройства для экстренного прекращения операции или разобщения различных частей трубопровода;

- порядок действия использования клапанов;

2) обязанности ответственного лица;

3) состав и обязанности вахтенных членов экипажа во время выполнения операций;

4) обязанности каждого члена экипажа, привлекаемого помимо вахтенных к работам по выполнению операций;

5) порядок подготовки судна, его систем, оборудования и устройств к предстоящим бункеровочным операциям с учетом мероприятий по предотвращению загрязнения с судов;

6) порядок начала, проведения и окончания операций;

7) описание и порядок применения средств для локализации разлива, который может произойти во время бункеровочной операции;

8) порядок оповещения о загрязнении топливом или маслом портовых вод;

9) другие информационные материалы, указания, рекомендации, способствующие предотвращению загрязнения моря в период бункеровочных операций.

3.2.5. При подготовке и в период бункеровочных операций необходимо выполнить следующее:

3.2.5.1. Надежно закрепить и постоянно удерживать судно у причала швартовными концами так, чтобы исключить его чрезмерное перемещение относительно причала или бункеровщика, а следовательно, исключить возможное повреждение шлангов или других соединительных устройств.

3.2.5.2. В операции с участием плавучего бункеровщика обеспечить надежную его ошвартовку к бункеруемому судну.

3.2.5.3. Во избежание возможных разливов нефти не допускать бункеровочные операции на рейде при неблагоприятной погоде (волнении и ветре). В любом случае на проведение бункеровочных операций на рейде должно быть получено разрешение от администрации порта. Возможность проведения бункеровочных операций в зависимости от фактического состояния погоды определяют капитаны бункерующего и бункеруемого судна.

3.2.5.4. На время бункеровочной операции заглушить все шпигаты, через которые пролитая на судне нефть может вытечь за борт. Плотность закрытия должна исключать даже просачивание нефти за борт. Скапливающуюся по различным причинам на палубе воду (дождь, таяние снега) нужно периодически удалять через шпигаты или любым другим способом. Если для этой цели открывался шпигат, то после спуска воды его следует немедленно вновь плотно закрыть.

3.2.5.5. Под устройствами, с помощью которых производится присоединение шлангов к судовому трубопроводу приема топлива, а также под воздушными трубами топливных танков, в которые принимается топливо, установить стационарные, а при их отсутствии - переносные поддоны достаточной вместимости, предназначенные для сбора в них возможных утечек нефти; по мере необходимости поддоны осушать, не допуская их переполнения и разлива нефти и нефтесодержащих смесей на палубу.

3.2.5.6. До начала бункеровочной операции проверить средства связи между бункерующим и бункеруемым судами; эти средства связи в течение всего периода бункеровочной операции держать в постоянной готовности.

Все сигналы, которые могут быть использованы для управления ходом бункеровочной операции, должны быть одинаково понятны персоналу судов, вовлеченных в бункеровочную операцию. Для обеспечения связи следует назначить конкретных лиц.

3.2.5.7. Убедиться, что весь персонал, участвующий в бункеровочных операциях судна, хорошо ознакомлен с топливной системой судна, включая расположение переливных, воздушных труб и измерительных труб и устройств для замера уровня топлива.

3.2.5.8. Предусмотреть и согласовать с персоналом бункерующего объекта (плавучий бункеровщик, береговая база):

1) сверку судовых и береговых часов;

2) последовательность наполнения топливных цистерн;

3) максимально допустимую подачу, а также интенсивность бункеровки в начале и при окончании операций, при переходе с одной цистерны на другую;

4) время, потребное для пуска, остановки насосов или изменения интенсивности бункеровки;

5) количество и тип насосов, работающих на бункеровку судна;

6) число цистерн, одновременно наполняемых топливом;

7) время закрытия береговой задвижки и количество топлива, поступающего на судно, за время ее закрытия.

3.2.5.9. Четкое взаимодействие судового персонала и персонала бункеровщика в процессе бункеровочных операций - одна из наиболее эффективных мер против разливов топлива при бункеровке.

3.2.5.10. На судах, имеющих объединенную систему переливных труб, включить и держать в рабочем состоянии сигнализацию о переливе. В этом случае поддоны или переносные емкости должны быть установлены только у отверстия воздушной трубы из переливной цистерны и у приемного патрубка трубопровода приема топлива (масла).

3.2.5.11. Организовать непрерывное наблюдение за состоянием шланга с момента приема его на судно до момента отдачи, не допуская его заломов и чрезмерного натяжения. Наблюдение за состоянием шланга возлагать на специально выделенных для этой цели членов экипажа.

3.2.5.12. Выполнить все операции, указанные в п. 4.2.3, применительно к данной бункеровочной операции.

3.2.5.13. Убедиться, что имеющиеся емкости позволяют принять требуемое количество топлива (масла); результаты замеров емкостей записать в машинном журнале.

3.2.5.14. Подготовить пост по ликвидации разлива: иметь в наличии впитывающий материал, совки и ведра на случай пролива нефти на палубу судна.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: