Когда нужно включать ходовые огни на судах

Обновлено: 07.05.2024

один кормовой огонь при ширине судна пять метров и менее.

Самоходное судно с механическим двигателем длиной 20 метров и менее независимо от его ширины несет один кормовой огонь, а бортовые огни такого судна могут быть скомбинированы в фонаре.

  1. Пассажирское водоизмещающее самоходное судно с механическим двигателем, работающее на переправе или на внутригородских маршрутах, самоходный паром на ходу, а также судно на воздушной подушке, находящееся в неводоизмещающем состоянии, кроме сигнальных огней, указанных в пункте 13 настоящих Правил, должно нести один желтый проблесковый круговой огонь.
  2. Многорежимное транспортное средство, которое в своем основном эксплуатационном режиме летит в непосредственной близости от поверхности, используя экранный эффект (далее — экраноплан) при взлете, посадке и во время полета вблизи поверхности, кроме сигнальных огней, указанных в пункте 13 настоящих Правил, должно нести один красный проблесковый круговой огонь.
  3. Толкающее судно с механическим двигателем (далее — толкач) на ходу должно нести:

три белых топовых огня, расположенных в соответствии с пунктом 5 приложения № 1 к настоящим Правилам;

при ширине судна более пяти метров — три кормовых огня, расположенных в соответствии с пунктом 8 приложения № 1 к настоящим Правилам, и один буксировочный огонь;

при ширине судна пять метров и менее — один буксировочный огонь.

одиночное — один белый топовый огонь в носовой части;

в составе — по одному белому топовому огню в носовой части каждого переднего судна.

  1. Буксирующее судно с механическим двигателем (далее — буксировщик) на ходу должно нести:

два белых топовых огня, расположенных по вертикальной линии;

при буксировке плота — три белых топовых огня, расположенных по вертикальной линии;

один кормовой огонь и один буксировочный огонь.

  1. При буксировке состава несколькими буксировщиками, соединенными в кильватер, головной буксировщик на ходу должен нести сигнальные огни, указанные в пункте 18 настоящих Правил, остальные буксировщики — огни, указанные в пункте 18 настоящих Правил, за исключением бортовых огней.
  2. Самоходные суда с механическими двигателями, ошвартованные бортами и буксирующие судно (состав), на ходу должны нести сигнальные огни, указанные в пункте 18 настоящих Правил, за исключением бортовых огней, расположенных между ними.
  3. Самоходное судно с механическим двигателем, помогающее в проводке плота и ошвартованное к плоту, на ходу вместо сигнальных огней, указанных в пункте 13 настоящих Правил, должно нести три белых топовых огня, расположенных по вертикальной линии, и один кормовой огонь при ширине судна пять метров и менее или три кормовых огня, расположенных в соответствии с пунктом 8 приложения № 1 к настоящим Правилам, при ширине судна более пяти метров.
  4. Самоходное судно с механическим двигателем на ходу при буксировке состава с толкачом должно нести сигнальные огни, указанные в пункте 18 настоящих Правил, а толкач — один белый топовый огонь и один буксировочный огонь при ширине толкача пять метров и менее.

Толкач, ширина которого более пяти метров, в дополнение к сигнальным огням, указанным в абзаце первом настоящего пункта, должен нести два кормовых огня, расположенных по горизонтальной линии ниже буксировочного огня.

  1. Буксировщик, в случае осуществления буксировки под бортом другого судна, на ходу должен нести сигнальные огни, указанные в пункте 18 настоящих Правил.

Грузовое или пассажирское самоходное судно с механическим двигателем при осуществлении в аварийном случае буксировки под бортом другого судна на ходу должно нести сигнальные огни в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

Самоходное судно, буксируемое под бортом, должно нести:

один белый топовый огонь и один кормовой огонь при длине судна менее 50 метров;

два белых топовых огня и один кормовой огонь при длине судна 50 метров и более.

Несамоходное судно, буксируемое под бортом, должно нести один белый топовый огонь в носовой части и один кормовой огонь.

  1. Несамоходные суда буксируемого состава, следующего за одним или несколькими буксировщиками, должны нести:

одиночное судно длиной до 50 метров — один белый круговой огонь;

одиночное судно длиной 50 метров и более — по одному белому круговому огню на носовой и кормовой частях;

в составе — по одному белому круговому огню на носовой части каждого судна и на кормовой части последнего судна.

Самоходное судно с механическим двигателем с работающими двигателями, буксируемое на тросе, должно нести сигнальные огни, указанные в пункте 13 настоящих Правил, за исключением бортовых огней.

при длине более 20 метров — бортовые огни, один кормовой огонь и два круговых огня около топа мачты, расположенные по вертикальной линии, причем верхний огонь должен быть красным, а нижний — зеленым;

при длине от семи метров до 20 метров — бортовые огни и один кормовой огонь, в том числе если данные огни объединены в фонаре, установленном в верхней части мачты;

судно длиной менее семи метров — один белый круговой огонь, расположенный на мачте, при приближении других судов это судно должно также освещать свой парус фонарем с белым огнем.

Судно, идущее под парусом и одновременно использующее силовую механическую установку, на ходу должно нести сигнальные огни, указанные в пункте 13 настоящих Правил.

  1. Шлюпки судов должны иметь один белый круговой огонь и показывать его при приближении других судов.
  2. Судно с механическим двигателем, перевозящее опасный груз, или судно с механическим двигателем, которое не было дегазировано после перевозки опасного груза, должно нести на ходу в дополнение к сигнальным огням, указанным в пункте 13 настоящих Правил, один красный топовый огонь, расположенный ниже переднего белого топового огня.

Толкаемое несамоходное судно с опасным грузом или толкаемое несамоходное судно, которое не было дегазировано после перевозки опасного груза, должно нести сигнальные огни в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил.

Буксируемое несамоходное судно с опасным грузом или буксируемое несамоходное судно, которое не было дегазировано после перевозки опасного груза, должно нести сигнальные огни в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, а также один красный круговой огонь, расположенный выше белых круговых огней.

  1. Толкач, если он осуществляет толкание судов, указанных в пункте 27 настоящих Правил, или толкание состава, в который входят суда, указанные в пункте 27 настоящих Правил, вместо верхнего белого топового огня в вершине треугольника из топовых огней, предусмотренного пунктом 5 приложения № 1 к настоящим Правилам, должен нести один красный топовый огонь.
  2. Буксировщик, если в буксируемом им составе находятся суда, указанные в пункте 27 настоящих Правил, в дополнение к сигнальным огням, указанным в пункте 18 настоящих Правил, должен нести один красный топовый огонь, расположенный выше белых топовых огней.
  3. Паром канатной переправы должен нести:

один белый круговой огонь, расположенный на высоте не менее пяти метров от поверхности воды, при этом такая высота может быть уменьшена до трех метров, если длина парома не превышает 15 метров;

один желтый проблесковый круговой огонь, расположенный на расстоянии не менее метра над белым круговым огнем.

Канат канатной переправы должен быть освещен у обоих берегов фонарями, прикрытыми сверху защитными козырьками.

  1. Самоходное судно с механическим двигателем, занятое толканием, буксировкой на тросе или под бортом несамоходного судна на переправе, кроме сигнальных огней, указанных в пунктах 16, 18 или 23 настоящих Правил, на ходу должно нести один желтый проблесковый круговой огонь.
  2. Плот на ходу должен нести:

при длине плота менее 60 метров — один белый круговой огонь на хвостовой части;

при длине плота 60 метров и более, но менее 120 метров — по одному белому круговому огню на головной и хвостовой частях;

при длине плота 120 метров и более, но менее 240 метров — по одному белому круговому огню на каждом углу плота;

при длине плота 240 метров и более, но менее 480 метров — по одному белому круговому огню на каждом углу плота и на каждом борту в средней части плота;

при длине плота 480 метров и более на каждом борту устанавливаются дополнительные белые круговые огни, расположенные таким образом, чтобы расстояние между огнями по длине плота не превышало 240 метров.

Правила плавания и безопасности (для маломерных судов) становятся жестче. Инспекторы ГИМС - всё более строго относятся к проверкам на воде и во время техосмотра. И если вчера нас не штрафовали за какие то мелкие нарушения - завтра обязательно оштрафуют. Поэтому, лучше знать и подготовиться.

Сегодня поговорим - о ходовых (навигационных) огнях на вашей лодке. Рассмотрим - кого оштрафуют за их отсутствие.
А так же - какие лодки вы не обязаны оборудовать ходовыми огнями. Всё просто. Но это надо знать!

В конце текста - выводы. А так же - размер штрафа и цитирование статьи КоАП РФ. В комментариях - вопросы, ответы и мнения читателей-водномоторников.

Из Технического Регламента Таможенного Союза:

4 4. Маломерные суда должны быть оборудованы: осветительными приборами, отличительными ходовыми огнями и средствами звуковой сигнализации. Гребные лодки и моторные лодки с подвесными моторами мощностью менее 22,1 кВт не подлежат обязательному оборудованию осветительными приборами, отличительными ходовыми огнями.

Переводим кВт в лошадиные силы. Какой мощности ваш мотор.

Получается, что с мотором до 30 л.с. включительно - вы не обязаны оборудовать вашу лодку ходовыми (навигационными) огнями. И при прохождении ТО к вам по этому поводу - не должны предъявлять никаких претензий.

Но! Не всё так просто. Далее.

Цитата из Тех.Регламента ТС: "В темное время суток разрешается эксплуатация маломерных судов только при включенных осветительных приборах и отличительных ходовых огнях. "

То есть, в темное время, независимо от мощности мотора и типа лодки - вы не имеете права передвигаться по воде (не имея на борту, включенных ходовых огней). Расположение и цвет огней - на рисунке ниже.

Вывод: Если мощность мотора более 30 л.с. (точнее равна или более 22,1 кВт) - ваше маломерное судно должно быть оборудовано ходовыми огнями. В том числе - надувные лодки и РИБы. Если передвигаетесь в тёмное время суток (с любой мощностью мотора) - должны быть включены огни. В случае нарушения - штраф!

ч.1 ст.11.7 КоАП РФ Нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном ( за исключением маломерного ) на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков
- Влечет штраф от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. или лишение права управления до 1 года.

(То же нарушение, для маломерных судов) - влечет предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

В следующий раз - о недорогих, удобных ходовых огнях для ПВХ лодки. Подпишитесь на "Лодо4ник" , чтоб не пропустить. Спасибо за поставленный "палец вверх"! Есть вопросы? - обсудим в комментариях.

Немного времени осталось до открытия навигации для маломерных судов. В связи с этим хочется довести еще раз до судоводителей о том, что соблюдение безопасности на водных объектах как всегда ставится превыше всего.

В целях безопасного плавания, маломерные суда должны быть оборудованы осветительными приборами, отличительными ходовыми огнями и средствами звуковой сигнализации. Гребные лодки и моторные лодки с подвесными моторами мощность менее 22,1 кВт (30 л.с) не подлежат обязательному оборудованию осветительными приборами, отличительными ходовыми огнями. В темное время суток разрешается эксплуатация маломерных судов только при включенных осветительных приборах и отличительных ходовых огнях.

Запрещается эксплуатация маломерных судов, имеющих следующие неисправности:

а) наличие свищей, пробоин набора и обшивки корпуса (независимо от местонахождения);

б) отсутствие или разгерметизация предусмотренных конструкцией маломерного судна гермоотсеков и воздушных ящиков;

в) не обеспечен полный угол перекладки руля (35 градусов на каждый борт), затруднено вращение рулевого штурвала;

г) повреждение пера руля или деталей рулевого привода (направляющие блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая передача), наличие разрывов каболок штуртроса;

д) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки);

е) утечка топлива из баков, шлангов системы питания;

ж) наличие вибрации двигателя, подвесного мотора, превышающей допустимые эксплуатационной документацией значения;

з) повреждение системы дистанционного управления двигателем, реверс-редуктором.

С целью обеспечения безопасности плавания маломерного судна перед его началом необходимо убедиться в том что:

а) судно, двигатель, аккумуляторная батарея, трюмная помпа, судовые устройства и оборудование, навигационные огни находятся в рабочем состоянии;

б) в топливном баке достаточно топлива;

в) спасательные жилеты и другое спасательное оборудование размещены на борту по числу людей на борту;

г) якорь и швартовные тросы закреплены на борту;

д) заглушки (сливные пробки) корпуса и водонепроницаемых отсеков надежно закрыты, крышки клапанов надувных отсеков также закрыты;

е) все пассажиры ознакомлены с правилами поведения на маломерном судне и разместились на борту маломерного судна на штатных местах;

Эксплуатация двигателей запрещается в случаях, если:

а) рабочие параметры двигателей выходят за предельные значения, установленные руководствами (инструкциями) по эксплуатации;

б) имеются трещины и свищи в цилиндровых втулках и крышках, в деталях движения, нагнетательных трубопроводах форсунок, масляных трубопроводах, деталях пускового устройства и устройства распределения воздуха;

в) зазоры и износы в цилиндропоршневой группе и других деталях превышают предельные нормы, установленные руководствами (инструкциями) по эксплуатации;

г) неисправны системы (топливная, смазки, пускового воздуха) или технические средства вспомогательного назначения и оборудование, обслуживающие двигатели (насосы, охладители, подогреватели, воздушные компрессоры);

д) неисправны пусковое, реверсивное или валоповоротное устройства;

е) неисправны регуляторы.

Также запрещается эксплуатация маломерного судна при неисправности якорного устройства.

Еще раз напоминаем судовладельцам маломерных плавсредств о том, что основным критерием непотопляемости беспалубных маломерных судов является наличие исправных гермоотсеков и воздушных ящиков. Для этого необходимо восстановить гермоотсеки, заполнив их пенопластом.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза « О безопасности маломерных судов», вступившим в действие с 1 февраля 2014 года, все беспалубные маломерные суда должны обладать непотопляемостью, в залитой водой состоянии, при полной спецификационной нагрузке.

Настоящий технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к маломерным судам, спасательным средствам и (или) оборудованию для маломерных судов в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей).

Вот основной перечень требований, на который будут обращать внимание надзирающие органы за обеспечением порядка и безопасности нахождения людей на водных объектах:

- самоходные маломерные суда с подвесными лодочными моторами мощностью 22,1 кВт и более должны быть оборудованы рулевым дистанционным управлением в соответствии с требованиями проектанта (строителя);

- на всех маломерных судах должны предусматриваться швартовые устройства, обеспечивающие их надежное закрепление у причальных сооружений или бортов других судов и возможность надежного крепления буксирного каната (троса).

- все маломерные суда должны иметь устройства, обеспечивающие безопасную буксировку этих судов другим судном при ветре и волнении в разрешенном для этого судна районе плавания;

- все маломерные суда, используемые в морских районах 0 - IV категорий сложности районов плавания, должны иметь средства связи, обеспечивающие передачу и прием информации по безопасности на море, включая прогнозы погоды, волнения моря и ледовой обстановки, навигационные рекомендации по безопасному плаванию маломерного судна, штормовые предупреждения и оповещения;

- на всех маломерных судах, спроектированных на эксплуатацию на внутренних судоходных путях в условиях ограниченной видимости (менее 1000 метров) и в ночное время независимо от района их эксплуатации, должна быть установлена радиолокационная станция;

- все маломерные суда должны иметь спасательные и сигнальные средства в зависимости от категории маломерного судна:

Наименование спасательных и сигнальных средств

Категория сложности районов плавания

при общем количестве людей до 8 человек – 2 шт.,

при общем количестве людей до 12 человек – 3 шт.

Плавучие якоря спасательных кругов

1 штука на спасательном круге

Лини спасательных кругов

длиной не менее 20 метров – 1-2 шт.

по одному жилету на каждого человека на маломерном судне

Парашютные ракеты (белые)

Парашютные ракеты (красные)

Дымовые сигналы плавучие(шашки)

Действие настоящего технического регламента Таможенного союза не распространяется на:

а) спасательные и дежурные шлюпки для морских и речных судов;

б) суда спортивные, предназначенные исключительно для гонок, включая гребные гоночные и учебные (тренировочные) лодки, объявленные таковыми изготовителем;

в) доски для серфинга под парусом, надувные баллоны и иные водные аттракционы;

г) устройства для серфинга с двигателем и другие подобные устройства с двигателем;

д) экспериментальные маломерные суда;

е) суда на воздушной подушке и на подводных крыльях;

ж) прогулочные подводные лодки;

з) маломерные суда массой до 100 кг включительно;

Возникает резонно вопрос, а какая комплектация должна быть на маломерном судне, не попадающем под действие технического регламента Таможенного союза?

Данные требования устанавливаются, прежде всего, в целях защиты жизни и здоровья человека, предупреждения действий приводящих к авариям и происшествиям с маломерными судами, а также учитывая требования нормативных актов и документов, в соответствии с:

- Международными правилами предупреждения столкновений судов в море, 1972(МППСС-72);

- Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 октября 2002 г. № 129

«Об утверждении правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации» (ППВВП-2002).

- письмом Управления ГИМС России от 27.01.2011 №29/2-3-62 «Нормы оснащения маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, эксплуатируемых во внутренних водах, минимальным набором средств безопасности»,

1.Комплектация для маломерных судов подлежащих регистрации в органах ГИМС следующая:

- красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета для районов с морским режимом плавания;

-ракеты красного цвета для плавания по внутренним водным путям;

Индивидуальные спасательные средства

- Индивидуальные средства безопасности по числу находящихся людей на борту (спасжилет);

- Конец Александрова (спасательный линь) длиной не менее 20 метров или спасательный круг;

- Гребное устройство (весла, весло-гребок или багор-весло);

- Один черпак с ведром или ручной насос;

Рекомендуемое дополнительное оборудование

- Аптечка для оказания первой медицинской помощи;

- Одно сигнальное полотно (флаг - отмашка);

- Один электрический фонарь белого света;

- средства связи УКВ р/станция;

2.Комплектация для маломерных судов не подлежащих регистрации в органах ГИМС:

Сигналы бедствия

- красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета для районов с морским режимом плавания;

- ракеты красного цвета для плавания по внутренним водным путям;

Индивидуальные спасательные средства

- Индивидуальные средства безопасности по числу находящихся людей на борту (спасжилет);

Рекомендуемое дополнительное оборудование

- Аптечка для оказания первой медицинской помощи;

- Один черпак с ведром

Помните, что Ваша безопасность и безопасность пассажиров находится в Ваших руках.

Единый телефон доверия МЧС России по ЧАО – 2-39-99, телефон спасения – 01 «Служба 01 МЧС России», с мобильного "112".

Каждое судно, в т.ч. и маломерное, должно оснащаться ходовыми и отличительными огнями в соответствии с МППСС-72 (Международные правила предупреждения столкновений судов на море). Правила требуют для одиночных судов длиной более 7 м, а при нахождении во внутренних водах – с мотором больше 25 л.с. иметь на борту:

  • правый отличительный бортовой огонь зеленого цвета с сектором освещения по правому борту 112,5 градусов (от ДП судна по носу и заходя на 22,5 градуса за траверз);
  • левый отличительный бортовой огонь красного цвета с теми же показателями, что и правый, но с сектором освещения по левому борту. (Отличительные огни должны устанавливаться на уровне мостика или планширя с таким расчетом, чтобы свет огня не был виден с противоположного борта, т. е. огонь не пересекал линию ДП по носу судна.);
  • топовый белый огонь с сектором освещения 225 градусов (по 112,5 градусов на каждый борт) с носовой части судна. (Суда длиной менее 20 м. топовый огонь несут на высоте 2,74 м. над планширем, но не менее чем на 1,0 м. выше отличительных бортовых огней; для судов длиной менее 12 м. должно сохраняться второе из этих требований);
  • гаковый огонь – белый с сектором освещения 135 градусов в корму (по 67,5 градусов на каждый борт).

В морских условиях такие же ходовые огни должны иметь и все малые суда с длиной до 7 м. оснащенные механическим двигателем, скорость перемещения которых превышает 7 узлов (13 км/ч), (см. рисунок № 4). В правилах так же указано, какое судно считается “на ходу” – если оно не стоит на якоре или на мели и не пришвартовано у берега.

Требования, указанные в правилах должны соблюдаться при любой погоде во временной промежуток от заката до восхода солнца. Ходовые огни так же необходимо включать при условиях плохой видимости, а так же при других обстоятельствах, когда это будет сочтено необходимым.

Но и на стоянке без огней не обойтись, у вас должен быть стояночный (клотиковый) огонь с круговым сектором освещения.

Видимость ходовых огней на лодке должна составлять 2 мили для топового, кормового и стояночного огней и 1 миля для бортовых (зеленый и красный) огней.

Парусные суда также должны иметь на борту ходовые огни, но размещение их на яхтах представляет известные трудности. Рубки у них не высокие и огни часто закрываются волнами. Если ставить огни на вантах, то их закрывают паруса. Идеальным местом для установки отличительных бортовых огней считается носовой рейлинг. На него ставят совмещенный красно-зеленый свет в ДП судна. На рисунке №1 как раз и показн такой способ размещения.

Для парусных яхт выходящих в открытое море, кроме боровых огней и гакового, международные правила рекомендуют иметь на верху мачты два огня с круговым освещением, красный и под ним зеленый (см. рисунок №1а). Такой свет поможет обнаружить парусник за несколько миль, т.к. стандартные бортовые огни имеют очень ограниченную видимость в море и заметны зачастую только вблизи.

Для парусных судов длиной 7-12 метров можно совмещать отличительные и гаковый огни и устанавливать всё это на топе мечты (см. рисунок №2).

Маломерные суда до 7 метров (сюда попадают большинство надувных лодок) но на гребной тяге могут обходится одним белым ходовым огнем с круговым освещением. Такой огонь не обязательно устанавливать стационарно, достаточно иметь на готове переносной фонарь, который должен быть всегда на готове, его нужно выставлять в сторону опасности при необходимости.

На маломерных судах и яхтах с механическим двигателем бортовые огни можно устанавливать на носу лодки в ДП (буксирующее судно на рисунке №3). Гаковый огонь можно устанавливать не на транец, а на стенку кормовой рубки.

Лодки и катера до 7 м в морских условиях могут нести один белый круговой огонь (см. рисунок №5) (при невозможности установки отличительных бортовых огней зеленого и красного цвета). На внутренних водах один круговой бортовой огонь можно ставить на суда с мощностью мотора до 25 л.с.

В случае буксировки одного судна другим, буксирующее должно иметь дополнительный ходовой огонь, расположенный ниже первого на 1 м. (см. рисунок №3). Для судов до 12 м длинной, расстояние между такими огнями можно сократить до 0,5 м. Гаковый огонь можно перенести на кормовую рубку для облегчения управления. Буксируемое судно обязано иметь бортовые отличительные огни и гаковый огонь.

На судах, которые лишились возможности управления нужно выставлять два круговых красных огня один под другим по вертикале на максимально видимом месте на борту. А если такое судно имеет ход относительно воды, должны быть включены и все основные ходовые огни, предусмотренные МППСС-72 для такого типа судна.

Так и не нашёл ответ на вопрос по теме:Навигационные огни. Как правильно: катер 8.5 м длиной, бортовые-зелёный.красный и1) топовый и гакабортный 2) круговой. Как правильно?

http://s3.uploads.ru/t/ptdq0.jpg

Ночная сигнализация
Судно с механическим двигателем длиной менее 50 метров должно нести от захода до восхода солнца
ходовые огни, как указано на схеме, регистровые суда, согласно выполняемых задач могут дополнительно
нести другие огни. Из данной схемы нужно исключить буксировочный огонь. Кормовой и гакобортный это синоним.

1 – топовый огонь - 225°,
2 – бортовые огни – 112,5°,
4 – кормовые огни - 135°.

Маломерные суда, не оборудованные сигнально-отличительными огнями, соответствующими требованиям ППВВП,
в условиях ограниченной видимости и от захода до восхода солнца к пользованию запрещены.

Спасибо! Мне этот катер достался в потрёпаном виде, видны места крепления бортовых и кормового. Топовый скорее располагался ближе к носовой части судна. А в представленном на картинке-топовый над кормовым-это правильно будет?

Отредактировано 13-й (15-05-2013 07:40:36)

В Правилах плавания по внутренним водным путям есть требования по размещению на судах знаков визуальной. И, конечно, надо руководствоваться Правилами, а не случайными рисунками. Вот некоторые из них применимые к вашему катеру:
1. Конструкция сигнальных огней, их технические характеристики и установка на судах должны соответствовать техническим правилам Российского Речного Регистра.
2. Бортовые огни должны быть расположены на одинаковой высоте и на линии, перпендикулярной диаметральной плоскости судна, и симметрично ее следующим образом:
- на судах с одноярусной надстройкой - в ее верхней части;
- на судах с надстройкой в два и более ярусов - не ниже палубы ходового мостика;
- на беспалубных судах - не менее чем на 0,5 м выше планширя (на маломерных судах допускается установка на уровне планширя).
Если бортовые огни скомбинированы в одном фонаре, то он должен быть расположен в диаметральной плоскости в передней части судна.
3. Топовый огонь на самоходном судне (а если на одной мачте два и более огней, то нижний из них) должен быть расположен в диаметральной плоскости судна выше бортовых огней не менее чем на 1 м и, как правило, впереди их.
4. Если самоходное судно несет два топовых огня на разных мачтах, то горизонтальное расстояние между ними должно быть не менее 20 м, а задний огонь должен быть выше переднего не менее чем на 1 м при любом эксплуатационном дифференте судна.

Да, можно подзапутаться. Александр, а как бы Вы расставили ходовые на этом типе катера, посоветуйте. А то ближайший центр Гимс в Ю.-Сахалинске, я сам на острове, и со связью проблемно.

а как бы Вы расставили ходовые на этом типе катера, посоветуйте.

На Вашем катере бортовые отличительные огни должны располагаться в верхней, задней части рубки(примерно, как на рисунке Вашего судна).
Топовый располагается на мачте выше бортовых огней не менее чем на 1 метр, а кормовой на уровне бортовых сзади рубки. Ради любопытства напишите что это за катер?

http://s3.uploads.ru/t/6aqtD.jpg


Мачта с топовым должна располагаься в передней части крыши рулевой рубки ?

Мачта с топовым должна располагаься в передней части крыши рулевой рубки ?

Я так понимаю, у Вас морское судно? Значит Правила плавания по ВВП здесь ни при чем, смотреть нужно МППСС-72. А согласно Правила 23 (с) (i) МППСС, Ваше судно длиной менее 12 м вместо топового впереди, бортовых и кормового огней может выставлять белый круговой огонь и бортовые огни.

Отредактировано RaNav (16-05-2013 13:10:18)

Вот именно по этому я и поднял вопрос. Хотелось бы услышать подтверждение официальных лиц.

Да Правило 23. МППСС для судов с механическим двигателем предписывает следующее расположение огней:
а.
i. топовый огонь впереди;
ii. второй топовый огонь позади и выше переднего топового огня, однако судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;
Нужно учесть только то, чтобы работа топового огня не создавала помех ночному визуальному наблюдению.
В пункте с. МППСС
iii. Судно с механическим двигателем длиной менее 12 м может вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила, выставлять белый круговой огонь и бортовые огни;

Спасибо! Теперь всё ясно и я спокоен.

Да Правило 23. МППСС для судов с механическим двигателем предписывает следующее расположение огней:
а.
i. топовый огонь впереди;
ii. второй топовый огонь позади и выше переднего топового огня, однако судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;
Нужно учесть только то, чтобы работа топового огня не создавала помех ночному визуальному наблюдению.
В пункте с. МППСС
iii. Судно с механическим двигателем длиной менее 12 м может вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила, выставлять белый круговой огонь и бортовые огни;

Подпись автора

С уважением Тихомиров Александр Владимирович.

В связи с этим 3 вопроса:
1. Есть ли ограничения по высоте расположения белого кругового огня над бортовыми?
2. Можно ли катер с таким расположением огней зарегистрировать в городе расположенном не непосредственно на море (к примеру - в Ярославле или Москве)?
3. Можно ли катер с таким расположением огней перегнать по ВВП - до моря (пусть даже в светлое время суток)?

В связи с этим 3 вопроса:1. Есть ли ограничения по высоте расположения белого кругового огня над бортовыми?

Согласно ППВВП бортовые огни должны быть расположены на одинаковой высоте
• на судах с одноярусной надстройкой - в ее верхней части;
• на судах с надстройкой в два и более ярусов - не ниже палубы ходового мостика;
• на беспалубных судах - не менее чем на 0,5 м выше планширя (на маломерных судах допускается установка на уровне планширя).
Топовый огонь на самоходном судне (а если на одной мачте два и более огней, то нижний из них) должен быть расположен в диаметральной плоскости судна выше бортовых огней не менее чем на 1 м и, как правило, впереди их.
При расположении на мачте двух и более топовых огней расстояния между ними должны быть одинаковыми и не менее 1 м, а на судах длиной менее 20 м - не менее 0,5 м.
Если на парусном судне бортовые и кормовой огни скомбинированы в одном фонаре, то он должен быть расположен на топе или около топа мачты.
Красный и зеленый круговые огни должны быть расположены на наиболее видном месте, обеспечивающем их видимость со всех сторон, при этом они не должны находиться на одной вертикали со стояночными огнями.
Все сигнальные круговые огни должны быть расположены так, чтобы расстояние между ними и ходовыми или стояночными огнями было не менее 1 м на судах длиной 20 м и более и 0,5 м - на судах длиной менее 20 м.
Согласно МППСС на судне длиной менее 20 м бортовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, выставляемом в диаметральной плоскости судна.
Судно с механическим двигателем на ходу должно выставлять:
топовый огонь впереди;
Судно с механическим двигателем длиной менее 12 м может выставлять белый круговой огонь и бортовые огни;
судно с механическим двигателем длиной менее 7 м, имеющее максимальную скорость не более 7 узлов, может выставлять белый круговой огонь и должно, если это практически возможно, выставлять также бортовые огни;
топовый огонь или белый круговой огонь на судне с механическим двигателем длиной менее 12 м может быть смещен относительно диаметральной плоскости судна.
На парусном судне длиной менее 12 м огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, выставляемом на топе или около топа мачты на наиболее видном месте.
Парусное судно на ходу может в дополнение к огням выставлять на топе или около топа мачты на наиболее видном месте два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красный, а нижний - зеленым, но эти огни не должны выставляться вместе с комбинированным фонарем.
Парусное судно длиной менее 7 м, если это практически возможно, должно выставлять огни, предписанные пунктами (a) или (b) этого Правила, но если это судно их не выставляет, оно должно иметь наготове электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.

2. Можно ли катер с таким расположением огней зарегистрировать в городе расположенном не непосредственно на море (к примеру - в Ярославле или Москве)?

Правила регистрации маломерных судов и освидетельствования не предъявляют особых требований по размещению белого кругового огня относительно бортовых отличительных, если под белым круговым огнем вы имеете ввиду совмещенный топовый и кормовой. И поэтому повода для отказа в регистрации быть не может.

3. Можно ли катер с таким расположением огней перегнать по ВВП - до моря (пусть даже в светлое время суток)?

Принципиальных отличий в размещении ходовых огней согласно ППВВП и МППСС нет, поэтому препятствий быть не может.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: