Кодекс правовых норм церкви регламентировал взаимоотношения церкви и государства

Обновлено: 26.04.2024

Каноническое право в Католической церкви — совокупность норм, изданных церковными властями и содержащихся в церковных канонах, то есть в правилах, относящихся к устройству церковных учреждений, взаимоотношениям церкви и государства, а также жизни членов Церкви.

Церковь в эпоху Средневековья представляла практически независимую, автономно управляющуюся политическую и духовную организацию. В своей деятельности она руководствовалась собственными, для себя выработанными на базе библейских преданий и христианской традиции правилами, которые сложились в особую систему канонического права. В силу значимости христианских правил для средневекового религиозного общества каноническое право обязывало своими требованиями не только священнослужителей и людей церкви, но и всех верующих, включая государственные и политические установления “христианских государств”.

Основной фигурой церковной организации был епископ, возглавлявший округ из нескольких общин. Епископу принадлежала и религиозная, и судебная власть; он же был вправе истолковывать вопросы Писания и церковных обрядов. В древнехристианской церкви епископов избирали или признавали в качестве таковых прославившихся божественными делами. В V в. в восточной римской церкви возникли более крупные объединения - патриархии и митрополии; последние распространялись и на западе. Одним из почетнейших и древнейших епископских мест был Рим - местопребывание, по преданию, св. Петра. С конца IV - начала V в. римские епископы закрепили за собой право на особый статус главы всей церкви - папы.

Особая роль папы в западной католической церкви проистекала из признания его не просто вышестоящим из епископов, но наместником самого Бога, обладавшим равно и светской, и церковной властью. С основанием в VIII в. Папского государства с центром в Риме власть папы обрела вполне государственно-политический характер. Эта власть опиралась на обширные земельные владения католической церкви, внутри которых сложилась собственная феодально-ленная структура, где папа был как бы и верховным сеньором. С 1059 г. утвердился строгий порядок избрания очередного папы (выбирался он пожизненно) - коллегией из 70 особо почётных епископов - кардиналов. Для управления церковными делами и пропаганды вероучения под началом папы сформировалась конгрегация (формальная организация установлена в 1560 г.). Кроме этого, для управления Папским государством существовала собственная администрация. Со временем все управление сосредоточилось в особом предместье Рима - Ватикане. К XV-XVI вв. он стал истинным религиозным, политическим и культурным центром католического мира. В нем были собраны многочисленные священные реликвии раннего христианства. Помимо кардиналов и епископов, руководство делами церкви на местах, в других государствах вручалось особым папским посланцам - нунциям[5].

Огромную роль в управлении церковью приобрели соборы. На них решались вопросы вероучения, установления таинств и обрядов, осуждения отклонений от веры. На первые восемь соборов (IV-VIII вв.) собирались представители всех христианских церквей. В IX в. началось догматическое и административное обособление восточной (греческой) церкви, завершившееся к середине XI в. С этого времени римская католическая церковь объединяла только западно- и центрально-европейские государства. Раскол произошел, в том числе, и из-за непризнания восточной верховенства римских пап. Последующие соборы (с 1123 г. они стали регулярными) считались вселенскими только в рамках западно-католической церкви. Ещё одним отличием было то, что постановления соборов были необязательными для папы. Собирались и местные соборы церкви одного какого-то государства.

Особое значение в организации католической церкви имели монастыри, которые возглавлялись аббатами и пользовались автономией в суде и управлении. В 529 г. основанный монахом Бенедиктом монастырь в Италии положил начало новой форме внутрицерковного объединения - монашеским орденам. В связи с начавшимся в XI в. движением крестовых походов возникли духовно-рыцарские ордена - особые военнополитические объединения одновременно и духовного. и светского характера. Возглавлял орден магистр. под началом которого был капитул орденских старшин. Но для всех ступеней иерархии и всех без исключения учреждений западной католической церкви было непременным признание верховного авторитета римского папы.

Вторым, наряду с признанием папского авторитета, объединяющим элементом для католической иерархии было признание единства и незыблемости правил канонического права. Однако само содержание канонического права было сформировано исторически и далеко не одновременно ранней церковной организации и иерархии.


В отличие от римского права, о возрождении которого в средние века можно говорить, по крайней мере, для Италии, каноническое право с раннехристианского периода основывалось на фиксированной письменной традиции. Уже в I в. начали проводиться христианские собрания для принятия всеобщих решений, например, по вопросам управления. Со временем возникло большое число постановлений крупных церковных единств, подобных папским декреталиям, которые считались имеющими юридическую силу. Возникло не устно передаваемое традиционное право, а письменное, авторитет которого в кругах, близких к церкви, в большой степени зависел от того, как оно излагалось в документах.

Большая значимость норм канонического права в западноевропейском обществе определялась рядом факторов. Прежде всего, каноническое право разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством. Каноническое право отличалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Оно не знало государственных границ и соединяло в единое целое всех католиков. Каноническое право отличалось также широтой регулируемых им отношений. Оно включало в себя вопросы как духовной, так и светской жизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян. Наконец, особый вес каноническому праву придавала его традиционность, поскольку оно своими корнями уходило в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру. Каноническое право вобрало в себя и передало последующим поколениям целый ряд норм римского права, его язык, что нашло своё отражение в формуле: “церковь живёт по римским законам”[6].

Источники канонического права восходят к раннехристианской литературе. Первоначальные источники западной церкви были теми же, что и для церкви восточной греческой. Они были едины для всех содержательных канонов христианства. Отправным считалосьСвященное писание, включая Ветхий и Новый заветы с теми изъятиями, которые были установлены католическим богословием. Следующим по времени источником были произведения отцов церкви - Василия Великого, Григория Богослова, св. Августина. Их трудам было дано равноапостольское истолкование Евангелия и богословской доктрины Писания, установлены основные обряды и догматы церкви, правила исполнения священнической и епископской должности, критерии церковных таинств, в том числе брака, и расписаны главнейшие нарушения церковных правил - от малых до вероотступничества и впадения в ересь. Сходное значение имели постановления церковных соборов. Ими были установлены важнейшие правила в вероучении, оценке еретических учений и отступлений от церковного канона. Традиционным источником, особенно благодаря византийскому использованию, было римское право, особенно христианской эпохи. Созданные на основе позднего римского права кодексы были прямо заимствованы в практике церковных судов.

Все первоначальные источники канонического права, за исключением римского права, в равной степени были и богословскими, и литературными, и только исходя из этого - общеправовыми. Началом собственно юридического канонического права стали Апостольские конституции - сборник правил, приписанный первым апостолам, составленный в IV в. Сборник включил сначала 50, затем 85 правил, относящихся к самым разным сферам церковной жизни и юридического рассмотрения церковных вопросов[7]. Хоть после разделения церквей этот сборник стал рассматриваться как апокриф западной католической церковью. Разделение церквей вообще поставило исторический вопрос о собственном католическом каноническом праве. Многочисленные тщательно разработанные церковно-государственные кодексы и законы восточной церкви не могли официально применяться католиками. На важное место в западной церкви вышли издаваемые папами постановления - декреталии. Первые декреталии появились в IV в. Позднее они стали приобретать все более правовой характер, устанавливая правила внутрицерковной жизни, обязанности мирян и церковнослужителей[8].

О влиянии канонического права на практическую правовую жизнь можно сказать, что оно шло “вширь” и “вглубь”. Не в меньшей степени это касается Скандинавских стран. Основная причина распространения и влияния канонического права состояла в том, что духовенство, которое было везде и контролировало всех через заботу о душе, исповедь и представление о покаянии, представляли собой однородную идеологическую силу, частично преобразованную в сложно дифференцированную систему службы и управления. В Швеции афоризмом является изречение о том, что церковь образовалась раньше государства[35]. Для Западной Европы в целом справедливо то, что светский правопорядок, органы управления и правосудия государственной власти ещё в период позднего Средневековья в действительности сильно уступали церковным порядкам.

В XVI веке реформация подорвала позиции католической церкви и ослабила влияние канонического права. На Тридентском соборе (1545-1563 гг.), хотя и проходившем под лозунгами контреформации, был осуществлён коренной пересмотр норм канонического права, в частности решения самого собора[36]. Потеснённое реформацией каноническое право продолжало оставаться в западноевропейском обществе в Новое время не только своеобразным юридическим феноменом, но и важным духовным фактором, оказавшим непосредственное воздействие на правовую культуру и на духовную жизнь католических стран.

Поместное право – вид феодального "держания" земли. Зародилось в сфере княжеско-дворцового и церковно-монастырского вотчинного хозяйства. В XVII в. оформилось как преимущественное право военно-служилого дворянства владеть государственными землями с сидящими на них крепостными крестьянами. Это право было закреплено жалованной грамотой Екатерины II.

Ленное право – право, определявшее отношения между вассалом и сюзереном. В германской средневековой правовой системе Л.п. представляло обособленный комплекс правовых норм, касающихся высшего феодального сословия (существовало наряду с земским, городским и каноническим правом).

Каноническое право – совокупность норм, содержащихся в церковных канонах, т.е. в правилах, установленных церковью и относящихся к устройству церковных учреждений, взаимоотношениям церкви и государства, а также жизни верующих. Наибольшее развитие К.п. получило в средневековой Западной Европе. После победы буржуазных революций в Европе роль К. п. значительно снизилась, а в тех странах, в которых законодательством признано отделение церкви от государства-потеряло значение действующего права. "Кодекс канонического права 1917 г.", изданный папой Бенедиктом XV, регулирует только внутрицерковные дела.

. Городское право — это сово­купность правовых обычаев и требований городских статусов, жалованных грамот, а также уставов цехов и гильдий.

Рецепция – (лат. receptio)-в теории права означает заимствование или воспроизведение. В истории права термин "Р." употреблялся для обозначения заимствования, восприятия какой-либо национальной правовой системой принципов, институтов, основных черт другой национальной правовой системы. Именно в этом смысле говорят о Р. римского права.

Аллод – (нем. allod, франкское alodis, от al-полный и od-владение)-у германских племен и в раннефеодальных государствах Западной Европы свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная . собственность. С развитием феодальных отношений большинство мелких А. превратились в зависимые крестьянские держания, А. крупных и средних землевладельцев-в бенефиции и феоды. Как пережиток существовал и при развитом феодализме.

Бенефиций – (от лат. beneficium-благодеяние)-в период раннего средневековья в Западной Европе землевладение, которое жаловал король (другой крупный феодал) в пожизненное пользование вассалу на условии несения военной,или административной службы. Постепенно превратился в феод. В католической церкви-доходная должность или земельный участок, полученные духовным лицом как вознаграждение.

Феод – (позднелат. feodum, feudum), фьеф (фр. fief), фи (англ. fee), лен (нем. Lehn)-в странах Западной Европы в период развитого феодализма одна из наиболее распространенных форм земельных держании (прав на землю). Благородное (дворянское) держание земли на основе ленных отношений: феодальный сеньор уступал часть своих земель лицу, становившемуся его вассалом и принимавшему на себя по феодальному договору обязанность верности и оказания определенных услуг сеньору. Предшественником Ф. был бенефиций,

в средние века, в эпоху феодализма, так назыв. участки земли, владельцы которых в своих пределах пользовались большой самостоятельностью, имели верховные права по отношении к населению. Взамен этого они считались по отношению к собственнику этого участка вассалами, платили ему дань, обязаны были помогать в войне и проч. Фьеф в связи с правами, какие он давал владельцу, и обязанностями, которые вытекали из договора с собственником, назывался леном.

Коммендация – (от лат. commendo-вверяю, передаю)-в Западной Европе в период раннего средневековья акт передачи себя под покровительство более "сильного", могущественного человека. Мог оформлять как отношения вассалитета, так и личную зависимость крестьянина от феодала.

Прекарий – (лат. precarium, от preces-просьба)-в раннее средневековье в Западной Европе право пользования землей, предоставляемой собственником на более или менее длительный срок. Был формой вовлечения еще свободных крестьян в феодальную, зависимость.

Сервы – (от лат. servus-раб)-в средневековой Западной Европе категория феодально-зависимых крестьян, наиболее ограниченных в правах: в переходе из одной сеньории в другую, отчуждении земель, наследовании имущества, свободе брака и др. (уплачивали особые поборы). К XVI в. сохранились лишь пережитки серважа.

Вилланы – (от лат. villa-поместье)-в средневековых Франции, Италии, Германии крестьяне, лично свободные, но зависимые от феодала как держателя земли; в Англии (до XV-XVI вв.) крепостные крестьяне.

Колонат – (позднелат. colonatus)-форма производственных отношений между крупным земельным собственником и непосредственным производителем-колоном, получившая широкое распространение в Римской империи. При системе К. крупная земельная собственность дробилась на парцеллы-небольшие земельные участки, сдаваемые в аренду колонам, которые постепенно прикреплялись к земле. Распространение К. было вызвано кризисом рабовладельческого хозяйства.

Па́рики (др.-греч. pároikos — поселенец, пришелец) — категория зависимых наследственных держателей земли феодала-землевладельца, императора или казны в Византии в IX—XVвв. В XIII веке в некоторых районах Византии были закрепощены. Принадлежавшие феодалу парики платили ему натуральную и денежную ренту, несли отработочные повинности. Государственные парики держали государственную землю, несли специфические государственные повинности (поставка продовольствия императорскому двору, обслуживание государственных конных заводов и т. п.).

В раннехристианских общинах вопросы веры решались на основании норм в Священном писании и Апостольских преданиях.

С распространением христианства по миру в Церкви сформировался свод законов, получивший название Каноническое право. Оно формировались на протяжении сотен лет, и вобрало в себя многолетний церковный опыт.

Определение и понятие канонического права, как системы церковных юридических постановлений

Каноническое право — это система правовых норм действующего церковного законодательства в Православной, Римско-католической, и Древних Восточных (дохалкидонских) Церквах.

Корень слова «Канон» употребляется в итальянском, английском, французском, немецком и испанском языках.

Канонические правила состоят из:

  • апостольских правил;
  • постановлений Вселенских церковных соборов;
  • постановлений Поместных соборов;
  • совокупности правил Отцов Церкви.

Апостольские правила — фундамент церковного законодательства всех Православных Поместных Церквей. Это часть Предания, оставленного самими Апостолами.

«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим».

Каноничные правила определяют взаимоотношения клириков и мирян.

Последние исследования церковных историков говорят о том, что многие постановления из Апостольских правил составлены первыми апостолами, а некоторые добавлены на Вселенских соборах со временем, когда Церковь вышла из периода гонений и применяла опыт Римского права.

Исторические причины образования канонического права — во внутренних и внешних церковных взаимоотношениях

Церковь — Божественное установление. Это Царство, видимо явленное, но это Царство не от мира сего (Ин 18. 36). По определению «Катехизиса» — это «общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами».

Указывая на неземную природу Церкви, Апостолы пишут, что это дом Божий,

«который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины».

Тело Христово, «которое есть Церковь».

Имея мистическую природу, Церковь не подлежит никаким земным и человеческим законам.

Церковь, как общество людей, вступает в контакт с государственными и другими образованиями. Для этого существуют внешние взаимоотношения церкви и государства, и внутрицерковные, — между общинами, институтами и членами Церкви.

Основные догматы получены от Самого Христа, а другие законы и правила создавались властью, которую Христос её наделил через Апостолов и их приемников.

Нормы, регулирующие внутреннюю церковную жизнь, и отношения с другими общественными организациями, — и составляют каноническое, или церковное право. Правилами и канонами Церковь сохраняет свой богоспасительный строй на протяжении веков.

Нравственный христианский закон, основанный на любви и соблюдении заповедей, для Церкви начало более важное, чем гражданское право, опирающееся на справедливость.

Однако, без правового аспекта отношения между людьми, которые регулируются личными мотивами и юридическими нормами, — представить церковную жизнь невозможно.

На протяжении истории христианства, в восточной, западной церквях, и в некоторых протестантских деноминациях встречаются учения об отрицательном влиянии юридического рационализма, усвоенном в Римской Империи.

Церковь попала под ярмо римского закона, и произошло то, чего боялся Апостол Павел:

«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?»

Тесное сближение, слияние Церкви Христовой с кесарем — причина многих злоупотреблений в Римской Империи, Византии и Российской Империи.

Они явились причиной раскола между православными и католиками, появлению протестантизма в Европе и Старообрядчества на Руси.

Там, где насаждалось законничество под давлением власти, а Дух и любовь забывались, — возникали расколы.Тем не менее, римское законодательство было частично адаптировано церковью, и некоторые его положения вошли в сборники канонического права.

Епископ Далматинско-Истрийский Никодим (Милаш), известный православный канонист.

Епископ Далматинско-Истрийский Никодим (Милаш), известный православный канонист. Фотография начала ХХ века

Церковные санкции существенно отличаются от государственных. Основатель Церкви не уполномочивал кого-либо принуждать насилием.

Самая высшая мера наказания — это анафема (отлучение), которая побуждает нарушителя положений церковных соборов и постановлений к покаянию.

К вступлению в Церковь нет никому принуждения. Но вступившие добровольно, должны подчиняться церковным канонам, ибо без послушания, следование Евангелию невозможно. Отрицание священных норм есть противление Апостольскому преданию.

Система канонического права и взаимоотношение его с государственными законами

Каноническое право делится на публичное и частное. Публичное затрагивало положения и правила римского государства. Частное касается пользованию отдельных лиц.

В эпоху правления Рима и Византии, переплетение государственных и церковных законов было логическим следствием просвещенной в христианстве знати и Царской власти. Сегодня этот исторический феномен утратил свою силу.

Церковь не имеет национальности и государственной принадлежности. Она не замыкается земными границами, и ее универсальные законы не могут быть частью законодательства отдельного государства. В Византии, при условии «сращивания», всегда можно было отделить законы государственные и церковные.

Оно касается совести, и спасения души. Эта область не претерпевает изменения, в отличие от государственного права. Для верующих, церковный авторитет всегда имел больший приоритет.

Основной конфликт между церковью и государством состоит в том, что они преследуют разные цели.

Канонические церковные нормы систематизируют следующим образом:

  • административное право (органы управления, виды церковной власти, епархии, приходы);
  • состав и организация церкви (миряне, клир, монашество);
  • брачное церковное право;
  • имущественное право;
  • взаимоотношения с православными и инославными церквями;
  • взаимоотношения с государством.

Пути формирования канонов, 8 категорий источников канонического права и основы его создания

Источники делятся на следующие категории:

  • божественные, или естественные, основанные на Божественном Откровении;
  • положительные, основанные на законодательных церковных актах;
  • писанные (изложенные письменно);
  • неписанные (хранились в Церкви как предание, или обычай);
  • общие — обязательные для всей Церкви;
  • частные — действующие в отдельных Поместных Церквах;
  • материальные лица и институты (епископы, предстоятели, Соборы);
  • формальные (исторические документы, в которых изложены нормы).

Есть 7 основ создания церковных законов и правил, из которых сформировано каноническое право.

  1. Божественное право, или Божественное Откровение. Содержит полноту истины, как высший критерий законодательства Церкви. Содержится в Заповедях и Новом Завете.
  2. Церковное законодательство, вытекающее из Церкви, руководствуемой Божественной волей.
  3. Вселенские и Поместные Соборы. Непогрешимость соборов вытекает из догмата непогрешимости Церкви. Признание непогрешимости канонов не ставит непреодолимого барьера к правке канона, — в случае утраты характера действующей нормы в изменяемой исторической обстановке.
  4. Статуарное право, или частное церковное законодательство. Состоит из актов, изданных властью Поместных Церквей и архиереями. Они не распространяются за территорию автокефальных Церквей и епархий.
  5. Благочестивые обычаи. Они бывают как общецерковные (епископ должен быть монахом), так и местные, не обязательные к применению в других регионах. Учитывается обычай при рассмотрении дел церковных судов в том случае, если в рассматриваемых случаях нет письменного закона.
  6. Труды и мнения известных канонистов, включенные в законодательные церковные сборники.
  7. Государственные законодательные акты, касающееся внешней правовой области Церкви, закрепленные подписью епископов.

При решении церковных споров, существует правило иерархии правовых норм. Оно заключается в преимуществе акта, имеющего более важный статус.

Причины созыва Церковных Соборов — в возникающих разногласиях между церквями

При распространении Христового Учения по миру, и образовании Церквей, в разных регионах возникали различные богослужебные особенности и правовые нормы. Возникла необходимость удержания единства церковного учения.

Для исследования недоразумений, сохранения единства и избегания спорных вопросов, — созывались Соборы, на которых присутствовали предстоятели и почитаемые старцы. Соборные решения оформлялись в виде посланий, и рассылались по епархиям.

Один из главных источников канонического права, первый Вселенский Собор. Художник В. И. Суриков, 1876 г. Роспись храма Христа Спасителя в Москве.

Один из главных источников канонического права, первый Вселенский Собор. Художник В. И. Суриков, 1876 г. Роспись храма Христа Спасителя в Москве

Учение 12 апостолов «Дидахе» — первый древнейший канонический свод церковных законов

Текст «Дидахе» был окончательно сложен к концу 1 века Н.Э. Обнаружен он в 1862 году, и опубликован в 1883 г. В этом писании изложены постулаты о вере и нравственности, церковно-дисциплинарный раздел, положения о епископах, клириках и мирянах, о Евхаристии и посещениях молитвенных собраний.

«Дидахе» или Учение 12 апостолов — древнейший документ апостольских правил.

Также говорится об обязанностях диаконов и диаконисс, воскресении мертвых, и многие другие положения и постановления.

Часть древнего манускрипта Дидахе – основа канонического права

Часть древнего манускрипта Дидахе — основа канонического права

Этот документ доказывает правоту и истинность Православной веры, сохранившей апостольские догматы.

Создание догматических сборников нужно из-за больших объемов церковных предписаний

В результате Соборов, и других канонических источников, образовалось множество церковных нормативных актов. Для облегчения практического пользования, составлялись сборники, которые стали источниками общецерковного права.

Сборники разделялись на 3 типа:

  • канонические, имеющие в составе только церковные правила;
  • гражданские, содержащие гражданские акты по церковным делам;
  • смешанные, или номоканоны.

Сборники составляются в хронологической последовательности принятия законов, либо по тематическим разделам.

Классификация источников канонического права по региональным признакам:

  • греческие;
  • византийские;
  • Русской Церкви.

Каноническое право Римско-Католической Церкви выделилось в XII веке

У католиков, начиная с XII века, каноническое право выделилось из богословской среды, и сформировалось в правовую систему и научную дисциплину. Монах Грациан провел работу по объединению правовых и юридических церковных текстов, которая вылилась в труд, названный Декретом Грациана.

До возникновения протестантизма, церковь была встроена в структуру политической власти, была задействована в управлении государством и влияла на все сферы частной и общественной жизни. По этой причине церковь часто конфликтовала со светской властью.

В совершении этих деяний Католическая Церковь принесла покаяние.

Последовательное разграничение на церковный и административный аспекты канонические правила получили после начала Реформации. В XIX — XX вв. протестантские и католические канонисты утверждали, что церковные каноны — это совокупность юридических текстов, указов императоров, монархов, церковных постановлений Римских Пап, и другие представления норм и кодексов, касающихся церкви.

В настоящее время у Римо-Католиков действует «Кодекс канонического права» 1983 г. Он регулирует все вопросы как внешних, так и внутренних правовых отношений, и охватывает все сферы деятельности Католической Церкви.

Систематическое изложение права, которым регламентируется жизнь Церкви, составляет предмет науки, которая так и называется: «Церковное право». Существует, однако, и другое название нашей дисциплины — каноническое право.

Слово «канон» (. ) в буквальном, вещественном смысле означает инструмент для проведения прямых линий. Но это слово получило также обозначение «образца, правила». На новозаветном языке оно употребляется в смысле «правила» христианской жизни: «Тем, которые поступают по сему правилу (. ), мир им и милость, и Израилю Божию» (Гал. 6:16); «Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу (. ) жить» (Флп. 3:16).

В церковном лексиконе слово «канон» стало одним из самых многозначных. Оно обозначает и перечень Священных Книг, и список клириков, и особый литургический жанр. Предметом нашей науки являются каноны в смысле дисциплинарных постановлений — правил апостольских, соборных, и святоотеческих. Во 2?м правиле Трулльского Собора сказано: «Прекрасным и крайняго тщания достойным признал сей Святый Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали приятыя и утвержденныя бывшими прежде нас Святыми и Блаженными Отцами, а также и нам преданныя, именем святых и славных апостолов, 85 правил Gcaviovee)… Согласием нашим запечатлеваем и все прочия священныя правила, изложенныя от Святых и Блаженных Отец наших…».

Каноны (. ) следует отличать как от оросов (. ) — догматических определений Соборов, так и от законов (. ), изданных гражданской властью.

В западной юридической литературе церковное и каноническое право рассматриваются как две различные дисциплины. Под канонической подразумевается наука, изучающая каноны Древней Церкви и папские декреталы, вошедшие в «Корпус канонического права» (Corpus juris canonici) — свод, окончательно сложившийся на исходе средневековья. Правовые нормы этого свода касаются не только церковных, но и светских правовых отношений, которые в средние века входили в юрисдикцию церкви. Таким образом, каноническое право на языке западной юридической науки — это право, церковное по происхождению, однако не исключительно церковное по содержанию. Церковным же правом называют науку, предмет которой правовые акты, регулирующие церковную жизнь, независимо от их происхождения: будь то древние каноны, церковные постановления позднейшей эпохи или законы, изданные светской властью.

Иными словами, каноническое право (jus canonicum) — все то право, которое произошло от Церкви в эпоху Вселенских Соборов на Востоке и до конца средневековья на Западе, независимо от того, касается оно церковных или гражданских дел. А церковное право (jus ecclesiasticum) — это право, касающееся Церкви, независимо от законодателя. По замечанию немецкого ученого Рихтера, отношения того и другого права «можно представить под образом двух взаимно пересекающихся кругов»[17].

По мнению русского канониста Н. С. Суворова, такое различение дисциплин вполне приемлемо. Он ссылается при этом на то обстоятельство, что «церковные отношения… как в автокефальных церквах Восточного православия, так и на Западе, только отчасти определяются каноническим правом, главным же образом определяются нормами позднейшего происхождения, как церковного, так и государственного»[18].

Довод этот верен, однако, лишь в том отношении, что количественно законодательный материал позднейшего происхождения превосходит канонический свод. По происхождению источников, «каноническое право» — лишь часть всей совокупности церковно-правовых актов. Но каноны образуют основу и сердцевину церковного права, для позднейшего церковного законодательства они служили непререкаемым авторитетом и критерием. Латинский «Corpus juris canonici» действительно изобилует правовыми нормами, регулирующими гражданские отношения. Этого, однако, нельзя утверждать относительно канонов Православной Церкви. 12-е правило VII Вселенского Собора (о недействительности отчуждительной сделки) или 85-е правило Трулльского Собора (о форме отпущения рабов на волю), приводимые профессором Н. С. Суворовым для того, чтобы обосновать необходимость различать каноническое и церковное право применительно к Православной Церкви, во-первых, представляют собой все-таки исключения, а во-вторых, и эти два канона не лишены нравственного содержания, которое, естественно, не безразлично для церковного правосознания.

Если на Востоке «Церковь и входила в область светского, мирского права, — совершенно верно полагает А. С. Павлов, — то она никогда не придавала принципиального значения своей законодательной деятельности в этой области». Поэтому он справедливо отождествляет каноническое и церковное право: «Православный, и, в частности, русский канонист может безразлично давать своему предмету и то, и другое название». По его словам, «если мы назовем наш предмет каноническим правом, то этим названием укажем на господствующий и определяющий элемент в церковном праве»[19].

IV. Церковное устройство

IV. Церковное устройство Каноны Неизменные критерии церковного устройства современной Православной Церкви содержатся, не считая новозаветных писаний, в канонах (правилах и постановлениях) первых семи вселенских соборов; канонах нескольких поместных, или

Название дисциплины: каноническое и церковное право

Название дисциплины: каноническое и церковное право Систематическое изложение права, которым регламентируется жизнь Церкви, составляет предмет науки, которая так и называется: «Церковное право». Существует, однако, и другое название нашей дисциплины — каноническое

Церковь как источник своего права. Божественное право и церковное законодательство

Церковь как источник своего права. Божественное право и церковное законодательство Вторым материальным источником церковного права является сама Церковь. Первоисточник церковного права в этом узком смысле тоже, конечно, Божественная воля — поэтому правомочны лишь те

Частное церковное законодательство. Статуарное право

Частное церковное законодательство. Статуарное право Церковное законодательство и в древности не исчерпывалось канонами; его развитие не прекратилось и после того, как сложился основной Канонический корпус. Но законодательные акты, изданные высшей властью поместных

Византийское церковное право XIV столетия

Византийское церковное право XIV столетия В XIV веке было составлено два новых сборника церковного права, получивших широкое распространение.В 1335 г. афонский иеромонах Матфей Властарь (до пострига он был юристом) составил превосходный словарь по церковному праву: в него

Церковное управление

Церковное управление В область церковного управления, второй формы правительственной власти Церкви, входят такие функции, как учреждение и упразднение церковных должностей, их замещение, текущее администрирование, а также церковный надзор.Новые церковные должности,

1. Церковное членство.

1. Церковное членство. Когда новообращенные достигают определенного уровня подготовки, они становятся членами новозаветного сообщества верующих. Присоединившись к Церкви, они начинают по–новому относиться к другим людям, государству и

Право первородства (право старшего сына на наследование имущества)

Право первородства (право старшего сына на наследование имущества) Давайте перенесемся из времен, память о которых сохранилась в истории, в те далекие времена, в течение которых создавались домашние институты и велась подготовка к созданию общественных институтов. От

2. Церковное управление.

2. Церковное управление. Отношение митрополита к патриарху и к московским государям. Кроме содействия к расширению внешних пределов церкви, усиление Московского государства было полезно для церкви и потому, что она могла теперь опираться на силу гражданской власти с

1. Церковное управление.

1. Церковное управление. История учреждения патриаршества в Москве. В 1589 году Русская церковь достигла полной самостоятельности, будучи организована в виде особого патриархата. На практике она жила самостоятельной жизнью еще со времени митрополита Ионы. Союз ее с

Церковное пение

Церковное пение Он вложил в уста мои новую песнь… Пс. 39, 4 Откуда появились церковные песнопения?Известно, что псалмы Давида издревле употреблялись при ветхозаветных богослужениях. Обычай этот перешел и в христианскую Церковь.Зародившись еще в первых веках

Церковное судопроизводство

Церковное судопроизводство В 1-м примечании к “Уставу об управлении Русской Православной Церкви” говорится о том, что “в качестве приложения к… Уставу должна быть составлена “Процедура церковного судопроизводства.” Регламента такой процедуры действительно не

Церковное право занимает в системе права определенное место. Какое именно? В своих ответах на этот вопрос юристы значительно расходятся между собой. Еще в Древнем Риме существовало деление права на две ветви: jus publicum (публичное право), и jus privatum (частное право). В «Дигестах» императора Юстиниана сказано: «Изучение права распадается на две части: публичное и частное. Публичное право, которое (относится) к положению римского государства, частное, которое (относится) к пользе отдельных лиц»[9].

Опираясь на это классическое разделение, многие из правоведов и канонистов либо пытаются отнести церковное право к одному из названных институтов, либо само церковное право разделяют на церковное публичное и церковное частное право. В Риме религия вполне отождествлялась с государственными интересами, поэтому и jus sacrum (священное право) в «Дигестах» совершенно последовательно рассматривается как часть публичного, государственного права: «Публичное право включает в себя святыни (sacra), служение жрецов, положение магистратов»[10].

Такую классификацию права восприняли и некоторые христианские канонисты, не только западные, но и русские. Профессор Н. С. Суворов писал: «В церковном праве нет надобности различать публичное и частное право, потому что все вообще церковное право носит публичный характер»[11]. Однако его точку зрения не разделяют другие видные православные канонисты: епископ Никодим (Милаш), профессор А. С. Павлов.

Сложившееся в Константиновскую эпоху сращение церковного права с государственным законодательством представляет собой лишь исторический феномен, который имеет и свое начало, не совпадающее с рождением Церкви, и свой теперь уже очевидный конец. А главное, в этом сражении, в византийских «Номоканонах», всегда можно отделить каноны (. ) от законов (. ). Церковь — не государственное установление. Христианская вера предназначена для всех, независимо от национальности и государственной принадлежности, Вселенская Церковь не замыкается государственными границами. Поэтому универсальное церковное законодательство не может быть частью государственного законодательства, всегда национально или по меньшей мере территориально ограниченного.

Государственное, публичное право всякого народа является продуктом его истории и потому претерпевает изменения в зависимости от перемен в жизни народа. Напротив, Церковь выводит свое право из Божественного Откровения, данного людям навсегда, вследствие чего первооснова церковного права, его ядро, остается неизменным на все времена, как неизменны догматы веры. Церковное право совершенно самобытно по отношению к праву любого государственного или политического образования.

Церковь Христова имела свои правила, свою достаточно полно разработанную систему законов еще тогда, когда Римское государство не только не признавало за ней статуса публичной корпорации, но прямо преследовало ее как недозволенную ассоциацию (collegium illicitum). Государство может, конечно, как это и произошло вскоре после издания Миланского эдикта (313 г.), придать церковным правилам статус государственных законов, обязательных для исполнения гражданами, но для членов Церкви эти правила обязательны и без государственной санкции, в силу их церковного авторитета. Таким образом, право, определяющее внутри-церковные отношения, своим происхождением не обязано государству и не является частью государственного, публичного права.

Иначе обстоит дело с внешним церковным правом, т. е. теми нормами, которыми регулируются отношения Церкви как одного из общественных союзов с другими общественными образованиями, прежде всего с государством. В данной сфере поместная Церковь вполне зависит от воли государственной власти, осуществляющей свои суверенные полномочия на территории этой Церкви.

Чтобы правильно судить об отношениях между Церковью и государством, а значит, и между церковным и государственным правом, нельзя упускать из виду принципиальное различие между внутренним и внешним церковным правом. Последнее, безусловно, входит в сферу государственного права. Государство может рассматривать Церковь как публичную корпорацию и даже признавать за церковными правилами статус государственных законов, оно может признавать ее всего лишь как частное общество или устанавливать какие-либо иные нормы для ее существования, может, наконец, подобно Римской империи, объявить ее вне закона; но внутрицерковное законодательство по самой природе своей во всех этих случаях остается совершенно самобытным и суверенным.

Некоторые из канонистов, главным образом католические авторы, всячески подчеркивая независимость и самостоятельность Церкви по отношению к государственной власти, включают взаимоотношения между государством и Церковью в область международного права. За такой позицией, очевидно, скрывается представление о Церкви как о своеобразном государственном образовании, при этом забывается то обстоятельство, что Церковь является все-таки Царством не от мира сего, иноприродным политическим союзам, преследующим совершенно иные цели, чем государство, а потому и не имеющим оснований для заключения с государством конкордатов и договоров, опосредующих международные отношения. Несостоятельны поэтому и те системы, в которых церковное право, наряду с государственным и международным, включается в публичное право как его особая отрасль.

Нет серьезных оснований относить церковное право и к области частного права. Главный аргумент в защиту этой точки зрения тот, что религия — дело совести, а не государственной повинности, следовательно, дело частное. Верно, с христианской точки зрения не может быть принуждения к религиозной вере. Из этого вовсе не следует, что Церковь есть дело частное. Церковь, конечно, представляет собой частное общество по отношению к государству, которое не признает за ним статус публичной корпорации. Церковь — частное общество и в отношении к тем лицам, которые к ней не принадлежат, но для своих членов, а это самое главное, Церковь вовсе не частное общество, а организм, обладающий предельной универсальностью.

На этом основании приходится отвергнуть и концепцию тех юристов, кто, в зависимости от того, отделена или не отделена Церковь от государства, рассматривает ее право как публичное в первом случае и как частное — во втором. Историк права Марецолл в своих «Институциях римского права» (1875 г.) писал: «Каждый человек по своим верованиям входит в состав той или другой религиозной общины. Отсюда возникают более или менее своеобразные религиозные отношения. Отношения эти совпадают всецело со всеми прочими отношениями в государстве, именно там, где существует вполне национальная религия. Так, у римлян, jus sacrum отнесен к jus romanum publicum. Где же нет такого отождествления интересов государства с интересами религии, именно в новейших государствах, отношения верующих к их религиозной общине, Церкви, образуют особенное право — церковное. Церковное право, поскольку речь идет об отношении Церкви к государству, входит, правда, в состав государственного права. Но так как оно затрагивает и интересы отдельных лиц и видоизменяет их, то оно относится и к частному праву. Все же остальное в церковном праве лежит на границе между частным и публичным правом»[12].

Рассуждения автора правильны, но все дело в том, что, как остроумно заметил А. С. Павлов, «нечто, «лежащее на границе между частным и публичным правом», существующим в государствах, и составляет в церковном праве существенный элемент, который проникает всю его систему и дает ему характер, отличный от всякого другого права»[13].

Таким образом, внутреннее церковное право нельзя отнести ни к частному, ни к публичному праву. А. С. Павлов писал: «Пока систематика различных отделов права не возведена к бесспорным философским началам, до тех пор мы вправе оставаться при взгляде средневековых цивилистов и канонистов, которые, имея в виду различие источников и предметов частного и публичного права, с одной стороны, и канонического — с другой, не находили иного, высшего начала для деления системы права и сообразно с этим разделяли все право в последней инстанции на jus civile (право гражданское, т. е. мирское, светское вообще) и jus canonicum (право каноническое, церковное)»[14].

Добавить к этому можно лишь следующее: и самые блестящие успехи юридической систематики не могут поколебать сложившуюся в средневековье классификацию права — разделение его на гражданское и церковное. Г. Пухта вполне резонно отмечал, что римляне «рассматривали «священное право» (jus sacrum) лишь как часть «публичного права» (jus publicum), это вполне соответствовало характеру их религии. Напротив, право Христианской Церкви представляет собой третью ветвь права, наравне с частным и публичным (общественным правом)»[15], Аналогичной точки зрения придерживался и учитель Г. Пухты Ф. Савиньи[16].

Само же церковное право канонисты в зависимости от его источника делят на Божественное (divinum), которое некоторые ученые называют еще и естественным (naturale), основанное на ясно, выраженной Божественной воле, и положительное (positivum), или церковное право в узком смысле слова, основанное на точно установленных законодательных актах самой Церкви.

В зависимости от того, идет ли речь о праве, регулирующем внутреннюю жизнь Церкви или ее отношения с иными общественными и политическими образованиями, прежде всего, государством, различают внутреннее (internum) и внешнее (externum) церковное право.

Церковное право разделяют также на писаное (scriptum), когда известные законы были изданы, утверждены и письменно изложены компетентной законодательной властью, и обычное, или неписаное (nonscriptum, per consuetudinem), если оно хранилось в Церкви путем предания и обычая.

Наконец, существует общее (commune) и частное (particulare) церковное право. Первое подразумевает основные законы, обязательные для Вселенской Церкви, второе же составляют законодательные акты, действующие в отдельных поместных Церквах.

Изучение церковного права в Византии и Греции

Изучение церковного права в Византии и Греции В древности право изучалось в высших школах энциклопедического характера: в Афинах, Александрии, Антиохии, Бейруте, Риме, позже в Константинополе. В этих своеобразных университетах, где и после издания Миланского эдикта

Изучение церковного права в России и на Балканах

Изучение церковного права в России и на Балканах На Руси церковное право в древности изучалось исключительно с практической целью. Первые опыты его научного изучения восходят к началу XIX века. Лишь в конце XVIII столетия введено было преподавание церковного права в

Новый Завет как источник церковного права

Новый Завет как источник церковного права Иначе обстоит дело с Новым Заветом, Заповеди Христовы, как прямое выражение Божественной воли, общеобязательны для Церкви, они составляют краеугольный камень ее учения и жизни.Некоторые из этих заповедей касаются устроения

Апостольские писания как источник церковного права

Апостольские писания как источник церковного права Кроме заповедей, данных самим Христом, в Священном Писании есть и другие постановления о Церкви, принадлежащие апостолам, которые издавали их по власти, дарованной от Учителя.В «Деяниях» говорятся о повсеместном

Древнейшие памятники церковного права

Древнейшие памятники церковного права Самым высоким авторитетом пользовались правовые нормы апостольского происхождения. Чтобы эти нормы не были забыты и не подвергались порче, их записывали, усваивая создавшиеся таким образом писания самим апостолам.Древнейший из

Греческие источники Церковного права

Греческие источники Церковного права Правила I Никейского Собора Миланским эдиктом открывается новая эпоха в истории Христианства — эпоха симфонических гармонических отношений между Церковью и государством, эпоха Вселенских Соборов, на которых, по благодати Святого

Источники церковного права византии X–XV веков

Источники церковного права византии X–XV веков Постановления Соборов, Патриархов и епископов. Императорские законы Канонисты началом нового периода в истории церковного права считают время издания «Номоканона» в редакции Патриарха Фотия — 883 г. В эту эпоху произошло

Источники церковного права государственного происхождения

Источники церковного права государственного происхождения Своеобразие отечественной истории в период зависимости Русской Церкви от Константинопольского Патриарха выразилось в том, что действовавшие на Руси церковно-правовые документы государственного

Источники русского церковного права эпохи Патриаршества

Источники русского церковного права эпохи Патриаршества После учреждения Патриаршества в Москве в 1589 г. Поместный Собор 1590 г. издал деяние с грамотой Константинопольского Патриарха Иеремии II об избрании Патриархом Иова и о Патриаршем титуле его преемников. Это деяние

Источники церковного права синодальной и новейшей эпохи

Источники церковного права синодальной и новейшей эпохи Взаимоотношения Церкви и государства в синодальную эпоху В 1700 г. скончался Патриарх Адриан. 21 год во главе Русской Церкви стоял Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Стефан (Яворский), а в 1721 г.

Источники церковного права синодальной эпохи

Источники церковного права синодальной эпохи В 1776 г. от лица Св. Синода была напечатана составленная несколько ранее епископами Георгием (Конисским) и Парфением (Сопковским) «Книга о должностях пресвитеров приходских». Впоследствии она много раз переиздавалась. Это

Источники церковного права новейшей эпохи

Источники церковного права новейшей эпохи Поместным Собором Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. и восстановлением Патриаршества открылся новейший период в истории нашей Церкви. В жизнь Церкви вновь вошли Поместные Соборы как ее высший канонический орган. Собор

3. Кодификация церковного права

3. Кодификация церковного права Кроме прославленного «Кодекса» эра Юстиниана была, конечно же, свидетелем появления кодифицированного церковного законодательства, хотя разного рода систематизированные или собранные в хронологическом порядке сборники законов

Церковное право занимает в системе права определенное место. Какое именно? В своих ответах на этот вопрос юристы значительно расходятся между собой. Еще в Древнем Риме существовало деление права на две ветви: jus publicum (публичное право), и jus privatum (частное право). В «Дигестах» императора Юстиниана сказано: «Изучение права распадается на две части: публичное и частное. Публичное право, которое (относится) к положению римского государства, частное, которое (относится) к пользе отдельных лиц»[9].

Опираясь на это классическое разделение, многие из правоведов и канонистов либо пытаются отнести церковное право к одному из названных институтов, либо само церковное право разделяют на церковное публичное и церковное частное право. В Риме религия вполне отождествлялась с государственными интересами, поэтому и jus sacrum (священное право) в «Дигестах» совершенно последовательно рассматривается как часть публичного, государственного права: «Публичное право включает в себя святыни (sacra), служение жрецов, положение магистратов»[10].

Такую классификацию права восприняли и некоторые христианские канонисты, не только западные, но и русские. Профессор Н.С. Суворов писал: «В церковном праве нет надобности различать публичное и частное право, потому что все вообще церковное право носит публичный характер»[11]. Однако его точку зрения не разделяют другие видные православные канонисты: епископ Никодим (Милаш), профессор А.С. Павлов.

Сложившееся в Константиновскую эпоху сращение церковного права с государственным законодательством представляет собой лишь исторический феномен, который имеет и свое начало, не совпадающее с рождением Церкви, и свой теперь уже очевидный конец. А главное, в этом сражении, в византийских «Номоканонах», всегда можно отделить каноны (κανωνες) от законов (νομος). Церковь — не государственное установление. Христианская вера предназначена для всех, независимо от национальности и государственной принадлежности, Вселенская Церковь не замыкается государственными границами. Поэтому универсальное церковное законодательство не может быть частью государственного законодательства, всегда национально или по меньшей мере территориально ограниченного.

Государственное, публичное право всякого народа является продуктом его истории и потому претерпевает изменения в зависимости от перемен в жизни народа. Напротив, Церковь выводит свое право из Божественного Откровения, данного людям навсегда, вследствие чего первооснова церковного права, его ядро, остается неизменным на все времена, как неизменны догматы веры. Церковное право совершенно самобытно по отношению к праву любого государственного или политического образования.

Церковь Христова имела свои правила, свою достаточно полно разработанную систему законов еще тогда, когда Римское государство не только не признавало за ней статуса публичной корпорации, но прямо преследовало ее как недозволенную ассоциацию (collegium illicitum). Государство может, конечно, как это и произошло вскоре после издания Миланского эдикта (313 г.), придать церковным правилам статус государственных законов, обязательных для исполнения гражданами, но для членов Церкви эти правила обязательны и без государственной санкции, в силу их церковного авторитета. Таким образом, право, определяющее внутри-церковные отношения, своим происхождением не обязано государству и не является частью государственного, публичного права.

Иначе обстоит дело с внешним церковным правом, т.е. теми нормами, которыми регулируются отношения Церкви как одного из общественных союзов с другими общественными образованиями, прежде всего с государством. В данной сфере поместная Церковь вполне зависит от воли государственной власти, осуществляющей свои суверенные полномочия на территории этой Церкви.

Чтобы правильно судить об отношениях между Церковью и государством, а значит, и между церковным и государственным правом, нельзя упускать из виду принципиальное различие между внутренним и внешним церковным правом. Последнее, безусловно, входит в сферу государственного права. Государство может рассматривать Церковь как публичную корпорацию и даже признавать за церковными правилами статус государственных законов, оно может признавать ее всего лишь как частное общество или устанавливать какие-либо иные нормы для ее существования, может, наконец, подобно Римской империи, объявить ее вне закона; но внутрицерковное законодательство по самой природе своей во всех этих случаях остается совершенно самобытным и суверенным.

Некоторые из канонистов, главным образом католические авторы, всячески подчеркивая независимость и самостоятельность Церкви по отношению к государственной власти, включают взаимоотношения между государством и Церковью в область международного права. За такой позицией, очевидно, скрывается представление о Церкви как о своеобразном государственном образовании, при этом забывается то обстоятельство, что Церковь является все-таки Царством не от мира сего, иноприродным политическим союзам, преследующим совершенно иные цели, чем государство, а потому и не имеющим оснований для заключения с государством конкордатов и договоров, опосредующих международные отношения. Несостоятельны поэтому и те системы, в которых церковное право, наряду с государственным и международным, включается в публичное право как его особая отрасль.

Нет серьезных оснований относить церковное право и к области частного права. Главный аргумент в защиту этой точки зрения тот, что религия — дело совести, а не государственной повинности, следовательно, дело частное. Верно, с христианской точки зрения не может быть принуждения к религиозной вере. Из этого вовсе не следует, что Церковь есть дело частное. Церковь, конечно, представляет собой частное общество по отношению к государству, которое не признает за ним статус публичной корпорации. Церковь — частное общество и в отношении к тем лицам, которые к ней не принадлежат, но для своих членов, а это самое главное, Церковь вовсе не частное общество, а организм, обладающий предельной универсальностью.

На этом основании приходится отвергнуть и концепцию тех юристов, кто, в зависимости от того, отделена или не отделена Церковь от государства, рассматривает ее право как публичное в первом случае и как частное — во втором. Историк права Марецолл в своих «Институциях римского права» (1875 г.) писал: «Каждый человек по своим верованиям входит в состав той или другой религиозной общины. Отсюда возникают более или менее своеобразные религиозные отношения. Отношения эти совпадают всецело со всеми прочими отношениями в государстве, именно там, где существует вполне национальная религия. Так, у римлян, jus sacrum отнесен к jus romanum publicum. Где же нет такого отождествления интересов государства с интересами религии, именно в новейших государствах, отношения верующих к их религиозной общине, Церкви, образуют особенное право — церковное. Церковное право, поскольку речь идет об отношении Церкви к государству, входит, правда, в состав государственного права. Но так как оно затрагивает и интересы отдельных лиц и видоизменяет их, то оно относится и к частному праву. Все же остальное в церковном праве лежит на границе между частным и публичным правом»[12].

Рассуждения автора правильны, но все дело в том, что, как остроумно заметил А.С. Павлов, «нечто, «лежащее на границе между частным и публичным правом», существующим в государствах, и составляет в церковном праве существенный элемент, который проникает всю его систему и дает ему характер, отличный от всякого другого права»[13].

Таким образом, внутреннее церковное право нельзя отнести ни к частному, ни к публичному праву. А.С. Павлов писал: «Пока систематика различных отделов права не возведена к бесспорным философским началам, до тех пор мы вправе оставаться при взгляде средневековых цивилистов и канонистов, которые, имея в виду различие источников и предметов частного и публичного права, с одной стороны, и канонического — с другой, не находили иного, высшего начала для деления системы права и сообразно с этим разделяли все право в последней инстанции на jus civile (право гражданское, т.е. мирское, светское вообще) и jus canonicum (право каноническое, церковное)»[14].

Добавить к этому можно лишь следующее: и самые блестящие успехи юридической систематики не могут поколебать сложившуюся в средневековье классификацию права — разделение его на гражданское и церковное. Г. Пухта вполне резонно отмечал, что римляне «рассматривали «священное право» (jus sacrum) лишь как часть «публичного права» (jus publicum), это вполне соответствовало характеру их религии. Напротив, право Христианской Церкви представляет собой третью ветвь права, наравне с частным и публичным (общественным правом)»[15], Аналогичной точки зрения придерживался и учитель Г. Пухты Ф. Савиньи[16].

Само же церковное право канонисты в зависимости от его источника делят на Божественное (divinum), которое некоторые ученые называют еще и естественным (naturale), основанное на ясно, выраженной Божественной воле, и положительное (positivum), или церковное право в узком смысле слова, основанное на точно установленных законодательных актах самой Церкви.

В зависимости от того, идет ли речь о праве, регулирующем внутреннюю жизнь Церкви или ее отношения с иными общественными и политическими образованиями, прежде всего, государством, различают внутреннее (internum) и внешнее (externum) церковное право.

Церковное право разделяют также на писаное (scriptum), когда известные законы были изданы, утверждены и письменно изложены компетентной законодательной властью, и обычное, или неписаное (nonscriptum, per consuetudinem), если оно хранилось в Церкви путем предания и обычая.

Наконец, существует общее (commune) и частное (particulare) церковное право. Первое подразумевает основные законы, обязательные для Вселенской Церкви, второе же составляют законодательные акты, действующие в отдельных поместных Церквах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: