Когда вышел первый советский учебник по теории государства и права

Обновлено: 25.04.2024

Учителя по этому предмету-это учителя истории. Обществоведения. У нас был молодой мужчина 26 лет, только что пришедший в школу, закончивший педагогический институт, исторический факультет после армии. Как я понял, с основами право у него было не очень, а историк он был нормальный, но он был членом оперативного комсомольского отряда, имел дело с молодой шпаной, и хорошо знал уголовное право, и, делал акцент в курсе на нем. Ну. Первый год был предмет, я думаю, потом все устаканилось.

Все, что запомнилось-это элементы уголовного права по УК РСФСР 1960 года. Я четко знал, за какие преступления могут расстрелять по закону и фактически, за что давали почти 15 лет,10 лет, пять, три. Он основательно разбирал понятие самообороны и возможные действия с соблюдением ее меры. Разбирали не абстрактно, а на конкретных ситуацих, а ему приходилось по ОКО сталкиваться с ними не мало.

Еще интересно для нас было понятия дееспособности, связанной с возрастом (частичная, полная), ведь нам исполнялась по 15 лет, а некоторым в конце года уже и по 16 лет, и они получали советский паспорт.

Рассматривали воинскую обязанность, и все знали, что два призыва, с приказа 26 марта, 26 сентября до 1 июля, 1 января. В этот же период увольнение отслуживших. Я впервые узнал (как-то не знал до этого), что после Вуза без кафедры (его однокашники) призываются на 1.5 года, а после кафедры присваивается лейтенант запаса, но могут до 30 лет забрать лейтенантом на два года. А на службу рядовым и сержантом берут до 27 лет. От него узнали, как его сосед по Горловке (он сам был с Донбасса), не служил в армии, так как два раза состоял на учете как алкоголик, тогда еще психиатрический. Срок учета был 5 лет.

Вообще, его уроки были наполнены живыми примерами и по трудовому, и по семейному праву, больше по семейному: брак, развод, алименты. Мы узнали, как можно получать алименты от сожителя, какие юридические факты подтверждали сожительство. Процентные ставки по алиментам.

Я узнал, что такое юридический факт, и чем он отличается от гипотезы, предположения, и знаю и сейчас, и пару лет назад обучал этому вопросу молодого лейтенанта полиции, объясняя, что он выдает свои предположения за факты.

Его уроки были практическими, и благодаря практике куда-то улетучился и растворился идеологический акцент, который явно пронизывал весь учебник. Также вел он и историю СССР в 8 классе период 19 века), историю Нового времени. Все время он мягко обходил идеологический акцент. После года он уехал домой, на Донбасс, но его уроки по основам Советского государства и права я запомнил на всю жизнь!

Нас интересовало отличия колхозной от государственной собственности, право на доходы от личного хозяйства. Про это он рассказал подробно, так как двоюродный дядя в Николаевской области имел 5 свиней, откармливал для сдачи бычков, продавал все это на колхозном рынке, получая дополнительный доход 2500 в год, и зарабатывая водителем 150 в месяц. Это я очень хорошо запомнил, меня только одно интересовало, почему он должен работать водителем в колхозе, а не заниматься только своим ЛПХ.

Так что и в СССР идеологизированные предметы преподавались в школе иногда не просто интересно, а очень интересно!

С начала XX века наметился процесс обособления политической теории от теории правовой. Теория права и теория государства стали рассматриваться дифференцированно от политической науки.

Сразу после Октябрьского переворота 1917 года общетеоретическая дисциплина, преподаваемая в российских университетах, еще продолжала именоваться энциклопедией права. Вначале 1919 г. по соображениям необходимости реорганизации высшего юридического образования все юридические факультеты в стране были закрыты, а вместо них организованы юридико-политические отделения на факультетах общественных наук. Общетеоретические правовые дисциплины преподавались в разнообразных курсах под названиями «Техника юридического мышления», «Введение в изучение наук о праве и государстве», «Техника правовых норм». Учебники издавались под заголовками «Общее учение о праве», «Общая теория права», «Теория права», «Элементарные понятия о государстве и праве».

В 1924-1926 гг. в российских вузах были образованы факультеты советского права, факультеты права и местного хозяйства. Тогда общая теория права и государства изучалась в курсе «Основ Советской Конституции в связи с учением о праве и государстве». Спустя несколько лет, к концу 20-х годов, в числе вузовских юридических дисциплин появляются «Общая теория права», «Общее учение о праве, государстве и Советской Конституции». В то время была признана необходимость введения в учебный процесс дисциплины, дающей не только самое общее, вводное представление о проблематике юридической науки вообще, а изучавшей юридическую форму и сущность права и ее связи с политическими институтами государства.

В послереволюционное время, не было полных курсов по теории государства и права в России. Организация исследований по теории государства и права сводилась к изучению проблем диктатуры пролетариата и классовой борьбы, советского строительства и госаппарата, и критике буржуазного государства и права.

В послереволюционное время, не было полных курсов по теории государства и права в России. Работы П.И. Стучки, Е.Б. Пашуканиса, Н.В. Крыленко, М.А. Рейснера, Ф. Ксенофонтова, Р. Бабуна и других авторов давали марксистско-ленинскую интерпретацию отдельных сторон государства и права, но цельного представления о них не содержали.

Пашуканис Е.Б. автор научных работ по общей теории права, государственному праву, Его основной труд «Общая теория права и марксизм. (Опыт критики основных юридических понятий)» (1924 г.). В этой книге дано марксистское объяснение важнейших правовых категорий, подвергнуты критическому анализу буржуазное право и буржуазные теории права, подчёркнута бесплодность попыток рассмотрения права вне связи с экономическими условиями развития общества и классовыми отношениями.

Пашуканис выступал против концепции «пролетарского права», поддерживаемой рядом советских ученых и юристов-практиков. По его мнению, пролетариат не создает принципиально новой правовой системы; поскольку право, как и государство, сохраняются, согласно марксистской теории, при социализме как пережитки буржуазного общества, издержки переходного периода, оно имеет во многом буржуазный характер; социализм в своем развитии должен изжить как государство, так и право.

Заметную роль в процессе зарождения и становления советской теории права сыграл П.И. Стучка. Основными началами такого нового, революционно-марксистского правопонимания, согласно Стучке, являются: 1) классовый характер всякого права; 2) революционно-диалектический метод (вместо формальной юридической логики); 3) материальные общественные отношения как базис. Для объяснения и понимания правовой надстройки (вместо объяснения правовых отношений из закона или правовых идей). При этом он признавал «необходимость и факт особого советского права и т.д.».

В 30-е годы создавалась научно-теоретическая база для развития отраслевых правовых наук. К этому времени методологической основой всех гуманитарных наук признавался только исторический материализм как общая научная теория общества. Поэтому юридическая наука применяла общие принципы социального познания, выработанные на основе исторического материализма. К общим принципам относились: «сведение общественных идей к общественно-экономическим отношениям; исследование закономерностей развития общественно-экономических формаций, анализ классовых противоречий, их роли в развитии общества. 22

С этим же периодом связывается начало построения комплексной системы знаний о праве и государстве и формировании марксистско-ленинской теории государства и права как юридической науки и учебной дисциплины.

С конца 30-х годов в отечественном правоведении утвердилось положение, что право в русле официальной концепции следует понимать как результат правотворческой деятельности государства, что привело к тому, что право изучается вместе с государством (право ничто без государства). В результате теория права и государства становится теорией государства и права, о чем свидетельствовало название первого советского официального учебника. Развитию марксистско-ленинской общей теории государства и права способствовали труды видных советских ученых-юристов - Н.Г. Александрова (1909-1974 гг.), А.М. Васильева (1923-1988 гг.), А.И. Денисова (1907-1984 гг.) и др., под редакцией которых издавались основные учебники по теории государства и права.

В то же время заметным недостатком общетеоретической юридической науки признается то, что многим научным положениям, таким как, субъекты и объекты права, нормы права, правоспособность, вопросы ответственности не уделялось должного внимания.

Было определено значение и место теории государства и права в системе юридических наук. Признано, что теория государства и права, изучая наиболее важные явления государственной и правовой жизни, выводит соответствующие этим явлениям юридические понятия, принципы и закономерности. Ими руководствуются отраслевые юридические науки.

Марксистско-ленинская правовая теория такие явления, как государство и право рассматривала в качестве единого объекта классового общества. Она исходила из того, что, поскольку определенный юридический порядок не существует вне общества, а тип общественной организации отличается, то и юридические нормы общественной жизни, как и юридическая деятельность, могут значительно отличиться от одного типа государства - к другому, от одного общества - к другому.

В последующие годы отдельные недостатки теории права и государства как общетеоретической и учебной дисциплины изживались, в подходе к изучению институтов государства и права все более стало преобладать творческое начало. Стали появляться книги, брошюры, сборники статей, посвященные отдельным вопросам общей теории государства и права. Работы С.Н. Братуся, С.Ф. Кечекьяна, В.С. Комарова, А.К. Стальгевича были посвящены обоснованию социальной ценности права, всестороннему исследованию механизма правового регулирования.

В связи с изданием собраний действующего законодательства Союза ССР и союзных республик, а также сводов законов Союза ССР и союзных республик общего теоретического осмысления потребовали вопросы систематизации общесоюзного и республиканского законодательства, такие как формы систематизации, пределы кодификационной деятельности, особенности кодификации в отдельных отраслях права и др.

Своеобразным итогом формирования материалистического толкования государства и права советской эпохи становится четырехтомный курс «Марксистско-ленинская общая теория государства и права», выпущенный в 1970-1973 гг. (к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина) и обобщивший все, что сделано советской наукой в области теоретического осмысления государственно-правовой действительности: установление и признание классовой природы государства и права, разработка учения об исторических типах государства и права, обоснование марксистской идеи об отмирании государства и права при коммунизме, критика буржуазного государства и права, выделение этапов развития социалистической государственности.

Оценивая развитие теоретической науки о государстве и праве в 70-80-е годы ХХ века, нельзя не заметить, что если в области государствоведения успехи отечественных правоведов были весьма незначительными, то общеправовая теория обогатилась многими научными исследованиями в области теории правовых норм, правовых отношений, правосознания, правового статуса личности. Этому способствовали проводимые в масштабе всей страны научные дискуссии по проблемам правопонимания, системы права, правоприменения.

Предметом внимания общей теории государства и права становились не только политические вопросы теории революции, диктатуры пролетариата, сущности социалистического общенародного государства или научное обоснование принципов построения советского государственного аппарата. В разное время особенное внимание уделялось проблемам законности, правосознания и правовой культуры, правоотношениям, общим теоретическим вопросам системы права, критериев ее деления на отрасли. Так или иначе, диалектико-материалистический подход к изучению права долгое время был преобладающим. К концу советского периода в России сложилась целая плеяда видных юристов, теоретиков государства и права. Следует назвать такие имена, как С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, П.П. Баранов, С.Н. Братусь, А.Б. Венгеров.

учебник. Инструктио – сборник практических знаний, инструкции.

533 г. н. э. – Константинополь. Юстиниан I. Создан Дигест Юстиниана – первая

попытка кодификации римского права, первое собрание римский законов.

Институции были составной частью Дигеста. Студенты учились 4-5 лет: год

изучали институции, 2-3 года изучались комментарии к законам, последний год

1087 г. – год создания Болонского университета и знаменитой юридической школы

в Болонье. Найден Дигест Юстиниана. Ажиотаж вокруг находки, так как

оказалось, что РП – право универсальное, право всех народов.

XII век – появление в Европе сословия юристов, возникшего на основе изучения

и обязательного применения РП. Возникновение энциклопедии РП и философии РП.

1755 г. – год создания МГУ и юридического факультета при нем. Право стало

предметом изучения и обучения в России. Семен Ефимович Десницкий – первый

российский преподаватель МГУ (1767), преподавал на русском языке. Образование

получил за рубежом, в Глазго, учился у Адама Смита.

С 19 в. к теории права добавился предмет теория государства.

В СССР до 30-х годов ТпиГ, 38 г. – совешание юристов, по предложению

1940 – вышел первый учебник ТГиП.

по мнению одних авторов, история возникновения теории юридической науки начинается с древних времен

Смысловое единство закона и государства, лежащее в основе предмета юриспруденции как единой науки о двух объектах (праве и государстве), в учении Цицерона достигается благодаря тому, что закон и государство трактуются им как проявления одного и того же естественного права.

Но римская юриспруденция не стала еще наукой: она носила практический, конкретный характер; ее содержание составляли знания-рецепты при решении споров, выбора варианта поведения в той или иной ситуации. Римлян в меньшей степени интересовала теория права (в ее современном понимании) и ее философские основы. В то же время именно прагматическая направленность римской юриспруденции послужила основой возникновения и развития европейского права, в ходе формирования которого пришлось воспользоваться римскими разработками.

Новый импульс юриспруденция получает в эпоху позднего Средневековья, когда в конце ХI века Болонье, а затем и в других городах Италии возникают первые университеты. Возникновение и распространение самой системы университетского образования связано с появлением первых юридических школ, ставивших целью изучение римских юридических текстов, их толкование и обсуждение. Именно в это время были заложены основы современной юриспруденции как самостоятельного научного направления, сформированного на основе философских обобщений и схоластических рассуждений и разработавшего общие для всей науки понятия, принципы, категории права, а также их определения.

Некоторые ученые, в частности А.С. Пиголкин, считают, что интенсивно юридическая наука начинает развиваться только в XVII в.

В эпоху разложения феодализма и начала буржуазных политических революций, в связи с потребностью буржуазии в разработке принципов буржуазного государства и права и обосновании правомерности борьбы с феодальными порядками и феодальным государством и правом.

К XVII в. появляется первая энциклопедия права под собственным именем. В 1638 г. Гуниус (Hunius) выпускает Encyclopaedia iurius universi. В ней немецкий юрист в догматическо-описательном стиле изложил основы юридической науки и отдельных отраслей права, в частности, гражданского, канонического и гражданско-процессуального права. Данная работа была направлена, главным образом, на достижение образовательных целей, связанных с введением в изучение юриспруденции отдельных правовых дисциплин и исторического очерка изменений в праве.

Особого внимания в становлении теории государства и права в качестве самостоятельной дисциплины заслуживает учебное пособие Христиана Томазия, написанное в 1699 г. и известное под названием «Суммарный очерк основных учений, которые необходимо знать студенту-юристу и учить в университетах».

Лучшим образцом эмпирической энциклопедии права во второй половине XVIII века было произведение Иоанна Стефана Пюттера, названное в первом издании 1757 г. Эскизом, а во втором - 1767 г. - Опытом юридической энциклопедии. В 1792 г. Густав Гуго опубликовал свою «Энциклопедию права», основанную исключительно на рациональных началах западноевропейской философии. В этот исторический период, по аналогии с юридическими энциклопедиями, появляются особые энциклопедии государства под редакцией Шлецера, Рессига и др.

Однако единая учебная дисциплина и наука о праве берет свое начало с работы английского юриста Д. Остина «О предмете науки права», изданной в 1832 г., который выделял общее право и национальное право. Он полагал, что в системе юридических наук должно существовать общее правоведение, ставящее своей задачей исследование понятий, лежащих в основе позитивного права различных государств.

В Новое время накопленные догматические и схоластические средневековые знания стали применяться в практической жизни. Одновременно происходит дифференциация юриспруденции: выделяются относительно самостоятельные отрасли - теория гражданского и уголовного права, несколько позднее - теория полиции (полицейского права), включавшая в себя вопросы внутреннего государственного управления.

Общая теория государства и права получила широкое развитие во второй половине XIX века в трудах немецкого ученого А. Меркеля. По его мнению, в отличие от других юридических наук, общая теория государства и права есть абстрактная область знаний, изложенных в системном порядке. Иную точку зрения на природу общей теории государства и права отстаивал соотечественник А. Меркеля - Щютце. Он исходил из того, что эта дисциплина дублирует философию права. В целом, в XIX веке в германских университетах царил дуализм: наряду с энциклопедией права преподавали философию права.

Стремление создать науку, которая бы давала целостное представление о праве, существовало издавна. Вначале такая роль отводилась именно энциклопедии права, в дальнейшем - философии и теории права. В этом смысле энциклопедию права можно рассматривать как общую науку о праве в первоначальном её варианте. До начала XIX века содержание энциклопедии права носило сборный, безыдейный характер.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

О советских учебниках государства и права (часть первая)

Добрый вечер, милостивые государи и милостивые государыни!

Меня и моих последователей, кои не прекращают повторять, что СССР – это не Россия, а совершенно иное. Что СССР также соотносится с Россией, как Россия соотносится с Золотой Ордой, Хазарией и Скифией. Соотношение СССР и России можно уподобить соотношению Византии и Турции, государства инков и Перу; Вавилону и Ираку.

На одной и то же территории с близким по расово-этническим признаком населением могут существовать разделенные по времени совершенно разные государства. Это просто исторически факт.

И, тем не менее, находятся романтики или сознательные лгуны, которые утверждают прямо противоположное. Они согласны с версией, что Золотая Орда – это не Россия, но отказываются признать инаковость СССР. По их разумению, СССР – это форма России. Как такой формой является Киевская Русь, Московия, Московская Русь и Российская Империя.

Соглашаясь, что последние четыре государства составляют действительно единый русский государственно-правовой континуум, мы не можем признать русскую природу советского государства.

Да и сами большевики этого никогда не признавали. И, честно говоря, были сильно удивлены, если бы увидели наши современные дискуссии.

Ведь Совдепия тоже имела свои формы. Например, на русской земле таких форм было три:

- СССР, включая союзные советские социалистические республики;

- Российская Федерация, продолжающая и поныне.

Ведь Российская Федерация – официальный правопреемник СССР. Сие можно наблюдать и в правовой системе (иначе была бы реституция, как в странах Восточной Европы, включая Прибалтику), и в государственном аппарате (иначе союзные армия, милиция, госбезопасность, суды, прокуратура и прочие органы были распущены и созданы принципиально новые структуры, например, РОА).

Поэтому для выяснения сути и подтверждения, высказанных выше и многократно на страницах данного ЖЖ, тезисов, я решил использовать еще одну сторону.

Это советские и современные учебники государства и права! Ведь именно в учебниках наиболее полно и выпукло проявляет себя государственная идеология. Именно в учебниках видно, наследником кого рассматривают себя нынешние правители.

Учебник – это лакмусовая бумажка. Это в диссертациях, монографиях и даже газетных статьях можно позволить себе некоторую вольность. На то она и интеллигенция, чтобы сомневаться.

Но в учебнике такое невозможно. Учебник и есть сама идеология в чистом виде.

Например, в учебниках биологии до сих пор стержнем всей науки о живом мире выступает, как это не прискорбно нам, православным христианам, - эволюционная гипотеза Ч.Дарвина. Именно ее и навязывают школьникам и студентам.

А в учебниках химии до сих пор за истину преподносится гипотеза Д.Менделеева. В связи с чем, можно смело резюмировать: школьная и университетская программы по химии находятся в плену у валентной гипотезы.

Поэтому интерес к учебникам по истории является для автора и его последователей – весьма разумным и естественным.

Вот наглядное содержание этого учебника для юридических вузов. Прошу прощения за длинный список тем. Но этот список очень красноречив. И потом, я надеюсь, что читателям будет интересно вспомнить советскую систему ценностей.

Материалы по предметам, Юрфак

Материалы на период 1 семестра 1 курса.
Преподаватель: Никищенкова Мария Александровна.
Преподаватель на семинарах: Артамонова Мария Александровна

Основные материалы - учебники.
Файл №1: Научная работа об Общей теории государства, за авторством Жана-Луи Бержеля. 2000 года выпуска.
Файл №2: Учебник по Общей теории права, за авторством Дробязко С.Г. и Калинина С.А.. 2014 года выпуска.
Файл №3: Курс лекций Общей теории права, за авторством Полякова А.В.. 2001 года выпуска.
Файл №4: Учебник по Теории государства и права, под редакцией Мартышина О.В.. 2007 года выпуска.
Файл №5: Учебник о проблемах теории государства и права для особо одарённых студентов, за авторством Четвернина В.А.. 2010 года выпуска.
Файл №6: Учебник по Теории права, за авторством Алексеева С.С.. 1995 года выпуска.
Файл №7: Учебник по Теории государства и права в схемах и определениях, за авторством Баранова А.В.. 2014 года выпуска
Файл №8: Учебник по Теории государства и права (углубленный курс), за авторством Рассказов Л.П.. 2015 года выпуска.

Конспекты лекций (Скажем спасибо Дорофееву Максиму за них).

Файл №9: Конспект лекций за октябрь 2020.

Материалы по предметам, Юрфак

Дополнительные материалы - научные статьи по темам Предмет и методология теории государства и права и понятие и признаки государства.

Файл №1: Становление науки теории государства и права в отечественной юриспруденции, Мусатов Ф.В.
Файл №2: Теория юридического познания как фундаментальная наука, Ю.П. Боруленков.
Файл №3: Юридическая наука: понятие, возникновение, развитие, функции и содержание, Славова Н.А..
Файл №4: Общая теория государства и права: в защиту базовой, методологической юридической науки, В. В. Кожевников.
Файл №5: Общая теория права и развитие отраслевых юридических наук, В. Н. Синюков.
Файл №6: Российская теория права: вызовы времени и ответы истории, Ю. Е. Пермяков.
Файл №7: Методология юридического познания, Ю.П. Боруленков.
Файл №8: Российская юридическая наука сегодня и пути совершенствования философско-методологических подходов к анализу государственно-правовых явлений, П.П. Баранов.
Файл №9: Современные проблемы развития общей теории государства и права, Н. В. Тюменева.
Файл №10: Государственный суверенитет. М.Н. Марченко.

Материалы по предметам, Юрфак

Дополнительные материалы - научные статьи по темам Предмет и методология теории государства и права и понятие и признаки государства. ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Файл №1: Природа и этапы развития государственности, И.Л. Честнов.
Файл №2: Государственный суверенитет в федеративном государстве, А. А. Олесов.
Файл №3: Источник и носитель суверенитета в свете различных теорий, А.Л. Бредихин.
Файл №4: Категория «власть» в современных подходах к определению суверенитета государства, С.Р. Гадисов.
Файл №5: Концепция суверенитета государства в условиях глобализационных и информационно-коммуникационных процессов, Л.В. Терентьева.
Файл №6: Международное правовое регулирование и границы государственного суверенитета, Е. Н. Бырдин.
Файл №7: Соотношение суверенитета государства и экстерриториальности права в контексте глобализации, С.С. Шестопал.
Файл №8: Суверенитет как естественное публичное право: о модификации представлений о природе и характере суверенитета, об этапах (поколениях) и направлениях его научных исследований, Ж.И. Овсепян.
Файл №9: Государственный суверенитет: проблемы определения понятия, С.В. Каламанова.
Файл №10: Государственный суверенитет: содержание и преобразование в условиях глобализации, И.И. Осветимская.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: