Суд присяжных в российской империи это

Обновлено: 02.05.2024

Суд присяжных — это институт судебно-правовой системы, включающий коллегию присяжных заседателей, отобранных по методике случайной выборки и решающих вопросы факта, и одного профессионального судью, решающего вопросы права.

Общие сведения

Первоначально уголовный процесс у саксов отличался простотой. Пойманный с поличным убивался по приказу лорда или шерифа без изыскания вины. В ином случае подозреваемый мог представить семь присяжных поручителей о невиновности или ручательство своего лорда и двух тэнов. Обвинители были должны представить соответствующее число соприсяжников. При неимении поручителей у подсудимого в некоторых случаях он мог потребовать вызова обвинителя на Суд Божий раскалённым железом или кипящей водой. Допускался судебный поединок.

Судопроизводство свершалось дважды в год, во время объезда шерифом участка, причём он и участвовавший в заседании суда епископ только наблюдали за поступлением пошлин, за счётом голосов и за соблюдением обрядов. Решение дела зависело от подсчёта голосов, исхода ордалии или поединка.

После норманнского завоевания всё более распространялось действие «королевского мира», учреждающего исключительную юрисдикцию монарха. Шериф при объездах стал обязан путём выборов образовать в общине группу из 12 рыцарей и «вольных, непорочных мужей», которые принимали присягу и отвечали на ряд вопросов, касающихся безопасности и внутреннего порядка данной местности. Они должны были называть им ведомых «лихих людей». Последних привлекали к суду, и они получали название жюри. Они представляли или излагали доказательства виновности подсудимых.

Участие обвинительных присяжных в рассмотрении гражданских и уголовных дел, входящих в королевскую юрисдикцию, получает постоянный характер после издания Кларендонской ассизы в 1166 году.

Готовые работы на аналогичную тему

После издания Великой хартии вольностей снизилось значение судебного поединка, и полностью исчезла ордалия. Постепенно разграничивались роли судей, обвинителей и свидетелей. Свидетели не разрешали дело, а давали показания, для оценки достоверности и значимости которых судья давал присяжным наставления. Сами присяжные делились на большое и малое жюри, каждое из 12 человек. Большое жюри, рассмотрев полученные сведения, решало вопрос о передаче подозреваемого суду, то есть о передаче дела малому жюри, которое судило окончательно.

Английский суд присяжных пережил ряд испытаний. В XVII-XVIII веках было сильно стремление стеснить свободу присяжных путём их запугивания, дурного обращения, составления и передачи их списков в руки назначаемых правительством лиц. При этом ограничивалось или вовсе упразднялось право подсудимого на отвод присяжных. Однако каждый шаг к упрочению британского государственного строя влёк за собой укрепление и расширение сферы деятельности суда присяжных. Закон Фокса окончательно признал за присяжными право решать вопрос о виновности подсудимого.

Введение во Франции суда присяжных было обусловлено недостатками устарелого розыскного канцелярского производства средневекового суда, Помимо того, великие энциклопедисты Вольтер и Д’Аламбер наносили существующему судебному устройству тяжкие удары, а Монтескьё и Делольм восхваляли учреждение суда присяжных в Англии как способ раскрытия истины и гарантию политической свободы.

Учредительное собрание 1789 года уничтожило все специальные, исключительные и чрезвычайные суды, а в августе 1790 года и повторно в июле 1791 года суд присяжных был провозглашён коренным установлением уголовной юстиции, причём обязанности решать вопрос о предании обвиняемого суду присяжных возлагалась на членов местного коронного суда. Однако конституция 3 сентября 1791 года отменила такой порядок и по примеру Англии установила два вида присяжных: для предания суду и для суждения. Стороны имели право отвода по 20 человек без объяснения причин; присяжные совещались в присутствии публичного обвинителя и судьи; для обвинительного вердикта требовалось 10 голосов.

Окончательное устройство суда присяжных совпадает с изданием «Code d’instruction criminelle», вступившего в силу в 1811 году. Затем, при многих переменах образа и характера правления, видоизменялся ценз и подсудность суду то, но основные начала оставались неизменными.

В Германии проповедником необходимости суда присяжных во второй половине XVIII века стал Юстус Мёзер в «Патриотических фантазиях» (1776—86 гг.). Эта проповедь не нашла отголосков, и лишь вследствие наполеоновских войн суд присяжных вводился в рейнских провинциях. Революции 1848 года распространили такой по всему Германскому союзу кроме Австрии и Мекленбурга. Однако существование суда присяжных сопровождалось законодательными урезками и сокращением подсудности. Создание Северогерманского союза укрепило суд присяжных, несмотря на критику его со стороны Гие-Глунека. Франко-германская война перевела борьбу из юридической литературы в практическую жизнь. Удачная война с «исконным» врагом показала, по мнению немецких юристов, что и в судебной организации Германия должна опираться на национальные учреждения, каковыми являются шеффены — выборные заседатели, составляющие одну коллегию с судьями, без распределения процессуальных задач. Суд шеффенов, с оставлением в ведении суда присяжных дел о важнейших преступлениях, был введён в 1879 году.

История суда присяжных в России

В Российской империи суд присяжных существовал с 1864 года. В 1917 году он был упразднён советской властью, но сохранялся до начала 1920-х годов на подконтрольных белым территориях. Восстановлен он был в 1993 году. В постсоветской России присяжными рассматривалась лишь небольшая часть дел. В 2008 - 2013 годах полномочия существенно сократились: из ведения изъяты уголовные дела по большинству статей Уголовного кодекса, право на него потеряли несовершеннолетние, женщины, мужчины старше 65 лет. Численность коллегии составляет 6 человек в районных и 8 человек в областных судах.

Суд присяжных в Российской Федерации — это форма судопроизводства по уголовным делам в России, при которой вопросы факта, решают не профессиональные судьи, а коллегия граждан, сформированная методом случайной выборки. Решение вопросов права остаётся за председательствующим профессиональным судьёй.

Количество рассматриваемых присяжными дел – несколько сотен в год. Профессиональными судами рассматривается в тысячу раз больше. Доля оправдательных вердиктов по делам, рассмотренным с участием присяжных, выше, чем по делам, находившимся в производстве профессиональных юристов.

Суд присяжных в России является формой судебного производства по делам уголовно-правового характера, в котором решение о том, было или все же не было совершено преступление, совершал ли подсудимый это преступление, является ли этот подсудимый виновным, заслужил ли он снисхождение, принимают не профессиональные юристы, а коллегия из обыкновенных граждан (не юристов), которая сформирована методикой случайного выбора.

При этом решение вопросов права, являющихся юридической квалификацией содеянного, назначение наказания, вынесение решения по гражданскому иску и т. п. остаются за профессиональным судьёй, который председательствует в процессе.

Количество дел, которые рассматриваются коллегиями присяжных, в России пока невелико - несколько сот за год. Профессиональные суды занимаются рассмотрением гораздо большего числа дел. Но численность оправдательных вердиктов по делам, которые рассмотрены при участии присяжных, куда более высока, чем по делам, находящимся в производстве профессиональных судей.

Образование суда присяжных во времена Российской Империи

Суд присяжных существовал с 1866 года в Российской империи. В конце 1917 года его упразднила советская власть. Восстановили суд присяжных в Россиитолько лишь в 1993 году.

В период с 2008 года по 2013 год судебные полномочия присяжных были существенным образом сокращены: из ведения присяжных изъяли уголовные дела по большей части статей Уголовного кодекса По данной теме мы уже выполнили курсовую работу уголовное право подробнее , право суда присяжных по всем статьям утратили мужчины возрастом старше 65 лет, женщины и несовершеннолетние граждане. В конце 2017 года право на рассмотрения их дел при участии присяжных возвратилось несовершеннолетним лицам, женщинам и мужчинам возрастом старше шестидесяти пяти лет. С 01.06.2018 года в Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее обретает действие новый порядок рассмотрения дел при участии коллегии присяжных.

Готовые работы на аналогичную тему

Сущность суда присяжных в Российской Империи

В России предложение по введению суда присяжных первоначально представлялось Екатерине II научным юристом русского происхождения С. Е. Десницким в труде Уложенной комиссии 1767 года. Потомвидный государственный деятель Сперанский предложил эту прогрессивную форму суда Александру I в 1809 году.

В программных трудах декабристов, «Русская Правда» По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Русская Правда подробнее П. И. Пестеля и « Конституция По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее » Н. М. Муравьева , он также был предусмотрен. К примеру, согласно проекту конституции Муравьёва, всякая тяжба, которая превышает двадцать пять рублей серебром исковой стоимости, а также какое-либо уголовное дело должны быть проведены судом присяжных.

Суд присяжных вводился в систему судопроизводства России поэтапно. Официальное начало реформе было дано 20.11.864 года в связи с принятием судебных уставов. Подробную разработку статей законодательства о суде присяжных проводили известные юридические деятели того времени:

  • С. И. Зарудный;
  • Д.А. Ровинский;
  • Н. А. Буцковский.

21.08.1866 года в Москве, в Митрофаньевском зале Большого Кремлёвского дворца, Московским окружным судом По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Приговор в уголовном процессе России подробнее , председателем которого был Д. С. Синеоков-Андриевский, происходил первый в Российской империи суд при участии присяжных заседателей.

На окраинах Российской Империи уставы проводились с весомыми изменениями. Окончательным образом судебная реформа завершилась в 1896 году.

В таком образе суд присяжных существовал до принятия Декрета о суде № 1 к концу 1917 года.

Суду присяжных подсудными были те преступления, за которые в законе полагаются наказания, которые были соединены с лишением либо ограничением прав состояния.

Мелкие уголовные дела разрешались мировыми судьями. Так без участия присяжных заседателей могли рассматриваться в окружных судах дела по бродяжничеству, а первой инстанцией для дел о государственных преступлениях являлись судебные палаты при участии сословных представителей.

По численности дел, которые приходились на суд присяжных, Российская Империя значительным образом превзошла государства Западной Европы. В середине 1880-х годов, по подсчету А. Ф. Кони, «суду присяжных в России было подсудно в три раза больше дел, чем во Французском государстве, и в четыре раза больше, чем в Австрийском По данной теме мы уже выполнили реферат Австрийское гражданское уложение подробнее ».

Присяжным заседателем мог быть мужчина любого сословного уровня в возрасте от 25 до 70 лет, обладающий навыками чтения по-русски, проживающий не меньше двух лет в том уезде, где производилось избрание в присяжные. Не допускались в присяжные граждане, которые:

  • находились под судом и были осуждены за деяния, повлекшие наказание не ниже тюремного заключения, также не оправданные посредством судебных приговоров за подобные деяния;
  • исключенные по суду со службы, лишенные духовного звания за пороки, исключенные из дворянских собраний по приговорам своего сословия;
  • несостоятельные должники;
  • граждане, которые состояли под опекой за расточительность;
  • глухие, слепые, немые и те, что лишены рассудка;
  • прислуга домов и люди, оказавшиеся в крайнем бедственном положении.

От исполнения обязанностей присяжных были освобождены лица, которые занимали определённые должности.

Специальные комиссии в любом уезде формировали общие списки тех, кто обладал правом на избрание в присяжные заседатели. В них внесены почетные мировые судьи, гражданские чиновники не свыше пятого класса, а также лица, которые занимают выборные общественные должности. К последней категории относились и крестьяне, выбранные в волостные суды, выполнявшие обязанности должности сельских старост, волостных старшин, голов и иные должности крестьянского общественного управления, а также гласные земских собраний и церковные старосты.

Для остальных был установлен имущественный ценз: присяжными заседателями назначались лица, которые владеют землей в количестве не меньше ста десятин, или иным недвижимым имуществом стоимостью: в столицах — не меньше двух тысяч рублей, в губернских градоначальствах и городах — не меньше одной тысячи, а в иных местах — не меньше пятисот рублей, или же получавшие жалование, или доходность от собственного занятия, капитала, промысла или ремесла: в столицах — не меньше пятисот, а в иных местах — не меньше двухсот рублей за год. В 1887 году доходный ценз увеличился больше, чем в два раза.


Ключевые слова: суд присяжных, компетенция суда присяжных, присяжный, Российская империя, судебная система.

Период с 7 июля 1889 года по 4 марта 1917 года — время эволюционного развития института присяжных заседателей. Он начался с окончания кризиса судебной системы, а завершился началом законодательной деятельности Временного правительства по переустройству суда присяжных.

В предыдущий период (с 9 мая 1878 года по 7 июля 1889 года) суд присяжных был существенно преобразован. Реформированный институт подходил российским реалиям, учитывал национальный менталитет. А потому после окончания кризиса не требовалось серьёзно менять что-либо в деятельности суда присяжных.

В обозначенный период рассматриваемый институт судебной системы действовал по законам, которые были установлены ранее. И если в предыдущий период за 11 лет было принято свыше десяти законодательных актов, оказавших значительное влияние на развитие суда присяжных, то за 25 лет, а именно с 1889 года по 1917 год было издано только 3 закона подобного рода.

Всё это свидетельствовало о том, что вариант русского суд присяжных, созданный в 1878 – 1889 гг., абсолютно удовлетворял осуществлению целей правосудия. Высказанную мысль подтверждают и свидетельства современников. Так, в декабре 1894 года в Санкт-Петербурге проходило совещание старших председателей и прокуроров судебных палат, на котором ставился вопрос об удовлетворительности деятельности суда присяжных. Большая часть членов совещания (18 из 20) высказалась за то, что деятельность этого суда является не только удовлетворяющей его целям, но и вовсе «суд этот представляет собою лучшую форму суда, какую только можно представить для разрешения большинства серьёзных дел, а особливо в тех случаях, когда тяжкое обвинение связано с тонкими уликами, требующими житейской мудрости»[1, с.168].

Итоги ревизии судебных мест Российской империи, проводившейся в 1895 году, также подтвердили удовлетворительность деятельности суда с участием присяжных и положительные отзывы о его работе.

Законы, принятые в обозначенный период, касающиеся суда присяжных, хоть и были немногочисленными, но в той или иной степени улучшали этот институт и положение присяжных заседателей.

Принятый 3 июня 1894 года закон «Об изменении действующих правил относительно привода присяжных заседателей к присяге и разъяснения им прав, обязанностей и ответственности их», упрощал процедуры, которые содержатся в его названии[2].

В данный период обвинения присяжных заседателей в некомпетентности и несправедливой мягкости их вердиктов, хоть и уменьшились, но не прекратились. Связано это было с тем, что присяжные, не зная, какое наказание грозит обвиняемому, имея неверное представление об этом, оправдывали виновных людей, так как, заблуждаясь относительно размера наказания, считали его несоразмерным совершённому деянию. Для урегулирования сложившейся ситуации законодатель законом от 2 марта 1910 года «О разрешении объяснять присяжным заседателям угрожающее подсудимому наказание и другие законные последствия их решения» наделил присяжных правом знать, какое наказание грозит подсудимому за приписываемое ему деяние.

Облегчил участь присяжных закон от 26 ноября 1913 года «О назначении присяжным заседателям от казны суточных и путевых денег», устанавливающий, что «каждый присяжный, проживающий постоянно вне места заседания суда, предъявив требования, мог получить из казны суточные деньги за каждый день отлучки из места жительства, а также средства на оплату проезда до города, где проходило судебное заседание.

Говоря о периоде истории развития российского суда присяжных с 9 мая 1878 года по 7 июля 1889 года отметим, что в связи с промышленным подъёмом в структуре присяжных произошло уменьшение доли крестьянства и увеличение доли городских сословий. В некоторых губерниях эту тенденцию было сложно заметить, в других же она была явно выраженной.

Период с 1889 года по 1917 год характеризуется понижением роли суда присяжных в российском уголовном судопроизводстве. Это связано с открытием в это время окружных судов, в которых не функционировал суд присяжных, что привело к снижению объёма его юрисдикции до 43,1% (минимум в 1901 году составил 35,7%, максимум в 1896 году — 53,9%). Но в судебных округах, в которых суд присяжных существовал во всех окружных судах, объём юрисдикции оставался почти неизменным, несущественно понизившись по сравнению с прошлым периодом. Незначительно увеличилась репрессивность суда присяжных: в 1890-е годы она составила 65,5%; а затем, в 1990-е годы уменьшилась до 59,4%.

Следует отметить, что суд присяжных перестал быть центральной темой обсуждения всех газет и журналов, интерес населения к этому институту также постепенно угас. Образованные люди перестали интересоваться новостями о суде присяжных после того, как из компетенции последних исключили дела, носившие политический оттенок. Ведь именно они привлекали внимание общественности, интересовали интеллигенцию. Низшие же слои общества были довольны тем, что могут принимать участие в уголовном судопроизводстве. Их внимание обращали на себя преступления, с которыми они сталкивались в обычной жизни (кражи, убийства), а эти дела рассматривались с участием присяжных, потому и низшие слои перестали обсуждать происходящее с судом присяжных.

Можно сказать, что в целом отмеченный период для института присяжных носит эволюционный характер, несмотря на то, что роль его несколько понизилась. По мнению общественности, суд присяжных является на данном этапе наиболее верной, справедливой и подходящей российской действительности формой организации суда. Принятые в это время нормативные акты не внесли существенных изменений в институт присяжных заседателей.

Основные термины (генерируются автоматически): суд присяжных, судебная система, какое наказание, обозначенный период, окончание кризиса, предыдущий период, присяжный, Российская империя, участие присяжных.

Суд присяжных в России: прошлое, настоящее и будущее

Коллегии присяжных собираются в России с 1864 года. За это время институт реформировали, упраздняли и снова возвращали. Изначально заседателям отводилось разбираться с фактами, а судье с правом. Что происходит сейчас и почему процент дел, рассматриваемых «народным» судом, невелик, разбирались в материале.

Немного истории

Суд присяжных в России появился в результате судебной реформы 1864 года. «Идея состояла в том, чтобы вопросы факта, то есть было или не было то или иное событие, решали присяжные, а вопросы права, то есть квалификации деяния, решал судья», – рассказывает Роман Нефедов из Адвокатское бюро «Q&A» Адвокатское бюро «Q&A» Региональный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) Профайл компании × . Такой подход позволял исключить предвзятость судьи, который теперь был связан вердиктом присяжных.

С приходом советской власти эту модель правосудия упразднили. Причины на то были политические, уверен Нефедов. Переход к новому строю, который проходил в том числе насильственным путем, требовал контролируемого судопроизводства.

Формально к суду присяжных вернулись еще на закате СССР. В 1989 году Верховный Совет закрепил право на такой суд за подсудимыми, которым грозила смертная казнь или лишение свободы на срок свыше десяти лет. Но в реальности суд присяжных возобновил свою работу позже – уже после распада СССР. В 1993 году он в порядке эксперимента появился в пяти субъектах: Ивановской, Московской, Рязанской, Саратовской областях и Ставропольском крае. А уже в 2004 году присяжные заработали во всех регионах, за исключением Чечни – там это случилось только в 2010 году.

Первоначально коллегии собирались только в областных судах и состояли из 12 человек. Но в июне 2018 года вступили в силу поправки, которые сократили число присяжных в областных судах до восьми человек, а также распространили этот институт на районные суды. Последних наделили правом рассматривать дела с участием всего шести заседателей.

Как «народный» суд работает сейчас

В настоящий момент суду присяжных подсудно несколько десятков преступлений, перечисленных в п. 2 и 2.1 ч. 2 ст. 30 УПК. На практике же чаще всего представителям народа приходится разбираться в убийствах, а также в причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшим по неосторожности смерть, рассказывает старший партнер Адвокатское бюро ZKS Адвокатское бюро ZKS Федеральный рейтинг. группа Уголовное право 16 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 41 место По выручке Профайл компании × Андрей Гривцов.

При вынесении вердикта заседатели должны стремиться к единодушию, но если его не удается достигнуть в течение трех часов, то решение принимается простым большинством голосов, говорится в ст. 343 УПК. Если же голоса разделятся поровну, то побеждает оправдательный вердикт. Он обязателен для судьи, который после его оглашения должен вынести оправдательный приговор. А вот обвинительный вердикт не мешает судье оправдать подсудимого, следует из ст. 348 УПК.

На вопрос о том, нужен ли в современной России суд присяжных, все опрошенные эксперты без сомнений отвечают утвердительно.


Если вы хотите реальной состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности, права на защиту и влияния защиты в суде, то вам нужен суд присяжных.

Сергей Пашин, федеральный судья в отставке, профессор факультета права НИУ ВШЭ

С ним соглашается Нефедов: «Бывает, что судья, видя, что доказательства вины откровенно слабые, вместо того чтобы оправдать человека, назначит минимальное наказание, изменит квалификацию деяния, в худшем случае – возвратит уголовное дело для дополнительного расследования».

Присяжные же судят, исходя из оценки доказательств. Они не прощают ошибки предварительного следствия и плохую подготовку гособвинителей, обращает внимание старший партнер АБ Коблев и партнеры Коблев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право Профайл компании × Руслан Закалюжный. Именно по этой причине число оправдательных приговоров с участием присяжных несоизмеримо больше, чем без них.


После уже упомянутой реформы, которая пустила присяжных в районные суды, а также расширила перечень подсудных им преступлений, количество процессов с участием заседателей выросло вдвое. Но несмотря на положительную динамику, общее число таких разбирательств все еще ничтожно мало.


Почему присяжные в России – это редкость?

Есть сразу несколько причин, почему суд присяжных так слабо распространен в России. Одна из них – незаинтересованность представителей власти в этой модели правосудия, сходятся во мнении опрошенные юристы. «Следственные органы и прокуратура не хотят терять практически гарантированное осуждение человека. А судьи – отдавать на откуп представителям народа то, что считают «своим» делом», – рассуждает Пашин.

По его словам, повлиять на востребованность суда присяжных следственные органы могут изменением состава. Например, убийство переквалифицируют на причинение смерти по неосторожности, которое неподсудно заседателям. Порой правоохранители также прибегают к уговорам, рассказывает Пашин. Они внушают обвиняемому: если осудят присяжные, будет очень строгое наказание, а если оправдают – приговор все равно отменят. Это, по словам судьи в отставке, сильно дезориентирует подсудимых. По данным Судебного департамента, из 1044 человек, кто просил рассмотреть его дело с участием присяжных, 115 (11%) отозвали свои ходатайства.

Вместе с тем угроза отмены оправдательного приговора, на которую периодически ссылаются следователи, более чем реальна. И это еще одна проблема, которая мешает активному распространению суда присяжных. В прошлом году апелляция отменила 62,1% оправдательных приговоров, вынесенных с участием присяжных, подсчитали в Институте проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге. Для сравнения – в США оправдательный приговор присяжных вообще не может быть отменен, рассказывает эксперт.

Еще одно подтверждение того, что «народный» суд едва ли пользуется поддержкой власти, – небольшое количество преступлений, подсудных заседателям. Сперва таких составов было около 50. Позже их число сократили почти вдвое, исключив из перечня, в частности, дела о шпионаже, массовых беспорядках, половых преступлениях, преступных сообществах, взятках. Затем несколько преступлений все же добавили – на сегодняшний день их около 30. Это мало, считает Пашин. Он вспоминает, что в Российской империи присяжные могли рассматривать больше 400 составов. А в современной Америке им подсудны любые преступления и даже некоторые гражданские дела.

Не особо заинтересованы в суде присяжных и сами потенциальные заседатели.


Суд вызывает по 300 кандидатов, а приходит всего 20. Как правило, присяжные выбывают из коллегии без объяснения причин и без каких-либо мотивов.

Виктор Момотов, председатель Совета судей (цитата – с заседания Клуба Замятнина)

Чуть более оптимистичную статистику показало исследование Общественной палаты. Согласно ему, только четверть опрошенных заявили, что отказались бы от работы присяжных, еще столько же затруднились ответить.

«Далеко не каждый готов надолго оторваться от работы и повседневных дел, чтобы поработать заседателем», – комментирует проблему неявки Василий Трегубов из ЕМПП ЕМПП Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Семейное и наследственное право группа Экологическое право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Уголовное право 15 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 33 место По выручке Профайл компании × . «Если бы было гарантировано, что процесс продлится неделю-полторы, то люди бы ходили», – соглашается с ним Пашин, добавляя, что сейчас некоторые разбирательства длятся по три года. «Кто же пойдет на это?», – удивляется он. Другая причина низкой явки – недоверие судебной системе. Люди не верят, что смогут сами отправлять правосудие, поясняет Нефедов. Сказывается также отсутствие жесткой обязанности участия и ответственности за уклонение от этого, добавляет Закалюжный. Так или иначе, собрать коллегию довольно непросто, что существенно затягивает процесс и в конечном счете влияет на привлекательность «народного» суда.

Что дальше?

Опрошенные юристы единогласно заявляют: развивать суд присяжных нужно. И здесь, по их мнению, следует выделить два основных направления. Это повышение явки кандидатов в присяжные и расширение списка преступлений, которые могут разбирать заседатели.

Увеличить явку можно несколькими способами, считает адвокат МКА Князев и партнеры Князев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право Профайл компании × Алексей Сердюк. С одной стороны, нужно установить ответственность для тех, кто решит проигнорировать повестку. С другой – увеличить материальные гарантии для присяжных, что, кстати, сейчас пытается сделать Минюст. Параллельно с этим необходимо активно повышать уровень правовой культуры населения. Без этого институт присяжных не будет развиваться, уверен Сердюк.

Еще один способ борьбы с неявкой – сокращение сроков рассмотрения дел с участием присяжных. «Нужно сделать так, чтобы граждане не проводили в суде два, три месяца, а проводили неделю или в крайнем случае месяц», – заявил Момотов на заседании Клуба Замятнина, добавив, что такие возможности у судебной системы есть.

В свою очередь, об увеличении числа составов, подсудных присяжным, говорят уже не первый год. Еще в начале 2020-го президент Владимир Путин поручил Верховному суду до 1 июня 2020 года «рассмотреть вопросы о расширении составов преступлений, дела о которых смогут рассмотреть суды с участием присяжных заседателей». А уже в феврале глава ВС Вячеслав Лебедев предложил распространить компетенцию суда присяжных на все особо тяжкие составы и дела о преступлениях в сфере предпринимательства.

Еще через месяц бизнес-омбудсмен Борис Титов направил Лебедеву законопроект, который предусматривает передачу заседателям дел о мошенничестве, растрате, злоупотреблении полномочиями в отношении ИП, учредителей и участников компаний, а также топ-менеджеров и главных бухгалтеров. В октябре сообщалось, что глава ВС поддержал идею Титова, но до Госдумы законопроект так и не дошел.

В августе этого года выяснилось, что суду присяжных могут разрешить рассматривать уголовные дела экономической направленности в IT-сфере. Это следует из «дорожной карты» по созданию дополнительных условий для развития отрасли, которую 20 июля одобрила правительственная комиссия по цифровому развитию. По мнению авторов документа, мера повысит удовлетворенность участников рынка условиями ведения бизнеса в России и сократит отток разработчиков из страны.

О необходимости распространить суд присяжных на «предпринимательские» составы говорят большинство опрошенных экспертов. По мнению Сердюка, отнести к компетенции заседателей, прежде всего, нужно ч. 4 ст. 159 («Особо крупное мошенничество»), ч. 4 ст. 160 («Особо крупная растрата»), ч. 2 ст. 199 («Особо крупное уклонение от уплаты налогов») и ч. 2 ст. 201 УК («Злоупотребление полномочиями с тяжкими последствиями»). Причем сделать это следует без всяких оговорок, подчеркивает адвокат. В некоторых случаях можно предусмотреть дополнительные требования к присяжным, считает Антон Гусев из ALUMNI Partners (ранее Bryan Cave Leighton Paisner) ALUMNI Partners (ранее Bryan Cave Leighton Paisner) Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал 2 место По выручке 2 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 5 место По количеству юристов Профайл компании × : «Например, установить, что сложные «экономические» дела могут рассматривать только граждане с высшим образованием или опытом предпринимательской деятельности».

Вместе с тем «экономические» преступления должны стать лишь первым этапом расширения института присяжных, уверен Пашин. В целом, по его мнению, почти все составы можно «отдать» заседателям. «Во всяком случае каждый раз, когда гражданину грозит лишение свободы, у него должен быть выбор: воспользоваться казенной юстицией или судом присяжных», – убежден судья в отставке.

Судебная реформа Александра II: «Да правда и милость царствуют в судах»

В 1864 году произошла комплексная реформа судоустройства и судопроизводства. Она не только полностью изменила судебную систему Российской империи, водворив в России суд «скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных», но и сформировала институты, которыми мы пользуемся сегодня: адвокатуру, нотариат, суд присяжных.

До реформы

Вплоть до середины XIX века судебная система в Российской империи была выстроена согласно «Учреждению о губерниях» 1775 года и предполагала три уровня судов: уездный, губернский и общегосударственный. Эти суды были зависимы от административных учреждений и часто затягивали рассмотрение дел на целые десятилетия. Ситуацию осложняло огромное количество правил и исключений из них. Подозреваемых стращали и истязали, чтобы добиться признания вины. Сам суд проходил в их отсутствие, значение имели только документы по делу. Защитников не существовало, а подсудимые почти всегда были лишены возможности обжаловать приговор.

Государственный секретарь Российской империи Михаил Сперанский понимал, что нужно менять судебную систему, но ему удалось лишь провести министерскую реформу и преобразовать коллегии в восемь министерств. Ими управлял министр, ответственный перед Сенатом. Устройство гражданских и уголовных судов поручалось вновь созданному Министерству юстиции (Манифест «О разделении государственных дел на особые управления, с обозначением предметов, каждому управлению принадлежащих» от 25 июля 1810 года).

Следующий шаг на пути к реформированию предпринял председатель департамента законов Государственного совета граф Дмитрий Блудов: в 1842 году он выпустил Свод законов, а в 1845 году – Уложение о наказаниях. Граф также направил Николаю I подробную записку со своим видением реформ. И хотя император согласился с ней, воплощать в жизнь не стал.

18 февраля 1855 года на престол взошел Александр II. Спустя год, после прекращения Русско-турецкой (Крымской) войны, Александр II объявил: «Да правда и милость царствуют в судах». Чтобы этого добиться, в 1861 году был создан специальный Совет (разрабатывал текст законопроектов) и Государственная канцелярия (редактировала их и утверждала). В 1862 году появился первый проект реформы, а в 1864 году совет представил Судебные уставы, которые впоследствии и были приняты.

Реформа

20 ноября 1864 года Александр II в Царском Селе подписал Указ Правительствующему сенату, в котором говорилось о намерении водворить в России суд «скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных», а также возвысить судебную власть и дать ей надлежащую самостоятельность. Для этого были приняты «Устав гражданского судопроизводства», «Устав уголовного судопроизводства», «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» и «Изменение судопроизводства в старых судебных местах».

Фрагмент Указа Правительствующему сенату от 20 ноября 1864 года


Фото из книги «Россия. Законы и постановления» (источник – Президентская библиотека)

В результате реформы судебная власть отделилась от административной, у судов появилась независимость, гласность, открытость и состязательность. Дела стали делиться на гражданские и уголовные, а судопроизводство – на предварительное и судебное. Каждое судебное действие должно было выполняться в установленный срок, что значительно ускорило разбирательство. Были отменены некоторые виды телесных наказаний (розги, плети, шпицрутены, палки, клейма) для мужчин и все виды – для женщин.

Появился институт судебных следователей. Именно они возбуждали следственное дело, руководили оперативной деятельностью полиции, опрашивали свидетелей и подозреваемых, собирали доказательства – то есть выполняли функции современных дознавателей и следователей. О начале каждого следственного действия следователь уведомлял прокуратуру. Когда следователь решал, что имеется достаточно доказательств для обвинения либо прекращения преследования, он передавал следственное дело прокурору. Следователи состояли при окружных судах, были процессуально независимыми, несменяемыми и при нехватке судей могли заменить их.

В противовес прокурорам появились адвокаты (присяжные поверенные). Адвокатом мог стать только человек с профильным высшим образованием и пятилетним стажем работы. Кандидатов утверждал выборный Совет присяжных поверенных, он же объявлял выговоры, временно приостанавливал деятельность защитников и исключал их из корпорации. Присяжные поверенные могли действовать лишь в судах того округа, при котором они состояли. Их услуги оплачивались по письменному соглашению сторон или по официальной таксе, а если подсудимый не был способен внести деньги – из фонда, в который поступал определенный процент от гонораров всех поверенных округа.

Особо тяжкие уголовные дела рассматривали присяжные заседатели, которые выносили вердикт путем тайного голосования. Коллегия присяжных утверждалась губернатором с учетом оседлости (не менее двух лет), возраста (от 25 до 70 лет), благосостояния (в собственности должно быть имущество на сумму не менее 2000 руб.).

Судебные уставы 1864 года также вводили нотариат и службу судебных приставов. Нотариусы рассматривали документы и устанавливали их подлинность, а старшие нотариусы вели крепостные книги – реестры сделок с недвижимостью. Нотариусы служили при окружных судах, однако могли иметь и свой собственный офис. Их зарплата состояла из вознаграждений от клиентов по тарифу. Судебные приставы были при каждом суде, они вручали участникам процесса повестки и документы, помогали исполнять судебные решения. Приставы при вступлении в должность вносили залог и вступали в самоуправляемые корпорации, которые солидарно отвечали за ущерб от неправомерных действий своих членов.

Мировой суд рассматривал мелкие гражданские дела и кражи, а окружной – гражданские и уголовные дела, которые не относились к компетенции мировых судов. В качестве общей третьей инстанции функционировали кассационные департаменты сената. Также действовала Судебная палата, где рассматривались в качестве суда первой инстанции дела о государственных преступлениях и преступлениях, совершенных чиновниками, в качестве суда апелляционной инстанции – жалобы на решения окружных судов. Следствие по политическим делам вела жандармерия, а рассматривало Особое присутствие Правительствующего сената. Важные политические дела слушал Верховный уголовный суд. Назначить смертную казнь мог только сенат и Военный суд. Император оставлял за собой право вмешаться в рассмотрение наиболее важных процессов.

Первый суд, созданный по новым правилам, открылся в 1866 году в Санкт-Петербурге. На торжественной церемонии присутствовал министр юстиции Дмитрий Замятнин и иностранные гости. В том же году заработали суды в Новгородской, Псковской, Московской, Владимирской, Калужской, Рязанской, Тверской, Тульской и Ярославской губерниях. Предполагалось, что переходный период займет четыре года, в действительности процесс распространения новой судебной системы затянулся почти на четверть века.

После реформы

В начале правления Александра III продолжилось распространение новой судебной системы в еще 13 губерниях: в 1883 году судебные учреждения были введены в Северо-Западном крае, в 1890 году – в Прибалтийских губерниях, в 1894 году – в Олонецкой, Оренбургской, Уфимской и Астраханской губерниях, в 1896 году – в Архангельской губернии, в 1897 году – в Сибири, в 1899 году – в Средней Азии и в северной части Вологодской губернии. Однако к концу XIX века произошел незначительный возврат к прежнему режиму. На местах мировые судьи были заменены земскими участковыми начальниками, которые выбирались исключительно из дворян и располагали неограниченной властью над крестьянами. Некоторые категории дел были изъяты из ведения суда присяжных, а в судопроизводстве по политическим делам ограничилась гласность.

Тем не менее судебная реформа Александра II стала одним из лучших радикальных, демократических и последовательных преобразований в России. После нее судебные процессы в Российской империи стали четко регламентированы, следствие велось достаточно быстро и качественно, исчезла путаница и волокита. Как замечают историки, новый судейский корпус с первого дня отличался компетентностью, преданностью делу и честностью. Именно благодаря реформе на юридических факультетах обязательным предметом стало ораторское искусство. «Нельзя не признать, что мы, сегодняшние, до сих пор в существенной мере пользуемся плодами этих реформ во всех сферах нашей жизни. В том числе в сфере правовой и судебной системы», – отметил председатель Конституционного суда Валерий Зорькин.

В материале использована книга А. А. Корнилова «Курс русской истории XIX века», статья Г. А. Филонова и В. С. Черных «Судебная реформа Александра II», а также сведения из других открытых источников.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: